Мужество похоже на добродетель повинуясь которой люди совершают прекрасные дела цитата

Обновлено: 06.11.2024

В данном случае запятая открывает придаточную часть сложноподчиненного предложения, совпадая с началом деепричастного оборота. Придаточная часть - "повинуясь которой люди совершают прекрасные дела", внутри нее запятую ставить нет оснований.

Следующая цитата

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Мужество (1) похоже на добродетель (2) повинуясь (3) которой люди (4) совершают прекрасные дела.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведем верное написание.

Мужество похоже на добродетель, повинуясь которой люди совершают прекрасные дела. Это сложноподчинённое предложение, придаточная часть прикреплена союзным словом который.

Правило: иногда перед местоимением «который» стоит деепричастие. Оно не обособляется запятой и после местоимения «который» запятую ставить не нужно.

Запятая должна стоять на месте 2.

Ответ: 2 Правило: Задание 19. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

ЗА­ДА­НИЕ 19 ЕГЭ (2016 год): РАС­СТА­НОВ­КА ЗНА­КОВ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖ­НО­ПОД­ЧИНЁННОМ ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ.

Осо­бен­но­сти вы­пол­не­ния за­да­ния 18.

Цель за­да­ния:Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые. При такой фор­му­ли­ров­ке ответ может со­дер­жать как одну, так и более цифр. На­пи­са­ние ука­жи­те все цифры(У) очень силь­но об­лег­ча­ет за­да­ние и де­ла­ет его более лёгким, чем осталь­ные. По­это­му на РЕ­ШУ­ЕГЭ фор­му­ли­ров­ка будет толь­ко такой.

От уча­щих­ся тре­бу­ет­ся про­явить уме­ние рас­став­лять знаки пре­пи­на­ния в слож­но­под­чинённом пред­ло­же­нии.

При этом в 100% слу­ча­ев мо­дель пред­ло­же­ния одна: это слож­но­под­чинённое пред­ло­же­ние с при­да­точ­ным опре­де­ли­тель­ным с со­юз­ным сло­вом ко­то­рый. По­че­му имен­но такой тип? Ви­ди­мо по­то­му, что имен­но в пред­ло­же­ни­ях с дан­ным со­юз­ным сло­вом уча­щи­е­ся не видят гра­ниц пред­ло­же­ния, сле­дуя пра­ви­лу на­чаль­ной школы «Перед сло­вом «ко­то­рый» ставь за­пя­тую». Та­ко­го пра­ви­ла нет.

1. По­ни­мать, что такое СПП , для этого об­ра­тим­ся к раз­де­лу Справ­ки Ссылка;

3. По­ни­мать, что со­юз­ное слово ко­то­рый да­ле­ко не все­гда стоит в на­ча­ле при­да­точ­но­го пред­ло­же­ния и оно может быть в раз­ном роде, числе па­де­же, с пред­ло­гом или без, что перед ним могут сто­ять дру­гие члены при­да­точ­но­го пред­ло­же­ния;

5. Иметь в виду, что ино­гда в глав­ном пред­ло­же­нии могут быть при­част­ные обо­ро­ты, не­обособ­ля­е­мые за­пя­ты­ми, и ис­кать за­пя­тую для их обособ­ле­ния не нужно. Таких за­пя­тых про­сто не будет.

Рас­смот­рим пред­ло­же­ния из ка­та­ло­га РЕ­ШУ­ЕГЭ. Начнём с самых про­стых.

Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

Мо­гу­чая даль­не­во­сточ­ная тайга (1) уди­ви­тель­ной кра­со­той (2) ко­то­рой (3) мы лю­бо­ва­лись (4) пред­став­ля­ла без­бреж­ный зе­ле­ный океан.

[Мо­гу­чая даль­не­во­сточ­ная тайга какая? ,( уди­ви­тель­ной кра­со­той ко­то­рой мы лю­бо­ва­лись ), пред­став­ля­ла без­бреж­ный зе­ле­ный океан ].

Как видно из раз­бо­ра по чле­нам пред­ло­же­ния, в при­да­точ­ном от ос­но­вы ста­вят­ся во­про­сы ко вто­ро­сте­пен­ным чле­нам, и это одно пред­ло­же­ние. Гру­бой ошиб­кой было бы не за­ме­тить, что слова «уди­ви­тель­ной кра­со­той» вхо­дят в при­да­точ­ное, ведь смысл пред­ло­же­ния в том, что лю­бо­ва­лись кра­со­той, а не тай­гой во­об­ще.

Вер­ный ответ 1 и 4.

В сти­хо­тво­ре­нии (1) Пуш­кин вспо­ми­на­ет своё двух­лет­нее из­гна­ние и няню (2) шагов (3) ко­то­рой (4) он уже ни­ко­гда не услы­шит.

[В сти­хо­тво­ре­нии Пуш­кин вспо­ми­на­ет своё двух­лет­нее из­гна­ние и няню], какую? ( шагов ко­то­рой он уже ни­ко­гда не услы­шит .)

При­да­точ­ное стоит после глав­но­го, до­пол­не­ние «шагов» уточ­ня­ет, что не услы­шит автор имен­но их, но они при­над­ле­жат той няне, что на­зва­на сло­вом «ко­то­рой».

Более слож­ный слу­чай — пред­ло­же­ние очень рас­про­странённое.

Го­род­ское и сель­ское ду­хо­вен­ство (1) от­дель­ные пред­ста­ви­те­ли (2) ко­то­ро­го (3) ещё до ре­во­лю­ции про­яв­ля­ли себя как ин­тел­ли­ген­ты (4) в какой-то мо­мент снова вы­де­ли­ло из своей среды ряд за­ме­ча­тель­ных пред­ста­ви­те­лей ин­тел­ли­ген­ции.

Го­род­ское и сель­ское ду­хо­вен­ство , какое? ( от­дель­ные пред­ста­ви­те­ли ко­то­ро­го ещё до ре­во­лю­ции про­яв­ля­ли себя как ин­тел­ли­ген­ты ), в какой-то мо­мент снова вы­де­ли­ло из своей среды ряд за­ме­ча­тель­ных пред­ста­ви­те­лей ин­тел­ли­ген­ции.

Го­род­ское и сель­ское ду­хо­вен­ство в какой-то мо­мент снова вы­де­ли­ло из своей среды ряд за­ме­ча­тель­ных пред­ста­ви­те­лей ин­тел­ли­ген­ции. От­дель­ные пред­ста­ви­те­ли ду­хо­вен­ства (=ко­то­ро­го) ещё до ре­во­лю­ции про­яв­ля­ли себя как ин­тел­ли­ген­ты.

Сле­ду­ет об­ра­тить вни­ма­ние на пред­ло­же­ния, в ко­то­рых глав­ная часть имеет од­но­род­ные члены.

Отец и мать Грея были не­воль­ни­ка­ми (1) бо­гат­ства и за­ко­нов того об­ще­ства (2) по от­но­ше­нию (3) к ко­то­ро­му при­ня­то го­во­рить «выс­шее» (4) и сво­е­го по­ло­же­ния в нём.

Отец и мать Грея были не­воль­ни­ка­ми бо­гат­ства и за­ко­нов того об­ще­ства, ка­ко­го того? (по от­но­ше­нию к ко­то­ро­му при­ня­то го­во­рить «выс­шее»), и сво­е­го по­ло­же­ния в нём.

Вер­ный ответ 2 и 4.

Таким об­ра­зом, сле­ду­ет от­ра­бо­тать навык ви­де­ния слов, свя­зан­ных со сло­вом «ко­то­рый», и не за­бы­вать ста­вить за­пя­тые.

Следующая цитата

За соткой к Дарвин скул | Русский язык | ЕГЭ 21г

За соткой к Дарвин скул | Русский язык | ЕГЭ 21г

вернуться к странице

За соткой к Дарвин скул | Русский язык | ЕГЭ 21г

За соткой к Дарвин скул | Русский язык | ЕГЭ 21г запись закреплена

«ТРЕНИРУЙ ВМЕСТЕ С НАМИ»

Проверь себя
Голосуй за правильный ответ
Возникли сложности с решением?
Задавай вопросы в комментариях

Мужество (1) похоже на добродетель (2) повинуясь (3) которой люди (4) совершают прекрасные дела.

Следующая цитата

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 277 259
  • КНИГИ 653 882
  • СЕРИИ 25 022
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 611 382

Отношение риторики в диалектике — Всеобщность риторики — Возможность построить систему ораторского искусства. — Неудовлетворительность более ранних систем ораторского искусства. — Что должен доказывать оратор? — Закон должен по возможности все определять сам; причины этого. — Вопросы, подлежащие решению судьи. — Почему исследователи предпочитают говорить о речах судебных? — Отношение между силлогизмом и энтимемой. — Польза риторики, цель и область ее.

Риторика — искусство, соответствующее диалектике, так как обе они касаются таких предметов, знакомство с которыми может некоторым образом считаться общим достоянием всех и каждого и которые не относятся к области какой-либо отдельной науки. Вследствие этого все люди некоторым образом причастны к обоим искусствам так как всем в известной мере приходится как разбирать, так и поддерживать какое-нибудь мнение, как оправдываться, так и обвинять. В этих случаях одни поступают случайно, другие действуют в соответствии со своими способностями, развитыми привычкой.

Так как возможны оба эти пути, то, очевидно, является возможность возвести их в систему, так как мы можем рассматривать, вследствие чего достигают цели как те люди, которые руководствуются привычкой, так и те, которые действуют случайно, а что подобное исследование есть дело искусства, с этим, вероятно, согласится каждый. До сих пор те, которые строили системы ораторского искусства, выполнили лишь незначительную часть своей задачи, так как в области ораторского искусства только доказательства обладают признаками, свойственными ораторскому искусству, а все остальное — не что иное, как аксессуары (TrpooufjKai). Между тем авторы систем не говорят ни слова по поводу энтимем, которые составляют суть доказательства, много распространяясь в то же время о вещах, не относящихся к делу; в самом деле: клевета, сострадание, гнев и другие тому подобные движения души относятся не к рассматриваемому судьей делу, а к самому судье. Таким образом, если бы судопроизводство везде было поставлено так, как оно ныне поставлено в некоторых государствах, и преимущественно в тех, которые отличаются хорошим государственным устройством, эти теоретики не могли бы сказать ни слова. Все (одобряют такую постановку судопроизводства, но одни полагают, что дело закона произнести это запрещение другие же действительно пользуются таким законом, не позволяя говорить ничего не относящегося к делу (так это делается и в Ареопаге). Такой порядок правилен, так как не следует, возбуждая в судье гнев, зависть и сострадание, смущать его: это значило бы то же, как если бы кто-нибудь искривил ту линейку, которой ему нужно пользоватьс Кроме того очевидно, что дело тяжущегося заключается не в чем другом, как в доказательстве самого факта: что он имеет или не имеет, имел или не имел места; что же касается вопросов, важен он или не важен, справедлив или не справедлив, то есть всего того, относительно чего не высказался законодатель, то об этом самому судье, конечно, следует иметь свое мнение, а не заимствовать его от тяжущихся.

Поэтому хорошо составленные законы главным образом должны, насколько возможно, все определять сами и оставлять как можно меньше произволу судей, во-первых, потому что легче найти одного или немногих, чем многих таких людей, которые имеют правильный образ мыслей и способны издавать законы и изрекать приговоры. Кроме того, законы составляют с людьми на основании долговременных размышлений, судебные же приговоры произносятся на скорую руку, так что трудно людям, отправляющим правосудие, хорошо различать справедливое и полезное.

Самая же главная причина заключается в том, что решение законодателя не относится к отдельным случаям, но касается будущего и имеет характер всеобщности, между тем как присяжные и судьи изрекают приговоры относительно настоящего, относительно отдельных случаев, с которыми часто находится в связи чувство любви или ненависти и сознание собственной пользы, так что они [судьи и присяжные] не могут с достаточной ясностью видеть истину: соображения своего собственного удовольствия и неудовольствия мешают правильному решению дела.

Итак, как мы говорим, относительно всего прочего нужно предоставлять судье как можно меньше простора; что же касается вопросов, совершился ли известный факт или нет, совершится или нет, есть ли он в наличности, или нет, то решение этих вопросов необходимо всецело предоставить судьям, так как законодатель не может предвидеть частных случаев.

Раз это так, очевидно, что те, которые [в своих рассуждениях] разбирают другие вопросы, например, вопрос о том, каково должно быть содержание предисловия, или повествования, или каждой из других частей [речи], касаются вопросов, не относящихся к делу, потому что [авторы этих сочинений] рассуждают в этом случае только о том, как бы привести судью в известное настроение, ничего не говоря о технических доказательствах, между тем как только таким путем можно сделаться способным к энтимемам. Вследствие всего этого хотя и существует один и тот же метод для речей, обращаемых к народу, и для речей судебного характера, и хотя прекраснее и с государственной точки зрения выше первый род речей, чем речи, касающиеся сношений отдельных личностей между собой, — тем не менее исследователи ничего не говорят о первом роде речей, между тем как каждый из них пытается рассуждать о судебных речах.

Причина этому та, что в речах первого рода представляется менее полезным говорить вещи, не относящиеся к делу, а также и та, что первый род речей представляет меньше простора для коварной софистики и имеет больше общего интереса, здесь судья судит о делах, близко его касающихся, так что нужно только доказать, что дело именно таково, как говорит оратор. В судебных же речах этого не достаточно, но полезно еще расположить слушателя в свою пользу, потому что здесь решение судьи касается дел, ему чуждых, так что судьи, в сущности, не судят, но предоставляют дело самим тяжущимся, наблюдая при этом свою собственную выгоду и выслушивая пристрастно [показания тяжущихся].

Вследствие этого во многих государствах, как мы и раньше говорили, закон запрещает говорить не относящееся к делу, но там сами судьи в достаточной мере заботятся об этом.

Так как очевидно, что правильный метод касается способов убеждения, а способ убеждения есть некоторого рода доказательство, (ибо мы тогда всего более в чем-нибудь убеждаемся, когда нам представляется, что что-либо доказано), риторическое же доказательство есть энтимема, и это, вообще говоря, есть самый важный из способов убеждения, и так как очевидно, что энтимема есть некоторого рода силлогизм и что рассмотрение всякого рода силлогизмов относится к области диалектики — или в полном ее объеме, или какой-нибудь ее части, — то ясно, что тот, кто обладает наибольшей способностью понимать, из чего и как составляется силлогизм, тот может быть и наиболее способным к энтимемам, если он к знанию силлогизмов присоединит знание того, чего касаются энтимемы, и того, чем они отличаются от чисто логических силлогизмов, потому что с помощью одной и той же способности мы познаем истину и подобие истины. Вместе с тем люди от природы в достаточной мере способны к нахождению истины и по большей части находят ее; вследствие этого находчивым в деле отыскания правдоподобного должен быть тот, кто также находчив в деле отыскания самой истины.

Итак, очевидно, что другие авторы говорят в своих системах о том, что не относится к делу; ясно также и то, почему они обращают больше внимания на судебные речи.

Риторика полезна, потому что истина и справедливость по своей природе сильнее своих противоположностей, а если решения выносят с не должным образом, то истина и справедливость обычно бывают побеждены своими противоположностями, что достойно порицания. Кроме того, если мы имеем даже самые точные знания, все-таки не легко убеждать некоторых людей на основании этих знаний, потому что [оценить] речь, основанную на знании, есть дело образования, а здесь [перед толпой] она — невозможная вещь. Здесь мы непременно должны вести доказательства и рассуждения общедоступным путем, как мы говорили это и в «Топике» относительно обращения к толпе. Кроме того, необходимо уметь доказывать противоположное, так же, как и в силлогизмах, не для того, чтобы действительно доказывать и то, и другое, потому что не должно доказывать что-нибудь дурное, но для того, чтобы знать, как это делается, а также, чтобы уметь опровергнуть, если кто-либо пользуется доказательствами несоответствующими истине.

Читайте также: