Можно ли использовать цитаты известных людей в коммерческих целях

Обновлено: 21.11.2024

Фотографии из Гугла для группы в соцсети, музыка в кофейне и программа без лицензии могут обернуться потерей денег для предпринимателя. В статье рассказываем, как законно брать контент и не нажить проблем.

Брать контент с открытой лицензией

Открытая лицензия (Creative Commons) — когда правообладатель разрешил скачивать произведение из открытого доступа бесплатно на определенных условиях — ст. 1286.1 ГК РФ . Лицензии Creative Commons — легальный способ использования чужого контента. Для коммерческого использования рядом с произведениям должна стоять отметка CC Attribution или Free for commercial use.

Например, фото ищут в расширенном поиске Гугла или на сайтах типа Flickr и Unsplash . Для музыки есть бесплатные ресурсы наподобие Free Music Archive .

В чём проблема с контентом

Изображения, тексты, программы — это объекты авторских прав, или интеллектуальная собственность. Вот список объектов, которые считаются интеллектуальной собственностью по ст. 1225 ГК РФ :

— песня и её исполнение;

— программа, база данных;

— товарный знак: название, логотип, слоган;

— персонаж книги, мультфильма, кино;

— изобретения и секреты производства.

У каждого объекта есть автор — тот, кто его создал. Он же правообладатель интеллектуальной собственности. Когда автор продаёт произведение, правообладателем становится тот, кто купил его у автора. Программист написал код — он автор и правообладатель. Фирма купила его для бизнеса — теперь она правообладатель.

Как и обычные вещи, интеллектуальную собственность нельзя брать без согласия правообладателя. Нельзя производить ткань с рисунком из книги, постить фото из блога конкурента, заливать на сайт чужие тексты. Это называется исключительным правом — ст. 1229 ГК РФ .

Важно знать, что если контент открыто выложен в интернете, это ещё не значит, что его можно копировать. Есть миф, что авторские права защищают только специальные символы, подпись автора и угрожающие надписи наподобие «информация на сайте не подлежит распространению». Это не так. Отсутствие запрета не считается разрешением — ст. 1229 ГК РФ . А правообладатель легко докажет авторство, например, свидетельством о депонировании произведения, и взыщет с вас деньги.

Если правообладатель контента не обнаружил кражу и не подал в суд на компенсацию — это всего лишь вопрос времени и везения.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Быть осторожным с узнаваемыми брендами

Например, владелец британского товарного знака «Свинка Пеппа» отсудил у предпринимателя 140 000 рублей за бездоговорное использование этого персонажа. Хотя предприниматель просто продавала в отделе торгового центра игрушки в виде героев мультфильма, которые где-то закупила — дело № А09-5684/2018 .

Поэтому проверяйте, нет ли в товаре и рекламе узнаваемых изображений.

А если уже ваши логотип и название стали популярны, зарегистрируйте свой товарный знак, пока его не украли конкуренты. Иначе даже тут станете нарушителем.

Статья актуальна на 28.01.2021

Успех! Мы выслали подтверждение на адрес указанной вами электронной почты.

Заключать с правообладателями договоры

Для законного использования интеллектуальной собственности с правообладателем заключают платные договоры на передачу исключительных прав.

Когда объект забирают навсегда, оформляют договор на отчуждение исключительного права — ст. 1234 ГК РФ . Такой договор можно заключить с фотографом или иллюстратором, если покупаете готовый контент для сайтов или буклетов. Тогда фото и рисунки станут уже вашей собственностью. Если захотите, сами сможете продать их на другой сайт. Единственное — всегда надо указывать автора.

Во временное пользование объект берут по лицензионному договору — ст. 1235 ГК РФ . Это чем-то похоже на аренду. Лицензии оформляют на программы, музыку, видео. Обычно лицензионные соглашения публикуют на сайте, откуда скачивают контент. Например, вот так выглядит договор на использование сервиса Эльба.

Иногда за лицензию не надо платить, например, в фотостоках.

Контент на заказ делают по договору авторского заказа или договору подряда — ст. 1288 , 1296 ГК РФ . Авторский заказ оформляют с физлицом, подряд — с фирмой. При оформлении договора на контент проследите, чтобы исключительное право на объект переходило к заказчику, а не передавалось по лицензии. Иначе рискуете через пару лет увидеть свой фирменный стиль у другого сайта. Потому что срок лицензии истёк.

Для фоновой музыки в баре, парикмахерской и магазине тоже покупают лицензию. Как безопасно включать музыку в помещении для клиентов — тема отдельного большого разбора. В общих чертах дела обстоят так.

У каждой песни есть исполнитель, автор текста и композитор. Сама песня — интеллектуальная собственность, и включать её в коммерческом заведении для посетителей можно только с разрешения правообладателя. Чаще всего авторы песен передают права специальной организации — Российскому авторскому обществу (РАО) . Такая организация становится правообладателем и от имени музыкантов проверяет заведения, где играет музыка. А после проверки предлагает заключить лицензионное соглашение и платить ежемесячные авторские вознаграждения, а за уже проигранное — заплатить компенсацию.

Один предприниматель заплатил РАО по решению суда 160 000 рублей за музыку в кафе без лицензии — дело № А32-27234/2018 . Так что это не просто юридический миф.

Поэтому лучше купить лицензию у правообладателя, платить каждый месяц и не дожидаться иска. Как вариант, брать музыку с открытой лицензией или из общественного достояния — об этом ниже.

Что будет за нарушение авторских прав

Если совсем коротко, то предпринимателю запретят пользоваться контентом и заставят заплатить компенсацию. Например, попросят убрать из магазина товар с чужим логотипом и заплатить правообладателю 200 000 рублей. При этом не возместят деньги за закупку и упущенную прибыль. А за кражу товарного знака дополнительно оштрафуют в пользу государства.

Административная ответственность: штраф государству

За чужой товарный знак нарушителей штрафуют по ст. 14.10 КоАП РФ . Штраф за копирование для граждан — от 5 000 до 10 000 рублей, для организаций — от 50 000 до 200 000 рублей. Штраф за продажу товаров с чужим товарным знаком для граждан — в размере двукратной стоимости товара, для организаций — в размере пятикратной стоимости. И это не считая компенсации для владельца товарного знака.

Как не нарушить авторские права

Чтобы не попасть на компенсацию и не потратиться на муторные суды, нужно следовать простому правилу: всегда брать контент с разрешения правообладателя. Для коммерческого использования рекомендации примерно такие.

Следующая цитата

Можно назвать ресторан «Твин Пикс», а на стене написать «Совы не то, чем кажутся»? А напечатать футболку с фразой «Перемен требуют наши сердца»?

Однозначного ответа нет. Если киностудия или певец заявят в суд о нарушении авторских прав, а суд решит, что фраза узнаваема, предприниматель заплатит компенсацию от 10 000 до 5 000 000 ₽.

Фольклор

Фольклор — это когда автор популярного произведения неизвестен. Закон не защищает фольклор от копирования и изменений. Кто угодно может делать игрушки с героями народных сказок и брать канву сюжетов.

Но тут важно убедиться, что у произведения точно нет автора.

К примеру, образ героя русской сказки — это фольклор, он бесплатный. А рисунок этого же героя из мультика или книги — это объект авторского права, который принадлежит киностудии или художнику. Срисовывать героя с картинки из интернета опасно, лучше придумать своего. За кражу персонажа есть риск заплатить компенсацию.

Студия анимационного кино отсудила у ресторана 300 000 ₽. Владельцы поставили перед входом картонную фигуру Ильи Муромца. Образ взяли из мультфильма «Илья Муромец и Соловей Разбойник», правами на который владеет студия. Так нельзя — дело № А40-92472/2016 .

Когда на известную фразу действуют авторские права

Известная фраза — это часть произведения. То же самое — с его названием. Правила из п. 7 ст. 1259 ГК РФ.

У произведения есть правообладатель или его наследники. Только они могут зарабатывать на произведении. Все остальные обязаны купить лицензию, и только потом использовать в бизнесе. И при этом не искажать саму фразу.

Без лицензии считается, что предприниматель нарушил авторские права на произведение целиком — п. 10 Обзора судебной практики ВС РФ по спорам об интеллектуальных правах от 23.09.2015 г.

Но фраза из произведения обязательно должна:

— узнаваться сама по себе,

Если в споре об авторских правах суд посчитает, что фраза узнаваемая и творческая, предпринимателю запретят её использовать и заставят заплатить компенсацию от 10 000 до 5 000 000 ₽ по ст. 1301 ГК РФ.

Если суд решит, что фраза — сочетание слов из обычной речи, предпринимателю ничего не будет.

Чётких критериев по известным фразам нет. К примеру, определить оригинальна ли строчка из песни «В Питере пить» — сложно. Суд решает такое в конкретном деле. Вот примеры.

❌ Жена умершего поэта Роберта Рождественского запретила использовать в рекламе на Первом канале слоган «Я, ты, он, она, вместе стройная страна». Это изменённая фраза «Я, ты, он, она, вместе — целая страна, вместе — дружная семья» из стихотворения «Дружная семья». Суд сказал, что фраза самостоятельна и оригинальна. Ее нельзя тиражировать без лицензии от наследников поэта — дело № 33-6109/2015.

✅ Драматург Александр Гельман тоже судился с Первым каналом. Он автор пьесы «Наедине со всеми». Первый канал выпустил передачу с таким названием. Суд сказал, что фраза «наедине со всеми» — это общеупотребительное выражение из разговорной речи. Компенсация драматургу не положена — дело № 33-43479/2015.

Если ясно, что фраза культовая, лучше купить лицензию у правообладателей. Это единственная защита от претензий и потери денег. Например, так сделал Тинькофф-банк для использования слогана из песни группы Кино «Дальше действовать будем мы».

Для выкупа прав на произведение обращаются к РАО или напрямую ищут авторов либо наследников.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Гражданская ответственность: заплатить правообладателю

По иску правообладателя суд заставит предпринимателя сделать следующее по ст. 1252 Г К РФ :

— Прекратить использование. Удалить чужие фото товара с сайта, перестать пользоваться программой без лицензии.

— Проставить автора и ссылку на источник. Если перепечатали или процитировали, но выглядит как будто это своё.

— Уничтожить контрафактный товар за свои деньги. Например, игрушки в виде персонажей мультфильма, которые продаются без договора с владельцем товарного знака.

— Заплатить убытки или компенсацию в размере от 10 000 до 5 000 000 рублей. Как вариант — в двукратном размере стоимости лицензионной программы — ст. 1301 , ст. 1311 , ст. 1515 ГК РФ .

— Опубликовать решение суда о нарушении авторского права.

До рассмотрения спора суд может заблокировать спорные материалы на сайте по ст. 1302 ГК РФ . Например, обучающий канал, где выложены чужие видеоуроки. Работать через такой ресурс во время блокировки не получится несколько месяцев.

Когда известную фразу можно бесплатно использовать в бизнесе

В законе есть несколько случаев, когда произведение и его часть можно использовать без выкупа авторских прав. Вот они.

Строчки из фольклорных песен — ч. 1259 ГК РФ. У народного творчества нет автора, в суд никто не пойдёт.

Песни и кино из общественного достояния (in public domain) — ст. 1281, 1282 ГК РФ. Песни становятся общественным достоянием через 70 лет после смерти автора. Фильмы — через 70 лет после выпуска. Для зарубежных произведений сроки могут отличаться. Как высчитать срок перехода в общественное достояние — мы подробно писали в статье про известные произведения.

Произведения с открытой лицензией (creative commons) — ст. 1286.1 ГК РФ. Это когда автор разрешил брать своё произведение бесплатно.

Пародийное использование фразы — ч. 4 ст. 1274 ГК РФ. Только чтобы пародия никого не унижала. Иначе автор взыщет компенсацию морального вреда.

Статья актуальна на 19.02.2021

Успех! Мы выслали подтверждение на адрес указанной вами электронной почты.

Следующая цитата

Хочу разместить в своем инстаграме цитату из купленной книги, добавив к ней собственные мысли по теме. Если я так сделаю, не нарушу ли при этом авторские или еще какие-нибудь права?

Как правильно цитировать?

Анастасия Корнилова юрист, ответила 08.01.2021

Вы можете свободно процитировать чужую книгу в своем аккаунте и не спрашивать у автора разрешения. Но есть нюанс: выдержка из чужой книги должна быть не слишком большой, иначе вас могут обвинить в нарушении авторских прав. Расскажу подробнее, как правильно оформить цитату и не нарушить допустимый объем цитирования.

Произведения из общественного достояния

Творчество авторов из России переходит в общественное достояние через 70 лет после смерти. Для расчёта берут следующее 1 января после смерти автора, а если произведение создано в соавторстве — после смерти последнего автора. Если автора репрессировали, 70 лет отсчитывают с 1 января года, следующего за годом реабилитации. Если автор участвовал в Великой Отечественной войне, срок охраны произведения увеличивается до 74 лет — ст. 1281 ГК РФ.

И ещё один нюанс: если автор умер до 1 января 1993 года, и с даты смерти прошло больше 50 лет, считается, что произведение перешло в общественное достояние, 70 лет высчитывать не надо — ст. 6 Закона О введении в действие части 4 ГК РФ.

К примеру, Владимир Маяковский умер в 1930 году. Его стихи в общественном достоянии. Их можно печатать на футболках и интерьерных постерах. Главное — указывать автора и не искажать. Дмитрий Пригов умер в 2007 году. Его стихи перейдут в общественное достояние в 2078 году. Чтобы их перепечатывать сейчас, надо искать наследников поэта и покупать лицензию.

У искусства советского времени есть свой нюанс. Если по закону исключительное право автоматом перешло от творческого работника к телевизионному агентству, киностудии или музею, произведение переходит в общественное достояние через 70 лет после первой публикации. Дата смерти автора не играет роли. По этому правилу в достояние попали некоторые работы военных корреспондентов, например, фото из Берлина «Знамя Победы над Рейхстагом» .

Произведения зарубежных авторов переходят в общественное достояние по законам их стран. Согласно Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений минимальный срок охраны фотографий и дизайна составляет 25 лет после смерти автора, а для остального искусства — 50 лет.

Сроки охраны произведений в разных странах есть тут .

Например, в США искусство становится общественным достоянием через 95 лет после смерти автора. Иосиф Бродский жил в США и умер в 1996 году. Его стихи перейдут в общественное достояние в 2092 году.

Что такое цитата

Цитата — это дословная выдержка из какого-либо текста или чьи-либо слова, которые приводят дословно. Например, я могу написать:

«Факты отвергать нельзя: снятой головы к плечам не приставишь» (Ф. Н. Плевако. Самые яркие речи).

Это будет цитата. Могу сделать немного по-другому , и это тоже будет цитата:

Так, Ильф и Петров писали: «Завхоз 2-го дома Старсобеса был застенчивый ворюга. Все существо его протестовало против краж, но не красть он не мог. Он крал, и ему было стыдно. Крал он постоянно, постоянно стыдился, и поэтому его хорошо бритые щечки всегда горели румянцем смущения, стыдливости, застенчивости и конфуза. Завхоза звали Александром Яковлевичем, а жену его — Александрой Яковлевной. Он называл ее Сашхен, она звала его Альхен. Свет не видывал еще такого голубого воришки, как Александр Яковлевич».

Цитата оформляется по определенным правилам. Самый распространенный вариант — выделение кавычками.

Что делать? 27.06.18
Ищем выходы из сложных ситуаций И помогаем читателям не потерять деньги. Подпишитесь на рассылку, чтобы не пропустить свежие статьи

Право на цитирование

Любые произведения науки, литературы и искусства, в том числе тексты, фотографии и видео, можно свободно использовать без согласия автора и не платить за это. Но следует обязательно указать имя автора, произведение, которое цитируете, и источник заимствования.

Цитировать можно как по оригиналу, так и по переводу в научных, полемических, критических, информационных и учебных целях, а также чтобы раскрыть авторский творческий замысел.

Чаще всего цитируют научные и литературные произведения. Например, ученые приводят выдержки из чужих работ, чтобы обосновать свои выводы или опровергнуть чужое мнение. Критики, литературоведы, киноведы цитируют авторов произведений, которые они разбирают. Иногда критическая работа становится не менее известной, чем оригинальное произведение. Например, критическая статья Н. Добролюбова «Луч света в темном царстве» знакома всем не меньше, чем пьеса А. Островского «Гроза», которая в ней разбирается.

Сколько допустимо цитировать

Это основной вопрос, который надо решить в случае цитирования. Если автор берет из чужого произведения несколько предложений, это разумно и допустимо. А если перепечатывает главами, то здесь уже можно говорить о нарушении исключительного права.

По этому поводу нередко случаются конфликты, причем часть из них доходит до судебных разбирательств.

Например, в 2019 году компания Kinodanz обвинила блогера Евгения Баженова, известного как BadComedian, в нарушении авторского права. Компания утверждала, что Баженов якобы использовал в своем видеообзоре треть фильма «За гранью реальности», и это принесло компании убытки. Kinodanz потребовала с BadComedian миллион рублей, но после отозвала свой иск — видимо, стороны сумели договориться без решения суда.

А в споре между издательством и учебным заведением точку пришлось ставить суду.

Издательство обвинило институт, что тот использует в учебном курсе «История» на сайте текст произведения «История России». Исключительные права на текст, которые подразумевают, что другие лица не могут использовать его без согласия правообладателя, принадлежали издательству. Институт просил отказать издательству в иске, потому что в учебнике была цитата с указанием авторов произведения и источника заимствования.

Суд изучил материалы дела и пришел к выводу, что хотя заимствованный текст был оформлен как цитата, по сути, он ею не являлся. Причина — превышение объема допустимого цитирования. Объем произведения «История России» — 35 авторских листов, а размещенная на сайте института его часть — 5,11 авторского листа. Это 14,6% от объема целого произведения. Такое использование произведения не может рассматриваться как цитата: объем не оправдан целью цитирования.

Суд признал институт виновным в нарушении исключительных прав на произведение и обязал выплатить издательству компенсацию 300 000 Р и расходы на госпошлину.

Решение арбитражного суда Москвы от 06.03.2017 № А40-69432/15-5-560 PDF, 276 КБ

Вывод такой: цитата должна раскрывать авторскую мысль, которую вы хотите донести до своей аудитории. Но если у автора эта мысль изложена на пяти листах, не стоит перепечатывать все. Дайте начало текста, потом поставьте многоточие и дальше приведите конец отрывка. А если автор уложился в два-три небольших абзаца, вы вполне можете процитировать их полностью, не урезая.

Цитировать можно не только текст, но и фотографии или картинки. Общие правила цитирования на такие объекты тоже распространяются: необходимо указать имя или псевдоним автора, а также дать ссылку на источник.

Необходимый объем цитирования в случае фотографий тоже надо соблюдать. Например, если журналист пишет статью про цирк на Цветном бульваре и берет из открытого источника пару фото, это вряд ли вызовет протест. Разумеется, если он укажет автора фото и даст ссылку на его ресурс. Но если он нашпигует свою статью тремя десятками чужих фотографий, автор может потребовать, чтобы журналист удалил его произведения из своей статьи или выплатил ему вознаграждение.

Изумительная история 28.07.17

Но в целом цитирование фотографий и картинок — более спорная история, чем цитирование текста, поэтому лучше лишний раз чужие картинки не копировать.

Брать произведения из общественного достояния

Когда закон перестаёт защищать авторские права, интеллектуальная собственность переходит в общественное достояние. Ищите такие произведения с пометкой Public domain. Это значит произведение можно использовать бесплатно и без чьего-либо разрешения, но с указанием автора — ст. 1282 ГК РФ .

По общему правилу защита произведения заканчивается через 70 лет после 1 января следующего года после смерти автора. В некоторых случаях срок считается немного иначе. Например, для авторов, которые работали в период ВОВ, срок составляет 74 года. То есть совсем старые фото, песни, тексты, картины и фильмы находятся в общественном достоянии, за них не платят.

Как процитировать автора в социальной сети

Если вы хотите процитировать какую-то мысль автора из прочитанной книги, помните, что несколько предложений — это законно, а перепечатанные целиком главы — нет.

Изумительная история 27.07.18

Вы обязательно должны указать имя автора и название произведения. Можете дописать, когда и кем была издана цитируемая книга. Например, так:

Как сказала Елена Мотова в книге «Еда для радости», вышедшей в издательстве Corpus в 2020 году, «интернет сделал информацию о питании и пищевом поведении более доступной».

Если вы хотите использовать цитату, чтобы подтвердить какие-то свои умозаключения или, наоборот, не согласиться с автором и высказать иное мнение, вы не нарушите закон. И никакое дополнительное разрешение от автора вам получать не надо.

Но если вдруг вы хотите, чтобы автор увидел ваш текст с цитатой из его книги и, возможно, пришел к вам на страницу пообщаться на эту тему, можете тегнуть его в соцсети. Но только при желании — в законе такого требования нет.

Кстати, мы в журнале тоже цитируем других людей. Например, собрали 10 избранных цитат самого молодого миллиардера в мире и 5 цитат великих людей, которые все понимают неправильно. Можете воспользоваться нашим опытом цитирования или оформить свой пост по-другому . Только не забудьте указать автора.

Произведения с открытой лицензией

Автор может при жизни разрешить кому угодно брать своё творчество бесплатно. Это называется открытая лицензия или Creative Commons. С популярными произведениями такое бывает редко.

Соблюдать правила цитирования

Цитирование — когда берут часть объекта в неизменном виде. Упоминаете отрывок чужого текста в посте группы в Фейсбуке — это цитирование.

Чтобы взять отрывок, не надо получать разрешение правообладателя и платить деньги. Это считается свободным использованием произведения по ст. 1274 ГК РФ . Цитировать можно не только текст, но и любой объект интеллектуальной собственности. То есть фото и видео тоже. Так пояснил Пленум ВС в п. 98 Постановления № 10 от 23.04.2019 г .

Для законного цитирования надо соблюдать четыре правила. Они изложены в п. 1 ч. 1 ст. 1274 ГК РФ и конкретизированы в Определении ВС № 305-ЭС16-18302 .

  1. Цель цитирования — информационная, научная, образовательная или культурная.
  2. Обязательно указать автора.
  3. Брать можно опубликованный (обнародованный) объект, на источник заимствования надо поставить ссылку.
  4. Отрывок берут в объёме, оправданном целью цитирования.

Пример цитирования, за которое не наказали.

Федеральный телеканал снял документальный фильм о влиянии на здоровье пальмового масла. В фильм взяли фрагмент другого фильма о процессе создания заменителей молочного жира. Автор не давал согласие на использование своего произведения. Поэтому пошёл в суд за компенсацией и вырезкой фрагментов. Суд он проиграл, потому что телеканал не нарушил требования к цитированию.

В фильме говорят о проблемах продуктов питания в жанре журналистского расследования, значит цель цитирования — информационная. Фильм истца опубликован на Ютубе, то есть обнародован. Автор указан. У фильмов одна тематика — про заменители молочного жира. Спорный фильм длится 15 минут, кадры из чужого взяты на 14 и 49 секунд. Объём оправдан и ничего не нарушено — дело № А40-32542/2018 .

При цитировании важно не удалять знак копирайта © и подпись автора. Даже если перепечатали правильно, за удаление водяных знаков нарушитель платит компенсацию по ст. 1300 ГК РФ .

Следующая цитата

Кажется, что классика живописи, литературы и кино принадлежит нам всем. И вроде можно зарабатывать на сувенирных футболках со стихами и репринтах картин. Но внутренний голос беспокойно подсказывает: на всякий случай узнай про авторские права.

Свободно перепечатывать классику можно не всегда. Разбираемся, как это сделать по закону.

Популярность произведения не означает, что копировать можно бесплатно

У стихов, картин, фотографий и персонажей мультфильмов есть автор. Ему принадлежит исключительное право тиражировать и продавать своё произведение.

Автор может продать исключительное право, например, киностудии, музею или издательству. А сбором авторского вознаграждения занимается специальный орган — Российское авторское общество (РАО). Так устроена интеллектуальная собственность — ст. 1229, 1242, 1259, 1266, 1270 ГК РФ.

Чтобы зарабатывать на чужом творчестве, у правообладателя выкупают исключительные права или берут лицензию на использование. Но даже в этом случае произведение нельзя переделывать и на каждом изделии надо указывать автора.

После смерти автора исключительное право переходит к наследникам. Покупать лицензию нужно у них. А ещё через несколько десятков лет произведение становится общественным достоянием — когда больше не нужно платить авторское вознаграждение. Срок перехода в общественное достояние зависит от страны проживания автора — об этом расскажем ниже.

Пока произведение не стало общественным достоянием, за копирование надо платить. Чтобы понять, у кого выкупать исключительные права, придётся гуглить информацию по каждому произведению.

❗ Известность произведения не означает, что оно в общественном достоянии. Так сказал Верховный Суд в п. 63 Обзора судебной практики по защите интеллектуальных прав от 23.09.2015 г .

Вот пример из его практики. Политическая партия развесила агитационные баннеры с портретом Че Гевары в берете со звездой и развевающимися волосами. По их мнению, они взяли общеизвестный символ свободы. Но оказалось, что у изображения есть автор — кубинский фотограф Альберто Корда. Фото называется «Героический Партизан». Черно-красный плакат по фото нарисовал ирландский художник Джим Фицпатрик. Именно это изображение Че Гевары известно в мире. Фото и плакат ещё не перешли в общественное достояние. Торговая марка на образ принадлежит дочери фотографа Корды. Печатать Че Гевару можно только по лицензии.

Уголовная ответственность: наказание от государства за кражу товарного знака и плагиат

Если владелец логотипа потерял из-за вас больше 250 000 рублей, это уже уголовная ответственность по ст. 180 УК РФ . Наказание — от штрафа в 100 000 рублей до лишения свободы на два года.

За присвоение авторства и торговлю контрафактом тоже дают судимость, когда правообладатель упустил прибыль больше 100 000 рублей. Наказание примерно как за предыдущее преступление — от штрафа до тюрьмы по ст. 146 УК РФ .

Что будет за нарушение авторских прав

За коммерческое тиражирование искусства предпринимателю грозят две проблемы: компенсация правообладателю и административный штраф за контрафакт.

Компенсация полагается автору или правообладателю как плата за кражу произведения. Размер составляет от 10 000 до 5 000 000 ₽ по ст. 1301 ГК РФ. Конкретную сумму назначает суд.

В суд на предпринимателя может подать наследник или Российское авторское общество. К примеру, с производителя хрусталя взыскали 30 000 ₽ за вазы по дизайну советского художника. Наследница художника поручила РАО собирать деньги за копирование дизайна изделий. А производитель хрусталя не покупал лицензию у РАО — дело № А49-7482/2012 .

Когда популярное произведение можно копировать бесплатно

За коммерческое использование искусства можно не платить, если оно перешло в общественное достояние, является фольклором или автор дал открытую лицензию.

Особый случай: экспонат из музея

Картины и скульптуры из российских музеев можно использовать в бизнесе только с разрешения дирекции музея. Даже если экспонат уже в общественном достоянии. Также разрешение понадобится на тиражирование здания и названия музея. Это требование ст. 36 Закона О Музейном фонде России.

Чтобы скопировать экспонат из зарубежного музея, придется искать закон той страны и выяснять про разрешения. В общем, всё непросто 🤑

В 2015 году Музей Эрмитаж запретил предпринимательнице использовать картину Гейнсборо «Портрет дамы в голубом» в дизайне магазинов одежды. Предпринимательница не получала разрешение дирекции музея. Дизайн пришлось переделать — дело № А63-18468/2012 .

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Особый случай: портрет известного человека на товаре

Изображение человека — это нематериальное благо, его защищает ст. 152.1 ГК РФ.

Печатать портрет человека можно только с его согласия. Формат не важен — фото, рисунок или скульптура. После смерти человека согласие берут у его детей, пережившего супруга или родителей. Про согласие дальнейших поколений требований закона нет.

К примеру, для запуска линейки одежды с профилями известных писателей надо выяснить, у кого живы дети, супруги или родители. Дальше — получить согласие на печать. Иначе предприниматель рискует ввязаться в спор с наследниками и потерять товар. Подобное случилось между дочерью Юрия Гагарина и АО «Гознак» из-за коллекционных медалей с портретом космонавта. Суд сказал, что согласие семьи на печать портрета известной личности обязательно. Тираж бы запретить, но медали уже распроданы — дело № 33-38075/2017 .

Статья актуальна на 11.01.2021

Успех! Мы выслали подтверждение на адрес указанной вами электронной почты.

Читайте также: