Моцарт и сальери таблица с цитатами

Обновлено: 21.12.2024

В пьесе «Моцарт и Сальери» характеристика героев, двух выдающихся композиторов, диаметрально противоположна друг другу. Один из них, Сальери – злой и желчный, а второй – жизнерадостный и веселый. Произведение Пушкина не имеет реального основания, сюжет трагедии основывается на слухах, неизвестно кем запущенных в свет. В пьесе главные герои «Моцарт и Сальери» противопоставлены один другому, как черный гений гению добра. И каким бы ни было творение Пушкина, вымышленным или реальным, оно является одним из гениальных произведений великого русского поэта.

Следующая цитата

Помогите
Лучший ответ

Моцарт : об игре слепого говорит :"Чудо! "

Сальери: возмущается игрой слепого и говорит, что" не смешно, когда маляр негодный и фигляр презренный "что-то изображают

Моцарт: свои творения называет безделицей и относится к себе как к обычному человеку (" божество моё проголодалось "), с иронией.

Сальери : относится очень серьёзно к творчеству (" музыку я разъял, как труп") и к себе ("я сделался ремесленник")

Моцарт : называет Сальери гением и часто слушает его музыку

Сальери : "Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь!"

Моцарт : любит людей, он даёт деньги слепому скрипачу

Сальери: презирает людей (слепого выгоняет:" Пошёл, старик! "), очень высокомерен с людьми, считает себя избранным

Моцарт: искусство для него - это всё, что его окружает (не только музыка великих композиторов, но и игра слепого старика у трактира)

Сальери : считает себя жрецом, служителем искусства, то есть искусство для него некое божество, которому надо приносить жертву

Следующая цитата

В трагедии главные герои противопоставляются друг другу.
Один из них – Сальери олицетворяет собой гений зла,
которого душит зависть.
Образ Моцарта олицетворяет собой гения.
Сказать, что это гений добра, было бы слишком упрощенно.
Моцарт – Божественный Гений, которому талант и
легкость в музыке дается от Бога.
Он по жизни очень легкий и жизнерадостный человек.
Он любит жизнь и стремится получать от нее удовольствия.
И эта черта молодого композитора раздражает Сальери.
Он не может понять, как можно, имея такой талант,
такие способности, растрачиваться по пустякам.
"Ты, Моцарт, недостоин сам себя",-говорит Сальери.

Моцарт, каким он явлен в действии, близок словесному
портрету, составленному Сальери.
Он и гуляка, и "безумец", музыкант, творящий спонтанно,
без каких-либо умственных усилий.
У него нет и тени гордости относительно своего гения,
нет ощущения собственного избранничества.
Патетические слова Сальери:" Ты, Моцарт, бог"-он
парирует иронической репликой, что "божество мое
проголодалось".
Моцарт столь щедр к людям, что готов видеть
гениев чуть ли не в каждом: и в Сальери,
и в Бомарше, а за компанию и в себе самом.
Даже нелепый уличный скрипач в глазах Моцарта чудо:
ему чудно от этой игры. Сальери - чудно воодушевление
Моцарта презренным фигляром.
Щедрость Моцарта сродни его простодушию и
детской доверчивости.
У Пушкина М. по-детски открыт и безыскусен.
Примечательная особенность пьесы-у М. отсутствуют реплики,
произносимые "в сторону",выражающие обычно "задние мысли".
Таких мыслей у Моцарта нет в отношении Сальери,
и он, разумеется, не подозревает, что поднесенная тем
"чаша дружбы" отравлена.
Ещё и последние дни Моцарта омрачены.
Ему кажется, что его преследует "человек в черном",
заказавший Реквием.
Известно, что начав работу над Реквиемом,
настоящий (не литературный) Моцарт заболел.
Работа шла напряженно и отнимала его силы.
У Моцарта было чувство, что Реквием убивает его.
Очевидно, информация, поданная под мистическим соусом,
просочилась в прессу, и Пушкин знал об этом.
Черный человек в трагедии – это образ смерти,
витавшей над гениальным композитором.

В образе Моцарта нашел выражение пушкинский идеал
, который "сетует душой на пышных играх Мельпомены
и улыбается забаве площадной и вольности лубочной сцены".
Именно Моцарту дарована высшая мудрость,
что "…гений и злодейство-две вещи несовместные"-
истина, которую так и не понял Сальери.

Следующая цитата

Трагедия Пушкина “Моцарт и Сальери” очень противоречивое произведение: кому, как не самому Александру Сергеевичу знать, что такое зависть и каковы бывают её “плоды”. Для полного и подробного анализа произведения целесообразно знать основные вехи жизни и творчества писателя, его мировоззрение и жизненную позицию. В нашей статье вы найдёте все необходимую информацию по теме, включая историю создания, тему, идею и особенности композиции пьесы.

Краткий анализ

Год написания -1830 год.

История создания – написана в болдинский период, работа шла плодотворно, в 1831 году трагедия опубликована в альманахе “Северные цветы на 1832 год”. Основой стала легенда о безвременной смерти австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта и слухи, связанные с ней.

Тема – зависть, талант и упорный труд, рационализм и творчество, “ремесленничество” и гениальность.

Композиция – традиционная композиция, свойственная жанру трагедии. Монологи Сальери структурно окольцовывают действие в пьесе.

Жанр – трагедия в двух действиях. Пушкин характеризовал свой жанр как “маленькая трагедия”, это понятие прижилось в литературоведении.

Направление – классицизм (единство места, времени и действия).

История создания

По сведениям исследователей творчества поэта, замысел родился у Пушкина ещё в 1826 году. Период болдинской осени – самый яркий в творчестве Пушкина, именно тогда создавались самые гениальные его произведения, работа шла легко и плодотворно. “Моцарт и Сальери” относится к циклу, так называемых “маленьких трагедий”, которых писатель успел написать лишь четыре, хотя планировал – девять.

В двадцатые годы 19 века существовал своеобразный культ Моцарта. Им восхищались, его жизнью и подробностями смерти интересовались, вся Европа терялась в догадках о судьбе гениального композитора. Нужно отметить, что после создания Александром Сергеевичем своей трагедии, миф о том, что Моцарт был отравлен, стал настолько популярен, что со временем превратился в стереотип. А имя Сальери стало нарицательным в значении “завистник”.

Александра Сергеевича забавляла реакция публики на его творения, он любил художественную мистификацию, преднамеренно запутывал “следы”, ссылался на скандальные слухи. Трагедия – не что иное, как творческое видение автором человеческой зависти, а образы главных героев вторичны. Проблема человеческих судеб всегда занимала Пушкина, поэтому он равнялся на великих гениев, но создавал свою творческую правду. Нет исторического факта, подтверждающего то, что композитор Сальери отравил Вольфганга Амадея Моцарта, по этой причине произведение нельзя считать исторической трагедией. Первоначально автор планировал назвать трагедию “Зависть”, это просто и лаконично характеризовало смысл и суть действия.

Конфликт рационалистического и творческого – вечный сюжет в литературе. Трудолюбивый пожилой композитор Сальери видит в своей профессии математику, научный подход и тяжкий труд. Моцарт – молодой композитор, он не понимает своей гениальности, тратит талант впустую, наслаждается жизнью и сочиняет, как дышит. Несмотря на дружеские узы, Сальери мучается от зависти, принимает решение отравить Моцарта за то, что он тратит свой гений на пустяки, не понимает своей избранности, не благодарен небу за свою счастливую участь.

Зависть, как самая разрушительная вещь, становится главным двигателем сюжета. Один из самый страшных смертных грехов, которой является зависть, вынуждает уже немолодого композитора пойти на преступление: отравить собственного друга – молодого коллегу Моцарта. Основная мысль, то, чему учит это произведение проста: совершив грех, человек остаётся наедине со своей совестью; проблема находится внутри самого человека, а не вне его. Отравленный Моцарт торжествует, поражая друга фразой о том, что гений и зло несовместимы. Он снова впереди, он выше злодейства и злобы.

Композиция

Композиция произведения начинается с экспозиции – монолога Сальери о своей жизни и искусстве. Остальные структурные компоненты полностью раскрыты в произведении: очевидная кульминация, философская развязка.

Особенностью композиции является то, что оба действия состоят из монологов и диалогов главных героев. Кольцевой композицию произведения делают глубокие мучительные монологи Сальери, они как бы обволакивают всё действие. Именно мысли старого композитора начинают трагедию, они же звучат в финальных строках пьесы. Зависть, будто змея, вкрадывается в сознание человека и медленно душит его. Такова смысловая сторона авторской композиционной системы. Душевное состояние героя, олицетворяющего зло (Сальери), перетекает из глубины человеческой сущности в реальное действие – убийство.

Именно столкновение добра и зла – внутренняя основа композиции.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Моцарта и Сальери».

Жанру, в котором написано произведение, свойственен острый конфликт, чёткая идея, насущная проблематика и трагический финал. Большинство трагедий написаны в стихотворной форме, у Пушкина тоже – белым пятистопным ямбом, который принято называть “шекспировским”.

Объём произведения невелик, сюжет прост, он не содержит дополнительных ответвлений: два главных героя и слепой скрипач, который, скорее, эпизодический персонаж. Трагедия в два действия названа маленькой именно из-за своей уникальности в жанровой системе. Однако маленькое произведение Пушкино огромно и содержательно в смысловом и философском плане.

В “Моцарт и Сальери” анализ внутренней структуры и жанровых особенностей позволяет сделать вывод об уникальности пушкинского изобретения – “маленькой трагедии”. К этому жанру относятся “Каменный гость”, “Пир во время чумы” и “Скупой рыцарь” А. С. Пушкина. Этим произведениям, написанным в направлении классицизма, свойственно классическое художественное триединство, вечные темы и неразрешимые конфликты.

Читайте также: