Митрополит иерофей влахос цитаты
Обновлено: 22.12.2024
Все боле менее хоть сколько то осведомлены о загробной жизни, чаще всего, мы прибегаем к древним источникам или сноски на них от ранних источников до более поздних, но ни один источник не удовлетворяет нас аргументированным ответом в силу их архаичности.
К сожалению, еще не успел прочитать данную книгу, судя по краткому анонсу она по характеру более склона к восприятию современного человека. Ведь в разный период в истории человека составители приближали образы близкие к тому времени в которые эти разъяснения писались.
В общем, если, кто читал, или знаком с этим материалом высказывайтесь на эту тему. Как будет время и сам ознакомлюсь с этой книгой, хоть пробегусь, но сейчас не располагаю временем, поэтому, высказывать свои суждения на этот материал пока не стану, но почитать ваши суждения будет интересно.
"Жизнь после смерти".
Мнение православного митрополита Иерофея Влахоса.
(Суждение неизвестного блогера):
Что же можно узнать из его книги? Насколько я понял автора, любая душа, что грешная, что праведная, лишившись телесной оболочки, оказывается прямо перед взором Бога, можно сказать под прямыми лучами его Благодати. Праведнику такое только в радость, грешнику же такое состояние крайне неприятно, примерно как Горлуму под солнцем: "Жёлтая морда жжёт нас, наша прелес-с-сть!" После смерти душа, если она не принадлежит святому, сразу обретающему райское состояние, попадает на так называемый частный суд и до самого Страшного суда обретается в некоем промежуточном, не окончательном месте (оно же состояние души, разницы для внетелесного существования нет). Что это значит? Что неправедная душа всячески стремится избегнуть прямого влияния божественных энергий. То бишь спрятаться куда-нибудь в тенёчек. Тем более, что она не одна такая, есть и другие грешники, раньше него оказавшиеся вне земного существования, есть также демоны, бывшие ангелы, сознательно отринувшие Бога. То есть можно прибиться к "своей" компании и заныкаться в какую-нибудь щель. Или же самому найти хоть какую-нибудь тень.
Поскольку душа пока ещё не находится в Раю, какое-то убежище, личное или коллективное, для себя, она найдёт. И будет пребывать в этом аду (ибо любое место без Бога с христианской точки зрения есть ад) до окончательно Суда. И это может оказаться сколь угодно странный и извращённый мир. Шведский мистик Эммануил Сведенборг в одной из своих книг использовал такой образ - когда на дно ада упал светлый луч с райских высот, местные обитатели сочли его грязной лужей, именно так им увиделась Благодать из-за того, в каком состоянии были они сами.
А вот после Страшного Суда, когда каждая душа окончательно увидит и осознает себя, прятаться станет некуда. И влияние Бога неизбежно начнёт менять её до полной праведности, что для грешника, разумеется, будет мучительно. Причём субъективно, мучения будут вечными, поскольку полное очищение самому грешнику увидится чем-то невыносимо ужасным, той самой "Геенной огненной". Хотя объективно страдания будут уменьшаться по мере исправления души и приближения её к подлинному образу человеческому, каким он был изначально задуман и сотворён.
Как видите, ничего общего с примитивными трактовками Рая и Ада как мест наказания грешников средневековым пыточным инструментарием и летания праведников в простынках с арфами, современный православный взгляд на загробную жизнь не имеет.
Страна живущих истинною жизнью во Христе Иисусе
Такова страна живых <рай>: в ней нет ночи, нет сна — образа смерти, нет пищи, нет пития — сих подкреплений нашей немощи, нет болезни, нет страданий, ни врачевства, ни судилищ, ни куплей, ни искусств, ни денег — этого начала зол, предлога к браням, корня вражды. Это — страна живых, не умирающих грехом, но живущих истинною жизнью во Христе Иисусе.
Не должно и по воскресении ожидать чего-либо свойственного сему веку, но надобно знать, что в будущем веке жизнь ангельская и свободная от всяких нужд.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
О жизни во Христе
Отрекающийся от диавола, греха и мира, для веры во Христа, умирает для жизни естества падшего, которою он жил доселе в неверии и греховности, погружаясь в купель крещения, он погребается для этой жизни, он выходит из купели уже рожденным для новой жизни, жизни во Христе.
Крещением христианин сочетавается Христу, облекается во Христа, Причащением Святых Христовых Таин соединяется с Христом. Таким образом, посредством Таинств, он бывает весь Христов.
Крещенный во Христа уже не живет как самобытное существо, но как заимствующее всю полноту жизни от другого существа — от Христа. Несте свои, говорит апостол христианам: куплени бо есте ценою. Телеса ваша уды Христовы суть. Прославите Бога в телесех ваших, и в душах ваших, яже суть Божия (1Кор.6:19,15,20).
Исполнением животворящих заповедей евангельских поддерживается соединение христианина с Христом (Ин.15:10). Иначе не может член Христов пребывать в единении с Христом, как действуя из Его воли, из Его разума. И воля, и разум Христовы изображены в евангельских заповедях.
Свойственно каждому существу действовать, внутри и вне себя, сообразно естеству своему. Так и облеченному во Христа, новому человеку, свойственно мыслить, чувствовать, действовать, как мыслит, чувствует, действует Христос. Водиться мыслями, чувствованиями ветхого человека, хотя бы по наружности и добрыми, ему противоестественно.
Руководителем христианина должен быть Дух Святый, как руководители ветхого человека плоть, кровь и дух лукавый. Бысть первый человек Адам в душу живу, последний Адам в Дух животворящ (1Кор.15:45). Все помышления, чувствования, действия христианина должны проистекать от Святаго Духа, а не быть собственными, душевными, по естеству ветхого Адама. Ты достигнешь этого, когда будешь всецело располагать жизнь по заповеданиям Евангелия, по святейшим словам его: глаголы, яже Аз глаголах вам, говорит Господь, Дух суть и живот суть (Ин.6:63).
Православная вера во Христа, запечатленная таинством Крещения, одна достаточна для спасения, без дел, когда совершить их человек не имеет времени, потому что вера заменяет человека Христом, а добрые дела человеческие — заслугами Христовыми.
Но при продолжении земной жизни, непременно требуются дела. Только те дела в христианине признаются делами добрыми, которые служат исполнением евангельских заповедей, которыми питается, живет его вера, которыми поддерживается его жизнь во Христе: потому что единым деятелем в христианине должен быть Христос.
Крещенный не имеет права поступать по влечению сердечных чувств, зависящих от влияния на сердце плоти и крови, как бы ни казались эти ощущения добрыми: от него принимаются только те добрые дела, к совершению которых возбуждают сердце Дух Божий и Слово Божие, которые принадлежат естеству, обновленному Христом.
Праведник от веры жив будет (Евр.10:38). Истинная вера во Христа есть единственное средство спасения, но вера живая, выражаемая всем существом человека.
Этой живой веры требует от христианина святой апостол Иаков, когда он возвещает, что вера без дел мертва, что от дел совершается вера (Иак.2:17,22).
Противность дел вере обличает другие верования, тайно и преступно гнездящиеся в сердце человеческом. Восхваляя дело патриарха Авраама, святой Иаков восхваляет дело его веры — принесение в жертву сына по повелению Божию, дело, прямо противоположное свойствам естества падшего, называемым добрыми. Силу совершить это дело дала вера, а дело выразило силу веры: так объясняется сущность поступка Авраамова, истолкованного двумя апостолами, Иаковом и Павлом (Иак.2:21-23; Рим.4:1,3). Слепы те, которые дают важную цену так называемым ими добрым делам естества падшего. Эти дела имеют свою похвалу, свою цену, во времени, между человеками, но не пред Богом, пред Которым вси уклонишася, вкупе непотребни быша (Рим.3:12). Уповающие на добрые дела естества падшего не познали Христа, не поняли Таинства Искупления, увязают в сетях собственного лжеумствования, воздвигая против своей полумертвой и колеблющейся веры нелепое возражение: «Неужели Бог так неправосуден, что добрых дел, совершаемых идолопоклонниками и еретиками, не вознаградит вечным спасением?» Неправильность и немощь своего суда эти судьи переносят на суд Божий.
Когда бы добрые дела по чувствам сердечным доставляли спасение, то пришествие Христово было бы излишним, искупление человечества страданиями и крестной смертью Богочеловека ненужным, заповеди евангельские были бы не нужны. Очевидно, что признающие спасение возможным при одних делах падшего естества, уничтожают значение Христа, отвергают Христа.
Беззаконно вооружались против веры иудеи, требуя от верующих исполнения обрядовых постановлений ветхого закона; беззаконно сыны враждебного Богу мира, чуждые таинственного и вместе существенного познания Христа, требуют от верующих во Христа добрых дел по разуму и чувствам естества падшего.
У верующего во Христа обнажен против чувств сердечных меч Христов, и он насилует свое сердце, посекая мечом послушания Христу не только явные порочные стремления, но и те стремления, которые по-видимому кажутся добрыми, по самой же вещи противоречат евангельским заповедям. А такова вся деятельность человека, направленная по влечениям естества падшего.
Дела мнимо добрые, по влечению падшего естества растят в человеке его я, уничтожают веру во Христа, враждебны Богу; дела веры умерщвляют самость в человеке, растят в нем веру, возвеличивают в нем Христа.
Аще исповеси усты твоими Господа Иисуса, научает апостол, и веруеши сердцем твоим, яко Бог воскреси Того из мертвых, спасешися. Сердцем бо веруется в правду, усты же исповедуется во спасение (Рим.10:9,10).
Истинная живая вера, лишь человек исповедует ее устами, доставляет ему спасение. Доставила она спасение разбойнику на кресте, доставила она спасение, посредством покаяния, многим грешникам в последние, предсмертные минуты их жизни.
Так важно, необходимо для спасения исповедание устами веры сердечной и убеждения душевного, что святые мученики всех веков христианства, начиная с самых апостолов Христовых, соглашались лучше претерпеть ужасные и продолжительные страдания, пролить кровь свою как воду, нежели произнести отречение от Христа, даже только притворно, одними устами, без участия сердечного.
Бог требует от человека для его спасения одной живой, истинной веры. Она, как залог спасения и вечного блаженства, должна быть для христианина дороже его земной жизни.
Мученичество было плодом истинного Богопознания, даруемого верою.
Мученичество было делом веры. Это дело похулили и хулят те, которые высоко ценят дела падшего естества человеческого: они, в ослеплении своем, называют этот великодушный, святейший подвиг, дарованный человечеству Богом, следствием умоисступления.
Так важна каждая мысль богопреданных догматов, что святые исповедники, подобно мученикам, запечатлели православное исповедание догматов томительными страданиями и потоками крови.
По важности веры в деле спасения, и грехи против нее имеют особенную тяжесть на весах правосудия Божия: все они смертные, то есть с ними сопряжена смерть души, и последует им вечная погибель, вечная мука в адских пропастях.
Смертный грех — неверие, он отвергает единственное средство к спасению — веру во Христа.
Смертный грех — отречение от Христа: он лишает отрекающегося живой веры во Христа, являемой и содержимой исповеданием уст.
Смертный грех — ересь: она содержит в себе богохульство и делает зараженного ею чуждым истинной веры во Христа.
Смертный грех — отчаяние: он — отвержение деятельной, живой веры во Христа.
Исцеление от всех этих смертных грехов: святая, истинная, живая вера во Христа.
Существенно важно в делах веры исповедание уст: великий законодатель израильтян боговидец Моисей, только что произнес, при деле веры, слово с некоторым признаком сомнения, как лишился входа в землю обетованную (Числ.20:10-12).
Ученик некоторого египетского пустынножителя, в беседе с евреем, едва произнес, по простоте своей, двусмысленное слово о вере христианской, и немедленно отступила от него благодать Крещения (Житие преподобного Паисия Великого. Четьи-Минеи, июня 19-го дня).
Церковная история повествует, что в первые времена христианства, во времена гонений, некоторые язычники притворно, в шутку и насмешку, произносили устное исповедание Христа, и внезапно осеняла их благодать Божия: они мгновенно претворялись из закоренелых язычников в ревностных христиан и запечатлевали кровью то исповедание, которое сначала произнесено было как кощунство (Страдание святого мученика Филимона. Четьи-Минеи, декабря 14-го дня).
Страдания и смерть за заповеди евангельские также дело живой веры во Христа, также мученичество (Преподобный Симеон Новый Богослов, гл. 1. Добротолюбие, ч. 1). И преимущественно принадлежит это мученичество святым инокам.
Одушевляемые живой верою, святые иноки, подобно Аврааму, оставляли отечество и дом родительский, подобно Моисею предпочли земным наслаждениям страдания о Христе, подобно Илие, полуобнаженные, избрали местом жительства пустыни и вертепы, очами веры они взирали на небесное мздовоздаяние.
В пустынях своих, вдали от человеков, вдали от развлечения и занятий тленных, они вступили в подвиг против греха, извергли его из действий, из помышлений, из чувствований своих, и в чистые души их низошел Дух Святый, наполнил их дарами благодатными. Живая вера во Христа и в Евангелие даровала преподобным силу выдержать подвиг против греха, соделала их сосудами Святаго Духа.
Вера — мать терпения, мать мужества, сила молитвы, руководительница к смирению, подательница надежды, лествица к престолу любви.
Вера во Христа, являемая и исповедуемая видимо и невидимо исполнением заповедей Христовых, содержит невредимым залог спасения, а тем, которые оставили мир для того, чтобы всецело посвятить себя евангельской деятельности, доставляет христианское совершенство.
В достигших христианского совершенства, усиленная вера по действию Святаго Духа, взирает с особенной ясностью на обетования Божии, как бы видит, как бы осязает вечные блага. И бывает она, по учению апостола, в полном смысле уповаемых извещение, вещей обличение невидимых (Евр.11:1). Обогатившиеся живой верою во Христа изменяются в отношении к видимому миру и земной жизни: закон и приговор тления, изменения и конца в тленных предметах видимого мира делается для чистых взоров их очевидным, земные преимущества, как маловременные, пред этими чистыми взорами ничтожны.
Обогатившиеся живой верою во Христа перелетают как крылатые чрез все скорби, чрез все затруднительнейшие обстоятельства. Упоенные верою во всесильного Бога, они в труде не видят труда, в болезнях не ощущают болезней. Они признают единым деятелем во вселенной Бога, они соделали Его своим живой верой в Него.
Верующий во Христа, если и умрет смертью греховной, то опять оживет покаянием (Ин.11:25). И видим многих из святых, ниспавших с высоты святости в бездну тяжких грехов, потом, при помощи веры и внушаемого ею покаяния, высвободившихся из смрадной и темной бездны, восшедших снова на высоту чистоты и святости.
Отчаяние — обличитель предваривших в сердце неверия и самости: верующий в себя и уповающий на себя не восстанет из греха покаянием, восстанет им верующий во Христа, всесильного Искупителя и Врача.
Вера от слуха (Рим.10:17): слушай Евангелие, говорящее тебе, и святых отцов, объясняющих Евангелие, слушай их внимательно, и, мало-помалу, вселится в тебя живая вера, которая потребует от тебя исполнения евангельских заповедей, за это исполнение наградит надеждой несомненного спасения. Она соделает тебя на земле последователем Христовым, сонаследником Его на небе. Аминь.
Следующая цитата
Отрекающийся от диавола, греха и мира, для веры во Христа, умирает для жизни естества падшего, которою он жил доселе в неверии и греховности, погружаясь в купель крещения, он погребается для этой жизни, он выходит из купели уже рожденным для новой жизни, жизни во Христе.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Иисус Христос (Спаситель)
Следующая цитата
Сегодня мы публикуем отрывок из книги владыки Иерофея, в котором он рассказывает о своей встрече с великим старцем и подвижником нашего времени – Паисием (Эзнепидисом).
Митрополит Иерофей (Влахос) Преосвященнейший Митрополит Навпакта и св. Власия Иерофей (Влахос) родился в 1945 г. в Иоаннине (в Греции). С 1964 по 1968 гг. он обучался на богословском факультете Фессалоникийского университета. В 1971 г. был рукоположен во диакона, а в следующем году — во священника. До 1987 г. служил в Эдесской митрополии, затем в митрополии Фив и Левадии, и до 1995 г. служил в Афинской архиепископии. Все это время занимался церковным проповеданием и миссионерской работой с молодежью. Представлял Элладскую Церковь в различных общественных организациях по решению проблем демографии, наркозависимости, голода и нищеты, а также организациях, поддерживающих людей с синдромом Дауна и их семей.
В течение трех лет преподавал греческий язык и Биоэтику в ливанской богословской школе «Святого Иоанна Дамаскина». Кроме того, был руководителем и преподавателем различных богословских школ и курсов для кандидатов во священника.
В 1995 г. был возведен в сан митрополита Навпакта и св. Власия.
Владыка Иерофей известен как плодовитый писатель — около 70 книг митрополита, написанные в духе православной святоотеческой традиции, посвящены разнообразным актуальным вопросам Церкви. Многие из этих книг неоднократно переиздавались на греческом языке. Около 60 трудов митрополита были переведены на 20 иностранных языков (русский, украинский, болгарский, английский, французский, немецкий, испанский, венгерский, румынский, грузинский даже на пакистанский, суахили, китайский, арабский и др.).
Старец Паисий Святогорец Прибыв на Афон, я первым делом направился к старцу Паисию Святогорцу, который в то время подвизался в каливе Честного Креста возле монастыря Ставроникита. Я знал его ещё с давних времён, когда беседовал с ним о вопросах духовного служения. Теперь, пожив в монастыре в Эссексе и находясь под впечатлением от прочитанного об Умной молитве, я твёрдо решил ещё раз встретиться с ним и поговорить на волнующие меня темы.
Беседа с отцом Паисием была настоящим священнодействием. Она произвела на меня такое огромное впечатление, что я написал заметки по мотивам нашего разговора, как только вышел из его келии, сидя на небольшом камне по пути в монастырь Ставроникиты.
В начале нашего разговора я спросил старца о сущности монашеской жизни. Он сказал мне, что «у монаха нет прав, поскольку они принадлежат Богу». Затем он сказал, что следует развивать внутреннюю жизнь, не останавливаясь только на внешнем. Особенно подчеркнул он то, что мы должны жить в праведности Божией: «Недостаточно одной лишь чистоты тела, необходим и праведный образ жизни. Праведник и терпящие несправедливость – поистине дети Божии». Стержень монашества – Бог и связь с Ним.
Старец Паисий отметил, что некоторые монахи безразличны к своему духовному преуспеянию, занимаясь строительством. Однако «монахам не следует много строить – нужно просто приспосабливать уже существующее под собственные нужды». «Сегодня у нас кельи и животы!», сказал старец (в греческом игра омонимичных слов «κελλιά» (кельи) и «κοιλιά» (живот)).
Разговор естественным образом перешёл на Умную молитву, которая является сутью монашеской жизни. Старец Паисий сказал, что молитва, словно родник, проистекает из сердца, которое любит Бога или страдает.
Митрополит Иерофей (Влахос)
Много мудрых слов старец сказал мне о духовной жизни христианина. Он отметил, что благоприятным условием для возрастания молитвы является участие в жизни Церкви. По словам отца Паисия: «Божественная арифметика отличается от человеческой. 4 для Бога – это «отлично», в то время как 9 – не «отлично»». На мой вопрос, как это истолковать, он ответил: «Когда человек получает 2 дара от Бога и преумножает их вдвое (4), он получает «отлично», однако тот, кому достаётся 5 даров и кто вместо того, чтобы умножить их до 10, делает из них 9, «отлично» не получает». Ещё он мне сказал, что порой «помыслы неверия происходят от чрезмерного усердия» и что «когда кто-либо погружается во власть своей фантазии – он может впасть в ересь и навредить всей Церкви».
Я спросил его о юродстве во Христе. Он привёл мне пример отца Евфимия, жившего в Великой Лавре, которого он очень почитал и которым восхищался. Тот находился на «высокой ступени духовной жизни». По приходе в Великую Лавру он, скрывая свою добродетель, возмущённо утверждал, что еда, которую ему принесли, плоха, – чтобы не есть, а также сбрасывал с кровати чистые простыни до тех пор, пока его не перевели в келию похуже. В заключении старец Паисий с юмором прибавил: «Зачем нам становиться юродивыми (во Христе), когда мы и так глупцы (по уму)?»
Кто Мне служит, Мне да последует, и где Я, там и слуга Мой будет…
Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее, а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. Кто Мне служит, Мне да последует, и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой (Ин.12:24:26).
Апостол Иоанн Богослов
Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал
Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали, а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника, Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира. А что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины, а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаём, что мы в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал (1Ин.2:1-6).
Апостол Павел
Кто во Христе, тот новая тварь
Итак, кто во Христе, тот новая тварь, древнее прошло, теперь все новое. Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас, от имени Христова просим: примиритесь с Богом. Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом (2Кор.5:17-21).
В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе
Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек, смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Флп.2:1-11).
Святитель Василий Великий
Следующая цитата
Другим болезненным для современных греков вопросом является проблема нелегальной иммиграции, создающей разного рода трудности, особенно в условиях финансового кризиса. В последние годы особенно много приехало в Грецию выходцев из Албании, Пакистана и стран Африки. Нелегальные иммигранты не имеют возможности работать на законных основаниях, что ведет к ухудшению криминогенной обстановки в стране.
Небольшое интервью митрополита Навпактского Иерофея (Влахоса), данное газете «Σφήνα», дает хорошее представление об этих и других вопросах, которые сейчас находятся в центре внимания греческого общества, а также знакомит с позицией по этим вопросам одного из виднейших иерархов Элладской Православной Церкви.
– Владыка, каково ваше мнение по поводу отмены уроков религии в школах, а также отмены утренней молитвы?
– Ни уроки религии, ни молитвы не должны быть изгнаны из школ. И не только потому, что это запрещает Конституция и действующее законодательство, в котором ясно указано, что образование «имеет своей целью этическое, духовное, профессиональное и физическое воспитание греческого народа, развитие национального и религиозного сознания» (статья 16). Но еще и потому, что если государство не будет заботиться о религиозных чувствах детей, то этим воспользуются другие: в школы придут деструктивные культы, что даст непредсказуемые результаты. Вот почему государство должно серьезно подходить к данному вопросу.
– Каково ваше мнение по поводу отмены присяги[1]? Не держим ли мы курс в сторону государственного атеизма или мультикультурализма?
– Христос сказал весьма определенно: «Не клянитесь» (Мф. 5: 34). Христиане не должны клясться и нарушать заповедь Христову и не должны вынуждать других делать это. Есть много иных способов установить честность, серьезность и искренность человека. Здесь могла бы помочь вера в Бога.
Что же касается утверждения, что мы держим курс в сторону атеизма или мультикультурализма, то я думаю, что более верно последнее, хотя я и не согласен с теми альтернативами, которые приводят сторонники мультикультурализма для обосновании своей позиции – в конечном итоге это ложные дилеммы. Каждое государство в культурном отношении имеет свой особый жизненный уклад, и взаимоотношения каждой страны с ее религиозными общинами определяются в соответствии со сложившейся здесь традицией, как это предусмотрено и Лиссабонским договором[2].
– Поддерживаете ли вы идею предоставления греческого гражданства иммигрантам?
– Священный Синод Элладской Церкви высказывался по данному вопросу, говоря, что он находится в сфере ответственности государственной власти, которая должна принять необходимые меры и обеспечить иммигрантам подобающие условия в соответствии с европейским законодательством, стараясь также при этом не разорвать общественных и культурных связей. Государство должно находить этим людям подобающее место в обществе, а Церковь должна делать их своими членами.
– Как, по вашему мнению, может быть решена проблема нелегальной иммиграции?
– У меня нет определенного мнения по этому вопросу. Мы должны оставить его экспертам. Я знаю лишь, что при решении его государству следует учитывать как основные принципы поддержания общественной сплоченности, так и внимание к человеческим страданиям. Такова «золотая середина». Из новостей я знаю, что, как правило, нелегальные иммигранты – это жертвы недобросовестных людей, так что они – пострадавшие.
– Каково ваше мнение по вопросу отделения Церкви от государства?
– Я совершенно не принимаю слова «отделение Церкви от государства», ибо ни одна организация и ни одно лицо не может жить отдельно от государства или жить как государство в государстве. То, что обозначается как «отделение», уже существует, иначе почему мы здесь говорим, с одной стороны, о делах государства, а с другой – о делах Церкви? Хотя между Церковью и государством имеют место трения по некоторым вопросам, они могут быть полностью решены в спокойном и серьезном диалоге. Так что мы должны говорить не об отделении Церкви от государства, но о регулировании отношений между церковной и гражданской администрациями ради блага граждан и общества.
– Считаете ли вы, что сейчас происходит возвращение межрелигиозного диалога? И что вообще сегодня происходит в этой сфере?
– Было много межрелигиозных встреч, но единственно хорошее, что из них вышло, – это достижение некоторого взаимопонимания между религиозными лидерами; возможно, это взаимопонимание могло бы устранить некоторые проблемы, вызывающие трения. Но я полагаю, что межрелигиозный диалог не может быть частью политических целей, поскольку в таком случае религия будет играть в политические игры. Также я думаю, что мы не должны обмирщвлять православную веру и стремиться к синкретизму, который является целью «Нью эйдж»[3], где все собирается и смешивается в кучу.
– Можно ли сохранить окружающую среду, и как лучше сделать это?
– Православная Церковь верит, что ухудшение окружающей среды началось вследствие греха первозданного Адама и увеличивалось от насилия, какое природа терпела от алчности людей. Верит Церковь и в то, что обновление природы неразрывно связано с восстановлением человека в его прежней славе. Я думаю, что святые могут изменить окружающую среду, как показывают их жития, поскольку святые жили в мире с природой. Я не надеюсь на то, что положение вещей улучшат политики и ООН, поскольку наибольшее загрязнение идет от богатейших и сильнейших стран, у которых есть большие интересы, как это было продемонстрировано недавно в Копенгагене[4].
Перевел с греческого Василий Львов
29 октября 2010 г.
[1] В настоящее время в Греции как глава государства, так и члены правительства при вступлении в должность приводятся к присяге предстоятелем Элладской Православной Церкви.
[2] Имеется в виду Договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества, подписанный на саммите ЕС 13 декабря 2007 года в Лиссабоне. Призван заменить собой не вступившую в силу Конституцию Евросоюза. Вступил в силу с 1 декабря 2009 года.
[3] «Нью эйдж» (англ. new age – «новая эра») – общее наименование новых религиозных движений оккультного характера, в той или иной степени синкретических по своей идеологии (т.е. смешивающих элементы различных религий и культов).
[4] Митрополит Иерофей имеет в виду международную конференцию ООН по защите климата планеты, которая прошла в столице Дании в декабре 2009 года. На этой встрече провалилась попытка организаторов добиться одобрения документа по сокращению выброса углекислого газа в атмосферу, поскольку представители многих стран высказались категорически против предложений экологов.
Читайте также: