Менделеев о боге цитаты
Обновлено: 22.12.2024
Дми́трий Ива́нович Менделе́ев — русский учёный-энциклопедист: химик, физикохимик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог, метеоролог, нефтяник, педагог, преподаватель, воздухоплаватель, приборостроитель. Профессор Императорского Санкт-Петербургского университета; член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской Академии наук. Среди самых известных открытий — периодический закон химических элементов, один из фундаментальных законов мироздания, неотъемлемый для всего естествознания. Автор классического труда «Основы химии». Тайный советник.
Следующая цитата
Сейчас многие верующие любят говорить о том, что многие крупные ученые были верующими. Однако на самом ли деле это так? Были ли верующими:
Сейчас в среде верующих стало модно брать имя какого-нибудь крупного ученого и объявлять его верующим. Однако так ли обстояло дело, как пишут околоцерковные источники? В этой теме я хотел бы собрать факты о некоторых якобы верующих ученых с целью восстановить справедливость. Начнем с нескольких традиционно упоминаемых.
Его нередко включают в списки верующих ученых, однако его собственная статья "Наука и религия" расставляет все точки над i. В ней он, в-частности, говорит:
Чем больше человек проникается упорядоченной регулярностью всех событий, тем твёрже его убеждение, что вне упорядоченной регулярности причин различной природы ничего нет. Для него не существует ни господства человека, ни господства божества как независимых причин явлений природы.
Павлов, который нередко также числится в списках верующих ученых, известен своими резкими высказываниями о религии.
Об отношении знаменитого физиолога к религии очень интересно вспоминает его почти столь же знаменитый ученик академик Л.А.Орбели.
Когда Павлова избрали председателем Общества русских врачей, он первым делом настоял на том, чтобы отменили панихиду в память о С.П.Боткине, с которой начиналось ежегодное заседание:
– Черт его знает, что за манера завелась у нас ни с того ни с сего служить панихиду? Мы ученые и собираемся почтить память ученого, а тут вдруг почему-то панихида.
Пришли как всегда не только врачи, но и родные Боткина, привыкшие к обычному ритуалу. Но начались слушания - и никакой панихиды. Родственники ушли разочарованные, и на другой день Павлов каялся:
– Какого я дурака свалял вчера! Как я не подумал! Мне не хотелось нюхать ладан, а я не подумал о том, что чувствуют члены семьи. Ведь они же пришли не доклады наши слушать! Они привыкли, что мы посвящаем заседание памяти Боткина, служим панихиду. Они же верующие люди. Я неверующий, но должен же я считаться с чувствами верующих! Никогда себе этого не прощу! Я это понял, как только увидел лицо вдовы.
И другой случай. Павлова посетил почтенный старик, врач, его товарищ по Медико-Хирургической академии. Сотрудники слышали, что разговор сначала шел мирно, а потом вдруг послышались крики Павлова. Старик ушел, а Павлов объяснил:
– Черт его знает. Всегда приходил, вспоминал приятно студенческие годы, а тут вдруг спрашивает: "Как ты относишься к загробной жизни?" Я говорю: "Как отношусь? Какая загробная жизнь?" - "А все-таки, как ты думаешь - загробная жизнь существует или не существует?" Сначала я ему спокойно объяснял, а потом мне надоело: "Как тебе не стыдно! Ты же врач, а говоришь такие глупости!"
На следующий день Павлов пришел мрачный:
– Что я наделал! Ведь этот доктор ночью покончил с собой! А я, дурак, не учел того, что у него недели три как умерла жена, он искал себе утешения, надеялся встретиться с душой умершей. А я оборвал его. Все-таки нужно же немного думать не только о своих мыслях, но и о других людях.
Так что очевидно: Павлов был атеистом, но при этом он старался щадить чувства верующих. А когда в силу своего нетерпеливого темперамента давал им понять всю глубину их заблуждений - то потом раскаивался.
Религию он считал разновидностью психотерапии - не больше и не меньше.
Храмы же он посещал - в особенности после революции - потому, что внимательно относился к своей религиозной жене. Да и сам, будучи сыном священника, любил иногда послушать церковное пение, так знакомое с детства.
А еще для того, чтобы позлить атеистов-большевиков, которых весьма не любил, и помочь своим авторитетом гонимым верующим, которым, естественно, сочувствовал.
На вопросы известной анкеты архиепископа Кентерберийского академик Павлов в 1936 году ответил так:
"Верите ли Вы в Бога или нет?" - "Нет, не верю".
Менделеев, который кроме всей периодической системы известен также борьбой со спиритизмом, как-то ответил на письмо священнослужителя:
Преподобный отец Иоанн написал Менделееву следующего содержания письмо:
"Как бы Вы ни опровергали спиритические явления, господин Менделеев, я все равно буду в них верить, ибо святые божие человека учили в древние времена, что души умерших людей приходят с того света к боголюбцам и духознатцам. Не трогайте мою веру, родную мать христианской религии! Пусть наука идет своим путем, а вера - другим!"
Некоторые верующие пытаются взять на вооружение и имя Дарвина (хотя РПЦ МП вроде бы и не принимает его теорию, так что использовать его авторитет в интересах религии вообще странно). Действительно, значительную часть своей жизни он был верующим. Однако в своей автобиографии Дарвин рассказывает о своем постепенном разубеждениии в религии
Последнее время появились также попытки представить верующим более близкого к нам по времени человека - главного конструктора ракетно-космических систем С. Королева. Вот пример такой попытки. Здесь про Королева говорится, что он "Свято хранил православную веру".
Также утверждается, что он жил некоторое (небольшое) время в Пюхтицком монастыре и материально помогал монахам и священникам, что в доме у него стояли иконы и он изучал священное писание.
Но вот интервью с его дочерью Натальей, опубликованное в газете "Правая.ру". Газета с православным уклоном, то-есть ее никак нельзя заподозрить в антиправославной тенденциозности. Однако вот слова дочери:
— Наталья Сергеевна, ходит очень много слухов вокруг воспоминаний монахини Силуаны о том, что Сергей Павлович посетил в свое время Пюхтицкий монастырь, и даже прожил там несколько дней. Многие говорят, что он потом помогал монастырю, некоторым священникам в Москве, страдавшим от хрущевских гонений и сам к концу жизни стал верующим человеком. Как вы относитесь к этим рассказам?
— Я не верю в то, что Сергей Павлович мог посещать Пюхтицкий монастырь. Я спрашивала Чертока, который прекрасно знал Сергея Павловича и он подтвердил, что отец просто не мог туда поехать – на это у него просто не было времени. К тому же его туда никто бы не отпустил. И не был он таким верующим, каким его описывают. Он очень терпимо относился к вере. Верующей по-настоящему в нашей семье была бабушка Сергея Павловича Мария Матвеевна. В Нежине, в семье Москаленко, где прошли детские годы Сергея Павловича соблюдались и посты и праздники, и все делалось так, как положено. Но уже после революции, когда изменилось мировоззрение, перестали преподавать Закон Божий в школах, изменилось и отношение к вере в семье. Сергей Павлович был крещеный, но уже бабушка моя Мария Николаевна не соблюдала церковные обычаи. Мы всегда праздновали и празднуем до сих пор Масленицу, Пасху, куличи всегда сами пекли. И отец ел пасху и куличи. А как же? Всегда поздравляли друг друга с Рождеством и отмечали помимо дней рождений именины. Кстати, именины Сергея Павловича были как раз 14 января в Старый Новый год. Но духа церковного в семье уже не было. Меня даже не крестили, я покрестилась только в 2000 году.
- Но ведь он мог при этом помогать священникам?
Вот как обстоят дела с "религиозностью" ряда крупных ученых. Отсюда видно, что к словам о религиозность того или иного ученого или конструктора надо относиться крайне осторожно. Предлагаю дополнять этот список другими данными - кто что найдет.
Следующая цитата
Обсуждения 3
Отзывы
Химия
Д.И. Менделеев
Фотографии 8
Отмена
Цитаты Дмитрия Ивановича Менделеева запись закреплена
. человек тем более совершенен, чем более он полезен для широкого круга интересов общественных, государственных и всего человечества.
Нравится Показать список оценивших
Цитаты Дмитрия Ивановича Менделеева запись закреплена
Посев научный взойдет для жатвы народной.
Нравится Показать список оценивших
Цитаты Дмитрия Ивановича Менделеева запись закреплена
Наука бесконечна, в ней являются с каждым днем новые и новые задачи, и университетское образование должно стараться возбудить желание внести свою лепту в сокровищницу науки.
Нравится Показать список оценивших
Цитаты Дмитрия Ивановича Менделеева запись закреплена
. роль наук служебная, они составляют средство для достижения блага.
Нравится Показать список оценивших
Цитаты Дмитрия Ивановича Менделеева запись закреплена
Наука есть достояние общее, а потому справедливость требует не тому отдать наибольшую научную славу, кто первый высказал известную истину, а тому, кто умел убедить в ней других, показал ее достоверность и сделал ее применимою в науке. Научные открытия редко делаются сразу, обыкновенно первые провозвестники не успевают убедить в истине найденного, время вызывает действительного творца, обладающего всеми средствами для проведения истины во всеобщее сознание; однако не должно забывать, что он может являться только благодаря труду многих и накопившейся сумме данных. Таков Лавуазье, таковы и все другие великие носители истины.
Нравится Показать список оценивших
Цитаты Дмитрия Ивановича Менделеева запись закреплена
Работая на пользу всемирной науки, мы, конечно, вносим свою дань родине. Но ведь у нее есть нужды личные, местные. Будем же их сознавать, чтобы не сказали когда-нибудь: «они собирались, обсуждали всемирные интересы науки, а близкого, знакомого, в чем могли оказать прямую пользу стране, - того не видели. »
Пусть знают в России, что естествоиспытатели не схоластики и отдают свой долг родине.
Нравится Показать список оценивших
Цитаты Дмитрия Ивановича Менделеева запись закреплена
Справедливо считать творцом научной идеи того, кто не только признал философскую, но и реальную сторону идеи, который сумел осветить вопрос так, что каждый может убедиться в его справедливости, и тем самым сделал идею всеобщим достоянием.
Следующая цитата
Амонашвили Ш.А. ИДЕИ КОСМИЗМА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОЗНАНИИ.
"Научные знания о Космосе, научные гипотезы, вытекающие из этих знаний или из материалистического склада допущений, составляют сумму той части Космоса, которая в духовно-философской литературе иногда определяется как проявленный Космос. Разумеется, рядом с понятием «проявленный Космос» мыслится существование еще не проявленной части Космоса. Для науки эти понятия как-то неестественны, ибо нет ответа на вопрос: кем проявляется Космос и почему этот «кто-то» держит часть Космоса не проявленной? То есть наука боится оказаться перед научно не обнаруживаемой силой, которую называют Творцом, Абсолютом, Богом. Потому материалистическая наука понятия «проявленный» и «не проявленный» подменяет удобными для себя понятиями: познанный и непознанный еще Космос.
К сожалению, не существует полного исследования того, как величайшие мыслители планеты, от которых зависит многое в развитии нашего сознания и уровня цивилизации, сочетали, синтезировали в себе духовное и материальное. Приведу только несколько высказываний.
Томас Эдисон: «Величайшее мое уважение и восхищение всем инженерам, особенно же самому великому из них – Богу». Макс Планк: «Религия и естествознание нуждаются в вере в Бога. При этом для религии Бог стоит в начале всякого размышления, а для естествознания – в конце».
Макс Берн: «Многие ученые верят в Бога. Те, кто говорит, что изучение наук делает человека атеистом, вероятно, какие-то смешные люди».
Антуан Анри Беккерель: «Именно мои работы привели меня к Богу, к вере».
Николай Иванович Пирогов: «Мне нужен был отвлеченный, недостижимо высочайший идеал веры. И, принявшись за Евангелие, которое я раньше не читывал, а мне было уже 38 лет от роду, я нашел для себя этот идеал».
Альберт Эйнштейн: «Знать, что существует скрытая реальность, которая открывается нам как высшая мудрость и блистательная красота, знать и ощущать это – вот ядро истинной религиозности».
Читайте также: