Гурджиев цитаты и афоризмы

Обновлено: 21.11.2024

Существует два вида страдания: сознательное и несознательное. Только глупец страдает несознательно.

Если существо по разумности выше тебя, следует всегда поклоняться перед ним и стараться во всем подражать ему; если же оно ниже тебя, надо быть с ним справедливым, потому что и ты когда-то занимал такое же место по градации разумности.

Георгий Гурджиев, из книги «Рассказы Вельзевула своему внуку»

Если человек обладает здравым смыслом и логикой, любое действие может изменить его мнение и «волю».

Георгий Гурджиев, из книги «Взгляды из реального мира»

Для одних религия — это закон, гид, направление. Для других — это жандарм.

Душа — это роскошь. Никто ещё не родился с полностью развитой душой.

Для космоса не существует времени. Страдание может быть произвольным: можно страдать за вчерашний день и можно за завтрашний. Или можно просто страдать потому, что плохо себя чувствуешь.

Если мы освобождаемся от одного влияния, мы становимся рабами другого.

Прежде всего, вы должны думать о самом себе, вы должны стараться изо всех сил возвысить себя. Вы должны быть эгоистом. Эгоизм — это первый этап на пути к альтруизму, христианству.

В действительности, человек не может помочь другому, не может поддержать его, потому что он даже не может помочь себе.

В течение жизни одного человека личность создаётся исключительно из того, что он слышит, и того, что он читает.

Стараясь наблюдать за собой, мы учимся концентрировать в себе то, что может быть даже очень полезным в обычной жизни.

…Когда я нахожусь в связи с внешним миром, я живу. Когда я живу только внутри себя, это не жизнь; но каждый живет именно таким образом. Наблюдая за собой, я связываю себя с внешним миром…

Всякая причина порождает соответствующий ей результат.

Георгий Гурджиев, из книги «Рассказы Вельзевула своему внуку»

Любите всякое дыхание.

Георгий Гурджиев, из книги «Рассказы Вельзевула своему внуку»

У вас имеется контейнер для мусора, и до сих пор вы все туда сваливали. Там лежит много дорогих вещей, которыми вы могли бы воспользоваться. Есть специалисты, которые выбирают из мусора всевозможные вещи; некоторые из них заработали на этом большие деньги. В ваших контейнерах содержится достаточно материала для того, чтобы знать все. Нет нужды собирать в мусороприемники что-то еще, в них есть все. Не хватает только понимания — место понимания остается пустым.

Георгий Гурджиев, из книги «Взгляды из реального мира»

Тяжелая работа — это вклад энергии с хорошими процентами. Сознательное употребление энергии — оплата вклада, а автоматическое ее употребление — бесполезный расход

Георгий Гурджиев, из книги «Взгляды из реального мира»

Мы всегда используем больше энергии, чем это необходимо; мы напрягаем ненужные для работы мускулы; мы позволяем мыслям вертеться; мы реагируем с чрезмерной силой чувств. Расслабьте мускулы, пользуйтесь только теми. которые необходимы; сдерживайте мысли и не выражайте чувства, когда не хотите этого. Пусть вас не затрагивают внешние воздействия, ибо они сами по себе безвредны; это мы позволяем себе чувствовать себя оскорбленными.

Георгий Гурджиев, из книги «Взгляды из реального мира»

Нигде так не пекутся о том, чтобы не дай бог, не отстать от моды, как в глухой провинции.

Георгий Гурджиев, из книги «Встречи с замечательными людьми»

Терпеливо выносить проявления других — это великая вещь, последняя вещь для человека. На нее способен лишь совершенный человек. Если вы «захотите», вы «сможете». Без «хотенья» вы никогда не «можете». Желание — самая мощная вещь в мире. Все происходит благодаря сознательному желанию.

Следующая цитата

All and Everything: Meetings with Remarkable Men (1963)

„I find it necessary on the first page of this book, quite ready for publication, to give the following advice:
:Read each of my written expositions thrice:
:Firstly: at least as you have already become mechanized to read all your contemporary books and newspapers.
:Secondly: as if you were reading aloud to another person.
:And only thirdly: try and fathom the gist of my writings. Only then will you be able to count upon forming your own impartial judgment, proper to yourself alone, on my writings. And only then can my hope be actualized that according to your understanding you will obtain the specific benefit for yourself which I anticipate, and which I wish for you with all my being.“

„Man has the possibility of existence after death. But possibility is one thing and the realization of the possibility is quite a different thing.“

In Search of the Miraculous (1949)

Следующая цитата

Гео́ргий Ива́нович Гурджи́ев — российский оккультист греко-армянских корней, мистик, духовный учитель, писатель, композитор, путешественник и вынужденный эмигрант, чья деятельность была посвящена саморазвитию человека, росту его сознания и бытия в повседневной жизни, и чьё учение среди последователей получило название «Четвёртого пути» . Гурджиев был послушником Сармунского братства и основателем «Института гармонического развития человека» .

Следующая цитата

Точный год рождения неизвестен - мыслитель скрывал его намеренно. Делал он это по причине, известной каждому мистику - с помощью астрологии по дате можно узнать многое из того, что человек хотел бы утаить. По одной из версий, он появился на свет 14 января 1866 года, по другим – того же числа, но в 1874 или в 1877 году.

Гурджиев был и остаётся одной из самых загадочных фигур XX века. Его сравнивают то с графом Калиостро, то с Григорием Распутиным, то с пророчицей теософии Еленой Блаватской; приписывают тайную власть над вождями политических диктатур; окружают его имя самыми неожиданными легендами, в которых возникают Гитлер, Сталин и Берия.

В силу противоречивости личности Гурджиева, у него множество последователей и не меньшее количество противников, однако невозможно не признать масштаб его всесторонне развитого интеллекта: философ разговаривал на 18 языках, владел своим телом как профессиональный акробат, обладал даром гипноза и исцелял людей тогда, когда доктора были бессильны. Умнейшие, образованные люди, слушая Гурджиева, с первой встречи проникались к нему необъяснимым доверием. С музыкантами он говорил о законах октавы и политональных наложениях, с художниками - об объективном искусстве и импрессионизме, с докторами - о восточной медицине и психиатрии, с деловыми людьми - о коммерции. он представал человеком более осведомлённым, чем его собеседник. Таким знали его и ученики и малознакомые случайные люди.

Его отцом был грек Иван Иванович Гурджиев, мать - армянка из рода Тавризовых-Багратуни. Георгий рано начал путешествовать по странам Азии и Африки. Он побывал в Египте, Турции, Афганистане, Туркестане, Ближнем Востоке, посетил Мекку… Во время путешествий изучал различные духовные традиции, суфизм, буддизм, восточное христианство, собирал отрывки древних знаний, иногда прибегая к археологическим раскопкам. Эти путешествия часто принимали форму экспедиций, которые Гурджиев организовывал с другими членами, созданного им общества "Искатели истины".

В 1912 году он появился в Москве, где сумел собрать вокруг себя небольшую группу учеников, а три года спустя встретился с философом и журналистом, известным автором ряда работ по мистицизму Петром Успенским. Вместе они создали группу в Санкт-Петербурге. Успенский и его круг столичных интеллектуалов заинтересовались исследованиями и идеями Гурджиева. Кроме того, Успенский, имевший многолетний опыт взаимодействия с эзотерическими школами, осмыслил эти новые идеи восточных учений и адаптировал их к европейскому менталитету. Это сотрудничество привело к формированию своеобразных концепций и практик и получило название "Учение Гурджиева" или "Четвёртый путь".

В 1921 году Гурджиев перебрался в Берлин, где жил под именем греческого подданного Георгиадиса. Его деятельностью быстро заинтересовался Имперский комиссариат по охране общественного порядка Германии. После конфликта с властями, он попытался вслед за Успенским перебраться в Великобританию, однако власти не разрешили ему въезд в страну. В 1922 году Гурджиев купил на собранные Успенским средства замок в поместье Приэре, около Фонтенбло (пригород Парижа). Там он основал "Институт", в котором преподавались уже не сложные идеи и принципы "Четвёртого пути", а куда более урезанный, упрощённый вариант – "Путь хитреца" или "Айда-йога". Тогда же Гурджиев прославился как хореограф публичных танцевально-балетных представлений с особой музыкой, сценариями и костюмами. Выступления эти несли в себе необычайную грацию и очарование, представляя собой симбиоз ритуальных танцев дервишей, тантрических элементов и изобретённой самим учителем системы. В этот период совместно с композитором Томасом де Гартманом им было создано более сотни музыкальных композиций, в том числе и музыка для "Священных Движений". Есть даже предположение, что именно эти танцы были взяты за основу Айседорой Дункан, достигшей невероятной популярности, благодаря разработанным дионисийским пляскам. Ту же гипотезу высказывают в отношении мистериальных балетов Рудольфа Штайнера.

В 1924 году Гурджиев окончательно "разошёлся" с Успенским и вскоре после этого попал в автомобильную аварию, в которой чуть не лишился жизни. С этого времени поместье Приерэ стало более закрытым, хотя многие его ученики оставались там и продолжали его регулярно посещать. Окончательно оно закрылось в 1932 году. Гурджиев оставался жить в Париже, изредка посещая США, где ему организовывали встречи с учениками. После окончания войны он собрал в Париже учеников различных групп, образовавшихся на основе его учения. В свой последний год он дал им указания о публикации последних двух книг: "Всё и вся" (или "Рассказы Вельзевула своему внуку") и "Встречи с замечательными людьми". Всего им было написано более десятка сочинений.

В истории Гурджиев остался как психолог, философ, учёный, путешественник, хореограф учитель и мистик, основоположник учения о "Четвёртом пути" внутренней реализации человека. 29 октября 1949 года он умер в госпитале в парижском пригороде Нёйи-сюр-Сен. В день смерти он несколько часов безмятежно беседовал со своими учениками, сказав напоследок: "В хорошей же неразберихе я вас оставляю!".

"Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию подборку мудрых цитат из произведений философа.

Человек – это многосложное существо (1922)

"Душа - это роскошь. Никто ещё не родился с полностью развитой душой".

"Для космоса не существует времени. Страдание может быть произвольным: можно страдать за вчерашний день и можно за завтрашний. Или можно просто страдать потому, что плохо себя чувствуешь".

"Существует два вида страдания: сознательное и несознательное. Только глупец страдает несознательно".

"Если мы освобождаемся от одного влияния, мы становимся рабами другого".

"Для одних религия - это закон, гид, направление. Для других - это жандарм".

"Прежде всего, вы должны думать о самом себе, вы должны стараться изо всех сил возвысить себя. Вы должны быть эгоистом. Эгоизм - это первый этап на пути к альтруизму, христианству".

"В действительности, человек не может помочь другому, не может поддержать его, потому что он даже не может помочь себе".

"В течение жизни одного человека личность создаётся исключительно из того, что он слышит, и того, что он читает".

"Стараясь наблюдать за собой, мы учимся концентрировать в себе то, что может быть даже очень полезным в обычной жизни".

Взгляды из реального мира (1924-1930)

"…Когда я нахожусь в связи с внешним миром, я живу. Когда я живу только внутри себя, это не жизнь; но каждый живет именно таким образом. Наблюдая за собой, я связываю себя с внешним миром…"

"Если человек обладает здравым смыслом и логикой, любое действие может изменить его мнение и "волю".

"Мы всегда используем больше энергии, чем это необходимо; мы напрягаем ненужные для работы мускулы; мы позволяем мыслям вертеться; мы реагируем с чрезмерной силой чувств. Расслабьте мускулы, пользуйтесь только теми. которые необходимы; сдерживайте мысли и не выражайте чувства, когда не хотите этого. Пусть вас не затрагивают внешние воздействия, ибо они сами по себе безвредны; это мы позволяем себе чувствовать себя оскорбленными".

Рассказы Вельзевула своему внуку (1950)

"Если существо по разумности выше тебя, следует всегда поклоняться перед ним и стараться во всем подражать ему; если же оно ниже тебя, надо быть с ним справедливым, потому что и ты когда-то занимал такое же место по градации разумности".

„Here we can only direct and create conditions, but not help.“

Читайте также: