Мечты героев ревизора цитаты
Обновлено: 21.12.2024
Герои комической пьесы Н.В.Гоголя «Ревизор» – порочные и алчные люди, но каждый из них грезит собственными мечтами. Так к чему стремятся жители уездного городка и на что они готовы ради достижения своих заветных целей?
Главный герой комедии – мнимый ревизор Иван Александрович Хлестаков, младший титулярный советник, не может похвастаться ни высоким чином, ни знатным происхождением, ни даже имением своего отца, чьи деньги он безвозвратно промотал.
Тем не менее, молодой, бедный и безызвестный петербуржец, живущий на четвертом этаже, успел вдоволь насмотреться на столичную жизнь и даже почерпнуть её тонкости. Потому, во время разговора с женой городничего и его дочерью, Хлестаков с легкостью повествует им о прелестях петербуржской жизни, становясь то министром, а то и поважнее министра. «Ну, конечно, кто же сравнит с Петербургом! Эх, Петербург! Что за жизнь, право!» – восклицает Иван, наслаждаясь минутами всеобщего внимания, почитания и уважения. «Уважение и преданность – преданность и уважение», – так Хлестаков описывает требования к своим работникам, а читателю дает намек на то, чего младшему титулярному советнику и повесе не хватает в его настоящей жизни. Ведь нет в буднях Хлестакова ни «хорошеньких актрис», ни «необыкновенной легкости в мыслях», когда марает он бумагу, ни балов, ни знатных гостей, ни даже «супа в кастрюльке», который едет из Парижа прямо на пароходе. Все эти плоды его фантазии и есть недостижимые мечты, которые он пытается ухватить за хвост. Но хорошо ли он старается, разбрасываясь теми деньгами, которыми обладает, и не прикладывая усилий к продвижению по службе? Может быть, мечтания и есть предел Хлестакова?
В свою же очередь Осип, слуга Хлестакова, человек подневольный и простой, желает немногого – спокойной, размеренной жизни, уважения и вразумить своего безалаберного хозяина, коль получится.
Не более возвышенные, чем у Хлестакова мечты занимают мысли и городничего, Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского. Узнав о женитьбе своей дочери, сбитый с толку отец, он лишь рисует в своем воображении знатную и богатую петербуржскую жизнь, гарантированную ему избранником Марии. «У меня, право, в голове теперь…я и сам не знаю, что делается», – сетует городничий. Но стоит лишь жениху покинуть уездный городок, как мысли Антона Антоновича просвещаются: «Однако ж, право, как подумаешь, Анна Андреевна, какие мы с тобой теперь птицы сделались! А, Анна Андреевна? Высокого полета, черт побери!» Здесь и раскрываются все карты городничего: ему нужна не только столичная жизнь, но и чин генеральский, кавалерия, ряпушка, корюшка. «А может быть уж городничество к черту, а Анна Андреевна?». Мечты Антона Антоновича ничем не отличаются от желаний Хлестакова, даже способом их достижения – ждать у моря погоды, на большее городничий и не способен.
Анна Андреевна, жена городничего – человек более алчный и корыстный, нежели её муж. Она не просто возжелала всех прелестей обещанной ей жизни, но и отнеслась к сватанью своей дочери подобно военному стратегу, взвешивая все преимущества и риски. Когда на кону смысл всей её жизни, судьба родной дочери уходит на второстепенный план. «Знаешь ли ты, какой чести удостаивает нас Иван Александрович? Он просит руки нашей дочери!». Не Мария, юная и добрая девушка, желающая встретить своего героя, оказывает честь Хлестакову, соглашаясь стать его женой, а он – предложив ей руку и сердце, так считает Анна Андреевна. Тем не менее, мечты жены городничего более продуманы и глубоки, нежели Антона Антоновича. «Ему все бы только рыбки! Я не иначе хочу, чтобы наш дом был первый в столице и чтоб у меня в комнате такое было амбре, чтоб нельзя было войти и нужно было бы только этак зажмурить глаза».
Петр Иванович Добчинский и Петр Иванович Бобчинский – городские помещики, люди свободные и не от кого не зависящие. Но почему же тогда Добчинский и Бобчинский непрерывно следят за происходящим в городе, первыми принимают Хлестакова за ревизора, едут знакомиться с ним и даже несут взятки. Зачем им потакать городничему, подкупать ревизора? И Добчинский, и Бобчинский не чиновники и никоим образом не отвечают за беспорядки, творящиеся в уездном городе. У их действий нет мотивов, все их поступки диктуются лишь одним стремлением – быть как все, напомнить о себе, иначе о двух помещиках никто и не вспомнит. «…скажите и государю, что вот, мол, ваше императорское величеств, в таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский», – единственная просьба помещика, адресованная Хлестакову. Петр Андреевич Вяземский так характеризует второго комического и нелепого героя Гоголя:
«Добчинский гласности, он хочет,
Чтоб знали, что Добчинский есть:
Он рвётся, мечется, хлопочет,
Чтоб в люди и в печать залезть»
Желания же других служителей города еще примитивнее и прямолинейнее – поменьше работать, больше прибыли получить. Этому правилу следует и почтмейстер, и судья Лапкин-Тяпкин, и Земляника, попечитель богоугодных заведений, и Лука Хлопов, смотритель училищ, и пристав, и полицейские. Но чего, же хотят обычные жители города: купцы, мещане, слуги? Они хотят лишь справедливости, честности и заступничества. Но вспоминает ли кто-то об их желаниях?
Следующая цитата
То, о чём мечтают герои комедии «Ревизор» Гоголь позволил обнаружить, главным образом, Хлестаков, когда он полностью вошёл во вкус своей высокой фикциональной роли петербургского проверяющего. Безоговорочно покоряет в первую очередь масштаб этих мечтаний. Позднейшая карамазовская сентенция о том, что «человек слишком широк – я бы сузил» здесь подаётся в денежном эквиваленте, то есть широта сознания распространяется только на получение немыслимых материальных благ, которые помогут взойти на вершину власти и ощутить сладость превосходства.
Герои «Ревизора» мечтают самозабвенно, долго и помногу. Судья Ляпкин-Тяпкин – об очередной порции борзых щенков для своей охоты, городничий – о генеральском чине, Марья Антоновна (дочь городничего) – о богатом и знатном женихе, Анна Андреевна (её мать) – о том, чтобы весь век пленять новых поклонников своим неувядающим кокетством. Бобчинский и Добчинский желали бы нести сплетни по всей русской земле, если бы им позволили, в реальности этим двум плутоватым помещикам приходится довольствоваться скудным пространством своего уездного городка. У Хлестакова же рассуждения о возможном вовсе не входит в мечтания, «ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия».
Оставленный без обеда в захудалой гостинице он грезит каретой, тройкой лошадей и хорошенькой дочкой хозяина, к которому он прикатит эдаким франтом. Но дальше – больше. Дымящийся суп из Парижа с неимоверным паром, каждодневные балы, князья и графы, толпящиеся в передней, обеды с европейскими министрами, произведение в фельдмаршалы и прочее – вот, о чём мечтают герои «Ревизора» в конечном итоге, вот чего не хватает всякому из них: богатства, власти и подобострастия со стороны других. Сами будучи в подчинении, эти мечтатели готовы трепетать перед «персоной», но получи они хоть малую долю того, о чём так вдохновенно налгал Хлестаков, деспотизму и унижению бы не было конца.
Мечты героев вписываются в круг их общего мировоззрения, где чин является главной добродетелью каждого человека. Но до появления Хлестакова не было известно, какой степени могут достигать эти мечты при свободном полёте фантазии, когда их не ограничивают ни страх за свою дерзость – с одной стороны, ни здравый смысл – с другой. Невежество не считается аномалией, скорее наоборот, а религиозные переживания превратились в ритуал – если они будут слишком глубокими и подлинными то, как и тяга к науке, могут стать препятствием на пути к чиновничьей дикой мечте. В соседстве с Хлестаковым достаточно полно раскрываются женские образы. Жена и дочь городничего между собой воюют за благосклонность молодого вельможи, восхищаются его красотой и обхождением, не только не испытывая неловкости от чужого вранья, но даже упиваясь им, принимая всё за чистую монету, настолько в них неумеренно желание, чтобы всё это было правдой. Картины блестящей петербургской жизни, со страстью выбалтываемые Хлестаковым, дамы представляют отлично, а в самом центре этих картин – себя, окружёнными поклонением и восхищёнными возгласами.
Многочисленные купцы и просители, которые бредут на поклон к Хлестакову, также имеют мечту: им хочется не столько улучшить состояние города, сколько пожаловаться на своё начальство более высокому начальству, совершить маленькую месть и отвести душу. То, что Хлестаков всех внимательно выслушивает, внушает пришедшим надежду на видимость порядка, а чиновникам, вроде попечителя богоугодных заведений, открывает очередной повод явить своё рвение и польстить.
Надо сказать, что смеховое начало – единственное, что размыкает этот порочный круг. Именно оно потешается над теми вещами, о которых принято было молчать, чтобы не нанести удар собственному честолюбию. Ведь, несмотря на громадные масштабы, эти мечтания обнажают всю бедноту и скудость внутреннего мира героев, хотящих иметь всё, ничего из себя не представляя, наслаждаться гордыней в ничтожестве.
Гоголь, кажется, хотел показать, что мечтами героев его комедии мечтать не следует, грезить их грёзами – тоже, так как при всей их нелепости они страшны своей тягой к пренебрежению подлинными желаниями, которые возвышают всякого человека
Приведенные рассуждения призваны помочь учащимся 8 классов при написании сочинения на тему « О чем мечтают герои комедии «Ревизор»».
Тест по произведению
Средняя оценка: 4.5
В комедии «Ревизор» Н. В. Гоголь критиковал и высмеивал пороки и недостатки царской России. Героями пьесы автор делает чиновников маленького провинциального городка, от которого «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь», и Хлестакова, мелкого чиновника, проездом оказавшегося в этом городе.
Герои пьесы, их мечты и желания вызывают жалость и грустную улыбку. Начнем с самого «ревизора» - Ивана Александровича Хлестакова. Этот мелкий чиновник, получающий мизерную зарплату, мечтает о жизни «птицы высокого полета». В Петербурге, где он служит, Хлестаков насмотрелся на образ жизни крупных чиновников и богатых дворян и стремится попасть в их круг. В своем «залихвастском» вранье чиновникам города N. герой раскрывает самые потаенные мечты. Он представляется важным человеком в Петербурге, с которым все считаются и чье мнение очень авторитетно. Хлестаков врет, что он «на короткой ноге» со всеми известными людьми столицы, что он очень богат и талантлив. Будто бы именно он написал все известные ему литературные произведения. Этот «маленький человек» хотя бы в своих мечтах стремится возвыситься, почувствовать себя достойным человеком.
Есть свои мечты и у слуги Хлестакова, Осипа. В «Замечаниях для господ актеров» писатель так характеризует этого персонажа: «молча плут». Пожив с Хлестаковым, этот герой «набрался» у своего хозяина идеалов и мечтаний. Осипу нравится «житье» в Петербурге - «Деньги бы только были, а жизнь тонкая и политичная: кеатры, собаки тебе танцуют, и все что хочешь». Но, если дела хозяина не поправятся, то Осип лучше будет жить в деревне: «возьмешь себе бабу, да и лежи весь век на полатях, да ешь пироги».
Семья Сквозник-Дмухановских, главная семья уездного города N, тоже мечтает. Городничий, царь и бог в своем маленьком городишке, грезит о чине генерала. Антон Антонович мечтает, чтобы у него была «кавалерия через плечо», тогда «поедешь куда-нибудь - фельдъегеря и адъютанты поскачут везде вперед: Лошадей!».
Но еще более чем ее муж, амбициозна жена городничего, Анна Андреевна. Она считает себя благородной дамой, достойной лучшей жизни. Анна Андреевна мечтает жить в Петербурге, вращаться в высшем свете, иметь высокопоставленных знакомых. Ей хочется «большой» жизни, где бы ее смогли оценить «по достоинству».
Дочь городничего мечтает о выгодном замужестве, которое принесло бы ей большие деньги и красивую жизнь. Впрочем, об этом мечтает все юные дамы в городе. Недаром Анна Андреевна говорит своей дочери, что та берет пример с дочерей Ляпкина-Тяпкина.
О чем мечтают чиновники города N? Наверное, о том, чтобы исчезли все ревизоры и городничие, чтобы не было над ними никакой власти, мешающей их безбедному существованию и вольготной жизни. У всех героев «Ревизора» были свои планы, мечты, желания. Но никто не приложил усилия к достижению цели.
Имена героев «Ревизора» стали именами нарицательными совершено не зря, ведь так много можно встретить людей и в наше время, ценности которых не отличаются от ценностей героев Н. В. Гоголя. Также есть тщеславные и самолюбивые люди, которые хотят все получить, не прилагая к этому никаких усилий.
Творчество Н.В. Гоголя не так уж велико и обширно. Есть писатели, чье творческое наследие составляет гораздо большее по объему количество произведений. Но, без сомнения, все, написанное великим Гоголем, является шедевром и входит в сокровищницу русской литературы.
Из-под пера этого русского писателя вышло несколько пьес, предназначенных для постановки на сцене. Одной из самых ярких и значимых является, безусловно, комедия Гоголя «Ревизор».
Примечательно, что мы привыкли видеть в героях этой пьесы никчемных людишек, сборище человеческих пороков и недостатков. Мы осуждаем и обличаем их, не замечая, что, по сути, это обычные люди, такие же, как и мы, как и большинство окружающих нас. Этим-то, на мой взгляд, и страшны герои Гоголя и в этом-то и заключается сила таланта великого русского писателя.
Но если герои Гоголя – обычные люди, значит, они так же, как и мы, мечтают о чем-то и к чему-то стремятся? Безусловно. Так о чем же мечтают герои пьесы «Ревизор»?
Начнем с самого «ревизора» - Ивана Александровича Хлестакова. Этот мелкий чиновник, получающий мизерную зарплату, мечтает о жизни «птицы высокого полета». В Петербурге, где он служит, Хлестаков насмотрелся на образ жизни крупных чиновников и богатых дворян. Иван Александрович мучительно и безнадежно стремится попасть в их круг. В своем «залихвастском» вранье чиновникам города N. герой раскрывает самые потаенные мечты. Он представляется важным человеком в Петербурге, с которым все считаются и чье мнение очень авторитетно. Хлестаков врет, что он «на короткой ноге» со всеми известными людьми столицы, что он очень богат и талантлив. Будто бы именно он написал все известные ему литературные произведения. Хлестаков мечтает, что все хорошенькие женщины обожают его и что он ни в чем не знает отказа. Этот «маленький человек» хотя бы в своих мечтах стремится возвыситься. Он хочет вырасти, прежде всего, в своих глазах, почувствовать себя не ничтожеством, как обычно, а достойным человеком. К сожалению, Хлестакову удается это сделать лишь в своих мечтах.
Есть свои мечты и у слуги Хлестакова, Осипа. В «Замечаниях для господ актеров» писатель так характеризует этого персонажа: «молча плут». Пожив с Хлестаковым, этот герой «набрался» у своего хозяина идеалов и мечтаний. Осипу нравится «житье» в Петербурге - «были бы деньги», тогда жизнь в столице покажется медом: «Деньги бы только были, а жизнь тонкая и политичная: кеятры, собаки тебе танцуют, и все что хочешь». Но, если дела хозяина не поправятся, то Осип лучше будет жить в деревне: «возьмешь себе бабу, да и лежи весь век на полатях да ешь пироги». Мечты Осипа отражают не только его характер, но и характер Хлестакова. Можно сказать, что они являются еще одним средством раскрытия образа лжеревизора.
Семья Сквозник-Дмухановских, главная семья уездного города N., тоже мечтает. Городничий, царь и бог в своем маленьком городишке, грезит о чине генерала. Антон Антонович мечтает, чтобы у него была «кавалерия через плечо». Тогда все будут расстилаться перед ним: «поедешь куда-нибудь - фельдъегеря и адъютанты поскачут везде вперед: Лошадей!»
Но еще более чем ее муж, амбициозна жена городничего, Анна Андреевна. Она считает себя благородной дамой, достойной лучшей жизни, чем прозябание в маленьком городишке, от которого «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». Анна Андреевна мечтает жить в Петербурге, вращаться в высшем свете, иметь высокопоставленных знакомых. Ей хочется «большой» жизни, где бы ее смогли оценить «по достоинству».
Дочь городничего еще слишком юна и глупа, но и она мечтает о выгодном замужестве, которое принесло бы ей большие деньги и красивую жизнь. Впрочем, об этом мечтает все юные дамы в городе. Недаром Анна Андреевна говорит своей дочери, что та берет пример с дочерей Ляпкина-Тяпкина.
О чем мечтают чиновники города N? Наверное, о том, чтобы исчезли все ревизоры и городничие, чтобы не было над ними никакой власти, мешающей их безбедному существованию и вольготной жизни.
Есть мечты и у рядовых жителей уездного города. Они грезят о том, чтобы в их городе, наконец, установилась власть, заботящаяся о своем народе, а не о своем кармане. Чтобы эта власть не тиранила жителей, не использовала их для выкачивания денег. Жители мечтают о том, чтобы власть уважала свой народ. Мечты их, конечно же, неосуществимы, как и мечты всех других героев комедии. Почему? Это уже тема для другого разговора.
Комедия «Ревизор», несомненно, является одной из лучших работ Николая Васильевича Гоголя и шедевром русской литературы. Из-под пера этого писателя вышло немало пьес, предназначенных для постановки и все они, как правило, имели большой успех. Герои пьесы «Ревизор», казалось бы, никчемные люди с обилием пороков и недостатков. Но если присмотреться внимательнее, это обычные люди, такие же, как и все вокруг. У них также как и у всех людей есть стремления и мечты. О чем же мечтают герои комедии «Ревизор»?
Главный герой комедии – мнимый ревизор Иван Александрович Хлестаков . Это мелкий петербургский чиновник самого низшего ранга, получающий копеечную зарплату и живущий в основном на деньги отца. Насмотревшись на богатых дворян и «государственных» людей, он мечтает попасть в их общество и жить как «птица высокого полета». Ему удается хотя бы временно побыть важной персоной в уездном городе N. Там он во всех красках описывает свою жизнь, на ходу придумывая для себя новые роли. По его словам он был и главнокомандующим, и известным писателем, и другом Пушкина , и фельдмаршалом. В этой пустой болтовне и раскрываются мечты Хлестакова. Ему нравится пускать пыль в глаза, и он мечтает, чтобы все хорошенькие женщины были от него без ума. Своими выдумками и фантазиями он хочет лишь возвыситься в своих глазах и выглядеть достойным человеком.
Работа ученика гимназии № 19
по теме: « О чем мечтают герой в комедии Н.В. Гоголя « Ревизор»
Один из главных героев пьесы – мнимый ревизор Хлестаков, как личность он безлик. На самом деле Хлестаков мелкий чиновник, человек ничтожный, его почти никто не уважал, его даже не уважал собственный слуга. Он был бедный, у него не было денег заплатить за комнату, и за еду. Он стал умолять хозяина покормить его в долг. Но когда ему принесли еду, он стал воображать: что суп простая вода, а котлета на вкус как шайба. Все чиновники не чистые на совесть подумали, что это: образец служебной хитрости, ума и дальновидности, и никто не сомневался, что он ревизор и давали взятки. Он их брал, и брал и жажда наживы растет. В письме Тряпкину истинное лицо Хлестакова открывается чиновникам: легкомысленным, глупым, хвастуном.
Он живет как свободная птица, порхая, не задумываясь о будущем, и не вспоминая о прошлом. Захочет, поедет куда вздумается, что захочет, то и сделает. Наиболее важное – желание покрасоваться перед дамами, перед чиновниками, перед обычными людьми. Не забывая упомянуть, что он из Петербурга (В Николаевское время это была столица России). Человек он творческий: во-первых, он артистичен, потому что он быстро вжился в роль ревизора, а во-вторых, набрав взяток, он хочет, заняться литературой. За то время пребывание в этом маленьком городе он вдоволь успел покрасоваться перед дамами, то есть перед женой и дочерью городничего, перед чиновниками, и перед обычными людьми рассказывая им о манерах светско-столичной жизни. Он не знал, что почтмейстер вскроет его письмо. Но он как – то почувствовал, что его разоблачат, и он сбежал.
Городничий в произведение Н.В. Гоголя играл главную роль. Настоящее имя городничего – Антон Антонович Сквозняк – Дмухановский, свою, тяжелую службу с низших чинов. Что показывает его речь, например: « …задам перца…» «…Эй куда хватили…». И до служился до городничего. Сам по себе человек он не глупый, и его речь прекрасное подтверждение. И одна его цитат Н.В. Гоголя о « Мертвых душах»: «…Перечислить нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращение …у нас есть такие мудрецы, которые с помещиками, имеющие двести души, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у которого их триста, а с тем у кого их триста, будут говорить опять не так, как с тем, у кого их пятьсот, а с тем, которого их пятьсот, опять не так, как с тем у которого их восьмисот, словом, хоть восходи до миллиона, все найдутся оттенки» Это целиком относится к городничему. К своим подопечным обращался по имени и отчеству. Но когда он в гневе не с кем не церемонился. Главной мечтой было, как можно больше разбогатеть. Так же он хотел остаться на своей должности. И чтоб остаться на своей должности, он стал подкупать ревизора, то есть давать взятку Хлестакову. Но как Хлестаков пообещал должность генерала, он загорелся этим желанием. Стал воображать из себя петербургского чиновника. Стал по-другому относится к своим подопечным. Так же он хотел выдать дочь за Хлестакова, ли ж бы он назначил его генералом. Но все его мечты разом рухнули, после того как оказалось, что Хлестаков мелкий и бедный чиновник, и то, что он назанимал денег и сбежал в Саратовскую губернию. Но все таки одна мечта его сбылась – он не потерял свою должность.
По – моему мнению, оба героя Гоголя – Хлестаков и Антон Антонович не положительные и не отрицательные. Но так как Гоголь писал образ с настоящих людей, которых можно встретить на улице. Значит эти герой, то же имеют желание: один мечтает покрасоваться, другой хочет стать генералом. И в этих желаниях нет, не чего зазорного. Как сказал один философ: «Человек без мечты не может существовать.
Следующая цитата
Герои гоголевского «Ревизора» - обычные люди: чиновники и разночинцы. Автор стремился высмеять пороки своих современников, поэтому описал наиболее яркие и распространенные типажи. Как у всех людей, у них есть свои желания и мечты.
Иван Хлестаков, главный герой, волею судеб оказавшийся временно на месте ревизора. Это не очень-то умный, но достаточно амбициозный молодой человек, мечтающий о богатстве и положении в обществе. Стоит заметить, что для исполнения своей мечты он не делает ровным счетом ничего, но когда его в провинциальном городке перепутали с важным чиновником из столицы, начинает напропалую фантазировать и врать. Он упивается своей мнимой важностью, не задумываясь о том, что будет, когда обман раскроется. Показательным является его убеждение: «ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия».
Городничий же мечтает о том, как благодаря богатому зятю станет генералом в Петербурге, обретет власть и деньги. Все его мечты наполнены алчностью, при этом он совершенно не задумывается о том, будет ли его дочери хорошо с новоиспеченным мужем. Он грезит сладкой жизнью: «… Поедешь куда-нибудь – фельдъегеря и адъютанты поскачут везде…».
Его жена мечтает о высшем свете, в котором сможет блистать и заманивать молодых кавалеров. Их дочь, как многие молодые девушки, желает удачно выйти замуж. Все без исключения чиновники хотят, чтобы ревизор поскорее их покинул, чтобы вернулась привычная ленивая и размеренная жизнь, в которой им не нужно напрягаться, а деньги текут сами.
Никто из героев не делает ничего конструктивного для достижения желаемого. Они мечтают, приписывая себе небывалые заслуги. Выглядит это смешно и нелепо, если не задумываться о том, что так поступают многие люди и сейчас. Далеко не все упорно идут к достижению целей и преодолевают препятствия, предпочитая пускать все на самотек. Думаю, здесь есть о чем задуматься.
Заказать сочинение
Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!
Следующая цитата
После прочтения столь знаменитого произведения Николай Васильевича Гоголя становится очевидным тот факт, что каждый из придуманных автором персонажей является отдельной личностью, непохожей на остальных, имеющей свои грезы, свои мечты и сокровенные желания (впрочем как и каждый обычный человек), о которых готов вечно повествовать с умилением и огромной радостью, потому что окунаясь в мир своих грез он становится по-настоящему счастлив.
Одним из главных героев произведения является Хлестаков, предстающий перед нами безумно хвастливым человеком и необычайно любящим красоваться и ломаться перед другими. Нельзя сказать, что он умен, но бесспорно смекалка и хитроумие его поражают, впрочем как и наглость. Одной из главных отрицательных его черт является безмерная алчность.
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
О чем может мечтать такой человек?
Очевидно, о полном удовлетворении своих потребностей в таких банальных нуждах, как деньги, слава, власть, и самое важное для личности Хлестакова - это всеобщее уважение и почитание. Этому подлому человеку просто повезло, так как он оказался в нужном месте, в нужное время, хотя он даже помыслить не мог о том, как в действительности сложится ситуация, а главное, он не мог подумать об исполнении его мечт. Он привык наглеть, чтобы добиваться своих целей (благодаря большому опыту научился делать это более чем профессионально), но при этом привык к людскому недоверию и гневу. Поэтому поведение персонажей произведения по отношению к нему, то как с ним деликатно обходились, казалось ему более чем необычным и подозрительным. Но, будучи человеком, который не упустит своего, Хлестаков не смог не воспользоваться случаем, чтобы применить свою наглость и хитрость, и даже его подозрительность его не остановила. Он в наглую врал, приписывая себе черты вовсе не реальные. В народе сложилось даже такое понятие как Хлестаковщина, то есть похвальство, не подкрепленное никакими реальными действиями или возможностями.
Мечты Хлестакова исполнились хотя бы на время, что нельзя сказать о других героях. К примеру Городничий был очень жестоко обманут Хлестаковым, получив от него надежду о лучшей жизни в Российской столице. Он представлял себе светское общество, в которое в то время стремился попасть каждый, в котором его уважают и чтят. Он мечтал о чине генерала: «А, черт возьми, славно быть генералом! Кавалерию повесят тебе через плечо . ». Супруга же его с нетерпением ожидала переезда в Петербург, она тоже грезила о высшем обществе, о культуре , о роскоши, которые будут впредь ее окружать: «Я не иначе хочу, чтобы наш дом был первый в столице и чтоб у меня в комнате такое было амбре, чтоб нельзя было войти, и нужно было бы только этак зажмурить глаза . ».
Но кроме людей высокого положения, в городе, разумеется, имеются люди более низкого социально статуса, совершенно обыкновенные городские обыватели, уставшие от жестокого и несправедливого гнета Городничего.
Их мечты заключаются в восстановлении справедливости, в частности, в избавлении от тирании Антона Антоновича. Но мечтам их сбыться не суждено. Мало того, что плут Хлестаков обманывает их, давая безнадежные обещания, да еще и после его отъезда, Городничий, узнав о том, что люди ходили жаловаться на него к мнимому ревизору, усугубляет свой гнет и его отношение к народу становится еще жестче.
Каждый из героев комедии имеет мечту, соответствующую своему статусу и положению в обществе. Они живут по-разному, следовательно и цели имеют разные. Кто-то предпочитает жизнь честную, а кто-то не может обойтись без хитрости, плутовства и наглости.
В своем произведении Николай Васильевич заставляет кардинально разных героев сплотиться против одного человека, к которому каждый житель, вне зависимости от ранга и положения, испытывает страх. Они пытаются набраться смелости и пережить, пересилить свою трусость все вместе, потому что неважно кто: Городничий или кухарка, главное, что всем им свойственно чувство страха перед тем лицом, каким представил себя Хлестаков. Они понимают, что этот человек может многое сделать для исполнения мечты каждого персонажа в отдельности и для всех вместе. И Хлестакову удалось в этом убедить персонажей произведения. Самое страшное, что сделал Хлестаков для героев произведение — он дал им надежду на исполнение мечты, а затем в миг разрушил эти надежды. Крушение мечты для человека любого статуса — очень тяжелое испытание. И каждый по-своему это переживает, в зависимости от своего нравственного и морального развития.
Читайте также: