Мавританец цитаты из фильма

Обновлено: 22.12.2024

18 февраля в кино вышла лента «Мавританец» Кевина Мак‑Дональда — лауреата премии «Оскар». В фильмографии режиссёра немало драматических и сложных историй, среди которых «Последний король Шотландии», «Орёл Девятого легиона» и не только. И новая работа держит планку, заданную в этих картинах.

Сюжет фильма рассказывает о жизни Мохаммеда ульд‑Слахи. Правительство США в течение долгих лет держит его в заключении: он проходит по делу как подозреваемый в организации теракта 11 сентября. Защищать Мохаммеда берутся адвокатесса Нэнси Холландер и её коллега Тери Дункан. На стороне государства — подполковник Стюарт Коуч, который пытается добиться смертной казни для Мохаммеда.

Эта история достойна того, чтобы её увидели. И вот почему.

В основе фильма — реальные события

Мохаммед ульд‑Слахи родился и вырос в Мавритании, после чего получил грант на обучение в Германии. Отработав пару лет в чужой стране, он вернулся на родину. Через год по приказу США его задержали власти Мавритании. Сначала Мохаммед отбывал срок там, затем — в Афганистане, а в 2002 году его доставили в тюрьму Гуантанамо на Кубе.

Абсурдность ситуации в том, что ни перед задержанием, ни во время отбытия срока Мохаммеду не предъявили обвинение. Однако это не мешало властям держать его и жёстко допрашивать, применяя «специальные» методы.

Но парню повезло: его дело попало к своенравной адвокатессе Нэнси Холландер. Она решает отстоять право задержанного на справедливый суд. Этот момент и является завязкой всего фильма.

Кадр из фильма «Мавританец»

Такая история кажется не совсем правдоподобной. Трудно представить, что в XXI веке в развитых странах возможны вопиюще неправомерные действия на государственном уровне.

Однако события, описанные выше, произошли в реальности. Осознание этого обеспечивает особые впечатления при просмотре. Зритель понимает: на месте заключённого — обычный человек, такой же, как он сам. А потому эмпатия вырастает в разы.

Сильный актёрский состав и харизматичные персонажи

Мохаммеда сыграл Тахар Рахим. Узнав историю своего прототипа и познакомившись с ним, актёр был тронут Director Kevin Macdonald On The Real‑Life Inspiration For ‘The Mauritanian’: “He’s Such An Extraordinary Person” — Contenders Film . Вероятно, именно поэтому он смог показать всю гамму сложных чувств и эмоций, которую испытывал Мохаммед. За эту роль Тахар Рахим получил номинацию на премию «Золотой глобус» в категории «Лучший актёр в драматическом фильме».

Примечательно, что до этого Тахар Рахим уже играл в фильме про трагедию 11 сентября — «Призрачные башни». Однако там он исполнял роль одного из представителей закона.

Кадр из фильма «Мавританец»

Адвокатессу Нэнси Холландер сыграла Джоди Фостер. Энергетика Фостер сражает зрителя с первых кадров, ведь её персонаж — это яркая, сильная и справедливая женщина, которая готова пойти против системы. Однако по ходу действия она раскрывается, показывая и свою чувствительную сторону.

Помощницу Нэнси играет Шейлин Вудли — звезда цикла фильмов «Дивергент» и сериала «Большая маленькая ложь». Её персонаж, Тери, — это компиляция двух ассистенток правозащитницы по делу. Тери — тёплая женщина, которая воспринимает обвиняемого в первую очередь как человека, а не как материал для работы. Она резко контрастирует со своей коллегой, отчего дуэт Фостер — Вудли выглядит ещё более эффектным.

Кадр из фильма «Мавританец»

Роль подполковника Стюарта досталась Бенедикту Камбербэтчу. И это самый неоднозначный персонаж. На протяжении всего фильма он переживает сильные метаморфозы, что вызывает у зрителя противоречивые впечатления. Кстати, поначалу актёр принимал участие в проекте только как продюсер. Но в процессе работы он был Kevin Macdonald Interview: The Mauritanian очарован персонажем Стюарта и поэтому захотел сыграть его.

Живое и динамичное повествование

На протяжении фильма мы видим множество флешбэков, которые рассказывают о жизни Мохаммеда до его встречи с адвокатами. Из одних фрагментов зритель узнаёт о детстве и юности персонажа, из других — о событиях в тюрьме. После каждой новой вставки характер Мохаммеда раскрывается, становится глубже. А его история проясняется и обретает новый смысл. Так, по ходу действия мы не раз меняем своё отношение к герою.

Но на мнение аудитории влияет не только особый тип повествования. Параллельно с флешбэками мы наблюдаем за расследованием, которое ведут стороны обвинения и защиты. У каждой — свои источники и гипотезы.

И зритель, будто присяжный в суде, пытается понять, на чьей же стороне правда.

Подобную игру мы уже видели в фильме «Исчезнувшая» Дэвида Финчера. Каждое воспоминание и новая деталь там меняет ракурс, с которого публика смотрит на ситуацию. Похожие переживания вызывает и «Мавританец».

Кадр из фильма «Мавританец»

Динамики фильму добавляет и то, что создатели смогли смешать несколько жанров. Здесь триллер и драма совмещаются с детективом — итог расследования мы узнаём лишь в самом конце. Встречаются также и исключительно комические моменты, которые гармонично вписаны в художественный мир картины.

Эстетичные кадры

«Мавританец» очень красиво снят. По большей части сцены поставлены минималистично, в кадре нет ничего лишнего. Однако от этого картина не выглядит примитивной. Напротив, такая простота цепляет.

А ещё при просмотре можно заметить, как цветовая гамма кадров влияет на настроение. Например, сцены прогулок Мохаммеда в Гуантанамо очень солнечные. Зритель вместе с персонажем радуется тому, что в его жизни ещё есть хоть что‑то светлое и настоящее. А в эпизоде, где герой Бенедикта Камбербэтча подозревает заговор, виден дом, залитый кроваво‑красным светом.

Кадр из фильма «Мавританец»

Причина такого искусного визуального оформления понятна: над фильмом работали настоящие мастера своего дела.

В команде с Мак‑Дональдом трудился художник‑постановщик Майкл Карлин, номинант на премию «Оскар». Коллеги уже создавали вместе фильмы «Последний король Шотландии», «Оазис» и другие. В списке работ Карлина — множество нашумевших лент: от «Залечь на дно в Брюгге» до хита «Собачья жизнь».

В роли оператора выступил опытный Альвин Х. Кюхлер. До этого он сотрудничал с Мак‑Дональдом в создании оскароносной ленты «Один раз в сентябре». В фильмографии Кюхлера можно встретить много известных фильмов: «Стив Джобс», «Пекло», «Доброе утро» и не только.

Кадр из фильма «Мавританец»

Единственный недостаток визуального оформления (и всего фильма в целом) в том, что некоторые кадры слишком «стерильны». Например, нам показывают праздник в Мавритании, а в объектив попадают новенькие вьетнамки и кристально чистые бокалы. Эти детали не сочетаются с антуражем и вызывают некий дискомфорт.

Но это не затмевает достоинств картинки и не мешает зрителю получать настоящее эстетическое наслаждение.

Национальный элемент

Кевин Мак‑Дональд стремился сделать фильм максимально аутентичным, приближённым к реальной истории. События разворачиваются в нескольких точках мира. Мы видим яркие празднества в Мавритании, затем — мегаполис в США, пустынные пейзажи Кубы и военные учения в Афганистане. Хотя съёмки проходили не во всех этих странах, режиссёру удалось передать их колорит. Также на протяжении всей картины слышится несколько языков: французский, английский, арабский. Такое этническое и географическое разнообразие делает кадры фильма ещё более фактурными.

Кадр из фильма «Мавританец»

Зритель путешествует через время и пространство вместе с героями. Такие смены антуража идеально вписаны в повествование и смотрятся очень правдоподобно.

Вдохновляющая история с остросоциальной подоплёкой

Сюжет наталкивает на тяжёлые раздумья о беззащитности человека перед системой. Правительство США так хотело наказать кого‑то причастного к трагедии 11 сентября, что само выбрало почти террористические, нелегальные методы «восстановления справедливости». Получается, те, кто призван защищать закон, нарушают его — и это удручает.

Но история жизни Мохаммеда не угнетает зрителей. Напротив: она воодушевляет, так как вселяет веру в силу духа. Фильм даёт понять, что можно оставаться человеком даже в нечеловеческих условиях. Ведь, отбывая срок и подвергаясь насилию, Мохаммед всё же находит силы, чтобы узнавать новое, шутить, выстраивать приятельские отношения и не терять веру в Бога.

Кадр из фильма «Мавританец»

Больше всего потрясает то, что ульд‑Слахи, будучи в заключении, смог издать книгу «Дневник Гуантанамо». Она появилась из писем‑показаний, которые заключённый передавал адвокатам: это был их способ общаться. Нэнси Холландер тронула история подопечного, и она посоветовала Мохаммеду рассказать её всему миру.

Вдохновляет здесь и смелость Нэнси, готовой пожертвовать своим спокойствием ради справедливости. А также самоотверженность её коллеги, которая решительно встаёт на сторону подсудимого.

С первого взгляда понятно, что «Мавританец» создан мастерами кино. Сюжет, визуальный ряд и актёрская работа достойны искренней похвалы. А история главного персонажа заставляет задуматься. Она напоминает: в жизни может выпасть тяжкое испытание, но это не повод отчаиваться и озлобляться. Напротив, именно в таких обстоятельствах важно найти силы прощать.

Следующая цитата

Фразы, цитаты и афоризмы из популярных фильмов

Популярные фильмы

Все фильмы

Реклама

Главная / Мавританец, стр. 1

ЭТО РЕАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ

МАВРИТАНИЯ. НОЯБРЬ 2001-ГО -

ДВА МЕСЯЦА СПУСТЯ ПОСЛЕ ТЕРАКТОВ 11 СЕНТЯБРЯ МАВРИТАНИЯ. НОЯБРЬ 2001-ГО -

ДВА МЕСЯЦА СПУСТЯ ПОСЛЕ ТЕРАКТОВ 11 СЕНТЯБРЯ

Ты хорошо выглядишь. Германия тебе на пользу.

Мне стоило приехать раньше.

Какие там цены на бензин?

Не знаю, я езжу на метро.

Поможешь моему племяннику с визой?

Он хочет учиться, он маленький Эйнштейн, прямо как ты.

Конечно, приходи завтра.

Спасибо, хвала небесам.

Мама, иди в дом.

Это из-за новой спутниковой антенны, которую ты установил?

Нет. Ничего серьёзного.

Сколько раз я должен повторить одно и то же?

Я понятия не имею, где мой двоюродный брат Махфуз.

Не уверен, что даже сам Бен Ладен знает.

Послушайте.

После тех атак в Нью-Йорке американцы с ума посходили.

Они хотят поговорить с вами.

Понимаете?

Дайте мне переодеться.

А то они примут меня за принца Персидского залива.

За ним, быстрее.

УДАЛИТЬ ВСЕ КОНТАКТЫ

УДАЛЕНИЕ ВСЕХ КОНТАКТОВ

Со мной поедете.

Я предпочёл бы поехать на своей машине.

Тогда отдайте мне ваш телефон.

Хорошо.

Что мне сказать остальным?

Скажи им что это по работе.

Они бы не позволили мне вести машину, если не собираются меня отпустить.

Мама, не волнуйся.

Оставь мне тажина.

МАВРИТАНЕЦ

АЛЬБУКЕРКЕ, НЬЮ-МЕКСИКО ФЕВРАЛЬ, 2005

Доброе утро, Диего.

даст показания на слушании, в отличие, например, от представления в виде показаний под присягой.

Что касается расписания встреч, то мы снабдили его примечаниями для вас.

Есть копия материалов дела?

Мы предлагаем обменяться списками вещественных доказательств до конца месяца.

И вы тоже здесь?

Вы присоединитесь к делу? Было бы очень здорово.

Да, это было ожидаемо.

Но он не испугался.

Авиакомпания хочет устроить из этого пиар-кампанию, но мы победим их в суде.

Посмотрим.

Ты слишком шустрая. Я надеялся угостить тебя обедом.

Давай. Встань в очередь. Я рекомендую асаду.

Итак. Как дела у Билла?

Разошлись. - Жаль.

Как и ему.

Чем могу быть полезна?

На прошлой неделе в Париже к нам обратился адвокат из Мавритании.

Мавритании?

Это Северо-Западная Африка.

Адвокат представляет там семью.

В ноябре 2001-го мавританская полиция увезла их сына на допрос.

Он пропал.

Три года они не знают - в тюрьме ли он, жив ли вообще.

Они не знают. Никто не знает.

И вот, несколько недель назад, в «Der Spiegel» вышла статья, где говорится, что он содержится в Гуантанамо Бэй.

По их словам, он один из организаторов терактов 11 сентября.

Это правда? - Не знаю.

Я с ним не разговаривал.

В Гуантанамо даже не подтверждают, что он там.

У меня нет допуска.

Фирма не возьмётся за дело Гуантанамо.

С каких это пор тебя волнует, что думает фирма?

И ведь допуск от АНБ всё ещё при тебе, не так ли?

Да брось. Один раз позвонить и узнать, там ли он.

Заключённый. Как его зовут?

Слахи. С-Л-А-Х-И.

Имя - Мохамеду.

Нет, нет. Не Мохаммед. Мохамеду. Проверьте записи.

Его там нет, или вы не знаете, нет ли его там?

Хорошо, я подожду.

Горансон?

Авиакомпания.

А, да. Вон там.

Но подождите, это же ваше учреждение, так как же вы не знаете, кого держите?

«Он не не находится там»?

Что это значит?

Он же не кот Шрёдингера.

Либо он там, либо его там нет.

Ты хочешь представлять главного вербовщика для терактов 11 сентября?

Предполагаемого.

И нет, я буду отстаивать правомерность его содержания под стражей, которую Буш и Рамсфельд с радостью ликвидируют, пока мы разговариваем.

Нэнси, мы бы с радостью дали щелчок по носу этому правительству. но тут есть над чем поразмыслить.

Люди хотят видеть возмездие.

Включая множество потенциальных клиентов.

Правительство США держит в Гуантанамо более 700 заключённых.

И мы не знаем, кто они. Мы не знаем, в чём их обвиняют.

С каких это пор мы стали сажать людей в тюрьму без суда и следствия?

Я не хочу, чтобы ты зря тратила на это время.

Дэвид. мы договорились, что сами будем выбирать дела для бесплатной юридической помощи.

Следующая цитата

Фразы, цитаты и афоризмы из популярных фильмов

Популярные фильмы

Все фильмы

Реклама

Главная / Мавританец, стр. 15

Но я надеюсь, что справедливость восторжествует.

Потому что.

Я верю, что суд подчиняется закону, а не страху.

Поэтому.

Что бы вы не решили, Ваша честь.

Я приму это.

Да пребудет с нами Бог, и да простит Он нас.

Меня было слышно?

22 МАРТА 2010 ГОД

Почта для 760.

Парни.

Я выиграл.

Что? - Что?

Я выиграл дело.

Здесь так написано. Я поеду домой!

Рад за тебя.

Здорово.

Охренеть.

Я еду домой! Свобода!

НЕСМОТРЯ НА УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ХОДАТАЙСТВА О НЕПРАВОМЕРНОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ

АДМИНИСТРАЦИЯ ОБАМЫ ПОДАЛА АПЕЛЛЯЦИЮ,

И МОХАМЕДУ ОСТАЛСЯ В ЗАКЛЮЧЕНИИ ЕЩЁ НА СЕМЬ ЛЕТ.

ОН ТАК БОЛЬШЕ И НЕ УВИДЕЛ СВОЮ МАТЬ. ОНА СКОНЧАЛАСЬ В 2013 ГОДУ.

НЭНСИ И ТЕРИ НАВЕЩАЛИ МОХАМЕДУ РАЗ В НЕСКОЛЬКО МЕСЯЦЕВ

И ПРОДОЛЖИЛИ СОТРУДНИЧЕСТВО С АМЕРИКАНСКИМ СОЮЗОМ

ПО БОРЬБЕ ЗА ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА, ЧТОБЫ ДОБИТЬСЯ ЕГО ОСВОБОЖДЕНИЯ.

НЕСКОЛЬКО ЛЕТ ЗАПИСИ МОХАМЕДУ БЫЛИ ПОД ЗАПРЕТОМ К ПУБЛИКАЦИИ,

И ТОЛЬКО В 2015 ГОДУ ОНИ БЫЛИ ИЗДАНЫ ПОД ОБЩИМ НАЗВАНИЕМ «ДНЕВНИК ГУАНТАНАМО».

Следующая цитата

В российский прокат 18 февраля выходит фильм Кевина Макдональда «Мавританец», основанный на реальной истории Мохаммеда ульд Слахи – заключенного в Гуантанамо, которого подозревали в совершении ужасного теракта. Не получивший официальных обвинений и возможности защиты в суде, Мохаммед ульд Слахи провел в заключении более шести лет. Только после этого он был удостоен права на адвокатов, но и им в борьбе с правительственной машиной предстояло побороть личные сомнения, ведь как можно быть до конца уверенными в невиновности заключенного. Картина Макдональда уже получила две номинации на Золотой глобус – на престижную премию претендуют Джоди Фостер , сыгравшая адвоката Нэнси Холландер, и Тахар Рахим , исполнивший главную роль – Мохаммеда ульд Слахи. Мы поговорили с актером о том, как он встречался со своим прототипом, взаимодействовал на площадке с режиссером Кевином Макдональдом и Джоди Фостер и о том, как он погружался в эту сложную роль, испытывая на себе экстремальную диету, ношение кандалов и имитацию пытки водой и холодом.


фото: MEGOGO Distribution

С режиссером «Мавританца» Кевином Макдональдом вы знакомы уже около 10 лет. Как состоялось это знакомство? И как он предложил вам сняться в этой картине?

Мы познакомились в 2010-м, когда он предложил мне роль сына вождя в фильме «Орёл девятого легиона». Мне тогда было очень трудно говорить по-английски, и я был крайне обескуражен тем, что у меня нет возможности построить глубокие отношения с режиссером, ведь это очень важная часть работы. С точки зрения актёра, съёмки – это всегда приключение. Ты вдали от друзей и семьи, проводишь много времени с другими людьми на площадке. Конечно, хочется разделить с ними весь спектр эмоций, которые переживаешь, но языковой барьер меня останавливал. После «Орла» он пригласил меня в один сериал, но с ним не срослось, а потом спустя пару лет он прислал мне смс: «Кажется, у меня есть для тебя отличная роль».

В «Мавританце»?

Да. Когда я впервые прочёл сценарий, меня поразила его проработка и история Мохаммеда. Я сразу же согласился. Я уже лучше говорил по-английски, мог достаточно свободно изъясняться, и мы с Кевином могли прожить куда более глубокий опыт. Много месяцев мы обсуждали и проговаривали сценарий. Я чувствовал себя так, будто я – это чашка чая, наполненная кипятком, а Кевин, сценарий и вся эта история – чайный пакетик. День за днём они заваривались во мне и понемногу расцветали. Мы смогли построить прекрасные отношения, основанные на доверии.


фото: MEGOGO Distribution

Насколько вообще важно это доверие между режиссером и актером?

Это именно то, что в первую очередь нужно актеру. Нужно доверять своему режиссёру, чтобы он смог довести тебя до той цели, которой ты хочешь достичь. Кевин – прекрасный режиссер, он очень заботится об актерах. Он любит слушать актеров. Ему даже присуще некоторое смирение. Если тебе есть что сказать, ты можешь это сказать. Ты не чувствуешь себя глупо, если предложишь что-то совсем не подходящее. Однажды он сказал мне одну вещь: «Послушай, лучшие идеи всегда выигрывают, поэтому не стесняйся что-то предлагать». Еще Кевин много снимал документального кино. С ним актерам нельзя просто полагаться на свой привычный способ работы: он знает, что такое искренние чувства, он знает, каковы настоящие люди. Если ты начинаешь халтурить или пытаешься где-то притвориться, он это увидит. Ему можно доверять и когда он говорит, что что-то не то, и когда он говорит, что ты справился.

Вам посчастливилось общаться с Мохаммедом ульд Слахи – вашим прототипом – до и во время съемок фильма. Какие отношения у вас с ним возникли?

Впервые мы с ним пообщались в ноябре 2019-го. Я тогда снимался в сериале в Таиланде, поэтому знакомство было виртуальным. Я прочитал его книгу и прослушал записи его бесед с Кевином, но мне необходимо было познакомиться с ним самому, чтобы начать вживаться в роль. Когда мы общались, я был буквально поглощён его теплотой и светом, исходящим от него. Он мог улыбаться до ушей, а я всё думал: «Как это возможно?» Если бы я не знал, что это правдивая история, мне было бы трудно во все это поверить.


фото: MEGOGO Distribution

Какие вопросы вы с ним обсуждали?

Я начал осторожно. Сначала спросил, какие отношения у него сложились с его адвокатами Нэнси и Тери, через что он прошёл, что с ним происходило. Я уже многое знал, но я хотел услышать всё от него и понаблюдать за тем, как он это рассказывает. Вот что я хотел уловить. Я хотел посмотреть на его поведение, на то, как он говорит, как двигается. Когда дело дошло до тяжелых моментов, до пыток, его лицо начало подергиваться. Это было неожиданно. Я как будто сам оказался вместе с ним в том самом моменте и видел, как его травма оживает буквально на глазах. Я смутился, подумал: «Что я делаю? Кто я такой, чтобы расспрашивать его после всего, через что он прошёл?»

И что вы сделали?


фото: MEGOGO Distribution

Правда, что вы хотели испытать на себе пытки, которым подвергался Мохаммед в Гитмо, чтобы представить себе ту боль, которую пережил он?

Сколькими языками вы владеете?

И какие используете в фильме?

Я использовал французский и английский. Арабский, который вы слышите в фильме, – это не тот диалект, который я знаю. Я говорю на североафриканском, алжирском варианте, а он сильно отличается от классического арабского языка. В Мавритании используют вариант, который называется хассания, а на классическом арабском говорят в Ближневосточных странах. В Алжире тоже говорят на другом языке. Я же родился и вырос во Франции, и на съёмках у нас была другая трудность. Мохаммед выучил английский благодаря тюремным стражникам, поэтому нам пришлось воспроизвести его улучшающиеся языковые навыки, и при этом разрушить мои. Когда ты выучил язык, а тебе приходится его забывать и переучивать, с точки зрения по крайней мере фонетики, это очень трудно.


фото: MEGOGO Distribution

Адвоката Нэнси Холландер играет Джоди Фостер. Как происходило ваше взаимодействие на площадке?

Между сценами и кадрами ты буквально потерян в своем экранном воплощении. Время другое, место другое, чувства другие. Происходит какая-то магия. Я ощущал её всё время. Один из самых запоминающихся моментов с Джоди был тот, когда она в образе Нэнси приезжает в Гуантанамо и говорит: «Я просто хотела тебя увидеть». Она творит что-то невероятное, мне даже не приходилось играть. Я был настолько вовлечен в то, что она давала мне. Она отвечала на каждый мой вопрос. Она реально ведет игру за собой. Джоди – потрясающая актриса. Я видел столько фильмов с её участием, столько раз наблюдал за её игрой на экране, что при первой встрече мне даже стало как-то неловко. Она так расслаблена и естественна в разговоре, что поневоле сам тоже расслабляешься. Это одна из тех причин, почему её можно считать особенной.

Облавы на подозреваемых в терроризме и их заключение в Гуантанамо были, конечно, реакцией на 11 сентября. Вы были в Париже во время терактов? Какие у вас воспоминания о том времени?

Да, мы все были жутко напуганы случившимся. У меня очень яркие воспоминания. Я был в магазине, покупал рубашку, и вдруг по радио начинают говорить о теракте. Я сразу побежал в ближайший Virgin, чтобы увидеть это по телевизору. В тот момент, когда я прибежал к экранам – а там было много экранов, потому что они продают телевизоры – я уже видел, как второй самолёт врезается во вторую башню. В это было трудно поверить, всё выглядело, как голливудское кино. Я не мог поверить, что это происходит на моих глазах. Потом стали показывать кадры, на которых люди выпрыгивают из окон, чтобы не сгореть заживо. Это был настоящий кошмар.


фото: MEGOGO Distribution

Сколько вам было лет?

Мне было 19, и тогда я решил, что это начало третьей мировой, и что мир теперь перевернётся с ног на голову. Конечно, были и войны. Возможно, я был слишком молод, чтобы осознать масштаб произошедшего, но я чувствовал, что мир изменился. Это было начало новой эры.

Тогда было допущено много ошибок, в том числе и в деле Мохаммеда. Его забрали из его дома в Мавритании и закрыли в Гуантанамо на 14 лет, не предъявив обвинений. Насколько важно рассказывать подобные истории в книгах и фильмах?

Это очень важно. С одной стороны, это политическая история, конечно, поскольку речь идёт о Гуантанамо и событиях, которые там происходили. И это реальная история. Всегда полезно напомнить людям о событиях прошлого, чтобы не допустить их повторения. Но прежде всего, это гуманистическая история. Она о человеке, который смог преодолеть страх и ненависть, обернув их в прощение. Мы все наслышаны о Гуантанамо, но если что и можно узнать нового из этого фильма, так это то, что Мохаммед побывал в аду, но при этом всё равно остался способным простить и выйти оттуда лучшей версией себя.

Читайте также: