Мастер и маргарита герои характеристика с цитатами
Обновлено: 06.11.2024
Образ Мастера в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» бесспорно автобиографичен. В писателе, который работал вне конъюнктуры и пытался донести читателю не то, что соответствует «генеральной линии», а то, что его волнует и чем действительно хочется поделиться, угадывается сам Булгаков. Характеристика образа Мастера невозможна без параллелей из жизни писателя, создавшего этот образ. Ведь его жизнь — и личная, и творческая — тоже была крайне непростой, когда приходилось и сносить козни от завистников, и терпеть несправедливую критику.
Кто такой Мастер?
Автор романа оставил одного из центральных персонажей безымянным. Даже — дважды безымянным. Ведь он до того, как стал пациентом психиатрической больницы, был для читателя Мастером, а потом стал «номер сто восемнадцать». И на протяжении всего романа не упоминалось его имя. Читателю сообщается только возраст персонажа — около тридцати восьми лет.
Хотя Мастер упоминается в названии романа, читатель знакомится с ним только в одиннадцатой главе, а описывает его внешность Булгаков только в тринадцатой.
Мы знаем, что по образованию герой романа — историк. Знаем, что он работал в одном из московских музеев, который автор не называет. Также он весьма эрудирован, знает в совершенстве пять языков: английский, французский, немецкий, латынь и греческий, а также несколько хуже — итальянский.
Известно, что герой был женат, но несчастливо, и ко времени действия романа даже позабыл имя бывшей супруги. Кстати, наличие у персонажа несчастливого брака — в какой-то мере аллюзия на личную жизнь самого Михаила Булгакова, который в течение своей недолгой жизни был женат трижды.
Счастливый случай, позволивший Мастеру оставить работу и посвятить себя написанию романа о Понтии Пилате — выигрыш в лотерею ста тысяч рублей. Возможно, в этом эпизоде в какой-то мере отразились мечты самого Булгакова, который постоянно нуждался, а длительное время из-за непризнания и невостребованности жил в крайней бедности.
Но обретение возможности творить, не думая о хлебе насущном, не принесло счастья. Роман о Понтии Палате раскритиковали. Писатель прекрасно понимал, что это закрыло для него путь в литературу, лишило шансов полностью опубликовать хотя бы один роман. И хрупкая психика творца не выдержала.
Маргарита
Маргарита — возлюбленная Мастера, главного героя романа. Эта красивая молодая замужняя женщина, потеряв его, и не зная, где он находится, согласилась стать на ежегодном балу Сатаны королевой, так как надеется, что за это ей вернут любимого. Образ Маргариты в романе «Мастер и Маргарита» — это воплощение такой любви, ради которой человек готов на всё. Героиня старается защищать Мастера от его врагов, например, от критика Латунского. По сути, Маргарита была для Мастера единственной опорой в жизни.
Подробная характеристика Маргариты здесь.
Почему — Покой, а не Свет?
Булгаков наделил Мастера везением, которым в значительной степени был сам обделён. Ведь персонаж получил от Провидения не один подарок. И выигрыш в сто тысяч рублей, возможно, был куда менее значительным подарком, нежели встреча с Маргаритой. Ведь человек встретил настоящую любовь, которой не знал до того.
Но ни один из этих даров не был оценен по достоинству. Роман о Понтии Пилате, на создание которого было потрачено множество сил и времени, автор возненавидел из-за нападок на произведение. Хотя прекрасно понимал, чего на самом деле стоят деятели МАССОЛИТа, насколько они бездарны, конъюнктурны, а зачастую просто глупы и безграмотны.
Самым большим недостатком своего персонажа, который фактически перечеркнул его жизнь, была слабость. Бойцовские качества даже на уровне отстаивания своей точки зрения у Мастера отсутствуют. Он не смог защитить себя, найти своё место в этом мире, не сохранил свою любовь. И, в конце концов, сжёг роман и отрёкся от всего, во что верил. Ушёл в депрессию, в душевную болезнь.
Скорее всего, именно это отречение и повлияло на решение Иешуа даровать Мастеру не высшее благо, Свет, а только Покой. Света же, по логике Иешуа, заслуживает только человек, сохранявший верность своим убеждениям и ценностям, не смотря ни на что.
Вывод
Нет никаких сомнений в том, что образ Мастера — это если не литературный автопортрет Михаила Булгакова, то, по крайней мере, персонаж со значительной долей сходства с автором.
Возможно, жизненный путь Мастера — вариация на тему жизненного пути самого Булгакова, который, судя по его письмам и по воспоминаниям современников, боялся, что окончит свои дни в психиатрической лечебнице.
И в связи с биографией автора стоит упомянуть и роман его героя. В «Мастере и Маргарите» сожжённую автором рукопись вернули в наш мир Воланд и его свита. И Булгаков, понимая, что главный роман его жизни он не увидит опубликованным, вероятно, надеялся на какое-то чудо, вмешательство потусторонних сил, которое поможет сохранить его детище до того времени, когда оно сможет попасть к читателям.
При всех его недостатках Мастер всё-таки был симпатичен своему создателю. Ведь, в конце концов, автор даёт понять читателю, что его персонаж всё же не растратил свою земную жизнь попусту. Роман о Понтии Пилате возвращён в мир, а плохой поэт Иван Бездомный под влиянием «пациента сто восемнадцать» становится профессором Иваном Поныревым.
И в такой развязке жизни Мастера видится и желание самого Булгакова прожить жизнь не бесследно.
Характеристика образа Мастера может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.
Левий Матвей
Левий Матвей был сборщиков налогов, но встретив Иешуа Га-Ноцри, стал разделять его взгляды на жизнь. Левий стал считать себя учеником этого человека, записывал его высказывания, не очень правильно излагая их. Он переживает, что не смог предотвратить гибель учителя, и хочет отомстить Иуде за его смерть.
Аннушка
Аннушка — скандальная женщина, которая жила в квартире № 48, помещавшейся под квартирой № 50, где расположилась свита Воланда вместе с мессиром. Именно эта Аннушка разлила у вертушки подсолнечное масло на горе Берлиозу. Аннушка была очень любознательна. Ночью она подглядывала, когда вся свита вместе с Мастером и Маргаритой спускалась по лестнице, и услышала, как что-то стукнуло о пол. Когда все ушли, она бросилась на площадку, нашла там золотую подкову всю в бриллиантах и очень обрадовалась. Но появился Азазелло и грубо отнял у неё драгоценность.
Гелла
Гелла — довольно неприметный персонаж романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Это рыжая зеленоглазая девушка-вампир с багровым шрамом на шее. Она очень красива, не носит одежду или же надевает только фартучек и туфельки, занимается домашней работой и выполняет небольшие поручения Воланда. Эта колдунья способна летать, превращать людей в вампиров и животных. Она молчалива, боится солнечного света и утреннего петушиного крика. Гелла — единственная женщина в свите Воланда, она всецело покорна мессиру.
Жорж Бенгальский
Жорж Бенгальский — конферансье театра Варьете, хорошо известный жителям столицы. Человек неумный, ограниченный. Слова Воланда о том, как изменилась Москва, он комментирует публике так, что Коровьев сообщил зрителям, что конферансье попросту врёт. За эту ложь кто-то из публики предложил оторвать Бенгальскому голову, что и сделал кот Бегемот. Но зрители пожалели конферансье, и по их же просьбе Воланд велел голову Бенгальского поставить на место.
Берлиоз Михаил Александрович
Берлиоз Михаил Александрович — редактор журнала и председатель правления литературного общества МАССОЛИТ. Он умеет очень убедительно говорить, хорошо приспособился, проводя в жизнь политику партии, пропагандируя атеизм. Берлиоз доказывает молодому поэту Ивану Бездомному, что его поэма об Иисусе Христе получилась недостаточно атеистической. За такие взгляды Воланд решил наказать Берлиоза, и Коровьев услужливо показал этому герою на турникет, около которого тот поскользнулся и попал под трамвай. Подробная характеристика Берлиоза Михаила Александровича здесь.
Следующая цитата
Мастер впервые упоминается в конце 11-ой главы. Подробное описание героя и его биография можно найти в 13-ой главе.
Смотрите:
- Краткое содержание романа
- Все материалы по роману "Мастер и Маргарита"
Смерть Мастера и Маргариты
Сатана Воланд помогает Мастеру обрести покой. Он переселяет Мастера и Маргариту в иной мир - в место, где героев ждет вечный покой:
Это был цитатный образ и характеристика Мастера в романе "Мастер и Маргарита" Булгакова, описание внешности и характера в цитатах и другие материалы для сочинения.
Как Мастер пишет роман о "Понтии Пилате"?
Однажды Мастер выигрывает 100 тысяч рублей в лотерею:
". И, представьте, однажды выиграл сто тысяч рублей. "
". получение ста тысяч рублей. А это, согласитесь, громадная сумма денег. "
На выигранные деньги Мастер снимает другую квартиру. Он бросает работу и пишет роман о Понтии Пилате:
". Выиграв сто тысяч, загадочный гость Ивана поступил так: купил книг, бросил свою комнату на Мясницкой. "
". Нанял у застройщика две комнаты в подвале маленького домика в садике. Службу в музее бросил и начал сочинять роман о Понтии Пилате. "
". год тому назад я написал о Пилате роман. "
Мастер сходит с ума от переживаний из-за романа. Он начинает бояться темноты, трамваев и других вещей:
". и я боюсь. Я болен. Мне страшно. "
". Так, например, я стал бояться темноты. Словом, наступила стадия психического заболевания. "
". Я стал человеком, который уже не владеет собой. "
". страх владел каждой клеточкой моего тела. И так же точно, как собаки, я боялся и трамвая. Да, хуже моей болезни в этом здании нет, уверяю вас.
Мастер ненавидит свой роман за те страдания, которые он ему причиняет. Поэтому он сжигает роман и все рукописи:
". Я возненавидел этот роман. "
". я сжег его в печке. "
". Я вынул из ящика стола тяжелые списки романа и черновые тетради и начал их жечь. "
Никанор Иванович Босой
Никанор Иванович Босой — председатель жилтоварищества дома по Садовой, в котором находилась «нехорошая квартира» № 50. Это осторожный, деловой человек, который берёт взятки. За это он был наказан Коровьевым, который сообщил соответствующим органам о том, что Босой спекулирует валютой, и сделал так, что при обыске у того действительно нашли доллары (в них превратились рубли, сунутые Коровьевым Босому в виде взятки).
Кот Бегемот
Кот Бегемот — это очень большой чёрный кот, умеющий ходить на задних лапах, разговаривать и даже острить. Он оборотень, предстаёт в облике то огромного кота, то человека с «кошачьими» чертами лица. В зависимости от ситуации, он то грубый, то вежливый. Этот персонаж может быть и очень жестоким, и очень весёлым. В своём человечьем обличии он избил в общественном туалете Варенуху, устроил в Торгсине и в Доме Грибоедова пожар, а также переполох в помещении Зрелищной инспекции.
Андрей Фокич Соков
Андрей Фокич Соков — буфетчик в театре Варьете. Он скопил огромные деньги на продаже в буфете осетрины «второй свежести» и других испорченных продуктов. Эти деньги он не тратит, а только копит. Воланд сказал, что Соков никогда их и не истратит, так как через девять месяцев умрёт от рака печени. Испуганный буфетчик бросился искать профессора, чтобы тот остановил рак.
Следующая цитата
Роман «Мастер и Маргарита» был написан Михаилом Афанасьевичем Булгаковым в 1928–1940 годах. В нём рассказывается о верности и предательстве, святости и грехах и о многом другом. В этой статье представлены характеристики главных героев и других персонажей романа.
Внешность Мастера
У Мастера беспокойные и дикие глаза:
". вглядываясь в карие и очень беспокойные глаза пришельца. "
". стал смотреть в землю угрюмыми больными глазами. "
". встревоженными глазами. "
". взор больного стал уже не так дик и беспокоен. "
". Смотри, какие у тебя глаза! В них пустыня. "
Римский Григорий Данилович
Римский Григорий Данилович — финансовый директор театра Варьете. Это злобный, нервный человек. Он очень умён: когда к нему пришёл Варенуха, ставший вампиром, Римский догадался, что это нечистая сила, так как не увидел от Варенухи тени.
Поплавский Максимилиан Андреевич
Поплавский Максимилиан Андреевич — дядя Берлиоза, экономист-плановик из Киева, очень умный человек. Узнав о смерти Берлиоза, он отправился в Москву. Поплавский надеялся получить квартиру погибшего. Он понимал, что для этого, первым делом, нужно прописаться в квартире покойного племянника. Но, конечно, ему это не удалось — ведь там обосновалась свита Воланда и сам мессир.
Главные герои
Азазелло
Азазелло — загадочный персонаж романа. Он имеет запоминающуюся, непривлекательную, разбойничью внешность (рыжие волосы, торчащий изо рта клык) и отвратительный характер. Азазелло исполнителен и выполняет всю грязную работу, которую поручает ему Воланд, например, избиения и даже убийства. Он умеет манипулировать людьми, запугивать, подталкивать на злые дела. Если другие приближённые Воланда и сам мессир лишь наблюдают за тем, как ведут себя люди, и наказывают только злодеев, то Азазелло старается подтолкнуть людей к совершению плохих поступков. Он так коварен, что его побаиваются Коровьев и кот Бегемот из свиты Воланда. Воланда Азазелло уважает и готов сделать всё, что тот прикажет.
Подробная характеристика Азазелло здесь.
Барон Майгель
Барон Майгель — член зрелищной комиссии. В его обязанности входило знакомство иностранных туристов с достопримечательностями Москвы. Он проник на бал Воланда как новый одинокий гость, но Воланд понял, что это шпион. Майгеля застрелил Азазелло.
Мастер в романе "Мастер и Маргарита" Булгакова: образ, характеристика, описание
Возраст Мастера - около 38 лет:
". человек примерно лет тридцати восьми. "
Воланд и его свита
Иван Бездомный
Иван Бездомный — это молодой пролетарский поэт Иван Николаевич Понырев, который подписывает свои стихи псевдонимом Иван Бездомный. Он написал антирелигиозную поэму, но председатель правления литературного общества МАССОЛИТ Берлиоз раскритиковал её, поскольку Иисус Христос у Бездомного выглядит как обычный человек, а не как герой мифа. Иван стал свидетелем гибели Берлиоза и уверен, что её виновник — иностранец, с которым Берлиоз разговаривал перед гибелью. Бездомный пытался догнать этого незнакомца (Воланда), но, в конце концов, попал в психиатрическую клинику. Встреча с Мастером в клинике раскрыла ему понимание, что его творчество не отражает его собственные мысли и чувства, а только то, что требует от литераторов партия. С этого момента образ его мыслей поменялся, он бросил писать стихи и стал историком.
Подробная характеристика Ивана Бездомного здесь.
Понтий Пилат
Понтий Пилат — римский прокуратор Иудеи. Этот жестокий человек страдает от одиночества, так как из-за высокого положения в обществе дружески ни к кому не относится. Для людей он только властелин и лишь для своей собаки Банги — настоящий друг. Понтий Пилат — мыслящий и философствующий человек. После того, как ему пришлось согласиться на казнь Иешуа Га-Ноцри, его мучает совесть. Он постоянно думает об этом бродячем философе и его проповеди. Иешуа пожалел Понтия Пилата и попросил Воланда лишить его вечного одиночества. После этого Пилат и Иешуа пошли по дороге из лунного света, дружески беседуя.
Подробная характеристика Понтия Пилата здесь.
Герои романа Мастера
Иуда из Кириафа
Иуда из Кириафа — молодой красивый человек. Этот провокатор вошёл в доверие к Иешуа Га-Ноцри, пригласил домой и при тайных свидетелях попросил высказать мнение о государственной власти. После этого Иешуа схватили и заключили в тюрьму. Но Иуда поплатился за предательство — по тайному приказу Понтия Пилата он был убит.
Мастер
Мастер образован, знает иностранные языки, историю. Он является писателем, создавшим роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри, в котором представил интерпретацию событий, которые описаны в Евангелии. Мастер неприспособлен к тому времени, в котором родился и живёт. Он очень переживает, что литературные критики плохо отозвались о романе. В конце концов, Мастер сошёл с ума и сжёг рукопись романа. Воланду понравился роман, и он вернул Мастеру сожжённую рукопись и даровал ему вечный покой.
Подробная характеристика Мастера здесь.
Характер и биография Мастера
Мастер - простой, бедный человек:
". ибо мне больше нечего отдавать. Я нищий. "
". ломать свою жизнь с больным и нищим. "
Мастер является одиноким человеком. Он живет один в Москве, у него нет родных:
". я не могу удрать отсюда не потому, что высоко, а потому, что мне удирать некуда. "
". Жил историк одиноко, не имея нигде родных и почти не имея знакомых в Москве. "
Он - историк по образованию. Когда-то Мастер работал в музее:
". Историк по образованию, он еще два года тому назад работал в одном из московских музеев. "
Мастер - нервный и тревожный человек:
Мастер - недоверчивый и подозрительный человек. Он трудно сходится с людьми:
"я в общем не склонен сходиться с людьми, обладаю чертовой странностью: схожусь с людьми туго, недоверчив, подозрителен. "
". ах, ты, маловерный, несчастный человек. "
Он любит книги, у него дома хранятся сотни книг:
". тряпкой вытирала сотни пыльных корешков. "
". о, трижды романтический мастер. "
Литераторы
Варенуха Иван Савельевич
Варенуха Иван Савельевич — театральный администратор. Это лживый, хамоватый, эгоистичный человек. Однажды он понёс по поручению финдиректора театра Римского в НКВД копии телеграмм от пропавшего Лиходеева. Встретив по дороге свиту Воланда, Варенуха оказался в «нехорошей квартире». Там Гелла превратила его в вампира. В этом обличии он покушается на Римского, но это ему не удаётся. Став вампиром, Варенуха мучается, ему не по душе быть нечистой силой, и Воланд, в конце концов, возвратил его в прежнее состояние. Испуганный Варенуха просит милиционеров поместить его в бронированную камеру. После своих страшных приключений Варенуха стал очень вежливым, отзывчивым человеком.
Алоизий Могарыч
Алоизий Могарыч представился Мастеру журналистом. Чтобы занять квартиру Мастера, он написал на него донос.
Сотрудники театра Варьете
Аркадий Аполлонович Семплеяров
Аркадий Аполлонович Семплеяров — председатель Акустической комиссии московских театров. Во время сеанса чёрной магии, который давал Воландв театре Варьете, Семплеяров настаивал на том, чтобы публике рассказали о «технике фокусов». Но Коровьев разоблачил не чудеса, которые творились на сцене, а самого Семплеярова, уличив при его супруге в неверности.
Участники эпизодов в Москве
Воланд
Воланд — таинственный персонаж романа, князь тьмы. Автор противопоставил его Иешуа Га-Ноцри, олицетворяющему силы добра. Но Воланд наделён Булгаковым и положительными качествами, например, правдивостью, справедливостью, благородством и даже милосердием. Этот герой романа не умножает зло, а только следит за людьми и, когда это необходимо, пресекает зло. Образ Воланда в романе «Мастер и Маргарита» очень загадочен. Некоторые литературоведы считают этого героя положительным, хотя он является «повелителем тьмы».
Подробная характеристика Воланда здесь.
Следующая цитата
Роман «Мастер и Маргарита» — венец творческого пути М. А. Булгакова. Он состоит из двух сюжетных линий, которые очень отличаются друг от друга тематикой, стилем изложения и многим другим. Единственным связующим звеном для них является Воланд — один из самых таинственных, мистических и зловещих персонажей русской литературы. Характеристика образа Воланда представляет большой интерес для литературоведов, и многие из них находят в этом образе черты других литературных героев и исторических личностей.
Степан Лиходеев
Степан Лиходеев — директор театра Варьете. Это сильно пьющий человек, который плохо выполняет свои обязанности. Воланд решил поселиться в его квартире, поэтому кот Бегемот и Азазелло забросили Стёпу Лиходеева в Ялту.
Происхождение имени
Имя персонажа автор взял из поэмы И. Гёте «Фауст», где оно было одним из имен Мефистофеля, т. е. Сатаны. Интересно, что в «Фаусте» имя Воланд упоминается лишь однажды, а при русских переводах часто опускается. В немецком языке существует имя Фаланд (в переводе «обманщик», «лукавый»). Оно было упомянуто Булгаковым в сцене, где служащие варьете пытались вспомнить имя мага, который приехал с представлением в театр. Воланд — редкое имя Дьявола. Автор сначала скрывает происхождение иностранца. Затем устами Мастера и самого Воланда сообщает, что на Патриаршие прибыл сам Сатана.
Коровьев (Фагот)
Коровьев (Фагот) — демон-рыцарь, который предстаёт перед людьми в облике худого, высокого, развязного, неприятного кривляки и шутника в клетчатом костюме. Он всегда отлично выполняет поручения Воланда. Это именно Коровьев направил Берлиоза на верную гибель, указав на турникет. Он пытался запутать Ивана Бездомного, который бросился в погоню за свитой Воланда; дал председателю жилтоварищества Босому взятку рублями, которые потом превратились в доллары; вместе с котом Бегемотом поджёг Дом Грибоедова и Торгсин. Его истинный образ — это рыцарь, вынужденный в наказание за неудачную шутку вечно скитаться и шутить.
Внешность и характер персонажа
Михаил Афанасьевич описывает князя тьмы как высокого брюнета около сорока лет в дорогом сером костюме и заграничных туфлях. В его руках — трость с головой пуделя на рукояти, а на голове — серый берет. Так выглядит повседневная одежда Сатаны. Настоящая одежда Воланда состоит из чёрной сутаны, траурного плаща, «подбитого огненной материей», чёрных туфель и перчаток. В руках он держит шпагу с золотой рукоятью.
В романе Воланд, повелитель Тьмы, противопоставлен Иешуа, который олицетворяет силы добра и света. Однако Сатана Булгакова отличается от общепринятых представлений о нём, а также от его возможного прототипа — Мефистофеля Гете.
Воланд Булгакова наделён положительными чертами характера. Наказывая людей, он не развлекается и не склоняет их к греху. Он вершит справедливый суд, всегда предоставляя людям право выбора светлой или тёмной стороны. По мнению С. Д. Довлатова, Воланд олицетворяет не зло, но справедливость. Он не жаждет зла и не смущает людские души, а лишь наказывает людей за аморальность. В характере Воланда присутствуют черты высокой нравственности: он никогда не лжёт, всегда выполняет свои обещания, не отличается излишней жестокостью или порочностью.
Свита Воланда
Мессир всегда находится в сопровождении одного или нескольких членов своей свиты. Эти персонажи — его помощники, у каждого из которых есть своя роль и обязанности.
- Коровьев-Фагот — демон-рыцарь. Развязный, наглый, неприятный человек в клетчатом костюме, который всегда шутит, ломается, кривляется.
- Кот Бегемот — огромный чёрный кот, который умеет говорить, ходит на задних лапах и ведёт себя как человек. Они с Коровьевым — лучшие друзья, всегда и везде неразлучны.
- Азазелло — грубый и жестокий человек небольшого роста с широкими плечами, «разбойничьей рожей» и рыжими волосами. Он выполняет всю грязную работу: убийства, отравления, похищения…
- Гелла — рыжая ведьма с зелёными глазами. Обладая прекрасной внешностью, Гелла никогда не носит одежду. Обычно она выполняет работу по дому или мелкие поручения Воланда.
Вывод
Образ Воланда в романе нетипичен для традиционного религиозного представления о Дьяволе. Булгаков наделил персонажа положительными чертами характера, которые позволяют ему не преумножать зло, а просто следить за ним. Играя роль надсмотрщика за преступниками, Воланд и его свита позволяют читателю вспомнить о том, что жизнь не чёрно-белая, и понятие о добре и зле может иметь различные оттенки или размываться.
Характеристика образа Воланда может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.
Иешуа Га-Ноцри
Иешуа Га-Ноцри — одинокий бродячий философ. Он проповедует людям о человечности, доброте и верит, что все люди без исключения от природы добры. Иешуа Га-Ноцри представлен автором как идеальный человек, очень добрый, умный, образованный, правдивый. Он смел, не боится высказывать свои убеждения и говорить правду Понтию Пилату. Иешуа утверждал, что со временем не будет власти, а все люди станут мирными и справедливыми.
Подробная характеристика Иешуа Га-Ноцри здесь.
Читайте также: