Мастер и маргарита цитата про желтые цветы

Обновлено: 06.11.2024

Не понимаю, почему ломаются копья, когда Булгаков прямо пишет:

Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине?! Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонечек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда весною мимозами? Не знаю. Мне неизвестно.”

Возможно, смущает время встречи.

В романе четко сказано, что Мастер и Маргарита встретились, когда зацвела сирень. Обычно это бывает в середине мая.

Откуда же в мае взялась мимоза в москве?

Ответ дает сам Булгаков. И это. черное весеннее пальто Маргариты!

Мимоза цветет с февраля до середины апреля.

Но год на год не приходится.

Например, два года назад мы получили мимозу на 8 Марта. Она стала осыпаться сразу, как только ее достали из коробки. Весна в Абхазии, откуда нам ее привозят, была очень ранняя.

А в прошлом году осень и начало зимы были настолько теплыми, что на сирени и яблонях у нас в средней полосе в декабре набухли почки.

Если весна была долгая и холодная, то последние веточки мимозы приехали в Москву в начале мая. Конечно, они уже не могли похвастаться свежестью и стойкостью.

Но Мастеру было абсолютно все равно, какие это были цветы.

Что же его взбудоражило?

"- Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет."

Маргарита вышла с желтыми цветами. Зачем?

“. с желтыми цветами в руках она вышла в тот день, чтобы я наконец ее нашел, и что если бы этого не произошло, она отравилась бы, потому что жизнь ее пуста”.

Маргарита хотела перемен и освобождения от своего скучного существования.

Теплый желтый цвет, как солнце, дарит надежду га то, что скоро все изменится.

А Мастер увидел отвратительный желтый цвет. Почему?

Душевная болезнь уже прочно поселилась в нем, хотя до окончания романа и травли было еще далеко. Пока что у него была только изоляция от людей и глубокое погружение в мир будущего романа. И это вытесняет из его памяти и работу в музее, и имя женщины, на которой был женат:

"— Вы были женаты?
— Ну да, . на этой. Вареньке, Манечке. нет, Вареньке. еще платье полосатое. музей. впрочем, я не помню."

А желтый цвет — очень сильный раздражитель для людей с шизофренией, депрессией, наркозависимостью. Булгаков знал, о чем пишет, поскольку сам многие годы был морфинистом. В этом отрывке недвусмысленный намек на будущее Мастера — “желтый дом”.

Интересно, знал ли Булгаков, что для иудеев желтый цвет — символ лжи и предательства? Ведь роман Мастера и об этом тоже.

В “Мастере и Маргарите” причудливым образом действительность переплетается с символами, намеками, аллегориями.

Даже любовь Маргариты не так проста:

“Она сулила славу, она подгоняла его и вот тут-то стала называть мастером. Она дожидалась этих обещанных уже последних слов о пятом прокураторе Иудеи, нараспев и громко повторяла отдельные фразы, которые ей нравились, и говорила, что в этом романе ее жизнь.”

Была это жертвенная любовь, как у Анны Сниткиной к Достоевскому? Или, может, она питала честолюбивые мечты стать музой, как Гала для Дали?

Следующая цитата

Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет. Она повернула с Тверской в переулок и тут обернулась. Ну, Тверскую вы знаете? По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!

Следующая цитата

Я открыл дверцу, так что жар начал обжигать мне лицо и руки, и шептал: – Догадайся, что со мною случилась беда… Приди, приди, приди. Но никто не шел. В печке ревел огонь, в окна хлестал дождь. Тогда случилось последнее. Я вынул из ящика стола тяжелые списки романа и черновые тетради и начал их жечь. Это страшно трудно делать, потому что исписанная бумага горит неохотно. Ломая ногти, я раздирал тетради, стоймя вкладывал их между поленьями и кочергой трепал листы. Пепел по временам одолевал меня, душил пламя, но я боролся с ним, и роман, упорно сопротивляясь, все же погибал. Знакомые слова мелькали передо мной, желтизна неудержимо поднималась снизу вверх по страницам, но слова все-таки проступали и на ней. Они пропадали лишь тогда, когда бумага чернела и я кочергой яростно добивал их.

Следующая цитата

Войти

Нет аккаунта? Зарегистрироваться

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Нет аккаунта? Зарегистрироваться Украшения из бисера, Chocolate Art

М.А. Булгаков: Обратный код. Жёлтые цветы в руках у Маргариты.


- Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы.
Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве.
И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто.
Она несла желтые цветы!
Михаил Булгаков. "Мастер и Маргарита"

- А вы знаете, как назывались эти жёлтые цветы?
- Спорим, что половина из вас не помнит, что именно написано про них у Булгакова, а другая половина не знает, как правильно эти цветы называются?!
- Нет, это не мимоза. - это акация серебристая (Acacia dealbata). И даже нельзя сказать, что это какой-то обычный цветок с клумбы, а вполне себе небольшое деревце, размерами и кроной напоминающее черёмуху.
Так почему же автор решил вложить в руки Маргариты не благоухающие розы, не желтые тюльпаны, не нежные лилии, а именно эту отвратительную "мимозу".

В интернете можно найти жаркие дискуссии, в которых доказывается, что Маргарита несла букет из каких-то других весенних цветов: нарциссов, тюльпанов, примулы, а самые отчаянные настаивают на одуванчиках и даже хризантамах (откуда весной хризантемы. ). Как аргумент, вспоминают, что в подъезде московской "нехорошей" квартиры кто-то нарисовал Маргариту с букетом нарциссов, ну а то, что написано в самом романе - просто какая-то случайная ошибка автора или редакторов.
Этот букет мимозы настолько не вяжется с образом, который фанаты булгаковского романа хотят видеть в книге и в экранизациях, что они предпочитают не замечать то, что Булгаков пишет прямым текстом в другой главе:

=========================
Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине?! Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонечек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда весною мимозами? Не знаю. Мне неизвестно.
Михаил Булгаков, "Мастер и Маргарита".
=========================

Если вы думаете, что Булгаков не остановил свой выбор на нарциссах и тюльпанах из-за того, что они недостаточно "тревожны", то я могу предложить ещё один вариант, про который почему то никто до меня не вспомнил: купальницу европейскую. Конечно, она зацветает не в марте-апреле, а чуть позже - в конце мая-начале июня, но какой ещё из весенних цветов так хорошо сочетается с образом ведьмы, колдуньи, с нечистой силой?! . с речной гладью, рядом с которой Мастер и Маргарита проходили в первый день их знакомства, со всеми этими булгаковскими выражениями "финский нож", "бросила в канаву" (не на асфальт!), которые соседствуют в рассказе рядом с букетом жёлтых цветов. В её название и напоминание о языческих обрядах в ночь на Ивана Купалу, и изломанные линии живописи модерна, а как прекрасно звучит её имя на латыни - Trollius europaeus.
Ну почему же не купальница.


. А дальше те, кто мечтает о том, как когда-нибудь отправится нагишом на метле на роскошный ночной шабаш с шампанским и омарами, пусть не читают, потому что я полностью согласна с Булгаковым: только желтая мимоза - только она могла оказаться в руках Маргариты Львовны!
- Только эта акация серебристая, самый фальшивый из цветов, укравший название у совсем другого растения!

Долго и тщательно фаны булгаковского романа искали скрытые смыслы и символы в выдуманных букетах из желтых нарциссов и тюльпанов, когда правда лежит на поверхности: настоящая мимоза, складывающая листики от легкого прикосновения, - это и есть символ целомудрия, девичьей скромности и женской стыдливости.
И как же всё это далеко от тех подвявших желтых веников, которые расторопные торговцы привозят к нам с югов в начале марта. Да, да - не стоит забывать, что встреча Мастера и Маргариты происходит не в марте, а уже в мае!

Желтая мимоза - невозможная пошлость для романтических героев, но и сам сюжет у Булгакова вывернут наизнанку - здесь всё наоборот: не Мастер ищет себе подругу и спутницу, а она идет искать его с жёлтым букетом; не он преподносит ей цветы, а её цветы, в итоге, оказываются у него в руках. Булгаков жонглирует романтическими метафорами, возвышенным слогом, но на наших глазах производит инверсию символов в поступках главных персонажей.

Современный читатель уже настолько привык к самым разнообразным литературным экспериментам, вплоть до абсурдистских повестей и графоманских опусов, что не готов задумываться о том, как и в какое время Булгаков писал свой роман, да и литературная критика с радостью поддерживает всех фанов в их праве на собственное прочтение, на любую завоевавшую популярность трактовку, но "Мастер и Маргарита" это не весёлое фэнтези для легкого времяпрепровождения, это роман, который писал большой писатель на закате своей жизни, и в который он вложил всю силу своего таланта, свои воспоминания и мысли - это рассказ о том, что радовало и вдохновляло его в начале пути, а в конце вызывало лишь сардонический смех и слёзы от разбившихся вдребезги иллюзий. Роман Булгакова - это жесткая пародия на эпоху романтизма в искусстве, когда юность ещё надеялась отыскать отражение идеальной красоты в этой реальности, а разочаровавшаяся интеллигенция искала смыслы в мистицизме и новых религиозных течениях.

Для того, чтобы попытаться прочитать этот обратный код Булгакова захотелось поставить рядом с его текстом небольшой отрывок из настоящей, а не стилизованной повести той романтической эпохи, который, к большому сожалению, оказался последним в ненаписанной автобиографии Александра Блока. Ккак прозаик, Блок заметно проигрывает Булгакову, но это честный рассказ о том, как он, человек своего времени, видел и чувствовал то, что его окружало.

=========================
- Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет. Она повернула с Тверской в переулок и тут обернулась. Ну, Тверскую вы знаете? По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!
Повинуясь этому желтому знаку, я тоже свернул в переулок и пошел по ее следам. Мы шли по кривому, скучному переулку безмолвно, я по одной стороне, а она по другой. И не было, вообразите, в переулке ни души. Я мучился, потому что мне показалось, что с нею необходимо говорить, и тревожился, что я не вымолвлю ни одного слова, а она уйдет, и я никогда ее более не увижу.
И, вообразите, внезапно заговорила она:
- Нравятся ли вам мои цветы?
Я отчетливо помню, как прозвучал ее голос, низкий довольно-таки, но со срывами, и, как это ни глупо, показалось, что эхо ударило в переулке и отразилось от желтой грязной стены. Я быстро перешел на ее сторону и, подходя к ней, ответил:
- Нет.
Она поглядела на меня удивленно, а я вдруг, и совершенно неожиданно, понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину! Вот так штука, а? Вы, конечно, скажете, сумасшедший?
- Ничего я не говорю, - воскликнул Иван и добавил: - Умоляю, дальше!
И гость продолжал:
- Да, она поглядела на меня удивленно, а затем, поглядев, спросила так:
- Вы вообще не любите цветов?
В голосе ее была, как мне показалось, враждебность. Я шел с нею рядом, стараясь идти в ногу, и, к удивлению моему, совершенно не чувствовал себя стесненным.
- Нет, я люблю цветы, только не такие, - сказал я.
- А какие?
- Я розы люблю.
Тут я пожалел о том, что это сказал, потому что она виновато улыбнулась и бросила свои цветы в канаву. Растерявшись немного, я все-таки поднял их и подал ей, но она, усмехнувшись, оттолкнула цветы, и я понес их в руках.
Так шли молча некоторое время, пока она не вынула у меня из рук цветы, не бросила их на мостовую, затем продела свою руку в черной перчатке с раструбом в мою, и мы пошли рядом.
- Дальше, - сказал Иван, - и не пропускайте, пожалуйста, ничего.
- Дальше? - переспросил гость, - что же, дальше вы могли бы и сами угадать. - Он вдруг вытер неожиданную слезу правым рукавом и продолжал: - Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!
Так поражает молния, так поражает финский нож!
Она-то, впрочем, утверждала впоследствии, что это не так, что любили мы, конечно, друг друга давным-давно, не зная друг друга, никогда не видя, и что она жила с другим человеком, и я там тогда. с этой, как ее.
- С кем? - спросил Бездомный.
- С этой. ну. этой, ну. - ответил гость и защелкал пальцами.
- Вы были женаты?
- Ну да, вот же я и щелкаю. на этой. Вареньке, Манечке. нет, Вареньке. еще платье полосатое. музей. впрочем, я не помню.
Так вот она говорила, что с желтыми цветами в руках она вышла в тот день, чтобы я наконец ее нашел, и что если бы этого не произошло, она отравилась бы, потому что жизнь ее пуста.
Да, любовь поразила нас мгновенно. Я это знал в тот же день уже, через час, когда мы оказались, не замечая города, у кремлевской стены на набережной.
Мы разговаривали так, как будто расстались вчера, как будто знали друг друга много лет. На другой день мы сговорились встретиться там же, на Москве-реке, и встретились. Майское солнце светило нам. И скоро, скоро стала эта женщина моею тайною женой.


Михаил Булгаков,
"Мастер и Маргарита".
======================

======================
. В эту минуту перед нами открывалась многоверстная синяя русская даль. Сначала шли лощины, поросшие кустами и лесом, за ними начинали подниматься холмы, к вершинам которых, увенчанным деревнями и селами, сбегались разбежавшиеся внизу полосы хлебных полей. Местами среди холмов открывались еще просветы, совершенно синие, в которых изредка белели пятна, обозначающие собой церкви.
В ту минуту, когда вся эта даль бросилась мне в глаза, я подался вперед всем телом, и серый топнул ногой и насторожил уши, чуя что-то впереди, – Дмитрий продолжал спокойно сидеть на своей лошадке, мирно щипавшей траву. Он тоже смотрел в даль, но в глазах его я вдруг увидал томное умиление. Вдруг его нижняя губа дрогнула, и он произнес проникновенным голосом следующие стихи [стихи не вставлены].
Произнося это, Дмитрий взглянул на меня круглыми глазами, в которых было желание узнать мое мнение о его стихах. Я почувствовал внезапный прилив презрения к этому мальчику, отвернулся, сцепил зубы и ударил Серого хлыстом. Серый сделал прыжок через дорогу и помчался по нежному нетронутому лугу вниз, в первый пологий овраг.
Кустарник, попадавшийся навстречу, был все чаще, ветки били меня по лицу, Дмитрий, очевидно, отстал, потому что вначале я слышал, как он окликал меня, а потом перестал слышать и его голос и топот его лошади.
Мы опустились на дно оврага, Серый перепрыгнул через ручеек, бежавший среди камней по желтому песочку, и вскочил на крутой откос по другую сторону; тут шла дорога, по которой я никогда не ездил прежде. Серый тоже не знал, куда повернуть – налево или направо, и остановился. Я пустил его шагом в ту сторону, которая, по моему соображению, уводила дальше от дома.
Кустарник поредел, и дорога, незаметно поднимаясь, пошла сечей, по которой торчали там и сям высоко спиленные и иногда опаленные березовые пни. Между ними стояли болотца, а над всей сечей сгибались тощие сеянцы. Я сразу почувствовал в этой дороге что-то любимое и забытое и стал думать о том, какие здесь будут летом высокие злаки, желто-синие ковры иван-да-марьи и розовые облака иван-чая.
К тому времени, как мы стали приближаться к неизвестной мне деревне, за которой поднималась высокая березовая роща, я был уже совершенно во власти новых мест, забыл и дом, и семью, и потерявшегося Дмитрия. Деревня спала, был уже полдень. Миновав деревенскую улицу, я увидел, что то, что казалось мне рощей, было заброшенным парком, очевидно при каком-то именье. Мне захотелось объехать его кругом, и я поехал рысью вдоль ограды из стриженых елок.
Вдруг направо от дороги, за несколькими бревнышками, перекинутыми через канаву, показалась дорожка, которая шла в гору между высоких стволов елок и берез. Я пустился по ней и, достигнув ее высшей точки, очутился перед новой громадной далью, которая открывала передо мной новые равнины, новые села и новые церкви.
Парк обрывался, начались ряды некрестьянских строений и большой плодовый сад, весь в цвету. Среди яблонь, вишен и слив стояли колоды для пчел, ограда была невысокая, забранная старыми, местами оторвавшимися тесинами. Здесь царствовала полная тишина, ни из деревни, ни из усадьбы не доносилось ни звука.
Вдруг пронесся неожиданный ветер и осыпал яблоневый и вишневый цвет. За вьюгой белых лепестков, полетевших на дорогу, я увидал сидящую на скамье статную девушку в розовом платье, с тяжелой золотой косой. Очевидно, ее спугнул неожиданно раздавшийся топот лошади, потому что она быстро встала, и краска залила ее щеки; она побежала вглубь сада, оставив меня смотреть, как за вьюгой лепестков мелькало ее розовое платье.

Читайте также: