Лужин и соня цитаты

Обновлено: 22.12.2024

Пётр Петрович Лужин — персонаж романа «Преступление и наказание» (1866) Фёдора Михайловича Достоевского. Жених Дуни Раскольниковой, сестры главного героя романа Родиона Раскольникова. Надворный советник; дальний родственник Марфы Петровны Свидригайловой.

Впервые он «появляется» в письме Пульхерии Александровны Раскольниковой к сыну. Пульхерия Александровна представляет Лужина чуть ли не рыцарем на белом коне. Ведь этот милый человек посватался к её дочери-бесприданнице, сестре Родиона, не смотря на бедственное положение её семьи. Он готов жениться на Дуне и хотел бы познакомиться с её братом. На подобный «подвиг» способен лишь благородный и достойный человек, считает пожилая дама:

«Человек он деловой и занятый, и спешит теперь в Петербург, так что дорожит каждою минутой.»
— Часть 1, глава III. Из письма матери Раскольникову

Тем не менее, несмотря на в целом положительное описание матери, Родион Раскольников сразу разоблачает мелкую душу Лужина. Позже и Пульхерия Александровна понимает, что положительно только внешнее впечатление о Лужине, на деле он скупой, подлый, тщеславный и мелочный тип.


Андрей Зибров в роли Петра Петровича Лужина в сериале «Преступление и наказание» (2007)

Краткое описание

Лужину 45 лет. Он адвокат, надворный советник. Самовлюбленный человек ценящий деньги превыше всего. Дальний родственник Марфы Петровны Свидригайловой, которая узнав, что ее муж влюблен в их гувернантку Дуню Раскольникову, знакомит девушку с Лужиным. Дуня становится невестой Лужина и вслед за ним отправляется в Петербург.

На этом отношения Дуни с Лужиным закачиваются. Последний раз Пётр Петрович упоминается в конце романа на свадьбе Дуни с Разумихиным.

Цитатная характеристика Лужина

Петру Петровичу 45 лет, но он имеет приятную наружность и «еще может нравиться женщинам»:

«Человек он благонадежный и обеспеченный, служит в двух местах и уже имеет свой капитал. Правда, ему уже сорок пять лет, но он довольно приятной наружности и еще может нравиться женщинам, да и вообще человек он весьма солидный и приличный, немного только угрюмый и как бы высокомерный.
— Часть 1, глава III

Он служит адвокатом и занимает пост надворного советника:

«Он уже надворный советник, Петр Петрович Лужин…»
— Часть 1, глава III «Человек он благонадежный и обеспеченный, служит в двух местах и уже имеет свой капитал.»
— Часть 1, глава III

Лужин планирует открыть в Петербурге собственную адвокатскую контору:

«Я уже упомянула, что Петр Петрович отправляется теперь в Петербург. У него там большие дела, и он хочет открыть в Петербурге публичную адвокатскую контору. Он давно уже занимается хождением по разным искам и тяжбам и на днях только что выиграл одну значительную тяжбу.»
— Часть 1, глава III

Он выбился в люди из низов, «из ничтожества»:

«…Петр Петрович, пробившись из ничтожества…»
— Часть 4, глава III

Лужин не получил хорошего образования, но при этом является умным человеком, по мнению Пульхерии Раскольниковой:

«…он человек хотя и небольшого образования, но умный…»
— Часть 1, глава III

Больше всего на свете господин Лужин любит свои деньги:

«Но более всего на свете любил и ценил он, добытые трудом и всякими средствами, свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его…»
— Часть 4, глава III

Достоевский о Лужине

В черновых материалах к роману о Лужине, в частности, сказано:

«При тщеславии и влюбленности в себя, до кокетства, мелочность и страсть к сплетне. <. > Он скуп. В его скупости нечто из Пушкинского Скупого барона. Он поклонился деньгам, ибо всё погибает, а деньги не погибнут; я, дескать, из низкого звания и хочу непременно быть на высоте лестницы и господствовать. Если способности, связи и проч. Мне манкируют, то деньги зато не манкируют, и потому поклонюсь деньгам. »
— Из черновиков романа

Несостоявшийся брак с Дуней Раскольниковой

Петр Петрович Лужин давно мечтал о девушке ниже его статусом, рассчитывая, что она будет благодарна, и, как следствие, покорна ему:

«Давно уже, уже несколько лет, со сластию мечтал он о женитьбе, но всё прикапливал денег и ждал. Он с упоением помышлял, в глубочайшем секрете, о девице благонравной и бедной (непременно бедной), очень молоденькой, очень хорошенькой, благородной и образованной, очень запуганной, чрезвычайно много испытавшей несчастий и вполне перед ним приникшей, такой, которая бы всю жизнь считала его спасением своим, благоговела перед ним, подчинялась, удивлялась ему, и только ему одному.»
— Часть 4, глава III

Дуня Раскольникова, с которой его познакомила Марфа Петровна, даже превосходила его мечты:

«И вот мечта стольких лет почти уже осуществлялась: красота и образование Авдотьи Романовны поразили его; беспомощное положение ее раззадорило его до крайности. Тут являлось даже несколько более того, о чем он мечтал: явилась девушка гордая, характерная, добродетельная, воспитанием и развитием выше его (он чувствовал это), и такое-то существо будет рабски благодарно ему всю жизнь за его подвиг и благоговейно уничтожится перед ним, а он-то будет безгранично и всецело владычествовать. »
— Часть 4, глава III

Дуня соглашается на брак с ним, но не из любви, а надеясь таким образом помочь семье выбраться из нищеты:

«…я польстилась на его деньги, но, клянусь, брат, — я и не воображала, чтоб это был такой недостойный человек. Если б я разглядела его раньше, я бы ни на что не польстилась! Не вини меня, брат. »
— Часть 4, Глава III

Первоначально он произвел хорошее впечатление на Дуню и ее мать, но уже после помолвки стала проявляться истинная натура Лужина.Зная о их бедности, почти не помогает им переехать в Петербург. Лужин оплачивает перевоз багажа (что стоит недорого), но не оплачивает проезд невесты и ее матери (что гораздо дороже). Бедная Дуня и ее мать вынуждены ехать в Петербург третьим классом на взятые в долг деньги:

«Да и тут деловой-то человек их поднадул немножко: поклажа-то стоит дешевле ихнего проезда, а пожалуй, что и задаром пойдет.»
— Часть 1, глава IV «Ведь тут что важно: тут не скупость, не скалдырничество важно, а тон всего этого.»
— Часть 1, глава IV

После он еще и упрекнул Раскольниковых, тем что понес «издержки» перевозя их багаж:

«В издержки? В какие же это издержки? Уж не про сундук ли наш вы говорите? Да ведь вам его кондуктор задаром перевез.»
— Часть 1, глава IV. Пульхерия Александровна вышла из себя

При этом, услышав от Расскольникова правду о себе, Лужин обижается (или изображает обиду):

«Авдотья Романовна, — закоробившись произнес Лужин, — ваши слова слишком многозначительны для меня, скажу более, даже обидны, ввиду того положения, которое я имею честь занимать в отношении к вам.»
— Часть 4, глава II «Ах, оставьте всю эту обидчивость, Петр Петрович…и будьте тем умным и благородным человеком, каким я вас всегда считала и считать хочу…»
— Часть 4, глава II. Дуня, о их раздоре с Раскольниковым

Но на самом деле его обижало то, «что две нищие и беззащитные женщины могут выйти из-под его власти»:

«Он куражился до последней черты, не предполагая даже возможности, что две нищие и беззащитные женщины могут выйти из-под его власти. Убеждению этому много помогли тщеславие и та степень самоуверенности, которую лучше всего назвать самовлюбленностию.»
— Часть 4, глава III

Да и от Раскольникова он готовился выслушивать комплементы, а не оскорбления в свой адрес. По его мнению, взять в жены нищую Дуню с подпорченной репутацией было подвигом, и он не мог понять, «как другие могли не любоваться на его подвиг»:

«Явившись тогда с визитом к Раскольникову, он вошел с чувством благодетеля, готовящегося пожать плоды и выслушать весьма сладкие комплименты. И уж, конечно, теперь, сходя с лестницы, он считал себя в высочайшей степени обиженным и непризнанным.»
— Часть 4, глава III

После того как Лужин попытался подставить Соню, чтобы доказать свою правоту и, пощадив ее показать свое «благородство», его низкая душа становится очевидна всем. От Лужина открещивается даже Лебезятников, которого он называл другом:

«А, ты вот куда заехал! — крикнул Лебезятников. — Врешь! Зови полицию, а я присягу приму! Одного только понять не могу: для чего он рискнул на такой низкий поступок! О жалкий, подлый человек!»
— Часть 5, глава III

Теория Лужина о целом кафтане

Расчетливый господин Лужин придерживается теории целого кафтана. Согласно этой теории, люди должны преследовать только личные интересы и «возлюбить одного себя»:

«Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо всё на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел. »
— Часть 2, глава V

Согласно теории Лужина, все люди должны думать прежде всего о своем благополучии, а не благополучии окружающих. То есть якобы не стоит делиться с кем-то своим кафтаном, так как в итоге у обоих будет только по половине кафтана, то есть по сути оба останутся без кафтана.

Характеристика Лужина в романе "Преступление и наказание", образ, описание внешности и характера

Петр Петрович Лужин является женихом Дуни Раскольниковой, сестры главного героя романа Родиона Раскольникова.

Прототип

Прототипами Лужина послужили, вероятно, присяжный стряпчий Павел Петрович Лыжин, одн из кредиторов Достоевского, фамилия которого упоминается в черновых материалах к «Преступлению и наказанию», и П.А. Карепин — муж сестры писателя. В 1840 году Карепин женился на Варваре Михайловне Достоевской, бывшей моложе него на 26 лет, и вскоре стал опекуном её младших братьев и сестёр. Фёдор Михайлович никогда не встречался с ним, но вёл переписку, по которой и составил отрицательный образ Карепина.

Кроме того, по мнению Н. Наседкина существует некоторое сходство между действиями Лужина и обстоятельствами жизни самого Достоевского: в период создания «Преступления и наказания» 45-летний Достоевский, как и 45-летний Лужин, посватался к молоденькой девушке — А. Г. Сниткиной, являвшейся в свою очередь одним из прототипов Дуни Раскольниковой.

Следующая цитата

В этой статье представлены материалы о любви в романе "Преступление и наказание": тема и проблема любви в произведении.

Смотрите:
- Все материалы по "Преступлению и наказанию"
- Все статьи о Раскольникове

Характер Лужина

Петр Петрович Лужин производит впечатление солидного, угрюмого и высокомерного человека, о чем писала Пульхерия Александровна своему сыну:

«…вообще человек он весьма солидный и приличный, немного только угрюмый и как бы высокомерный.»
— Часть 1, глава III

Он старается казаться любезным в обществе, но, когда что-то идет не так, как он хочет, он теряет все самообладание и становится похожим на «мешок с мукой»:

«…Петр Петрович принадлежал к разряду людей, по-видимому чрезвычайно любезных в обществе и особенно претендующих на любезность, но которые, чуть что не по них, тотчас же и теряют все свои средства и становятся похожими скорее на мешки с мукой, чем на развязных и оживляющих общество кавалеров…»
— Часть 4, глава II

Он очень тщеславный человек и любит чтобы его слушали:

«Многое и еще он говорил, потому что несколько как бы тщеславен и очень любит, чтоб его слушали…»
— Часть 1, глава III «Он, видимо, хлопотал о выгодном впечатлении, и тщеславие перебороло благоразумие…»
— Часть 2, глава V

Он привык любоваться собой и высоко ценит свой ум:

«Петр Петрович, пробившись из ничтожества, болезненно привык любоваться собою, высоко ценил свой ум и способности и даже иногда, наедине, любовался своим лицом в зеркале.»
— Часть 4, глава III

Любовь в романе "Преступление и наказание": тема и проблема любви в произведении


Любовь между мужчиной и женщиной

Настоящую, искреннюю любовь между мужчиной и женщиной испытывают следующие герои романа:

    и Дуня Раскольникова и Соня Мармеладова по отношению к ее первому мужу (из-за которого она сбежала из дома и оказалась в нищете) по отношению к Свидригайлову

Также в романе есть примеры любви по расчету, то есть любовных отношений и браков по расчету. Герои, которые идут на отношения по расчету, это:
  • Дуня и Лужин по отношению к Марфе Петровне
  • Свидригайлов и его юная невеста и ее клиенты
Отдельно стоит упомянуть отношения чиновника Мармеладова и Катерины Ивановны. Этот брак заключается без любви, но Мармеладов по-своему любит супругу, о чем упоминается в романе. Катерина Ивановна, в свою очередь, испытывают к мужу теплые чувства и, судя по всему, любит его скорее как родственника, а не как мужчину.

Любовь Раскольников и Соня Мармеладова Взаимные чувства Раскольникова и Сони зарождаются в период после того, как молодой человек совершает преступление. Соня становится лучшим другом Раскольникова и первым человеком, которому тот признается в убийстве. Раскольников выбирает Соню, потому что та является грешницей, как и он сам. Со временем отношения Сони и Раскольникова перерастают в глубокую искреннюю любовь. Свидригайлов по отношению к Марфе Петровне Свидригайлов женится на Марфе Петровне по расчету. Он пользуется тем, что женщина безумно влюблена в него. Свидригайлов отказывается хранить верность жене, о чем прямо заявляет. Разумихин и Дуня Чувства Разумихина и Дуни зарождаются в период, когда Дуня еще является невестой Лужина. Разумихин влюбляется в Дуню по сути с первого взгляда. Дуне нравится добрый, открытый и надежный Разумихин. В конце концов герои женятся. Катерина Ивановна по отношению к Мармеладову Катерина Ивановна выходит замуж за Мармеладова, потому что ей больше некуда идти. Она на 20 лет младше Мармеладова. Конечно, Катрина Ивановна по-своему любит мужа, но это скорее привычка и привязанность, чем страстная любовь женщины к мужчине. Катерина Ивановна и ее первый муж Катерина Ивановна любила своего первого мужа, ради которого она сбежала из родительского
дома. В итоге родственники отказались от нее. Когда муж проигрался в карты и умер, Катерина Ивановна осталась вдовой с тремя детьми в нищете. Таким образом, любовь к первому мужу по сути разрушила ее жизнь и вогнала ее в нищету. Лужин и Дуня Дуня собирается замуж за Лужина не по любви, а по расчету, чтобы спасти семью от нищеты. Лужин также решает жениться на Дуне не по большой любви, а по расчету: он давно мечтает о бедной, но красивой и образованной невесте, которая бы стала для него вечно благодарной рабыней. Свидригайлов по отношению к Дуне Свидригайлов влюбляется в Дуню, когда та работает гувернанткой в его доме. Свидригайлов, судя по всему, страстно влюблен в Дуню. Будучи женат, он даже предлагает ей бежать с ним, но девушка отказывается. Возможно, Свидригайлов отравляет ядом свою жену Марфу Петровну в надежде быть с Дуней. После смерти жены Свидригайлов приезжает вслед за Дуней в Петербург, чтобы отговорить ее от
брака с Лужиным и выбрать его. Однако Дуня окончательно отвергает Свидригайлова. Соня Мармеладова занимается "непристойным ремеслом", по сути продавая свою любовь. С помощью этой работы девушка содержит всю свою большую семью. Мармеладов по отношению к Катерине Ивановне Мармеладова женится на Катерине Ивановне не по расчету, но и не по большой любви. Им движет, скорее, сострадание, жалость, человеколюбие. Вероятно, со временем жалость Мармеладова переростает в любовь к Катерине Ивановне (это ясно из его беседы с Раскольниковым). Свидригайлов и его 16-летняя невеста Приехав в Петербург за Дуней, 50-летний Свидригайлов тем временем сватается к 16-летней бедной девушке. Развратник Свидригайлов не любит свою невесту, им движут лишь низменные интересы. Девочка соглашается выйти за него из-за своей бедности, по расчету. При этом она все же с теплотой и нежностью относится к будущему мужу и готова быть ему хорошей женой. Эта свадьба отменяется, так как Свидригайлов кончает жизнь самоубийством. Марфа Петровна по отношению к Свидригайлову Марфа Петровна страстно любит Свидригайлова. Она спасает его из долговой тюрьмы, а также несколько раз помогает ему избежать уголовного наказания за его преступления. Несмотря на всю свою любовь, Марфа Петровна ведет себя довольно расчетливо со Свидригайловым. Например, она не оставляет ему почти никакого наследства.

Материнская любовь Пульхерии Александровны

В романе ярко изображена всепрощающая, бесконечная материнская любовь со стороны Пульхерии Александровны к ее детям Родиону и Дуне, в особенности к Родиону, который оказывается в ужасной ситуации после своего преступления. Женщина безумно любит своих детей, гордится ими и поддерживает их в любой ситуации. Подозревая, что с сыном происходит что-то страшное, деликатная Пульхерия Александровна не лезет к нему с распросами. Она прощает ему внезапно холодное, странное обращение и принимает его во всем его несчастьи. Пульхерия Раскольникова хотя и не знает правды о преступлении сына, но все что-то подозревает. В конце концов несчастная мать заболевает судя по всему, от нервного истощения, и умирает, будучи еще довольно молодой женщиной. Другими словами, Раскольникова можно считать отчасти виновником в ее раннем уходе.


Материнская любовь Катерины Ивановны

Будучи мачехой Сони Мармеладовой, Катерина Ивановна не проявляет к ней особой ласки и теплоты. По словам Мармеладова, юная Соня за годы своего взросления вынесла много обид со стороны мачехи. Однако сама Соня, несмотря на все пережитые несчастья, любит мачеху и прощает ее жестокость, понимая ее ужасное положение.

Сестринская и братская любовь Раскольниковых

У Родиона Раскольникова и его сестры Дуни прекрасные, теплые, доверительные отношения. Герои по сути являются лучшими друзьями. Дуня очень любит своего старшего брата. При этом она проявляет эту огромную любовь в своих поступках. Во-первых, ради того чтобы брат мог безбедно жить и учиться в Петербурге, Дуня поступает работать гувернанткой в богатую семью Свидригайловых. Она берет крупную сумму в счет будущей зарплаты и посылает ее брату. Работая у Свидригайловых, Дуня терпит много несправетливости и унижений. Так что помощь брату дается ей очень дорогой ценой.

Во-вторых, Дуня решает пожертвовать личным счастьем ради будущего Родина и всей семьей. Девушка решает выйти замуж за состоятельного, но жадного и неприятного господина Лужина, которого не любит. Дуня надеется, что после свадьбы муж возьмет Родиона (студента-юриста) на работу в свою юридическую контору и поможет ему в карьере. Это является главной причиной, почему девушка идет на этот брак. Однако проницательный Родион понимает замысел сестры и отказывается принимать ее жертву. В конце концов Дуня сама убеждается, что Лужин не достоин ее, и разрывает помолвку.

В-третьих, узнав правду о преступлении брата, Дуня не отворачивается от него, а сочувствует ему в том смысле, что брат разрушил не только жизнь двух своих жертв, но и свою собственную. Дуня не считает брата пропащим человеком, несмотря на его страшное преступление. Нет сомнений, что поддержка Дуни очень важна и нужна Раскольникову на этом этапе.

В-четвертых, когда Раскольников попадает на каторгу в Сибирь, Дуня поддерживает с ним связь и собирается со временем перебраться поближе к брату.


Сестринская любовь Сони Мармеладовой

Соня Мармеладова любит своих сводных сестер и брата, хотя те по сути являются ей чужими людьми по крови. Чтобы прокормить этих несчастных детей Катерины Ивановны бедная Соня и начинает заниматься своим "неприличным ремеслом". Соня жертвует собой ради семьи и в частности ради сводных сестер и брата.


"Сестринская дюбовь" старухи-процентщицы

Совершенно противоположный пример "сестринской любви" вы видим в случае со старухой-процентщицой и ее сестрой Лизаветой. 60-летняя старуха-процентщица держит свою 35-летнюю сестру Лизавету по сути в качестве прислуги или рабыни. Лизавета, будучи умственно отсталой женщиной, безропотно служит своей деспотичной сестре. Злая старуха бьет беззащитную сестру, зная, что за нее некому заступиться.

Кроме того, состоятельная старуха-процентщица завещает все свои деньги совсем не Лизавете, а какому-то монастырю. Бедной Лизавете по завещанию полагается лишь мебель и другое движимое имушество.


Это были материалы о теме любви в романе "Преступление и наказание" Достоевского, проблеме любви в произведении.

Следующая цитата

Петр Петрович Лужин является одним из ярких второстепенных героев выдающегося романа "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Лужина в романе "Преступление и наказание": описание внешности и характера персонажа.

Смотрите:
- Все материалы по "Преступлению и наказанию"
- Все материалы о Лужине

Следующая цитата

Софья (Соня) Семеновна Мармеладова — героиня романа «Преступление и наказание» (1866) Ф. М. Достоевского. Дочь спившегося чиновника Мармеладова от первого брака, «лет восемнадцати». Вынуждена торговать собой чтобы содержать семью. Девушка считает себя «великой грешницей». Соню и Раскольникова объединяет то, что оба они, руководствуясь разными мотивами, преступили евангельские заповеди.


Полина Филоненко в роли Сони Мармеладовой в сериале «Преступление и наказание» (2007)

Соне в романе отведена значительная роль — девушка оказала огромное влияние на Раскольникова, став для него спасением и любовью. Именно она убеждает Раскольникова покаяться в содеянном, и добровольно отправляется вслед за ним на каторгу.

Внешность

Внешность Петра Петровича Лужина подробно описывается в сцене его первого визита к Родиону Раскольникова:

«Это был господин немолодых лет, чопорный, осанистый, с осторожною и брюзгливою физиономией, который начал тем, что остановился в дверях, озираясь кругом с обидно-нескрываемым удивлением и как будто спрашивал взглядами:"Куда ж это я попал. » Все платье его было только что от портного, и все было хорошо, кроме разве того только, что все было слишком новое и слишком обличало известную цель. Даже щегольская, новехонькая, круглая шляпа об этой цели свидетельствовала: Петр Петрович как-то уж слишком почтительно с ней обращался и слишком осторожно держал её в руках. Даже прелестная пара сиреневых, настоящих жувеневских, перчаток свидетельствовала то же самое, хотя бы тем одним, что их не надевали, а только носили в руках для параду. В одежде же Петра Петровича преобладали цвета светлые и юношественные. На нем был хорошенький летний пиджак светло-коричневого оттенка, светлые легкие брюки, таковая же жилетка, только что купленное тонкое белье, батистовый самый легкий галстучек с розовыми полосками, и что всего лучше: все это было даже к лицу Петру Петровичу. Лицо его, весьма свежее и даже красивое, и без того казалось моложе своих сорока пяти лет. Темные бакенбарды приятно осеняли его с обеих сторон… Даже волосы… расчесанные и завитые у парикмахера, не представляли этим обстоятельством ничего смешного или какого-нибудь глупого вида, что обыкновенно всегда бывает при завитых волосах, ибо придает лицу неизбежное сходство с немцем, идущим под венец. Если же и было что-нибудь в этой довольно красивой и солидной физиономии действительно неприятное и отталкивающее, то происходило уж от других причин»
— Часть 2, Глава V

Внешность Сони Мармеладовой

На момент описанных в романе событий Соне было 18 лет, но внешне она казалась почти ребенком:

«В лице ее, да и во всей ее фигуре, была сверх того одна особенная характерная черта: несмотря на свои восемнадцать лет, она казалась почти еще девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребенком, и это иногда даже смешно проявлялось в некоторых ее движениях.»
— Часть 3, глава IV

К тому же, она была худая и маленького роста:

«…за то, что она такая маленькая…»
— Эпилог, глава II «…этому маленькому и худенькому созданию.»
— Эпилог, глава II
О ее внешности говорится, что у нее было худенькое «востренькое» личико, но ее ясные голубые глаза и простдушное выражение лица привлекали людей:
«Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами.»
— Часть 2, глава VII «Это было худенькое, совсем худенькое и бледное личико, довольно неправильное, какое-то востренькое, с востреньким маленьким носом и подбородком. Ее даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней.»
— Часть 3, глава IV «Ему всё хотелось смотреть в ее тихие, ясные глаза, и как-то это всё не так удавалось…»
— Часть 3, глава IV «Он думал об ней. Он вспомнил, как он постоянно ее мучил и терзал ее сердце; вспомнил ее бледное, худенькое личико…»
— Эпилог, глава II

Для работы на улице Соня носит специальный разукрашенный, «уличный» наряд, который ясно заявляет о ее профессии:

«Она была тоже в лохмотьях; наряд ее был грошовый, но разукрашенный по-уличному, под вкус и правила, сложившиеся в своем особом мире, с ярко и позорно выдающеюся целью.»
— Часть 2, глава VII «Соня остановилась в сенях у самого порога, но не переходила за порог и глядела как потерянная, не сознавая, казалось, ничего, забыв и о своем перекупленном из четвертых рук, шелковом, неприличном здесь, цветном платье с длиннейшим и смешным хвостом, и необъятном кринолине, загородившем всю дверь, и о светлых ботинках, и об омбрельке, ненужной ночью, но которую она взяла с собой, и о смешной соломенной круглой шляпке с ярким огненного цвета пером. Из-под этой надетой мальчишески набекрень шляпки выглядывало худое, бледное и испуганное личико с раскрытым ртом и с неподвижными от ужаса глазами.»
— Часть 2, глава VII

Характер Сони

Соня Мармеладова — кроткая, робкая девушка которую «всякий мог обидеть»:

«Соня, робкая от природы, и прежде знала, что ее легче погубить, чем кого бы то ни было, а уж обидеть ее всякий мог почти безнаказанно»
— Часть 5, глава III «Она, конечно, с терпением и почти безропотно могла всё перенести — даже это.»
— Часть 5, глава III

Девушка боится новых знакомств:

«Та вошла в чрезвычайном удивлении и, по обыкновению своему, робея. Она всегда робела в подобных случаях и очень боялась новых лиц и новых знакомств, боялась и прежде, еще с детства, а теперь тем более…»
— Часть 5, глава III

При этом Соня очень доверчивая девушка, которую легко обмануть. Так, она она берет деньги господина Лужина веря, что он от чистого сердца хочет помочь ей, но в последствии он публично обвиняет Соню в воровстве. К счастью, за девушку вступается господин Лебезятников, который вместе с Раскольниковым доказывают ее невиновность:

«Соня! Как ты смела брать от него десять рублей! О, глупая! Подай сюда! Подай сейчас эти десять рублей — вот! И, выхватив у Сони бумажку, Катерина Ивановна скомкала ее в руках и бросила наотмашь прямо в лицо Лужина.»
— Катерина Ивановна. Часть 5, глава III «Соня, Соня возьмет у него деньги! Это Соня-то воровка! Да она еще тебе даст, дурак!»
— Катерина Ивановна. Часть 5, глава III


Соня Мармеладова испуганная обвинениями Лужина

Соня — добрая девушка, которая в ущерб себе поможет любому нуждающемуся, по словам ее мачехи:

«…да вы еще не знаете, не знаете, какое это сердце, какая это девушка!

Да она свое последнее платье скинет, продаст, босая пойдет, а вам отдаст, коль вам надо будет, вот она какая!»
— Часть 5, глава III

По словам Мармеладова, Соня является честной и трудолюбивой девушкой без особых талантов:

«…много ли может, по-вашему, бедная, но честная девица честным трудом заработать. Пятнадцать копеек в день, сударь, не заработает, если честна и не имеет особых талантов, да и то рук не покладая работавши. »
— Часть 1, глава II

Соня имеет минимальное образование. Она умеет читать, но у нее нет глубоких знаний по каким-либо наукам, так как некому было ее обучать. Тем не менее, она с интересом прочла довольно сложную научно-популярную книгу «Физиология обыденной жизни» (1861) Д. Г. Льюиса:

«Воспитания, как и представить можете, Соня не получила. Пробовал я с ней, года четыре тому, географию и всемирную историю проходить; но как я сам в познании сем был некрепок, да и приличных к тому руководств не имелось, ибо какие имевшиеся книжки… гм. ну, их уже теперь и нет, этих книжек, то тем и кончилось всё обучение. На Кире Персидском остановились. Потом, уже достигнув зрелого возраста, прочла она несколько книг содержания романического, да недавно еще, через посредство господина Лебезятникова, одну книжку — „Физиологию“ Льюиса, изволите знать-с? — с большим интересом прочла и даже нам отрывочно вслух сообщала: вот и всё ее просвещение.»
— Часть 1, глава II

При этом Соня является глубоко верующей девушкой. Она читает и хорошо знает «Евангелие». Вера в Бога помогает ей выжить в невыносимых обстоятельствах ее жизни:

«Что ж бы я без бога-то была?»
— Часть 4, глава IV

Трагическая судьба Сони Мармеладовой

Соня — дочь бывшего титулярного советника Семена Захаровича Мармеладова, который потерял работу в связи с сокращением кадров и с тех пор начал пить. Матери Соня лишилась еще в детстве. Первоначально Мармеладовы живут в глубинке, а затем они переезжают в Петербург, однако и здесь отец не может найти работу.

4 года назад, когда Соне было 14 лет, ее отец женился второй раз — на молодой вдове Катерине Ивановне, взяв ее с тремя детьми от первого брака:

«…тогда я, тоже вдовец, и от первой жены четырнадцатилетнюю дочь имея, руку свою предложил, ибо не мог смотреть на такое страдание. Можете судить потому, до какой степени ее бедствия доходили, что она, образованная и воспитанная и фамилии известной, за меня согласилась пойти!»
— Часть 1, глава II

Юная Соня вытерпела много обид от своей горячей, раздраженной мачехи. Однако девушка не держит зла на несчастную женщину:

«А тем временем возросла и дочка моя, от первого брака, и что только вытерпела она, дочка моя, от мачехи своей, возрастая, о том я умалчиваю. Ибо хотя Катерина Ивановна и преисполнена великодушных чувств, но дама горячая и раздраженная, и оборвет… Да-с!»
— Часть 1, глава II

Ранее Соня работала швеей, однако этот труд приносил ей мало денег. Кроме того, был случай, когда ей и вовсе не заплатили за работу. В результате семья потеряла последнюю надежду выбраться из нищеты:

«Пятнадцать копеек в день, сударь, не заработает, если честна и не имеет особых талантов, да и то рук не покладая работавши! Да и то статский советник Клопшток, Иван Иванович, — изволили слышать? — не только денег за шитье полдюжины голландских рубах до сих пор не отдал, но даже с обидой погнал ее, затопав ногами и обозвав неприлично, под видом будто бы рубашечный ворот сшит не по мерке и косяком. А тут ребятишки голодные…»
— Часть 1, глава II

Мачеха упрекала Соню в том, что девушка не приносит в дом денег:

А тут Катерина Ивановна, руки ломая, по комнате ходит, да красные пятна у ней на щеках выступают, — что в болезни этой и всегда бывает: «Живешь, дескать, ты, дармоедка, у нас, ешь и пьешь, и теплом пользуешься», а что тут пьешь и ешь, когда и ребятишки-то по три дня корки не видят
— Часть 1, Глава II

Катерина Ивановна не стесняется в выражениях и говорит о том, что Соня могла бы даже пойти на панель чтобы заработать денег:

«Что ж, Катерина Ивановна, неужели же мне на такое дело пойти?»… «А что ж, — отвечает Катерина Ивановна, в пересмешку, — чего беречь? Эко сокровище!»
— Часть 1, Глава II

В итоге Мачеха доводит Соню до того, что девушка идёт торговать собой, чтобы заработать деньги на хлеб для семьи:

«И вижу я, эдак часу в шестом, Сонечка встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла. Пришла, и прямо к Катерине Ивановне, и на стол перед ней тридцать целковых молча выложила. Ни словечка при этом не вымолвила, хоть бы взглянула, а взяла только наш большой драдедамовый зеленый платок (общий такой у нас платок есть, драдедамовый), накрыла им совсем голову и лицо и легла на кровать, лицом к стенке, только плечики да тело всё вздрагивают… А я, как и давеча, в том же виде лежал-с… И видел я тогда, молодой человек, видел я, как затем Катерина Ивановна, также ни слова не говоря, подошла к Сонечкиной постельке и весь вечер в ногах у ней на коленках простояла, ноги ей целовала, встать не хотела, а потом так обе и заснули вместе, обнявшись… обе… обе… да-с… а я… лежал пьяненькой-с.»
— Часть 1, Глава II

По донесению Соня была вынуждена получить «желтый билет» — документ заменяющий паспорт, который давал право легально заниматься проституцией:

«По одному неблагоприятному случаю и по донесению неблагонамеренных лиц, — чему особенно способствовала Дарья Францевна, за то будто бы, что ей в надлежащем почтении манкировали, — с тех пор дочь моя, Софья Семеновна, желтый билет принуждена была получить.»
— Часть 1, глава II «Когда единородная дочь моя в первый раз по желтому билету пошла, и я тоже тогда пошел… (ибо дочь моя по желтому билету живет-с…).»
— Часть 1, глава II «Она и желтый‑то билет получила, потому что мои же дети с голоду пропадали, себя за нас продала. »
— Катерина Ивановна о Соне. Часть 1, глава III

Из-за позорной профессии Сони, хозяйка квартиры и постояльцы (в том числе и Лебезятников добивавшийся ее расположения) вынудили Соню съехать от семьи и снять отдельную комнату в том же районе. Она вынуждена жить отдельно от своей семьи как недостойная, обречена носить вульгарные одежды и прятать в пол глаза при виде «честных» дам.

«С тех пор дочь моя, Софья Семеновна, желтый билет принуждена была получить, и уже вместе с нами по случаю сему не могла оставаться. Ибо и хозяйка, Амалия Федоровна, того допустить не хотела (а сама же прежде Дарье Францевне способствовала), да и господин Лебезятников… гм… Вот за Соню-то и вышла у него эта история с Катериною Ивановной. Сначала сам добивался от Сонечки, а тут и в амбицию вдруг вошли: „Как, дескать, я, такой просвещенный человек, в одной квартире с таковскою буду жить?“ А Катерина Ивановна не спустила, вступилась… ну и произошло… И заходит к нам Сонечка теперь более в сумерки, и Катерину Ивановну облегчает, и средства посильные доставляет…»
— Часть 1, глава II

Символично, что Соня Мармеладова снимает комнату у портного с фамилией Капернаумов. Это как бы связывает Соню Мармеладову с образом евангельской блудницы Марии Магдалины из города Магдалы близ Капернаума. С другой стороны, «капернаумами» в просторечии называли «питейные заведения».

Это был типичный доходный дом, жильцы которого, снимая квартиры у владельца, сдавали в свою очередь комнаты другим:

«Живет же на квартире у портного Капернаумова, квартиру у них снимает, а Капернаумов хром и косноязычен, и всё многочисленнейшее семейство его тоже косноязычное. И жена его тоже косноязычная… В одной комнате помещаются, а Соня свою имеет особую, с перегородкой… Гм, да… Люди беднейшие и косноязычные…»
— Часть 1, глава II

Несчастная Соня содержит всю семью: пяницу-отца, больную чахоткой мачеху и ее троих детей. За это Раскольников называет ее «колодцем», которым уже привыкли пользоваться Мармеладовы:

«Ай да Соня! Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать! и пользуются! Вот ведь пользуются же! И привыкли. Поплакали, и привыкли. Ко всему-то подлец-человек привыкает. »
— Часть 1, глава II

Даже осознавая, что деньги достаются Соне ценой унижений и страданий, ее отец не бросает пить, и даже берет у нее деньги на выпивку:

«Ведь она теперь чистоту наблюдать должна. Денег стоит сия чистота, особая-то, понимаете? Понимаете? Ну, там помадки тоже купить, ведь нельзя же-с; юбки крахмальные, ботиночку эдакую, пофиглярнее, чтобы ножку выставить, когда лужу придется переходить. Понимаете ли, понимаете ли, сударь, что значит сия чистота? Ну-с, а я вот, кровный-то отец, тридцать-то эти копеек и стащил себе на похмелье! И пью-с! И уж пропил-с. »
— Часть 1, глава II

Сама себя Соня считает бесчестной девушкой и великой грешницей из-за своего ремесла. Девушка уверена, что она великая грешница, которая не достойна быть в одном помещении с приличными людьми. Для неё табу присесть рядом с мамой Родиона или пожать руку Дуне. Она застывает в нерешительности на пороге родительского дома, боясь своим присутствием оскорбить гостей, которые, как и она, пришли проститься с погибшим Мармеладовым. Мысль о своей позоре и бесчестье терзает ее:

«Честь! Да ведь я… бесчестная… я великая, великая грешница! Ах, что вы это сказали!»
— Часть 4, глава IV

По словам Раскольникова, в жизни Сони удивительным образом совмещаются две противоположности — позор и низость ее профессии, с одной стороны, и доброта и другие святые чувства, с другой стороны:

«Как этакой позор и такая низость в тебе рядом с другими противоположными и святыми чувствами совмещаются?»
— Часть 4, глава IV

Но не смотря на ужасное положение, в котором оказалась Соня, ей все же удалось сохранить чистоту души:

«Ведь этот позор, очевидно, коснулся ее только механически; настоящий разврат еще не проник ни одною каплей в ее сердце: он это видел…»
— Часть 4, глава IV

В конце концов Соня Мармеладова остается круглой сиротой: ее отец погибает, попав под лошадь на улице, а мачеха в день похорон мужа умирает от чахотки. Трое детей покойной женщины попадают в детский дом.

Соня и Раскольников

На протяжении всего романа Раскольников приходит в комнату к Соне Мармеладовой, где они беседуют наедине. Расскольников видит в девушке родственную душу, ведь, хотя и руководствуясь разными мотивами, они оба преступили евангельские заповеди.

Соня становится близкой подругой главного героя романа Родиона Раскольникова. Он рассказывает ей о том, что убил старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету, о причинах своего поступка и о своих душевных муках после преступления. В итоге, Соня убеждает Расскольникова признаться в содеянном и понести заслуженное наказание.


Соня Мармеладова на каторге в Сибири. Сериал «Преступление и наказание» (2007)

После признания, Раскольникова судят и приговаривают к 8 годам каторги в Сибири. Соня неожиданно получает в подарок от Свидригайлова в подарок 3 000 рублей и бросает свое позорное ремесло. Но она не оставляетРаскольникова и, подобно женам декабристов, следует за ним. На каторге девушка поддерживает молодого человека и живет только его жизнью:

«Им оставалось еще семь лет; а до тех пор столько нестерпимой муки и столько бесконечного счастия! Но он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившимся существом своим, а она — она ведь и жила только одною его жизнью!»
— О Соне и Раскольникове. Эпилог, глава II

В то время как Раскольников отбывает наказание, Соня зарабатывает себе на жизнь шитьем. Вскоре она становится уважаемой в городе модисткой (портнихой):

«Про себя Соня уведомляла, что ей удалось приобресть в городе даже некоторые знакомства и покровительства; что она занимается шитьем, и так как в городе почти нет модистки, то стала во многих домах даже необходимою; не упоминала только, что чрез нее и Раскольников получил покровительство начальства, что ему облегчаемы были работы, и прочее.»
— Эпилог, глава I

На каторге все заключенные, отбывающие срок вместе с Раскольниковым, любят Соню за ее доброту и бескорыстную помощь:

Неразрешим был для него еще один вопрос: почему все они так полюбили Соню? Она у них не заискивала; встречали они ее редко, иногда только на работах, когда она приходила на одну минутку, чтобы повидать его. А между тем все уже знали ее, знали и то, что она за ним последовала, знали, как она живет, где живет. Денег она им не давала, особенных услуг не оказывала. Раз только, на рождестве, принесла она на весь острог подаяние: пирогов и калачей. Но мало-помалу между ними и Соней завязались некоторые более близкие отношения: она писала им письма к их родным и отправляла их на почту. Их родственники и родственницы, приезжавшие в город, оставляли, по указанию их, в руках Сони вещи для них и даже деньги. Жены их и любовницы знали ее и ходили к ней. И когда она являлась на работах, приходя к Раскольникову, или встречалась с партией арестантов, идущих на работы, — все снимали шапки, все кланялись: «Матушка, Софья Семеновна, мать ты наша, нежная, болезная!» — говорили эти грубые, клейменые каторжные этому маленькому и худенькому созданию. Она улыбалась и откланивалась, и все они любили, когда она им улыбалась.
— Эпилог, глава II

В конце концов Раскольников и Соня решают быть вместе. Они покорно ожидают окончания каторги, чтобы начать новую, счастливую жизнь вдвоем:

Читайте также: