Амвросий оптинский цитаты и афоризмы

Обновлено: 22.12.2024

Амвро́сий О́птинский — священнослужитель Русской православной церкви, иеромонах. Прославлен в лике святых 6 июня 1988 года на Поместном Соборе Русской православной церкви; почитался при жизни как старец. Прообраз старца Зосимы в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы».

10 октября — преставление;

11 октября — в Соборе Оптинских старцев;

27 июня — обретение мощей преподобного.

Фото: Original uploader was ru:Участник:Lozman at ru.wikipedia, Originally from ru.wikipedia; description page is/was. / Public domain

„Никто не должен оправдывать свою раздражительность какою-нибудь болезнию, — это происходит от гордости. Чтобы не предаваться раздражительности и гневу, не должно торопиться.“

Следующая цитата

В день памяти преподобного Амвросия Оптинского предлагаем вниманию читателей изречения этого великого подвижника второй половины XIX века.

Истина, вера, неверие:

Истина одна, но люди приближаются к ней разным образом, как показывают девять Евангельских блаженств.

Причина неверия — любовь к земной славе, как свидетельствует Сам Господь во Святом Евангелии: Како вы можете веровати, славу друг от друга приемлюще, и славы, яже от Единого Бога, не ищете (Ин. 5: 44).

Духовная жизнь и спасение:

. дело нашего спасения зависит и от нашего произволения, и от Божией помощи и содействия. Но последнее не последует, если не предварить первое.

Надобно. направляться к душеполезному исходу из затруднительного положения, а не просто действовать так, как представляются нам вещи.

. без мысленной борьбы, и без недоумений и недоразумений ни в каком месте пробыть нельзя. на земле, по слову преподобного Петра Дамаскина, спасение совершается между страхом и надеждой.

Дело же спасения совершается очень просто, как говорит апостол (Рим. 12: 14): Мир имейте и святыню со всеми, ихже кроме никтоже узрит Господа. И паки: Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов (Гал. 6: 2).

Любовь и милость:

Любовь к Богу доказывается любовью и милосердием к ближнему, а милосердие, милость и снисхождение к ближнему и прощение недостатков его приобретаются через смирение и самоукорение.

Амвросий Оптинский

. постараемся положить твердое начало — не разветвлять путь Христов на многообразные отрасли, но собирать воедино главное: любить Господа от всей души и иметь мир и святыню со всеми, ни о ком не думать дурно и подозрительно.

Нет выше добродетели, как любовь; и нет хуже порока и страсти, как ненависть, которая не внимающим себе кажется маловажной, а по духовному значению уподобляется убийству (см. 1 Ин. 3: 15).

. начнем каждый с той степени любви, какую кто имеет, и Бог поможет нам. Кого тяготят грехи, тот да помышляет, что любовь покрывает множество грехов; чья совесть возмущена множеством беззаконий, тот да помышляет, что любовь есть исполнение закона.

Любовь и милость не могут быть без смирения, а смирение не может быть без милости и любви.

Милость и снисхождение к ближним и прощение их недостатков есть кратчайший путь ко спасению.

Милость и снисхождение к ближнему и прощение недостатков его — выше жертвы, которая не принимается без мира с ближним.

. всем вам желаю мирного жития; понеже взаимный мир повсюду оскудевает, а безтолковое немирствие возрастает; все виним друг друга и истязуем заповеди от ближнего, по-видимому, из-за благословенных и благовидных причин, забывая, что кийждо от своих дел или прославится или постыдится.

Цитаты Амвросий Оптинский

„Напрасно будем обвинять, что будто бы живущие с нами и окружающие нас мешают и препятствуют нашему спасению или совершенству духовному… неудовлетворительность наша душевная и духовная происходят от нас самих, от нашего неискусства и от неправильно составленного мнения, с которым никак не хотим расстаться. А оно-то и наводит на нас и смущение, и сомнение, и разное недоумение; а все это нас томит и отягощает, и приводит в безотрадное состояние. Хорошо было бы, если бы мы могли понять простое святоотеческое слово: аще смиримся, то на всяком месте обрящем покой, не обходя умом многие иные места, на которых может быть с нами то же, если не худшее.“

„Не люби слушать о недостатках других, тогда у тебя будет меньше своих.“

„Каждому из нас более должно заботиться о себе самом, о своей душе и о собственной пользе душевной, потому что, по слову апостола, каждый из нас сам о себе воздает слово Богу.“

У нас же путаница оттого и происходит, что мы все более склонны к вразумлению других и стараемся не только убедить, но и разубедить и доказать многоразличными аргументами.

„Благодушно и благодарно терпящим всё обещается там покой. Да ведь какой? И сказать невозможно; только требуется для этого жить осторожно, и прежде всего жить смиренно, а не тревожно, и поступать как следует и как должно. В ошибках же каяться и смиряться, но не смущаться.“

Осуждение и обиды ближних. Гордыня и смирение:

Блажен, кто радости праздничной и духовной не отравляет никакой немощью человеческой. А общая у всех нас немощь, когда бываем веселы или недовольны, — судить и осуждать ближнего.

. из заповедей есть одна, которую мы легко нарушаем, забывая, что нарушение это обращает жизнь нашу в лицемерие, заповедь эта — не судить и не осуждать.

Некоторые греху осуждения подвергаются от привычки, иные от памятозлобия, другие от зависти и ненависти, а большей частью подвергаемся мы греху сему от самомнения и возношения; несмотря на великую свою неисправимость и греховность, нам все-таки кажется, что мы лучше многих.

Сказано: Царствие Божие внутрь нас. Мы же, оставляя искание его внутри себя, вращаемся вовне, занимаясь разбором чужих дел и недостатков.

Каждому из нас более должно заботиться о себе самом, о своей душе и о собственной пользе душевной, потому что, по слову апостола, каждый из нас сам о себе воздаст слово Богу. У нас же путаница оттого и происходит, что мы все более склонны к вразумлению других и стараемся не только убедить, но и разубедить и доказать многоразличными аргументами.

У всякого свой взгляд, и всякий устраивает на свой лад, а на разладе играют только на последнем инструменте, и люди самые обыкновенные.

Попустил Господь первоверховным апостолам, одному отречение, а другому неосмотрительную ревность гонения, чтобы после они снисходительны были к немощным духом.

Твердо должно помнить, что на земле совершенства нет, но все люди, по мере своей, некоторые имеют недостатки, попущаемые Промыслом Божиим к нашему смирению.

Нередко от неосторожных слов бывает более бед, нежели от самых дел. Человек словесным потому и называется, чтобы произносил слова разумно обдуманные.

. на всякое искушение победа — смирение с терпением.

. за ложным смирением следует смущение.

. кто сам захочет искать чести, тот будет получать одно только бесчестие, и с этим сопряженную скорбь.

От самолюбия гневливость, от самолюбия осуждение и порицание других, от него негодование и ропот и самооправдание и нехотение ничего потерпеть, а вследствие всего этого малодушие.

Помни всегда отеческое слово: «Келья высит, а люди искушают». Потому-то немощному и страстному и полезно прежде протереться между людьми, — да научится смиряться и не порицать других.

При смирении всякая вещь бывает на своем месте; ни к кому нет ревности и зависти — ни к здоровым, ни к предпочтенным, ни к обласканным; всем свое, а нам наше, при смирении, будет и полезно, и Богоугодно, и даже приятно, если вполне возчувствуем собственное сознание пред Богом и пред людьми.

„Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, только чуть одной точкой касается земли, а остальными непрестанно вверх стремится; а мы, как заляжем на землю, и встать не можем.“

Зависть:

Страсть зависти ни в какой радостный праздник, ни при каких радостных обстоятельствах, не дает вполне порадоваться тому, кем она обладает.

Зависть происходит от гордости и вместе от нерадения к исполнению должного.

Всего лучше, как сказано ранее, стараться истреблять зависть в самом начале, смиренной молитвой и смиренной исповедью и благоразумным молчанием.

Лукавство и правда:

. называй всякую вещь своим именем.

Мы же зело ожесточились уклонятися на шуюю сторону, под благовидными предлогами, работая тонкому чувству самолюбия и самооправдания.

. прежде всего старайся языку не давать воли, а потом и мысли. Сказано: язык — лепота неправды, сквернит все коло рождения нашего, то есть всю текущую жизнь.

Добро христианское требует душевной и сердечной простоты, а не притворства.

Уныние и мир душевный:

. уныние бывает оттого, что не презрели мы еще тщетной славы и дорожим мнением человеческим, или хоть и не дорожим, а не отвергли еще его.

. и самые безстрастные не могут не скорбеть, если не за себя, то за других. Мир душевный имей, а терпеть — терпи, и за себя и за других. Терпение, по слову святого Григория Синаита, и в буре тишина.

Когда найдут смутные помыслы, тогда молиться: «Да воскреснет Бог», и поклон; «Богородице Дево» (три раза и за каждым разом поклон); «Достойно есть» — и поклон.

Другого средства для получения мирного устроения душевного, кроме исполнения Евангельских заповедей Божиих, изобрести невозможно. Евангельские же заповеди требуют, во-первых, смиренного терпения и перенесения всех искушений.

Грех и покаяние:

. нигде Господь не хочет неволей понуждать человека, а везде представляет благому нашему произволению, и через собственное произволение люди бывают или добры, или злы.

Неудивительно падать, но постыдно и тяжко пребывать в грехе.

„Скука унынию внука, а лени дочь. Чтобы отогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись; тогда и скука пройдет, и усердие придет. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих зол себя избавишь.“

Посты и правила:

Полезнее постоянно продолжать умеренное делание, нежели иногда излишнее совершать, иногда же и должное оставлять по причине неумеренной усталости.

Болящему и скорбящему неблаговременно и неуместно поститься.

Господь не сказал: аще хощеши внити в живот, исполни правило; но: аще хощеши внити в живот — соблюди заповеди.

„Если апостолы, будучи еще несовершенными, молились Господу, чтобы приложил им веру, то кольми паче нам, немощным и изнемогающим в вере, прилично и потребно молиться, чтобы Господь преложил неверие наше в веру, и отгнал дух сомнения и нерассудного недоумения.“

Help us translate English quotes

Discover interesting quotes and translate them.

Добро и зло:

Зло всегда забегает вперед, но не одолевает.

Судьбы мира:

Будущее един Бог весть. Человецы же елико глаголют, глаголют по соображению обстоятельств, елико слышат или видят.

Мудрость и знания:

. теперь все сами многое знают, а только мало из нас таких, которые бы произволяли делом исполнять то, что знают.

. кто не имеет мудрости, тот должен, по крайней мере, смиряться, а за смирение просветит его Господь, как должно разумно действовать в затруднительном положении.

Биография преподобного Амвросия Оптинского

Преподобный Амвросий Оптинский родился в семье пономаря Михаила Фёдоровича Гренкова 21 или 23 ноября (6 декабря) 1812 г. в селе Большая Липовица (Тамбовской губернии).

Мальчика назвали Александром. Он был 6-м ребенком в многодетной семье, рано оставшейся без отца. Воспитанием детей занималась мать, происходившая из семьи священника.

Когда Александру исполнилось 12 лет, он поступил в Тамбовское духовное училище, затем в 1830 — в Тамбовскую семинарию, где обучался до 1836 года. Среди наук, преподававшихся там было, в том числе, и 5 языков: греческий, еврейский, французский, татарский и славянский.

Во время учебы в семинарии Александр тяжело заболел и дал обет принять монашество, если выздоровеет. Но потом забыл об этом решении.

После семинарии он 3 года преподавал в Липецком духовном училище.

О своем обете Александр вспомнил, когда заболел снова.

Обратившись за советом к старцу, он получил благословение ехать в Оптину пустынь, куда и прибыл 8 октября 1839 г., а 2 апреля 1840 года стал послушником.

29 ноября 1842 Александр принял постриг с именем Амвросий в честь святителя Амвросия Медиоланского.

4 февраля 1843 он был рукоположен во иеродиакона, а 9 декабря 1845 — в сан иеромонаха. Но по слабому состоянию здоровья он почти не служил в храме, и был почислен за штат. Великую схиму он принял с тем же именем — Амвросий.

После смерти преподобного Макария, помощником к которому он был назначен ранее, Амвросий принял на себя труд старчества в 1860 году.

В 1868 году Амвросий, заболев опасно в очередной раз, получил исцеление по молитвам перед чудотворной Калужской иконой Богоматери.

В 1884 году по благословению старца Амвросия, данному им духовной дочери схимонахине Софии, в селе Шамордино (неподалеку от Оптиной пустыни) был основан женский монастырь.

10 (23) октября 1891 года Амвросий отошел ко Господу и был погребен в Оптиной пустыни.

В июне 1988 г. Поместным Собором Русской Православной Церкви преподобный Амвросий, первым из Оптинских старцев, был причислен к лику святых.

„Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение.“

Следующая цитата

Место для рекламы

ЦИТАТЫ ПРЕПОДОБНОГО АМВРОСИЯ ОПТИНСКОГО:

1. Жить проще — лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь всё устроит. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет, как случится — это и есть жить проще.
2. В жизни сей нужен сочувственный взор, ласковое слово, нужно сознание, что нас любят и нам верят, нужно то, что в мире самое редкое и самое великое сокровище — сердце внимательное.
3. Что тебе за дело, что про тебя говорят? Если слушать чужие речи, придется взвалить осла на плечи.
4. Советую тебе не верить никакому предчувствию, которое на тебя наводит тоску и безотрадное состояние души; а верить тому, как Бог устроит. Бог же устрояет для нас всегда полезное и спасительное.
5. Никогда ни с кем не спорь о вере. Не надо. Потому что никому ничего не докажешь, а сам только расстроишься. Не спорь.
6. Начало радости — быть довольным своим положением.
7. Как ни тяжел крест, который несет человек, но дерево, из которого он сделан, выросло на почве его сердца.
8. Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь иметь ее, то делай ДЕЛА ЛЮБВИ, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и ВЛОЖИТ В СЕРДЦЕ твое ЛЮБОВЬ…
9. Мы должны жить так, как колесо вертится — чуть одной точкой касаться земли, а остальным стремиться вверх.
10. Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог!
11. От ласки у людей бывают совсем иные глазки.
12. Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем — мое почтение.
13. Кто нас корит, тот нам дарит. А кто хвалит, тот у нас крадет.
14. Нужно жить нелицемерно, и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно.
15. На вопрос: «Что значит жить по сердцу?», преподобный Амвросий Оптинский ответил: «Не вмешиваться в чужие дела и видеть в других все хорошее».

„Дело спасения нашего требует на всяком месте, где бы человек ни жил, исполнения заповедей Божиих и покорности воле Божией. Этим только приобретается мир душевный, а не чем иным, как сказано в псалмах: «мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна.»“

А ты все ищешь мира внутреннего и успокоения душевного от внешних обстоятельств. Все кажется тебе, что ты не на том месте живешь, не с теми людьми водворилась, что сама не так распорядилась и что другие будто бы не так действовали. В Священном Писании сказано: «на всяком месте владычество Его», то есть Божие, и что для Бога дороже всех вещей целого мира спасение одной христианской души.

Следующая цитата

Преподобный Амвросий Оптинский своей жизнью показал удивительный пример того, как в физически немощном человеке может действовать такая Божья сила, которую мечтали бы иметь многие внешне полноценные и крепкие люди. А еще жизнь отца Амвросия – это воплощение его любимой фразы: «Где просто, там ангелов со сто». Старец словно показывал, что подлинная мудрость и жизненная правда – выражается не в вычурных словах или в каких-либо утонченных формах, а в простых вещах, которые растворены Божьей любовью. И если бы люди могли иметь хоть чуточку той любви, которая была у этого великого старца, жизнь была бы иной. Преподобный Амвросий стал живым воплощением слов Христа: «Не будете как дети – не войдете в Царство Небесное»

Чадце мое нетолковитое, мир тебе и Божие благословение и всякое утверждение в терпении и долготерпении, в нем же имамы великую потребу, да благодушно переносим вся встречающаяся и вся приключающаяся.

N воры — лакомые воры, да и не слабы, и не хворы, лазят не только через заборы, но, как мыши, пробираются и сквозь крыши. Эти воры, или другие, в двух местах хлебный амбар провертели, но ничего не успели и, должно быть с горя, пошли и запели: «Монастырского не трогай, чтобы не послали арестантскою дорогой».

Благодушно и благодарно терпящим всё обещается там покой. Да ведь какой? И сказать невозможно; только требуется для этого жить осторожно, и прежде всего жить смиренно, а не тревожно, и поступать как следует и как должно. В ошибках же каяться и смиряться, но не смущаться.

N во время поста находится в церковном затворе, а я и в пост, и не в пост постоянно нахожусь на людском соборе и сборе и чужих дел на разборе.

N! не будь как докучливая муха, которая иногда без толку около летает, а иногда и кусает и тем и другим надоедает, а будь как мудрая пчела, которая весной усердно дело свое начала и к осени окончила медовые соты, которые так хороши, как правильно изложенные ноты. Одно сладко, а другое приятно…

Ты, N, чай пей, только дело духовное разумей.

Без смиренья невозможно иметь успокоенья.

На слово не верь всякому вздору без разбору — что можно родиться из пыли и что люди прежде обезьянами были. А вот это правда, что многие люди стали обезьянам подражать и до степени обезьян себя унижать.

Возмогай о Господе и в державе крепости Его! Да возрадуется душа твоя о Господе, облече бо нас в ризу спасения и одеждою веселия одея нас; и глаголет к нам через Апостола: всегда радуйтеся, о всем благодарите, сия бо есть воля Божия.

Потерпи; может, откроется тебе откуда-либо клад, тогда можно будет подумать о жизни на другой лад; а пока вооружайся терпением и смирением, и трудолюбием, и самоукорением.

Ты говоришь, что делаешь все с понуждением; но в Евангелии понуждение не только не отвергается, но и одобряется. Значит, не должно унывать, а должно на Бога уповать, Который силен привести все к полезному концу. Мир тебе!

Воли человека и Сам Господь не понуждает, хотя многими способами и вразумляет.

Немощь, и слабость, и усталость, и изнеможение, а к ним еще и леность и нерадение — вот мои спутницы! И с ними мое всегдашнее пребывание.

Мать! Давно было сказано, чтобы не унывать, а на милость и помощь Божию уповать! Что говорят — слушай, а что подают — кушай.

Послушай, сестра! Не будь востра, не будь пестра! А будь постоянна и смирна — и будешь мирна!

Не люби слушать о недостатках других, тогда у тебя будет меньше своих.

Благожелательно приветствую о Господе N многовещанную и других сестер, которые живут, аки рыбы безгласные, хотя изредка перышки и поднимают. Но перо не палка, и воробей не галка, и сорока не ворона. Впрочем, у всех есть своя оборона. Когда найдетуныние, прочитывай этот набор слов, как немец русскому говорил: «Экой ты дров!» Хотел назвать дубиной, да не сумел.

Не раз вспомнишь простую русскую пословицу: «Бей в решето, когда в сито не пошло». Пословицу эту не мешает заметить и запомнить и тебе, мать, когда придется в деле не успевать, когда думаем сделать так, а выходит иначе. Тогда пословица эта пригодна наипаче.

Приветствую N многовещанную, и N поющую и тон задающую, и пытливую… чтобы не допускали много к своему уху. Слабые уши не могут без вреда многого переносить.

Хоть и говорят, что год на год не приходится, а все-таки всегда дела идут, как водится. Всегда один прочный совет: «Ванька, а Ванька! Смака, барин знаит-пярязнаит, а все-таки твярдит». Этот с барином Иван — пример и нам. Каждый тверди свой урок и помни, что говорит пророк: блажен, иже не иде на совет нечестивых.

Не было печали, но лукавые враги накачали, представляясь то в виде Ефремки, то в виде зубастой крокодилки.

Слышу о тебе, начальственная мать, что ты не перестаешь унывать с тех пор, как начала горевать, получивши весть о пострижении. Знай, что горе — как море: чем более человек в него входит, тем более погружается.

Мир тебе и милым гусяткам! Которые бывают иногда милы, иногда же и гнилы.

Хорошо бы, новая матушка …ина, если бы у тебя наружно была приятная и назидательная мина, при этом и душевная тишина хранима. Хотя это не легко, и претрудно, и не всегда удобно, но зато и нам и другим полезно.

* * *
Дай Бог, чтобы всякое возгорание неприятное скоро погашалось, чтобы не подавать деревенским ребятишкам повода повторять старинную песенку: «Гори, гори жарко, едет Захарка, сам на лошадке, жена на коровке, дети на телятках». По-видимому, песенка эта глупенькая, но не без причины же и повода какого-либо она сложена. А я вам написал это после духовного утешения для простого рассмешения.

Оттого и кончина была хороша, что жила хорошо. Как поживешь, так и умрешь.

Отчего люди грешат? Или оттого, что не знают, что должно делать и чего избегать, или если знают, то забывают, если же не забывают, то ленятся и унывают.

Иди, куда поведут; смотри, что покажут, и всё говори: да будет воля Твоя. Вот смерть-то не за горами, а за плечами, а нам хоть кол на голове теши.

Читайте также: