Луначарский цитаты об образовании

Обновлено: 22.12.2024

Статья впервые опубликована в журнале «Народное просвещение», 1924, № 3 (12), с. 3–4. Вошла в сборник статей А. В. Луначарского «Третий фронт». М., 1925, с. 46–48. Печатается по тексту сборника.

Работа по подготовке новых педагогов, переподготовке тех, которые сейчас заняты в школах, стала теперь окончательно в центре внимания. Высокие ожидания, которые питал В. И. Ленин по отношению к русскому учителю, должны выполняться. Недавний циркуляр ЦК РКП предписывает партийным организациям всячески содействовать повышению интеллектуального и морального уровня учительства, а также его материального положения. 1

Как ни бедна наша школа, все же мы решительно повсюду перешли к методической работе, к улучшению ее по существу. Мои поездки по России в самые различные места (Урал, Пенза, Нижний Новгород) в последнее время показали мне, что новые программы ГУСа 2 повсюду прививаются с большей быстротой и успешностью, чем мы в Наркомпросе этого ждали. Ничто не заставляет предполагать, чтобы процесс хозяйственного выздоровления России сорвался, и мы твердо рассчитываем на то, что с года на год материальное положение школы будет улучшаться. При этих условиях становится ясно, что основным моментом, определяющим весь дальнейший успех, является именно соответственное вооружение учительства.

Какова же наша главнейшая цель в этом отношении? Прежде всего нужно, чтобы учитель был действительно проникнут точным сознанием характера и важности той роли, которую он призван играть в истории культуры первой социалистической в мире республики. Мы не требуем, конечно, чтобы каждый учитель был партийным коммунистом, но познакомиться как можно лучше с основными идеями нашей партии, с идеями великого Ленина, с ходом и с целями нашей революции каждому учителю абсолютно необходимо. Надо прямо сказать: человек, не сочувствующий этим грандиозным, истинно человечным целям, будет всегда плохим учителем. Симпатии к русской революции, готовность служить ей на всех ее путях есть необходимое условие вообще всего нашего строительства, а тем более воспитания будущих поколений.

Второе условие, не менее важное, есть усвоение учительством идей трудовой школы. Конечно, трудовая школа, как она мыслилась Марксом, не всюду в России возможна и не сразу. Есть целый ряд типов, служащих переходом к ней, есть целый ряд путей, являющихся этапными дорогами к нашей цели. Но надо, чтобы учитель твердо усвоил себе идею связи школы с общественной жизнью, опору всех приобретаемых знаний на труд, и при этом в возможно большей мере на труд социально полезный. Одним из самых первых путей к новой школе является систематическое умелое проведение программ ГУСа. Поэтому изучение их и всего материала, сюда относящегося, является прямой обязанностью учителя, желающего сознательно служить своей родине.

Необходимо также, чтобы учитель приобрел навык воспитателя, умеющего придать возможно больше свободы школьной жизни детей, вызвать их самостоятельность, содействовать всячески развитию детского движения и вместе с тем не позволять вырождаться этой свободе в анархию, а придавать ей организованно–коллективистический характер. Это очень важная задача, и здесь нам придется работать вместе с учителями, так как вполне выработанных и ясно выраженных основ коммунистического воспитания у нас еще нет. Будущий школьный работник — учитель, особенно в деревне, где его окружает горестная темнота крестьянских масс, должен быть вместе с тем и светочем, способствующим культурному подъему всей окружающей его среды. Не только желательно, но прямо необходимо для него широкое участие во внешкольной просветительной работе. Еще во время Великой французской революции Кондорсе, 3 революционер отнюдь не крайний, далекий от наших коммунистических идей, указывал на то, что именно школа, и только школа, может быть настоящей базой широко гуманного и прогрессивного просвещения застрявших в сумерках средневековья крестьян. Бросается в глаза, насколько это верно в наших условиях. В этой короткой статье я не могу остановиться ни на подробностях этих задач, ни на других более важных задачах учительства, готовящегося к работе или переподготовляющегося к ней. Всякому ясно, что эти задачи требуют упорного труда, но мы знаем, что учителя способны на такой труд. Лучшая часть учительства, его коренная часть, его основная масса уже с нами, и она сумеет доказать, какие необъятные возможности таятся в недрах нашего народа, призванного волей и энергией пролетариата ко второму рождению, начавшему теперь великий процесс строительства своей жизни на светлых братских началах.

Подъем народного образования, начавшийся с весны 1923 г. (см. комментарий к статье «Философия школы и революция»), выдвинул в число первоочередных задач переподготовку учительства и расширение системы педагогического образования. «Политическая и педагогическая переподготовка педагогического персонала», отмечал журнал «Народное просвещение» в 1924 г., стала «государственной задачей, остроту этой задачи осознали вполне не только непосредственные работники просвещения, но и широкая общественность… Для всех давнишняя истина стала определенной реальностью, что для строительства трудовой школы, для осуществления социального воспитания необходим подготовленный педагогически, политически советский учитель, воспитатель» («Народное просвещение», 1924, № 3 (12), с. 5).

IV Всероссийский съезд работников просвещения (декабрь 1922 г.) и II съезд заведующих губернскими отделами социального воспитания — губсоцвосами (март 1923 г.) наметили обширный план политической и педагогической переподготовки учителей. Осуществление этого плана началось широким фронтом после постановления ЦК РКП (б) «О работе среди сельского учительства» (4 марта 1924 г.) и состоявшейся вскоре I Всероссийской конференции по переподготовке работников социального воспитания (20–25 марта 1924 г.). Важнейшими вопросами конференции, как отмечал журнал «Народное просвещение», были: «каким должен быть народный советский учитель», каков «уровень квалификации работников соц. воспитания и их запросы» и «вопрос формы методов переподготовки» учителей (там же, с. 8).

Ответом на первый из этих вопросов и была статья Луначарского «Какой педагог нам нужен». Она открывала мартовский номер журнала «Народное просвещение», который вышел незадолго до конференции и был посвящен проблемам переподготовки учителей и педагогическому образованию.

Вопрос, каким должен быть советский учитель, отмечал журнал, «приводит нас к самой серьезной и ответственной задаче съезда: к раскрытию того объема знаний, навыков, которые необходимы учителю, педагогу в его повседневной жизни и работе». Луначарский в публикуемой статье выдвинул четыре условия успешности этой работы: политическое образование учительства; «усвоение учительством идей трудовой школы»; приобретение «навыка воспитателя», «умеющего придать возможно больше свободы школьной жизни детей, вызвать их самодеятельность»; «широкое участие» учительства «во внешкольной просветительной работе». «Всякому ясно, — отмечал в статье Луначарский, — что эти задачи требуют упорного труда, но мы знаем, что учителя способны на такой труд».

Луначарский высоко ценил «святое дело» учителя, называл учительство «солью земли», «тем передовым отрядом нового мира, который непосредственно ведет борьбу за нового человека». Роли учителя, его задачам, его материальному и общественному положению, подготовке учителей посвящено немало ярких страниц настоящей книги — см. «Доклад на III сессий ВЦИК 7–го созыва» (стр. 71, 83–85), «Какая школа нужна пролетарскому государству» (стр. 109–111), «Философия школы и революция» (стр. 133–137), «Задачи просвещения в системе советского строительства» (стр. 159, 170–173, 177–181), «Социологические предпосылки советской педагогики» (стр. 190–191), «Народное образование в СССР в связи с реконструкцией народного хозяйства» (стр. 211, 218–224), «Воспитание нового человека» (стр. 283), «Учитель, учись!» и др.

Часть 1: цитат об образовании

Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.
Аристипп

Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться.
Леонардо да Винчи

Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни.
Сенека

Образование – то, что остается после того, когда забывается все, чему учили.
А. Эйнштейн

Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.
Диккенс Ч.

Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей.
Вудро Вильсон

Только самые мудрые и самые глупые не поддаются обучению.
Конфуций

Научиться можно только тому, что любишь.
Гёте И.

Я никогда не позволял, чтобы мои школьные занятия мешали моему образованию.
Марк Твен

Не стыдись учиться в зрелом возрасте: лучше научиться поздно, чем никогда.
Эзоп

Следующая цитата

Анато́лий Васи́льевич Лунача́рский — русский революционер, советский государственный деятель, писатель, переводчик, публицист, критик, искусствовед.

С октября 1917 года по сентябрь 1929 года — первый нарком просвещения РСФСР, активный участник революции 1905—1907 годов и Октябрьской революции. Академик АН СССР . Wikipedia

Часть 3: цитат об образовании

Люди в тысячу раз больше хлопочут о приобретении богатства, чем об образовании ума и души, хотя то, что есть в человеке, для нашего счастья несомненно важнее того, что есть у человека.
А. Шопенгауэр

Образование не может быть собственно целью.
Ханс Георг Гадамер

И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно.
Л.Н. Толстой

Сколько б ты ни жил, всю жизнь следует учиться.
Сенека

Надо много учиться, чтобы знать хоть немного.
Монтескье

Ученик никогда не превзойдет учителя, если видит в нем образец, а не соперника.
Белинский В. Г.

В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Ныне учатся для того, чтобы удивить других.
Конфуций

Человек, который ничего не читает, образованнее того, кто не читает ничего, кроме газет.
Т. Джефферсон

Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует.
Альбер Камю

Часть 2: цитат об образовании

Учитель должен обращаться не столько к памяти учащихся, сколько к их разуму, добиваться понимания, а не одного запоминания.
Федор Иванович Янкович де Мариево

Ребенок, получивший образование только в учебном заведении, — необразованный ребенок.
Джордж Сантаяна

Чтобы воспитывать другого, мы должны воспитать прежде всего себя.
Николай Васильевич Гоголь

Учитель не тот, кто учит, а тот, у кого учатся.
Анатолий Михайлович Кашпировский

Знания, за которые платят, запоминаются лучше.
Рабби Нахман

Педагог — это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней.
Анатолий Васильевич Луначарский

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.
В. Ключевский

Признак хорошего образования — говорить о самых высоких предметах самыми простыми словами.
Ралф Уолдо Эмерсон

Некоторые идут в университет, чтобы научиться думать, но большинство — чтобы научиться тому, что думают профессора.

Настоящий учитель — не тот, кто тебя постоянно воспитывает, а тот, кто помогает тебе стать самим собой
Михаил Аркадьевич Светлов

Следующая цитата

Представляем вашему вниманию подборку самых лучших афоризмов и цитат об образовании. Здесь есть как современные цитаты, так и классические. Каждый найдет для себя интересные афоризмы, которые направят на правильные размышления и действия.

Часть 4: цитат об образовании

Учение в счастии человека украшает, в несчастии же служит прибежищем.
Суворов А. В.

Книжная ученость — украшение, а не фундамент.
Мишель Монтень

Образование придает человеку достоинство, да и раб начинает сознавать, что он не рожден для рабства.
Дидро Д.

Ученье без размышления бесполезно, но и размышление без ученья опасно.
Конфуций

Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя.
Петроний

Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три.
Конфуций

Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, — все, что может сделать учитель, это указать дорожки.
Олдингтон Р.

Тот, кто склонен противоречить и много болтать, не способен изучить то, что нужно.
Демокрит

Предметы, которым обучают детей, должны соответствовать их возрасту, иначе является опасность, что в них разовьется умничанье, модничанье, тщеславие.
Кант И.

Образование — лицо разума.
Кей-Кавус

Ученик, который учится без желания, — это птица без крыльев.
Саади

Не нужно доказывать, что образование — самое великое благо для человека. Без образования люди грубы, и бедны, и несчастны.
Чернышевский Н. Г.

Если вы знаете какие-нибудь интересные афоризмы и цитаты об образовании, то пишите в комментариях.

Следующая цитата

Статья впервые опубликована в «Учительской газете», 1924, № 1, 3 октября. Вошла в сборник статей А. В. Луначарского «Третий фронт». М., 1925, с. 49–52. Печатается по тексту сборника.

«Врачу, исцелися сам». Это библейское выражение часто употребляется как пословица, а между тем в нем содержится довольно дешевая ирония, и всякий прекрасно понимает, что больной врач может быть очень хорошим врачом. Я не встречал еще человека, который относился бы с недоверием к врачу, страдающему пороком сердца или туберкулезом.

Но чрезвычайно серьезное значение приобретает это выражение, когда его переносишь на учителя: «Учитель, научись сам». Тут уже действительно несомненно, что невежественный учитель учить не может. Тут уже несомненно, что всякий родитель поостережется дать свое дитя на выучку невежественному учителю.

Могут сказать: есть ведь разного уровня учебные заведения, учебное дело; всякий может чему нибудь учить. Разве мы сейчас не бросаем лозунг: «Всякий грамотный, научи неграмотного!» Это верно: если ты что нибудь знаешь, тебе в нашей малокультурной стране нетрудно найти человека, который этого не знает и с которым ты сможешь поделиться своим знанием. Но ведь это не значит быть учителем. Учитель — это профессиональный педагог, это воспитатель будущего поколения. А между тем учитель у нас — не по своей вине, конечно, — стоит большей частью на недостаточной ступени образования для нормального выполнения своих обязанностей.

Чему же должен учиться учитель?

Как ни важно, чтобы учитель прежде всего знал предмет своего преподавания (т. е. для элементарной- школы — начатки всех знаний, необходимых ему для комплексного преподавания, 1 а на высших ступенях — ту группу знаний, специалистом которой он в данной Школе является), как ни важно, говорю я, это, но есть вещи еще более важные. Ибо в конце концов научиться всякому предмету в пределах, необходимых для ребенка, не так уже трудно. Это дело, можно сказать, механическое. Но учитель не только должен хорошо знать то, что он преподает, но должен еще прекрасно знать, как это преподавать. От метода преподавания зависит, будет ли оно возбуждать в ребенке скуку, будет ли преподавание скользить по поверхности детского мозга, не оставляя на нем почти никакого следа, или, наоборот, это преподавание будет восприниматься радостно, как часть детской игры, как часть детской жизни, сольется с психикой ребенка, станет его плотью и кровью. От метода преподавания зависит, будет ли класс смотреть на занятия, как на каторгу, и противопоставлять им свою детскую живость в виде шалостей и каверз, или класс этот будет спаян единством интересной работы и проникнут благодарной дружбой к своему руководителю.

Нечувствительно методы преподавания переходят в методы воспитания. Одно и другое связано теснейшим образом. А воспитание еще более, чем преподавание, должно базироваться на знании психологии ребенка, на живом усвоении новейших методов. Вот почему педагогическое самовоспитание учителя является его долгом необычайной важности. Но этого мало. Учитель–воспитатель в нашу эпоху есть еще и лицо, вносящее прежде всего в душу нового поколения — а при этом и вообще в нашу довольно таки темную массу — начало социально–политического просвещения. Должен как можно скорее быть отброшен тот взгляд на вещи, что политика есть, во–первых, дело, чуждое школе, а во–вторых, только одна из сторон многогранной жизни, а стало быть, и воспитания.

Ничего подобного. Политика должна пронзить собою все преподавание, и она есть для нашего времени начало всех начал.

В самом деле, что такое политика нашего времени? Разве это воля царей–людоедов? Разве это взаимные плутни и козни продувных дипломатов? Разве это кровопролитные войны из за всякого рода аннексий и контрибуций? Разве это избирательные интриги, парламентско–политические бои? Разве это делание карьеры разных политиканов? Ведь именно к этим перечисленным мною формам, можно сказать, целиком сводилась и сводится политика буржуазных обществ.

Но для нас политика — это начавшаяся окончательная борьба против капитала. Это процесс самопросвещения и самоосвобождения основных масс человечества, и все в этой нашей политике приобретает самое яркое и самое священное значение.

Надо уметь дать ребенку представление об эпохе, в которой он живет, внушить ему страстную любовь к рассвету коммунизма, к его социалистической Родине. Внушить ему великодушную ненависть к угнетателям человечества. Сделать все это так, чтобы налицо было не голое непроверенное чувство, а вместе с ребенком зреющее гражданское коммунистическое самосознание. Вот самая благородная и самая важная цель воспитания.

А ведь учитель, в особенности в деревне, является одним из редких, редких там носителей живой мысли. Он не может замкнуться в одну свою школу, он будет втянут в работу избы–читальни и в общественную советскую жизнь, и во внутренние распри бедняцких и середняцких масс против кулаков, и в свободолюбивый порыв молодежи, опрокидывающей узкие рамки семейного уклада, затхлую церковщину, и тем самым будет, конечно, втянут в борьбу деревенской свободной мысли вообще против попа и его отравы. Я, конечно, далеко не все перечислил из тех волнующих протестов, конфликтов и фактов, которые будут требовать живого участия учителя. Поэтому политическое самообразование учителя является ни на одну йоту не менее важным, чем усвоение предмета преподавания или методов обучения и воспитания.

Навстречу учителю идут наши кампании по переподготовке. 2 Для выработки нового учителя делаются усилия в наших педвузах и педтехникумах. Сеется доброе семя педагогическими книгами и журналами и той газетой, первый номер которой сейчас выходит и которой я желаю всяческого успеха на ее пути.

И мы знаем, что значительная часть учительства восторженно откликается на такую помощь, и если жалуется на что, то только на технические трудности, не дающие развернуть во весь рост всю свою жажду учиться. Мы знаем, что образуются учительские кружки, что учителя сходятся иногда за много верст, чтобы совместно обсудить жгучие вопросы своего самообразования. Надо, чтобы эта самодеятельность, чтобы эта жажда подняться на уровень, которого требует история, охватила все учительство без изъятия, чтобы сильный помог слабому. И на нас, людях из центра, работниках Наркомпроса, Цекпроса, так же как и на работниках губернских и уездных по советским и профессиональным линиям, лежит прямой долг сделать все от нас зависящее, чтобы наш призыв «Учитель, учись!» не был эфемерным советом, возлагающим на учителя бремя неудобоносимое при нашем равнодушном присутствии, а являлся бы вместе с тем призывом к нам самим напрячь все свои силы, дать учителю все, что мы можем, и учиться самим, ибо мы тоже многого и многого не знаем. И всякий из нас, кто предполагает, что может руководить другими, Должен постоянно и напряженно учиться.

Товарищи учителя, давайте учиться!

Первый номер «Учительской газеты» вышел 3 октября 1924 г. На первой его полосе была напечатана статья «Учитель, учись!», в которой Луначарский Приветствовал рождение новой газеты. (С 1930 по 1936 г. газета называлась «За коммунистическое просвещение», позднее — вновь «Учительская газета»).

В статье Луначарский раскрывал перед учительством «самую благородную и самую важную цель воспитания» — формирование в ребенке «гражданского коммунистического самосознания». Важнейшими условиями достижения этой цели Луначарский считал: всестороннюю подготовку учительства, его «педагогическое самовоспитание», «живое усвоение» новейших педагогических методов и, основное, «политическое самообразование учителя», которое, по его словам, «является ни на одну йоту не менее важным, чем усвоение предмета преподавания или методов обучения и воспитания». «Должен как можно скорее быть отброшен, — подчеркивал Луначарский, — тот взгляд на вещи, что политика есть, во–первых, дело, чуждое школе, а, во–вторых, только одна из сторон многогранной жизни, а стало быть и воспитания». Она «должна пронзить собою все преподавание», должна стать стержнем коммунистического воспитания молодежи.

Большой теоретический интерес представляют в статье тонкие замечания Луначарского о взаимоотношении методов обучения и воспитания, о «нечувствительном» переходе методов обучения в методы воспитания.

Интересен для современного читателя и взгляд Луначарского на методы обучения как на своеобразное универсальное средство, способное не только резко повысить (или понизить) эффективность и результативность учебной работы, но — главное — во многом заменить (или свести на нет) традиционные дисциплинарные воздействия, как на средство, способное оздоровить (или извратить) общую атмосферу школьной жизни.

Читайте также: