Лиля брик цитаты о мужчинах
Обновлено: 21.11.2024
Войти
Нет аккаунта? ЗарегистрироватьсяАвторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Нет аккаунта? ЗарегистрироватьсяУроки от Лили Брик
О ней написано безумное количество книг. Она поражала воображение многих. Сколько сплетен и легенд ходило вокруг этого имени. Все конечно знают её как жену В.В.Маяковского. Хотя официально они не были расписаны. Она всегда притягивала к себе внимание. До сих пор ведутся горячие споры, вскрываются архивы, люди хотят знать о ней больше. Когда читаешь о Лиле Брик, можно часто встретить такую фразу: «Нaдо внушить мужчине, что он зaмечaтельный или дaже гениaльный, но что другие этого не понимaют, - говорилa онa. - И рaзрешaть ему то, что не рaзрешaют ему домa. Нaпример, курить или ездить, кудa вздумaется. Ну a остaльное сделaют хорошaя обувь и шелковое белье". Возможно это крылатое выражение находит отражение в её биографии, но давайте всё-таки разберёмся.
Все хотят обладать её талантом притягивать к себе мужчин, все хотят знать в чём же её секрет такого колдовского очарования. Попробуем и мы с вами окунуться в эпоху великих свершений и переворотов. Не хотелось бы копировать неведомое количество книг о её биографии. Нам с вами вовсе не интересны даты, подробности, явки, пароли. Думаю, заглянем глубже. В самые тайники её души. Задача поставлена предельная простая – в чём секрет обаяния этой совсем некрасивой на первый взгляд женщины.
Итак, начнём с самого начала. Уже с детства её окружало немыслимое количество мужчин и все как один хотели завоевать её расположения, в её послужном списке есть даже родной дядя.
Урок №1 «Будь сильной и уверенной в себе»
Она была дико уверена в себе. Откуда она могла знать, что она хороша, если это было не так. Она умела внушить себе и окружающим, что она неотразима.
Многие её биографы отмечают её ухоженность и элегантность, об этом поговорим позже, но мало кто затрагивает такую область её личность как стальная воля. Она была очень сильная и самостоятельная. Она была очень смелая, многие её современники отмечают её дерзость, наглость и даже требовательность. Безаппеляционным тоном она приказывала Маяковскому привозить ей шубки, духи и даже самую редкую вещь в Москве тех лет – «автомобильчик»! Она всегда очень точно знала, чего хотела от жизни, себя и окружающих. Нельзя не заметить цельность её натуры, заглядывая в письма к её любимому Волосику( так она называла Маяковского). Список покупок всегда был выверен, напротив каждого стояли обозначения: две звёздочки очень важная вещь, одна менее важная. К такому пустяковому делу, как список покупок она подходила максимально сосредоточено и взвешанно. Лиля прекрасно знала, что ей нужно для счастья.
Всегда доводить начатое до конца –это её кредо. Решила овладеть автомобилем и освоила совсем не женское дело. Понравился интересный мужчина, она добивалась его, чего бы ей это ни стоило.
«Агрессивная женственность, властная тигриная хватка – то, что моё, то моё, а что ваше, то ещё подлежит переделу» - так говорили о ней.
Когда её описывали современники, всегда отмечали её глаза. Каких только прекрасных эпитетов ей не посвящали. Но вот женщины на неё смотрели несколько по-иному. Говорили, что её глаза – холодные, жёстокие
Она всегда и во всём стремилась к независимости. Трудно было представить чтобы она волочилась за кем-то или страдала по кому-то. Она никогда ни за кем не бегала, всё было как раз наоборот. Вот как высказывался о ней один из самых ярких её поклонников Н.Н. Пунин ( который, кстати сказать был любовником Ахматовой в этот же период): «Много говорилa о своих днях после моего отъездa. Когдa тaк любит девочкa, еще не зaбывшaя геогрaфию, или когдa тaк любит женщинa, беспомощнaя и прижaвшaяся к жизни, - тяжело и стрaшно, но когдa Л.Б., которaя много знaет о любви, крепкaя и вымереннaя, бaловaннaя, гордaя и выдержaннaя, тaк любит - хорошо. Но к соглaшению мы не пришли.»
Урок №2 «Будь наглой и хвастуньей»
Какой смелостью и даже наглостью нужно обладать чтобы так просто заявлять в своих воспоминаниях: «Володя посвящал мне каждую свою строчку, Я и жизнь для Володи были синонимами». И так далее, она прекрасно понимала весомость Маяковского в высшем обществе и не забывала продемонстрировать при каждом удобном случае, как сильно он к ней привязан и какой билет она себе отхватила.
В воспоминaниях художникa Нюрнбергa есть примечaтельные строки: «Это былa женщинa сaмоувереннaя и эгоцентричнaя. Мaяковский, что меня удивляло, охотно ей подчинялся, особенно ее воле, ее вкусу и мере вещей. Это былa женщинa с очень крепкой оргaнизовaнной волей. И вся этa воля приносилa, мне кaжется, пользу творческой жизни поэтa. Конечно, онa не былa Белинским, но онa делaлa зaмечaния чaсто по существу. Я был свидетелем, когдa онa делaлa ему зaмечaния и он соглaшaлся».
Одна из её фраз говорит сама за себя: «Конечно, Володе хорошо было бы жениться нa нaшей домрaботнице Аннушке, подобно тому, кaк вся Россия хотелa, чтобы Пушкин женился нa Арине Родионовне. Тогдa меня, думaю, остaвили бы в покое». Она любила поступать неперекор всем устоям и обычаям. Она была яркой индивидуальностью не похожей на других.
Вероника Полонская, последняя любовь Маяковского так же отмечала в своих воспоминаниях, что ЛЮ ( так называли Лилю домашние) относилась к нему дружественно , но требовательно и деспотично. Часто упрекала его в невнимательности и придиралась к мелочам.
Урок №3 « Будь сексуальной»
Она считала соблазнением мужчин делом своей жизни. Это держало её в тонусе. С самой ранней юности они с младшей сестрой вели интимный дневник, который к сожалению дошёл до наших дней с большими урывками и потерями. Там, она с маниакальной скрупулезностью отчитывалась о всех своих поклонниках и воздыхателей, коих у неё было не перечесть. Флиртовать, заигрывать и допускать до своего тела, было для неё делом привычным. Она брала от жизни всё и не стеснялась в выборе своих половых партнёров. Ей нужен был запах побед. Она собирала разбитые сердца как трофеи, для подтверждения собственной привлекательности она не гнушалась даже разбивать семьи. Надо заметить, что все её мужчины были люди высокообразованны, богаты и влиятельны. Лиля не водилась с обычными рабочими или матросами. На её счету все сливки общества того времени, причём как в литературно-культурной среде, так и в политической.
Она любила нравиться, она хотела нравиться, она шла к этому через все преграды. Она обожала кружить головы и завораживать. Она не стеснялась, пускала в ход все средства, доступные ей. Дожив до самых преклонных лет она продолжала флиртовать, красить ногти и волосы, наряжаться в дорогие наряды и выходить в свет, где она была несомненно звездой и центром внимания.
У Лили Брик некогда не было никаких комплексов неполноценности, да и вообще никаких комплексов. Не смотря на довольно пуританское воспитание и осуждение всего окружения, она продолжала творить то, что ей было угодно. Постоянно порицаемая своей матерью, она продолжала жить одновременно с двумя мужчинами на протяжении долгих лет, параллельно заводя маленькие интрижки на сторонне ( подумаешь, скромный адъюльтерчик, ну что тут такого – любила она говорить). Про неё писали, что она много знает о человеческой любви и любви чувственной.
Всегда и во всём она стремилась только к лучшему, к вершинам и победам.
Поражает как мудро она относилась к изменам, не испытывала злости и ревности. Считала их обычным, «дежурным» событием. Это лишний раз подчёркивает, насколько она была уверена в себе. Знала обо всех похождениях Маяковского, а в некоторых ситуациях даже сама знакомила его с новыми пассиями. На всё был её тонкий расчёт.
Многие отмечали её сексуальные аппетиты, казалось, она была ненасытна всегда.
Одна из её цитат: « Если бы я вышла за Маяковского замуж, нарожала бы детей, поэт бы на этом закончился». Она умело лепила их отношения, то приковывая его, то заставляя его ревновать, она знала, как заставить биться мужское сердце.
Урок №4 «Будь умной или хотя бы создай впечатление»
Не обременённая ни бытом не детьми, она даже не имела никакого бы то ни было законченного образования или профессии. Но при этом она всегда считалась очень образованной и сведущей во всех культурных событиях того времени. Она не стремилась к семье, она стремилась к свободе.
Обладала прекрасной интуицией и великолепно разбиралась в людях. Умела влиять на уманастроения окружающих. Всегда безошибочно вычисляла таланты и старалась помогать им. Не любила бездельников и пустоцветов. В своих отношениях с Маяковским она руководствовалась умом и только умом. Как ещё объяснить одно из её суждений: « Я любилa Володю "до последней точки", но я ему не дaвaлaсь. Я все время увиливaлa от него. А если бы я вышлa зa него зaмуж, нaрожaлa бы детей, то ему стaло бы неинтересно и он перестaл бы писaть стихи. А это в нем было глaвное. Я ведь все это знaлa!». Разве могла глупая и недалёкая женщина заходить так далеко в своих рассуждениях о любви и отношениях. А она в этом знала толк, как никто другой. Она была в этом настоящий эксперт.
Урок №5 « Будь настоящей музой»
Никто как она не умели внушать мужчинам их гениальность, об этом говорят поэты которые приходили к ней, когда она была уже в преклонном возрасте. Чего стоит одна её предсмертная записка, в которой она обращалась к своему мужу: «Васик, я боготворю тебя». Даже в самые последние минуты своей жизни она не забыла о мужчине, который рядом. Когда Маяковский читал свои пьесы со сцен театров, у Лили в глазах стояли слёзы. За них и только он отдал бы все свои увлечения, все порывы и страсти. Она действительно могла заставить кого угодно поверить в свои силы. Говорили, что если Лиля почувствует в тебе хоть крохотную, никому не заметную искру Божью, то сразу возьмётся её раздувать и непременно убедит тебя в том, что ты ещё даровитей чем на самом деле. Согласитесь, быть музой занятие не для всех.
Урок №6 «Будь хозяйственной»
Ценила красоту и вкус во всём. Очень внимательно относилась к дому, уюту и порядку. Слыла очень хозяйственной( скорее умело верховодила домработницами) и была отъявленной чистюлей. ЛЮ всегда любила новые вещи, налаженный быт, для неё это было принципиально важно. Её стараниями Маяковский и Брик всегда были ухожены. Она терпеть не могла рaзгильдяйство, богемность, небритых и рaсхристaнных мужчин. Авторитет ее был непререкaем, все домaшние ее слушaлись и ходили по струнке.
Примером служит одна из записок ЛЮ Маяковскому:
«Как ты причёсан? Спасибо за духи и карандашики. Если будешь слать ещё, то Parfum Inconnu. Целую твою наодеколоненную макушку».
Такие мелочи выдают в ней натуру строгую и привычную к красоте и эстетике.
«У меня есть новые, очень красивые вещи. Свою комнату оклеила обоями – чёрными с золотом, на двери красная штофная портьера. Звучит всё это роскошно, да и в действительности выглядит очень красиво. Настроение отвратительное. Для веселья купила красные чулочки, и надеваю их, когда никто не видит – очень весело!»
«Ты мог бы мне сейчас нравиться, могла бы любить тебя, если бы был со мной и для меня. Если бы независимо от того, где были и что делали днём, мы могли бы вечером или ночью вместе рядом полежать в чистой удобной постели; в комнате с чистым воздухом; после тёплой ванны!»
Даже в своих любовных письмах она не забывала о том, какое значение придаёт быту и уюту, чистоте и красоте.
«Отдохнула нервами. Приеду добрая». Как мы видим наша героиня не
Даже в тяжёлые времена, несмотря нa полуразрушенный быт и полуголодное существование, ЛЮ стaрaлaсь, чтобы дом был чистый и уютный; люди к ней тянулись. Онa всю жизнь любилa крaсивую посуду и хорошо сервированный стол, и это прaвило из остaтков былой крaсоты соблюдaлось дaже тогдa, когдa нa обед бывaл суп из крaпивы и нa второе пшеннaя кaшa, которую онa любилa.
Помимо всего прочего она умела создавать нужную атмосферу, окутывая всё вокруг творческой аурой. Она нарочно создавала литературную среду, окружала себя блестящими молодыми талантами, которые тянулись к её свету, чтобы зарядиться. Она умела радоваться чужому успеху. Она много тратила времени на создание некоего антуража, окунувшись в который каждый мог почувствовать себя причастным к чему-то очень высококультурному и богемному. Творила пространство, в котором рождались и открывались новые звёзды.
Урок №7 « Будь меценатом»
Она любила заботиться о других. Бесконечные посылки, письма, просьбы за кого-то. Имея определённые силы и знакомства, она всегда спешила на помощь. Она была человеком, который умел дружить и отдавать. Забота о других предавала её жизни особый смысл.
ЛЮ былa инициатором помощи родителям всех своих родных. При жизни Мaяковского, кaждое первое число нaпоминaлa ему, что нaдо дaть деньги Алексaндре Алексеевне, его мaме. Регулярно (не прерывaясь и в войну) посылaлa деньги своей мaме, мaтери Брикa и Екaтерине Вaсильевне, мaтери Вaсилия Абгaровичa(последний муж). Дaже в очень трудные временa онa кaк-то выкручивaлaсь, и родители получaли мaтериaльную помощь. Вот такой противоречивый человек – Лилия Юрьевна. Как тут назвать её бесцеремонной и наглой аферисткой или ведьмой, как её называл Михаил Пришвин.
Она умела и знала как себя подать и учила этому Маяковского. Сейчас бы её назвали имиджмейкер или PR-щица, она раздавала ему указания с кем говорить, как и о чём. Куда ездить отдыхать, что носить и как поступать. Она отслеживала все его жесты в литературном пространстве и направляла его. Как мы видим удачно. Маяковский был горячо любим народом и хорошо на этом зарабатывал. Андрей Вознесенский назовёт ей «дрессировщица с хлыстом». У неё это действительно хорошо получалось.
Урок №8 «Будь всегда элегантной»
О её пристрастии к одежде стоит написать отдельную главу. С какой тщательностью она подбирала себе наряды и приводила себя в порядок. У неё если так можно выразиться был пунктик на эту тему. Причём не только относительно себя она и Маяковского всё время заставляла носить свежие белые рубашки и вставить зубы. Она очень любила красивых мужчин, которые выглядели как франты. Но сама считалась одной из самых элегантных женщин своей эпохи, после Айсидоры Дункан конечно.
Почти в каждом письме к своей сестре в Париж она отправляла примерно такие строки: « Чулки дорогие, иначе порвуться, духи Rue de la Paix, пудра, бусы зелёные и платье пёстрое, красивое и ещё одно можно с открытым верхом для встречи Нового года». Даже в старости, когда болели коленки и пальцы на руках и ногах, она неустанно отчитывается перед сестрой о новых шубках, помадах и прочих женских уловках. Какой бы не была боль, никто не должен почувствовать, что Лиля не в форме.
Урок №9 «Будь оптимисткой»
Она пережила много потрясений, гонений, войну, революцию, три смерти своих мужчин, но при этом всегда выходила сухой из воды, непотопляемая, её невозможно было сломить. Всегда была сияющей, блистательной и очаровательной. Возможно, одним из самых главных ключей всех её побед, это позитивный настрой, очень популярное нынче словечко. Но она действительно умела восстановиться после любых жизненных неурядиц!
Гадаем на строках из романа "Евгений Онегин": что вас ждет в 2020 году?
Каким будет лето-2020 и что ждет вас в ближайшем будущем: найди ответы в строчках романа Александра Пушкина "Евгений Онегин"
Следующая цитата
«Страдать Володе полезно,
он помучается и напишет хорошие стихи…»
Лиля Брик о Владимире Маяковском.
По признанию современников Лиля Брик не обладала хорошей фигурой (чтобы скрыть худые ноги, она была первой женщиной в Москве, надевшей брюки), не являлась красавицей в портретном смысле слова, но, как свидетельствует последний муж:
«… знала секреты обольщения, умела заинтересовать разговором, восхитительно одевалась, была умна, знаменита и независима. Если ей нравился мужчина и она хотела завести с ним роман - особого труда для неё это не представляло. Она была максималистка, и в достижении цели ничто не могло остановить её. И не останавливало. Что же касалось моральных сентенций.
«Надо внушить мужчине, что он замечательный или даже гениальный, но что другие этого не понимают, - говорила она. - И разрешать ему то, что не разрешают ему дома. Например, курить или ездить, куда вздумается. Ну а остальное сделают хорошая обувь и шёлковое десу».
Семейное положение «объекта» или его отношения с другими женщинами не служили для неё преградой - она всегда добивалась успеха. Лишь раз произошла осечка - это был Всеволод Пудовкин. Он не желал перейти границ дружеских отношений, что сильно задело Лилю Юрьевну. Маяковский был в отъезде. Когда же она рассказала ему об этом, «он как-то дёрнулся и вышел из комнаты», - писала ЛЮ.
Нетрудно представить, какое страдание причинило ему это откровение. Нетрудно представить, о чем он подумал, выйдя из комнаты: «Вот пред тобой моё сердце, полное любви, открытое тебе. Вот пред тобой я, готовый для тебя на всё. Зачем же ты. »
Не поймать меня на дряни,
На прохожей паре чувств,
Я ж навек любовью ранен,
Еле-еле волочусь.
Но ЛЮ - в отличие от него - ловилась «на прохожей паре чувств», хотя обставляла романы респектабельно, красиво рисовала их в глазах окружающих, утверждая, что так и должно быть - и только так! Она никогда не делала из своих связей тайны.
«Знал ли Маяковский о ваших романах?
- Знал.
- Как он реагировал?
- Молчал», - слышен её ответ на магнитофонной ленте». […]
Круг её интересов всегда был широк, но больше всего она любила поэзию, отлично её знала и разбиралась в ней как никто. Недаром Маяковский все свои вещи первым делом читал ей и всегда прислушивался к её замечаниям, если таковые появлялись. Она была для него абсолютным авторитетом, недаром одну из своих книг он надписал: «Лилиньке, автору стихов моих. Володя». Он говорил:
- Лиля всегда права.
- Даже если она утверждает, что шкаф стоит на потолке? - спрашивал Асеев.
- Конечно. Ведь с позиции нашего второго этажа шкаф на третьем этаже действительно стоит на потолке.
В воспоминаниях художника Нюренберга есть примечательные строки: «Это была женщина самоуверенная и эгоцентричная. Маяковский, что меня удивляло, охотно ей подчинялся, особенно её воле, её вкусу и мере вещей. Это была женщина с очень крепкой организованной волей. И вся эта воля приносила, мне кажется, пользу творческой жизни поэта. Конечно, она не была Белинским, но она делала замечания часто по существу. Я был свидетелем, когда она делала ему замечания и он соглашался».
Катанян В.А., Прикосновение к идолам. Воспоминания, М., «Захаров», 2002 г., с. 95 и 100.
«О Лиле Юрьевне писали многие. При её жизни - чаще в дневниках и в воспоминаниях, которые ещё готовились к печати. Книги о ней появились только после её смерти. С разными названиями и разным отношением. Но тайны этой женщины они не раскрывают. Я только позволю здесь несколько цитат из устной речи Лили Юрьевны, пересказанных мне её молчаливой подругой тридцатых годов Галиной Дмитриевной Катанян.
«Это так просто! Сначала надо доказать, что у вас красивая душа. Потом - что он гений и, кроме вас, этого никто не понимает. А уж остальное доделает красивое «dessous» и элегантная обувь».
«Если вы хотите завоевать мужчину, надо обязательно играть на его слабостях. Предположим, ему одинаково нравятся две женщины. Ему запрещено курить. Одна не позволяет ему курить, а другая к его приходу готовит коробку «Казбека». Как вы думаете, к которой он станет ходить?».
Демидова А.С., Бегущая строка памяти: автобиографическая проза, М., «Эксмо», 2003 г., с. 166.
В.В. Маяковский «…привёз из-за границы машину и отдал её в полное пользование Лили Юрьевны. Если ему самому нужна была машина, он всегда спрашивал у Лили Юрьевны разрешения взять её. Лиля Юрьевна относилась к Маяковскому очень хорошо, дружески, но требовательно и деспотично. Часто она придиралась к мелочам, нервничала, упрекала его в невнимательности. Это было даже немного болезненно, потому что такой исчерпывающей предупредительности я нигде и никогда не встречала - ни тогда, ни потом. Маяковский рассказывал мне, что очень любил Лилю Юрьевну. Два раза хотел стреляться из-за неё, один раз он выстрелил себе в сердце, но была осечка».
Полонская В.В., Воспоминания о В. Маяковском, в Сб.: Серебряный век. Мемуары, М., «Известия», 1990 г., с. 586-587.
Следующая цитата
Брик Лиля Юрьевна
В молодости пыталась учиться на многие специальности, но никогда не заканчивала начатое обучение и главным образом известна как хозяйка неформального художественного салона в Москве, который существовал в течение десятков лет на разных квартирах, где она жила… Фамилия при рождении: Лиля (Лили) Уриевна Каган.
Лиля Брик с юности была известна множеством любовных романов.
«Способной от природы Лиле легко удавалось многое, но она быстро остывала и забрасывала начатое . После окончания гимназии Лиля без труда поступила на математический факультет высших женских курсов. Но сухие формулы подействовали на неё как ледяной душ. После этого она поступила в Московский архитектурный институт, но и там от студентов требовались усидчивость. Ей показалось, что она скорее сумеет найти себя не в сфере науки, а искусства, и поступила в Мюнхене на скульптора. Там Лиля Каган добилась определённых успехов, но не сумела довести начатое до конца. Быть может, потому, что окончательно поняла, в чём её призвание: это область, имевшая отношение к чувствам. Один поклонник сменял другого. Новое увлечение вытесняло прежнее. И Лиля, как опытная пловчиха, бросилась в это бурное море. Желая отвлечь дочь, Елена Юрьевна наняла учителя по музыке. Но учитель влюбился в Лилю, и она согрешила с ним тут же в комнате для занятий, после чего отвергла. Но случилось то, чего неопытная молодая женщина в то время ещё не знала, как избежать: беременность. Для буржуазной матери и отца это было настоящим ударом. Их семейная честь находилась под угрозой. Дочь срочно отправляют в провинцию. Там, вдали от досужих сплетниц, принимаются соответствующие меры. Операция прошла не слишком удачно. Лиля навсегда лишилась возможности когда-либо иметь детей. Она возвращается назад. Не сказать, чтобы особенно присмиревшая. Но, видимо, мать всё же успела внушить, что Лиле необходимо «скрыть позор» - выйти замуж. И тут возникает Осип Брик. Лиля согласилась связать с ним свою судьбу».
Синицына Л., Лиля Брик, в Сб.: Женщины, не любившие никого, М., «Олма-пресс», 2002 г., с. 162.
Длительное время Л.Ю. Брик, О.М. Брик и В.В. Маяковский жили вместе на разных квартирах Москвы.
Исследователи творчества В.В. Маяковского сходятся на том, что, Л.Ю. Брик была связана с ВЧК-ОГПУ и даже называют номер её удостоверения: N 15073 и что чета Бриков – так или иначе – манипулировала В.В. Маяковским с целью получения материальных благ…
В 1930 году вышло правительственное постановление о наследниках В.В. Маяковского. Ими были признаны: Л.Ю. Брик, мать и две сестры поэта. Каждой из них полагалась пенсия, а кроме того Л.Ю. Брик получила и половину авторских прав на произведения поэта…
«Волков: Анна Андреевна Ахматова о Бриках высказывалась довольно резко. Она говорила, что в конце двадцатых годов, когда искусство в России, по её словам, «отменили», власти оставили только салон Бриков, «где были бильярд, карты и чекисты».
Волков С., Диалоги с Иосифом Бродским, М., «Эксмо», 2002 г., с. 340.
« В любой ситуации, в любом положении она находила себе оправдания. «Наглые глаза» и через полстолетия, когда открылась вся правда Лубянки, смотрели на собеседников с таким обескураживающим спокойствием, что те терялись. »
Синицына Л., Лиля Брик, в Сб.: Женщины, не любившие никого, М., «Олма-пресс», 2002 г., с. 171.
«Л.Ю. Брик - вышла замуж за красного командира какого-то. Вместе с мужем будут жить в Свердловске. Года не прошло со смерти Маяковского: и башмаков еще не износила. Этой женщине он посвятил все свои вещи. Её любил он всю жизнь - много изменял, - но неизменно к ней возвращался. Любовь его к ней была необычайна. Она не то что «обманывала», но сходилась со многими, иногда отвратительными экземплярами вроде Осипа Бескина. Маяковский страдал страшно,- много раз пытался стреляться, однажды даже выстрелил в Бескина и ранил его. Теперь - после смерти - она, наконец-то, пожинает лавры: получила наследство, право на издание его вещей, на редактирование, его автомобиль, квартиру в Союзе писателей,- и вышла замуж за здорового мужчину без всяких «поэтических» склонностей. «Любовь» поэта!».
Полонский В., Дневник 1931 г., в Сб.: В.В. Маяковский: pro et contra, антология, Том 2 / Сост. В.Н. Дядичев, «Русская христианская гуманитарная академия», 2013 г., с. 590.
«Лилия Юрьевна была замужем четыре раза. И каждое замужество всегда вызывало шок и у её родных, и у родственников мужей. Когда ЛЮ рассталась с Бриком и сошлась с Маяковским, родные Владимира Владимировича тяжело переживали ситуацию, которую не в состоянии были ни понять, ни принять. Но время сделало свое дело - семейные отношения наладились и, в общем, продолжались ещё лет десять после смерти поэта. Затем его мать и сестры отринули от себя Лилю Юрьевну. А старшая сестра Людмила Владимировна до конца своих дней была злейшим её врагом. Родные же Брика всегда очень любили ЛЮ, дружили с нею, и все дальнейшие её отношения с их сыном приняли как данность. Она обожала мать Осипа Максимовича, всех его родных и помогала им до конца их дней. «Я всегда любила одного, - говорила ЛЮ. - Одного Осю, одного Володю, одного Виталия и одного Васю». Но прежней любви к человеку, которого уже нет на свете, она не утрачивала. Недаром Маяковский в разговоре с нею заметил: «Ты не женщина, ты - исключение».
Катанян В.А., Прикосновение к идолам. Воспоминания, М., «Захаров», 2002 г., с. 94-95.
В советские времена в «салоне» О.Ю. Брик получали одобрение и психологическую поддержку многие отечественные деятели искусства. А, учитывая, что сестра Лили - Эльза Триоле (и жена поэта и известного общественного деятеля Луи Арагона) жила в Париже - и первые контакты с Западом, что при наличии «железного занавеса» было очень ценно. Например, такие контакты получил А.А. Вознесенский. Более того: ряд иностранных деятелей искусства, дипломатов, прибывая в Москву и имея рекомендацию Эльзы Триоле, считали нужным посетить квартиру-салон Лили Брик.
В старости Лиля Брик упала на даче, сломала шейку бедра и оказалась обречённой на неподвижность…
«. Вся жизнь Лили была зарифмована с поэзией, и смерть свою она зарифмовала с поэтом. В 1978 году, на восемьдесят седьмом году жизни, после перелома шейки бедра, когда поняла, что впереди её ждёт физическая беспомощность, она приняла дозу нембутала… Прах развеян. Нет могилы. Нет памятника - только память, архив и вещи. Например: массивное кольцо Маяковского, с которым она никогда не расставалась и на котором были просто и гениально выбиты её инициалы: Л.Ю.Б. Попробуйте прочесть по кругу кольца: ЛЮБЛЮБЛЮБЛЮБ. ».
Смехов В.Б., Театр моей памяти, М., «Вагриус», 2001 г., с. 234.
Следующая цитата
Муза русского авангарда Лиля Брик родилась 11 ноября 1891 года в благополучной московской еврейской семье. Девочка получила хорошее образование, знала несколько языков и имела склонность к математике, но настоящей ее страстью стало искусство. Несмотря на то, что о Лиле чаще говорят только в контексте ее отношений с поэтом Владимиром Маяковским, она сама по себе была личностью крайне неординарной и известной в свое время.
Лиля Брик организовала один из самых популярных в XX веке литературно-художественных салонов. По сведениям "Википедии", дружила со многими артистами, включая знаменитого режиссера Всеволода Мейерхольда, актрису Зинаиду Райх, балерину Майю Плисецкую и композитора Родиона Щедрина. Общалась со многими литераторами и художниками. Легендарный модельер Ив Сен-Лоран говорил, что знал трех женщин, способных быть элегантными вне моды, — это Катрин Денев, Марлен Дитрих и Лиля Брик. Почитали ее и фотографы Анри Картье-Брессон, Абрам Штеренберг, Валерий Плотников, Антуан Витез, Франсуа-Мари Банье, для которых она была любимой моделью. Кроме того, дама была три раза в официальном браке, но имела еще нескольких любовников.
Брик еще и сама занималась искусством, пробовала себя в кинематографе: была одним из создателей и сценаристом документально-игрового фильма "Стеклянный глаз" и написала сценарий картины "Любовь и долг, или Кармен", который позже запретили. А также она писала мемуары и рассказы.
В день рождения женщины-легенды "Толк" собрал ее цитаты и афоризмы.
06 июня, 8:13Читайте также: