Лев толстой про ислам цитата
Обновлено: 24.11.2024
Существует легенда, согласно которой Лев Толстой принял ислам. Правда это или нет, мы вряд ли когда-то узнаем. Однако, опираясь на слова великого гения, можно с уверенностью сказать, что исламу он симпатизировал гораздо больше, чем православному христианству.
В своих письмах Лев Николаевич часто положительно высказывался об исламе.
Однажды Толстому написала письмо русская женщина, бывшая замужем за мусульманином, она переживала, что ее сыновья хотят принять ислам, на что писатель ответил ей.
. как ни странно это сказать, для меня, ставящего выше христианские идеалы и христианское учение в его истинном смысле, для меня не может быть никакого сомнения в том, что магометанство по своим внешним формам стоит несравненно выше церковного православия.
В письме своей двоюродной тете Лев Николаевич пишет:
И потому, пожалуйста, смотрите на меня, какъ на добраго магометанина, тогда все будетъ прекрасноПочему Толстой считал что ислам лучше чем христианство
Конечно эти слова еще не означают, что Толстой был мусульманином, скорее они говорят о том, что в исламе писатель видел больше правды, чем в православном христианстве.
Он видел, как представители власти навязывают людям христианство, хотя сами бесконечно далеки от учения Христа, и элементарно не соблюдают второй его заповеди:
Возлюби ближнего своего, как самого себя.
О какой любви может идти речь, когда одни порабощают и нещадно эксплуатируют других, когда одни живут в роскоши, а другие умирают от голода. Лев Николаевич был свидетелем страшной вспышки голода в 1891-1892 годах. Он организовал масштабный сбор средств в пользу голодающих. За счет поступивших денег писатель обустроил десятки столовых, где людям бесплатно раздавали еду. Благодаря его действиям удалось спасти тысячи крестьян.
Кроме того Толстого оттолкнуло от православия и то, что церковь благословляла войны, смертные казни и гонения на другие религии и конфессии.
Почему Толстой считал что ислам лучше чем христианствоПисатель активно изучал мировые религии, а также учения разных христианских конфессий и сект. В итоге он сформировал свое мировоззрение, которое в некоторых вопросах было схоже с исламским учением.
1. Отрицание триединство Бога
Толстой верил в безличностного Бога, который является началом всего сущего, он отрицал учение о Троице (Боге -Отце, Боге -Сыне, Боге - Святом Духе).
Л.Н. Толстой Л.Н. Толстой2. Отрицание божественности Иисуса
Лев Толстой не признавал божественности Иисуса Христа и считал его одним из великих учителей, наряду с пророком Мухаммедом, Буддой, Конфуцием. Кроме того писатель отрицал воскресение и искупительную жертву Иисуса Христа.
3. Писатель считал, что Апостол Павел исказил учение Христа
Своей статье " Почему христианские народы вообще и в особенности русский находятся теперь в бедственном положении" он говорит о множестве противоречий в учении Иисуса Христа и посланиях Апостола Павла.
Писатель считал, что апостол Павел исказил учение Христа, превратив истинное христианство в иудейскую секту:
"та церковная вера, которую веками исповедовали и теперь исповедуют миллионы людей под именем христианства, есть не что иное, как очень грубая еврейская секта, не имеющая ничего общего с истинным христианством" Л.Н. Толстой
Лев Толстой много общался с мусульманами, в том числе с главным муфтием Египта - Муха́ммадом А́бдо, возможно это и повлияло на его мировоззрение. Однако, помимо ислама он интересовался и другими религиями. Писатель переписывался с индийским общественным деятелем Махатмой Ганди, а также изучал конфуцианство и буддизм.
Следующая цитата
Очень часто в последнее время под статьями про Льва Толстого можно встретить комментарии в духе: а почему вы не пишете о том, что Толстой на самом деле был мусульманином? Или рассказы о том, как в последние годы жизни граф принял ислам.
Неужели это правда, которую от нас скрывали долгие годы? Давайте разбираться.
Про то, что автор "Войны и мира" имел весьма сложные отношения с официальным православием, закончившиеся отлучением от церкви, мы уже писали. Ссылку на статью, где мы более подробно об этом рассказываем, оставим в конце этой заметки.
А как он относился к исламу? Письма и дневники свидетельствуют, что очень хорошо. Но есть нюансы:
"Как ни странно это сказать, для меня, ставящего выше всего христианские идеалы и христианское учение в его истинном смысле, для меня не может быть никакого сомнения в том, что магометанство по своим внешним формам стоит несравненно выше церковного православия" .
Это цитата из письма, написанного одной женщине, попросившей у Толстого совета, как быть - ее сыновья собирались переходить в ислам. Вроде бы явные комплименты в адрес мусульманства, однако обратим внимание на выделенные места:
- христианство в истинном смысле Толстой ставит превыше всего;
- внешние формы ислама превосходят церковное православие.
Уже одного этого фрагмента достаточно было бы, чтобы сказать - Толстой а) считал себя истинным христианином; б) не любил православную церковь; в) уважал обрядовую сторону ислама. Противоречий здесь нет, как нет и повода записывать графа в ряды мусульман.
Но посмотрим еще один фрагмент из того же письма:
"Если человеку поставлено только два выбора: держаться церковного православия или магометанства , то для всякого разумного человека не может быть сомнения в выборе и всякий предпочтет магометанство".
Эта фраза тоже почему-то считается свидетельством перехода писателя в ислам. Но в ней сказано только одно - если нужно решать, какой из двух церковных официозом предпочтительнее, выбор будет в пользу ислама. Себя же, как мы прекрасно знаем, Толстой вынес вообще за скобки любых официозов, призывая вернуться к временам первых апостолов и заново осмыслить саму суть христианского учения.
И, наконец, самый последний аргумент, хоронящий все доводы сторонников версии об обращении Толстого в ислам. Еще одна цитата:
"Оно [магометантство] будет очень хорошим учением и совпадет с учением всех истинно религиозных людей только тогда, когда откинет слепую веру в Магомета и Коран, и возьмет из него то, что согласно с разумом и совестью всех людей".
Фактически писатель предлагает сделать с Кораном и с самим исламом то же, что он уже сделал с Евангелиями и христианством. То есть убрать все догмы и оставить только саму идею, саму кристальную суть. Очень по-толстовски. Однако есть большие сомнения, что те, кто так смело записывают Льва Николаевича в мусульмане, готовы отказаться от всех исламских догм.
Следующая цитата
Любопытное письмо Льва Николаевича Толстого о преимуществах ислама перед христианство, наверное, может кого-то задеть. Но насколько актуальна эта тема убедитесь сами, прочитав письмо. Вопросы веры и христианства, религиозные взгляды этого великого русского писателя и философа вызывают многочисленные споры уже больше ста лет.
Мы хотим обратить внимание наших уважаемых читателей именно на аргументацию Толстого, которого сейчас многие находят едва ли не «святым старцем».
Хотя с другой стороны, нам не мешает иногда взглянуть на общепринятые вещи иначе. Ислам - это совсем не «религия зла и насилия», как многим хочется заставить нас думать.
Известно, что ислам - это религия, обретающая все большее число неофитов в Европе в европейской части России. Религия активно привлекающая к себе внимание именно в последние десятилетия, в регионах исконно христианских. Вспомним недавнюю акцию по бесплатному распространению Корана в Германии, стремительное появление в Москве — столице мирового православия мечетей, празднование Уразам Байрам в центре Москвы, собравшее на молитву 170 тысяч человек, что в два раза больше прошлогодних цифр и в десятки раз больше данных 90-х годов.
Письмо Л.Н. Толстого об исламе и христианстве.
Не могу не одобрить желания ваших сыновей содействовать просвещению татарского народа. Не могу судить о том, насколько при этом нужен переход в магометанство. Вообще должен сказать вам, что, не признавая государства, я считаю излишним и всякое формальное заявление кому бы то ни было о том, к какой человек принадлежит вере. И потому думаю, что если сыновья ваши и захотят усвоить магометанские взгляды, предпочтительно перед православными, то им не нужно бы и заявлять об этом, т.е. о своем переходе от одного вероисповедания в другое. Может быть, это необходимо, но я об этом судить не могу и поэтому ваши сыновья должны решить сами, заявлять или не заявлять им об этом предержащим властям.
«если человеку поставлено только два выбора: держаться церковного православия или магометанства, то для всякого разумного человека не может быть сомнения в выборе и всякий предпочтет магометанство»
Что касается до самого предпочтения магометанства православию и в особенности по тем благородным мотивам, которые выставляют ваши сыновья, я могу только всей душой сочувствовать такому переходу. Как ни странно это сказать, для меня, ставящего выше всего христианские идеалы и христианское учение в его истинном смысле, для меня не может быть никакого сомнения в том, что магометанство по своим внешним формам стоит несравненно выше церковного православия. Так что если человеку поставлено только два выбора: держаться церковного православия или магометанства, то для всякого разумного человека не может быть сомнения в выборе и всякий предпочтет магометанство с признанием одного догмата единого Бога и его пророка, вместо того сложного и непонятного богословия — троицы, искупления, таинств, богородицы, святых и их изображений и сложных богослужений. Оно и не могло быть иначе, т.е. не могло не быть того, чтобы магометанство, по отсутствию многих суеверий, затемняющих сущность учения и вошедших в церковную веру, не стояло бы выше этой церковной веры уже по одному тому, что магометанство возникло на 600 лет позднее христианства.
«основатели новых религий, освобождавшие религию от древнего грубого понимания ее и заменявшие его более глубоким, простым и разумным, были великие люди, но все-таки люди, и потому не могли выразить истину во всей ее ясности»
Все на свете развивается, совершенствуется; как совершенствуется отдельный человек, так совершенствуется и все человечество, и главная основа жизни всех людей — их религиозное сознание. Совершенствование же религии состоит в ее упрощении, уяснении, освобождении от всего того, что скрывает ее. Такое освобождение религиозной истины от того, что скрывает ее, совершалось с самых древнейших времен великими мыслителями человечества, сделавшимися основателями всех больших религий. Так, прежде всех других известных нам религий, такое новое, более высокое понимание религии дано было в книгах Веды в Индии, позднее в учениях Моисея, Будды, Конфуция, Лаотце, Христа, Магомета. Все эти основатели новых религий, освобождавшие религию от древнего грубого понимания ее и заменявшие его более глубоким, простым и разумным, были великие люди, но все-таки люди, и потому не могли выразить истину во всей ее ясности, глубине и чистоте от всяких прошлых заблуждений. Но если бы даже предположить, что люди эти не могли ошибаться, и все, что они говорили, была несомненная истина, то те ученики их, которые стояли много ниже их, не усвоив истину во всей ее глубине, естественно желая украсить ее, сделать ее обязательною для всех, извращали ее, прилагая к ней опять много ненужного и в особенности чудесного, из-за которого трудно было большинству людей видеть саму истину во всем ее значении. И такие извращения истины, чем дольше исповедовались религии, тем все больше и больше нарастали на открытую основателями истину и затемняли ее. И потому в самых древних религиях больше всего чудесного и всякого рода суеверий, скрывающих истину: более всего в самой древней, в бра-минской, уже меньше в еврейской, еще менее в буддийской, конфуцианской, тао-систской, еще менее в христианской, но уже меньше всего в самой последней большой религии — в магометанской. И потому магометанство находится в самых выгодных в этом отношении условиях. Ему стоит только откинуть все неестественное, внешнее в своем вероучении и в основу поставить основное религиозно-нравственное учение Магомета, и оно естественно сольется с основами всех больших религий и в особенности с христианским учением, которое оно признает истиной.
Пишу вам так длинно потому, что думаю, что вы сообщите мои мысли вашим сыновьям и что мысли эти могут им пригодиться в исполнении их прекрасного намерения. Содействовать очищению религии от всего того, что затемняет те великие истины, которые составляют их сущность, одна из лучших деятельностей, которую может избрать человек. И если ваши сыновья поставят себе эту деятельность целью своей жизни, то жизнь их будет полна и благотворна.
«Учение это не признает никаких внешних форм богопочитания, считает всех людей братьями и признает только одну религию любви, общую всему человечеству»
Не знаю, известно ли вам и вашим сыновьям о двух известных мне учениях в магометанстве, которые стремятся к этой самой цели: освобождению высших основных истин от скрывающих их заблуждений и суеверий. Оба эти учения подвергались и подвергаются за это гонениям. Одно из этих учений — это учение бабистов, зародившееся в Персии, перешедшее в Турцию, где тоже терпело гонения и теперь сосредоточилось в сыне Бага-Улла, живущем в Акре. Учение это не признает никаких внешних форм богопочитания, считает всех людей братьями и признает только одну религию любви, общую всему человечеству. Другое учение возникло в Казани. Последователи его называют себя «божьим полком» или ваисовцами, по имени своего основателя. Эти люди также полагают сущность веры в делах любви и потому воздерживаются от участия во всех делах, противных любви, как то: податях, которые употребляются во зло, и от солдатства. Секта эта также гонима, и на днях только руководитель их был посажен в тюрьму.
Очень буду рад, если мои советы пригодятся хоть на что-нибудь и вы или сыновья ваши известят меня о своем решении и своей дальнейшей деятельности.
Следующая цитата
Пожалуй, все без исключения пользователи социальных сетей каждый день сталкиваются с мудрыми, полезными и, самое главное, актуальными «цитатами», авторство которых приписывают известным людям. Ссылки на источники, подтверждающие авторство данных высказываний, никогда не указываются. Большинство пользователей не затрудняет себя проверкой, верит на слово и делится этими изречениями на своих страницах. Поэтому нередко подобный способ распространения информации используется в целях манипуляции.
Редакция Factcheck.kg решила проверить изречение, приписываемое Льву Николаевичу Толстому, которое стали активно использовать в целях религиозной пропаганды. В цитате говорится:
Конечной инстанцией любого разумного человека является Ислам.
Но принадлежат ли эти слова Л.Н. Толстому?
Поисковой запрос по этой фразе в Гугл выдал множество ссылок либо на сайты исламской тематики (Викиислам, «Почему Ислам», «Голос Ислама»), либо на блоги, авторы которых просто публикуют эту фразу. Однако нигде нет ссылок на документы, подтверждающие авторство Толстого.
Тем не менее, в материалах на указанных выше мусульманских сайтах есть упоминание о письме Льва Николаевича некой Елене Векиловой, «русской женщине, вышедшей замуж за мусульманина, которая писала Толстому, что ее сыновья желают принять ислам и спрашивала совета как быть», в котором якобы Толстой рассуждает о религии в целом и исламе в частности.
Возможно, именно в этом письме содержится искомая фраза.
В примечаниях сообщается, что сведений о Векиловой не имеется (текст письма и информацию о Векиловой, ее семье, обстоятельствах, вынудивших обратиться к Толстому, можно найти на сайте kaspiy.az – прим. Factcheck.kg), а в своем письме к Толстому от 2 марта из Тифлиса, она сообщала, что два ее сына, один — студент Технологического института в Петербурге, другой — юнкер Александровского военного училища в Москве, просят у нее разрешения перейти из православной веры в магометанскую.
Искомой цитаты в ответе писателя обнаружено не было. Что же на самом деле написал в своем ответе Лев Толстой об исламе, что позволило бы религиозным пропагандистам сделать столь категорический вывод?
Рассуждая о разных религиях, в первую очередь о православии и магометанстве, писатель отдает пальму первенства исламу, потому что уверен, что «в самых древних религиях больше всего чудесного и всякого рода суеверий, скрывающих истину: более всего в самой древней, в браминской, уже меньше в еврейской, еще менее в буддийской, конфуцианской, таосистской, еще менее в христианской, но уже меньше всего в самой последней большой религии — в магометанской».
И далее делает вывод, что «магометанство находится в самых выгодных … условиях. Ему стоит только откинуть всё неестественное, внешнее в своем вероучении и в основу поставить основное религиозно-нравственное учение Магомета, и оно естественно сольется с основами всех больших религий и в особенности с христианским учением, которое оно признает истиной».
Таким образом мы видим, что мусульманская религия интересна писателю в своей изначальной, истинной сути. В подтверждение своих слов, Толстой в последних строках письма упоминает два исламских течения, чьи взгляды ему были наиболее близки. Одно из этих течений – бабизм, суть которого заключается в отмене господства законов, основанных на коране и шариате, замене их новыми, исходящими из принципов равенства всех людей и защиты их прав:
За свои взгляды приверженцы бабизма подверглись в свое время жестокому преследованию со стороны мусульман-шиитов, а их духовный лидер Сейид Али Мухаммад Ширази и его ближайший последователь Мирза Мухаммад Али Зунузи – расстреляны.
Учитывая вышеизложенный анализ письма Толстого и тот факт, что в тексте не найдено не только искомой «цитаты», но даже отдаленно подходящей по смыслу фразы, можно сделать вывод.
Вывод:
Приведенное высказывание, приписываемое великому писателю, – фейк. Искажая суть слов Толстого и используя в качестве доказательства придуманную цитату, ряд мусульманских сайтов и заинтересованные пользователи социальных сетей пытаются манипулировать мнением своих читателей.
Читайте также: