Лев толстой о лермонтове цитаты

Обновлено: 06.05.2024

Лев Николаевич Толстой удивительно точно подметил: «Тургенев — литератор, Пушкин был тоже им, Гончаров — еще больше литератор, чем Тургенев; Лермонтов и я — не литераторы». На это толстовское замечание как-то не обращают внимания. А это же меняет все их место на пространстве литературы. Не игра словом, пусть и гениальная, не игра в слова, а некая пророческая миссия. Отделение главенствующего этического начала от эстетического. Отделение литературы как таковой, от пророческих слов. Толстому важна прежде всего нравственная сторона лермонтовского творчества. Толстой сказал А. Б. Гольденвейзеру в 1900 году о том же Лермонтове: «Вот в ком было это вечное, сильное искание истины. У Пушкина нет этой нравственной значительности, но чувство красоты развито у него до высшей степени, как ни у кого. ».

Об этой прежде всего не литературной, а этической, пророческой миссии Лермонтова говорил Лев Николаевич Толстой и в беседе с А. С. Русановым в 1883 году: «Вот кого жаль, что рано так умер! Какие силы были у этого человека! Что бы сделать он мог! Он начал сразу, как власть имеющий. У него нет шуточек. шуточки не трудно писать, но каждое слово его было словом человека, власть имеющего»… Власть , как мы понимаем, не словесную, не литературную, а некую высшую, мистическую, пророческую.

Вот за эти их мистические пророчества , очевидно, иные ортодоксальные церковники и помещали их в росписях храмов ( и Лермонтова, и Толстого) – в адском огне. Может быть, за то, что они и были наиболее близки напрямую к пророкам церкви, говорили с Небом без посредников? В Пушкине Лев Толстой ценил идеал прекрасного, а в Лермонтове - необычайную глубину нравственного чувства, дух поиска высшей истины.

Прав был Лев Толстой, когда высказался о Лермонтове, что «если бы этот мальчик остался жив, не нужны были ни я, ни Достоевский». Всё очень просто: именно Лермонтов точно прочувствовал русский цивилизационный код, который не обособляет его, а вводит в общемировое пространство.

Эти же мысли Толстого о Лермонтове позже продолжил Василий Розанов: «За Пушкиным — я чувствую, как накинутся на меня за эти слова, но я так думаю — Лермонтов поднимался неизмеримо более сильною птицею. Что «Спор», «Три пальмы», «Ветка Палестины», «Я матерь Божия», «В минуту жизни трудную»,— да и почти весь, весь этот «вещий томик»,— словно золотое наше Евангельице.— Евангельице русской литературы, где выписаны лишь первые строки: «родился. и был отроком. подходил к чреде служения. » Все это гораздо неизмеримо могущественнее и прекраснее, чем «начало Пушкина»,— и даже это впечатлительнее и значащее, нежели сказанное Пушкиным и в зримых годах. «1 января» и «Дума» поэта выше Пушкина. «Выхожу один я на дорогу » и «Когда волнуется желтеющая нива» — опять же это красота и глубина, заливающая Пушкина.

Пушкин был обыкновенен, достигнув последних граней, последней широты в этом обыкновенном, «нашем».

Лермонтов был совершенно необыкновенен; он был вполне «не наш», «не мы». Вот в чем разница. И Пушкин был всеобъемлющ, но стар — «прежний», как «прежняя русская литература», от Державина и через Жуковского и Грибоедова — до него. Лермонтов был совершенно нов, неожидан, «не предсказан».

И верно же, не укладываются ни Толстой, ни Лермонтов в размеры самого искусного слова. Розанову Михаил Лермонтова даже предвиделся духовным вождем народа. И мог бы стать, если бы не мартыновское злодейство. Не о недописанных стихах лермонтовских нам всем надо думать, а об обезглавливании прежде времени всего нашего народа.

И впрямь, и тот и другой – были и есть – русские пророки. Куда уж до них романтическому Байрону. Лев Николаевич Толстой в своих мыслях о Лермонтове, легко отбрасывает «напущенный байронизм», как словесную мишуру, за которой он чувствует иную, пророческую лермонтовскую душу. И в этом с ним вновь полностью солидарен Василий Розанов: «Байрон с его выкрутасами не под стать серьезному и чистому Лермонтову. Лермонтов был чистая, ответственная душа. Он знал долг и дал бы долг. Но как — великий поэт. Он дал бы канон любви и мудрости. Он дал бы «в русских тонах» что-то вроде «Песни Песней», и мудрого «Экклезиаста», ну и тронул бы «Книгу царств». И все кончил бы дивным псалмом. По многим, многим «началам» он начал выводить «Священную книгу России». Час смерти Лермонтова — сиротство России» .

Следующая цитата

М.Ю.Лермонтову 200 лет.
О Лермонтов. непостижимо это.
Над ним сам дух пророчества витал,
Когда поэт в стихах на смерть поэта
Свою дуэль и смерть предугадал.
Николай Доризо.

Лермонтов – это феномен. Это о нем Лев Толстой сказал: «Если бы этот мальчик остался жить, не нужны были бы ни я, ни Достоевский».

Мнения современников о Лермонтове разноречивые, но при всех разноречивых толках о нем, все согласны в одном – это был гениально одаренный человек. Он владел французским, английским, немецким языками, читал по латыни, принимался изучать татарский язык. Он был одарен удивительной музыкальностью – играл на скрипке, на фортепьяно, на флейте, пел, сочинял музыку на свои стихи, любил рисовать. «Если бы он профессионально занимался живописью, - писал Ираклий Андроников, - он мог бы стать настоящим художником».

Не зря же русский публицист и философ Юрий Самарин чуть ли не с испугом отмечал: «Прежде чем вы подошли к нему, он вас уже понял».
Лермонтов видел и понимал не только других, но и хорошо понимал себя и видел свое будущее. О своем будущем он поведал нам в своем пророческом стихотворении «Сон»:
В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая ещё дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.
Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их жёлтые вершины
И жгло меня, но спал я мёртвым сном.
И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир в родимой стороне.
Меж юных жён увенчанных цветами,
Шёл разговор весёлый обо мне.
Но в разговор весёлый не вступая,
Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа её младая
Бог знает чем была погружена;
И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди, дымясь, чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струёй.

Известный русский философ Владимир Соловьев писал по поводу этого пророчества Лермонтова: «Во всяком случае, остается факт, что Лермонтов не только предчувствовал свою роковую смерть, но и прямо видел ее заранее. Одного этого стихотворения «Сон» конечно достаточно, чтобы признать за Лермонтовым врожденный, через голову многих поколений переданный ему гений».

В действительности все произошло так, как описано в стихотворении «Сон». Лермонтов после дуэли долго лежал один истекающий кровью и брошенный «друзьями», которые ускакали на лошадях искать извозчика и врача. В это время лил сильный дождь. Врачи не пожелали ехать к раненому в такую даль из-за непогоды, извозчиков из-за сильного дождя тоже трудно было найти. А в это время брошенный всеми Лермонтов лежал, истекая кровью. Он был еще жив, когда, наконец-то, был найден извозчик. Скончался Лермонтов уже в больнице от потери крови.

"Я говорил тебе: ни счастия, ни славы
Мне в мире не найти; настанет час кровавый,
И я паду, и хитрая вражда
С улыбкой очернит мой недоцветший гений;"

Символично, что незадолго до смерти Лермонтов обращался к знаменитой гадалке Кирхгов, той самой Кирхгов, к которой обращался и Пушкин. Пушкину она сказала: «Может быть, ты проживешь долго, но на тридцать седьмом году жизни берегись белого человека, белой лошади или белой головы».
- Ждет ли меня отставка? – спросил у Кирхгов Лермонтов.
- О, тебя ждет такая отставка, после которой ты ничего больше не попросишь.
- Убьют ли меня на войне?
- Нет, не бойся. Опасайся того, кто рядом. Убийцей окажется друг.

А был ли его друг Мартынов убийцей? Как ни странно, но на этот вопрос тоже нет однозначного ответа. Если кто читал повесть писателя Паустовского «Разливы рек», обратил внимание, что заканчивается она тем, что умирающему Михаилу Лермонтову слышится второй выстрел. На вопрос, почему Паустовский написал про второй выстрел, ответ был ошеломляющий:
««Просто я убеждён, что Мартынов не убивал Лермонтова».
«Расскажите, почему же вы так считаете», - попросили его.
Паустовский рассказал о разговоре в купе поезда с одним профессором-медиком. Этот профессор, изучив медицинское заключение о смерти Лермонтова, пришел к выводу, что в поэта стрелял кто-то второй. Стрелялись дуэлянты стоя напротив друг друга, но почему-то пуля Мартынова вошла в грудь Лермонтова под углом. Она попала в правый бок под нижнее, 12-е ребро, а вышла между 5-м и 6-м рёбрами с противоположной, левой стороны грудной клетки, почти у самого плеча.

Паустовский так же сказал, что общался с родственниками священника, который исповедовал Мартынова перед смертью, и якобы Мартынов отказался признаться батюшке в убийстве поэта.

О том, что в Лермонтова стрелял некий второй человек, утверждает и Павел Глоба:
«При медицинском освидетельствовании тела выяснилось, что пуль на самом деле было две. Первая задела по касательной, а вторая попала в правый бок и вышла с левой стороны, почти у самого плеча. Мне кажется, что патологоанатом «ошибся», перепутав входное отверстие с выходным. Ведь горизонтально летящая пуля не может вдруг изменить свою траекторию и выйти выше, чем вошла. Поэтому несложно предположить, что стреляли сверху, со скалы… Николай Мартынов, всю жизнь проведший с клеймом убийцы великого поэта, на смертном одре вдруг покаялся, мол, он Мишеля не убивал. Клялся: «Да, стрелял. Но не убивал! Был еще один выстрел». Стал бы он врать священнику на последней исповеди? Думаю, вряд ли».

Кто же сделал второй выстрел? Вот что говорил писатель Паустовский:
«Прошло ещё несколько лет и волей случая мне довелось услышать ещё одно семейное предание. В Пятигорске служил солдат, зарекомендовавший себя отличным стрелком. И как-то раз его вызвал к себе полковник. Он сообщил парню, что завтра на горе Машук на дуэли будет стреляться государственный преступник, который непременно должен погибнуть.
Полковник объяснил, где ему следует спрятаться, чтобы застрелить преступника во время поединка. Солдат, не привыкший обдумывать распоряжения командиров, согласился и сделал всё так, как ему было велено. Уже на следующий день он был переведён в другой гарнизон, а ещё спустя какое-то время досрочно демобилизован и отправлен домой, на Кубань.
Исполнив приказ, стрелок не испытывал угрызений совести, к тому же он всю жизнь был неграмотным и не имел никакого понятия о русской поэзии. И только когда ему пошёл восьмой десяток лет, он неожиданно узнал от своей внучки историю гибели Лермонтова. Старик крепко задумался и, спустя несколько дней, сделал неожиданное признание: «А ведь, выходит, внучка, что это я твоего Лермонтова-то застрелил!» и поведал ей о своём тайном задании. Как вы уже, наверное, догадались, эту историю я услышал от потомков того самого солдата».

Можно этому верить, можно не верить, но знать разные мнения, по-моему, не вредно.
Мартынов умер в шестидесятилетнем возрасте в 1875 году. Его родовое имение после революции передали детской колонии. «Ребятишки» разорили фамильный склеп, а останки былого дуэлянта утопили в местном пруду.

"Лермонтову «непременно нужна была жертва, - вспоминал И.И.Панаев, - без этого он не мог быть покоен, - и, выбрав её, он уже беспощадно преследовал её. Он непременно должен был кончить трагически: не Мартынов, так кто-нибудь другой убил бы его».

Так оно и случилось. Неважно, кто убил его. Лермонтов добивался этого, шел к этому роковому поединку и пришел к нему.
«Лермонтов, я много раз просил Вас воздерживаться от шуток на мой счет, по крайней мере, в присутствии женщин» - такие слова не раз говорил Мартынов Лермонтову, однако тот продолжал отпускать оскорбительные шутки в адрес своего друга, и Мартынову ничего не оставалось, как вызвать на дуэль.

Читая воспоминания современников о Лермонтове, о его внешности и характере, я невольно задаюсь вопросом: что же в этом гениальном человеке было больше – плохого или хорошего? Если бы мне, на основании воспоминаний о поэте, поручили написать на него характеристику, я бы не смог при всем моем желании. Настолько противоречивы воспоминания о нем его современников. Даже люди, знавшие его лично, расходятся между собой в описании его внешности и характера. Создается впечатление, что какая-то внешняя сила скрывает от нас подлинного Лермонтова.

Одних современников поражали большие глаза Лермонтова, другие говорили, что у него было выразительное лицо с необыкновенно быстрыми маленькими глазами. А вот И.С Тургеневу глаза поэта опять кажутся большими и неподвижными: «Задумчивой презрительностью веяло от его смуглого лица, от его больших неподвижных глаз».

А вот признание художника П.Е.Мельникова: «Приземистый, маленький ростом с большой головой и бледным лицом, он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остается для меня загадкой. Глаза … производили чарующее впечатление на того, кто бывал симпатичен Лермонтову. Во время вспышек гнева они были ужасны. Я никогда не в состоянии был бы написать портрет Лермонтова».

И действительно, портретов Лермонтова много, но все они разные, они противоречат один другому. Не смотря на все старания художников, они не смогли уловить взгляд, схватить жизнь лица, передать его духовный облик. В этом тоже кроется какая-то загадочность Лермонтова, заставляющая думать о нем, как о человеке не от мира сего.

И не только внешность, но и характер его современники описывают так между собой не схоже, что порою кажется, что речь идет о двух Лермонтовых. Одним он кажется холодным, желчным, раздражительным. Другим он кажется живым, веселым, с «симпатичными чертами лица». Лица из великосветского общества так о нем отзывались: «язвительная улыбка», «злой и угрюмый вид», «скучен и угрюм», «высокомерен», «заносчив».

Даже один и тот же человек говоря о Лермонтове, о его характере мог противоречить самому себе. Вот, например, два отзыва Белинского: «. Я ни разу не слыхал от него ни одного дельного, умного слова. Он, кажется, нарочно щеголяет светской пустотою». И позже другое: «Глубокий и могучий дух! Как он верно смотрит на искусство, какой глубокий и часто непосредственный вкус изящного!».

Князь А.Лобанов-Ростовский писал: "С глазу на глаз и вне круга товарищей он был любезен, речь его была интересна, всегда оригинальна и немного язвительна, но в своем обществе это был настоящий дьявол, воплощение шума, буйства, разгула, насмешки».

Конечно, и о Пушкине, например, были разные мнения его современников, и все же, в отличие от Лермонтова, характер Пушкина поддается реальной оценке.
«У Лермонтова грани характера, - писал исследователь жизни и творчества поэта Ираклий Андроников, - были очерчены особенно резко, и мало кто возбуждал о себе столько разноречивых толков».

А толки были действительно разноречивы. Н.П.Раевский, офицер, говорил, что "любили мы его все». Когда убили Лермонтова, тот же Раевский говорил, что «все плакали, как малые дети». А вот священник Эрастов, отказавшийся хоронить Лермонтова, говорил обратное: «Вы думаете все тогда плакали. Все радовались!»

«Он был вообще не любим в кругу своих знакомых в гвардии и в петербургских салонах», - утверждал князь Васильчиков, секундант дуэли Лермонтова с Мартыновым. Кому из них верить?

Ни у одного из русских поэтов нет в произведениях столько горечи, безнадежности, упадка и безверия, как у Лермонтова. Он скептически отвергает все: дружбу, любовь, радость жизни.
"Их время злобное не все покосит.
Пусть добродетель в прах падет,
Пусть будут все мольбы творцу бесплодны,
Навеки гений пусть умрет, -
Везде утехи есть толпе простонародной;
Но тот, на ком лежит уныния печать,
Кто, юный, потерял лета златые,
Того не могут услаждать
Ни дружба, ни любовь, ни песни боевые. "

Этот стих Лермонтов написал в пятнадцатилетнем возрасте! В этом возрасте его уже не услаждали «ни дружба, ни любовь, ни песни боевые». Если гений Пушкина «вовремя созрел», то гений Лермонтова действительно оказался «до времени созрелым», «стариком без седин».

«Надо удивляться, - писал В.Белинский В.Боткину, - детским произведениям Лермонтова — его драме, «Боярину Орше» и т. п. (не говорю уже о «Демоне»): это не «Руслан и Людмила», тут нет ни легкокрылого похмелья, ни сладкого безделья, ни лени золотой, ни вина и шалостей амура, — нет, это — сатанинская улыбка на жизнь, искривляющая младенческие еще уста, это «с небом гордая вражда», это — презрение рока и предчувствие его неизбежности. Все это детски, но страшно сильно и взмашисто. Львиная натура! Страшный и могучий дух!"

Порой читаешь стихи Лермонтова и действительно становится почему-то страшно. Его ничто не радует, даже сама жизнь:
"И жизнь, как посмотришь
С холодным вниманьем вокруг, -
Такая пустая и глупая шутка. "
Это пострашнее пушкинского «Дар напрасный…». У Лермонтова гораздо больше горечи и безнадежности. Для Пушкина жизнь все-таки дар, пусть и отвергаемый им в какой-то момент. Для Лермонтова – шутка. А кто эту жизнь создал? Бог.

«Пустая и глупая шутка» – это кощунственный вызов самому Создателю», - пишет богослов Михаил Дунаев. «Но Лермонтов и на этом не останавливается, - продолжает М.Дунаев. – Он вдруг обращается к Творцу с молитвой, напитанной ядом насмешки, с прошением, где избыточно ощущается злобное неприятие воли Его:
За всё, за всё тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей,
За горечь слез, отраву поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей;
За жар души, растраченный в пустыне,
За всё, чем я обманут в жизни был.
Устрой лишь так, чтобы тебя отныне
Недолго я еще благодарил.
Здесь обвинение Творцу в несовершенстве творения, во всех бедах человеческих на земле. И все в пародийной форме «благодарности», в антимолитве с презрительной просьбой о скором прекращении «пустой и глупой шутки».

Но будет неправильно судить об отношении Лермонтова к вере только по одной этой молитве. У него есть и другие молитвы, которые говорят об обратном:
"Не обвиняй меня, всесильный,
И не карай меня, молю,
За то, что мрак земли могильный
С ее страстями я люблю;
За то, что редко в душу входит
Живых речей твоих струя,
За то, что в заблужденьи бродит
Мой ум далеко от тебя;
За то, что лава вдохновенья
Клокочет на груди моей;
За то, что дикие волненья
Мрачат стекло моих очей;
За то, что мир земной мне тесен,
К тебе ж проникнуть я боюсь
И часто звуком грешных песен
Я, боже, не тебе молюсь.

Но угаси сей чудный пламень,
Всесожигающий костёр,
Преобрати мне сердце в камень,
Останови голодный взор;
От страшной жажды песнопенья
Пускай, творец, освобожусь,
Тогда на тесный путь спасенья
К тебе я снова обращусь".

А вот эту молитву, которую Лермонтов написал незадолго до своей смерти, мне кажется, может написать только верующий человек:
"В минуту жизни трудную,
Теснится ль в сердце грусть;
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко -
И верится, и плачется,
И так легко, легко. "

«К сожалению, молитва не спасла его, - сказал оптинский старец Варсонофий, - потому что он ждал только восторгов и не хотел понести труда молитвенного».
Лермонтов весь соткан из крайностей, он любит крайности, и эти крайности заметно отражаются в его поэзии. Красной нитью в его поэзии проходят страдания, мука, страсть.
"Душа сама собою стеснена,
Жизнь ненавистна, но и смерть страшна,
Находишь корень мук в себе самом,
И небо обвинить нельзя ни в чем".

Лермонтов добровольно обрек себя на одиночество, на страдания. Возможно это свойственно всем гениальным людям, но у Лермонтова это проявлялось особенно явно.
«Я здесь стою близ моря на скале,
Стою, задумчивость питая,
Один, покинув свет, и чуждый для людей,
И никому тоски поверить не желая…»
«Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской
И, как преступник перед казнью,
Ищу кругом души родной»
В раннем возрасте им уже овладевали мысли о смерти:
Пора уснуть последним сном,
Довольно в мире пожил я;
Обманут жизнью был во всем,
И ненавидя, и любя».
Это стихотворение он написал в шестнадцать лет! У многих в юности проскальзывают мысли о смерти, но они быстро забываются, проходят. Лермонтовым же они владеют постоянно:
"Настанет день –
и миром осужденный,
Чужой в родном краю,
На месте казни – гордый,
Хоть презренный –
Я кончу жизнь мою. "

Лермонтов - человек загадка. Возможно, в нем скрыта какая-то тайна, недоступная нам.
Павел Глоба, например, уверяет, что существует проклятие Лермонтова, которое вызвано, вероятно, тем, «что поэт погиб не в честном поединке, а в результате заказного, тщательно спланированного убийства». По мнению Глобы, суть проклятия «заключается в том, что даты связанные с именем Лермонтова, в России отзываются весьма горькими событиями».

И действительно, есть такие совпадения, которые настораживают и заставляют поверить этому. Вот примеры.
Лермонтов родился в 1814 году. На столетний юбилей поэта, в 1914 году, началась первая мировая война.
Лермонтов погиб в 1841 году, а через сто лет, в 1941 году, началась Великая Отечественная война.
Через сто пятьдесят лет со дня гибели поэта, в 1991 году распался Советский Союз.
Через 200 лет со дня рождения, в 2014 году произошел захват власти на Украине националистами и неизвестно чем это кончится для России. Не послужит ли майдан детонатором для очередной войны?

Конечно, хочется надеяться, что разум все же возобладает и все закончится мирно. Однако события, которые сегодня происходят на Украине и вмешательство Европы и США в эти события серьезно настораживают.
Не дай Бог!

© Copyright: Николай Иванович Кирсанов, 2014
Свидетельство о публикации №214042801087 Рецензии

Замечательно об одном из любимых моих поэтов, Николай Иванович! Вы правы - загадочный был человек и непременно гениальный. Как человек, имеющий непосредственное отношение к выражению мыслей краесогласно, то есть рифмованно, могу утверждать: такого мастера ритма как Лермонтов было раз-два и обчёлся.
Кстати наш духовидец Даниил Андреев писал о том, что Лермонтов имел миссию написать в зрелом возрасте поистине великую книгу - не дали. Чёрные силы всегда на стрёме.

На это произведение написаны 53 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Следующая цитата

В последнее время бросается в глаза, сколь большое, прямо-таки исключительное значение приобретает для общества мнение Николая I о творчестве Лермонтова (в частности, о его романе "Герой нашего времени"). Это мнение мы слышим в передачах, посвященных поэту, с экрана телевизора, читаем на различных интернет сайтах, в современных статьях, в том числе статьях на Прозе.ру.


ЛЕНИН В. И. о Лермонтове. Отношение Ленина к Л. - проявление его постоянного интереса к русской классической литературе. Произведения Л. сопутствовали Ленину всегда: они были в домашней библиотеке Ульяновых, в небольших библиотеках Ленина в периоды его политических ссылок и в эмиграции; одним из последних поступлений в его кремлевской библиотеке была книга С. В. Шувалова «М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников и его письмах» (М., 1923).

Ленин знал произведения Л. с детства: Илья Николаевич и Мария Александровна Ульяновы были почитателями таланта Л., много стихов знали наизусть, их дети знакомились с Л. в средних классах, до изучения гимназического курса русской литературы (включавшего по программе стихи Л. для заучивания); в семье был двухтомник сочинений поэта (1882), хрестоматия Н. В. Гербеля «Русские поэты в биографиях и образцах» (1873). Об интересе Ленина к Л., оценках его творчества известно из воспоминаний Н. К. Крупской, которая сама хорошо знала Л.; в письме к М. Ф. Николевой, науч. сотруднику музея Л. в Пятигорске (1938), она писала: «Владимир Ильич <. > любил Лермонтова, но <. > как-то «стихийно». Привлекала <. > должно быть, смелость и сила чувства, которые так ярки у Лермонтова» (Ленин В. И., О литературе и искусстве, 1967, с. 636). В 1898, приехав к Ленину в ссылку, Крупская привезла с собой в село Шушенское томики А. С. Пушкина, Л., Н. А. Некрасова; «Владимир Ильич положил их около своей кровати. и перечитывал их по вечерам вновь и вновь».

В своей публицистике Ленин часто использовал строки или образные выражения Л. в полемике с идейными противниками партии и рабочего класса. В работе «Что делать?» (1902) он цитирует лермонтовские слова из произведения «Молитва» (1839), «И скучно и грустно», «Демон». Выражение «минута жизни трудная» («Молитва») соотнесено с эволюцией деятельности членов партии на политической арене; используя строку из «Демона» «без руля и без ветрил» для характеристики политической ситуации в России, Ленин обнажает аморфность идейных позиций «критиков марксизма». Строки из стихотворения «Журналист, читатель и писатель» Ленин цитирует в разных работах, по разным поводам. Например, в книге «Шаг вперед, два шага назад» (1904), где критикуется новая «Искра»: «С кого они портреты пишут? где разговоры эти слышат?». В статье «Рабочая группа в Государственной думе» (1906), разоблачая политику кадетов, их политическое фразерство, Ленин напоминает об их будущей участи финальной строкой лермонтовской «Думы»: «Смотрите, господа кадеты. придет день и не далекий день, когда народ помянет вас «насмешкой горькою обманутого сына над изболтавшимся отцом»» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 13, с. 88). Замена слова «промотавшимся» на «изболтавшимся» усиливает сатирический эффект. Строки «жалкий лепет оправданья» (из стихотворения «Смерть поэта»), «намеки тонкие на то, чего не ведает никто» (из стихотворения «Журналист, читатель и писатель»), «все это было бы смешно, когда бы не было так грустно» (в некоторых статьях с заменой последнего слова на «серьезно» или «позорно» - из стихотворения «А. О. Смирновой»), многократно использованные в разных работах, - яркие примеры публицистического переосмысления Лениным лермонтовской афористичности выражений.

После Октябрьской революции в подписанном Лениным постановлении Совета Народных Комиссаров о сооружении памятников «великим деятелям социализма, революции и прочее» (1918) в разделе «Писатели и поэты» третьим в списке после Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского названо имя Л. С 1917 по 1920 было осуществлено 19 изданий сочинений Л. Получило одобрение и поддержку Ленина задуманное Горьким «сокращенное издание русских классиков», куда вошли и избранные сочинения Л. в одном томе (редакция, вступительная статья и примечание. А. Блока, Берлин, 1921; издательство З. И. Гржебина).

В последний год жизни в Горках во время тяжелой болезни Ленин обращался к поэзии Л., в том числе к стихотворению «Сон»; близкие «. слышали у него напев «Долины Дагестана».


Лермонтовская энциклопедия, 1981.

© Copyright: Галина Богословская, 2020
Свидетельство о публикации №220010301716 Рецензии

С Мартыновым все просто, сугубо ситуативно он действительно лицо маловиновное, в жизни бывают нелепые трагедии. А как человек, полностью с вами согласна, он был бездарность с некоторой придурью, но не более. Едва ли подлец, подговоренный высокопоставленными врагами Лермонтова, как думали когда-то.

"лицо маловиновное" Он преступник, а Лермонтов был гуманистом. он даже отказался выстрелить перед угрозой смерти.
Он пострадал, за то, что выступил в защиту убитого Пушкина.

А Владимир Ильич Ленин - из другой категории. Ему людей было не жалко. он всю жизнь жил для революции.
Наконец, мечта его сбылась. Большевики устроили переворот и насильно захватили власть.
Хотя их никто не выбирал. Они считали для себя недостойным идти на диалог с другими политическими силами.
Ленин считал, что буржуазная демократия - это диктатура капитала. потому и установили диктатуру пролетариата, а от революции и последовавшей Гражданской войны только погибших было больше 10 миллионов человек.

Но ради высоких целей. Ленин считал эти жертвы эксплуататорских классов оправданными. Он обещал народу построить коммунизм к 30 или 40 году.
Коммунизм так и не построили. а народ 70 лет мордовали, пока люди ни выбрали адекватных политиков.

Маркс творец коммунистической лжетеории. А Ленин применил теорию на практике в масштабах огромной страны.
Но жизнь дала оценку деяниям дилетанта от политики Ленина. Социализм потерпел крах по всему миру, государство которое этот недотёпа придумал (СССР) развалилось. и бывшая Российская империя потеряла огромные территории, населённые русскими людьми.

За коммунистический бред расплатился наш народ.

Хотя многие этого и сегодня не поняли, голосуя за коммунистов. во всех странах коммунистические партии исчезли, а наши коммунисты продолжают людям пудрить мозги.

Мне стоило почитать, как сегодняшняя уважаемая общественность затаскала отзыв Николая I на роман Лермонтова как что-то жутко важное, чтобы вспомнить даже и Ленина, и что он о Лермонтове думал.

На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Читайте также: