Лео штраус о тирании цитаты

Обновлено: 22.12.2024

Commenting upon the Aleinu prayer, in "Why We Remain Jews" (1962)
Контексте: The kingdom is Yours, and You will reign in glory for all eternity. As it is written in Your Torah: "The Lord shall reign for ever and ever." And it is said: " And the Lord shall be King over all the earth: on that day the Lord shall be One, and His name One."
No nobler dream was ever dreamt. It is surely nobler to be a victim of the most noble dream than to profit from a sordid reality and to wallow in it. Dream is akin to aspiration. And aspiration is a kind of divination of an enigmatic vision. And an enigmatic vision in the emphatic sense is the perception of the ultimate mystery, of the truth of the ultimate mystery. The truth of the ultimate mystery — the truth that there is an ultimate mystery, that being is radically mysterious — cannot be denied even by the unbelieving Jew of our age. That unbelieving Jew of our age, if he has any education, is ordinarily a positivist, a believer in Science, if not a positivist without any education.

Следующая цитата

Оглавление

Предисловие. Политическая философия Л. Штрауса (А. М. Руткевич). 7

Ксенофонт. Гиерон (пер. с древнегреческого А. А. Россиуса). 39

Лео Штраус. О тирании (пер. с английского А. А. Россиуса). 63
Введение. 63
I. Проблема. 72
II. Заглавие и литературная форма. 73
III. Драматическая форма. 79
A. Действующие лица и их функции. 79
Б. Действие диалога95
B. Использование характерных терминов. 119
IV. Наставление относительно тирании. 121
V. Два образа жизни. 138
VI. Удовольствие и добродетель..158
VII. Благочестие и закон . 173
Примечания. 177

А. Кожев. Тирания и мудрость. Комментарии по поводу трактата Л. Штрауса (пер. с французского А. М. Руткевича). 221

Лео Штраус. Еще раз о «Гиероне» Ксенофонта (пер. с английского А. А. Россиуса) .
275

Следующая цитата

Если мир считается великим для людей благом, то как раз тиранам меньше всего приходится наслаждаться им, а если война - великое зло, то тут на их долю выпадает самое худшее.

Далее, частные люди, даже если военный поход заведет их в неприятельскую страну, могут быть уверены, что хотя бы когда они вернутся домой, то будут в безопасности; тираны же знают наверняка, что когда они входят в свой родной город, вот тогда их окружает больше всего врагов.

И ежели на город нападет более сильный враг, то люди, живущие вне стен, будучи слабее его, полагают, что им грозит беда, но как только зайдут они внутрь укреплений, уверены, что все они уже в безопасности; тиран же, даже войдя в собственное жилище, не находит безопасного прибежища: как раз там-то, думает он, и надлежит ему прежде всего быть настороже.

Кроме того, частным людям отдохновение от войны приносят и переговоры, и мир, но тиранам никогда не добиться мира с подданными, да и сам тиран никогда не почувствует себя спокойно, доверившись договору.

С другой стороны, есть войны, которые ведут города, и есть такие, которые ведут тираны против порабощенных силой. В этих войнах все тяготы, какие выпадают на долю жителя воюющих городов, терпит и тиран. Обоим приходится носить оружие, быть настороже и рисковать, и всякая обида, связанная с возможным поражением, одинаково гнетет того и другого.

Во всем, о чем говорилось до сих пор, войны, которые ведутся и одним, и другим, одинаковы. Но если речь заходит об удовольствии, какое получают защищающие свой город в борьбе с другими городами, этого для тирана уже не существует. Ибо когда города берут верх в битве с врагами, трудно выразить, сколько удовольствия получают люди, обратив неприятеля в бегство, сколько - от преследования, сколько - убивая врагов; как гордятся они свершенным деянием, сколь блистательную они стяжают славу, какую радость внушает им мысль, что они способствовали возрастанию своего города. Каждый делает вид, что участвовал в разработке плана и убил как можно больше врагов, и не встретишь такого рассказа, где бы не привирали, заверяя, что истребили больше людей, чем всего погибло на самом деле: вот каким прекрасным делом кажется им важная победа.

И тиранам приходится любить свой город - ведь без города им не удавалось бы ни сохранять свою жизнь, ни пребывать в счастии; но тирания вынуждает их приносить зло и в собственное отечество - им ведь не доставляет радости внушать своим согражданам отвагу или вооружать их, однако приятнее им чужестранцев сделать более грозными, чем граждан, и превратить их в телохранителей.

Более того, даже когда выдается удачный год и наступает изобилие всего, даже тогда тиран не принимает участия в общей радости, ибо они, тираны, думают, что чем больше нуждаться будут люди, тем покорнее они станут. (Лео Штраус) [ГОРОД, ИЗОБИЛИЕ, ТИРАНИЯ] [17.07.2018 22:59:36] < 199 / 2 / 0 >

Подобно тому, как атлеты не радуются, показав свое превосходство над обычными людьми, но досадуют, уступив своим соперникам, так и тиран не ощущает удовольствия, если случится ему продемонстрировать, что он имеет больше, чем простые сограждане, но всякий раз испытывает страдание, когда становится очевидно, что он обладает меньшим, чем другие тираны, - ведь их он рассматривает как соперников для своего богатства.

И уж конечно ничуть не скорее, чем обычный человек, получает тиран то, чего пожелает. Ведь предмет желаний простого человека - это дом, или поле, или слуга, а тирану нужны города, огромные просторы, гавани или могучие крепости - все то, добиться чего куда труднее и опаснее, чем исполнить желания простых смертных.

Более того, насколько редки бедняки среди частных людей, настолько много их среди тиранов, ибо не по числу вещей решается, много ли их и достаточно ли, но смотря по пользе от них; соответственно, число, превышающее меру достаточного, признается большим, а недостающее до нее - малым.

Потому и тирану множества его владений не так хватает даже для самых необходимых расходов, как это бывает у частных людей. В самом деле, обычный человек может по своему усмотрению урезать повседневные затраты, но тиранам это не дозволяется, ибо величайшие и необходимейшие их расходы направляются на защиту их жизни, и хоть сколько-то сокращать таковые, по их мнению, равносильно гибели.

Далее, всех тех, кто законными средствами могут добиться всего, что им нужно, - зачем кто-то станет жалеть их, словно бедных? А те, кого нужда заставляет жить, вечно затевая что-нибудь дурное и постыдное, - разве не будет прав тот, кто сочтет их несчастными бедняками?

Так вот, тиранам почти постоянно приходится беззаконно грабить то храмы, то людей, потому что всякий раз им снова и снова требуются деньги на необходимые расходы. И словно все время идет для них война, вынуждены они содержать войско или погибнуть. (Лео Штраус) [ЕСЛИ, ПРЕВОСХОДСТВО, ЧЕЛОВЕК] [17.07.2018 22:59:02] < 199 / 2 / 0 >

- Почему, Гиерон, - если быть тираном - дело столь скверное, и ты это понимаешь, не освободишься ты от такого великого зла, и почему ни ты, ни кто другой, раз получивший тиранию, добровольно от нее не отказался?

- А потому, Симонид, - ответил он, - что и в этом несчастье тирании: от нее невозможно освободиться. Ибо у кого из тиранов достанет средств расплатиться за деньги тех, кого он лишил имущества, кто претерпит оковы за всех тех, кого он заточил, откуда добудет он столько жизней взамен тех, что он отнял? Но если вообще для человека может оказаться выгодным делом повеситься, Симонид, то знай: я считаю, что полезнее всего это для тирана. Ибо только ему нет пользы ни в том, чтобы остаться при своей беде, ни отделаться от нее. (Лео Штраус) [ЕСЛИ, ОКОВЫ, ДЕЛО] [17.07.2018 22:58:38] < 158 / 2 / 0 >

„All political action is then guided by some thought of better or worse.“

"What Is Political Philosophy" in The Journal of Politics, 19(3) (Aug. 1957) by the Southern Political Science Association, p. 343
Контексте: All political action aims at either preservation or change. When desiring to preserve, we wish to prevent a change for the worse; when desiring to change, we wish to bring about something better. All political action is then guided by some thought of better or worse.

Следующая цитата

Самыми прочными дружескими привязанностями считаются, конечно же, привязанность родителей к их детям и привязанность детей к родителям, братьев к братьям, жен к мужьям и товарищей к товарищам своим. (Лео Штраус) [ПРИВЯЗАННОСТЬ] [17.07.2018 23:04:45] < 132 / 2 / 0 >

Правящему мужу следует расправу над тем, кто нуждается в принуждении, препоручать другим, тогда как раздачей наград надлежит заняться самому. (Лео Штраус) [17.07.2018 23:04:37] < 119 / 2 / 0 >

Правитель и обычный человек, встретив кого-нибудь, заговорят с ним по-дружески; чье приветствие, считаешь ты, сильнее обрадует того, кто его слышит? Далее, положим, тот и другой похвалят одного и того же человека; чья похвала, по-твоему, скорее доставит ему удовольствие? Или же, совершив жертвоприношение, один или другой окажут кому-нибудь знаки почтения; кто из них, ты думаешь, получит в ответ большую признательность? Пусть они одинаково позаботятся о больном; разве не ясно, что хлопоты со стороны более могущественного возбуждают и более сильную радость? Или пусть принесут равные дары; не очевидно ли и в этом случае, что от могущественнейшего лица угождение вполовину меньшее значит больше, чем цельный дар от обычного человека? (Лео Штраус) [ОТВЕТ, УДОВОЛЬСТВИЕ, ЧЕЛОВЕК] [17.07.2018 23:04:33] < 134 / 2 / 0 >

Подобно тому, как человек, не познавший жажды, не насладится питьем, так и тот, кто не испытал любви, не испытал и самого сладостного из половых удовольствий. (Лео Штраус) [ЧЕЛОВЕК] [17.07.2018 23:04:29] < 160 / 2 / 0 >

Одного верного человека найти куда труднее, чем множество рабочих для какой угодно работы. (Лео Штраус) [РАБОТЫ] [17.07.2018 23:04:26] < 155 / 2 / 0 >

Ничуть не скорее, чем обычный человек, получает тиран то, чего пожелает. Ведь предмет желаний простого человека - это дом, или поле, или слуга, а тирану нужны города, огромные просторы, гавани или могучие крепости - все то, добиться чего куда труднее и опаснее, чем исполнить желания простых смертных. (Лео Штраус) [ЧЕЛОВЕК, СЛУГА, ОБЫЧНЫЙ] [17.07.2018 23:04:21] < 171 / 2 / 0 >

Никто не хочет попрекать тирана или перечить ему в его присутствии. (Лео Штраус) [17.07.2018 23:04:17] < 135 / 2 / 0 >

Ни от кого не исходит столько козней против тиранов, сколько от тех, кто притворяется более всего любящими их. (Лео Штраус) [ПРОТИВ] [17.07.2018 23:04:10] < 131 / 2 / 0 >

Нет товара более дешевого, чем то, что люди покупают посредством наград. (Лео Штраус) [ЛЮДИ] [17.07.2018 23:04:06] < 157 / 2 / 0 >

Некоторым людям от рождения бывает свойственно делаться тем наглее, чем полнее удовлетворены их нужды. (Лео Штраус) [17.07.2018 23:04:01] < 95 / 2 / 0 >

Наслаждаться, причиняя боль тому, кого любишь, получать ненависть в ответ на поцелуи и отвращение в ответ на прикосновения – это ли не тягостное и достойное скорби страдание? (Лео Штраус) [ПОЦЕЛУИ, НЕНАВИСТЬ, СТРАДАНИЕ] [17.07.2018 23:03:57] < 159 / 2 / 0 >

Назову еще одну - весьма тягостную - беду тиранов. Ведь им не хуже, чем обычным людям, известны и храбрецы, и мудрые, и справедливые. Однако вместо того, чтобы восхищаться ими, они их боятся: храбрецов - как бы те не отважились на что-нибудь ради свободы, мудрецов - как бы те что-нибудь не затеяли, справедливых - как бы толпа не возжелала быть под их началом. А когда страх уже заставил их потихоньку разделаться с таковыми, кого еще остается им использовать, кроме людей неправедных, невоздержных и раболепствующих? Неправедные пользуются их доверием, потому что они, как и сами тираны, страшатся городов - как бы те, сделавшись однажды свободными, не получили их в свою власть; невоздержные - из-за того, что именно теперь у них развязаны руки; люди рабского склада - так как даже сами они не почитают себя достойными свободы. Вот почему мне кажется тяжким злом и это – считать одних людей достойными, но поневоле использовать других. (Лео Штраус) [ТОЛПА, СТРАХ] [17.07.2018 23:03:53] < 128 / 2 / 0 >

Мы на одного и того же человека смотрим с большим удовольствием, когда он при власти, чем если он просто рядовой гражданин. (Лео Штраус) [ЕСЛИ] [17.07.2018 23:03:49] < 121 / 2 / 0 >

Любовь меньше всего желает поселиться именно в тиране, ибо радость любви заключается в стремлении не к доступному, а к тому, что составляет предмет надежды. (Лео Штраус) [РАДОСТЬ, ЛЮБОВЬ] [17.07.2018 23:03:45] < 129 / 2 / 0 >

Ласки приятнее всего те, что получаешь от самых гордых женщин, те же, что дают нам рабыни, нисколько не тешат нас, даже будучи нам доступны, но если хоть в чем-то они окажутся недостаточны, они вызывают страшный гнев и тоску. (Лео Штраус) [ГНЕВ, ЕСЛИ] [17.07.2018 23:03:35] < 116 / 2 / 0 >

Кого из граждан тираны боятся, тех видеть живыми им отвратительно, но отвратительно и убить: это похоже на то, как если бы был конь - породистый, но из числа тех, от которых со страхом ждешь, как бы не стали они причиной непоправимого несчастья. Трудно было бы решиться убить его из-за его благородства, но столь же трудно и оставить жить из опасения, что учинит он непоправимое в минуту опасности. Так же и с другими вещами, трудными в обращении, но полезными: одинаково тягостно владеть каждой из них и расставаться с нею. (Лео Штраус) [КОНЬ, ЕСЛИ, УБИТЬ] [17.07.2018 23:03:24] < 158 / 2 / 0 >

Когда человек любим другими, то любящие его испытывают удовольствие, видя его рядом с собою; они с удовольствием делают ему добро; скучают о нем в его отсутствие и с величайшей охотой встречают его возвращение; разделяют с ним радость его успехов и спешат ему на помощь, как только заметят, что он в чем-то потерпел неудачу. (Лео Штраус) [УДОВОЛЬСТВИЕ, РАДОСТЬ, ДОБРО] [17.07.2018 23:03:17] < 129 / 2 / 0 >

Читайте также: