Ленин о религии и церкви цитаты

Обновлено: 06.11.2024

Отношение Ленина к религии часто оценивалось как негативное. В период СССР речи вождя использовали для обоснования борьбы против религиозных организаций. Однако не стоит рассматривать позицию Ленина как тотально антирелигиозную , и вот почему.

"Нагорная проповедь" Ленина и Иисуса Христа "Нагорная проповедь" Ленина и Иисуса Христа

В работе "Социализм и религия" 1905 г. Ленин повторяет представления о религии в марксистском духе:

"Религия есть один из видов духовного гнета, лежащего везде и повсюду на народных массах. Бессилие эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуататорами так же неизбежно порождает веру в лучшую загробную жизнь, как бессилие дикаря в борьбе с природой порождает веру в богов. Религия есть опиум народа. Религия - род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь".

Из отрывка понятно, что Ленин рассматривает религию как негативный пласт культуры , религия работает как средство порабощения в угоду капиталистических элит.

Один из антирелигиозных плакатов 1936 г. Один из антирелигиозных плакатов 1936 г.

Но в той же работе встречаем следующее:

" Религия должна быть объявлена частным делом. Государству не должно быть дела до религии , религиозные общества не должны быть связаны с государственной властью".

Здесь религия не представлена как нечто, что подлежит ликвидации в социалистическом обществе. Религия отдельно, светская жизнь отдельно . В следующей цитате Ленина можно углядеть оправдательные моменты в пользу религии:

"Мы, социалисты, должны поддержать это движение (за свободу), доводя до конца требования честных и искренних людей из духовенства , ловя их на словах о свободе, требуя от них, чтобы они порвали решительно всякую связь между религией и полицией".

В "Проекте речи по аграрному вопросу во второй Государственной Думе" Ленин вообще призывает с уважением относится к любой вере, которая не приводится в жизнь путем насилия и обмана.

". мы, социал-демократы, относимся отрицательно к христианскому учению . Но, заявляя это, я считаю своим долгом сейчас же, прямо и открыто сказать, что социал-демократия борется за полную свободу совести и относится с полным уважением ко всякому искреннему убеждению в делах веры" .

В работе "Либералы и клерикалы" 1912 г. он высказал очень прогрессивную, даже на сегодняшний момент, идею:

"Мы не против участия духовенства в выборной борьбе, в Думе и пр."

В "Честном голосе французского социалиста" Ленин цитирует мыслителя Голэя о христианстве:

" Когда христианство потеряло свою ценность? Не тогда ли, когда Константин (император Римской Империи) обещал ему доходы и предложил ему, вместо преследований и казней, обшитое галунами платье придворных лакеев?"

Это не обоснование ничтожности христианства, это критика христианства, которое из религии свободы стало религией порабощения.

Проблема Ленина была в том, что его речи чаще всего были направлены против религии. Во всем потоке слов оправдывающие религию элементы казались крупицами, поэтому в СССР вместо мирного сосуществования была настоящая борьба с религиозными организациями.

Ленин стремился не допустить серьезного влияния религии на социально-политическую обстановку, ведь она могла затмить социалистические преобразования. В этом есть внутреннее противоречие идей Ленина.

Следующая цитата

О религии и атеизме
Вариант: Религия — очень распространённый суррогат веры.

„Я верующий человек. Я не хожу в церковь и не принадлежу ни к какой конкретной религии, но я верю в Бога. Думаю, ему этого достаточно.“

— Ник Кейв австралийский музыкант 1957

„Вера возникает и укрепляется не благодаря рациональным доводам, а потому, что ее дарует человеку Бог. Можно уверовать, даже многократно убедив себя в абсурдности религии с точки зрения разума. А можно доказать для себя существование Бога, видеть чудеса и не стать при этом верующим человеком.“

— Алексий II епископ Русской православной Церкви; патриарх Московский и всея Руси 1929 - 2008

„Полагайтесь на веру. Не на религию, а на веру, не на надежду, а на веру. Я не верю в надежду. Надежда обедняет. Надежда проходит сквозь пламя, а вера перепрыгивает через нее.“

— Джим Керри канадо-американский актёр, комик, сценарист, продюсер и художник 1962

Из выступления перед выпускниками 2014 года университета Махариши (Айова).

„Атеизм нуждается в вере ничуть не меньше, чем религия.“

— Оскар Уайльд ирландский поэт, драматург, писатель, эссеист 1854 - 1900

О религии и атеизме
Вариант: Атеизм нуждается в религии ничуть не меньше, чем вера.

„Если хорошо знать историю религий, невозможно верить в богов.“

— Александр Михайлович Черницкий писатель-публицист, политолог 1959 - 2015

Следующая цитата

Влади́мир Ильи́ч Улья́нов — российский революционер, советский политический и государственный деятель, создатель Российской социал-демократической рабочей партии , один из главных организаторов и руководителей Октябрьской революции 1917 года в России, первый председатель Совета Народных Комиссаров РСФСР, создатель первого в мировой истории социалистического государства.

Марксист, публицист, основоположник марксизма-ленинизма, идеолог и создатель Третьего интернационала, основатель СССР, первый председатель СНК СССР. Сфера основных политико-публицистических работ — материалистическая философия, теория марксизма, критика капитализма и империализма, теория и практика осуществления социалистической революции, построения социализма и коммунизма, политэкономия социализма.

Мнения и оценки исторической роли Владимира Ульянова отличаются крайней полярностью. Вне зависимости от положительной или отрицательной оценки деятельности Ленина, даже многие некоммунистические исследователи считают его наиболее значительным революционным государственным деятелем в мировой истории. В. Лавров утверждает, что произведения В. И. Ленина занимают первое место в мире среди переводной литературы; современный индекс переводов ЮНЕСКО даёт 7 место.

„У меня свои духовные взгляды, но я не причисляю себя к организованной религии. Я думаю, религия — это вещь особенная и индивидуальная для каждого человека.“

— Джессика Альба американская актриса 1981

„Я слишком верующий, чтобы связываться со всякими религиями.“

„Первоначальная религия человечества порождается главным образом тревожным страхом за будущее.“

— Дэвид Юм шотландский философ 1711 - 1776

„Религия не экономна, но имеет в виду практическую цель в будущем, в царствии небесном.“

— Казимир Северинович Малевич российский и советский художник-авангардист польского происхождения, педагог, теоретик искусства, философ 1878 - 1935

Следующая цитата

В последнее время часто можно слышать разговоры о том, что Владимир Ленин в отличие, например, от Иосифа Сталина недооценивал роль Церкви и считал любую религию «труположеством». Знаменитая цитата из письма 1913 года Максиму Горькому «о синем и желтом черте» для многих закрыла тему отношения вождя мирового пролетариата к Церкви и религии. Между тем, в дореволюционных статьях Владимира Ульянова и в воспоминаниях о нем можно найти много интересных фактов, позволяющих объяснить политику советской власти по отношению к Церкви.


Начнем с того, что ленинские статьи о христианстве не содержат критики Евангелия или церковных догматов. В отличие от Карла Маркса, подробно разбиравшего мнимые противоречия в евангельском повествовании о родословной Христа, Ленин не разменивается на такие «мелочи». Для него не существовало проблемы исторического Иисуса, поскольку не существовало проблемы существования Бога или религиозных исканий.

Религия по Ленину — всего лишь способ обмануть трудящихся и возможность для богатых держать в покорности бедных. Не случайно на полях Гегеля Владимир Ульянов оставляет почти неприличные надписи, касающиеся Бога, которые Владлен Логинов, автор книги «Неизвестный Ленин» сравнивает с разочарованием болельщика от неверного действия игрока любимой команды:

«И когда Гегель еще и еще раз в этой опубликованной работе пишет, что размышления Эпикура — „жалкие мысли“, ибо нет в его картине мира места для бога, для „мудрости творца“, Ленин срывается, как срывается болельщик, когда его любимый нападающий с десяти шагов бьет мимо ворот. И на полях конспекта, после нескольких десятков реплик — „Замечательно верно и глубоко“, „Очень верно и важно“, „Очень хорошо и образно“, „Умно и остроумно“ появляется запись: „Бога жалко! Сволочь идеалистическая!“. Это никогда не предназначалось для печати и было лишь сугубо личным эмоциональным выражением досады на великого и почитаемого философа, позволившего себе столь мелкое высокомерие».

Как видим, Владимир Ульянов не слишком чтил авторитеты и мог позволить себе эмоциональные высказывания, связанные с проблемами соотношения идеализма и материализма. Правда, продолжая конспектировать Гегеля, Ленин оставляет и другое замечание, которое выдает в нем интерес к умным противникам: «Умный идеализм ближе к умному материализму, чем глупый материализм». К чести основателя советского государства следует сказать, что он стремился переубедить оппонента словами, но уж в полемике не щадил никого.

Отметим, что самые «скучные» статьи о религии Владимир Ульянов пишет, размышляя о теории идеализма и материализма, об абстрактных понятиях. Напротив, как только речь заходит о конкретных представителях Православной Церкви, о деятельности духовенства в дореволюционной Думе, о социально-экономической роли религии в обществе, Ленин преображается, и из-под его пера выходят интересные наблюдения.

В статье «Классы и партии в их отношении к религии и церкви» Ленин говорит о том, что Церковь страдает клерикализмом. Такой вывод он сделал, анализируя речь епископа Евлогия (Георгиевского), в которой были такие слова:

«Кто может поручиться за то, что бюджетная комиссия, выразившая в настоящем году пожелание подчинить их (церковные средства) государственному контролю, в следующем году не выскажет пожелания переложить их в общегосударственное казначейство, а затем и совсем передать заведование их из власти церковной к власти гражданской или государственной. Церковные правила говорят, что если вверены епископу души христианские, то тем более должны быть вверены церковные имущества… Ныне стоит перед вами (депутатами Думы) ваша духовная мать, святая православная церковь, не только как перед народными представителями, но и как перед своими духовными детьми».

Справедливое опасение православного иерарха о том, что государственный контроль над деятельностью Церкви может привести к ухудшению положения верующих (Ленин потом убедительно докажет правоту этого суждения, придя к власти) под пером Ульянова превращается в гимн крепостничества:

«Перед нами — чистый клерикализм. Церковь выше государства, как вечное и божественное выше временного, земного. Церковь не прощает государству секуляризации церковных имуществ. Церковь требует себе первенствующего и господствующего положения. Для нее депутаты Думы не только — вернее не столько — народные представители, сколько „духовные дети“.

Это не чиновники в рясах, как выразился с.-д. Сурков, а крепостники в рясах. Защита феодальных привилегий церкви, открытое отстаивание средневековья — вот суть политики большинства третьедумского духовенства».

Здесь нужно сделать важную оговорку. По свидетельству того же владыки Евлогия и других представителей духовенства, входивших в государственную Думу, необходимость утверждения депутатами расходов на Церковь приводили к большим сложностям. Многие народные избранники попросту игнорировали церковные вопрос, не представляя реального положения дел в Российской Церкви. Сам архиепископ Евлогий убедился в этом на собственном примере, когда с большим трудом в течение нескольких созывов защищал православных на Холмщине и Волыни от реальной католической экспансии. С большим трудом удалось убедить депутатов в необходимости защищать граждан Российской империи, исповедовавших православие.

По мнению Ленина, вся эта борьба за единство страны — это клерикализм, между тем речь шла уже не о сохранении господствующего положения Церкви в империи, которое было отменено Манифестом от 17 октября 1905 года, а о возможности сохранения равенства всех религий. После объявления принципов веротерпимости православные оказались в худшем положении, поскольку не могли ничего изменить без согласия царя, а теперь и депутатов.

Однако вернемся к ленинским текстам. Обвиняя Церковь в клерикализме, Ленин считал сектантов одним из самых демократичных течений в России. В «Проекте резолюции об издании органа для сектантов», который был принят на II съезде РСДРП, лидер большевиков поддержал идею издавать «популярную газетку „Среди сектантов“».

Обозначив православных как политический оплот режима, Владимир Ульянов в своих статьях последовательно проводит мысль о Церкви как оплоте буржуазии и реакции. После революции 1917 года именно эта ленинская идея станет источником гонений на духовенство и верующих, которых начнут расстреливать и сажать в тюрьмы и лагеря по обвинению в «контрреволюции». Многие дореволюционные публикации будущего основателя советского государства не оставляют никаких сомнений в том, что в случае его прихода к власти православных может ждать лишь мученический венец.

Вот очень характерный отрывок из уже упоминавшейся нами работы «Классы и партии в их отношении к религии и церкви»:

«Представитель контрреволюционной буржуазии хочет укрепить религию, хочет укрепить влияние религии на массы, чувствуя недостаточность, устарелость, даже вред, приносимый правящим классам „чиновниками в рясах“, которые понижают авторитет церкви. Октябрист воюет против крайностей клерикализма и полицейской опеки для усиления влияния религии на массы, для замены хоть некоторых средств оглупления народа, слишком грубых, слишком устарелых, слишком обветшавших, недостигающих цели,- более тонкими, более усовершенствованными средствами. Полицейская религия уже недостаточна для оглупления масс, давайте нам религию более культурную, обновленную, более ловкую, способную действовать в самоуправляющемся приходе,- вот чего требует капитал от самодержавия».

Отношение Ленина к представителям Церкви как к приспособленцам — сущность его представления о любой Церкви и религии. Лидера большевиков не интересовали сложные вопросы богословия или мистики, в отличие от Сталина он не пытался использовать религиозные аргументы для укрепления собственной власти, но, напротив, протестовал против возможного превращения себя в «безвредную икону». В этом смысле лидер большевиков всей своей жизнью подтвердил знаменитые строчки из письма к Горькому:

Письмо Горькому, содержащее эти известные строки, было ответом на конкретную внутрипартийную дискуссию, но отношение к религиозной вере как к чему-то пустяковому, а к Церкви как к реакционному осталось у Ленина на всю жизнь, и именно оно во многом определило жестокость гонений на православных христиан. Как ни странно, это не было проявлением глупости. Фанатично преданный революции, Владимир Ульянов нашел свою веру и своих богов, а потому все остальные проявления религиозных чувств казались ему лукавством.

„Не бойтесь быть независимыми мыслителями! Если вы мыслите достаточно сильно, то вы неизбежно будете приведены наукой к вере в Бога, которая есть основание религии. Вы увидите, что наука не враг, а помощница религии.“

„Ислам живет самоутверждением, всегда в борьбе. Его можно назвать религией мира, но это не противоречит тому, что ислам – это вера в борьбе.“

— Георгий Ильич Мирский российский политолог 1926 - 2016

Читайте также: