Кризис идентичности эриксон цитаты

Обновлено: 21.11.2024

Вот и захотелось дать немного теоретической информации из книги Э. Эриксона "Идентичность. Юность и кризис", вообще эту книгу я рекомендую почитать каждому человеку, интересующемуся собой, своими состояниями, своей жизнью, она намного полезнее и даст точно качественную информацию в отличие от множества книг по популярной психологии.

Согласно Эриксону, человек на протяжении жизни переживает ряд психосоциальных кризисов.

Эриксон выделяет восемь стадий развития идентичности, на каждой из которых человек делает (должен сделать!) выбор между двумя альтернативными фазами решения возрастных и ситуативных задач развития. Характер выбора сказывается на всей последующей жизни в смысле её успешности и неуспешности.

Эриксон указывает на ключевую роль матери в положительном решении задачи возраста (формировании базового доверия к миру). При этом оригинальность его подхода состоит в том, что критерием сформированности доверия к миру он считает способность ребёнка спокойно переносить исчезновение матери из поля зрения.

Третья стадия, 4 года-6 лет, называется Эриксоном локомоторно-генитальной, или эдиповой. Здесь решается альтернатива между инициативой и чувством вины. В этом возрасте расширяется пространство жизнедеятельности ребёнка, он начинает сам себе ставить цели, придумывать занятия, проявлять изобретательность в речи, фантазировать. Это возраст игры, антиципации ролей, овладения реальностью посредством экспериментирования и планирования. В пространстве ребёнка появляется всё больше людей. Уже не только отец и мать, но и другие взрослые являются предметом идентификации ребёнком себя со взрослыми как основы становления новой ступени идентичности.

Шестая стадия, 21–25 лет, по Эриксону, знаменует переход к решению уже собственно взрослых задач на базе сформировавшейся психосоциальной идентичности. Молодые люди вступают в дружеские отношения, в брак, появляются дети. Решается глобальный вопрос о принципиальном выборе между этим широким полем установления дружеских и семейных связей с перспективой воспитания нового поколения и изоляционизмом, свойственным людям со спутанной идентичностью и другими, ещё более ранними ошибками в линии развития.

Седьмая стадия, 25–50/60 лет, занимающая львиную долю человеческой жизни, связана с противоречием между способностью человека к развитию, которую он получает на основании благоприобретённого на предыдущих стадиях, и личностным застоем, медленным регрессом личности в процессе обыденной жизни. Наградой за овладение способностью к саморазвитию является формирование человеческой индивидуальности, неповторимости. Поднимаясь над уровнем идентичности, человек обретает редкостную способность быть самим собой.

Восьмая стадия, свыше 60 лет, завершает жизненный путь, и здесь, пожиная плоды прожитой жизни, человек либо обретает покой и уравновешенность как следствие целостности своей личности, либо оказывается обречён на безысходное отчаяние как итог путаной жизни.

Понятие идентичности помимо личной тождественности (неизменность в пространстве) подразумевает также и целостность (преемственность личности во времени), а следовательно, идентичность мыслится не только как персональная, но и как групповая (расовая, общественная, половая и т.д.).

Дополню к словам Эриксона, что интерес к себе, самопознание дают силы, ресурсы проходить через эти кризисы, пускай даже повторно, меняя что-то в понимании себя в кабинете психолога.

Следующая цитата

Идентификация – это психологический механизм, а идентичность – результат процесса уподобления.

Идентификации подменяется процессом позиционирования, Безличное тиражируется и даже клонируется, как подметил Ж. Бодрийяр. Там, где индивид рассчитывал на встречу с субъектом, обнаруживается просто социальный статус, некое место. Оказывается, человек выступает под неким псевдонимом, что гарантирует ему после смерти получить эмблему. Противостояние индивида и социума рождает не глубинный поиск тождественности, а «коллаж идентификаций. На социальном поле вместо личности обнаруживается всего лишь знак текста, пустое имя, «0».

льное замещает индивидуальное. Там, где человек рассчитывал обрести подтверждение своей самотождественности, он наталкивается на безличные социальные позиции.

В современном мире происходит процесс распада идентичности. Чем же обусловлен данный процесс? Ловушкой оказывается открытость индивида по отношению к другому. Но ведь именно через других реализуется механизм идентичности. Однако индивида, который пытается выстроить коммуникацию, ждет разочарование. Там, где он рассчитывал отыскать некое человеческое содержание, оказывается пустота. Субъекта нет, а есть только социальные роли. Соци

яжении детства это составляет круг его представлений о том, кем он может стать, когда вырастет, и уже очень маленькие дети способны к идентификации с целым рядом людей и отношений, которые затем требуют «верификации» в дальнейшей жизни.

В старшем возрасте ребенок сталкивается с понятной ему иерархией ролей; на про

идентификация как механизм имеет определенные ограничения. На разных стадиях развития дети идентифицируют себя с теми аспектами окружающих людей, которые производят на них наибольшее впечатление, в реальности или в воображении – не имеет большого значения. Их идентификация с родителями, например, сосредоточена на определенных переоцениваемых и болезненно воспринимаемых частей тела, способностях и внешних атрибутах роли. Более того, эти аспекты привлекательны не столько своей социальной значимостью, сколько тем, что отвечает природе детской фантазии, и этим открывают путь к более реалистическому самоутверждению.

Эриксон проводит различие между понятиями «идентичность» и «идентификация». Лингвистически, как и психологически, идентичность и идентификация имеют общий корень. Идентификация – это психологический механизм, а идентичность – результат процесса уподобления.

Следующая цитата

Перевод с английского

Общая редакция и предисловие

доктора психологических наук

W.W. NORTON COMPANY INC New York

Москва Издательская группа "Прогресс"

Перевод на русский язык, предисловие, комментарии и оформление Издательская группа "Прогресс", 1996

ISBN 5- 01-004479-Х

Жанр предисловия оставляет не так уж много возможностей для вольностей и фантазий. Глупо пересказывать содержание того, что, собственно, предстоит прочитать читателю на последующих страницах, еще глупее это последующее критиковать или восхвалять. Разумнее всего подготовить читателя к восприятию содержания книги через рассказ о том, что за человек был ее автор и каков тот контекст - исторический, научный, библиографический, - в котором эту книгу следует воспринимать. Этим я и займусь, оставив прочие побуждения (например, развивать какие-то размышления автора или с ними поспорить) для более приличествующего случая.

Начать все-таки придется с того, что Эрик Эриксон долгое время был знаком поколениям советских психологов и интересующейся психологией публике под пресловутой рубрикой "Критика современных буржуазных теорий". Именно так, в предвзятом пересказе с непременной уничтожительной разборкой, советский читатель имел возможность познакомиться с идеями крупнейшего ученого XX века. Для цензуры Эриксон, несомненно, являлся ярким представителем того "направления" в научной литературе, которое получило емкое название "спецхран", знакомиться с содержанием коего можно было только самым доверенным, только самым проверенным, только "критикам идей". А среди последних нередко встречались персонажи, разделявшие "методологию" одного сталинского философа-академика, прославившегося высказыванием: "Я не могу читать Гегеля, я могу только его критиковать!"

Впрочем, оставим эти прелести "зоологической" эпохи в нашем общении с современной западной научной классикой своему времени и порадуемся возможности встре-

титься не только с мыслителями прошлого, но и современниками, встретиться без дурных посредников, не в пересказе, а в полноте авторского текста.

Думаю, что разворошу не ложную интригу, задавшись вопросом: почему труды Эриксона шли к нашему читателю дольше всего и труднее всего? Именно так: уже давно опубликовано практически все, что было ранее запрещено. Сегодня в России сочинения Солженицына купить легче, чем Горького, продавщицы книжных магазинов легко оперируют именем Хосе Ортеги-и-Гассета, а труды многострадального Фрейда (в коих после клейма пансексуализма, которым его наградили упомянутые выше "критики", массы могли ожидать едва ли не образцы порнографии) пылятся на книжных развалах, являя собой такое сугубо капиталистическое явление, как перепроизводство товара. В этой ситуации, когда издано практически все и никто не забыт и ничто не забыто (вплоть до последнего полуграмотного эмигранта и начинающего "антисоветчика"), Эриксон на русском языке практически не существует (отдельные статьи, препринты, рефераты не в счет). Почему? Пожалуй, не ошибусь, если предположу, что разгадка этой "тайны" весьма проста и ее позволяет извлечь самый примитивный из подходов - комплексный. Здесь всего понемножку и все одновременно: конечно, Эриксон не Фрейд (не та слава, в том числе и скандальная); личность его (Эриксона) хотя и известная в ученых кругах, но не легендарная; политически нейтрален - ни вашим, ни нашим; область занятий (психология жизненного цикла человека) для отечественной психологии традиционно периферийная и малоизученная (все ограничивалось детской психологией); нет ни одного влиятельного соотечественника (ученого или издателя), который бы захотел сделать Эриксону то, что называется на языке шоу-бизнеса promotion; к тому же уже немного "объелись" их классикой, вспомнили, что "может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать". В общем, как я уже сказал, комплексный подход ясно указывает, что причина непоявления Эриксона на своем законном месте на полке переводной психологической классики прозаическая: не судьба. С судьбой нельзя бороться, но можно поспорить: Эрик Эриксон - живой и

нужный персонаж нынешнего психологического театра. Без него не обойдешься. Попытаюсь это показать.

XX век - век жестокий и прагматичный - склонен к весьма жесткому редактированию классических сюжетов: будучи внебрачным сыном матери-еврейки и неизвестного отца-датчанина, маленький Эрик (родился 15 июня 1902 г.) вряд ли мог рассчитывать на мелодраматический сценарий своей жизни в жанре авантюрного романа (как, например, Филдингов Том Джонс, найденыш). Скорее он был обречен на борьбу за выживание в непростой истории Германии начала века, отмеченной революциями и войнами. Забегая вперед и справедливости ради заметим, что и идея happy end'а также является придумкой нашего века и жизненный путь маленького бастарда окончился куда счастливее версии английского повесы эсквайра, упомянутого выше Тома Джонса, а именно: всемирным признанием в номинации выдающихся психологов современности.

Выжить малютке Эрику помог некто Хомбургер (про которого в анналах упоминается лишь то, что был он педиатром и евреем), женившийся на его матери и усыновивший мальчика. Именно с этой фамилией - Хомбургер - Эрик прожил первые тридцать лет своей жизни.

Первую четверть своей жизни Эрик вовсе не планировал стать профессиональным психологом. В двадцать пять лет - в возрасте весьма зрелом - мы находим его художником, специализирующимся на детских портретах. Случайное знакомство с Анной Фрейд, которая заинтересовала его детским психоанализом, решило судьбу ученого. Он начинает работать преподавателем рисования в детской школе Анны Фрейд, а с 1927 г. Эрик Хомбургер участвует в семинарах Венской школы.

В 1933 г. молодой человек получил диплом школы Венского психоаналитического общества. Некоторое время занимался проблемами детского психоанализа под руководством Анны Фрейд.

В том же году Эрик эмигрировал в США. Он поступил так же, как сотни тысяч европейских евреев, спасавшихся от преследований нацистов. Однако у Эрика были весьма непростые отношения к своему этническому и религиозному происхождению, и переезд в Америку оказывается

отмеченным характерным поступком (особенно для человека, большую часть своей жизни занимавшегося проблемой идентичности): он меняет фамилию. Память о неизвестном отце, видимо, обусловила нордическое звучание - Эриксон, хотя психологически более интересно, что за основу фамилии взято собственное имя (Эрик Эриксон - буквально: Эрик, сын Эрика, т.е. сын самого себя), и это явно не случайность, а, похоже, разборчивая подпись под гамбургским счетом всей предыдущей жизни. Впрочем, в этом вопросе, судя по творческому наследию Эриксона, и особенно по автобиографическим рассказам, на протяжении всей жизни он остро и даже противоречиво ощущал, с одной стороны, свои еврейские и нордические корни, а с другой - без колебаний принял христианское вероисповедание и подчеркнуто относился к христианской этике. Ниже нам еще придется убедиться в том, что поиск личностью своей идентичности - процесс весьма непростой и неоднозначный. Кстати, особая эмоциональная за-ряженность текстов Эриксона, а порой и их пристрастность свидетельствуют о том, что проблема поиска человеком своей психосоциальной идентичности была для него не только теоретической научной задачей, но и, говоря более близким нам психологическим языком, "задачей на смысл", несла моменты глубоко личностные.

Следующая цитата

Идентичность – это способность личности осознавать собственную принадлежность к той или иной социальной роли.

От результатов протекания кризиса идентичности, которая преимущественно формируется в период подросткового возраста, зависит дальнейшая жизнь человека, его принципы, установки, способы реагирования на важные ситуации, закономерные вопросы.

Что такое кризис идентичности?

Подростковый возраст закономерно провоцирует проявление кризиса идентичности. В юношестве закладываются основы сознательного поведения, формируются определённые нравственные установки.

Развитие личности происходит стремительно, поэтому для представителей данного возрастного этапа закономерно характерна личностная нестабильность, противоречивость между характером и демонстрируемым поведением.

Развитие в этот период характеризуется динамичностью, даже самые спокойные, уравновешенные до этого подростки начинают проявлять эмоциональную нестабильность. Для юношей и девушек характерен внутренний дисбаланс, противоречивость чувств, тревожность, растерянность.

Кризис идентичности рассматривается как:

  • реакция на утрату привычного статуса ребёнка в обществе;
  • несоответствие биологических данных социальным возможностям;
  • неуверенность в собственных силах, правильности сделанного выбора, сформулированного ответа.

Подросток стремится найти своё место, определиться с будущим, понять, как к ему относятся окружающие люди. Юноша или девушка не могут ответить на эти вопросы, не ориентируясь на образцы как внутри семьи, также вне её.

Неуверенность, страхи могут быть настолько сильны, что подросток часто демонстрирует поведенческие ритуалы, которые помогают убеждаться в принципиальном наличии себя – вести дневник, часто смотреться в зеркало, ощупывать себя и прочее.

Суть трудностей у подростков

Идентичность создает у субъекта чувство комфортной устойчивости, непрерывности, единства, внутренней стабильности. Первая цельная форма идентичности формируется именно в юношеском возрасте.

Этот период характеризуется самым глубоким жизненным кризисом. К возникновению негативных проявлений приводят:

  • стремительное изменение физических данных, активное половое созревание;
  • эмоциональная нестабильность, озабоченность тем, как подросток выглядит в глазах других;
  • необходимость найти своё место, профессиональное призвание, отвечающее приобретенным умениям, знаниям, навыкам, индивидуальным способностям, интересам, а также требованиям общества.

Если юноше или девушке не удается решить появляющиеся задачи, в личности формируются деструктивные установки, которые можно сгруппировать на несколько комплексов.

Исходя из того, что результаты подросткового кризиса определяют дальнейшую жизнь человека, важно уделять данному вопросу особое внимание.

Для чего этот период взросления?

Кризис идентичности необходим для планирования собственной дальнейшей жизни во всех её сферах. Если подросток сможет сформировать адекватное восприятие себя и окружающего мира, любая деятельность будет полностью осознанной, целеполагающей, обоснованной.

Подросток точно будет знать, зачем и почему он выполняет то или иное действие, что необходимо предпринять, чтобы завоевать признание общественности, какой будет его жизнь в перспективе.

Причины возникновения

Кризис подростковой идентичности характеризуется ощущением неполноценности. Юноши и девушки учатся оценивать собственные способности и таланты, возможность выполнить определённые действия или совершить конкретные поступки, ищут ответ на вопрос, кем в действительности они являются.

При успешном разрешении внутреннего конфликта формируется уверенность в собственных силах, верность значимым людям, идеалам, убеждениям.

Среди основных причин развития кризиса идентичности:

  • резкая смена социальных идеалов и приоритетов;
  • переход на ступень закономерного подросткового кризиса;
  • потребность в признании и престиже.
Главная причина кризиса идентичности – это стресс. Психологическое потрясение выводит подростка за пределы зоны комфорта, поэтому появляется необходимость совладать с собой и вернуть внутреннее психическое равновесие.

Симптомы и проявления

Банальная наблюдательность и тщательный самоанализ позволят своевременно выявить характерные для кризиса идентичности симптомы проявления.

Среди них:

  • неуверенность при принятии решений, вне зависимости от степени их важности;
  • сомнения, касающиеся выбора места учёбы, сексуальной ориентации, принадлежности к одному или иному сообществу;
  • поиск смысла жизни;
  • нерешительность, неготовность предпринимать какие-либо действия для изменения дискомфортной ситуации;
  • опасения за собственное будущее;
  • повышенная тревожность;
  • разрушение привычной системы ценностей, трудности в формировании новой.

Симптомы кризиса идентичности особенно тяжело переносят ранимые, чувствительные подростки. Они много времени проводят в бездействия, постоянно впадают в уныние и тоску, останавливаются в интеллектуальном, духовном и нравственном развитии, предпочитают изоляцию.

Нередко юноши и девушки страдают от морального или физического истощения, становятся заложниками пагубных пристрастий, нарушают закон, задумываются или совершают самоубийство.

Как автор характеризует период?

Проблема изучения идентичности в разных её аспектах является одной из основных в современной психологической науке. Эрик Эриксон рассматривал идентичность как важнейшую задачу развития любого человека.

Учёный сформулировал собственную теорию, выделяя среди характерных симптомов кризиса идентичности:

  • постоянный страх;
  • тревожность;
  • стремление к уединению;
  • безэмоциональность.

Причину комплекса таких невротических состояний Э. Эриксон видел в изменении социальных условий существования личности.

Учёный исследовал социально-психологические механизмы, а также способы формирования идентичности. Иметь зрелую личность – значит, быть самим собой, находиться среди того окружения, которое соответствует внутренним нормам, установкам, ценностям.

Условиями построения личностной идентичности, преодоления кризиса является:

  • идентификация, интеграция значимых социокультурных образцов;
  • развитая рефлексия собственных переживаний;
  • коммуникация, её опосредованное значение;
  • понимание, согласованность всех личностных проявлений;
  • выбор новых ценностей, целей, готовность, решимость для их отстаивания, достижения.

Таким образом, социокультурная сущность идентичности подразумевает связь культуры и человека: культурный контекст может или способствовать, или препятствовать формированию идентичности индивида.

Как преодолеть негативные стороны?

При неспособности преодолеть кризис идентичности подросток переживает весь спектр негативных эмоций, может испытывать как сильнейший стресс, так и проявлять агрессивные реакции. Отсутствие конструктивного выхода из этой ситуации влечет за собой тяжелые последствия.

  1. Исследование собственных интересов, наклонностей, способностей.
  2. Поиск поддержки.
  3. Воспитание решительности.
Не стоит замыкаться в себе и ждать, пока всё разрешится само собой. Этого не произойдёт. Чем дольше откладывается разрешение внутриличностного конфликта, тем тяжелее и длительнее будет проходиться кризис.

Новообразования юношеского возраста

В период становления личности у подростка развивается самосознание, формируется направленность на собственные особенности, их признание. Юноши и девушки становятся склонны к саморефлексии, перестают бояться себя и с готовностью открывают новые возможности. В подростковом возрасте происходит активное развитие волевых качеств, которые обусловлены заботой о будущем.

Что может осложнить ситуацию?

Протекание кризиса идентичности во многом зависит от личностных качеств подростка, его социального окружения, примеров в лице взрослых. Если у юноши или девушки есть возможности для самореализации, поддержка близких, то процесс поиска себя и определение с будущем не заставит себя долго ждать.

Нестабильная среда для подрастающего поколения характеризуется высоким ростом общего напряжения, трудностями, связанными с выстраиванием гармоничных взаимоотношений с окружающими, разрушением некогда принятых норм и правил поведения, установок. Именно в подростковом возрасте формируются психологические задатки для дальнейшего самоопределения.

Длительность и причины возникновения

Формирование идентичности представляет собой процесс преобразования личности для успешной адаптации в будущем. Пытаясь избежать негативных проявлений, подростки излишне спешат с самоопределением, смиряются с осознанием предопределённости, оказываются неспособными раскрыть внутренний потенциал полностью.

Другие юноши и девушки, напротив, растягивают процесс на неопределённое время. Поэтому длительность кризиса может быть различной – от нескольких месяцев до нескольких лет.

Успешность разрешения, а также сроки периода варьируются в зависимости от:

  • того какой уровень идентичности (индивидуальный или групповой) он затрагивает;
  • содержания (статусная, ролевая, гражданская, этническая, профессиональная и т. д.);
  • характера неадекватности идентичности (негативная, утраченная, недостигнутая, диффузная, виртуальная и др.);
  • социальных условий и обстоятельств жизни;
  • индивидуальных особенностей человека.

Возрастной кризис возникает в 12-15 лет, когда в течение относительно короткого промежутка времени, наблюдаются резкие и существенные психофизиологические изменения.

Подростковый возраст является одним из самых важных, существенно влияющим на дальнейшее развитие, критическим периодом в жизни человека. Это тяжёлое, болезненное переходное состояние перехода от детства к взрослости.

Заключение

Взрослеющая личность особенно уязвима при поиске конструктивной идентичности. Подростки, у которых только начинает формироваться образ окружающего мира, особенно чувствительны к кризисам.

Читайте также: