Краткое изложение основных положений в виде цитат

Обновлено: 19.09.2024

Здесь даны различные понятия "Тезисы"
Подробнее Вы можете прочитать в представленных работах.

Следующая цитата

Чужой компьютер

Рефераты, Курсовые, Дипломные Тверь

Рефераты, Курсовые, Дипломные Тверь

вернуться к странице

Рефераты, Курсовые, Дипломные Тверь

Рефераты, Курсовые, Дипломные Тверь запись закреплена

Тезисы

Это краткое изложение основных положений статьи, это выводы, обобщения, которые читатель выписывает в виде цитат или в собственной формулировке, если они имеют характер утверждения.
Чтобы правильно составить тезисный план текста, необходимо:
прочитать статью;
определить количество и основное содержание микротем текста;
составить простой план статьи;
найти тезис, раскрывающий основное содержание каждой части;
записать тезис в виде цитаты или в собственной формулировке.

Следующая цитата


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Следующая цитата

По отношению к объекту текста различаются подробные и сжатые изложения.

Если задачей подробного изложения является максимально полно воспроизвести содержание исходного текста с сохранением авторского стиля, то сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, очень краткую передачу содержания текста при условии, что основные мысли автора, логическая последовательность событий, характеры действующих лиц и обстановка передаются в изложении без искажающих изменений; вычленения в тексте основных микротем; обобщения содержания исходного текста. При написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля, однако выпускник должен использовать авторские ключевые слова и словосочетания, употребление лексики и фразеологии свободное.

Сжатое изложение считается наиболее трудным упражнением. Это объясняется тем, что при написании сжатого изложения необходимо осуществить компрессию (сжатие) воспринятой информации, в результате чего добиться построения такого текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств. Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию. Таким образом, сжатые изложения требуют специальной логической работы над текстом.

При обучении сжатому изложению формируются следующие коммуникативно-речевые умения:

умение отобрать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и существенное (внутри каждой основной части);

умение сокращать текст разными способами;

умение правильно и логично излагать свои мысли,

умение точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

Подготовка к сжатой передаче содержания дисциплинирует мышление учащихся, приучает их к содержательной, лаконичной и точной речи.

В науке известны три способа сжатия текста:

1) исключение подробностей, деталей;

2) обобщение конкретных, единичных явлений;

3) сочетание исключения и обобщения.

При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст.

При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщенной передачи и составляем новый текст. Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи, особенностей текста.

Сжатое изложение должно отвечать следующим методическим требованиям:

сохранение последовательности в развитии событий;

наличие предложений, выражающих мысль, общую для каждой смысловой части;

использование по возможности грамматических форм, отличных от предъявленных для восприятия;

установление смысловой связи между предложениями;

использование уместных, точных и лаконичных языковых средств обобщенной передачи содержания.

К приемам сжатого изложения относятся :

1) сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения;

2) образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи;

3) сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;

4) разбивка сложного предложения на сокращенные простые;

5) перевод прямой речи в косвенную;

6) пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;

7) пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.

Этапы работы над сжатым изложением сходны с последовательностью и приемами работы над подробным изложением. Различия состоят лишь в методике работы над текстом. При подготовке сжатого изложения значима роль работы по сокращению текста. Традиционно она проводится в форме беседы, в которой учащиеся решают, какая часть текста или предложение особенно важны для выражения главной мысли, какую часть можно выпустить, содержание какой части передать одним предложением и каким, то есть определяют способ сжатия текста. При сокращении текста более эффективны приемы по выделению в каждой микротеме опорных слов. По ним можно легко восстановить основное содержание текста.

Итак, главная задача сжатого изложения - научить детей кратко, в обобщенной форме освещать описанные в тексте факты, явления или события, глубже вдумываться в содержание произведения, вычленять наиболее важный материал, самостоятельно подбирать слова и синтаксические конструкции.

Памятка для учащихся

«Как писать сжатое изложение»

После первого чтения текста выполните следующие шаги:

Определите тему текста (о чем текст?).

Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?).

Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста (в повествовании – начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец; в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки; в рассуждении – общее положение, аргументы, доказательства, вывод).

Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.

Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.

Прослушайте текст во второй раз.

Работая с подробным планом текста, отметьте в нем существенное и подробности в каждой части. Определите способ сокращения текста (исключение, обобщение).

Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами (временные, пространственные и т.п.).

Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.

Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 90 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Влодавская Е.А. Русский язык. ЕГЭ: методическое пособие для учителя.- М: «Экзамен», 2006.

Куманяева А.Е. Изложение на экзамене.- М., 2005.

Марат Ф.С. Обучение сжатому изложению в IV классе// Русский язык в школе - 1971- №2.

Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения. - М, 1984.

Харченко И.Г. Сборник текстов для изложений.- М., 1972.

Основные средства связи между предложениями в тексте

различные оценочные обозначения

имя собственное – имя нарицательное

Золотая полка – это та, которая заводится исключительно для любимых книг. Я давно мечтаю об этом – завести золотую полку.(Ю. Олеша)

Соответствие видовременных глагольных форм

Однажды человек берет в руки книгу. У него открываются глаза на мир – он проверяет свои слова и поступки, он формирует себя как личность. (Л. Васильева)

Главным и неизменным признаком удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение. В силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет сердце, придает жизненные силы. (Ф. Искандер)

Анафора (единоначатие) и эпифора (концовка)

Вдали слышался страшный шум. Вдали грохотали пушки. Вдали медленно двигались армейские колонны.

… что знаешь в детстве – знаешь на всю жизнь…, чего не знаешь в детстве – не знаешь на всю жизнь (М. Цветаева).

Она громче захохотала, взяла его под руку и потянулась вперед. Он попятился назад. (Чехов А.П.)

Какие же это слова? Их так много, что неизвестно даже, с каких слов начинать.

1.Фарадей был героем моего детства. Я тоже хотел стать великим ученым. (Д. Гранин)

2. Эскалаторы, компьютеры, универмаги, телетайпы – все это изобретается для того, чтобы сберечь человеку время. Однако почему – то нехватка этого время у человека возрастает. (Д. Гранин)

Порядок слов в предложении (прямой, обратный)

Под навесом крыши, на самом краешке слухового окна, рядышком сидят два белых голубя…Нахохлились оба, и чувствует каждый своим крылом крыло соседа…(И.С. Тургенев)

Последовательность в изложении мыслей

встал, умылся, позавтракал

Слова-организаторы логических связей

вот, почему, из этого следует и др.

итак, наконец, в заключение разговора

Подготовка к сжатому изложению как экзаменационной работе

Письменный экзамен по русскому языку (изложение) проверяет уровень языковой и речевой компетентности учащихся.

В изложении в затруднительных случаях ученик может произвести лексическую и грамматическую замену и избежать некоторых ошибок.

Успешное написание изложения основывается на ряде умений учащихся:

- содержательно, правильно, последовательно воспроизводить в письменной форме исходный текст;

- использовать языковые средства авторского текста;

- грамотно оформлять текст и с орфографической , и с пунктуационной стороны.

Каждое из этих умений является комплексным.

Подготовка к экзаменационному изложению должна вестись в двух направлениях:

- со стороны учителя, осуществляющего ряд тренировочно-обучающих изложений, контрольное и предэкзаменационное;

- со стороны учащихся, тренирующих память в самостоятельных пересказах текстов, осваивающих стилистику разных авторов, обогащающих свой лексикон.

Способами тренировки могут быть мини-изложения, свободные диктанты, устные пересказы с письменным фрагментом сочинения по проблеме, поднятой в тексте, т.е. экономные по времени виды речевой деятельности. Они могут занимать только часть урока, обычно отводимую для работы с текстом, это могут быть отдельные уроки развития речи.

В контексте грамматического урока удобнее использовать для изложения опорный текст, т.е. тот, который предназначен для лингвистических образовательных целей и предъявлен в качестве дидактического материала. В этом случае его анализ способствует развитию лингвистической компетенции учеников, а запись в виде изложения – речевой.

В текстах малого объёма тип и стиль речи выдерживается строже, поэтому лучше использовать тексты небольшого объёма.

Содержание текстов должно быть разным: информативно значимым, проблемным, эстетическим.

Текст изложения при устном предъявлении лучше запоминается аудиалами (т.е. теми учениками, у которых хорошо развита слуховая память) и хуже визуалами (т.е. теми учениками, у которых лучше развита зрительная память). Учитывая эту особенность человеческой памяти, учитель может при подготовке к экзамену предъявлять запись текста на доске. Увиденный и проанализированный текст убирается, и запись делается учащимися по памяти. Можно использовать такие варианты работы:

- учитель предъявил текст, выразительно прочитал вслух, текст проанализировали, перечитали вслух – письмо по памяти;

- учитель предъявил текст, ученики прочитали его про себя, прочитали вслух – письмо по памяти;

- учитель предъявил текст и убрал его, затем прочитал его вслух – письмо по памяти.

Важно затем сопоставить исходный текст (первичный) с письмом по памяти (вторичным). Приёмы работы: самопроверка, саморедактирование и самооценка или взаимопроверка, взаиморедактирование и взаимооценка.

Необходимо заострить внимание на членении текста на абзацы, отвечающие микротемам или составляющие часть микротем. Отрабатывается специфический пунктуационный знак – красная строка.

В качестве материала для работы можно использовать миниатюры М.М.Пришвина, очерки К.Г.Паустовского «Мещерская сторона» (гл. «Мшары»).

Чтобы научиться писать изложения и сочинения, надо как можно чаще заниматься такой работой. При этом не надо гнаться за объёмом. Самая удобная форма – миниатюры: изложения-миниатюры и сочинения-миниатюры. Эти небольшие по объёму тексты обладают всеми качествами, которые обычно предъявляются к «обычным» текстам.

Рекомендации к написанию изложения

1. Внимательно прослушайте текст, который вам предстоит письменно изложить. Постарайтесь проникнуть в суть текста, т.е. понять его основную мысль, следить за логической связью микротем и запомнить их последовательность.

2. Уже при первом прослушивании текста следует обратить внимание на структуру и языковое оформление: как начинается текст, как завершается, какие слова можно считать ключевыми, как используются в тексте выразительные средства.

3. Оставляйте просвет (интервалы) между строками в черновике: это даст вам возможность в процессе редактирования (или прослушивания текста второй раз) вставлять слова, словосочетания и даже предложения.

4. Пишите текст на одной стороне листа (или оставляйте широкие поля), т.к. при редактировании вам может понадобиться вставить слово и даже предложение. Тогда в том месте, где вы хотите сделать вставку, поставьте какой-то условный знак, а на обратной (чистой) стороне или полях под тем же условным знаком напишите желательную для вас вставку.

5. Обдумайте содержание текста, определите значение непонятных слов. Постарайтесь определить тему, стиль и тип речи (от этого будет зависеть способ изложения исходного текста); определите микротемы.

Если текст-повествование, то помните, что в таком тексте рассказывается о каком-то событии последовательно. Постарайтесь запомнить последовательность событий.

Если текст-описание, то в начале текста называется описываемый предмет, а затем перечисляются наиболее яркие признаки этого предмета и даётся его оценка. Старайтесь запомнить определённые детали. Составьте предельно краткий план, при повторном чтении распространите его, указывая признаки предмета (деталей).

Если текст-рассуждение, постарайтесь установить причинно-следственные связи между явлениями, к какому выводу приходит автор. Текст-рассуждение чётко сконструирован и строится по схеме:

- тезис (основная мысль);

- вывод (автор может сам и не делать вывода).

Главный вопрос, на который отвечает текст-рассуждение, - ПОЧЕМУ? Аргументы, как правило, содержат ответ на этот вопрос. Постарайтесь запомнить примеры, приводимые автором в качестве аргументов.

6. Прослушивая текст второй раз, уточните, правильно ли запомнили последовательность изложения событий, мыслей; обратите внимание на фактическую сторону: даты, имена, фамилии, время и место действия и др. Можно записывать ключевые слова, отдельные фразы, но не старайтесь записывать дословно во время прослушивания текста.

7. Записывайте в черновике ключевые слова, наиболее яркие выражения; некоторые слова, употреблённые для связи предложений и абзацев текста. Составьте план.

8. При редактировании постарайтесь избавиться от тяжеловесных предложений. В процессе редактирования можно спокойно обдумать, как из одной длинной фразы сделать две покороче или вообще убрать какие-то слова, оказавшиеся лишними.

9. Медленно перечитайте предложение, в котором проделаны какие-либо изменения, проверьте, нет ли у вас грамматических ошибок, не нарушена ли связь слов, не встречалось ли одно и то же слово в предыдущей фразе или последующей.

10. Проверьте последовательность изложения содержания: не нарушена ли логика развёртывания темы; нет ли неоправданной перестановки частей (микротем) текста; правильно ли членится текст на абзацы.

11. Проведите орфографический и пунктуационный анализ текста: найдите слова, трудные в орфографическом отношении, примените правило (сомневаетесь – замените другим словом); разберите предложение с точки зрения обоснованности употребления в них знаков препинания.

Получите невероятные возможности


1. Откройте доступ ко всем видеоурокам комплекта.


2. Раздавайте видеоуроки в личные кабинеты ученикам.


3. Смотрите статистику просмотра видеоуроков учениками. Получить доступ

Конспект урока "Тезисы. Выписки"

· Выясним, что такое тезисы.

· Узнаем, как правильно составлять тезисы.

· Выясним, как оформляются выписки.

Например, если нам нужно рассказать об истории русской письменности, план может выглядеть примерно так:

· Докириллическая письменность славян

· Деятельность Кирилла и Мефодия

· Первые славянские алфавиты

· Кто был создателем кириллицы?

· Основные реформы кириллицы

И сейчас мы составили простой тематический план, поскольку каждый пункт – это просто обозначение того, о чем мы собираемся сказать.

Но что именно мы будем говорить в этих пунктах? Иногда хочется, чтобы информация в плане стала более подробной.

Попытаемся развернуть каждый пункт нашего плана и понять, что именно мы будем доносить до слушателя в той или иной части речи.

Например, в первой части речи мы можем обозначить, что гипотез о докириллической письменности славян существует много, но существование этой письменности так и не считается подтверждённым.

Дальше нам придётся кратко обрисовать, кто такие Кирилл и Мефодий.


Переходим к алфавитам – мы знаем, что это глаголица и кириллица. Основную мысль можно выразить так: глаголица была создана раньше кириллицы, однако не прижилась из-за своей сложности.


Четвёртый пункт нашего плана. Тут мы ответим на вопрос. Создателем кириллицы считают ученика Кирилла Климента.

Про реформы кириллицы можно говорить долго. Но допустим, что мы обозначим только петровскую реформу и реформу тысяча девятьсот восемнадцатого года.

И вот у нас получился план уже совершенно другого вида. Это то, что называется тезисным планом.


Но что же такое тезисы? Обычно с этим понятием мы сталкиваемся при изучении истории. Или при написании научных работ.

Из каждой части текста мы можем сделать какой-то вывод, как-то обобщить информацию в тексте.

И значит, мы можем выписать тезисы – в своей формулировке или в виде цитат.

При этом тезис не просто озаглавливает часть текста, а кратко излагает её положение.

Посмотрим, как один и тот же пункт плана будет выглядеть в тезисах.

Если в простом плане есть пункт «Таинственное происшествие», то тезис может звучать так: «С утра все соседи говорили о чём-то таинственном». Если в плане мы обозначили какие-то рассуждения так: «Гасить ли свет»? – то в тезисах это будет звучать утвердительно: «Уходя, гасите свет!»


Перед тем, как составить тезисы, обычно составляют общий план речи.

Посмотрим на примере первых пунктов из двух наших планов, чем отличается план от тезиса.

В тематическом плане мы использовали назывное предложение. А тезис – это обычное двусоставное предложение.

Пункт плана – это разновидность заглавия: обозначается то, о чём говорится в предложении.

А тезисы – это очень краткий пересказ части текста: показывается, что именно говорится в тексте.

Считается, что сформулировать тезисы текста довольно сложно. Это требует не только знания материала, но и умения формулировать основную мысль очень сжато.

Но если тезисы сформулированы правильно, они могут серьёзно помочь при подготовке к реферату, докладу и так далее.

Как правильно составить тезисы? Примерно так же, как и составить план.

Сначала мы читаем текст по абзацам.

Обязательно выделяем ключевые слова.

Определяем тему каждого абзаца.

Нужно осознать мысль автора, которую он вкладывает в каждую часть текста.

После этого нужно сопоставить результаты. Если нужно, мы объединяем абзацы.

И если тезисы составлены правильно, мы сразу же увидим это по их признакам:

- наши тезисы будут краткими и информативными, в них не будет лишней информации.

- эмоции в них тоже будут отсутствовать.

- наконец, мы должны легко понимать текст тезисов.

Но тогда получается, что тезисы – это просто очень краткий пересказ текста?

Да, получается так. Краткий и безэмоциональный.

Итак, тезисы – это краткое изложение основных положений текста.

Тезисы формулируются в виде двусоставных предложений.

Тезисы содержат основную мысль каждой части текста.

Тезисы можно выражать в своей формулировке или в виде цитат.

Кстати, о цитатах. Всю ли информацию в тексте мы можем сократить?

Иногда мы не можем весь текст пересказать в тезисах. Ведь некоторые элементы этого текста слишком важны, и нам нужно донести до слушателей мысль полностью.

Допустим, что какой-то абзац настолько важен, что нам хочется использовать его в своей работе целиком.

В таком случае мы обращаемся к выпискам.

При таком виде работы с текстом информация передаётся дословно, записывается точно.

Посмотрим, как выглядит одна из страниц статьи Гоголя «Несколько слов о Пушкине».


Вот она. И предположим, что мы делаем реферат о Пушкине-драматурге.

На этой странице мы можем отыскать подходящую для нас информацию – последнее предложение. Это – та часть, которая нужна нам.

Но как эта часть будет выглядеть при вставке в наш реферат? Мы перепишем её полностью, ничего не изменяя. Только обязательно возьмём её в кавычки.

Знакомый способ оформления! Выписка обычно оформляется как цитата. Но мы должны указать источник такого цитирования – например: «Гоголь. Несколько слов о Пушкине». Здесь мы просто указали автора и произведение в скобках. Но обычно нужно указывать не только название произведения, но и главу, часть, страницу.

Часто такое указание делается в виде сноски в квадратных скобках. Тогда первая цифра обозначает порядковый номер этого произведения в списке нашей литературы. А дальше идёт указание на страницу.


Но зачем нам вообще выписки?

Иногда в книге может быть не всё посвящено тому вопросу, который мы собираемся рассмотреть. Тогда мы просто выписываем те моменты, которые нам нужны.

Или же при подготовке к выступлению мы просматриваем несколько книг. И во всех есть нужная нам информация, просто она чем-то отличается. Тогда мы делаем выписки, чтобы сопоставлять информацию, приводить мнения из разных источников.

При этом делать выписки можно по-разному. Кому-то удобен классический способ: выписывание текста на бумагу. Кто-то работает с документами на компьютерах и оформляет выписки при помощи команд «Копировать» и «Вставить». А кто-то вообще фотографирует нужный текст!

Главное – чтобы выписки в вашем готовом выступлении были правильно оформлены.

Итак, выписка – это дословная, точная запись какой-либо части текста. Выписки обычно оформляются в виде цитат.

При оформлении выписки необходимо указать её источник.

Выписки могут нам помочь при подготовке к докладу, сочинению, реферату и так далее.

Читайте также: