Коробочка мертвые души характеристика с цитатами

Обновлено: 05.07.2024

В поэме «Мёртвые души» Н. В. Гоголь показал современную ему помещичью Россию в её наиболее характерных типах. Перед читателем предстают образы помещиков, которых посещает Чичиков с целью покупки мёртвых душ. Характеристика образов помещиков может помочь лучше понять идею гоголевской поэмы.

Характеры

Каждому из помещиков (Манилову, Коробочке, Ноздрёву, Собакевичу, Плюшкину) в поэме посвящена отдельная глава, а вместе эти персонажи представляют лицо помещичьей России. Знакомясь с образами этих помещиков, читатель видит оскудение их душ, поглощённых бессмысленным расточительством или жаждой наживы. Перед ним предстают герои поэмы, по словам Гоголя, «один пошлее другого».

Помещиков можно охарактеризовать по их отношению к собственности:

  • «накопители» — Коробочка, Собакевич;
  • «расточители» — Манилов, Ноздрёв;
  • «накопитель» и «расточитель» одновременно — Плюшкин.

Главные черты характеров помещиков:

  • У Манилова — праздная мечтательность, которая рождает нелепые фантазии и проекты, духовную пустоту, бездействие. Кроме того, его отличительные особенности — излишняя сентиментальность, фразёрство (любовь к красивым фразам), слащавость в обращении с людьми.
  • У Коробочки — мелочная скопидомство, бестолковость, отсутствие живого хозяйственного ума, а также духовных запросов.
  • У Ноздрёва — неуёмный темперамент, решительность, азартность, легкомысленность, тяга к хвастовству, избыток энергии и удальства, отсутствие жизненных целей.
  • У Собакевича — быстрый, цепкий, расчётливый ум, любовь к прочности, практичности, прижимистость, упрямство и упорство в сделках, сулящих выгоду. Презирает людей.
  • У Плюшкина — крайняя скупость, всепоглощающая страсть к накопительству. Он весь поглощён мелочным крохоборством и не способен отличить главные хозяйственные заботы от мелочных дел. Считает себя бережливым, экономным хозяином, а на самом деле губит своё богатство, не обращает внимания, что всё у него в поместье портится, гниёт, ломается.

Описывая характеры этих помещиков, Гоголь раскрывает тему оскудения, омертвения души и подчёркивает идею своего произведения — необходимость нравственного совершенствования человека и структуры общества.

Отношение помещиков к предложению Чичикова

Для того, чтобы глубже раскрыть характер каждого из помещиков, автор использует один и тот же микросюжет (посещение Чичиковым их усадеб) и показывает реакцию помещиков на предложение Чичикова продать ему мёртвые души.

Отношение помещиков к просьбе Чичикова:

  • Манилов был удивлён, ошеломлён, но успокоился, когда Чичиков уверил его, что сделка будет законной. Этот услужливый помещик решил подарить мёртвые души своему гостю и даже расходы за совершение этой сделки взял на себя. Он сказал Чичикову, что его не стоит благодарить за это, поскольку «умершие души в некотором роде совершенная дрянь». Эти слова показывают, что Манилов, несмотря на свою сентиментальность, человек бесчувственный, с омертвевшей душой.
  • Коробочка восприняла это предложение буквально, решив, что Чичиков будет откапывать умерших крестьян из земли. Это показывает её глупость. Когда Чичиков сказал, что перевод или покупка будет значиться только на бумаге, она забеспокоилась, как бы не продешевить, ведь она ещё мёртвых никогда не продавала. Чичикову пришлось долго уговаривать «дубинноголовую» помещицу, и она согласилась продать их за 15 рублей за душу.
  • Ноздрёв начал выпытывать у Чичикова для чего он это затеял, заподозрил, что это мошенничество. Предложил отдать умершие души бесплатно, но в придачу купить коня или кобылу, или собак, или же шарманку. Получив отказ, он предложил сыграть на мёртвые души в карты. Чичиков согласился играть на них только в шашки. Когда он отказался продолжать игру из-за плутовства Ноздрёва, тот чуть не устроил драку, призвав двух дюжих крепостных мужиков. Помешал избиению Чичикова только приезд капитана-исправника, который приехал объявить, что Ноздрёв находится под судом за очередную свою «историю».
  • Собакевич сразу согласился продать мёртвые души и назначил цену — по 100 рублей за каждую. Он сразу понял, что Чичиков — мошенник. Цену Собакевич не уменьшал и не хотел слушать о том, будто тот хочет совершить эту покупку из-за семейных причин. «Вам понадобились души, я и продаю вам, и будете раскаиваться, что не купили», — сказал Собакевич. Но Чичиков тоже был упорен и в результате торга сбил цену до 2,5 рублей (двух с полтиной) за душу.
  • Плюшкин пожаловался Чичикову, что у него умерло 120 душ. Тот быстро разобрался в характере хозяина поместья и сказал, что готов помочь ему и взять убытки по оплате налогов за этих умерших крестьян. Растроганный Плюшкин воскликнул: «Ах, батюшка! ах, благодетель мой!» — и пожелал «всяких утешений» Чичикову и даже его деткам. Предложение Чичикова пробудило в нём вполне человеческие чувства — радость и даже доброту. Правда, это всё быстро куда-то исчезло, но стало ясно, что что-то человеческое всё же осталось в Плюшкине. Узнав, что Чичиков готов и издержки по купчей крепости взять на себя, Плюшкин решил, что гость глуп, от радости Плюшкин так расщедрился, что решил угостить Чичикова сухарём из кулича и ликёром из графина, который был весь в пыли, но тот от такого угощения отказался. После отъезда Чичикова Плюшкин решился на невиданный для него поступок: хотел завещать неожиданному благодетелю свои карманные часы. Так внимание Чичикова, хоть и не бескорыстное, всколыхнуло искалеченную душу этого одинокого помещика.

Образы помещиков из поэмы «Мёртвые души» (таблица)

Заключение

Словосочетание «мёртвые души» в поэме Н. В. Гоголя относится не только к умершим крестьянам, которые числились живыми по ревизским спискам до следующей переписи. Мёртвые души — это и помещики, образы которых представлены в поэме, поскольку в этих людях нет ни духовных запросов, ни благородства, они не живут, а существуют. И всё же Гоголь считал, что у некоторых из таких людей души могут возродиться и предполагал во второй части поэмы показать духовное возрождение Плюшкина и Чичикова. В первой части этого произведения писатель показал всю пошлость жизни помещиков и призывал их встать на путь духовного возрождения.

Характеристики образов помещиков, представленные в статье, могут быть полезными для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Следующая цитата

Гоголь предлагает целую галерею образов русских помещиков. В каждом характере автор находит что-то типичное и особенное.

В целом, образы помещиков в поэме «Мертвые души» передают черты тех, кто заполнил Россию и не дает ей идти путем развития.

Манилов

У первого помещика нет имени, только фамилия - Манилов. Помещик попытался создать в российской глубинке подобие заграницы, но его желания остались намеком на архитектуру изысканности и продуманности настоящих мастеров. Суть характера – пустая праздность. Манилов погружен в мечты, строит неосуществимые проекты. Он создает подземные ходы, высокие башни, красивые мосты. В это время вокруг все ветшает и рушится. Крестьяне нищают, в барском доме пустуют комнаты, приходит в негодность мебель. Помещик живет без забот и труда. Внешне в поместье все идет своим чередом, от бездействия ничего не меняется, но все не вечно и от лени ничего не может появиться. Манилов – не единичен. Таких помещиков можно встретить в любом городе. Первое впечатление – приятный человек, но почти сразу с ним становится скучно и невыносимо. Понятие «маниловщина» стало бытовать после выхода поэмы. Таким словом объясняли праздный бессмысленный образ жизни, без цели и реальных действий. Такие помещики жили мечтаниями. Они поглощали то, что досталось в наследство, тратили труды крестьян, перешедших к ним. Господ не интересовало хозяйство. Они считали, что живут богатой внутренней силой ума, но лень поглощала их разум, и они постепенно отходили от настоящего дела, душа мертвела. Наверно, этим можно объяснить, почему классик выбрал Манилова первым образом. «Мертвая» душа живого человека стоит меньше тех, кто прожил свою жизнь в труде, даже после смерти полезен таким, как Манилов. Они могут «подольстить» с их помощью подлецам Чичиковым.

Коробочка

Следующим выбран классиком женский характер. Помещица Коробочка. Это дубинноголовая женщина, торгующая всем, что имеет. Помещица имеет имя Настасья Петровна. Чувствуется какое-то сходство с русскими сказками, но именно в имени типичность характера для русской глубинки. «Говорящая» фамилия опять обыгрывается Гоголем. Все в поместье прячется в коробочку, копится. Помещица укладывает деньги в мешочки. Сколько их? Невозможно представить. А вот для чего они, с какой целью идет накопление, для кого? Ответа никто не даст. Накопление с целью накопления. Страшно то, что для Настасьи Петровны все равно, чем торговать: живыми душами (крепостными девками), мертвыми людьми, пенькой или медом. Женщина, которая создана Богом для продолжения рода человеческого, нашла свою цель в продаже, очерствела и стала безразличной и равнодушной ко всему кроме денег. Для нее главное – не продешевить. Автор сравнивает образ с роем мух, которые слетаются на грязь, чтобы поживиться. Опасно еще и то, что они быстро плодятся. Сколько таких Коробочек в стране? Все больше и больше.

Ноздрев

Пьяница, игрок и драчун Ноздрев – следующий персонаж. Сущность его характера – подлость. Он готов «нагадить» любому, без разбора, смысла. Ноздрев не ставит перед собой определенных целей. Он беспорядочен, не собран и развязно нагл. Все вокруг помещика такое же: в конюшне кони и козел, в доме – волчонок. Он готов играть в шашки на мертвых, продает и меняет. В характере нет чести и честности, только ложь и обман. Общение с Ноздревым чаще завершается дракой, но это, если человек слабее. Сильные, наоборот, избивают помещика. Помещика не изменила любовь. Наверное, ее и не было. Жаль жену смутьяна. Она быстро умерла, оставив двух детей, которыми не интересуется. У детей есть нянька, по описанию она «смазлива», ей Ноздрев привозит с ярмарки подарки. Автор намекает на отношения между помещиком и нянькой, так как на бескорыстие и уважение от него вряд ли можно рассчитывать. О псах буян проявляет больше заботы, чем о своих близких. Гоголь предупреждает читателя, что Ноздревы долго не выведутся с Руси. Хорошо только то, что у Ноздрева хитрый Чичиков не смог купить мертвых душ.

Собакевич

Помещик – кулак, медведь, камень. Имя помещик не может быть другим – Михайло Семеныч. Все в породе Собакевича крепкие: отец был настоящим богатырем. Он один ходил на медведя. Интересно, что классик дает описание жены – Феодулии Ивановны, но ничего не говорит о детях. Как будто тут не о чем рассуждать. Дети есть, они такие же крепкие, как все в породе помещика. Вероятно, живут самостоятельно где-то отдельно от отца. Становится понятно, что в их имениях все схоже. Еще одна интересная деталь - барин никогда не болел. Собакевич при первом восприятии несколько другой, чем предыдущие персонажи. Но постепенно понимаешь, в нем так же нет души. Она очерствела и умерла. Осталась неуклюжесть и мертвая хватка. Он поднимает на товар цену, даже не задумываясь о сути предмета продажи. Грубый хозяин властвует в поместье. Он ни в ком не видит хорошего, все мошенники и обманщики. Ирония сквозит в словах классика, когда Собакевич находит в городе одного порядочного человека и называет его свиньей. На деле сам Собакевич именно такой, каким представляет людей. Он обретает рысь, когда начинается торговля, и успокаивается, когда товар выгодно продан.

Плюшкин

Образ этого помещика можно считать шедевром гениального автора. К чему приведет бесхозяйственность Манилова? Что станет с Коробочкой, увлеченной накопительством? Как будет жить спившийся буян Ноздрев? Все характеры нашли свое отражение в Плюшкине. Даже внешне совершенно несопоставимый с ним Собакевич живет в герое. Можно представить, с чего начиналось опустошение души Плюшкина, - с бережливости. Один помещик пошлее и «страшнее» другого, но Плюшкин – это итог. Жизнь его – череда бессмысленных дней, даже чахнущий над златом сказочный Кощей не вызывает такого отвращения, как пока еще живой человек. Плюшкин не понимает, для чего ему весь тот хлам, который он собирает, но отказаться от такого занятия уже не может. Особые чувства вызывают страницы, где описывают встречи помещика с дочерью и ее детьми. Дед разрешает посидеть внукам на коленях, поиграть пуговицей. Духовная смерть героя налицо. Отец не испытывает привязанности к близким. Он скуп и жаден настолько, что даже себя морит голодом. Черствый кулич, грязный напиток, куча хлама на фоне огромных куч гниющего зерна, полных закромов муки, испорченных рулонов сукна. Абсурд реальности и распад личности – трагичность русской жизни.

Крепостное право приводит к потере человечности в русских помещиках. Страшно осознавать, насколько мертвы их души. Умершие крестьяне выглядят живее. Образы помещиков один за другим предстают перед читателями. Их пошлость, распущенность пугает. Происходит вырождение дворянства и процветание пороков.

Следующая цитата

Образ Коробочки, представленный Н. В. Гоголем в поэме «Мёртвые души», является образом одного из характерных типов русских помещиков.

Портрет: описание внешности, речевая характеристика

Помещицу Коробочку звали Настасья Петровна. Это была пожилая женщина, вдова, коллежская секретарша. У неё есть дети, она обмолвилась о них Чичикову. Автор не описывает лица героини, чтобы показать, что образ Коробочки типичен для русских помещиц. Когда Чичиков заехал к ней, заблудившись ночью, она была в спальном чепце, с фланелью на шее. Выспавшись, Чичиков вышел к хозяйке и увидел, что она одета «в тёмное платье и уже не в спальном чепце, но на шее всё также было что-то навязано».

Коробочка немногословна, говорит с расстановкой, часто употребляет простонародные выражения, например: «маненько», «авось», «забранки пригинаешь». Обращаясь к Чичикову, она говорит ему «батюшка», «отец мой».

Описание усадьбы, дома, деревни

Жила Коробочка в небольшом домике, рядом был курятник, дворик перед которым был наполнен множеством домашней птицы и другой живности. Далее был забор, за которым находились большие огороды с овощами. На огородах росли кое-где фруктовые деревья, которые были накрыты сетями от воробьев и сорок. Для отпугивания птиц были сооружены и несколько чучел, на одном из них был чепец хозяйки.

За огородами виднелась довольно большая деревня. Избы стояли врассыпную, но были ухожены: старый тёс на крышах был заменён новым, ворота не покосились, в сараях стояли запасные новые телеги. Видно было, что крестьяне здесь не страдают от бедности.

В доме на стенах были старинные обои, картины с птицами и маленькие старинные зеркала, за которыми было что-нибудь заложено (колода карт, письмо и т. п.), а также стенные часы, которые, если «им пришла охота бить», сначала шипят и хрипят.

Хозяйка угостила Чичикова вкусным пирогом с яйцом, а кроме того, пирожками, шанишками, блинами и много ещё чем. Еда была обильная, в патриархальном вкусе.

Характер

Коробочка — очень хозяйственная помещица, полностью поглощённая ведением хозяйства. Она бережлива, аккуратна, заботится о крестьянах, управляет поместьем так, что у неё остаются на продажу излишки муки, мёда, крупы и т. п. Черты её характера неплохие:

  • она расчётлива;
  • практична;
  • бережлива;
  • деловита;
  • у неё практическая хватка.

Но замкнутый круг мелочных хозяйственных забот умертвил её душу. У неё нет живого хозяйственного ума, она просто знает, что нужно взращивать, продавать и покупать — и этой программе следует всю жизнь. У неё нет никаких духовных запросов, она не желает знать о том, что выходит за пределы её хозяйственных забот. Мышление этой помещицы ограничено, как и замкнутый круг её жизни. Перед читателем предстаёт мелочная, скупая, «дубинноголовая» помещица, которая «вся переселилась в хозяйственную жизнь».

Отношение Коробочки к предложению Чичикова

Реакция этой помещицы на предложение Чичикова выдаёт не только её глупость, но и практическую хватку, стремление не упускать выгоду. Предложение купить у неё умерших крестьян она понимает буквально: «Нешто хочешь ты их откапывать из земли?» — вопрошает бестолковая Настасья Петровна.

Но её пугает не столько предмет торговли, сколько возможность продешевить. Она боится упустить выгоду, опасается «чтобы как-нибудь не надул её этот покупщик». Коробочка сильно волнуется, так как опасается, что вдруг мёртвые души стоят больше, чем хочет дать за них Чичиков (он предлагал за 18 мёртвых душ 15 рублей), да и вдруг эти души как-нибудь в хозяйстве пригодятся. Коробочка опасается совершать эту сделку, старается уговорить Чичикова купить у неё лучше живые души (по сто рублей) или пеньку. «Дубинноголовая» коробочка вывела Чичикова из себя, он «хватил в сердцах стулом об пол и посулил ей чёрта». Помещица ужасно испугалась, так как чёрта боялась, и согласилась на предложение Чичикова.

Вскоре после его отъезда Коробочку стала терзать мысль, не обманул ли её приезжий, не продешевила ли она. От беспокойства помещица не спала 3 ночи и решила ехать в город узнать почём там мёртвые души.

Отношение Чичикова к Коробочке

Чичиков в общении старается подладиться под собеседника. Так, с Маниловым он был очень вежливым и благодушным. Попав же к Коробочке, он понял, что с ней не надо особенно церемониться. С ласковым видом он сразу начал спрашивать помещицу, сколько душ в её деревеньке (оказалось, что у Коробочки 80 душ) и много ли умирало крестьян. Узнав, что умерло 18 человек, он попросил уступить их ему, но поняв, что она не уступит, предложил их ему продать.

Затем начался такой разговор с ошарашенной хозяйкой, что Чичиков подумал: «Ну баба, кажется, крепколобая!» Уговорить помещицу было непросто, так как она боялась, что понесёт убыток, продав мертвые души дёшево. Чичиков, уже выходя из терпения от её непроходимой тупости, снова подумал: «Эк её, дубинноголовая какая!» Долго не сдавалась Коробочка, боясь продешевить. Когда Чичиков уже начал выходить из себя, она испугалась, что он такой сердитый, и согласилась продать мёртвые души за 15 рублей. После этого она угостила заезжего гостя очень вкусной и обильной едой, и довольный Чичиков наобещал ей в скором времени накупить у неё ещё много чего: и муки, и свиного сала, и птичьих перьев, и крупы.

Заключение

Образ Коробочки, героини поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души», обрисован автором в сатирических тонах. Читатель видит, что такие люди, как эта помещица, не способны к движению ни к внешнему, ни к внутреннему, так как душа у них мертва и не может возродиться.

Характеристика образа Коробочки, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Следующая цитата

Помещик с массивной фигурой, схожий с медведем, появляется в галерее персонажей четвертым. Образ и характеристика Собакевича в поэме «Мертвые души» (с цитатами) позволяет ярче представить барина из русской глубинки, крепкого по фигуре, но опустошенного духовно.

Помещик города N

Собакевич - мужчина в возрасте. Ему далеко за 40. Занимаясь своим поместьем, он доволен условиями «захолустья», заброшенного вглубь от даже неизвестного никому города N. В глубинке ему и место. Но таких, как он, медведей в человечьем обличье, несложно встретить и в Москве. У барина крепкое здоровье. Он « ни разу не болел». Причем Собакевич боится такого положения. Ему кажется, что впереди ожидает какая-то страшная сильная болезнь. Он говорит о себе:

«…хоть бы горло заболело, веред или чирей выскочил…». Но богатырское здоровье оберегает мужчину от недугов.

Внешность героя

С первой до последней черты внешности Собакевич напоминает медведя: фигура, посадка глаз, рубленые линии лица, походка. Черты внешности персонажа:

«…круглое, широкое, как молдавские тыквы» лицо;

«…широкая, как у вятских приземистых лошадей…» спина;

«…ноги его, походившие на чугунные тумбы, которые ставят на тротуарах. »;

«черты лица «сделаны топором».

Автор рассуждает, как мало мучилась природа над типом Собакевичей. Она не старалась долго,

«…не употребляла никаких мелких инструментов». Не потребовались мастеру напильники, буравчики. Хватило не очень острого топора: «хватила топором раз – вышел нос, хватила в другой – вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет…». Классик пытается поставить или посадить персонаж прямо, но у него это не получается: «…шеей не ворочал вовсе…». Сидел медведь – помещик, глядя исподлобья не на собеседника, а на то, куда попадал взгляд.

Михайло Семенович не видит рядом идущих. Чаще его сторонятся,

«…зная привычку … наступать на ноги…». Собакевич – медведь небольшой, «средней величины». Гораздо крупнее был его отец. Есть в человеке порода, наследственность, русское богатырство. Но если заглянуть в историю, насколько сильны духом были русские исполины. Они всей душой любили Русь, ее народ. Что осталось от них? Только внешнее сходство. У помещика «медвежий» вкус. Как одет барин: «фрак…медвежьего цвета»;

«рукава (камзола, рубахи или пиджака) длинны»;

«панталоны ( штаны или брюки) длинны».

Автор интересно описывает цвет лица Собакевича: «… каленый, какой бывает на медном пятаке». Высокий здоровый мужчина с багровым лицом, как не отшатнуться, испугавшись такого! Кроме этого в лице нет движений, эмоций. Оно каменное и застывшее в одном положении.

Характер помещика

Собакевич очень разный по характеру. Он, то сворачивается в комок, как кулак, готовый к удару, то становится красноречив и прыток. Все зависит от обстановки вокруг него.

«Собачий нрав» проявляет, когда отзывается о жителях города. Все у него обманщики:

«…мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет».

Груб в сравнениях людей. По мнению помещика,

«…есть порядочный человек: прокурор; да и тот … свинья».

Михаил Семенович прямолинеен, он не пытается вести с Чичиковым ненужные рассуждения о странной просьбе – покупке мертвых душ. Сразу без предисловия и удивления переходит к торгам. Помещик говорит мало, строго и бесхитростно:

«Вам понадобились души, я и продаю вам…». Торгуясь, барин проявляет свою основательность, он медленно уступает рубли и копейки, ценя самый мелкий грош. Нельзя не заметить, что в характере есть хитрость и изворотливость, за это получает от Чичикова эпитет – «бестия». Плут и пройдоха не пройдет мимо выгоды.

Помещик в общении с женой

Фигура жены Феодулии Ивановны противоположна по складу. Это худая высокая женщина. Автор сравнивает ее с пальмой. Представить образ без улыбки невозможно: пальма в чепце с лентами. Хозяйка как «плавный гусь», подобна

«…актрисам, представляющим королев». Гоголь утверждает, что жена Собакевича хорошая хозяйка. Она окружила мужа заботой, основная задача – накормить. Если сосчитать, сколько по времени отводится в течение дня на еду, то на другие дела почти не остается времени. Обед, на котором побывал Чичиков, - это обычная для семьи трапеза. Перечислить все, что съел барин, невозможно. «Все ложилось комом в желудке…». Начало приема пищи – «половина бараньего бока», казалось бы, дальше пойдут ватрушки и напитки, но нет. Съедается «… индюк ростом в теленка, набитый всяким добром…». Собакевич признает только русскую кухню. Не принимает французскую, да и представить, как «медведь» пытается запихнуть в рот лягушачью лапку или устрицу, сложно. Собакевич в еде последователен как на торгах, доедает до конца. На обеде с городскими чиновниками: «наметив издали осетра, лежавшего в стороне на большом блюде . он в четверть часа с небольшим доехал его всего, так что . от произведенья природы оставался всего один хвост. ».

Такое отношение к еде – сущность характера персонажа. Сытый барин не становится добрее, не появляется на лице улыбка или другие чувства.

Отношение к крестьянам

Помещик стремиться создать для крестьян условия прочности. Он участвует в жизни хозяйства, понимает, что чем лучше работают мужики, тем крепче его поместье. Собакевич знает каждого живого и умершего. В словах хозяина звучит гордость:

«Ведь какой народ! Просто золото…». Список помещика подробный и точный. О проданной душе есть все данные: «…ремесло, звание, лета и семейное состояние…». Собакевич помнит, как относился мужик к вину, поведение крестьянина.

Собакевич – помещик, отличающийся от других встреченных Чичиковым жителей округа города N. Но это только внешнее отличие. Порок, скупость и равнодушие прочно сидят в характере. Душа черствеет и умирает, неизвестно, купит ли кто-нибудь его душу в будущем.

Читайте также: