Коробейники некрасов анализ с цитатами
Обновлено: 22.12.2024
Коробейник Ваня ждёт милую туманной ночью во ржи. Молодец не торгуется, а просит набавлять цену. Не только ради товара встретилась Катя с милым.
Ваня дал Кате много товару, а она взяла только бирюзовый перстенёк, потому что не хочет ходить нарядной без любимого. Ваня обещает распродать товар до Покрова и вернуться домой, чтобы свести зазнобушку в церковь.
Только вечером следующего дня Ваня нагнал товарища, ворчливого старого Тихоныча, и сказал ему, что задержался, продавая ситцы.
«Коробейники» краткое содержание по главам поэмы Некрасова
Глава 1
Коробейник Ваня ждет милую туманной ночью во ржи. Молодец не торгуется, а просит набавлять цену. Не только ради товара встретилась Катя с милым.
Ваня дал Кате много товару, а она взяла только бирюзовый перстенек, потому что не хочет ходить нарядной без любимого. Ваня обещает распродать товар до Покрова и вернуться домой, чтобы свести зазнобушку в церковь.
Только вечером следующего дня Ваня нагнал товарища, ворчливого старого Тихоныча, и сказал ему, что задержался, продавая ситцы.
Глава 2
Куда бы ни пришли коробейники, к ним идут девушки, молодушки и старухи. Коробейники продают ткани, мыла, румяна, перстни с самоцветными камнями.
Тихоныч так божится, продавая, что торговля идет бойко. Бабы потратили все припрятанные деньги, перессорились, да и коробейникам досталось. Но они только посмеялись и пошли дальше.
Глава 3
За селом коробейники поделили барыши. Тихоныч долго крестился на церковь и замаливал грехи. Коробейники рассуждают о том, что сейчас торговля не такая бойкая из-за войны.
Женихов забирают в солдаты, казна редеет, бабы причитают, отвозя в город парней, сохнут с горя, а мужики идут в кабак.
Коробейники вспоминают слова целовальника , который насмехался над народом, считая его собственным работником, потому что крестьяне все заработанное несут в казну целовальника.
Тихоныч называет мужиков пьяницами и нищими. Им не до бабьих нарядов. Пожилой коробейник ожидает светопреставления, считая войну его началом. Тогда коробейники ответят за высокую цену товара.
Ваня возражает, что с чужих брать лишнее можно.
Глава 4
Коробейники ночуют, где придется. По дороге беседуют с бурлаками, крестьянами, пастухом, псарями, пленными турками, посмеиваясь над ними.
Коробейники едят не досыта, выручка у них невелика. Ваня предлагает завернуть в дворянскую усадьбу. Старик объясняет, что теперь баре не живут по деревням, что они одеваются по парижской моде, даже спесивые старухи, поэтому ничего не берут у коробейников.
Титыч вспоминает былые времена, когда коробейников в барском доме приглашали в столовую, к ним выходила красивая барыня и покупала, не торгуясь, ткани на одежду детям, серьги и бусы. Когда-то баре даже купили весь короб, чтобы раздать девушкам в хороводе.
Глава 5
Катерине тяжело ждать Ваню, хотя она занята осенними работами: жнет рожь, молотит, стелет лен. Катя мечтает, что Ваня женится на ней, а она будет угождать и ему, и свекру. А тем временем наступает праздник Покров.
Коробейники продали весь товар и спешат домой. Тихоныч беспокоится о вырученных деньгах. В Кострому идут проселками.
В селе Трубе их сбили с толку мужики, посоветовав идти напрямик болотной тропиною.
Глава 6
Коробейников в лесу догнал охотник с собакой, лесник, который идет в соседнюю деревню Шунью в 12 верстах. Попутчик интересуется, все ли продали коробейники, и проверяет их слова, приподняв короба. Он обещает вывести из болота в деревню до вечера.
Коробейники посмеиваются над христовым охотничком, потому что ружье лесника плохонькое, сам он мал и слаб, одежонка подпоясана лыком, бороденка всклокочена, а пса зовут Упырь.
Приближается ночь, охотник пробует стволы, прицеливается то в куропаток, то в другую дичь, а потом и в коробейников. Ваню бьет лихорадка.
Тихоныч хочет запеть песню, которую слышал от странника. Это был еле зрячий старик, который закончил жизнь в канаве, умерев от старости и от голода.
В молодости он жил богато и был хорошим ткачом. Его упекли в острог, где он просидел 12 лет и почти ослеп, по ошибке заседателя. Жена не приходила к нему.
Когда Тита выпустили, судья даже покаялся, что про бедного ткача забыли.
Тит вернулся домой, обнаружил, что поля не паханы, дом и все инструменты растасканы. Жена слюбилась с барином и убежала в Кострому. Тогда Тит пошел, куда глаза глядят, по дороге слагая песню.
Тит говорил, что до конца эту песню допоет только тот, кто всю Русь обойдет из конца в конец.
Песня убогого странника бесконечна: ветер, лесные звери, хлеба, стада, мужики — все жалуются на голод и холод. Причина того, что мужик бьет жену или идет в кабак — тоже в холоде и голоде.
Лесник все целится в коробейников и пугает их, а потом убивает из двустволки.
В тот же вечер в кабаке лесник хвастался, что у него была хорошая охота, он убил двух бекасов, и теперь у него много серебра и золота. У лесника выведали все, да и пастух слышал крики и выстрелы.
Мирские и питейные власти скрутили молодца, нашли у него в онучах с тысячу рублей. Утром судьи уже не нашли денег, лесника свезли в острог, а мертвых предали земле.
Глава 3
За селом коробейники поделили барыши. Тихоныч долго крестился на церковь и замаливал грехи. Коробейники рассуждают о том, что сейчас торговля не такая бойкая из-за войны. Женихов забирают в солдаты, казна редеет, бабы причитают, отвозя в город парней, сохнут с горя, а мужики идут в кабак.
Коробейники вспоминают слова целовальника (должностного лица), который насмехался над народом, считая его собственным работником, потому что крестьяне всё заработанное несут в казну целовальника.
Тихоныч называет мужиков пьяницами и нищими. Им не до бабьих нарядов. Пожилой коробейник ожидает светопреставления, считая войну его началом. Тогда коробейники ответят за высокую цену товара. Ваня возражает, что с чужих брать лишнее можно.
Тема, основная мысль и композиция
Тема поэмы – преступление в народной среде.
Основная мысль соответствует взглядам революционных демократов, которые считали, что характер и поступки человека зависят от его социального положения, а преступления в народе связаны с его тяжёлой жизнью, неудовлетворительным бытом.
Поэма состоит из шести глав, эпиграфы из народных песен проясняют смысл каждой.
В первой главе Катя поступила так, как поётся в песне, взяв у коробейника Вани только бирюзовый перстенёк на память. Начало первой главы стало песней.
Эпиграф ко второй главе – один из припевов офеней (торговцев). Благодаря тому, что женщина, начав покупать, не может остановиться, коробейники удачно продали товар.
Смысл эпиграфа третьей главы метафорический: народ должен испить свою чашу до дна. Тихоныч рассказывает о горькой судьбе народа: парней забирают на войну, бабы воют, мужики пьют, царь раскрадывает казну, начальники отбирают всё, заработанное народом.
В четвёртой главе Тихоныч жалуется на то, что нынче даже старые барыни, у которых фальшивая коса, не покупают у коробейников товаров, потому что сейчас мода на всё парижское. Эта глава – путешествие по всему пространству России, встречи коробейников с разными представителями народа: бурлаками, огородниками, пастухом, пленными турками, господскими псарями.
Пятая глава о том, что иногда обходной путь ближе прямого. Она рассказывает о судьбе бедной Кати, которая ждёт Ваню и топит тоску в тяжёлой работе, и о коробейниках, которые решают идти напрямую через болото, чтобы сократить путь домой.
Эпиграф к последней главе – формула из эпической песни, которая означает смерть добра молодца. В этой главе погибают не только коробейники, которых из двустволки убивает лесник-разбойник, чтобы забрать около 1000 рублей. Сам лесник губит свою душу, да и жизнь, попадая в острог. Некрасов проявляет к губителю сочувствие. Зато зло смеётся над начальниками, укравшими 1000 рублей ещё до прихода судей.
Последняя глава имеет вставной эпизод, рассказанный Тихонычем, о ткаче Тите, которого по ошибке посадили в острог на 12 лет. Выйдя из острога и узнав об измене жены, он сочинил песню, лирический элемент поэмы, которую поёт Тихоныч в лесу, чтобы взбодриться.
Песня убогого странника – это сердце поэмы, в ней Некрасов объясняет истинную (с его точки зрения) причину страданий русского народа (да и всего русского пространства, вместе с лесами, зверя ми и полями) – холод и голод. Две эти беды оправдывают всякий поступок.
Глава 4
Коробейники ночуют, где придётся. По дороге беседуют с бурлаками, крестьянами, пастухом, псарями, пленными турками, посмеиваясь над ними.
Коробейники едят не досыта, выручка у них невелика. Ваня предлагает завернуть в дворянскую усадьбу. Старик объясняет, что теперь баре не живут по деревням, что они одеваются по парижской моде, даже спесивые старухи, поэтому ничего не берут у коробейников. Титыч вспоминает былые времена, когда коробейников в барском доме приглашали в столовую, к ним выходила красивая барыня и покупала, не торгуясь, ткани на одежду детям, серьги и бусы. Когда-то баре даже купили весь короб, чтобы раздать девушкам в хороводе.
Коррупция
Проблематика
В своем произведении писатель ненавязчиво акцентирует внимание на проблемы народа: бедность, произвол власти.
«Коробейники» анализ поэмы Некрасова
История создания
Поэма «Коробейники» была написана в 1861 г. и напечатана в журнале «Современник» № 10. В 1862 г. поэма была издана в серии «Красные книжки», предназначенной специально для народа и продававшейся по 3 копейки.
Сюжет поэмы Некрасов задумал во время охоты с крестьянином Гаврилой Захаровым, которому и посвятил поэму, назвав его другом-приятелем. Спутник рассказал Некрасову о том, как охотник убил из двустволки сразу двух бекасов, а потом и об убийстве двух коробейников в Мисковской волости.
Литературное направление,
Поэма «Коробейники» реалистическая. Революционеры-демократы восприняли ее как агитационную поэму, которая поможет сближению с народом. «Коробейники» — народная поэма, она написана для народа и о народе, его глазами видит Русь читатель. Это эпическая поэма-путешествие.
Тема, основная мысль и композиция
Тема поэмы — преступление в народной среде.
Основная мысль соответствует взглядам революционных демократов, которые считали, что характер и поступки человека зависят от его социального положения, а преступления в народе связаны с его тяжелой жизнью, неудовлетворительным
Поэма состоит из шести глав, эпиграфы из народных песен проясняют смысл каждой.
В первой главе Катя поступила так, как поется в песне, взяв у коробейника Вани только бирюзовый перстенек на память. Начало первой главы стало песней.
Эпиграф ко второй главе — один из припевов офеней . Благодаря тому, что женщина, начав покупать, не может остановиться, коробейники удачно продали товар.
Смысл эпиграфа третьей главы метафорический: народ должен испить свою чашу до дна. Тихоныч рассказывает о горькой судьбе народа: парней забирают на войну, бабы воют, мужики пьют, царь раскрадывает казну, начальники отбирают все, заработанное народом.
В четвертой главе Тихоныч жалуется на то, что нынче даже старые барыни, у которых фальшивая коса, не покупают у коробейников товаров, потому что сейчас мода на все парижское. Эта глава — путешествие по всему пространству России, встречи коробейников с разными представителями народа: бурлаками, огородниками, пастухом, пленными турками, господскими псарями.
Пятая глава о том, что иногда обходной путь ближе прямого. Она рассказывает о судьбе бедной Кати, которая ждет Ваню и топит тоску в тяжелой работе, и о коробейниках, которые решают идти напрямую через болото, чтобы сократить путь домой.
Эпиграф к последней главе — формула из эпической песни, которая означает смерть добра молодца. В этой главе погибают не только коробейники, которых из двустволки убивает лесник-разбойник, чтобы забрать около 1000 рублей. Сам лесник губит свою душу, да и жизнь, попадая в острог. Некрасов проявляет к губителю сочувствие.
Зато зло смеется над начальниками, укравшими 1000 рублей еще до прихода судей.
Последняя глава имеет вставной эпизод, рассказанный Тихонычем, о ткаче Тите, которого по ошибке посадили в острог на 12 лет. Выйдя из острога и узнав об измене жены, он сочинил песню, лирический элемент поэмы, которую поет Тихоныч в лесу, чтобы взбодриться.
Песня убогого странника — это сердце поэмы, в ней Некрасов объясняет истинную причину страданий русского народа — холод и голод. Две эти беды оправдывают всякий поступок.
Герои и образы
Все образы в поэме типичны, поэтому лишены внешних примет. Портретная характеристика жалкого, никчемного человека дана только одному отрицательному герою — леснику-убийце. Ваня — молодой коробейник, верный своему слову, мечтающий вернуться с прибылью и жениться на зазнобе.
Тихоныч — пожилой бывалый коробейник, который руководствуется формулой «не обманешь — не продашь». Но это самый большой его грех. Он мудр и предусмотрителен, знает множество историй.
Катерина — обычная крестьянская девушка, мечтающая выйти замуж и быть счастливой. Судьба ее после смерти Вани неизвестна. Так Некрасов показывает, насколько пренебрегало женской судьбой общественное сознание.
Главный разбойник в поэме — убийца. Но хуже его те, кто довели его до убийства. Отрицательные образы в романе — царь, который кровью гасит черное море, пускает корабли ко дну, точит русскую казну , целовальник, грабящий народ, заседатели, которые по ошибке упекли в острог Титыча, власти, отпустившие убийцу, скупые старые барыни, у которых «все подклеено, подвязано» .
Положительных героев автор характеризует с помощью постоянных фольклорных эпитетов или устойчивых фольклорных выражений . Речь героев и самой поэмы близка к народной. Много просторечных слов и форм, есть диалектные слова.
Размер и рифмовка
Поэма написана дольником. Этот близкий к тоническому стих Некрасов использует для подражания народному песенному. Дактилическая рифма чередуется с мужской.
Следующая цитата
Коробейник Ваня ждёт милую туманной ночью во ржи. Молодец не торгуется, а просит набавлять цену. Не только ради товара встретилась Катя с милым.
Ваня дал Кате много товару, а она взяла только бирюзовый перстенёк, потому что не хочет ходить нарядной без любимого. Ваня обещает распродать товар до Покрова и вернуться домой, чтобы свести зазнобушку в церковь.
Только вечером следующего дня Ваня нагнал товарища, ворчливого старого Тихоныча, и сказал ему, что задержался, продавая ситцы.
Глава 2
Куда бы ни пришли коробейники, к ним идут девушки, молодушки и старухи. Коробейники продают ткани, мыла, румяна, перстни с самоцветными камнями.
Тихоныч так божится, продавая, что торговля идёт бойко. Бабы потратили все припрятанные деньги, перессорились, да и коробейникам досталось. Но они только посмеялись и пошли дальше.
Глава 3
За селом коробейники поделили барыши. Тихоныч долго крестился на церковь и замаливал грехи. Коробейники рассуждают о том, что сейчас торговля не такая бойкая из-за войны. Женихов забирают в солдаты, казна редеет, бабы причитают, отвозя в город парней, сохнут с горя, а мужики идут в кабак.
Коробейники вспоминают слова целовальника (должностного лица), который насмехался над народом, считая его собственным работником, потому что крестьяне всё заработанное несут в казну целовальника.
Тихоныч называет мужиков пьяницами и нищими. Им не до бабьих нарядов. Пожилой коробейник ожидает светопреставления, считая войну его началом. Тогда коробейники ответят за высокую цену товара. Ваня возражает, что с чужих брать лишнее можно.
Глава 4
Коробейники ночуют, где придётся. По дороге беседуют с бурлаками, крестьянами, пастухом, псарями, пленными турками, посмеиваясь над ними.
Коробейники едят не досыта, выручка у них невелика. Ваня предлагает завернуть в дворянскую усадьбу. Старик объясняет, что теперь баре не живут по деревням, что они одеваются по парижской моде, даже спесивые старухи, поэтому ничего не берут у коробейников. Титыч вспоминает былые времена, когда коробейников в барском доме приглашали в столовую, к ним выходила красивая барыня и покупала, не торгуясь, ткани на одежду детям, серьги и бусы. Когда-то баре даже купили весь короб, чтобы раздать девушкам в хороводе.
Глава 5
Катерине тяжело ждать Ваню, хотя она занята осенними работами: жнёт рожь, молотит, стелет лён. Катя мечтает, что Ваня женится на ней, а она будет угождать и ему, и свёкру. А тем временем наступает праздник Покров.
Коробейники продали весь товар и спешат домой. Тихоныч беспокоится о вырученных деньгах. В Кострому идут просёлками. В селе Трубе их сбили с толку мужики, посоветовав идти напрямик болотной тропиною.
Глава 6
Коробейников в лесу догнал охотник с собакой, лесник, который идёт в соседнюю деревню Шунью в 12 верстах. Попутчик интересуется, всё ли продали коробейники, и проверяет их слова, приподняв короба. Он обещает вывести из болота в деревню до вечера.
Коробейники посмеиваются над христовым охотничком, потому что ружьё лесника плохонькое, сам он мал и слаб, одежонка подпоясана лыком, бородёнка всклокочена, а пса зовут Упырь.
Приближается ночь, охотник пробует стволы, прицеливается то в куропаток, то в другую дичь, а потом и в коробейников. Ваню бьёт лихорадка.
Тихоныч хочет запеть песню, которую слышал от странника. Это был еле зрячий старик, который закончил жизнь в канаве, умерев от старости и от голода.
В молодости он жил богато и был хорошим ткачом. Его упекли в острог, где он просидел 12 лет и почти ослеп, по ошибке заседателя. Жена не приходила к нему. Когда Тита выпустили, судья даже покаялся, что про бедного ткача забыли.
Тит вернулся домой, обнаружил, что поля не паханы, дом и все инструменты растасканы. Жена слюбилась с барином и убежала в Кострому. Тогда Тит пошёл, куда глаза глядят, по дороге слагая песню. Тит говорил, что до конца эту песню допоёт только тот, кто всю Русь обойдёт из конца в конец.
Песня убогого странника бесконечна: ветер, лесные звери, хлеба, стада, мужики – все жалуются на голод и холод. Причина того, что мужик бьёт жену или идёт в кабак – тоже в холоде и голоде.
Лесник всё целится в коробейников и пугает их, а потом убивает из двустволки.
В тот же вечер в кабаке лесник хвастался, что у него была хорошая охота, он убил двух бекасов, и теперь у него много серебра и золота. У лесника выведали всё, да и пастух слышал крики и выстрелы.
Мирские и питейные власти скрутили молодца, нашли у него в онучах с тысячу рублей. Утром судьи уже не нашли денег, лесника свезли в острог, а мёртвых предали земле.
Следующая цитата
Поэма «Коробейники» была написана в 1861 г. и напечатана в журнале «Современник» № 10. В 1862 г. поэма была издана в серии «Красные книжки», предназначенной специально для народа и продававшейся по 3 копейки.
Сюжет поэмы Некрасов задумал во время охоты с крестьянином Гаврилой Захаровым, которому и посвятил поэму, назвав его другом-приятелем. Спутник рассказал Некрасову о том, как охотник убил из двустволки сразу двух бекасов, а потом и об убийстве двух коробейников в Мисковской волости.
История создания поэмы и жанр
Поэма была написана автором в 1861 году. Сюжет поэмы основан на реальных событиях, о которых Николаю Алексеевичу рассказал крестьянин Гавриил Захаров во время охоты. А именно о том, как охотник убил двух коробейников в Мисковской волости.
Каждая глава сопровождается народной песней.
Тема, основная мысль и композиция
Тема поэмы – преступление в народной среде.
Основная мысль соответствует взглядам революционных демократов, которые считали, что характер и поступки человека зависят от его социального положения, а преступления в народе связаны с его тяжёлой жизнью, неудовлетворительным бытом.
Поэма состоит из шести глав, эпиграфы из народных песен проясняют смысл каждой.
В первой главе Катя поступила так, как поётся в песне, взяв у коробейника Вани только бирюзовый перстенёк на память. Начало первой главы стало песней.
Эпиграф ко второй главе – один из припевов офеней (торговцев). Благодаря тому, что женщина, начав покупать, не может остановиться, коробейники удачно продали товар.
Смысл эпиграфа третьей главы метафорический: народ должен испить свою чашу до дна. Тихоныч рассказывает о горькой судьбе народа: парней забирают на войну, бабы воют, мужики пьют, царь раскрадывает казну, начальники отбирают всё, заработанное народом.
В четвёртой главе Тихоныч жалуется на то, что нынче даже старые барыни, у которых фальшивая коса, не покупают у коробейников товаров, потому что сейчас мода на всё парижское. Эта глава – путешествие по всему пространству России, встречи коробейников с разными представителями народа: бурлаками, огородниками, пастухом, пленными турками, господскими псарями.
Пятая глава о том, что иногда обходной путь ближе прямого. Она рассказывает о судьбе бедной Кати, которая ждёт Ваню и топит тоску в тяжёлой работе, и о коробейниках, которые решают идти напрямую через болото, чтобы сократить путь домой.
Эпиграф к последней главе – формула из эпической песни, которая означает смерть добра молодца. В этой главе погибают не только коробейники, которых из двустволки убивает лесник-разбойник, чтобы забрать около 1000 рублей. Сам лесник губит свою душу, да и жизнь, попадая в острог. Некрасов проявляет к губителю сочувствие. Зато зло смеётся над начальниками, укравшими 1000 рублей ещё до прихода судей.
Последняя глава имеет вставной эпизод, рассказанный Тихонычем, о ткаче Тите, которого по ошибке посадили в острог на 12 лет. Выйдя из острога и узнав об измене жены, он сочинил песню, лирический элемент поэмы, которую поёт Тихоныч в лесу, чтобы взбодриться.
Песня убогого странника – это сердце поэмы, в ней Некрасов объясняет истинную (с его точки зрения) причину страданий русского народа (да и всего русского пространства, вместе с лесами, зверя ми и полями) – холод и голод. Две эти беды оправдывают всякий поступок.
LiveInternetLiveInternet
Слова Николая Некрасова «Ой, полна, полна коробушка, Есть и ситцы и парча. Пожалей, моя зазнобушка, Молодецкого плеча! Выди, выди в рожь высокую! Там до ночки погожу, А завижу черноокую – Все товары разложу. Цены сам платил немалые, Не торгуйся, не скупись: Подставляй-ка губы алые, Ближе к милому садись!» Вот уж пала ночь туманная, Ждет удалый молодец. Чу, идет! — пришла желанная, Продает товар купец. Катя бережно торгуется, Все боится передать. Парень с девицей целуется, Просит цену набавлять. Знает только ночь глубокая, Как поладили они. Расступись ты, рожь высокая, Тайну свято сохрани!
Дмитрий Хворостовский и Краснознаменный ансамбль песни и пляски им. Александрова Народное переложение начала поэмы Николая Некрасова «Коробейники» (1861). Некоторые варианты почти не отличаются от авторского текста. Поется на трансформированный мотив венгерского танца «Чардаш».
Поет Сергей Лемешев Поэма сознательно была написана для простого народа.
Песнями стали еще, по крайней мере, два фрагмента поэмы — «Хорошо было детинушке…» (продолжение сюжета «Ой, полна, полна корбушка», музыка Якова Пригожего, 1888) и «Песня убогого странника» (музыка Н. А. Маныкина-Невструева, 1913).
Николай Некрасов (1821-1878) Коробейники «Ой, полна, полна коробушка, Есть и ситцы и парча. Пожалей, моя зазнобушка, Молодецкого плеча! Выди, выди в рожь высокую! Там до ночки погожу, А завижу черноокую – Все товары разложу. Цены сам платил немалые, Не торгуйся, не скупись: Подставляй-ка губы алые, Ближе к милому садись!» Вот и пала ночь туманная, Ждет удалый молодец. Чу, идет! — пришла желанная, Продает товар купец. Катя бережно торгуется, Все боится передать. Парень с девицей целуется, Просит цену набавлять. Знает только ночь глубокая, Как поладили они. Расступись ты, рожь высокая, Тайну свято сохрани! «Ой! легка, легка коробушка, Плеч не режет ремешок! А всего взяла зазнобушка Бирюзовый перстенек. Дал ей ситцу штуку целую, Ленту алую для кос, Поясок — рубаху белую Подпоясать в сенокос, — Все поклала ненаглядная В короб, кроме перстенька: «Не хочу ходить нарядная Без сердечного дружка!»
Из репертуара Надежды Плевицкой (1884-1941)
Кробейники — Некрасова Эхъ, полна, полна коробушка, Есть и ситецъ и парча. Пожалѣй, душа-зазнобушка, Молодецкаго плеча. Выйди, выйди въ рожь высокую, Такъ до ночки подожду. А завижу черноокую, Всѣ товары разложу. Про то знала ночка темная, Какъ поладили они. Распрямись ты, рожь высокая, Тайну свято сохрани!
Из репертуара Вари Паниной (1872-1911)
АВТОРСКИЙ ТЕКСТ <�Из поэмы «Коробейники»> Николай Некрасов
«Ой, полна, полна коробушка, Есть и ситец и парча. Пожалей, моя зазнобушка, Молодецкого плеча! Выди, выди в рожь высокую! Там до ночки погожу, А завижу черноокую – Все товары разложу. Цены сам платил немалые, Не торгуйся, не скупись: Подставляй-ка губы алые, Ближе к милому садись!» Вот и пала ночь туманная, Ждет удалый молодец. Чу, идет! — пришла желанная, Продает товар купец. Катя бережно торгуется, Всё боится передать. Парень с девицей целуется, Просит цену набавлять. Знает только ночь глубокая, Как поладили они. Распрямись ты, рожь высокая, Тайну свято сохрани! «Ой! легка, легка коробушка, Плеч не режет ремешок! А всего взяла зазнобушка Бирюзовый перстенек. Дал ей ситцу штуку целую, Ленту алую для кос, Поясок — рубаху белую Подпоясать в сенокос, — Всё поклала ненаглядная В короб, кроме перстенька: «Не хочу ходить нарядная Без сердечного дружка!» 1861
Бесправие
Автор в трагикомедийной форме описывает, что из-за банального просчета, собственной некомпетентности, вместо настоящего убийцы посадили в тюрьму ткача Тита. На просьбы незаслуженно заключенного, обращение его жены к судьям не дали никакого результата. Данная ситуация полностью раскрывает отсутствие уважения законников к человеку из народа, полное игнорирование его прав и ходатайств.
Сюжет
Основа сюжета – повествование о жизни и быте крестьян глазами двух коробейников: Ваньки и деда Тихоныча. В Российской империи так называли торговцев. Такое название получили из-за короба (котомки из коры), в котором разносили галантерейно-мануфактурные товары.
В первой главе повествуется о том, что Ваня обещает своей возлюбленной Кате жениться на ней, после того как короб опустеет, на Покрову. Далее молодой коробейник отправляется с Тихонычем торговать по России.
Последующие главы подробно описывают их путешествие. В третьей главе старый коробейник сетует на то, что из-за войны и увеличивания налогов царём, людям не до приобретения товара. Автор так невзначай намекает на безрадостное положение народа: сокращение численности населения из-за военных действий и превышение власти своих полномочий над простым людом.
Поэма заканчивается на печальной ноте, – двух коробейников убивает лесник.
Герои и образы
Все образы в поэме типичны, поэтому лишены внешних примет. Портретная характеристика жалкого, никчёмного человека дана только одному отрицательному герою – леснику-убийце. Ваня – молодой коробейник, верный своему слову, мечтающий вернуться с прибылью и жениться на зазнобе. Тихоныч – пожилой бывалый коробейник, который руководствуется формулой «не обманешь – не продашь». Но это самый большой его грех. Он мудр и предусмотрителен, знает множество историй.
Катерина – обычная крестьянская девушка, мечтающая выйти замуж и быть счастливой. Судьба её после смерти Вани неизвестна. Так Некрасов показывает, насколько пренебрегало женской судьбой общественное сознание.
Главный разбойник в поэме – убийца. Но хуже его те, кто довели его до убийства. Отрицательные образы в романе – царь, который кровью гасит чёрное море, пускает корабли ко дну, точит русскую казну (метафоры), целовальник, грабящий народ, заседатели, которые по ошибке упекли в острог Титыча, власти, отпустившие убийцу, скупые старые барыни, у которых «всё подклеено, подвязано» (метафора).
Положительных героев автор характеризует с помощью постоянных фольклорных эпитетов или устойчивых фольклорных выражений (пословиц, афоризмов). Речь героев и самой поэмы близка к народной. Много просторечных слов и форм, есть диалектные слова.
Коробейники
КОРОБЕЙНИКИ (Другу-приятелю Гавриле Яковлевичу (крестьянину деревни Шоды Костромской губернии)) Как с тобою я похаживал По болотинам вдвоем, Ты меня почасту спрашивал: Что строчишь карандашом? Почитай-ка! Не прославиться, Угодить тебе хочу. Буду рад, коли понравится, Не понравится — смолчу. Не побрезгуй на подарочке! А увидимся опять, Выпьем мы по доброй чарочке И отправимся стрелять. (Н. Некрасов) (23 августа 1861) (Грешнево) 1 Кумачу я не хочу, Китайки не надо. (Песня) «Ой, полна, полна коробушка, Есть и ситцы и парча. Пожалей, моя зазнобушка, Молодецкого плеча! Выди, выди в рожь высокую! Там до ночки погожу, А завижу черноокую — Все товары разложу. Цены сам платил не малые, Не торгуйся, не скупись: Подставляй-ка губы алые, Ближе к милому садись!» Вот и пала ночь туманная, Ждет удалый молодец. Чу, идет!- пришла желанная, Продает товар купец. Катя бережно торгуется, Всё боится передать. Парень с девицей целуется, Просит цену набавлять. Знает только ночь глубокая, Как поладили они. Распрямись ты, рожь высокая, Тайну свято сохрани! «Ой! легка, легка коробушка, Плеч не режет ремешок! А всего взяла зазнобушка Бирюзовый перстенек. Дал ей ситцу штуку целую, Ленту алую для кос, Поясок — рубаху белую Подпоясать в сенокос — Всё поклала ненаглядная В короб, кроме перстенька: «Не хочу ходить нарядная Без сердечного дружка!» То-то, дуры вы, молодочки! Не сама ли принесла Полуштофик сладкой водочки? А подарков не взяла! Так постой же! Нерушимое Обещаньице даю: Опорожнится коробушка, На Покров домой приду И тебя, душа-зазнобушка, В божью церковь поведу!» Вплоть до вечера дождливого Молодец бежит бегом И товарища ворчливого Нагоняет под селом. Старый Тихоныч ругается: «Я уж думал, ты пропал!» Ванька только ухмыляется — Я-де ситцы продавал! 2 Зачали-почали Поповы дочери (припев деревенских торгашей) «Эй,Федорушки! Варварушки! Отпирайте сундуки! Выходите к нам, сударушки, Выносите пятаки!» Жены мужние — молодушки К коробейникам идут, Красны девушки-лебедушки Новины свои несут. И старушки вожеватые, Глядь, туда же приплелись. «Ситцы есть у нас богатые, Есть миткаль, кумач и плис. Есть у нас мыла пахучие — По две гривны за кусок, Есть румяна нелинючие — Молодись за пятачок! Видишь, камни самоцветные В перстеньке как жар горят. Есть и любчики заветные — Хоть кого приворожат!» Началися толки рьяные, Посреди села базар, Бабы ходят словно пьяные, Друг у дружки рвут товар. Старый Тихоныч так божится Из-за каждого гроша, Что Ванюха только ежится: «Пропади моя душа! Чтоб тотчас же очи лопнули, Чтобы с места мне не встать, Провались я!. . «Глядь — и хлопнули По рукам! Ну, исполать! Не торговец — удивление! Как божиться-то не лень. . . Долго, долго всё селение Волновалось в этот день. Где гроши какие медные Были спрятаны в мотках, Всё достали бабы бедные, Ходят в новеньких платках. Две снохи за ленту пеструю Расцарапалися в кровь. На Феклушку, бабу вострую, Раскудахталась свекровь. А потом и коробейников Поругала баба всласть: «Принесло же вас, мошейников! Вот уж подлинно напасть! Вишь вы жадны, как кутейники. Из села бы вас колом!. . » Посмеялись коробейники И пошли своим путем. 3 Уж ты пей до дна, коли хошь добра, а не хошь добра, так не пей до дна. Старинная былина За селом остановилися, Поделили барыши И на церковь покрестилися, Повздыхали от души. «Славно, дядя, ты торгуешься! Что не весел? ох да ох!» -«В день теперя не отплюешься, Как еще прощает бог: Осквернил уста я ложию — Не обманешь — не продашь!» И опять на церковь божию Долго крестится торгаш. «Кабы в строку приходилися Все-то речи продавца, Все давно бы провалилися До единого купца — Сквозь сырую землю-матушку Провалились бы. . . эх-эх!» -«Понагрел ты Калистратушку. » -«Ну, его нагреть не грех, Сам снимает крест с убогого». -«Рыжий, клином борода». -«Нашим делом нынче многого Не добыть — не те года! Подошла война проклятая Да и больно уж лиха, Где бы свадебка богатая — Цоп в солдаты жениха! Царь дурит — народу горюшко! Точит русскую казну, Красит кровью Черно морюшко, Корабли валит ко дну. Перевод свинцу да олову, Да удалым молодцам. Весь народ повесил голову, Стон стоит по деревням. Ой! бабье неугомонное, Полно взапуски реветь! Причитанье похоронное Над живым-то рано петь! Не уймешь их! Как отпетого Парня в город отвезут. Бабы сохнут с горя с этого, Мужики в кабак идут. Ты попомни целовальника, Что сказал — подлец седой! «Выше нет меня начальника, Весь народ — работник мой! Лето, осень убиваются, А спроси-ка, на кого Православные стараются? Им не нужно ничего! Всё бессребренники, сватушка, Сам не сею и не жну, Что родит земля им, матушка, Всё несут в мою казну!» «Пропилися, подоконники, Где уж баб им наряжать! В город едут, балахонники, Ходят лапти занимать! Ой, ты зелие кабашное, Да китайские чаи, Да курение табашное! Бродим сами не свои. С этим пьянством да курением Сломишь голову как раз. Перед светопреставлением, Знать, война-то началась. Грянут, грянут гласы трубные! Станут мертвые вставать! За дела-то душегубные Как придется отвечать? Вот и мы гневим всевышнего.
—> ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
Размер и рифмовка
Поэма написана дольником. Этот близкий к тоническому стих Некрасов использует для подражания народному песенному. Дактилическая рифма чередуется с мужской. Рифмовка перекрёстная.
Образ главных героев
Молодой коробейник Ваня: у него благородная цель: распродать весь короб и жениться на девушке Кате.
Катя – простая крестьянская девушка, которая ждет Ваню и боится, что он найдет другую. В поэме описаны ее мысли: она готова работать вместо него и прощать любые проступки, лишь бы возлюбленный на ней женился. Через образ Кати автор проводит параллель с положением женщин в обществе, акцентирует внимание на бесправии женского пола. После гибели возлюбленного судьба девушки неизвестна.
Еще один центральный персонаж – убийца-лесник. Автор характеризует его внешне: маленького роста, слабенького, с взлохмаченной бородой. В произведении писатель не осуждает поступок лесника, а наоборот оправдывает. По мнению автора, порицания заслуживают другие второстепенные образы: царь, который снимает непомерный налог с народа, заседатели, которые по ошибке упекли в острог Тита, власти, отпустившие убийцу, скупые старые барыни.
Следующая цитата
Вот и пала ночь туманная,
Ждет удалый молодец.
Чу, идет!- пришла желанная,
Продает товар купец.
Катя бережно торгуется,
Всё боится передать.
Парень с девицей целуется,
Просит цену набавлять.
Знает только ночь глубокая,
Как поладили они.
Распрямись ты, рожь высокая,
Тайну свято сохрани!
Зачали-почали
Поповы дочери
(припев деревенских торгашей)
Посмеялись коробейники
И пошли своим путем.
Уж ты пей до дна, коли хошь добра,
а не хошь добра, так не пей до дна.
Старинная былина
Только молодец и жив бывал.
(Старинная былина)
ПЕСНЯ УБОГОГО СТРАННИКА
Я стадами иду: что скотинка слаба?
С голоду, странничек, с голоду,
С голоду, родименькой, с голоду!
Я в деревню: мужик! ты тепло ли живешь?
Холодно, странничек, холодно,
Холодно, родименькой, холодно!
Я в другую: мужик! хорошо ли ешь, пьешь?
Голодно, странничек, голодно,
Голодно, родименькой, голодно!
Уж я в третью: мужик! что ты бабу бьешь?
С холоду, странничек, с холоду,
С холоду, родименькой, с холоду!
Я в четверту: мужик! что в кабак ты идешь?
С голоду, странничек, с голоду,
С голоду, родименькой, с голоду!
Читайте также: