Ключевский о крепостном праве в россии цитаты

Обновлено: 06.11.2024

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Нет аккаунта? Зарегистрироваться Почему всё не так. Мысли полууставом 03:15 pm June 16th, 2011 Крепостное Право в России. Двойной удар по русскому единству.

Эта короткая заметка не претендует на окончательность выводов, но имеет целью сохранить навеянные прочтением некоторых материалов по истории крепостного права в России, в особенности работы В.О. Ключевского "Происхождение крепостного права в России".

Начать следует с того, что никакого "Права" собственно и не было, а была обычная для России традиция, сиречь понятия, как не было и законов престолонаследия до Петра Великого.

Впервые определение "Крепостного Права" в России дал Сперанский лет за 30-ть до его окончательной отмены. До этого был более или менее стройный свод законов регламентирующий положение различных групп крестьян и их владельцев.

Если мы заглянем во времена Красного Солнышка, то увидим, что основными группами населения, позже называемого "крестьянством" составляли три группы: смерды, закупы и челядь, через 600 лет превратившиеся в крепостных крестьян, кабальных холопов и дворовых.

Смерды входили в имущественные отношения с землевладельцами, так как своей земли у них не было и в неурожайные годы или по иным, семейным причинам или же на обзаведение инвентарём и приобретение скота и семян вынуждены было брать в долг у землевладельца-князя. В течение определённого времени они отдавали долг, оставаясь на это время лично прикреплёнными к своему заимодавцу.

На рубеже 15-16 веком в силу определённых причин отдавать эти долги стало всё более и более проблематично. Крестьянину становилось всё более невозможно поддерживать своё хозяйство без притока капитала извне. Он брал в долг и в течении своей жизни не мог вернуть его, но получал свободу как-правило после смерти помещика. То есть происходило всё более очевидное закабаление крестьянина по чисто экономическим причинам. Политически, крестьянин оставался в некотором роде субъектом тяглового государства, членом общества, поскольку трудился непосредственно на своего государя - удельного князя.

При Иване Великом, а затем при Иване Грозном процесс превращения потомков удельных князей в государевых людей - бояр и служилых дворян лишил крестьянина этой субъектности - он превратился из слуги своего государя в слугу слуги государя.

"Становясь частными лицами для своих удельных обществ, эти князья оставались государями для людей, находившихся в частной личной и условной зависимости от них, и, таким образом, внесли в гражданские отношения новую юридическую мысль, что и у частных лиц слуги, привязанные к хозяевам кабалой, личным и временным обязательством, принадлежат им на том же праве, как и холопы полные, только принадлежат лично и временно."
В.О. Ключевский "Происхождение крепостного права в России"

Это первый удар отделивший огромную народную массу от тела государства.

Этот право-субъектный отрыв сопровождался и другим отрывом - морально-личностным. Как уже было сказано выше, владельцы крепостных крестьян нередко прощали долги и отпускали крестьян на волю по своему завещанию - духовной. Таким образом, отсутствие чёткой регламентации отношений заменялось человеческим и христианским прощением долгов:
Нередки были подобные записи в духовных:

"Людей моих кабальных во дворе и в деревнях всех отпустити на свободу, опричь тех, которых я приказывал жене моей по ее живот".

"По духовным грамотам XVI в. видно, что кабальная зависимость чаще всего прекращалась по воле господина с его смертью: "отходя сего света вольнаго", он не только прощал долги своим добрым слугам, но и "наделял" их по силе, прося душеприказчиков дать его "людцам, мужичкам и женочкам, почему пригоже дати, а не оскорбити", чтобы люди, покидая господский двор, не заплакали, по прекрасному выражению некоторых завещательниц."
В.О. Ключевский "Происхождение крепостного права в России"

Со сменой поколений эти обычая, традиция, сменялись традициями другими, основанными на чисто экономических соображениях. Дети тех помещиков, которые ещё понимали условность владения закреплённых за ними крестьян как своей частной собственностью, с лёгкостью забывали об этом. А во отсутствие законодательства и желания государства вмешиваться в хозяйственные дела дворян (а государство ограничивало это вмешател-ство чисто судебно-полицейскими мерами) окончательное закрепление крестьян видимо произошло на памяти одного-двух поколений.

Второй удар по русскому гражданскому обществу был нанесён указом о дворянских вольностях, подписанным Екатериной Великой. Как известно, он позволял дворянам отказываться от государевой службы, оставаясь частными лицами на протяжении всей своей жизни.

Судьба крепостных крестьян в этой ситуации даже не рассматривалась, а был она по-истине трагической.

Если последствием первого удара стал отрыв крестьянина от непосредственно государственной тягловой службы и превращение его в слугу слуги государева, частную собственность, то второй удар лишал его гражданских связей с русским государством практически полностью, поскольку даже его хозяин и тот переставал служить государю.

Разумеется все эти драматические изменения происходили не вдруг и имели протяжённость в десятки и сотни лет на протяжении нескольких поколений. Однако, результатом этих изменений явился раскол русского общества на два народа и падение этого общества в результате череды революций.

Следующая цитата

сложного и во многих отношениях величественного государственного порядка ".

Завершающий труд Ключевского-" Курс русской истории "-был результатом

тщательной обработки лекций, читавшихся в Московском университете на протяжении

более 30 лет. " Курс русской истории" является вершиной научного творчества

Ключевского, поскольку обладает выдающимися литературно- художественными

достоинствам. Во вводных главах "Курса", раскрывающих теоретические позиции

Ключевского. Человеческая личность, людское общество и природа страны -таковы,

по Ключевскому," три основные исторические силы , которые строят людское

общежитие". Теория "факторов ", множественности основных условий историческом

развития, выявлять стремление Ключевского раскрыть новые стороны исторического

процесса на основе той проблематики ,которая обогатила буржуазную историографию

в пореформенный период. Теория "факторов" строилась на идеалистической основе.

"Идеи,-говорил Ключевский,-становятся историческими факторами, подобно тому

как делаются ими силы природы ". Двигателем человеческого развития он считал

"умственный труд и нравственный подвиг".Одновременно ,Ключевский подчеркивал

решающую роль государства в истории России. В "Курсе русской истории

отчетливо прослеживается влияние на мировоззрение Ключевского идей Б.Н.

Чичерина . Проблему роли народа в истории, Ключевский превращал из социальной

в этнографическую . Теория "факторов " свидетельствовала о том ,что Ключевский

пытался сочетать государственную схему с позитивистскими социологическими

теориями .Отражая влияние таких европейских ученых как Риттер и Бокль ,

Ключевский стремился показать роль в истории России географических и

экономических факторов. В конце 19 века в историографии большое влияние

получили неоконтианские теории , отрицавшие закономерный характер общественного

развития.В соответствии с теоретическими принципами , изложенными во вводных

лекциях "Курса. ", Ключевским строилась периодизация истории России. В основу

периодизации были положены географический ,хозяйственный и социальный

признаки , определившие ,по мнению Ключевского, основное содержание

исторических периодов. Весь русский исторический процесс -от древнейших времен

до реформ 60-х годов 19 века- Ключевский делил на четыре периода : Первый

период -"Русь днепровская ,городовая , торговая"(с 8 по 13 века). Второй период

-"Русь верхневолжская ,уделено -княжеская вольноземледельческая"(13 век -

середина 15 века). Третий период -" Русь Великая Московская , царско-боярская ,

военно-земледельческая (15 век -начало 17 века). Четвертый период -

"всероссийский ,императорский , дворянский", период крепостного хозяйства -

земледельческого и фабрично-заводского (17 век - середина 19 века).В первый

период основной ареной деятельности восточного славянства является Поднепровье

Ключевский не связывал с норманнами возникновение государственности у славян,

отмечая существование у них княжеств задолго до появления варягов.Ключевский

считал , что основным занятием славян было не земледелие , а звероловство и

бортничество . Историк отрицал феодальный характер , складывавшихся в тот

период общественных отношений. Второй период русской истории характеризуется

тем , что деятельность русского народа развивалась в районе верхней Волги.

В политическом отношении на смену городовой области Киевской Руси приходит

киевский удел. Земледелие становится основным занятием населения. Князья

создают общественные связи , феодальный характер отрицается Ключевским.

Он осуждал межкняжеские распри, ставшие основным содержанием политической

жизни второго периода , но не видел внутренних сил для их преодоления. Для

этого понадобилась внешняя сила -власть золотоордынских ханов , без которых

удельные князья "разнесли бы свою Русь на бессвязные ,вечно враждующие между

собой удельные лоскутья ".В третий период впервые создается прочное

государственное объединение Руси. Главное место в экономике занимает сельское

хозяйство , основанное на крепостном труде. Крепостное право получает

юридическое оформление . Постепенно возрастает экономическое и политическое

значение "служилых людей "-дворянства , и падает влияние боярства ,выступающего

в конфликт с царской властью , становящейся самодержавной. В четвертый период

русской истории образуется Российская империя . Господствующей политической

силой становится дворянство. К земледелие , как основному занятию ,

присоединяется промышленность , фабричная и заводская. Наиболее характерной

особенностью этого периода Ключевский считал преобразования Петра1. Слабой

стороной этой периодизации является обособленность исторических периодов,

отсутствие между ними закономерной исторической связи , что нарушало

органическое единство исторического процесса. Ключевский отвергал наличие в

России феодальных отношений , усматривая в этом ее отличие от Западной Европы.

Ключевский явился создателем собственной школы в русской историографии.

Он оказал влияние на формирование исторических взглядов таких ученых , как

П.Н.Милюков, М.М.Богословский ,А.А.Кизеветтер .

© Copyright: Александр Евгеньевич Закатов, 2016
Свидетельство о публикации №216100701619 Рецензии

Добрый день, Саша!

Ключевский - Ваш кумир.
Теперь я поняла, откуда в Вас живёт тяга к афоризмам, и желание жить под их
влиянием.
Но я и теперь не могу подписаться под всеми его афоризмами.
Желаю успехов.
А почему Вы так мало познакомили нас с Ключевским?
Всем было бы интересно заглянуть глубже в его гениальный ум и таланты.
А женщинам любопытно было бы узнать о себе больше глазами, например того же
- Ключевского.
Например:

"Каждый женский возраст приносит свою жертву любви: у девочки это губы, у девушки еще и сердце, у молодой женщины еще и тело, у пожилой еще и здравый рассудок.

Прежде в женщине видели живой источник счастья, для которого забывали физическое наслаждение, ныне видят в ней физиологический прибор для физического наслаждения, ради которого пренебрегают счастьем"

Нынче - не означает, что это все.

Здравствуйте, Ираида .Не устаю удивляться Вашей человеческой мудрости. (Покажите эту фразу Виктору). Вряд ли стоит жить , опираясь на афоризмы и готовые формулы. Что касается наброска о Ключевском , он является звеном в
истории развития русской общественной мысли, которая необъятна ,судя по Вашим
замечаниям. Позвольте пожелать Вам(обоим) здоровья , и еще раз здоровья.
Ираида , о Ключевском сейчас немного допишу.Буду благодарен за Ваше мнение.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Следующая цитата

28 января 2021 года – 180 лет со дня рождения Василия Осиповича Ключевского, великого сына России.

Осенью минувшего года продолжились (в рамках известных ограничений) занятия лектория «Время культуры» в новокузнецкой городской библиотеке.
Мне предложили подготовить и прочитать лекцию к юбилейной дате российского историка В.О. Ключевского.
Тема лекции: «Исторические взгляды Василия Ключевского». Предложение было для меня неожиданным, но не случайным.

Ключевский. Воспоминание школьных лет.
«Курс русской истории», несколько томов Ключевского (издание, вероятно, 1950-1960 гг.), у бабушки в Буграх, в деревенском доме, в кладовке, среди прочих книг её младшего сына (привёз с севера, где жил и работал).
Сколько мне было лет: четырнадцать, пятнадцать? Читала, как художественную литературу, «запойно», как всегда, когда интересно. История Ключевского была совсем не похожа на историю из школьного учебника. В ней действовали живые персонажи исторического прошлого.
Позже книги Ключевского куда-то пропали, о чём дядя впоследствии сожалел. Родственников было много, и многие «любили книгу, источник знаний».

Но имя Ключевского осталось в моей памяти. Потом, в конце 1980-х или в начале 1990-х, в нашей семье появились «макулатурный» Карамзин и «макулатурный» Соловьёв. Ключевского в обмен на макулатуру не издавали.
С тех пор в моей жизни было много разных интересных книг, но «Ключевский» не случался.

Прошло полвека, и вот - новая встреча. Теперь уже на просторах интернета. Бумажные библиотечные книги тоже под рукой: литературные портреты, письма, дневники, и, конечно, «Курс русской истории» в трёх томах, где все 86 лекций историка. Начала читать, но вскоре нашла их аудиоверсии, прослушала больше половины, потом «насытилась» и уже выборочно открывала отдельные лекции.
Сведения о самом Ключевском, о его книгах и взглядах учёного – в основном «черпала» из интернета, и помногу.
Статьи, фотографии, портреты, слайды презентаций разных авторов, на разных сайтах – отбирала, анализировала, как умела.
Строго-упорядоченный метод Ключевского в построении лекционного материала настолько меня вдохновил, что я составила план не только лекции (чего раньше не делала), но и всего лекционного занятия:

Исторические взгляды Василия Ключевского**.
К 180-летию со дня рождения историка В.О. Ключевского
ПЛАН
Введение
1. Краткая биография
2. Взгляд на историю Русского государства с позиций В.О. Ключевского
3. Творчество В.О. Ключевского как заметное явление русской культуры
Заключение

Заслуги российского историка В.О. Ключевского были признаны при жизни. Он был профессором Московского университета, академиком Петербургской Академии наук, тайным советником. Также был избран членом Общества истории и древностей российских, Московского археологического общества, Общества любителей российской словесности, Московского литературно-художественного кружка.
Сам же Василий Осипович считал: «В жизни учёного и писателя главные биографические факты – книги, важнейшие события – мысли».

1. Краткая биография

Тема дипломного сочинения Ключевского: «Сказания иностранцев о Московском государстве» (1865), первое опубликованное исследование молодого историка. Начало его пути в науку.
Магистерская диссертация «Древнерусские жития святых как исторический источник» (1871).
После её защиты Ключевский получил право преподавать в высших учебных заведениях.
Первым рабочим местом молодого историка стало Александровское военное училище (1967-1883).
Читал лекции слушательницам Высших женских курсов (проф. В.И. Герье) в течение 15 лет (1872-1888).
Параллельно читал курс гражданской русской истории в Московской духовной академии (Сергиев Посад). Служба Ключевского в Академии продолжалась 36 лет – до конца 1906 г. – больше, чем в каком-либо ином учебном заведении.
С 1879 преподавал в Московском университете, где заменил на кафедре русской истории скончавшегося С.М. Соловьёва.
В 1893-1895 годах, по поручению императора Александра III, читал курс «Новейшая история Западной Европы в связи с историей России» великому князю Георгию Александровичу, который, будучи больным туберкулёзом, жил на Кавказе, в Абастумане.
С 1898 по 1910 г. преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества.
Научно-педагогическая деятельность Василия Осиповича Ключевского продолжалась около 50 лет.

В.О. КЛЮЧЕВСКИЙ: «Чтобы быть хорошим преподавателем, надо любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь».

Докторская диссертация «Боярская Дума Древней Руси» (1882). Это фундаментальное исследование заняло у него почти 10 лет напряжённого труда; изданное отдельной книгой, стало подлинным научным событием того времени.
Временем расцвета научной деятельности Ключевского были 70-80-е годы 19 века. В это время им было написано исследование «Происхождение крепостного права в России» (1885) и «Подушная подать и отмена холопства в России»(1886), которые дали сильный и плодотворный толчок полемике о происхождении крестьянского прикрепления в древней Руси.

В.О. КЛЮЧЕВСКИЙ: «Кто неспособен работать по 16 часов в сутки, тот не имел права родиться и должен быть устранён из жизни как узурпатор бытия».

Главным делом жизни В.О. Ключевского был «Курс русской истории», как результат тщательной обработки лекций, читавшихся в Московском университете на протяжении более 30 лет.
Историк успел подготовить к изданию первые четыре части «Курса» (1904-1911). Пятая часть вышла после Октябрьской революции в 1922 г.
Умер 25 (12) мая 1911 г. Похоронен на Донском кладбище в Москве.

В.О. КЛЮЧЕВСКИЙ: «Смерть – величайший математик, ибо безошибочно решает все задачи».


2. Взгляд на историю Русского государства с позиций В.О. Ключевского

Ключевский в своих монографических исследованиях и в «Курсе русской истории» дает своё, строго субъективное понимание русского исторического процесса. По Ключевскому, исторический процесс – это «ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в её развитии и результатах». Свою концепцию Ключевский называл «исторической социологией», понимая её как «историческое изучение <…> свойств и действия сил, созидающих и направляющих людское общежитие».
«Основные исторические силы, которые строят людское общежитие: человеческая личность, людское общество и природа страны». Каждая из этих сил вносит в состав общежития свой запас элементов или связей, в которых проявляется её деятельность.
В.О. КЛЮЧЕВСКИЙ: «Народ становится государством, когда чувство национального единства получает выражение в связях политических, в единстве верховной власти и закона».
«В государстве народ становится не только юридическим лицом, но и исторической личностью с более или менее ясно выраженным национальным характером и сознанием своего мирового значения».

В.О. КЛЮЧЕВСКИЙ: «Доверие народа к своим вождям есть признак его веры в себя, в свои нравственные силы».

Новаторство Василия Осиповича заключалось в том, что он обнаруживал общие закономерности всемирно-исторического процесса, где главная роль отдавалась народу. В связи с этим появился новый термин «историческая личность народа».

Первостепенным фактором отечественной истории Ключевский считал колонизацию обширных пространств России русским народом. «История России есть история страны, которая колонизуется». Область колонизации в ней расширялась вместе с государственной ее территорией.

До Ключевского учёные делили историю России на три периода, связанных с укреплением государственной власти: время феодальной раздробленности, эпоха объединения княжеств в Московское государство и Российская империя, начиная с правления Петра I.
Ключевский отошёл от периодизации по царствованиям монархов, отказался от хронологического изложения событий. Он наметил периодизацию, исходя из главных моментов, определяющих, по его мнению, развитие исторического процесса.
В основу периодизации были положены географический, хозяйственный и социальный признаки.

В зависимости от направления потоков колонизации весь русский исторический процесс - от древнейших времён до реформ 60-х годов 19 века - Ключевский делил на четыре периода:
1). VIII – XIII вв. Русь днепровская, городовая, торговая (днепровский).
2). XIII – середина XV вв. Русь верхневолжская, удельно-княжеская, вольно-земледельческая (верхневолжский).
3). Середина XV в. – второе десятилетие XVII в. Русь Великая Московская, царско-боярская, военно-землевладельческая (великорусский).
4). Начало XVII в. – вторая половина XIX в. Всероссийский, императорско-дворянский, период крепостного хозяйства, земледельческого и фабрично-заводского (всероссийский).

Обозначив хронологические периоды, Ключевский в дальнейшем мало считается с хронологией. Во всем дальнейшем изложении русской истории он думает о ней как о едином целом. Большинство глав «Курса» посвящено описанию истории административных учреждений и сословий, в особенности истории закрепощения крестьян.

«Курс русской истории» В.О. Ключевского - итог «мыслительной работы русского народа над своим прошлым, подведенный одним из талантливейших его сынов» (М. М. Богословский)

В.О. КЛЮЧЕВСКИЙ: «Умственный труд и нравственный подвиг всегда останутся лучшими строителями общества, самыми мощными двигателями человеческого развития».


3. Творчество В.О. Ключевского как заметное явление русской культуры

Творчество В.О. Ключевского представляет интерес не только как яркая страница отечественной исторической науки, но и как явление русской культуры. Глубокое знание исторических источников и фольклора, владение мастерством исторического портрета, афористичный стиль сделали Ключевского одним из наиболее читаемых и чтимых историков конца XIX - начала XX в.

В.О. КЛЮЧЕВСКИЙ: «Чтобы защитить отечество от врагов, Пётр опустошил его больше всякого врага».
«Сердце Екатерины никогда не ложилось поперек дороги ее честолюбию».
«История не учительница, а надзирательница, наставница жизни, она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков».

Ключевский - талантливый автор статей о духовной жизни русского народа и его выдающихся представителей: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, русский просветитель и издатель Н.И. Новиков и др.
В.О. КЛЮЧЕВСКИЙ: «О Пушкине всегда хочется сказать слишком много, всегда наговоришь много лишнего и никогда не скажешь всего, что следует».

Ряд работ посвящён русской литературе как историческому источнику: «Евгений Онегин и его предки», «Недоросль Фонвизина», «О взгляде художника на обстановку и убор изображаемого им лица».
«Добрые люди Древней Руси» - о частной благотворительности. Публичная лекция, изданная отдельной брошюрой, в пользу пострадавших от неурожая.
В.О. КЛЮЧЕВСКИЙ: «Истинная цель дела благотворительности не в том, чтобы благотворить, а чтобы некому было благотворить».

В 1892 году в Сергиевом Посаде, в торжественном собрании Московской Духовной Академии, В.О. Ключевский произнёс свою знаменитую речь о Сергии Радонежском.
«… Творя память Преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка, обновляем его, пополняя произведенные в нем траты.
Ворота Лавры Преподобного Сергия затворятся и лампады погаснут над его гробницей только тогда, когда мы растратим этот запас без остатка, не пополняя его».

Художественный дар Ключевского нашёл воплощение в его афоризмах, репликах, оценках, часть которых была широко известна в интеллектуальных кругах России. Большой интерес представляют изданные дневники и письма Василия Осиповича Ключевского.

В.О. КЛЮЧЕВСКИЙ: «На Западе Церковь без Бога, в России Бог без Церкви».
«Христы редко являются, как кометы, но Иуды не переводятся, как комары». «В России центр на периферии».
«Спорт становится любимым предметом размышления и скоро станет единственным методом мышления».
«В России историю следует издавать в виде блокнота, в котором легко изъять любую страницу и заменить её новой».
«Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего».

Главным делом для В.О. Ключевского всегда оставалось изучение истории. Без её знания, считал учёный, «мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего мы живём, как и к чему должны стремиться…».

«Ключевский … сам глубоко переживая прошлые судьбы нашей родины, … своими трудами хотел содействовать тому, чтобы каждый из нас был "хоть немного историком" и мог "стать сознательно и добросовестно действующим гражданином"». (А.С. Лаппо-Данилевский, российский историк).

Именно этим пожеланием так остро современен Ключевский.
Он по праву является гордостью России и многими гранями своего удивительного таланта по-прежнему привлекает пристальное внимание современных научных и читательских кругов.

** Сокращённый вариант текста лекции.


* Дополнительно: Афоризмы из презентации «В.О. Ключевский. Афоризмы о человеке».

Люди ищут себя везде, только не в себе самих.
Хотеть быть чем-то другим, а не самим собой значит хотеть стать ничем.
Уважение к чужому мнению, уму – признак своего.
Жить своим умом - не значит игнорировать чужой ум, а уметь им пользоваться для понимания вещей.
Надобно не жаловаться на то, что мало умных людей, а благодарить Бога за то, что они есть.
Не цветы виноваты, что слепой их не видит.
Под свободой совести обыкновенно разумеется свобода от совести.
Крепкие слова не могут быть сильными доказательствами.
Жалоба, что нас люди не понимают, всего чаще происходит оттого, что мы не понимаем людей.
Справедливость – доблесть избранных натур, правдивость – долг каждого порядочного человека
Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства.
Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла.
Одни вечно больны только потому, что очень заботятся быть здоровыми, а другие здоровы только потому, что не боятся быть больными.
Жизнь не в том, чтобы жить, а в том, чтобы чувствовать, что живёшь.
Было бы сердце, а печали найдутся…

© Copyright: Вера Третьякова, 2021
Свидетельство о публикации №221012600538 Рецензии

Здравствуйте, Вера!
Интереснейший рассказ о прелестном историке, публицисте, философе - Василии Ключевском! Спасибо.
Не могу сказать, что хорошо знаю работы В. Ключевского, но меня интересует история, в частности, история моего Отечества - России, а потому и его работы. А ещё, кроме упомянутых Вами историков, исследователей истории Руси-России, В. Н. Татищева, Н. М. Карамзина.
Повествования о России, её народах, о русских В. Ключевского, Н. Карамзина, С. Соловьева, их предшественников и последователей, - это ода, основанная на летописях. Чем они ценны и привлекательны. В них любовь к России, а не предвзятость.
Да, захоронение В. О. Ключевского находится на территории Донского монастыря в Москве. Там и супруга его. Скромное захоронение: плита с их данными; вокруг ограда. Плита долгое время имела трещину (время, погода).Несколько лет назад там была реставрация; деньги на это, по рассказам реставраторов Монастыря, дал какой-то город. Возможно, Пенза.
Несколько лет назад рядом с могилой В. Ключевского был похоронен писатель А. Солженицын.
Желаю Вам новых тем для произведений!

Автору. Дайте, пожалуйста, ссылку, где в трудах В.О. Ключевского можно прочитать касающееся этой фразы из Вашего эссе: ". как и зачем мы пришли в мир, как и для чего мы живём, как и к чему должны стремиться. ". Спасибо.

Здравствуйте, Василиса!
Благодарю за со-звучие. Именно, любовь к России, к русскому народу - в каждой строчке Ключевского. «Я говорю красно, потому что мои слова пропитаны моей кровью» (Из афоризмов В.О)
О захоронении. Только 5 лет назад на могиле Ключевского появился гранитный крест. Установлен на средства, собранные земляками-пензенцами. В Пензе единственные в России скульптурный памятник историку, музей Ключевского. Сегодня музею 30 лет. У них большая культурная программа в этот юбилейный год. Об этом я узнала из сообщества во ВКонтакте. Сама живу в Сибири, в Пензе никогда не была.
С уважением и благодарностью,

3. Предмет истории — то в прошедшем, что не проходит, как наследство, урок, неконченый процесс, как вечный закон. Изучая дедов, узнаем внуков, т. е., изучая предков, узнаем самих себя. Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться, механическими куклами, которые не родятся, а делаются, не умирают по законам природы, жизни, а ломаются по чьему-то детскому капризу.(Записная книжка. [1890-е годы]. Июнь 1892).
Из книги:
Ключевский, Василий Осипович. Письма ; Дневники ; Афоризмы и мысли об истории / В. О. Ключевский ; составители : Р. А. Киреева, А. А. Зимин ; предисловие, редакция М. В. Нечкиной ; АН СССР, Институт истории. - Москва : Наука, 1968.
Благодарю за Ваш вопрос,Раиса, за интерес к творчеству В.О.
С уважением,

Здравствуйте, Вера!
Благодарю Вас за письмо. Хорошо, что жители г. Пензы поддерживают память о В. Ключевском. Историк прав, написав: "Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего".
Будьте здоровы и счастливы! Творческая работа делает нашу жизнь ярче.

Благодарю! Всего доброго!

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Следующая цитата

Чем было крепостное право? Россию той поры проклинал Радищев и вполне одобрял Пушкин. Бесчинства сумасшедших помещиков там соседствовали с громкими судебными процессами. Каких-то крестьян продавали на аукционе, а какие-то становились миллионерами.

Фото: Anews Anews

Сегодня “Умный журнал” расскажет об этом, а также поведает - насколько велик шанс, что ваши предки были “объегорены” и познали прелести барщины и оброка?

Видео дня

“Вот тебе, бабушка, и Юрьев день”

Формально землевладельцы-помещики не имели прав лично на крестьянина - они имели права на свою землю. Крестьянин же имел право с этой земли уйти - такая процедура называлась “крестьянский выход”. Превращение крестьян в крепостных, т.е. “прикреплённых к земле”, связано именно с ограничением крестьянского выхода.

Первый всеобщий закон на этот счет вышел в 1497 году - крестьянский выход по всему государству был разрешён за неделю до и через неделю после 26 ноября - Дня святого Георгия или, в просторечии, Юрьева дня.

Так продолжалось до 1580-х годов, когда Иван Грозный ввел “заповедные лета” - законы, приостанавливающие крестьянский выход. Это формально временный запрет никогда не был отменён и окончательно закрепился в Соборном Уложении 1649 года, которое также ввело бессрочный сыск беглых крестьян.

Именно к тем временам относится поговорка “Вот тебе, бабушка, и Юрьев день”. Негативная память народа о тех событиях также закрепилась в выражении “объегорить” (обмануть), произошедшем от другого названия Юрьева дня - Егорий Осенний.

Зверства Салтычихи и Екатерина II

Но даже отмена крестьянского выхода не меняла главного - крестьянин не являлся собственностью землевладельца. Дворяне, помещики считались поставленными на определённый участок земли. По сути, они, как и крестьяне, несли службу перед государем - просто на более высокой должности.

Дальнейший процесс закрепощения крестьян связан с тем, что государство давало дворянам всё больше и больше полномочий, и при этом оставляло всё меньше и меньше обязанностей.

Историк Василий Ключевский так описывал происходящее в 1730-60-х годах: “Закон всё более обезличивал крепостного, стирая с него последние признаки правоспособного лица”.

Именно в те времена берут начало истории о бесчинствах помещиков в отношении своих крепостных. Самый известный персонаж подобных рассказов - помещица Дарья Салтыкова, более известная как Салтычиха.

Иллюстрация к энциклопедическому изданию “Великая реформа”, на которой изображены деяния Салтычихи “по возможности в мягких тонах”

Овдовев, она начала впадать в страшные вспышки гнева, во время которых подвергала своих крестьян издевательствам и пыткам - обливала кипятком, выдёргивала волосы, заставляла конюха забивать провинившихся до смерти. Зимой Салтыкова раздевала женщин догола и привязывала на улице к столбу, предварительно сжигая им свечой волосы.

Салтычиха любила убивать невест незадолго до замужества. Одну жертву, крестьянку Петрову, помещица велела раздеть и завести в пруд (на дворе была поздняя осень). Девушка стояла в воде по горло несколько часов и в итоге скончалась от переохлаждения.

Доставалось и мужчинам. В ноябре 1759 года в ходе растянувшейся почти на сутки пытки был убит молодой слуга Хрисанф Андреев, а в сентябре 1761 года Салтыкова собственноручно забила мальчика Лукьяна Михеева.

По показаниям крепостных крестьян, полученным во время “повальных обысков” в имении и деревнях помещицы, ею было убито 75 человек.

Владимир Пчелин “Салтычиха”

Всё это удалось остановить только тогда, когда двум крестьянам, Савелию Мартынову и Ермолаю Ильину, жён которых Салтыкова убила, в 1762 году каким-то чудом удалось передать жалобу только что вступившей на престол Екатерине II. Любые жалобы на местном уровне заканчивались только наказанием жалобщиков и отправкой их в Сибирь.

Молодая императрица решила показать себя приверженцем законности и дала ход делу. Помещицу осудили “к пожизненному заключению в подземной тюрьме без света и человеческого общения” (свет дозволялся только во время приёма пищи, а разговор — только с начальником караула и монахиней). Салтыкова скончалась в заточении в Ивановском женском монастыре в 1801 году.

Казалось бы, справедливость восторжествовала. Однако во время расследования и суда по этому громкому делу, которое получило ход только из-за того, что императрице подали жалобу, в 1767 году вдруг вышел указ запрещающий крестьянам подавать жалобы на помещиков лично государю.

Проведя показательный процесс, Екатерина II не захотела вступать в конфронтацию с дворянством и лишь продолжила курс на увеличение зависимости крестьян от власти землевладельцев.

Крестьяне как живой товар

Современники нередко называли крепостных крестьян “рабами”.

Вот что писал историк Николай Карамзин: “Не знаю — хорошо ли сделал Годунов, отняв у крестьян свободу (тогдашние обстоятельства не совершенно известны), но знаю, что теперь им неудобно возвратить оную. Тогда они имели навык людей вольных, ныне имеют навык рабов”.

Интересны также слова Александра Бенкендорфа, главы тайной полиции Российской империи, написанные в личном послании императору Николаю I:

“Во всей России только народ-победитель, русские крестьяне, находятся в состоянии рабства; все остальные: финны, татары, эсты, латыши, мордва, чуваши и т. д. — свободны”.

Действительно, частью повседневной жизни Российской империи были многие элементы рабовладения. Например, торговля людьми. Какое-то время в Петербурге даже функционировал рынок крепостных.

Клавдий Лебедев “Продажа крепостных с аукциона”

С другой стороны, государственная власть никогда не относилась к таким вещам, как к чему-то само собой разумеющемуся. Невольничьи рынки в итоге были запрещены, так же, как и было запрещено размещение в газетах объявлений о продаже людей.

Впрочем, ориентированность на поддержку интересов дворянского сословия не позволяла императору жёстко добиваться исполнения своих требований. Торговля людьми продолжалась в частных домах, а объявления подавались в газеты иносказательно - вместо “продаётся” писали “отдаётся в услужение”.

Николай Неврев “Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого”

А Пушкин думал по-другому

Известны и высказывания людей, которые положительно отзывались о ситуации крепостных крестьян. Александр Пушкин, например, писал:

“Повинности вообще не тягостны. Подушная платится миром; барщина определена законом; оброк не разорителен Крестьянин промышляет, чем вздумает, и уходит иногда за 2000 вёрст вырабатывать себе деньгу Взгляните на русского крестьянина: есть ли и тень рабского уничижения в его поступи и речи? О его смелости и смышлёности и говорить нечего. Переимчивость его известна. Проворство и ловкость удивительны”.

Многие отмечали, что русские крестьяне живут в значительно лучших условиях, чем европейские. Тот же Пушкин указывал: “Фонвизин, в конце XVIII века путешествовавший по Франции, говорит, что, по чистой совести, судьба русского крестьянина показалась ему счастливее судьбы французского земледельца. Верю ”

Подобную ситуацию отмечали и иностранцы. Капитан британского флота Джон Кокрэйн писал в своей книге “Пешее путешествие через Россию и Сибирскую Татарию к границам Китая, замерзшему морю и Камчатке”, что “положение здешнего крестьянства куда лучше состояния этого класса в Ирландии”. Кокрэйн отмечал “изобилие продуктов, они хороши и дешевы”, а также “огромные стада” в обычных деревнях.

Другой британский путешественник, Бремнер, говорил: “Есть области Шотландии, где народ ютится в домах, которые русский крестьянин сочтёт негодными для своей скотины”. Впрочем, далее он добавлял, что русский крестьянин по сравнению с английскими совершенно бесправен.

Положение крепостных в России не было одинаковым. Большое значение имела форма повинности: барщина или оброк. Барщина заключалась в том, что крестьянин был обязан отработать на земле помещика определённое количество дней. Оброк же - это регулярная денежная выплата, зарабатывать на которую крестьянин мог множеством способов.

Иван Тургенев писал в рассказе “Хорь и Калиныч”:

“Орловский мужик невелик ростом‚ сутуловат‚ угрюм‚ глядит исподлобья‚ живёт в дрянных осиновых избёнках‚ ходит на барщину‚ торговлей не занимается‚ ест плохо‚ носит лапти; калужский оброчный мужик обитает в просторных сосновых избах‚ высок ростом‚ глядит смело и весело‚ торгует маслом и дёгтем и по праздникам ходит в сапогах”.

Разницу в положении подобных крестьян отмечает и современные учёные. Доктор исторических наук Ирина Супоницкая пишет:

“Не все крепостные в России работали на барщине. Перед отменой крепостного права около 40% из них — оброчники‚ отдававшие помещику оброк натурой или деньгами. Оброчник был несравнимо свободнее. Он сам решал‚ куда уйти на заработки. Целые деревни, получив паспорта, отправлялись на промыслы в города. Одни сёла поставляли ямщиков‚ другие — ремесленников‚ третьи занимались промыслами у себя дома”.

От крестьянина Смирнова - к водке Smirnoff

Именно из оброчных крестьян появлялись “крепостные бизнесмены” - те, кто договаривался с помещиком и организовывал собственное дело. Так, знаменитая текстильная промышленность в Иваново была основана крестьянами графа Шереметьева.

Французский путешественник Астольф де Кюстин в книге “Россия в 1839 году” писал, что крепостные были “главными торговыми деятелями” нижегородской ярмарки. “Однако закон запрещает предоставлять кредит крепостному в сумме свыше пяти рублей, - добавлял де Кюстин, - И вот с ними заключаются сделки на слово на огромные суммы. Эти рабы-миллионеры, эти банкиры-крепостные не умеют ни читать, ни писать, но недостаток образования восполняется у них исключительной сметливостью”.

Многие из тех, кто был успешен, впоследствии покупали себе вольную и переходили в купеческое сословие. Некоторые зарабатывали баснословные деньги - например, семья Морозовых, основанная выкупившимся из крепостной зависимости в 20-х годах 19 века Саввой Морозовым, в 1914 году признавалась журналом Forbes шестой богатейшей семьёй в Российской империи.

Главы семьи Морозовых в 1860-х годах

Другой крепостной, Пётр Смирнов, сумел занять лидирующие позиции в производстве алкоголя, получив неофициальный титул “водочного короля России” и дав начало известному сейчас бренду Smirnoff.

А вы - потомок крепостных?

Расхожее мнение, что большинство людей в постсоветском обществе - потомки крепостных, не подтверждается статистикой. На момент отмены крепостного права в 1861 году была проведена масштабная социологическая работа, приведённая в книге "Крепостное население в России, по 10-й народной переписи", изданной в том же году.

Обложка и первая страница книги

Согласно приведённым там данным, общее число населения Российской империи составляло 67 081 167 человек, а крепостными из них являлись 23 069 631 человек, то есть 34,39%.

Наибольшая доля крепостных была у населения Смоленской губернии - 69,07%. Велики шансы на крепостные корни также у тех, чьи предки вышли из-под Тулы и Калуги. Больше 50% - у уроженцев Владимира, Москвы, Нижнего Новгорода, Костромы, Ярославля, Рязани и Пскова.

Также очень серьёзные шансы - у коренных жителей Украины и Белоруссии. В тех землях только Гродненская, Полтавская, Херсонская и Харьковская губернии имели относительно низкие показатели крепостного населения.

Шансы коренных тверичей - 50 на 50.

К северным и северо-западным окраинам империи доля крепостных резко снижается. Уже в столичной Петербургской губернии проживало всего 24,03%.

В Прибалтике крепостных также было немного. Исключение составляет Литва - в Ковенской губернии (основная часть территории страны) закрепощено было 36,9% населения.

На Кавказе крепостных практически не было. Исключение составляла Грузия. В Кутаисской губернии (запад страны) их проживало 59,71% населения. В Тифлисской губернии (восток) - 21,46%.

Европейский Север России и Финляндию закрепощение практически не затронуло. Это же относится к Сибири, Казахстану, Средней Азии и Дальнему Востоку.

Читайте также: