Карел чапек цитаты и афоризмы
Обновлено: 21.11.2024
Ка́рел Ча́пек — чешский писатель, прозаик и драматург, переводчик, фантаст. Классик чешской литературы XX века.
Следующая цитата
Кошка: Мой величайший враг — собака.
Собака: Мой — тоже.
- Скопировать
- Сообщить об ошибке
Бедняки — это вовсе не масса <. > Беспомощный человек совершенно одинок.
Пояснение к цитате:Статья "Почему я не коммунист?" 1924 год. Перевод с чешского И. Бернштейн.
Добавил georgHaritinov 28.10.17- Скопировать
- Сообщить об ошибке
Обычно говорят, что бедняку нечего терять; да ведь как раз наоборот: в любом случае бедняк рискует больше всех, потому что, если он что-то потеряет, так это будет последняя корка хлеба; с коркой хлеба нищего не экспериментируют. <. > И самый ненадежный кров не у богачей, а у бедняков: попробуйте тряхнуть мир, и вы увидите, кого прежде всего засыплет земля.
Пояснение к цитате:Статья "Почему я не коммунист?" 1924 год. Перевод с чешского И. Бернштейн.
„У каждого человека есть свои слабости, и больше всего ты оскорбишь его тем, что узнаешь о них. Ах, как безгранична моральная уязвимость человека, совершающего проступки! Как он мнителен и душевно слаб в грехах своих! Коснись сокрытого зла и услышишь вопль обиды и муки.“
Следующая цитата
. не быть коммунистом — это не только отрицание, но и определенное кредо.
Мне лично такой вопрос принес известное облегчение: ведь тут от меня требовалось не полемизировать с коммунизмом, а оправдываться перед самим собой из-за того, что я не стал коммунистом и не могу им стать. Мне было бы гораздо легче, если бы я им был. Я бы жил в убеждении, что самым активным образом участвую в исправлении мира; я был бы уверен, что стою на стороне бедных против богатых, на стороне голодных против денежных тузов, я бы точно знал, что и по какому поводу надо думать, что надо ненавидеть, а что презирать. Вместо этого я чувствую себя, точно голый в терновнике: с пустыми руками, не прикрытый никакой доктриной, ощущаю я себя бессильным прийти на помощь миру и часто не знаю даже, как сохранить чистой собственную совесть. Если мое сердце на стороне бедных, какого же черта я не стал коммунистом?
Именно потому, что я на стороне бедных. Я видел нужду, такую безмерную, что все вокруг мне опротивело. Где бы я ни был, я бежал от дворцов и всматривался в жизнь бедняков, терзаясь унизительной ролью беспомощного зрителя. Ведь недостаточно взирать на эту нужду и сочувствовать ей: надо бы жить их жизнью, но я слишком боюсь смерти. Эту завшивленную человеческую нужду не поднимает на щит ни одна партия; к этим страшным логовищам, где нет ни гвоздя, чтобы повеситься, ни грязной тряпки для подстилки, коммунизм обращается из безопасной дали: во всем, мол, виновен социальный строй; через два года, через двадцать лет взовьется знамя революции, и тогда.
Как же так, через два года, через двадцать лет? Неужели вы способны равнодушно соглашаться с тем, что можно так существовать еще два зимних месяца, еще две недели, еще два дня? Буржуазия, которая тут не может или не хочет помочь, чужда мне; но так же чужд мне и коммунизм, предлагающий вместо помощи знамя революции. Цель коммунизма — властвовать, а вовсе не спасать, на его знаменах написан лозунг власти, а не помощи. Нищета, безработица, голод — для коммунизма все это не позор и непереносимая боль, а вместилище темных сил, вырывающихся из пучины гнева и ярости. «В этом виноват общественный строй». Нет, вина лежит на всех нас, все равно взираем ли мы на человеческие страдания, засунув руки в карманы или воздев к небу знамя революции.
Бедняки — это не класс, это как раз люди деклассированные, выбитые из колеи и неорганизованные; никогда они не приблизятся к трону, кто бы ни восседал на нем. Голодные хотят не властвовать, а насытиться.
Статья "Почему я не коммунист?" 1924 год. Перевод с чешского И. Бернштейн.
„Юмор противоположен пафосу. Это прием, с помощью которого события умаляются, как будто на них смотрят в перевернутый бинокль. Когда человек шутит о своей болезни, он умаляет её серьезность; а если бы император на троне острил о своем правлении, то заметил бы, что оно вовсе не такое уж великое и славное. Юмор - это всегда немножко защита от судьбы и наступление на нее. Шутка скорее порождается чувством неудовлетворенности, чем довольством и блаженным состоянием духа.“
«Несколько заметок о народном юморе»
Ф — Я
„I think it is possible, and that is the most dramatic element in modern civilization, that a human truth is opposed to another human truth no less human, ideal against ideal, positive worth against worth no less positive, instead of the struggle being as we are so often told, one between noble truth and vile selfish error.“
R.U.R. supplement in The Saturday Review (1923)
Контексте: Be these people either Conservatives or Socialists, Yellows or Reds, the most important thing is — and that is the point I want to stress — that all of them are right in the plain and moral sense of the word. I ask whether it is not possible to see in the present social conflict of the world an analogous struggle between two, three, five equally serious verities and equally generous idealisms? I think it is possible, and that is the most dramatic element in modern civilization, that a human truth is opposed to another human truth no less human, ideal against ideal, positive worth against worth no less positive, instead of the struggle being as we are so often told, one between noble truth and vile selfish error.
„Юмор — самая демократичная из человеческих наклонностей.“
«Несколько заметок о народном юморе»
Ф — Я
Следующая цитата
Из рассказа «Несколько заметок о народном юморе»
„To be small, unsettled and uncompleted is a good and courageous mission.“
Letters from England (1925)
Контексте: I have seen greatness and power, wealth, prosperity and incomparable development. I was never sad that we are a small and unfinished part of the world. To be small, unsettled and uncompleted is a good and courageous mission.
„One of the worst muddles of this age is its confusing of the ideas behind combative and cognitive activity. Cognition is not fighting, but once someone knows a lot, he will have much to fight for, so much that he will be called a relativist because of it.“
"On Relativism" (1925)
Контексте: Socialism is good when it comes to wages, but it tells me nothing when it comes to other questions in life that are more private and painful, for which I must seek answers elsewhere. Relativism is not indifference; on the contrary, passionate indifference is necessary in order for you not to hear the voices that oppose your absolute decrees … Relativism is neither a method of fighting, nor a method of creating, for both of these are uncompromising and at times even ruthless; rather, it is a method of cognition. If one must fight or create, it is necessary that this be preceded by the broadest possible knowledge. One of the worst muddles of this age is its confusing of the ideas behind combative and cognitive activity. Cognition is not fighting, but once someone knows a lot, he will have much to fight for, so much that he will be called a relativist because of it.
„Существует один тип людей (к которому принадлежим почти все мы) - в них так и бурлит особая неисчерпаемая инициативность. Ведь большая часть человечества чрезвычайно любит говорить о том, что бы надо было сделать. Государству нужно было бы сделать то-то и то-то, и тогда исчезли бы все его заботы. Надо было бы раздобыть средства. Муниципалитету следовало бы. В школах было бы полезно ввести то-то и то-то. Писатели должны… Парламент обязан… Следовало бы воздействовать на общество в таком-то и таком-то направлении. Надо объединиться всем людям, которые стремятся к исправлению недостатков. Это надо строго преследовать… Надо было бы ввести особым законом. Газеты должны бы уделять больше внимания. Театр должен бы. Надо бы построить то-то и то-то. На это следовало бы найти деньги. И так далее. <…“
Читайте также: