Кандинский о духовном в искусстве цитаты
Обновлено: 21.11.2024
Василий Кандинский (4 ( 16) декабря 1866, Москва, Россия – 13 декабря 1944, Нейи-сюр-Сен, Франция ) – российский художник, который считается основоположником абстракционизма. Кандинский получил начальное художественное образование еще в детстве, но потом выбрал карьеру юриста. Окончательное решение стать художником он принял после того, как на одной из выставок увидел картину Клода Моне. Учился живописи, а затем и преподавал в Мюнхене. Стал одним из основателей знаменитой художественной группы «Синий всадник».
Особенности творчества художника Василия Кандинского: начав с фигуративной живописи, художник через импрессионизм постепенно двигался к абстрактному искусству. Первую абстрактную акварель написал в 1911 году. Кандинский вывел собственную теорию об эмоциях, которые выражает каждый цвет, и основных цветовых контрастах.
Корни рода Кандинских
О жизни и творчестве Василия Кандинского можно снять фильм любого жанра: в ней есть все признаки детектива, мистического триллера, мелодрамы и даже комедии. Если не знать, что речь идет об одном человеке, можно подумать, будто в биографии описывается сразу несколько персонажей: исследователь, молодой юрист и доцент, начинающий художник, первооткрыватель в искусстве, чиновник в революционной России, преподаватель в школе Баухауз, французский пенсионер.
Фамилия Кандинского происходит от названия речки Конда в Тобольской губернии, где жил его прадед, который был очень колоритным человеком: грабил караваны на Великом Шелковом пути, а после того как его поймали, в ссылке организовал свое дело и стал купцом первой гильдии.
На характер и мировосприятие художника повлияли разные темпераменты его родителей: мама была прибалтийской немкой, а отец - родом из Восточной Сибири, потомок того самого разбойника. С одной стороны Василий Кандинский был жгучим скифом, с другой - истинным европейцем, который поражал своими манерами окружающих. Он относился к искусству как к религии и всегда в мастерской был одет в изящный костюм с галстуком.
Тяга к творчеству у Василия Кандинского проявилась очень рано. В 1871 году его семья из Москвы перебралась в Одессу, там будущий мастер получил начальное образование. Он учился в гимназии, брал частные уроки игры на виолончели и фортепьяно, занимался живописью и уже тогда педагогов удивляли смелые сочетания цветов в его рисунках, он утверждал, что каждый цвет имеет свой характер.
Во время обучения в Московском университете на юриста, помимо изучения уголовного и римского права, Василий Кандинский тяготел к этнографии и хотел с ее помощью понять «тайники души народной». Для этого отправился в экспедицию по Вологодской области, где исследовал религию зырян-язычников и записал в своем дневнике: «В этих чудесных домах я пережил то, чего с тех пор не испытывал. Они научили меня входить в картину, жить в ней».
Кандинский - замечательный творец легенд. Многих интересовало, почему юрист, доцент с правом преподавания вдруг резко изменил свою жизнь и уехал из России учиться живописи в Германию. У него был заготовлен ответ на этот вопрос: Василия Кандинского до глубины души поразила картина на выставке французских импрессионистов в 1895 году. Он увидел ее без подписи и не сразу понял, что на ней изображено. Она взбудоражила и возмутила его, ему даже пришлось заглянуть в каталог - Клод Моне «Стог сена» (есть две версии относительно того, что за картина это была - эта или эта).
Начало творческого пути Василия Кандинского
Василий Кандинский учился живописи в Мюнхене. Художник отлично вписался в творческое сообщество. Он успешно обучался в известной школе Антона Ашбе, а в 1900 году со второй попытки поступил в Мюнхенскую академию художеств, в класс Франца фон Штука, «первого немецкого рисовальщика». В 1902 году во время преподавания на летних курсах Мюнхенской академии Кандинский знакомится с Габриэль Мюнтер, она становится его подругой, соратницей, спутницей в путешествиях по Европе. Роман с художницей привел к разводу с первой женой Анной Чемякиной, которая вместе с ним приехала из России. Она была очень самоотверженным и преданным человеком, не винила мужа и говорила, что в отчуждении виноваты они оба.
Вместе с Мюнтер Кандинский поселился в Мурнау, у подножья Альп. Работы Кандинского того периода построены на цветовых диссонансах, игра линий и пятен постепенно вытесняет образы реальной действительности. Это заметно в полотнах «Дамы в кринолинах», «Пейзаж с паровозом» . После расставания с художником в 1915 году, Мюнтер на 10 лет прекратила рисовать, вела уединенный образ жизни и многое сделала для сохранения его картин в непростое военное время.
Мысль о беспредметном искусстве витала в воздухе и была отражена в творчестве Василия Кандинского. Однажды вечером в сумерках он увидел потрясающее полотно, прислоненное к стене мастерской. Художник был поражен сочетанием красок и с удивлением понял, что это его работа, стоящая в перевернутом виде. В тот момент его осенило - важно не то, что изображено на картине, а то какие мысли и эмоции она вызывает у зрителя.
Так начался период абстрактного искусства, а Кандинский стал его первооткрывателем. Он написал теоретические труды для любопытных потомков и своих учеников «О духовном в искусстве», «Точка и линия на плоскости». Его желанием было не только рисовать, но и создавать новые формы искусства, которые объединяли бы в одно целое живопись, танец, поэзию и архитектуру.
С началом первой мировой войны ему пришлось уехать из Германии и вернуться в Россию. Он пошел по чиновничьей стезе, в то же время связанной с искусством: был членом художественной коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса, председателем Всероссийской закупочной комиссии, ученым консультантом и заведующим репродукционной мастерской. Тогда Кандинский мало рисовал – всего 18 работ за три революционных года.
В 1916 году познакомился со своей будущей женой. Студентка Нина Андреевская позвонила ему по просьбе своих друзей, после телефонного разговора с ней он понял, что влюбился. В тот же день была нарисована акварель «Незнакомому голосу». На момент знакомства ей было 17 лет, ему 50. В 1917 они поженились, в том же году у них родился сын Всеволод. В 1920 случилась беда. Лодя, как ласково называли его родители, умер от гастроэнтерита. После этой трагедии тема детей для супругов была закрыта.
В 1921 году Кандинский с женой навсегда покидает Россию. Он едет в Германию - якобы для установления культурных связей. Но на самом деле художник понимал, что не вписывался в новую постреволюционную действительность.
В Германии его ждала работа в колледже Баухауз в городе Веймар. Это было уникальное учебное заведение, в нем преподавали, говоря современным языком, архитектуру и дизайн. Этот период был плодотворным для Кандинского. Он написал много замечательных картин - «Композиция номер восемь», «Вибрация» «Маленькая мечта в красном» - и оформил свою авторскую манеру в узнаваемый и неповторимый стиль.
В 1933 году Кандинские едут во Францию. К власти пришел Гитлер, который считал абстрактное искусство «дегенеративным», и мастера этого направления подверглись гонениям. Поразительно, но история с отъездом и изъятием картин из музеев в жизни художника повторилась дважды - первый раз это было в России, во второй раз в Германии.
Они поселились в пригороде Парижа городе Нёйи-сюр-Сен. В работах этого периода не заметно угасания творческой энергии. Напротив, кажется Кандинский творил с новой силой: использовал яркие краски, иногда добавлял в них песок, что давало неожиданный эффект, появились новые биоморфные элементы.
«Безмолвное», «Пестрый ансамбль», «Небесно-голубое», «Конгломерат» - известные полотна этого времени. Последняя картина Кандинского «Сдержанный порыв» была нарисована в 1944 году, художник творил до июля, а в декабре умер от кровоизлияния в мозг.
Следующая цитата
Художник, рисующий прекрасное дерево, рисует не дерево, но красоту дерева, прекрасное в дереве как таковом: он пренебрегает в дереве всем, кроме красоты, то есть Прекрасного в нем; и если ему не удается изобразить прекрасное в дереве, ему не удается написать дерево, создать картину: (он только пачкает (закрашивает) плоскость).
Произведение искусства – не пассивный предмет. Оно обладает активными созидательными силами, живет и участвует в формировании духовной атмосферы. В этом – главное назначение искусства.
форма определяется содержанием.
«Неизбежное желание самовыражения объективного есть сила, которую мы здесь называем внутренней необходимостью; сегодня она нуждается в одной общей форме субъективного, а завтра – в другой. Она является постоянным неутомимым рычагом, пружиной, которая непременно гонит нас вперед»
Истинное художественное содержание искусства прошлого, убежден Кандинский, скрыто от современников под печатью эпохи, личности художника. Для нас же в ней слышится «неприкрытое звучание вечности – искусства»
Итак: прекрасное есть ценность просто благодаря своему , является Прекрасным,
Ирреальная, потому что она «ничего не делает»: она не опустит чашу весов, не отклонит стрелку гальванометра, не остановит пулю… она не сделает ничего, чтобы отклониться от удара, но удар не причинит ей никакого вреда.
Бесполезная, потому что она ничему не «служит» и не заставляет служить себе.
Таким образом, искусство – это искусство извлечения Прекрасного из его конкретного воплощения, из этой «другой вещи», которая «также» прекрасна, и поддержания его чистоты. Ради такого поддержания Искусство также воплощает Прекрасное, например на картине. Но картина «прежде всего» прекрасна, и лишь «также» и «затем» является холстом, красками и т. д. …Если она не прекрасна, то она – ничто: ни к чему не пригодна, заслуживает уничтожения; реальное дерево – это Дерево, которое «также» прекрасно, и оно может существовать, не будучи прекрасным; нарисованное дерево – это .
Одно и то же, единственное Прекрасное воплощается в реальном дереве и дереве написанном. Но воплощение Прекрасного в реальном дереве, то есть красота этого дерева, Прекрасное в дереве или дерева отличается от Прекрасного в написанном дереве. Реальное дерево – прежде всего «дерево»; и лишь затем – «во вторую очередь» – оно прекрасно, является воплощением Прекрасного. Реальное дерево – «прежде всего» вещь, растение, дающее тень гуляющему, поставляющее древесину столяру и т. д. и т. п. И лишь затем «оно прекрасно»: для созерцающего его эстета, пишущего его художника, реальное дерево прекрасно «кроме того», «также» оно есть и остается деревом, даже если оно не прекрасно или перестает быть прекрасным. Совсем иное – написанное дерево, картина «Дерево». Это не вещь, не растение, оно никого не укрывает и никому не служит: оно не есть польза, оно совершенно бесполезно. И не будучи, оно – не прекрасное дерево; это Прекрасное в виде дерева. Или же: оно не прекрасно «также» и «затем»: оно лишь прекрасно – или оно ничто. Картина «деревья» прекрасна и только прекрасна, или это не картина, а только краски на плоскости; как грязь на столе, оказавшаяся там лишь случайно, пока ее не вытерли, не убрали…
Следующая цитата
Художника станут все меньше привлекать более грубые чувства, как страх, радость, печаль и т. п. чувства, способные стать содержанием искусства и в этот период искушения. Художник будет искать пробудить более тонкие чувства, которым сейчас нет названия. Сам он живет более сложной, сравнительно более утонченной жизнью, и выросшее из него создание непременно вызовет в зрителе, к тому способном, более тонкие эмоции, для которых не найти слов на нашем языке.
неизбежная связь между краской и формой приводит к наблюдениям над воздействиями, которые форма причиняет краске. Сама по себе форма, если даже она остается вполне отвлеченной и уподобится геометрической, обладает своим внутренним звуком, есть духовное существо со свойствами, идентичными с этой формой.
форма есть внешнее выражение внутреннего содержания. Таково ее определение со стороны внутренней.
Изолированная, одинокая форма, как представление предмета (реального или не нереального) или как чисто абстрактное отграничение объема, плоскости может существовать самостоятельно. Краска – нет.
Музыкальный тон имеет прямой доступ в душу. Он немедленно встречает там отзвучие, так как человек «носит музыку сам в себе». Den nicht der Einklang süsser Töne rührt,«Всякий знает, что желтое, оранжевое и красное внушают и представляют собою идеи радости, богатства» (Delacroix)[9]. . В этом бросающемся в глаза родстве, вероятно, выросла идея Гете, что живопись должна выработать свой контрапункт. Это пророческое выражение Гете есть предчувствие того положения, в котором нынче находится живопись. Это положение есть исход пути, на котором живопись при помощи своих средств должна дорасти до искусства в отвлеченном смысле, и, идя по которому, она в конце концов дойдет до чисто живописной композиции.
До настоящего момента здесь рассматривалась лишь квадратная ОП. Последующие прямоугольные формы – это результат преобладания или преимущества горизонтальной или вертикальной пограничных пар. В первом случае будет преобладать холодный покой, во втором – теплый, что, разумеется, и определяет с самого начала основной звук ОП. Устремленное вверх и вытянутое в длину – антиподы. Объективность квадрата исчезает, ее заменяет одностороннее напряжение ОП в целом, которое так или иначе будет влиять на все элементы ОП. Надо еще отметить, что эти оба вида имеют более сложную природу, чем квадрат. В горизонтальном формате, к примеру, верхняя граница длиннее, чем боковые границы, и, таким образом, для элементов создается больше возможности для «свободы», что, впрочем, скоро вновь заглушается сокращением длины сторон. В вертикальном формате все происходит наоборот.
Но средства измерения, которыми мы располагаем, еще крайне примитивны. Сегодня с трудом можно себе представить, какое точное числовое выражение может иметь, например, едва заметной точки. Хотя бы уже потому, что понятие «вес» не соответствует материальному весу, а скорее является выражением внутренней силы или, как в нашем случае, внутреннего напряжения.
Самой объективной формой схематической ОП является – обе пары пограничных линий обладают одинаковой силой звучания. Тепло и холод относительно уравновешены.
После того как была дана характеристика вертикалям и горизонталям, должно само по себе стать ясным основное звучание ОП: два элемента холодного спокойствия и два элемента теплого спокойствия являются двойными звуками покоя, которые и определяют объективно спокойное звучание ОП.
Под понятием «основная плоскость» подразумевается материальная плоскость, призванная вместить содержание произведения. Здесь она будет обозначена сокращением ОП. Схематическая ОП ограничена двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями, в результате чего она в пределах своего окружения выступает как самостоятельное существо.
Следующая цитата
Черный цвет внутренне звучит , как Ничто без возможностей , как мертвое. Ничто после угасания Солнца , как вечное безмолвие без будущности и надежды… С внешней стороны черный цвет является наиболее беззвучной краской , на фоне которой всякая другая краска , даже наименее звучащая , звучит поэтому и сильнее , и точнее. Не так обстоит дело с белым цветом , на фоне которого почти все краски утрачивают чистоту звучания , а некоторые совершенно растекаются , оставляя после себя слабое , обессиленное звучание.
Импрессионисты в своей борьбе , против « академического» уничтожили последние следы живописной теории и сами же , вопреки собственному утверждению: «природа есть единственная теория для искусства», — немедленно , пусть и неосознанно , заложили первый камень в основание новой художественной науки.
Всякое произведение искусства — это вещь в себе. Всякое произведение искусства — это самостоятельная жизнь. Это оригинальная вселенная , которая является полностью самодостаточной.
Нет большего зла , чем понимание искусства. Два вековечных и вечно юных закона сопутствуют всем движениям духовного мира: боязнь нового , ненависть к еще не пережитому и стремительная склонность привесить к этому новому , к еще не пережитому , убивающий жизнь этикет.
Живопись есть искусство , и искусство в целом не есть бессмысленное созидание произведений , расплывающихся в пустоте , а целеустремленная сила; она призвана служить развитию и совершенствованию человеческой души… Живопись — это язык , который формами , лишь ему одному свойственными , говорит нашей душе о хлебе насущном.
Крик петуха , скрип двери , лай собаки, которые может поразительно искусно воспроизвести скрипка , никогда не будут признаны произведениями искусства.
1924, 70×49.5 см
Круг является синтезом величайших противоположностей. Он объединяет концентрическое и эксцентрическое в единой форме и в равновесии. Из трех первичных форм ( треугольник , квадрат , круг) он указывает наиболее ясно на четвертое измерение — время.
Звук молчания , привычно связанный с точкой , столь громок , что он полностью заглушает все прочие ее свойства.
Внешняя целесообразность и практическое значение всего окружающего мира закрыли плотной завесой внутреннюю сущность видимого и слышимого. Эта плотная занавесь скрывает от нас неисчерпаемый материал искусства.
1940, 96.8×146 см
Цвет — это клавиши , глаз — молоточек , душа — многострунный рояль. Художник есть рука , которая посредством той или иной клавиши целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу.
Было бы лучше , видимо , если бы вместо « темно-зеленый» я писал , например , «космические силы», или вместо « несколько кругов» — «круги в бесконечности»! Мои названия производят впечатление , что мои картины — это что-то незначительное и скучное. Но слишком претенциозные названия претят мне. Вообще , я считаю названия необходимым злом , поскольку они так же , как и предмет , всегда ограничивают , вместо того чтобы расширять.
1926, 140×140 см
Выключение предметности из живописи ставит , естественно , очень большие требования способности переживать чисто художественную форму. От зрителя требуется , стало быть , особое развитие в этом направлении , являющееся неизбежным.
Когда потрясены религия , наука и нравственность (последняя сильной рукой Ницше) и внешние устои угрожают падением , человек обращает свой взор от внешнего внутрь самого себя.
Я сам не всегда отдаю себе в этом отчет , но часто приходится слышать утверждения , что контакт с природой влияет на мою живопись. И действительно , сразу заметно , что путешествия , например , в Африку или Палестину , не прошли для меня даром. А эмиграция в Париж вообще радикально изменила мою палитру.
Не забудьте сделать тест на знание работ Кандинского: запомните его произведения из этого материала — и Вы получите бонус!
Даже один цвет или одна-единственная форма могут быть возведены в ранг композиции.
С годами я понял , что работа с лихорадочно бьющимся сердцем , с давлением в груди ( а отсюда и с болью в ребрах), с напряжением всего тела не дает безукоризненных результатов: за таким подъемом , во время которого чувство самоконтроля и самокритики минутами даже вовсе исчезает , следует неминуемо скорое падение.
В современной живописи точка иногда говорит больше , чем человеческая фигура. Вертикальная линия в сочетании с горизонтальной рождает не менее драматическое звучание. Столкновение круга с острым углом треугольника дает не меньший эффект , чем приближение пальца Бога к пальцу Адама на фреске Микеланджело.
Во времена большой важности духовная атмосфера так насыщена определенным стремлением , точно выраженной необходимостью , что нетрудно стать пророком. Таковы вообще периоды поворота , времена , когда внутренняя , от поверхностного взгляда скрытая зрелость невидимо дает неудержимый толчок духовному маятнику. Это тот маятник , который представляется тому же поверхностному глазу предметом , качающимся неизменно в одном и том же устройстве. Он поднимается закономерно в гору , остается одно мгновение наверху и пускается в новый путь , в новом направлении. Удивительно , почти непостижимо , что « толпа» не верит этому « пророку».
Каждый период цивилизации порождает искусство , которое создается исключительно для него и возрождения которого мы никогда не увидим. Попытка воскресить принципы искусства прошлых столетий могут привести только к созданию мертворожденных работ.
Ужас материализма , превратившего жизнь вселенной во зло , в бессмысленную игру , еще не закончился; он по-прежнему держит пробуждающиеся души в своих тисках.
Художник , не находящий удовлетворения в простом изображении, желая выразить свой внутренний мир , может только завидовать тому , как это удается музыке , самому нематериальному из искусств. Он будет естественным образом искать применения музыкальных методов в своем искусстве.
Художник — это не «воскресный ребенок», который немедленно достигает успеха во всем. Он не имеет права жить без долга. Его ноша болезненна , это тяжелый крест , который ему предназначено нести.
1903, 58.5×58.5 см
За некоторыми исключениями , на протяжении нескольких столетий музыка была искусством, посвященным не воспроизведению природных феноменов , а скорее выражению души творца через музыкальные звуки.
Чем глубже становится синий цвет , тем сильнее он влечет человека к бесконечности, пробуждает в нем стремление к чистоте и , наконец , к сверхъестественному… Чем светлее он становится , тем тише его звук , пока он не превращается в безмолвную неподвижность и становится белым.
Настройте свои уши на музыку , раскройте глаза для живописи и… перестаньте думать! Просто спросите себя , позволяет ли вам ваша работа войти в доселе неизведанный мир. Если ответ « да», тогда что же еще вам нужно?
Читайте также: