Какую цитату из пушкина заключила ахматова в свой текст реквием
Обновлено: 06.11.2024
Тема: Тема народного страдания и скорби в поэме Ахматовой «Реквием».
Цели урока : познакомиться с поэмой Анны Ахматовой «Реквием»; показать, как история страны преломляется и отражается в её творчестве; развить навыки анализа поэмы, навыки отбора материала для сочинения; воспитывать интерес к искусству слова, к познанию человека.
Методическое обеспечение : портреты Ахматовой, текст поэмы.
Методы проведения урока : проверка знаний учеников, анализ основных тем и мотивов поэмы, запись в тетрадь.
Тип урока – комбинированный.
Эпиграф к уроку:
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью был…
Вступительное слово учителя.
Анализ поэмы.
1. Прежде чем послушать поэму, подумаем над названием, ведь смысловая нагрузка заглавия очень велика.
— Что такое "реквием"?
Реквием – похоронная месса, католическое богослужение по умершему, а также траурное музыкальное произведение скорбно-элегического и героико-трагического характера.
Назвав так свою поэму, Ахматова открыто заявляет о том, что ее поэма – надгробное слово, посвященное всем погибшим в страшные времена сталинских репрессий, а также тем, кто страдал, переживая за своих репрессированных родных и близких, в ком от страданий умирала душа. Пять лет с перерывами работала Ахматова над поэмой. Создавалась поэма в нечеловеческих условиях.
2. История создания.
Основу произведения составила личная трагедия Анны Андреевны.
- Каков исторический и жизненный контекст поэмы?
Ее сына, Льва Гумилева, арестовывали трижды: в 1935, 1938 (дали 10 лет, потом сократили до 5 исправительно-трудовых работ) и в 1949 (приговорили к расстрелу, затем заменили ссылкой и позже реабилитировали).
Именно в период с 1935 по 1940 годы и были написаны основные части будущей поэмы. Ахматова сначала предполагала создать лирический цикл стихотворений, однако позже, уже в начале 60-х годов, когда появилась первая рукопись произведений, пришло решение объединить их в одно произведение. При знакомстве с поэмой и её структурными частями поражает чересполосица дат: «Вместо предисловия» датировано 1957 годом, эпиграф- 1961, основная часть- 1935-1940 годами.
— Как вы думаете, почему? (Эта тема, эта боль не отпускали Ахматову многие годы.)
И действительно, на протяжении всего текста прослеживается неизмеримая глубина горя всех русских матерей, жен, невест, испытавших страшные душевные муки не только в годы «ежовщины», но и во все времена существования человечества. Это показывает анализ «Реквиема» Ахматовой по главам.
Комментированное чтение поэмы по главам.
1. Прочитайте «Вместо предисловия».
- Найдите приметы времени в этом прозаическом предисловии.
(страшные годы ежовщины, тюремные очереди, «опознал», женщина с голубыми губами, говорили шепотом).
- Как воспринимает Ахматова просьбу женщины?
(Слова женщины, стоящей рядом, Ахматова воспринимает как некий наказ, и выполнение его — это своеобразный долг перед теми, с кем она провела 300 часов в страшных очередях).
2.Перечитайте «Посвящение».
- Отметьте строки, передающие меру материнского горя. Какие средства использованы в поэме?
(Гипербола: " гнутся горы, не течет великая река"; сравнения: "словно с болью жизнь из сердца вынут, словно грубо навзничь опрокинут")
- Какую цитату из Пушкина заключила Ахматова в свой текст? Какие ассоциации намеренно вызывает у нас поэтесса?
(Заключая слова «каторжные норы» в кавычки, Ахматова нацеливает своего читателя на сопоставление со стихами Пушкина. Но если в стихах Пушкина звучит уверенность в торжестве справедливости, то у Ахматовой вместо преодоления возникает отдаление).
- Какое местоимение использует здесь Ахматова? Почему?
( В данном случае "Я" обозначало бы только личное горе, а местоимением "МЫ" поэт подчеркивает общую боль и беду)
- Выпишите из текста эпитеты и сравнения к данным словам. Какое настроение они создают?
3.Перечитайте «Вступление».
- На уроках литературы мы часто говорили об образе Петербурга в творчестве русских писателей. Каким предстает город в изображении Ахматовой?
(кровавый и черный Ленинград представляется измученной женщине лишь «ненужным привеском» к тюрьмам, разбросанным по всей стране)
- Какие приметы времени изобразила здесь Ахматова?
(полки осужденных, черные маруси)
- Требует расшифровки сочетание «звезды смерти». Что означает эта метафора?
(«Звезда смерти»- библейский образ, возникающий в Апокалипсисе. Но в поэме "звезды смерти", скорее всего, олицетворяют кремлевские звезды, как некий символ государства, допустившего беззаконие). Т.о,, «Вступление» - это фон, на котором будут разворачиваться события, в нем изображено время действия.
4.Первая глава.
- Какое событие здесь описано?
- Какие слова, выражения помогают ощутить тяжесть случившегося?
(Обращение к образу стрелецкой жёнки помогает связать времена, сказать о типичности судьбы русской женщины и подчеркнуть тяжесть конкретного страдания).
Вторая и третья главы.
- Опишите картину, которая возникает у вас. Какой цвет здесь использован? Почему?
(Традиционно желтый цвет связывается в русской литературе с образом Петербурга. У Ахматовой желтый лунный свет часто сопутствует смерти, усиливает ощущение трагичности происходящего).
Четвертая глава.
- К кому обращены слова четвертой главы? Что происходит с героиней?
Пятая глава.
- Укажите глаголы пятой главы. Много ли их в конце пятой главы? Какой из этого можно сделать вывод?
Шестая – девятая главы.
- Какую картину вы видите, когда читаете 7-9 главы поэмы?
(образ матери, у которой «душа окаменела», «окаменелое страданье»).
Образ матери — центральный, главенствующий. Но, несмотря на то, что в основной части Ахматова рассказывает про свои личные страдания, тема единения с всеобщей народной болью, заданная в эпиграфе, предисловии и в посвящении, позволяет воспринимать материнскую скорбь поэтессы как вселенскую. Это особо подчеркивает небольшая, но очень весомая по своей значимости глава "Распятие". В отличие от других глав, она имеет свой эпиграф, взятый из Библии.
Чтение десятой главы «Распятие».
- С чем связано название 10 главы?
- Почему именно этот сюжет из Библии использовала Ахматова?
(Кульминацией страданий матери в поэме "Requiem" становится 10-я глава. Небольшая по объёму, она несёт огромную смысловую нагрузку. Именно в этой главе раскрывается вся боль героини — матери, потерявшей сына. Страдания матери ассоциируются с состоянием Богородицы, Девы Марии, страдания сына с муками Христа, распятого на кресте. Появляется образ "Небеса расплавились в огне". Это знак великой катастрофы, всемирной исторической трагедии. Слова, произносимые Христом накануне своей человеческой смерти, вполне земные; обращение к Богу — упрёк, горькое сетование о своем одиночестве, покинутости, беспомощности. Слова же, сказанные матери, — простые слова утешения, жалости. "Не рыдай Мене, Мати, во гробе зрящи". Распятие в "Реквиеме" — вселенский приговор бесчеловечной системе, обрекающей мать на безмерные и неутешительные страдания."
- Нарисуйте словесный портрет матери, женщины, данный в 1 главе эпилога.
- Это конкретный портрет или обобщенный?
- Посвященная безвинно погибшим, поэма рассказана как бы вполголоса. Так говорят на поминках. В самом же финале поэма как бы наполняется звуками. Какие звуки мы слышим?
- В конце поэмы страдание сменяется скорбью. Памятник матери будет памятником скорби всех страдающих русских женщин. Где должен находиться памятник?
- С каким стихотворением перекликается вторая часть эпилога? Какая традиционная для русской литературы тема звучит в эпилоге?
(Вторая часть «Эпилога» перекликается с известным стихотворением А. Пушкина «Я памятник себе воздвиг…». Тема в русской поэзии не новая – это определение поэтом своего назначения на Земле и некое подведение творческих итогов).
Итог. В «Эпилоге» как бы смыкаются функции поэта и поэзии с идеей великого заступничества за людей. А это и есть великое наследие русской литературы, которое делает Ахматову национальным, народным поэтом.
Д/З. (по выбору).
1.Напишите мини-сочинение «Образ матери в поэме А. Ахматовой «Реквием»»
2.Напишите сочинение «Средства художественной выразительной в поэме Ахматовой «Реквием».
Следующая цитата
- Отметьте строчки, передающие меру материнского горя.
-Почему А. Ахматова использует апокалипсическую картину?
- В «Посвящении» есть словосочетание «каторжные норы». С какой целью А.Ахматова включила цитату из Пушкина?
-какое местоимение использует здесь А. Ахматова? Почему?
- Какие художественные средства помогают создать настроение, которым проникнуто «Посвящение»?
Следующая цитата
помогите ответить на вопросы-
1.Какой факт из биографии Ахматовой был положен в основу поэмы?
2.Какие строчки из части Вместо предсловия подтверждают, что это было страное время?
3.Кому повящается поэма?
4.какая Родина изображена у Ахматовой?
Лучший ответ
Основой поэмы стала личная трагедия А. Ахматовой: ее сын Лев Гумилев был трижды арестован в сталинские годы. Первый раз его, студента исторического факультета ЛГУ, арестовали в 1935 году, и тогда его удалось скоро вызволить. Ахматова тогда написала письмо И. В. Сталину. Во второй раз сын Ахматовой был арестован в 1938 году и приговорен к 10 годам лагерей, позднее срок сократили до 5 лет. В третий раз Льва арестовывают в 1949 году, приговаривают к расстрелу, который заменяют затем ссылкой. Вина его не была доказана, и впоследствии он был реабилитирован. Сама Ахматова аресты 1935 и 1938 годов рассматривала как месть властей за то, что Лев был сыном Н. Гумилева. Арест 1949 года, по мнению Ахматовой, был следствием известного постановления ЦК ВКП (б) , и теперь сын сидел уже из-за нее.
Но "Реквием" – это не только личная трагедия, но трагедия народная.
Композиция поэмы имеет сложную структуру: она включает в себя Эпиграф, Вместо предисловия, Посвящение, Вступление, 10 глав (три из которых имеют название: VII – Приговор, VIII – К смерти, Х – Распятие) и Эпилог (состоящий из трех частей) .
Почти весь "Реквием" был написан в 1935–1940 годах, раздел Вместо Предисловия и Эпиграф помечены 1957 и 1961 годами. Долгое время произведение существовало только в памяти Ахматовой и ее друзей, лишь в 1950-е годы она решилась записать его, а первая публикация состоялась в 1988 году, через 22 года после смерти поэта.
Поначалу "Реквием" был задуман как лирический цикл и лишь позднее переименован в поэму.
Эпиграф и Вместо Предисловия – смысловые и музыкальные ключи произведения. Эпиграф (автоцитата из стихотворения Ахматовой 1961 года "Так не зря мы вместе бедовали. ") вводит в эпическое повествование о народной трагедии лирическую тему:
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
Вместо Предисловия (1957) – часть, продолжающая тему "моего народа", переносит нас в "тогда" – тюремную очередь Ленинграда 1930-х годов. Лирическое и эпическое в поэме слиты воедино: рассказывая о своем горе (аресте сына – Л. Гумилева и мужа – Н. Пунина) , Ахматова говорит от лица миллионов "безымянных" "мы.
В Посвящении продолжается тема прозаического Предисловия. Но меняется масштаб описываемых событий, достигая грандиозного размаха:
Перед этим горем гнутся горы,
Не течет великая река,
Но крепки тюремные затворы,
А за ними каторжные норы.. .
В Посвящении и Вступлении намечены те основные мотивы и образы, которые будут развиваться в произведении дальше.
Распятие – смысловой и эмоциональный центр произведения; для Матери Иисуса, с которой отождествляет себя лирическая героиня Ахматовой, как и для ее сына, настал "великий час":
Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.
"Реквием" стал памятником в слове современникам Ахматовой: и мертвым, и живым. Всех их она оплакала, личную, лирическую тему поэмы завершила эпически. Согласье на торжество по воздвижению памятника ей самой в этой стране она дает лишь при одном условии: что это будет Памятник Поэту у Тюремной Стены. Это памятник не столько поэту, сколько народному горю.
Следующая цитата
Вступление
Основная часть
Но в лиро-эпической поэме “Реквием” мы видим совершенно иную точку зрения. Ахматова раскрывает все тяготы жизни людей, всю несправедливость бытия:
Анна Андреевна описывает происходящее в мельчайших подробностях с достоверностью событий. Эти страшные описания затрагивают душу читателя, заставляя проникнуться всем тем ужасом, что происходил во время репрессий. Лирическая героиня уже не верит в то, что справедливость может восторжествовать, поэтому уже заранее готовит себя к наихудшему исходу:
Несмотря на то, что “надежда все поет вдали”, слезы “хлынут”: был озвучен приговор. В этот момент уже стало понятно, что ни о какой справедливости не идет и речи. Остальные люди переживают ту же самую судьбу, какую переживает лирический субъект. Никто не выходит из воды сухим.
Вывод
Читайте также: