Какова цена человеческой жизни сочинение по роману преступление и наказание с цитатами
Обновлено: 06.11.2024
Отличительной чертой романа «Преступление и наказание» является то, что Ф.М. Достоевский широко использует прием психологизма. Автор особое внимание уделяет анализу человеческой психологии. Действий в романе намного меньше, чем внутренних переживаний и противоречивых внутренних диалогов центрального персонажа.
В первой части всего романа говорится о том преступлении, которое совершает Родион Раскольников. В конце шестой части главный герой признается в совершенном преступлении, а в эпилоге говорится о том, что Раскольников несет наказание за содеянное, находясь на каторге. Казалось бы, писатель выражает мысль о том, что за любое преступление человек должен нести наказание. Эта мысль действительно выражается в произведении, однако речь идет не столько об официальном наказании, сколько о моральном наказании. И именно моральному наказанию посвящено большинство частей «Преступления и наказания».
Ф.М. Достоевский не только говорит о совершенном Раскольниковым преступлении, но и показывает его причины. Раскольников – не злодей-убийца, который не способен на сострадание и доброту. Автор специально показывает внутреннюю борьбу Раскольникова-гуманиста и Раскольникова-теоретика-наполеониста. Главный герой долго думает над тем, чтобы совершить преступление.
Но еще больше он думает уже после того, как совершает преступление. Ф.М. Достоевскому важно было показать внутренние переживания и терзания человека, который совершил преступление. Мысли Раскольникова, которые порой противоречат друг другу, являются важным смысловым компонентом романа. Писатель строит повествование так, что у следователя нет особых аргументов, которые бы подтверждали виновность Раскольникова или хотя бы его причастность. Наказание Раскольникова – не постоянные допросы, не арест и не каторга, а душевные терзания, которые заставляют главного героя признать себя «тварью дрожащей», а не «право имеющим», а затем и вовсе осознать ошибочность собственной теории.
Анализ человеческой психологии происходит не только благодаря внутренним монологам и внутренней вопросно-ответной формы, но и благодаря диалогам между персонажами. Например, чтобы понять психологию Раскольникова, Ф.М. Достоевский вводит в повествование диалог между главным героем и Порфирием Петровичем. Следователь способен понять Раскольникова и его истинную сущность, помогая понять это и читателю.
Чтобы продемонстрировать психологическую сторону человека, Ф.М. Достоевский вводит в повествовании сны, которые несут важные характеристики персонажей. Так, сон Раскольникова о забитой до смерти лошади демонстрирует гуманистические начала главного героя.
Ф.М. Достоевский ставил перед собой цель показать сложный внутренний мир человека. Раскольников не так прост, как кажется; его образ неоднозначен, так как он имеет и отрицательные, и положительные черты. И данное сочетание различных качеств помогает продемонстрировать психологизм.
Следующая цитата
Задумка первого романа «Великого пятикнижия» появляется у Ф.М. Достоевского после возвращения из омской ссылки. Писатель, погрузившись в атмосферу каторжной жизни, впечатления от которой отразились в романе «Записки из мертвого дома», приходит к выводу, что человеческая жизнь в современном мире ни для кого не представляет ценности. Больше того, писатель понимает, что все современные реалии только способствуют этому: центром «нового» мира становится капитал, а не человеческая жизнь. Нравственной опорой для Достоевского становится Евангелие – единственная книга, которую ему было разрешено взять с собой в ссылку. Эта книга и формирует новое мировоззрение писателя, становится оплотом нравственной веры в человека среди всеобщего презрения к ней. Неслучайно роман «Преступление и наказание» изначально носил название «Пьяненькие».
Этот эпитет лучше всего описывает состояние большей части общества того времени, существующего в нищете. Люди, потеряв нравственный идеал, «опьяняются» ложными, античеловеческими идеями, которые только умножают всеобщее горе. Но в последствии Достоевский меняет название своего романа на «Преступление и наказание». В новом названии ясно утверждается главная мысль романа: жизнь человека, пусть самого ничтожного, имеет высшую ценность. Главный герой, лишив человека жизни, отвергая эту наивысшую ценность, совершает тяжелое нравственное преступление, за которое он неизбежно должен понести наказание.
Роман построен на антитезе двух героев, двух идей – Родиона Раскольникова, осуществляющего идею «человекобожия», наивысшей степени индивидуализма, отрицающую ценность человеческой жизни, и Сони Мармеладовой, воплощающей христианскую идею сострадания, самопожертвования, признающей жизнь человека ценностью наивысшей. Причем идею «человекобожия» Достоевский описывает как идею противоестественную человеческой натуре. Это подтверждают многие художественные детали в описании Раскольникова, уже совершившего преступление. Раскольников слоняется по Петербургу без цели, словно пьяный, внезапно засыпает на улице. Герой мучается от осознания своей отчужденности от других людей, он совершает внезапные, неконтролируемые им самим поступки: он то заявляется к следователю Порфирию, желая донести на себя, то в спешке убегает. Болезнь рассудка, «совести» сопровождается болезнью физической: вскоре после совершения преступления Раскольников заболевает и проводит в своей коморке несколько дней в беспамятстве.
Еще одна деталь в романе говорит о том, что совершаемое Раскольниковым преступление противостоит естественному порядку жизни: Раскольников опаздывает к старухе, приходит не в 7 часов, а позже, поэтому ему приходится убить беременную Лизавету, заявившуюся к старухе. Жизнь как бы отрицает задуманное Раскольниковым покушение на человека, она противопоставляет его логически продуманному плану иррациональность.
В описании сна Раскольникова, уже находящегося на каторге, присутствует тот же мотив болезни. Загадочные микробы - «трихины», вселяясь в людей, порождают в каждом убеждённость в собственной правоте и нетерпимость к «истинам» других. «Люди убивали друг друга в бессмысленной злобе», пока не исчез весь род человеческий, за исключением «чистых и избранных». В этом сне Достоевский создает аллегорическое описание теории «человекобожия», исповедуемой Раскольниковым. Эта теория античеловечна и неестественна потому, что она отрицает естественную, высшую ценность жизни человека. Потому у Достоевского она соотносится с болезнью.
Антитеза главного героя - Соня Мармеладова, как и Раскольников, преступает через себя, когда решает торговать своим телом за деньги. В этом двух героев объединяет греховность, то есть по Достоевскому высшую ценность представляет не только жизнь другого человека, но и собственная жизнь, и человек, предающий себя, переступающий через свою человечность, предает свою природу и самого Бога, становится грешником. Только Раскольников переступает через себя ради идеи и себя самого, Сонечка же переступает через себя ради своих близких, она жертвует собой и этой жертвенностью отчасти искупается ее вина. Именно из-за этой жертвенности Соня Мармеладова представляет для Достоевского нравственный идеал - она противопоставлена главному герою. И если идею Раскольникова автор аллегорически соотносит с болезнью, то идею христианскую, воплощенную Соней, утверждающую ценность человека, Достоевский соотносит с освобождением от этой болезни, лекарством. И именно Соня пытается осуществить нравственное исцеление Раскольникова. В беседе Раскольниковым Соня жалеет его за муки, на которые он сам себя обрек, и предлагает искупить свою вину признанием и каторгой. Соня не спасает Раскольникова, но указывает путь к спасению. По этому пути Раскольников идет в дальнейшем: он признается в преступлении и идет на каторгу. И уже в ссылке Раскольников предчувствует «глубокую ложь своих убеждений», а любовь Сони внушает ему надежду на новую жизнь: «Неисповедимы пути, которыми находит Бог человека. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого. Но тут начинается новая история, история обновления человека, история постепенного перерождения его».
Так в первом романе «Великого пятикнижия» утверждается главная нравственная ценность Достоевского - высшая ценность человеческой жизни. Ни один «хрустальный дворец» не стоит ни жизни старухи-процентщицы, ни слезинки ребенка. В последствии эта тема отразится и в других романах цикла.
Следующая цитата
Роман Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» является отражением российской действительности середины XIX века.в центре романа – представить нового поколения – Родион Романович Раскольников.
Раскольников – главный герой произведения, который показан образованным, красивым, но бедным и противоречивым человеком. Я считаю, что именно на его примере можно рассмотреть проблемы ценности человеческой жизни и преодоления жизненных трудностей. Уверен, что Родион Романович не ценит жизни «низших людей». «А убил, двух убил, по теории» (Следователь, Порфирий Петрович). Главный герой считает, что можно переступить через кровь невинных людей ради сомнительной теории, благополучия для других.
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Это не так, потому что через убийство и насилие невозможно сделать людей счастливыми.
Раскольников на протяжении всего романа сопровождают жизненные трудности. Его тяготит однообразная, серая, безликая и бедная жизнь в городе Санкт-Петербург. После совершения убийства героя мучают терзания и угрызения совести. Он страдает и разочаровывается в собственной теории. Преодолеть те проблемы, которые встали перед главным героем помогает Соня Мармеладова – самоотверженная и кроткая девушка. Именно она направляет Р. Р. Раскольникова на правильный и верный путь раскаяния.
Софья Семёновна приняла важное решение поддержать Родиона Романовича, разделить вместе с ним все трудности, тяготы и лишения ссылки. Не зря, во второй главе эпилога, показано, что все арестанты полюбили Соню, при встрече с ней «снимали шапки». Именно в эпилоге показаны изменения в главном герое – его нравственное падение и возрождение.
Из вышеуказанного следует, что проблемы ценности человеческой жизни и преодоления жизненных трудностей находят своё отражение в романе. На примере главного героя мы можем обосновать несостоятельность теории о разделении людей и невозможность одним человеком изменить уклад общественно-политической жизни в стране. Считаю, что такие герои, как Соня Мармеладова способны воскресить любого человека и сделать его жизнь счастливой.
Следующая цитата
В написанном Ф.М. Достоевским романе «Преступление и наказание» утверждается мысль о ценности человеческой жизни. Это делается разными способами.
Особое внимание в романе уделяется теории Родиона Раскольникова, согласно которой все люди делятся на «тварей дрожащих», которые выступают в качестве «строительного материала», и на «особенных людей», которые «право имеют» «переступить через кровь» ради достижения всеобщего блага. Ф.М. Достоевский, раскрывая особенности теории Раскольникова, не соглашается с ней.
Вводя в систему образов Лужина, который имеет схожую теорию (теорию «целого кафтана», согласно которой человек должен заботиться только о себе, чтобы сохранить свой кафтан целым) и Свидригайлова, который применяет теорию Раскольникова в повседневной жизни, автор выражает негативное отношение к этим персонажам, которые ради достижения собственных корыстных целей готовы пойти по головам других людей, готовы преступить закон и нравственность. С помощью образов Лужина и Свидригайлова, которые являются «темными двойниками» главного героя, писатель также развенчивает античеловеческую теорию Раскольникова: то, что Родион негативно относится к Петру Петровичу и Аркадию Ивановичу, говорит о том, что подсознательно он не поддерживает придуманную теорию.
Автор романа осуждает главного героя за его ошибочную теорию, которая не может принести человечеству пользы, но уважает его за такие положительные черты, как доброта, способность к состраданию и самопожертвованию. Писатель положительно относится к следующим поступкам Раскольникова: материально помогает семейству Мармеладовых, несмотря на собственную нищету, спасает детей из пожара и др. Ф.М. Достоевский выражает мысли о том, что каждый человек заслуживает помощи от окружающих людей, что люди должны быть милосердны и сострадательны, что они должны быть готовы к самопожертвованию. Человеческая жизнь, как подчеркивает автор, – самое ценное, что есть на свете, поэтому люди должны бережно относиться не только к собственной жизни, но и к жизням других людей. Внутренние терзания Раскольникова после совершения преступления, которые приводят героя к отказу от теории, противоречащей его истинной сущности, становятся утверждением в романе мысли о ценности человеческой жизни.
Таким образом, мысль о ценности человеческой жизни реализуется через негативное отношение автора к Лужину и Свидригайлову, через развенчивание античеловечной теории Раскольникова, который вступает в конфликт с самим собой, и через жизненную позицию Сонечки Мармеладовой.
Читайте также: