Какому русскому писателю принадлежит следующая цитата музыка высшее в мире искусство

Обновлено: 21.11.2024

— Пифагор древнегреческий философ, математик и мистик, создатель школы пифагорейцев -585 - -495 до н.э.

„Любое искусство стремится к тому, чтобы стать музыкой.“

„Мы убегали через музыку, через искусство, через живопись, жизнь была трудной, когда мы были молодыми.“

— Шеннон Лето американский рок-музыкант 1970

We had to escape through music, through art, through painting,life was tough when we were young.

„Если вы действительно любите музыку, то вам не должно быть стыдно за ту музыку, которую вы любите.“

Следующая цитата

Не счесть заповедных мест – городов, сел, дорог, связанных с именем писателя. Но было одно старинное русское село, куда Толстой возвращался неизменно. Это Ясная Поляна, где он родился 28 августа (9 сентября) 1828 года. Без отчего дома, где вдохновенная душа его наполнялась творческой энергией, не представлял он себе России и своего отношения к родине.

Литература и музыка

Искусство для многих русских писателей и поэтов было частью их жизни. Живопись, театр, музыка становились источниками литературных шедевров. Трепетная любовь Пушкина к театру, и особенно к балету, не вызывает сомнений. С подмостков Императорского театра на страницы «Евгения Онегина» «переселились» его кумиры: и упоительный Россини, и русская Терпсихора – блистательная Авдотья Истомина… Кстати, живым воплощением пушкинской эпохи стал труд Леонида Гроссмана «Пушкин в театральных креслах» (1926 г.), переизданный, в частности, в серии «Забытая книга» (М., «Художественная литература», 1990 г.).

Блок в равной мере интересовался и драматическим, и оперным искусством. Увлеченность певицей Любовью Дельмас, ее обольстительной Кармен в опере Бизе вдохновила этого романтика на создание поэтического цикла «Кармен». Ну кто галантнее поэта может выразить чувство своей возлюбленной! «Ты будешь бурною волною в реке моих стихов…»

Какой непростительно короткий срок жизни отпустила судьба Михаилу Лермонтову! Но и в свои неполные 27 он успел стать и «преемником Пушкина», и художником, и скрипачом. Эстетический вкус помогал ему в создании гармонически стройных и певучих поэтических строк, что давало им впоследствии новую жизнь в мелодиях романсов.

Лев Толстой прожил до глубокой старости, и на всем протяжении творческого пути музыка в его душе постоянно спорила с литературой. И часто в поток гениальных мыслей врывались отголоски незабываемых музыкальных впечатлений. Ведь значительная часть произведений писателя напрямую связана с музыкой, о которой он много размышлял, философствовал, пытаясь понять тайну воздействия ее на человека. Наблюдательные современники отмечали характерную черту Толстого – умение слушать и слышать, сопереживать звукам, и в этом удивительном таланте ему в литературном мире, пожалуй, нет равных.

Занятия музыкой

Гостеприимный дом в Ясной Поляне часто посещали композиторы Танеев и Аренский, художники Репин, Нестеров и Крамской, музыканты Ландовска и Гольденвейзер. В комнатах этой усадьбы звучали голоса известных писателей, друзей Толстого: Тургенева, Фета, Чехова, Горького…

Стоящие в зале рояли (малый и концертный) – свидетельство интереса к музыке всей семьи писателя. В своей книге «Музыка в жизни Толстого» сын его, Сергей Львович, вспоминает: «Я не встречал в своей жизни никого, кто бы так сильно чувствовал музыку, как мой отец». «Бывало, когда мы, дети, ложились спать, отец садился за фортепиано и играл до 12 или часа ночи, иногда в четыре руки с матерью». В нем жила необыкновенная жажда музыки. Он думал о ней постоянно. То, что пережили, перечувствовали его герои – все это отголоски авторских впечатлений, потому что нельзя о музыке рассказать, не пережив ее самому.

И совсем не случайно во время учебы в Казанском университете студент Толстой решил основательно заниматься на фортепиано, но за отсутствием хороших руководителей ничего из этого не получилось. Возвращаясь из Казани в Ясную Поляну, он взял с собой музыканта Рудольфа, с помощью которого намерен был совершенствоваться в живописи и музыке.

Рядом с Наташей Ростовой

Толстой любил пение и часто аккомпанировал классические романсы свояченице Татьяне Андреевне Кузминской (в девичестве Берс), которая жила в их семье. В своей книге «Моя жизнь дома и в Ясной Поляне» она с благодарностью вспоминала о счастливых годах общения с писателем. Татьяна сыграла большую роль в его литературном творчестве, явившись прообразом Наташи Ростовой.

…В молодости Лев Николаевич познакомился с московским врачом Андреем Евстафьевичем Берсом. Будучи холостяком, писатель охотно принимал приглашения своего друга и с удовольствием проводил время в обществе его дочерей. Со старшей, Лизой, он рассуждал о литературе, с Соней (своей будущей женой) сражался в шахматы и играл на фортепиано. Но более всех забавляла его младшая – Татьяна. Отзывчивая, добрая, великая затейница, она была всеобщей любимицей. Кроме того, природа одарила ее голосом редкостной красоты. Слушая ее пение, автор будущего романа мечтал воплотить эти милые черты в одной из своих героинь. Так и перекочевала на страницы «Войны и мира» Таня Берс – с ее жизнью, с ее порывистой душой, со многими талантами и даже певческим репертуаром. Так попал на именины Наташи Ростовой «Ключ» – коронный номер домашних вечеров Берсов и Толстых.

Вот Наташа поет по просьбе Андрея Болконского. «Князь Андрей стоял у окна, разговаривая с дамами, и слушал ее. В середине фразы князь Андрей замолчал и почувствовал неожиданно, что к его горлу подступают слезы, возможность которых он не знал за собой. Он посмотрел на поющую Наташу, и в душе его произошло что-то новое и счастливое».

Однозначно, эмоциональные чувства своего героя испытывает и сам писатель: «Когда услышишь полной грудью взятую ноту, не знаю, как другие, но у меня слезы навертываются на глаза».

«Эй, ямщик, гони-ка к «Яру»!»

С каким восхищением Лев Николаевич описывает пение цыган в повести «Два гусара»! Когда-то в молодости он был частым посетителем московского ресторана «Яр», где пел знаменитый хор цыган под руководством Ильи Соколова, разжигавшего «музыкальный огонь» таборных песен и романсов. Публика обожала и солистов, бесшабашность и ураганность их исполнения. Любовь к этому «колдовскому» искусству, его «дикому обаянию» писатель сохранил до конца своих дней, и в глубокой старости часто слушал пластинки с записью песен в исполнении божественной Вари Паниной. Ее голос казался ему голосом из другого мира – вольного, открытого романтической мечте и естественным страстям. На склоне лет Толстой, многое беспощадно отрицавший, сказал одному из журналистов, что «из всех завоеваний человеческих культур ему жаль было бы расстаться с музыкой и… вот еще с цыганской песней». С той песней, которую он не мог забыть ни в «Войне и мире», ни в «Двух гусарах», ни в «Живом трупе».

Толстой и русская музыка

Писатель хорошо знал и любил русские народные песни. Он собирал их в сборник, который подарил Чайковскому. В сопроводительном письме Льва Николаевича композитор прочел: «Посылаю Вам, дорогой Петр Ильич, песни. Это удивительное сокровище в Ваших руках».

Какую бурю эмоций вызвала в душе писателя народная песня «Сидел Ваня на диване», использованная Чайковским в Первом струнном квартете! Заслышав эту печальную мелодию в трепетном звучании благородных инструментов, Толстой залился слезами на глазах изумленного композитора. Однако у Льва Николаевича были большие противоречия в отношении творчества Чайковского. В своих мемуарах Сергей Львович поясняет: «Когда-то Анданте вызвало слезы Льва Николаевича. Думаю, что это было самое сильное впечатление от музыки Чайковского».

Дело в том, что писатель был воспитан на европейской классике, и в мир большого искусства его вводили Гайдн, Шопен, Шуберт, Бетховен. Найдя свой идеал в их творчестве, далее никаких сравнений не предпринимал, русской музыкой почти не интересовался. Появившаяся опера «Евгений Онегин» вызвала лишь любопытство писателя, но не более того. Причина недоброжелательного отношения к музыке Чайковского прежде всего кроется в нерасположенности к самому жанру оперы как условному виду искусства. К тому же близкий друг Толстого, авторитетный критик Владимир Стасов «подливал масла в огонь». Он не щадил «Онегина» ни письменно, ни устно, считал эту оперу «милой, грациозной, но не имеющей права на место в истории музыки».

«Крейцерова соната» Бетховена – Толстого

В перечень любимых композиторов попал и Бетховен, чья музыка производила на писателя потрясающее впечатление. Одно из ярких тому подтверждений – «Крейцерова соната». Ее воздействие оказалось столь ошеломляющим, что Толстой решился на собственное сочинение, где бы мог свободно размышлять, сомневаться, волноваться и разговаривать с молчаливым собеседником. «Знаете ли вы первое Престо? Знаете?! У! Страшная вещь эта соната. И вообще страшная вещь музыка. Что это такое? Я не понимаю… Она действует, страшно действует, я говорю про себя. Как вам сказать? Музыка заставляет меня забывать себя, мое истинное положение. Она сразу, непосредственно переносит меня в то душевное состояние, в котором находился тот, кто писал музыку!»

«Крейцерова соната» – это вершина его философских рассуждений о высшем назначении музыкального искусства духовно объединять людей.

Слушатель-творец

Большая дружба связывала писателя с профессором Московской консерватории Александром Гольденвейзером. Знакомство их состоялось в 1896 году, и до конца жизни Толстого, на протяжении пятнадцати лет, Александр Борисович являлся постоянным гостем в его московском доме и в Ясной Поляне. Все это время пианист вел дневник, где подробно записывал интересные мысли Льва Николаевича о его пристрастиях и антипатиях в искусстве. Редкий приезд музыканта обходился без того, чтобы он не садился за рояль и не играл классические произведения. Особенно часто звучали Прелюдии, Вальсы, Баллады Шопена, любимого композитора Льва Николаевича, о котором он говорил: «Шопен в музыке – то же, что Пушкин в поэзии».

Тонкому ценителю фортепианного искусства нравился музыкальный язык Александра Борисовича – сдержанный и благородный, без намека на «цветы красноречия», которых терпеть не мог и сам исполнитель. Беседы с писателем, его духовная культура, глубокий интеллект обогащали творческую личность самого музыканта. На одной из страничек дневника за 1899 год читаем его запись: «Эта возможность общения со Львом Николаевичем, эта близость к семье Толстых – великое счастье моей жизни. Как многое было бы во мне иначе, если бы не было этого счастья!»

А теперь прислушаемся к голосу Толстого-младшего, к его живому рассказу. «Во время игры отец обычно садился в старинное, низкое, широкое дедовское кресло, стоявшее в хвосте рояля. Если исполняемое или исполнитель ему нравились, музыка его очень захватывала. Он иногда не мог удержаться и во время исполнения сильно кряхтел, а то даже и вскрикивал. Весь день потом он жил под впечатлением услышанного».

Власть звуков над душой человека очень занимала писателя, пытавшегося понять и дать определение этой «страшной силе». Среди его записей можно отыскать такую мысль: «Музыка хороша тем, что соединяет людей в одном чувстве». В минуты лирического настроения ему казалось, что «музыка – есть воспоминание о том, чего никогда не было». И, наконец, в письме Чайковскому он сообщает: «Музыка – высшее в мире искусство».

В Ясной Поляне нередко бывала и знаменитая польская клавесинистка Ванда Ландовска. Она с восторгом вспоминала музыкальные вечера в этом доме: «Мы, исполнители, стремимся к тончайшим звучностям. Но как редко встречаем идеально понимающих слушателей. Я никогда не забуду дней, проведенных в доме Толстого, тех часов, когда играла для него. Он обожал музыку, упивался ею, погружался в нее. Толстой был слушателем-творцом. Каждую пьесу он чувствовал с такой силой, что это дарило ему новую жизнь».

Ольга КУРГАНСКАЯ

Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!

„Кто любит музыку, тот любит добрый голос“

— Эдуард Сергеевич Старков русский поэт и рок-музыкант 1969 - 1997

„Драматическое искусство — это геометрия, переходящая в музыку.“

— Гюстав Флобер французский писатель 1821 - 1880

„Музыка — это искусство печалить и радовать без причины.“

„Взрослый человек не может снова стать ребенком, не впадая в детство. Но разве его не радует наивность ребенка и разве сам он не должен стремиться к тому, чтобы на более высокой ступени воспроизвести присущую ребенку правду?“

— Карл Маркс немецкий философ, социолог, экономист, писатель, политический журналист, общественный деятель 1818 - 1883

Следующая цитата

— Марк Туллий Цицерон древнеримский философ и политик -106 - -43 до н.э.

„Музыка для искусства и людей есть то же самое, что любовь для человека.“

— Карл Мария фон Вебер немецкий композитор, дирижёр, пианист, музыкальный писатель 1786 - 1826

„Разум — ещё не высшее в этом мире.“

— Томас Манн немецкий писатель, эссеист, лауреат Нобелевской премии 1875 - 1955

„Музыка для искусства и людей есть то же самое, что любовь для человека.“

— Карл Мария фон Вебер немецкий композитор, дирижёр, пианист, музыкальный писатель 1786 - 1826

„Музыка не врёт. Если в этом мире что-нибудь и изменится, то только благодаря музыке.“

— Джими Хендрикс американский гитарист, певец и композитор 1942 - 1970

Следующая цитата

«Музыка - высшее в мире искусство». Великие умы – о музыке.

На протяжении многих веков музыка живет в сердцах людей, заставляет нас творить, дарит вдохновение и помогает раскрывать в себе новые таланты. Гениальных картин и удивительных стихотворений, написанных под влиянием музыки – ничуть не меньше, чем звезд на небе.

Для каждого из нас музыка – это частичка души, что-то, что невозможно описать словами. Но есть и те, кто нашли подходящие буквы и создали высказывания, удивительно четко отражающие суть музыки. Возможно, что-то из мыслей великих умов совпадет и с Вашими ощущениями и эмоциями?

Высказывания о музыке великих композиторов

"Музыка - народная потребность".
"Музыка - посредница между жизнью ума и жизнью чувств".
"Музыка - это откровение более высокое, чем мудрость и философия".
"Музыка должна высекать огонь из людских сердец" (Людвиг ван Бетховен).

"Музыка даже в самых ужасных драматических положениях должна всегда пленять слух, всегда оставаться музыкой" (Вольфганг Амадей Моцарт).

"Настоящая музыка всегда революционна, она сплачивает людей, тревожит их, зовет вперед.
Настоящая музыка способна выражать только гуманные чувства, только передовые гуманные идеи.
Музыка сопровождает человека в течение всей жизни. Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна. Людям нужны все виды музыки - от простого напева свирели до звучания огромного симфонического оркестра, от незатейливой популярной песенки до бетховенских сонат.
Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках" (Дмитрий Дмитриевич Шостакович).

"Цель музыки - трогать сердца" (Иоганн Себастьян Бах).

"Музыкальный материал, то есть мелодия, гармония и ритм, безусловно, неисчерпаем.
Музыка есть сокровищница, в которую всякая национальность вносит свое, на общую пользу" (Петр Ильич Чайковский).

"Музыка не имеет отечества; отечество ее - вся вселенная" (Фридерик Францишек Шопен).

"Музыка не может мыслить, но она может воплощать мысль" (Рихард Вильгельм Вагнер).

"Музыка - благороднейшее, сердечнейшее, задушевнейшее, прелестнейше, тончайшее из всего, что человеческий дух изобрел.
Музыка так же мало нуждается в словах, как и скульптура" (Антон Григорьевич Рубинштейн).

"Музыка подобна драме. Королева (мелодия) пользуется большею властью, но решение остается всегда за королем" (Роберт Шуман).

Высказывания о музыке великих философов

"Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения" (Платон).

"Музыка облагораживает нравы.
Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души" (Аристотель).

"Без музыки жизнь была бы ошибкой" (Фридрих Ницше).

"Музыка есть бессознательное упражнение души в арифметике" (Готфрид Вильгельм Лейбниц) .

"Музыка побуждает нас красноречиво мыслить.
Музыка показывает человеку те возможности величия, которые есть в его душе" (Ральф Уолдо Эмерсон).


Высказывания о музыке великих русских писателей


Из наслаждений жизни Одной любви музыка уступает, Но и любовь – мелодия" (Александр Сергеевич Пушкин).

"Музыка - высшее в мире искусство".
"Музыка - это стенография чувств".
"Музыка заставляет меня забыть себя, мое истинное положение, она переносит меня в какое-то другое, не свое положение" (Лев Николаевич Толстой).

"Музыка - это разум, воплощенный в прекрасных звуках" (Иван Сергеевич Тургенев).

"Не верьте тому, что человек может понять музыку сразу. Это невозможно. К ней надо сначала привыкнуть.
Музыка в большей связи с нравственными поступками человека, нежели обыкновенно думают" (Владимир Федорович Одоевский).

"Высказывания о музыке великих зарубежных писателей
Где музыка ― плохого быть не может!" (Мигель де Сервантес).

"Музыка — поэзия воздуха.
О музыка! Отзвук далекого гармоничного мира! Вздох ангела в нашей душе!" (Жан Поль Рихтер).

"Музыка - это мыслящий шум" (Виктор Мари Гюго).

"Музыка глушит печаль" (Вильям Шекспир).

"Музыка для меня та же поэзия и из всех видов поэзии глубже всех захватывающая.
Музыка дорога нам потому, что является наиболее глубоким выражением души, гармоническим отзвуком ее радостей и скорбей.
Музыка, подобно дождю, капля за каплей, просачивается в сердце и оживляет его" (Ромен Роллан).

"Музыка - единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою" (Бертольд Ауэрбах).

"Музыка - универсальный язык человечества" (Генри Уодсуорт Лонгфелло).

"Совершенная музыка приводит сердце в точно такое же состояние, какое испытываешь, наслаждаясь присутствием любимого существа, то есть музыка дает, несомненно, самое яркое счастье, какое только возможно на земле" (Стендаль).

"Область музыки - душевные волнения. Цель музыки - возбуждать эти волнения, а сама она также вдохновляется ими" (Жорж Санд).

"Музыка - язык души и мелодия нежных ветерков, колеблющих струны чувств; она - тонкие пальцы воскрешающие на страницах фантазии воспоминания о часах подлинной скорби и отчаяния или о кратких мгновениях истинной радости и веселья" (Халиль Джебран).

"Ничто не вызывает с такой силой прошлого, как музыка; она достигает большего: когда она вызывает его, кажется, будто оно само проходит перед нами, окутанное, подобно теням тех, кто дорог нам, таинственным и печальным покровом" ( Жермена де Сталь).

"Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и дает нам возможность в течение нескольких минут постичь ее величие" (Томас Карлейль).

"Высказывания о музыке других известных личностей
Музыка - истинная всеобщая человеческая речь" (Карл Юлиус Вебер).

"Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие.
Музыка объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека. Музыка - это язык чувств" (Василий Александрович Сухомлинский).

"Любое искусство стремится к тому, чтобы стать музыкой" (Уолтер Хорейшо Патер).

"Музыка - акустический состав, вызывающий в нас аппетит к жизни, как известные аптечные составы вызывают аппетит к еде" (Василий Осипович Ключевский).

"Музыка так же, как и всякий другой человеческий язык, должна быть неразлучна с народом, с почвою этого народа, с его историческим развитием" (Владимир Васильевич Стасов).

"Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка - целитель здоровья " (Владимир Михайлович Бехтерев).

Конечно же, о музыке было сказано гораздо больше прекрасного. Может быть. Мы упустили Вашу любимую цитату или Вам есть, что сказать самому? Коллектив музыкальной школы «Виртуозы» с трепетом ждет Ваших собственных высказываний, а также будет признателен за ценные дополнения по теме «Великие умы – о музыке»!
Хотя… «Говорить о музыке - все равно что танцевать об архитектуре», ― сказал американский музыкант Дэвид Бирн.

Музыка - это разум, воплощенный в прекрасных звуках. (Иван Сергеевич Тургенев)

Музыка - посредница между жизнью ума и жизнью чувств. (Людвиг ван Бетховен)

Музыка - источник радости мудрых людей. (Сюнь-Цзы)

Музыка - это откровение более высокое, чем мудрость и философия. (Людвиг Бетховен)

Музыка - единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою. (Бертольд Авербах)

Музыка - народная потребность. (Людвиг Бетховен)

Величие искусства яснее всего проявляется в Музыке . (Иоганн Вольфганг Гете)

Когда мы воспринимаем ухом ритм и мелодию, у нас изменяется душевное настроение. (Аристотель)

Музыка — это разновидность искусства, воплощающая идейно-эмоциональное содержание в звуковых художественных образах.

Музыка — это искусство, предметом которого является звук, меняющийся со временем.

Музыка так же мало нуждается в словах, как и скульптура. (Антон Рубинштейн)

Читайте также: