Какой выход для сони видит раскольников цитаты

Обновлено: 24.04.2024

· Обучающие: познакомиться с историей жизни Сони; раскрыть мотивы ее нравственного падения; выяснить, что помогло Соне выжить в “желтом” Петербурге, спасти себя, свою семью и Раскольникова.

· Развивающие: вовлечь в творческую работу; активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся; развивать умения самостоятельной исследовательской работы; совершенствовать устную монологическую и диалогическую речь; уметь работать с текстом: устанавливать причинно-следственные связи, находить необходимые для доказательства мыслей цитаты, анализировать и интерпретировать эпизоды, делать выводы; уметь сравнивать героев романа и относиться к ним критически; развивать самостоятельность, умения работать в паре и индивидуально; развивать навыки сценического искусства; способствовать формированию и развитию творческих способностей, креативности; формировать коммуникативные компетенции учащихся.

· Воспитывающие: воспитывать духовно - нравственные качества: доброту, милосердие, гуманизм, сострадание, любовь; воспитывать бережное отношение к истокам православной культуры; воспитывать стремление к идеалам красоты.

I. Орг. момент.

II. Мотивация к учебной деятельности.

- Послушайте притчу С.Копыловой “Морские звезды” и подумайте, о чем она.

Действительно, о смысле жизни (“зачем жить”?), ее моральных принципах, о сострадании.

Об этом рассказывает и Ф.М.Достоевский в “Преступлении и наказании”.

Сегодня мы продолжаем работу над этим романом.

– Ребята, назовите 10 Заповедей Христа и скажите, чему они учат? (нравственным ценностям.)

Ф.М.Достоевский затрагивает в романе «Преступление и наказание» многие проблемы, но самая главная из них — проблема нравственности.

Обратимся к толковому словарю и узнаем, что такое нравственность?

Нравственность – это внутренние (духовные и душевные) качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести, которые проявляются в отношении к людям и природе.

III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

1.Узнайте по описанию героиню романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Девушка лет 18, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами. выражение лица такое доброе и простодушное, что невольно привлекло к ней”. (Соня Мармеладова)

2.А теперь сформулируйте тему нашего урока. Запишите ее в тетради:

Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора.

Итак, объектом нашего разговора является Сонечка.

3. Какие цели и задачи надо выполнить на уроке?

( “Раскрыть образ Сони в романе”, “Показать духовную эволюцию Сони”, “Сравнить идею Сони с идеей Раскольникова”).

Но, пожалуй, самая главная задача нашего урока – не судить героев (они сами себя наказывают!), а понять их, понять причины их падения. Понять, принять и простить, ибо “кто не без греха”?

V. Построение проекта выхода из затруднения.

Работа в группах или парах

Автор знакомит нас с Сонечкой не сразу. Она появляется на страницах романа, когда страшное преступление уже совершено, погибли два человека, а Раскольников погубил свою душу. В первый раз мы слышим о Соне из рассказа ее отца, пьяного Мармеладова.

- О чем он поведал Раскольникову? (Пересказ.) Действительно, Соня решилась на отчаянный шаг, чтобы помочь семье.

Составьте синквей к образу Сони после первого (заочного) знакомства с нею.

Действительно, в начале романа мы узнаем историю Сони как “блудницы” (по определению самого писателя), или “великой грешницы” (так Соня сама оценивает свое занятие).

Проблемный вопрос.

- А “как вы назовете ее за этот поступок: грязной потаскушкой или великодушною героинею, принявшею с спокойным достоинством свой мученический венец?” (Д.И.Писарев) И можно ли “блудницу” считать идеалом нравственности?

Примерный ответ. Соня — своего рода предел кротости и страдания. Она мученица, ибо приносит себя в жертву во имя спасения своей семьи от голодной смерти. Следовательно, героиня заслуживает не презрения, а сочувствия.) В романе “Преступление и наказание” действительно поднимается проблема жертвенного поведения героини.

2 группа. Составить сравнительную характеристику Раскольникова и Сони.

Полуграмотна, плохо излагает

мысли, читает только Евангелие.

Образован, хорошо излагает мысли.

Свет разума заводит в тупик.

В ней божественная правда. Она

высокодуховна. Не сознание делает

человека человеком, а душа.

В нём правда ложна. В рай ценой

чужой крови нельзя.

У неё есть смысл жизни: любовь,

У него нет смысла жизни: убийство

— это индивидуалистический бунт.

Раскольников

преступники

Преступает нравственный закон.

Преступает уголовный закон.

Чтобы облегчить жизнь близких приносит в жертву себя.

Чтобы проверить правильность своей теории приносит в жертву двух беззащитных женщин.

Страдания достигают предела. Идет на позор, унижения.

Бунтарь, не желающий смириться с несправедливыми законами общества.

Не возмущается и не протестует. Ее удел - незаметное подвижничество.

Мания превосходства и вседозволенности.

Все ее поступки определяются христианскими заповедями и религиозными законами.

Свои совершает на основании придуманной теории о «сильной личности». Чувствует уязвимость своей теории, несостоятельность и обреченность индивидуализма.

Героев спасет вера, сострадание, им помогает сила души и характера. Каждый из героев приходит к осознанию ценности любой человеческой жизни.

Вывод . Итак, в ходе сравнительного анализа героев выявлено много сходств и различий. Героев влечет друг к другу согласно закону “борьбы двух противоположностей”. Они нужны друг другу. А их путь к Царствию Небесному Достоевский видит в христианстве.

Визиты Раскольникова.

3.1. Первый визит Раскольникова к Соне. (Часть 4, глава IV)

Просмотр фрагмента видеофильма режиссера Л.Кулиджанова “Преступление и наказание”

Фронтальная беседа

- С какой целью пришел Раскольников к Соне? (Примерный ответ. Он видит в ней родственную душу, союзницу по преступлению. “Ты тоже переступила, ты загубила жизнь свою”.)

- Как Раскольников ведет себя в диалоге с Соней? (Примерный ответ. Он груб, резок, не понимает, как можно жить в такой грязи; смеется над религиозностью Сони, над ее верой в Бога.)

- Прав ли Раскольников в обвинении Сони? Сравните их преступления. (Примерный ответ. Отчасти Раскольников прав. Но их преступления имеют разную мотивацию. Раскольников не хочет принять жизнь такой, какая она есть. Теория, им выдуманная, толкает его на путь насилия над человеком. Соня совершила преступление над собой, чтобы спасти от голодной смерти свою семью.)

- Какой выход для Сони видит Раскольников? (Примерный ответ. У Сони, по мнению Раскольникова, есть выбор – 3 дороги: 1) кинуться в канаву, 2) попасть в сумасшедший дом, 3) пойти на панель, т.е. разврат.)

- Почему Соня не выбирает ни одну из них? (Примерный ответ. “А с ними что будет?” - говорит она ему.)

- Почему Раскольников встал перед Соней на колени и поцеловал ее ноги?

(Примерный ответ. Он понял ее идею жертвенности.) Соня – сильная личность, “ибо кротость, которая выстрадана как истина, не может быть свойством слабого характера”.

- Как вы думаете, в чем ее сила?

(Примерный ответ. Сила Сони не только в любви к Раскольникову, но и в христианской вере) Вера в Бога помогает Соне Мармеладовой выстоять самой и протянуть руку помощи другим. “Что бы я без бога-то была?” - скажет она сама.

- Чем заканчивается 1 визит Раскольникова к Соне? Подтвердите текстом.

(Беседа, работа с текстом. Примерный ответ. Раскольников говорит Соне о том, что теперь они должны быть вместе. Почему? Потому что они могут понять друг друга, как никто другой: “. Разве ты не то же сделала? Ты тоже переступила. смогла переступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь. свою (это все равно!). ты выдержать не можешь и, если останешься одна, сойдешь с ума, как и я”. Обратить внимание на форму обращения Раскольникова к Соне: Вы, ты)

- Что дала Раскольникову встреча с Соней? Что он понял? (Беседа.)

После первого визита к Соне Раскольников понял, что есть люди, живущие по законам нравственным, в основе которых – любовь, сострадание. По этому закону живет и Соня. В этом и есть идея Сони – идея Бога.

3.2. Второй визит Раскольникова к Соне (Часть 5, глава IV)

Вторая встреча – путь к взаимопониманию.

- Какова цель визита Раскольникова к Соне во второй раз? (Примерный ответ. Рассказать, кто убил старуху.)

- Как ведет себя с Соней? (Примерный ответ. Раскольников ведет себя с Соней так же цинично и язвительно, как и в первую встречу, потому что ему трудно говорить с Соней искренне.)

- Как он сам объясняет причину убийства? Докажите текстом. (Чтение цитат. Примерный ответ. Убил для себя. “Я просто убил; для себя убил, для себя одного. мне надо было узнать тогда . вошь ли я, как все, или человек?”. “Тварь ли я дрожащая, или право имею. ”, “я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил”.)

- Как ведет себя Соня, угадав страшную правду? Зачитайте отрывок из текста. (Работа с текстом. Примерный ответ. Она не оттолкнула Раскольникова. Напротив, встала перед ним на колени. “Что вы, что вы это над собой сделали. Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете. От бога выотошли, и вас бог поразил, дьяволу предал!”. Обратим внимание на местоимения: ты, Вы. Сравним с письмом Татьяны к Онегину) Соня полна любви, жалости и сострадания, думает только о том, как ему тяжело нести этот крест.

- Какой выход из тупика предлагает Соня? Подкрепите свои слова текстом. (Беседа, работа с текстом. Примерный ответ. Покаяться перед народом. “Поди сейчас, сию минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: “Я убил!” Тогда бог опять тебе жизнь пошлет”.) Соня искренне советует Раскольникову покаяться и принять на себя наказание. (Обратим внимание на психологический параллелизм и местоимение ты как средство сближения героев)

- Принимает ли такой совет Раскольников? (Беседа. Примерный ответ. Раскольников еще не готов сдаваться - он знает, что против него нет улик. И доносить на себя он тоже не готов) Во время диалога с Соней Раскольников ведет себя по-разному: то шепчет, то страдальчески просит, то грустно улыбается, а то вдруг “две слезы выкатились из его глаз и повисли на ресницах”.

– О чем это говорит? Что значат слезы Раскольникова? (Беседа. Примерный ответ О смятении Раскольникова и о наметившемся его пути к воскресению. Соня растопила его гордое сердце)

Слезы – это новая ступень в жизни героя. В этом – заслуга Сони: она своей любовью, состраданием, своей верой в Бога спасает Раскольникова. “В ней искал он человека, когда ему понадобился человек. ”. Образ Сони – это лик настоящей праведницы. Вы, безусловно, обратили внимание на то, что эти два эпизода представляют собой кольцевую композицию. А сравнение двух “правд” героев показывает их контраст. Однако уже намечается путь Раскольникова к покаянию.

3.3. Третий визит Раскольникова к Соне (Часть 6, глава VIII)

Третья встреча - это поддержка двух близких людей.

Третий визит Раскольникова к Соне Мармеладовой - это самый короткий и самый напряженный из трех визитов. Герои мало разговаривают - они больше действуют.

- Какова цель третьего визита Раскольникова к Соне?

(Примерный ответ . Он решился идти в полицию с повинной. Но прежде хочет покаяться перед народом. Для этого ему нужен крест)

- Как ведет себя Соня? (Примерный ответ. Она была ошеломлена, плохо верила в то, о чем говорил Раскольников, но молча делала все.) Соня как истинный друг собирается идти вместе с Раскольниковым. Она стремится быть с ним рядом до конца. Но Раскольников останавливает ее и уходит один.

(Примерный ответ. Он понимал, что должен быть один на один со своей совестью. “Что ты! Ты куда. Я один”, - закричал Раскольников)

- Что понял Раскольников после сцены покаяния на Сенатской площади? Обоснуйте ответ.

(Примерный ответ.Раскольников почувствовал и понял в эту минуту, раз навсегда, что Соня теперь с ним навеки и пойдет за ним хоть на край света”)

Вывод Соня помогла “сгореть” философии Раскольникова. Своей любовью, состраданием, своей верой в Бога она в очередной раз спасла заблудшую душу Раскольникова. Раскольников понял, что, убивая, он “убил” самого себя.

- Какова роль эпилога в раскрытии образа Сони? Подкрепите ответ текстом. (Примерный ответ. Соня“последовала за ним (Раскольниковым) на край света, спасала и спасает его ежедневно, ежечасно, не давая погаснуть едва тлеющему огоньку добра в его душе”) Именно на каторге происходит прозрение Раскольникова. И все благодаря Сонечке. “Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка” - символ самопожертвования во имя ближнего и бесконечного страдания.

Вывод Создав образ Сони Мармеладовой, Достоевский создал антипод Раскольникову и его теории (добро, сострадание, противостоящие злу). Жизненная позиция Сони отражает взгляды самого писателя, его веру в любовь, справедливость и всепрощение.

- Так кто же такая Соня? Мученица или великая грешница? Она “святая грешница”, идеал.

X. Итог урока.

Вывод Итак, Соня – это символ, это нравственный идеал Достоевского, и не только. Она - божественный идеал. Именно в образе Сони Достоевский сконцентрировал самые высокие христианские добродетели: смирение, милосердие, сострадание и любовь к людям, жертвенность.

Надеюсь, что идея “вечной Сонечки” останется в вашем сердце, что вы научитесь просить прощение и прощать, будете терпимыми и милосердными к людям.

XI. Информация о домашнем задании.

1. На страницах романа многие понятия обретают символическое значение, например: Наполеон — символ неограниченной власти; аршин пространства — символ одиночества, кровь — символ преступления. Продолжите список таких слов-символов.

2. Подготовиться к написанию сочинения-рассуждения на одну из предложенных тем:

· «Тема смирения и бунта в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”»;

· «В чём смысл эпилога романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”?»;

Следующая цитата

Совершив преступление, Раскольников испытывает душевные мучения. Он не может общаться с людьми, даже с самыми близкими. Родион идет к Соне, потому что она тоже грешница. Раскольникову кажется, что Соня сможет понять его. Достоевский подробно описывает комнату героини, подчеркивая крайнюю нищету обстановки. Мебели в помещении очень мало, на стенах - «желтоватые, обшмыганные и истасканные обои» . Комната неправильной формы, отчего один угол получился «ужасно острым» , другой - «безобразно тупой» . Как и в каморке Раскольникова, потолок чрезвычайно низкий. Все в этой жалкой обстановке давит на человека, наводит на мысли о преступлении или самоубийстве. Соня рада приходу Раскольникова, она знает, что он накануне отдал последние деньги ее несчастной семье. Вместе с тем ей стыдно за свое позорное ремесло, она даже чувствует страх перед Расколь- никовым, словно догадывается о каком-то тяжелом грузе у него на душе. Поведение Родиона выдает его душевную смуту. Он говорит и действует порывисто и непоследовательно, как в лихорадке. Раскольников заявляет, что он пришел «в последний раз» , чтобы «одно слово сказать» , а потом будто забывает о цели визита и начинает расспрашивать Соню об условиях ее существования. Соня пытается как-то сгладить впечатление, но картина получается все равно безрадостная.
Раскольников начинает задавать Соне жестокие, неразрешимые вопросы. Он пытается доказать ей, что мир устроен несправедливо, и этим оправдаться в собственных глазах. Но у Сони есть внутренняя опора, поддерживающая ее в нечеловеческих условиях, - вера в Бога. Она никогда не согласится с Раскольниковым. Родион пытается обвинить Катерину Ивановну, косвенно подтолкнувшую Соню стать проституткой, но в ответ слышит только слова жалости: «Это такая несчастная, ах, какая несчастная! » Раскольников убеждает Соню в безнадежности положения всей ее семьи: Катерина Ивановна в последней стадии чахотки, Соня с ее ремеслом рано или поздно попадет в больницу, с Полечкой «то же самое будет» , младшие дети погибнут. «Бог этого не попустит! » - восклицает в ответ Соня. «Да, может, и бога-то совсем нет» , -заявляет Раскольников и поражается «невыразимому укору» на лице Сони. Вера в Бога - ее единственная опора. Вдруг Раскольников совершает странный поступок: кланяется Соне и целует ее ногу. «Я не тебе, я всему страданию человеческому поклонился» , -объясняет он испуганной Соне. Душевное движение Раскольникова показывает, что его слова и мысли идут вразрез с чувствами. Раскольников мучительно хочет сознаться в преступлении, но он считает это желание малодушием и призывает на помощь логику. Соня, по его мнению, - «юродивая» , надеющаяся на чудо. Во второй половине эпизода Соня читает Раскольникову легенду о Лазаре из Нового завета. Эта сцена является ключевой для понимания авторского замысла. «Убийца» и «блудница» странно сошлись зачтением «вечной книги» . Воскресение Лазаря символизирует будущее духовное возрождение Раскольникова. Все детали сцены имеют глубокий смысл: Родион поражается тому, что Евангелие принадлежало убитой Лизавете; чтение происходит на четвертый день после убийства, и именно в четвертый день после смерти воскресает Лазарь. Раскольникову еще предстоит пройти долгий, мучительный путь к настоящему раскаянию, но уже в сцене чтения Евангелия есть предчувствие духовного обновления главного героя. Слабая, робкая, униженная Соня оказывается со своей верой и состраданием духовно сильнее, чем логически непогрешимый Раскольников. Родион чувствует, что Соня права, но боится признаться себе в этом. Пока ему еще кажется, что он сумеет заглушить укоры совести и Соня будет ему союзником на этом пути: «У меня теперь одна ты.. .Пойдем вместе.
________________________________

Наибольший такой вклад сделала Соня Мармеладова. Она помогла герою понять, кто она, а

NВысший разум (346901) 6 лет назад

а кто он, что ему даёт признание, для чего им нужно жить, помогла душевно воскресить и посмотреть на себя и на других по-другому. Это была хорошенькая девушка лет восемнадцати, худенькая, небольшого роста. Жизнь очень жестоко относилась к ней, так же как и к её родным. Она рано потеряла отца и мать. После смерти матери её семья пришла в бедственное положение, и ей пришлось идти на панель, чтобы прокормить себя и детей Катерины Ивановны.

N Высший разум (346901) Но её дух был настолько сильным, что не сломился даже в таких условиях: когда мораль человека разлагается, мала вероятность удачи в жизни, существование становится всё тяжелее и тяжелее, дух сдерживает гнёт окружающей среды и, если у человека дух слабый, он не выдерживает и начинает пропускать негативную энергию вовнутрь, портя душу. Дух же Сони очень сильный, и в условиях всех невзгод её душа остаётся чистой, и она идёт на самопожертвование.

Следующая цитата

От лица Раскольникова автор предвещает Соне три дороги: “броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом, или… или, наконец, броситься в разврат, одурманивающий ум и окаменяющий сердце”. Ни одна из этих дорог не может, с нашей точки зрения, считаться счастливой. Но, несмотря на всё это, в Соне всё равно жива надежда, надежда на Бога. Этой одной надеждой Соня и живёт. “Что ж я без Бога-то была? ” Эту слепую, безумную надежду и символизирует зелёный цвет дома. Также мы встречаем упоминание цвета при описании обоев: “Желтоватые, обмызганные и истасканные”. Жёлтый цвет нередко используется Достоевским при описании его Петербурга. Таким образом, Соня вполне вписывается в общую картину города.

Следующая цитата

Обучающие: познакомиться с историей жизни Сони; раскрыть мотивы ее нравственного падения; выяснить, что помогло Соне выжить в “желтом” Петербурге, спасти себя, свою семью и Раскольникова.

Развивающие: вовлечь в творческую работу; активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся; развивать умения самостоятельной исследовательской работы; совершенствовать устную монологическую и диалогическую речь; уметь работать с текстом: устанавливать причинно-следственные связи, находить необходимые для доказательства мыслей цитаты, анализировать и интерпретировать эпизоды, делать выводы; уметь сравнивать героев романа и относиться к ним критически; развивать самостоятельность, умения работать в паре и индивидуально; развивать навыки сценического искусства; способствовать формированию и развитию творческих способностей, креативности; формировать коммуникативные компетенции учащихся.

Воспитывающие: воспитывать духовно - нравственные качества: доброту, милосердие, гуманизм, сострадание, любовь; воспитывать бережное отношение к истокам православной культуры; воспитывать стремление к идеалам красоты.

I. Орг. момент.

II. Мотивация к учебной деятельности.

- Послушайте притчу С.Копыловой “Морские звезды” и подумайте, о чем она.

Действительно, о смысле жизни (“зачем жить”?), ее моральных принципах, о сострадании.

Об этом рассказывает и Ф.М.Достоевский в “Преступлении и наказании”.

Сегодня мы продолжаем работу над этим романом.

– Ребята, назовите 10 Заповедей Христа и скажите, чему они учат? ( нравственным ценностям. )

Ф.М.Достоевский затрагивает в романе «Преступление и наказание» многие проблемы, но самая главная из них — проблема нравственности.

Обратимся к толковому словарю и узнаем, что такое нравственность?

Нравственность – это внутренние (духовные и душевные) качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести, которые проявляются в отношении к людям и природе.

III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

1.Узнайте по описанию героиню романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Девушка лет 18, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами. выражение лица такое доброе и простодушное, что невольно привлекло к ней”. (Соня Мармеладова)

2. А теперь сформулируйте тему нашего урока. Запишите ее в тетради:

Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора.

Итак, объектом нашего разговора является Сонечка.

3. Какие цели и задачи надо выполнить на уроке?

( “Раскрыть образ Сони в романе”, “Показать духовную эволюцию Сони”, “Сравнить идею Сони с идеей Раскольникова”).

Но, пожалуй, самая главная задача нашего урока – не судить героев (они сами себя наказывают!), а понять их, понять причины их падения. Понять, принять и простить, ибо “кто не без греха”?

V. Построение проекта выхода из затруднения.

Работа в группах или парах

Автор знакомит нас с Сонечкой не сразу. Она появляется на страницах романа, когда страшное преступление уже совершено, погибли два человека, а Раскольников погубил свою душу. В первый раз мы слышим о Соне из рассказа ее отца, пьяного Мармеладова.

- О чем он поведал Раскольникову? (Пересказ. ) Действительно, Соня решилась на отчаянный шаг, чтобы помочь семье.

Составьте синквей к образу Сони после первого (заочного) знакомства с нею.

Действительно, в начале романа мы узнаем историю Сони как “блудницы” (по определению самого писателя), или “великой грешницы” (так Соня сама оценивает свое занятие).

Проблемный вопрос.

- А “как вы назовете ее за этот поступок: грязной потаскушкой или великодушною героинею, принявшею с спокойным достоинством свой мученический венец?” (Д.И.Писарев) И можно ли “блудницу” считать идеалом нравственности?

Примерный ответ. Соня — своего рода предел кротости и страдания. Она мученица, ибо приносит себя в жертву во имя спасения своей семьи от голодной смерти. Следовательно, героиня заслуживает не презрения, а сочувствия. ) В романе “Преступление и наказание” действительно поднимается проблема жертвенного поведения героини.

2 группа. Составить сравнительную характеристику Раскольникова и Сони.

Полуграмотна, плохо излагает

мысли, читает только Евангелие.

Образован, хорошо излагает мысли.

Свет разума заводит в тупик.

В ней божественная правда. Она

высокодуховна. Не сознание делает

человека человеком, а душа.

В нём правда ложна. В рай ценой

чужой крови нельзя.

У неё есть смысл жизни: любовь,

У него нет смысла жизни: убийство

— это индивидуалистический бунт.

Раскольников

преступники

Преступает нравственный закон.

Преступает уголовный закон.

Чтобы облегчить жизнь близких приносит в жертву себя.

Чтобы проверить правильность своей теории приносит в жертву двух беззащитных женщин.

Страдания достигают предела. Идет на позор, унижения.

Бунтарь, не желающий смириться с несправедливыми законами общества.

Не возмущается и не протестует. Ее удел - незаметное подвижничество.

Мания превосходства и вседозволенности.

Все ее поступки определяются христианскими заповедями и религиозными законами.

Свои совершает на основании придуманной теории о «сильной личности». Чувствует уязвимость своей теории, несостоятельность и обреченность индивидуализма.

Героев спасет вера, сострадание, им помогает сила души и характера. Каждый из героев приходит к осознанию ценности любой человеческой жизни.

Вывод . Итак, в ходе сравнительного анализа героев выявлено много сходств и различий. Героев влечет друг к другу согласно закону “борьбы двух противоположностей”. Они нужны друг другу. А их путь к Царствию Небесному Достоевский видит в христианстве.

Визиты Раскольникова.

3.1. Первый визит Раскольникова к Соне. (Часть 4, глава IV)

Просмотр фрагмента видеофильма режиссера Л.Кулиджанова “Преступление и наказание”

Фронтальная беседа

- С какой целью пришел Раскольников к Соне? ( Примерный ответ. Он видит в ней родственную душу, союзницу по преступлению. “Ты тоже переступила, ты загубила жизнь свою”.)

- Как Раскольников ведет себя в диалоге с Соней? ( Примерный ответ. Он груб, резок, не понимает, как можно жить в такой грязи; смеется над религиозностью Сони, над ее верой в Бога.)

- Прав ли Раскольников в обвинении Сони? Сравните их преступления. ( Примерный ответ. Отчасти Раскольников прав. Но их преступления имеют разную мотивацию. Раскольников не хочет принять жизнь такой, какая она есть. Теория, им выдуманная, толкает его на путь насилия над человеком. Соня совершила преступление над собой, чтобы спасти от голодной смерти свою семью.)

- Какой выход для Сони видит Раскольников ? ( Примерный ответ. У Сони, по мнению Раскольникова, есть выбор – 3 дороги: 1) кинуться в канаву, 2) попасть в сумасшедший дом, 3) пойти на панель, т.е. разврат.)

- Почему Соня не выбирает ни одну из них ? ( Примерный ответ. “А с ними что будет?” - говорит она ему.)

- Почему Раскольников встал перед Соней на колени и поцеловал ее ноги ?

( Примерный ответ. Он понял ее идею жертвенности.) Соня – сильная личность, “ибо кротость, которая выстрадана как истина, не может быть свойством слабого характера”.

- Как вы думаете, в чем ее сила?

( Примерный ответ. Сила Сони не только в любви к Раскольникову, но и в христианской вере ) Вера в Бога помогает Соне Мармеладовой выстоять самой и протянуть руку помощи другим. “Что бы я без бога-то была?” - скажет она сама.

- Чем заканчивается 1 визит Раскольникова к Соне? Подтвердите текстом .

( Беседа, работа с текстом. Примерный ответ. Раскольников говорит Соне о том, что теперь они должны быть вместе. Почему? Потому что они могут понять друг друга, как никто другой: “. Разве ты не то же сделала? Ты тоже переступила. смогла переступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь. свою (это все равно!). ты выдержать не можешь и, если останешься одна, сойдешь с ума, как и я”. Обратить внимание на форму обращения Раскольникова к Соне: Вы, ты)

- Что дала Раскольникову встреча с Соней? Что он понял? ( Беседа.)

После первого визита к Соне Раскольников понял, что есть люди, живущие по законам нравственным, в основе которых – любовь, сострадание. По этому закону живет и Соня. В этом и есть идея Сони – идея Бога.

3.2. Второй визит Раскольникова к Соне (Часть 5, глава IV)

Вторая встреча – путь к взаимопониманию.

- Какова цель визита Раскольникова к Соне во второй раз? ( Примерный ответ. Рассказать, кто убил старуху.)

- Как ведет себя с Соней ? ( Примерный ответ . Раскольников ведет себя с Соней так же цинично и язвительно, как и в первую встречу, потому что ему трудно говорить с Соней искренне.)

- Как он сам объясняет причину убийства? Докажите текстом. ( Чтение цитат. Примерный ответ . Убил для себя. “Я просто убил; для себя убил, для себя одного. мне надо было узнать тогда . вошь ли я, как все, или человек?”. “Тварь ли я дрожащая, или право имею. ”, “я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил”. )

- Как ведет себя Соня, угадав страшную правду? Зачитайте отрывок из текста. ( Работа с текстом. Примерный ответ. Она не оттолкнула Раскольникова. Напротив, встала перед ним на колени. “Что вы , что вы это над собой сделали. Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете. От бога вы отошли, и вас бог поразил, дьяволу предал!”. Обратим внимание на местоимения: ты, Вы. Сравним с письмом Татьяны к Онегину ) Соня полна любви, жалости и сострадания, думает только о том, как ему тяжело нести этот крест.

- Какой выход из тупика предлагает Соня? Подкрепите свои слова текстом . ( Беседа, работа с текстом. Примерный ответ. Покаяться перед народом. “Поди сейчас, сию минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: “Я убил!” Тогда бог опять тебе жизнь пошлет”.) Соня искренне советует Раскольникову покаяться и принять на себя наказание. (Обратим внимание на психологический параллелизм и местоимение ты как средство сближения героев)

- Принимает ли такой совет Раскольников? ( Беседа. Примерный ответ. Раскольников еще не готов сдаваться - он знает, что против него нет улик. И доносить на себя он тоже не готов ) Во время диалога с Соней Раскольников ведет себя по-разному: то шепчет, то страдальчески просит, то грустно улыбается, а то вдруг “две слезы выкатились из его глаз и повисли на ресницах”.

– О чем это говорит? Что значат слезы Раскольникова? ( Беседа. Примерный ответ О смятении Раскольникова и о наметившемся его пути к воскресению. Соня растопила его гордое сердце )

Слезы – это новая ступень в жизни героя. В этом – заслуга Сони: она своей любовью, состраданием, своей верой в Бога спасает Раскольникова. “В ней искал он человека, когда ему понадобился человек. ”. Образ Сони – это лик настоящей праведницы. Вы, безусловно, обратили внимание на то, что эти два эпизода представляют собой кольцевую композицию. А сравнение двух “правд” героев показывает их контраст. Однако уже намечается путь Раскольникова к покаянию.

3.3. Третий визит Раскольникова к Соне (Часть 6, глава VIII)

Третья встреча - это поддержка двух близких людей.

Третий визит Раскольникова к Соне Мармеладовой - это самый короткий и самый напряженный из трех визитов. Герои мало разговаривают - они больше действуют.

- Какова цель третьего визита Раскольникова к Соне?

(Примерный ответ . Он решился идти в полицию с повинной. Но прежде хочет покаяться перед народом. Для этого ему нужен крест)

- Как ведет себя Соня? (Примерный ответ. Она была ошеломлена, плохо верила в то, о чем говорил Раскольников, но молча делала все.) Соня как истинный друг собирается идти вместе с Раскольниковым. Она стремится быть с ним рядом до конца. Но Раскольников останавливает ее и уходит один.

(Примерный ответ. Он понимал, что должен быть один на один со своей совестью. “Что ты! Ты куда. Я один”, - закричал Раскольников )

- Что понял Раскольников после сцены покаяния на Сенатской площади? Обоснуйте ответ.

(Примерный ответ.Раскольников почувствовал и понял в эту минуту, раз навсегда, что Соня теперь с ним навеки и пойдет за ним хоть на край света”)

Вывод Соня помогла “сгореть” философии Раскольникова. Своей любовью, состраданием, своей верой в Бога она в очередной раз спасла заблудшую душу Раскольникова. Раскольников понял, что, убивая, он “убил” самого себя.

- Какова роль эпилога в раскрытии образа Сони? Подкрепите ответ текстом. ( Примерный ответ. Соня “последовала за ним (Раскольниковым) на край света, спасала и спасает его ежедневно, ежечасно, не давая погаснуть едва тлеющему огоньку добра в его душе”) Именно на каторге происходит прозрение Раскольникова. И все благодаря Сонечке. “Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка” - символ самопожертвования во имя ближнего и бесконечного страдания.

Вывод Создав образ Сони Мармеладовой, Достоевский создал антипод Раскольникову и его теории (добро, сострадание, противостоящие злу). Жизненная позиция Сони отражает взгляды самого писателя, его веру в любовь, справедливость и всепрощение.

- Так кто же такая Соня? Мученица или великая грешница? Она “святая грешница”, идеал.

X. Итог урока.

Вывод Итак, Соня – это символ, это нравственный идеал Достоевского, и не только. Она - божественный идеал. Именно в образе Сони Достоевский сконцентрировал самые высокие христианские добродетели: смирение, милосердие, сострадание и любовь к людям, жертвенность.

Надеюсь, что идея “вечной Сонечки” останется в вашем сердце, что вы научитесь просить прощение и прощать, будете терпимыми и милосердными к людям.

XI. Информация о домашнем задании.

1. На страницах романа многие понятия об ретают символическое значение, например: Наполеон — сим вол неограниченной власти; аршин пространства — символ одиночества, кровь — символ преступления. Продолжите список таких слов-символов.

2. Подготовиться к написанию сочинения-рассуждения на одну из предложенных тем:

«Тема смирения и бунта в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”»;

«В чём смысл эпилога романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”?»;

Читайте также: