Какой стилистический прием использован в цитате спешил летел дрожал
Обновлено: 21.11.2024
Аллегория – это выражение отвлеченных понятий через конкретные художественные образы.
Глупого и упрямого часто называют Ослом, труса – Зайцем, хитрого – Лисой.
Аллитерация (звукопись) – это повторение одинаковых или однородных согласных в стихе, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении). При этом большое значение имеет высокая частотность данных звуков на относительно небольшом речевом участке.
Однако если повторяются целые слова или словоформы, как правило, об аллитерации речь не идет. Для аллитерации характерно нерегулярное повторение звуков и именно в этом и заключается основная особенность данного литературного приема.
От рифмы аллитерация отличается в первую очередь тем, что повторяющиеся звуки сосредотачиваются не в начале и конце строки, а абсолютно производно, хотя и с высокой частотностью. Вторым отличием же является тот факт, что аллитерируются, как правило, согласные звуки. К основным функциям литературного приема аллитерации относятся звукоподражание и подчинение семантики слов ассоциациям, которые вызывают у человека звуки.
"Где роща ржуща ружей ржет".
«Лет до ста
расти
нам без старости.
Год от года
расти
нашей бодрости.
Славьте,
молот и стих,
землю молодости».
Повторение слов, словосочетаний или сочетаний звуков в начале предложения, строки или абзаца.
«Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза»
Довольно часто анафора, как литературный прием, образует симбиоз с таким литературным приемом, как градация, то есть повышение эмоционального характера слов в тексте.
«Умирает скот, умирает друг, умирает сам человек».
Антитеза (или противопоставление) – это сопоставление слов или словосочетаний, резко различных или противоположных по смыслу.
Антитеза позволяет произвести особо сильное впечатление на читателя, передать ему сильное волнение автора за счет быстрой смены противоположных по смыслу понятий, употребляемых в тексте стихотворения. Также в качестве объекта противопоставления могут использоваться противоположные эмоции, чувства и переживания автора или его героя.
Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем (М.Лермонтов).
Кто был ничем, тот станет всем.
Антономасия — выразительное средство, при употреблении которого автор использует имя собственное вместо имени нарицательного для образного раскрытия характера персонажа.
Он Отелло (вместо «Он большой ревнивец»)
Скупого часто называют Плюшкиным, пустого мечтателя – Маниловым, человека с чрезмерными амбициями – Наполеоном и т.д.
При употреблении этой фигуры автор напрямую обращается к читателю, Богу, либо какому-либо объекту. Обращение выделяется восклицательной интонацией и в первую очередь служит для привлечения внимания читателя к чему-либо.
Ассонанс – это особый литературный прием, заключающийся в повторении гласных звуков в том или ином высказывании. Именно в этом заключается основное отличие ассонанса от аллитерации, где повторяются согласные звуки. Существует два немного различающихся применения ассонанса.
1) Ассонанс применяется в качестве оригинального инструмента, придающего художественному тексту, в особенности поэтическому, особый колорит. Например:
У наших ушки на макушке,
Чуть утро осветило пушки
И леса синие макушки –
Французы тут как тут.
2) Ассонанс достаточно широко используется для создания неточной рифмы. Например, «город-молот», «царевна-несравненна».
Одним из хрестоматийных примеров использования, как рифмы, так и ассонанса в одном четверостишии является отрывок из поэтического произведения В. Маяковского:
Превращусь не в Толстого, так в толстого –
Ем, пишу, от жары балда.
Кто над морем не философствовал?
Вода.
Восклицание может появиться в любом месте стихотворного произведения, но, как правило, авторы используют его, интонационно выделяя особо эмоциональные моменты в стихе. При этом автор акцентирует внимание читателя на особенно взволновавшем его моменте, сообщая ему свои переживания и чувства.
Гипербола – это образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения какого-либо предмета, явления.
Одни дома длиною до звезд, другие - длиной до луны; до небес баобабы (Маяковский).
От лат. inversio - перестановка.
Изменение традиционного порядка слов в предложении для придания фразе более выразительного оттенка, интонационного выделения какого-либо слова.
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом. (М.Ю.Лермонтов)
Традиционной порядок требует иного построения: Белеет одинокий парус в голубом тумане моря. Но это уже будет не Лермонтов и не его великое творение.
Другой великий русский поэт Пушкин считал инверсию одной из главных фигур поэтической речи, причем нередко поэт использовал не только контактную, но и дистанционную инверсию, когда при перестановке слов между ними вклиниваются другие слова: «Покорный Перуну старик одному. ».
Инверсия в поэтических текстах выполняет акцентную или смысловую функцию, ритмообразующую функцию для выстраивания поэтического текста, а также функцию создания словесно-образной картины. В прозаических произведениях инверсия служит для расстановки логических ударений, для выражения авторского отношения к героям и для передачи их эмоционального состояния.
Ирония – сильное выразительное средство, имеющее оттенок насмешки, иногда легкой издевки. При употреблении иронии автор использует слова с противоположным по смыслу значением так, чтобы читатель сам догадался об истинных свойствах описываемого объекта, предмета или действия.
Игра слов. Остроумное выражение, шутка, основанные на использовании сходно звучащих, но различных по значению слов или разных значений одного слова.
Примеры каламбура в литературе:
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай варёную полбу.
(А.С.Пушкин)
И прежде служивший мне стих,
Струною оборванный, стих.
(Д.Д.Минаев)
Весна хоть кого с ума сведет. Лед – и тот тронулся.
(Э.Кроткий)
Противоположность гиперболе, образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения какого-либо предмета, явления.
Лошадку ведет под уздцы мужичок в больших сапогах, в полушубке овчинном, в больших рукавицах. а сам с ноготок! (Некрасов)
Метафора – это употребление слов и выражений в переносном смысле на основе какой-то аналогии, сходства, сравнения. Метафора основана на подобии или сходстве.
Перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства.
Чаще всего при использовании метафоры автор, раскрывая свойства одушевленного объекта, использует слова, употребление которых характерно для описания неодушевленных предметов, и наоборот.
При использовании метонимии автор производит замену одного понятия другим на основе сходства между ними. Близкими по смыслу в этом случае являются причина и следствие, материал и сделанная из него вещь, действие и орудие.
Все флаги в гости будут к нам.
(здесь флаги замещают страны).
Я три тарелки съел.
(здесь тарелка замещает кушанье).
При употреблении этой фигуры автор напрямую обращается к читателю, Богу, либо какому-либо объекту. Обращение выделяется восклицательной интонацией и в первую очередь служит для привлечения внимания читателя к чему-либо.
Нарочитое сочетание противоречивых понятий.
Смотри, ей весело грустить
Олицетворение – это перенесение человеческих чувств, мыслей и речи на неодушевленные предметы и явления, а также на животных.
Эти признаки подбираются по тому же принципу, что и при употреблении метафоры. В конечном итоге у читателя возникает особое восприятие описываемого предмета, при котором неодушевленный объект имеет образ некоего живого существа либо оказывается наделен качествами, присущими живым существам.
Что, дремучий лес,
Призадумался,
Грустью темною
Затуманился?
Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше…
Парцелляция – это синтаксический прием, при котором предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки и выделяется на письме как самостоятельные предложения.
«Он тоже пошёл. В магазин. Сигарет купить» (Шукшин).
Автор для выразительности интонационно разбил на несколько частей одно предложение: «Он тоже пошёл в магазин купить сигарет».
Перифраза – это выражение, которое в описательной форме передает смысл другого выражения или слова.
Царь зверей (вместо лев)
Мать русских рек (вместо Волга)
Многословие, употребление логически излишних слов.
Примеры плеоназма в быту:
В мае месяце (достаточно сказать: в мае).
Местный абориген (достаточно сказать: абориген).
Белый альбинос (достаточно сказать: альбинос).
Я там был лично (достаточно сказать: Я там был).
В литературе плеоназм часто используется как стилистический прием, средство выразительности.
Углубленное изображение психических, душевных переживаний героя.
Повторяющийся стих или группа стихов в конце песенного куплета. Когда рефрен разрастается до целой строфы, он обычно называется припевом.
Предложение в форме вопроса, на который не ожидается ответа.
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
Обращение, адресованное отвлеченному понятию, неодушевленному предмету, отсутствующему лицу. Способ усилить выразительность речи, выразить отношение к тому или иному лицу, предмету.
Русь! куда же несешься ты?
Сравнение — один из выразительных приемов, при употреблении которого определенные, наиболее характерные для предмета или процесса свойства раскрываются через аналогичные качества другого предмета или процесса. При этом проводится такая аналогия, чтобы предмет, свойства которого используются в сравнении, был более известен, чем описываемый автором объект. Также неодушевленные предметы, как правило, сравниваются с одушевленными, а отвлеченное либо духовное с материальным.
то жизнь моя пропела – провыла –
Прогудела - как осенний прибой –
И проплакала сама над собой.
Символ – предмет или слово, условно выражающее суть какого-либо явления.
Символ заключает в себе переносное значение, и этим он близок метафоре. Однако эта близость относительна. Символ заключает в себе некую тайну, намек, позволяющий лишь догадываться о том, что имеется в виду, о чем хотел сказать поэт. Истолкование символа возможно не столько рассудком, сколько интуицией и чувством. Создаваемые писателями-символистами образы имеют свои особенности, у них двуплановое строение. На первом плане – определенное явление и реальные детали, на втором (скрытом) плане – внутренний мир лирического героя, его видения, воспоминания, рождаемые его воображением картины.
заря, утро – символы молодости, начала жизни;
ночь – символ смерти, конца жизни;
снег – символ холода, холодного чувства, отчуждения.
Замена названия предмета или явления названием части этого предмета или явления. Говоря короче, замена названия целого названием части этого целого.
Родной очаг (вместо «родной дом»).
Плывет парус (вместо «плывет парусная лодка»).
«…и слышно было до рассвета,
как ликовал француз. » (Лермонтов)
(здесь «француз» вместо «французские солдаты»).
Повторение другими словами того, что уже было сказано, а значит, не содержащее новой информации.
Автомобильные шины – это шины для автомобиля.
Мы объединились воедино.
Троп - это выражение либо слово, употребленное автором в переносном, иносказательном смысле. Благодаря употреблению троп автор дает описываемому предмету или процессу яркую характеристику, которая вызывает у читателя определенные ассоциации и, как следствие, более острую эмоциональную реакцию.
метафора, аллегория, олицетворение, метонимия, синекдоха, гипербола, ирония.
Умолчание – стилистический прием, при котором выражение мысли остается незаконченным, ограничивается намеком, начатая речь прерывается в расчете на догадку читателя; говорящий как бы объявляет, что не будет говорить о вещах, не требующих подробного или дополнительного объяснения. Нередко стилистический эффект умолчания заключается в том, что неожиданно прерванная речь дополняется выразительным жестом.
Баснь эту можно бы и боле пояснить –
Да чтоб гусей не раздразнить…
Здесь автор намеренно не заканчивает фразу, но явно подразумевается: «Лучше помолчим».
Градация (или усиление) – это ряд однородных слов или выражений (образов, сравнений, метафор и т. п.), последовательно нагнетающих, наращивающих или, наоборот, понижающих смысловую или эмоциональную значимость передаваемых чувств, излагаемой мысли или описываемого события.
Пример восходящей градации:
Не жалею, не зову, не плачу…
В заботе сладостно туманной
Не час, не день, не год уйдет.
Пример нисходящей градации:
Ему обещает полмира, А Францию только себе.
Нейтральное по смыслу слово или выражение, которыми в разговоре заменяют другие выражения, считающиеся неприличными или неуместными в данном случае.
Схожу попудрю нос (вместо Схожу в туалет).
Его попросили из ресторана (вместо Его выгнали).
Образное определение предмета, действия, процесса, события. Эпитет представляет собой сравнение. Грамматически эпитет чаще всего представляет собой прилагательное. Однако в его качестве могут использоваться и другие части речи, например, числительные, существительные или глаголы.
бархатная кожа, хрустальный звон.
Повторение одного и того же слова в конце смежных отрезков речи. Противоположность анафоры, при которой слова повторяются в начале предложения, строки или абзаца.
«Фестончики, все фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков. " (Н. В.Гоголь).
Следующая цитата
Укажите имя героя, который является антиподом Данко в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль».
Особенности какого фольклорного жанра использует М.Горький в рассказе «Старуха Изергиль»?
Укажите термин, которым в литературоведении называют изображение внешности героя («глаза его были холодны и горды…).
Как называется средство иносказательной выразительности, использованное М.Горьким («дрожал стеклянный стрекот кузнечиков»)?
Какой изобразительный прием позволяет Горькому нарисовать природу как живое существо (« листва вздыхала и шепталась)?
Укажите термин, которым в литературоведении обозначают художественный прием, использованный М.Горьким: «Переплелись их ветки между собой; как змеи , протянулись всюду корни…».
Как называется разновидность описания («Там были болота и тьма, потому что лес был старый, и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву»)?
Дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений .
С1. Прокомментируйте слова М.Горького: «Герой – это тот, кто творит жизнь вопреки смерти, кто побеждает смерть".
Поет зима – аукает, Озябли пташки малые,
Мохнатый лес баюкает Голодные, усталые,
Стозвоном сосняка. И жмутся поплотней.
Кругом с тоской глубокою А вьюга с ревом бешеным
Плывут в страну далекую Стучит по ставням свешенным
Седые облака. И злится все сильней.
А по двору метелица И дремлют пташки нежные
Ковром шелковым стелется, Под эти вихри снежные
Но больно холодна. У мерзлого окна.
Воробышки игривые, И снится им прекрасная
Как детки сиротливые, В улыбках солнца ясная
Прижались у окна. Красавица весна.
Укажите название авангардистского течения в поэзии XX века, оказавшего влияние на творчество С.Есенина.
Как называется разновидность лирики, к которой принадлежит данное стихотворение?
Как называется стилистическая фигура, основанная на изменении прямого порядка слов в предложении («Кругом с тоской глубокою// Плывут в страну далекую // Седые облака»)?
Определите размер, которым написано стихотворение.
Как называется характер рифмовки 1 и 2, 4 и 5 строк стихотворения?
Укажите термин, которым называют художественное определение (« в страну далекую», «детки сиротливые», « вихри снежные»).
Дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений.
С2. Каково ведущее настроение стихотворения?
С3. Какую тему, отраженную в данном стихотворении и в лирике С.Есенина, можно считать одной из главных тем российской поэзии (на примере творчества нескольких поэтов)?
Следующая цитата
Кто подарил Н. В. Гоголю сюжет поэмы «Мертвые души»?
a) Пушкин А.С.
2. Кому из героев пьесы «Горе от ума» принадлежит фраза «И дым Отечества нам сладок и приятен!»?
3. В какой последовательности посещает Чичиков помещиков?
a) Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин
б) Манилов, Ноздрев, Коробочка, Собакевич, Плюшкин
в) Манилов, Собакевич, Ноздрев, Коробочка, Плюшкин
4. Какой стилистический прием использован в цитате: «Спешил! Летел! Дрожал!»?
Следующая цитата
В тесте «Средства выразительности. Теория» - 15 заданий.
Каждое задание имеет 4 варианта ответа. Нужно выбрать один правильный.
За правильно выполненное задание – 1 балл
Средства выразительности. Теория
1. Стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения (неполные предложения) с целью придания высказыванию динамичности, интонации живой речи.
1) бессоюзие
2) параллелизм
3) эллипсис
4) умолчание
2. Какая стилистическая фигура заключается в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению, для эмоционального выделения смысловых центров текста?
1) умолчание
2) риторический вопрос
3) риторическое восклицание
4) риторическое обращение
3. Какой стилистической фигуре соответствует данное толкование: «Разновидность повтора: одно и то же слово, несколько слов, повторяются в начале нескольких фраз, следующих одна за другой». Например:
Девушка пела в церковном хоре
О всех уставших в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою. (А.Блок)
1) умолчание
2) инверсия
3) градация
4) анафора
4. Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, одинаковое расположение в них сходных членов предложения – это .
1) парцелляция
2) антитеза
3) инверсия
4) параллелизм
5. Намеренное дробление предложения на значимые смысловые части – это…
1) парцелляция
2) градация
3) инверсия
4) параллелизм
6. Обратный порядок слов в предложении с целью усиления выразительности речи - это .
1) аллегория
2) градация
3) инверсия
4) эпифора
7. Одинаковая концовка нескольких предложений, усиливающая значение этого образа, понятия – это…
1) лексический повтор
2) инверсия
3) антитеза
4) эпифора
8. Синтаксическая конструкция ,внутри которой однородные выразительные средства располагаются в порядке усиления или ослабления признака.
1) многосоюзие
2) градация
3) эллипсис
4) парцелляция
9. Какой термин обозначает стилистический контраст, противопоставление разных явлений и понятий?
1) оксюморон
2) антитеза
3) антонимы
4) анафора
10. Фигура речи, в которой в форме обращения выражается отношение автора к тому, о чем говорится.
1) риторический вопрос
2) риторическое обращение
3) олицетворение
4) эпитет
11. Дословная выдержка из какого-либо текста, сочинения, приводимая для подтверждения своей мысли - это .
1) пословица
2) афоризм
3) поговорка
4) цитата
12. Соединение в образе или явлении несовместимых понятий.
1) антитеза
2) антонимы
3) оксюморон
4) зевгма
13. Индивидуально- авторские неологизмы.
1) неологизмы
2) разговорная лексика
3) окказионализмы
4) термины
14. Укажите неверное утверждение:
1) перифраза – троп, состоящий в употреблении вместо слова или имени описательного сочетания.
2) градация - художественное преувеличение до невероятного, фантастического.
3) ирония - вид иносказания, когда за внешне положительной оценкой скрывается насмешка.
4) метонимия - перенос значения (переименование) на основе смежности явлений .
Читайте также: