Каким образом изменился старцев цитаты

Обновлено: 07.11.2024

Дмитрий Ионович Старцев или же просто «Ионыч» - центральный образ одноимённого рассказа Антона Павловича Чехова. Писатель не обозначает точный возраст своего героя, но мы можем предположить, что ему чуть больше двадцати лет. По профессии же Старцев – врач:

«И доктору Старцеву, Дмитрию Ионычу, когда он был только что назначен земским врачом»

В дальнейшем мы сможем наблюдать интереснейший диссонанс между гуманной, благородной профессией и личностью Дмитрия Ионовича. Однако об этом позже.

Развитие героя, которое наблюдается в течение всего рассказа, условно можно разделить на три этапа:

1. Старцев до любви к Екатерине Ивановне (Котику)
2. Старцев влюблённый в Котика
3. Старцев после любви к Екатерине Ивановне

Рассмотрим их все по порядку. Итак, первый этап – отправная точка, изначально известные нам данные об Ионыче без его полного раскрытия.

Перед нами молодой довольно энергичный врач, правда бедный:

«Пройдя девять верст и потом ложась спать, он не чувствовал ни малейшей усталости, а напротив, ему казалось, что он с удовольствием прошел бы еще верст двадцать»

Он трудолюбив, но одинок. Довольно трудная и хлопотная профессия, однако, не вызывает отвращения у Ионыча, иначе бы он бы не продержался целый год, работая не покладая рук:

«Старцев всё собирался к Туркиным, но в больнице было очень много работы, и он никак не мог выбрать свободного часа. Прошло больше года таким образом в трудах и одиночестве; но вот из города принесли письмо в голубом конверте. »

И здесь заканчивается первый этап развития Старцева. После он, часто появляясь в гостях у Туркиных, влюбляется в дочь Ивана Петровича – Екатерину Ивановну. По-домашнему Котика. В этот момент воображаемый график развития Старцева начинает идти вверх. Но так ли это на самом деле? Давайте разбираться.

Второй этап делится в свою очередь на три ступени: зарождение чувства, его окончательное формирование и оформление в душе Ионыча и крах надежд.

Будучи в гостях у Туркиных, Старцев постепенно начинает испытывать симпатию к Екатерине Ивановне. В итоге это выливается в разговор Котика и Ионыча в саду, когда последний произносит следующее:

«— Я не видел вас целую неделю, — продолжал Старцев, — а если бы вы знали, какое это страдание! Сядемте. Выслушайте меня»

Однако интересная деталь – врач не говорит напрямую, что любит девушку. Он выражает своё чувство через сравнение недельной разлуки со страданием. Далее, Чехов указывает несколько причин симпатии Старцева по отношению к Екатерине Ивановне:

«С ней он мог говорить о литературе, об искусстве, о чем угодно, мог жаловаться ей на жизнь, на людей»,

- из которых мы можем сделать вывод, что:

А) Ионыч – человек образованный
Б) Одинокий не в смысле «живущий один», а именно душевно одинокий: в городе нет человека, с которым Старцев мог разделить свои увлечения, переживания и обсудить что-либо

Ну и в копилку образованности врача уходит тот факт, что в Екатерине Ивановне ему нравилось ещё и то, что она (одна из немногих в городе) читала книги. Следовательно, Ионычу мало-мальски интересна литература.

Следующая цитата

Семья Туркиных являются центральными персонажами рассказа "Ионыч" Чехова.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика семьи Туркиных в рассказе "Ионыч" Чехова: описание персонажей.

Смотрите:
Краткое содержание рассказа
Все материалы по рассказу "Ионыч"

Следующая цитата

Физическое увядание вполне компенсируется богатством и выросшим социальным статусом.

Также интересен глагол «раздобрел» касательно врача. Особенно, когда раньше он терпел или даже скорее был снисходителен к людской глупости и посредственности, а сейчас склонен раздражаться, только её увидев:

«Старцев бывал в разных домах и встречал много людей, но ни с кем не сходился близко. Обыватели своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом раздражали его»

Сохранил ли Ионыч своё трудолюбие? Чехов не говорит об этом прямо. Да, врач всех поучает, тыкая носом в необходимость труда, однако это похоже больше на привычку, чем на что-то другое:

«А когда Старцев в обществе, за ужином или чаем, говорил о том, что нужно трудиться, что без труда жить нельзя»

Вместе с Дмитрием Ионычем меняется и отношение к нему в обществе, его восприятие другими. Некогда благородный и добрый он превращается в следующее:

«И Старцев избегал разговоров, а только закусывал и играл в винт, и когда заставал в каком-нибудь доме семейный праздник и его приглашали откушать, то он садился и ел молча, глядя в тарелку; и всё, что в это время говорили, было неинтересно, несправедливо, глупо, он чувствовал раздражение, волновался, но молчал, и за то, что он всегда сурово молчал и глядел в тарелку, его прозвали в городе «поляк надутый», хотя он никогда поляком не был»

Интересно, что врача все теперь так и называют «Ионыч». То есть «прозвище», полученное героем после окончательной духовной деградации, Чехов выносит в название рассказа.

Далее мы наблюдаем упрощение интересов Старцева: искусство и литература уходят на второй план. Их заменяет множество бумажек, распиханных по карманам и отвозимых врачом в Общество взаимного кредита. Иллюстрация алчности? Данте был бы доволен.

Но наступает момент новой встречи с Екатериной Ивановной. Былые переживания теперь вызывают у врача лишь чувство неловкости. Однако Дмитрий Ионыч всё ещё испытывает симпатию к женщине, но уже не любовь. Вот именно её и не достаёт герою:

«И теперь она ему нравилась, очень нравилась, но чего-то уже недоставало в ней, или что-то было лишнее, — он и сам не мог бы сказать, что именно, но что-то уже мешало ему чувствовать, как прежде. Ему не нравилась ее бледность, новое выражение, слабая улыбка, голос, а немного погодя уже не нравилось платье, кресло, в котором она сидела, не нравилось что-то в прошлом, когда он едва не женился на ней. Он вспомнил о своей любви, о мечтах и надеждах, которые волновали его четыре года назад, — и ему стало неловко»

Старцев окончательно становится нетерпим не только к обывательству, но и к посредственностям: ««Бездарен, — думал он, — не тот, кто не умеет писать повестей, а тот, кто их пишет и не умеет скрыть этого»

Он продолжает рассуждать, но в некоторых случаях не совсем понятно: это здравый смысл или попытки себя утешить: «А хорошо, что я на ней не женился», — подумал Старцев»

Однако от буквально мгновенно улетучившейся поэзии в душе Дмитрия Ионыча осталось отвращение к своей и общественной приземлённости:

«— Эх! — сказал он со вздохом. — Вы вот спрашиваете, как я поживаю. Как мы поживаем тут? Да никак. Старимся, полнеем, опускаемся. День да ночь — сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей. Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу. Что хорошего?» -

Сожаление об отсутствии в жизни лирики: чего-то чувственного, легкого, мечтательного.

Вернёмся немного назад:

«И он вспомнил всё, что было, все малейшие подробности, как он бродил по кладбищу, как потом под утро, утомленный, возвращался к себе домой, и ему вдруг стало грустно и жаль прошлого. В душе затеплился огонек»

Обратимся к этому огоньку. Любовь? Скорее нет, чем да. Огонёк поэзии? Уже звучит правдоподобнее. И в таком случае мы можем говорить, что он не потух окончательно в душе Старцева даже несмотря на его духовный упадок. Так что если бы, врач захотел, то он смог бы выбраться из рутины, из болота города, в котором живёт. А возможно, Дмитрий Ионыч стал бы местным Данко. Только вот судьба, как говорится, распорядилась иначе.

«Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову»

Физический облик продолжает отражать гибнущую душу главного героя. Более того, далее Антон Павлович Чехов сравнивает Ионыча с языческим божеством. В какой-то степени это тоже духовная деградация (от христианства к язычеству). Снова речь идёт об алчности, жадности Старцева. К тому же писатель употребляет глагол «одолела», что может означать точку невовзрата для Ионыча в его «падении».

«Вероятно оттого, что горло заплыло жиром, голос у него изменился, стал тонким и резким. Характер у него тоже изменился: стал тяжелым, раздражительным. Принимая больных, он обыкновенно сердится, нетерпеливо стучит палкой о́ пол и кричит своим неприятным голосом:
— Извольте отвечать только на вопросы! Не разговаривать!
Он одинок. Живется ему скучно, ничто его не интересует»

Первое – деградация интересов: от искусства к бумажкам, а после к целому ничему.

Второе – одиночество, которое герой так и не смог преодолеть. Грубо говоря, это нерешённый внутриличностный конфликт.

Третье – духовная деградация не только отразилась на телесной оболочке Старцева, но и на его голосе, характере и манерах. Он не любит свою работу (вначале же относился к ней хотя бы спокойно) и лишился трудолюбия в виде душевного порыва – осталась только привычка.

Таким образом, Ионыч – яркая иллюстрация падения человека, напоминающая увядание (но только в принципе счастливое) Обломова. Старцев изначально страдал из-за нерешенного конфликта внутри себя: одиночества. Он попытался найти лекарство от него в любви, но был отвергнут. Старался оставаться терпимее к людям, но не смог долго продержаться. А всё потому, что вместо активных действий он плыл по течению, не вступая в открытую конфронтацию, не бросая вызов, не вступая в войну с собой. Опять же рукой машет моя любимая амёбка – Юрий Андреевич Живаго. А с другой стороны Печорин – лишний и просто не очень хороший человек, но в отличие от Старцева с изначально НЕразрешимым личностным конфликтом.

Вы же должны уяснить две вещи:

1) Ионыч не пример доброго дяди доктора, благородного интеллигента и положительного героя. НЕТ! Он как раз-таки всему этому противоположен

2) Любовь Ионыча не пример искреннего, настоящего чувства, поскольку с самого начала она была эгоистична, хоть и несомненно спонтанна.

Образ и характеристика семьи Туркиных в рассказе "Ионыч" Чехова: описание в цитатах


Туркины являются знакомыми главного героя рассказа, доктора Старцева (Ионыча).

Семья Туркиных живет в губернском городе С.:

". Когда в губернском городе С. "

Туркины - состоятельная дворянская семья, "имеющая средства":

"Ведь мы имеем средства."

У Туркиных есть свое имение:

Туркины живут в собственном каменном доме в центре города С.:

"Эта семья жила на главной улице, возле губернатора, в собственном доме."

"В их большом каменном доме было просторно и летом прохладно, половина окон выходила в старый тенистый сад, где весной пели соловьи. "

Местные жители считают Туркиных умными, интересными и приятными людьми, самыми образованными и талантливыми в городе:

". есть умные, интересные, приятные семьи, с которыми можно завести знакомства. И указывали на семью Туркиных как на самую образованную и талантливую."

У каждого члена семьи Туркиных есть свой "талант", увлечение:

На самом деле Туркины - бездарные люди:

". я такая же пианистка, как мама писательница." (Екатерина Ивановна о своей бездарности)

". и романы Веры Иосифовны, и шумную игру Котика, и остроумие Ивана Петровича, и трагическую позу Павы, и подумал, что если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город."

Туркины - гостеприимные хозяева. Они угощают своих гостей обильными вкусными обедами:

"Туркины принимали гостей радушно и показывали им свои таланты весело, с сердечной простотой."

Описание членов семьи Туркиных

Семья Туркиных состоит из 3 человек: отца, матери и взрослой дочери.

Отец


Отец семейства - Иван Петрович Туркин, любитель анекдотов и шуток:

"Сам Туркин, Иван Петрович, полный, красивый брюнет с бакенами, устраивал любительские спектакли с благотворительною целью, сам играл старых генералов и при этом кашлял очень смешно. Он знал много анекдотов, шарад, поговорок, любил шутить и острить, и всегда у него было такое выражение, что нельзя было понять, шутит он или говорит серьезно."

Иван Петрович любит развлекать своих гостей анекдотами и шутками, говорит на своем придуманном языке и т.д.:

Мать


Мать семейства - Вера Иосифовна Туркина. Она пишет романы и повести и читает их вслух своим гостям:

". моя благоверная написала большинский роман и сегодня будет читать его вслух."

"Потом все сидели в гостиной с очень серьезными лицами, и Вера Иосифовна читала свой роман."

Вера Иосифовна не печатает свои произведения, якобы потому что не нуждается в деньгах. На самом деле ее бездарные произведения вряд ли могли бы иметь успех, если она напечатала их:

Вера Иосифовна давно страдает мигренью:

"Вера Иосифовна давно уже страдала мигренью, но в последнее время, когда Котик каждый день пугала, что уедет в консерваторию, припадки стали повторяться все чаще."

Спустя 4 года внешность Веры Иосифовны выглядит старой, седой женщиной:

"Вера Иосифовна, уже сильно постаревшая, с белыми волосами, пожала Старцеву руку, манерно вздохнула и сказала. " . (4 года спустя)

"Потом Вера Иосифовна читала вслух роман, читала о том, чего никогда не бывает в жизни, а Старцев слушал, глядел на ее седую, красивую голову и ждал, когда она кончит."

Супруги Туркины относятся друг к другу с нежностью:

"Не правда ли, душенька?"


Дочь

"Дочь, Екатерина Ивановна, молодая девушка, играла на рояле."

". Екатерину Ивановну, восемнадцатилетнюю девушку, очень похожую на мать, такую же худощавую и миловидную. Выражение у нее было еще детское и талия тонкая, нежная; и девственная, уже развитая грудь, красивая, здоровая, говорила о весне, настоящей весне."

". сидеть в гостиной, смотреть на это молодое, изящное и, вероятно, чистое существо. "

Родители ласково называют дочь "Котиком":

Главный герой рассказа, доктор Старцев (Ионыч) влюбляется в Екатерину Ивановну и делает ей предложение. Но девушка отказывает ему, так как она хочет стать известной пианисткой и замужество ей кажется невозможным:

". но, извините, быть вашей женой я не могу."

Поступив в консерваторию, Екатерина Ивановна понимает, что является посредственной, бездарной пианисткой. Она жалеет, что когда-то отказала Ионычу. Теперь она сама пытается восстановить отношения с Ионычем:

". потом, в Москве, я часто думала о вас. Я только о вас и думала."

Однако Ионыч больше не хочет жениться на ней. В конце концов он перестает общаться с семьей Туркиных:

"А хорошо, что я тогда не женился."

"И больше уж он никогда не бывал у Туркиных."

После этого, закончив консерваторию, Екатерина Ивановна снова живет с родителями. Она заметно стареет и часто болеет:

"А Котик играет на рояле каждый день, часа по четыре. Она заметно постарела, похварывает и каждую осень уезжает с матерью в Крым."


Это был цитатный образ и характеристика семьи Туркиных в рассказе "Ионыч" Чехова: описание персонажей, их внешности, характера, интересов и т.д.

Смотрите: Все материалы по рассказу "Ионыч"

Следующая цитата

Чехов - мастер короткого рассказа. Он был непримиримым врагом пошлости и мещанства, презирал обывателей, живущих в своём футлярном мирке, отгородившись от всего на свете. Поэтому главной темой его рассказов стала тема смысла жизни.

В конце 90-х годов позапрошлого века Чехов создает так называемую "маленькую трилогию", объединившую рассказы: "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви". Они связаны между собой только общей темой, темой неприятия "футляра", каков бы он ни был. В первом рассказе Чехов показывает нам в гротескной форме "человека в футляре" - учителя греческого языка Беликова. Это фигура зловещая, она наводит страх на окружающих; только смерть примиряет его с действительностью. Как пишет автор, Беликов лежал в гробу почти счастливый, наконец-то он обрёл вечный футляр. Во втором рассказе Чехов пишет о человеке, у которого была одна-единственная мечта в жизни - стать владельцем имения и есть свой собственный крыжовник. В третьем - помещик Алехин повествует о себе самом - о том, как он и его любимая женщина не решились пойти навстречу своей любви, отступились от неё. Всё это - проявления футлярной жизни. Маленькая трилогия предстает перед нами как произведение единое, внутренне законченное. Чехов предполагал продолжить этот цикл рассказов, но намерения свои не осуществил. Есть основания думать, что вначале к циклу относился и рассказ "Ионыч".

Афиша к фильму "В городе С." (1966 год), снятого на киностудии "Ленфильм" по рассказу А. П. Чехова "Ионыч". В главных ролях: Анатолий Папанов и Нонна Терентьева. Афиша к фильму "В городе С." (1966 год), снятого на киностудии "Ленфильм" по рассказу А. П. Чехова "Ионыч". В главных ролях: Анатолий Папанов и Нонна Терентьева.

Дмитрий Ионыч Старцев был назначен врачом в земскую больницу в Дялиже недалеко от губернского города С. Это юноша с идеалами и желанием достичь чего-то высокого. Он знакомиться с семьёй Туркиных, "самой образованной и талантливой" в городе. Иван Петрович Туркин играл в любительских спектаклях, показывал фокусы, острил. Вера Иосифовна писала романы и повести для себя и читала их гостям. Их дочь Екатерина Ивановна, молодая миловидная девушка, которую в семье зовут Котик, играла на рояле. Когда Дмитрий Ионыч посетил Туркиных впервые, то был очарован. Он влюбился в Екатерину. Это чувство оказалось за все время его жизни в Дялиже "единственной радостью и. последней". Ради своей любви он готов, казалось бы, на многое. Но когда Котик отказала ему, возомнив себя блестящей пианисткой, и уехала из города, он страдал всего три дня. Вспоминая позднее о своих ухаживаниях и высоких рассуждениях ("О, как мало знают те, которые никогда не любили!"), он только лениво говорил: "Сколько хлопот, однако".

Кадр из фильма "В городе С." . Экранизация повести А. П. Чехова "Ионыч". Приз «Капитолийский юпитер» на МКФ в Риме, Италия (1967). Фильм снят на киностудии "Ленфильм" в 1966 году. Кадр из фильма "В городе С." . Экранизация повести А. П. Чехова "Ионыч". Приз «Капитолийский юпитер» на МКФ в Риме, Италия (1967). Фильм снят на киностудии "Ленфильм" в 1966 году.

Физическое ожирение приходит к Старцеву незаметно. Он перестаёт ходить пешком, страдает отдышкой, любит закусить. Подкрадывается и моральное "ожирение". Прежде он выгодно отличался и горячими движениями души, и пылкостью чувств от жителей города. Долгое время те раздражали его "своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом". Он по опыту знал, что с обывателями можно играть в карты, закусывать и говорить только о самых обычных вещах. А если заговорить, например, "о политики или науке", то обыватель становиться в тупик или "заводит такую философию, тупую и злую, что остаётся только рукой махнуть и отойти". Но постепенно Старцев привык к такой жизни и втянулся в неё. А если ему не хотелось говорить, он больше молчал, за что получил прозвище "поляка надутого". В конце рассказа мы видим, что он каждый вечер проводит в клубе, играет в винт, закусывает и изредка вмешивается в разговор: "Это вы про что? А? Кого?"

Когда Котик убедилась, что у неё посредственные способности, то жила надеждой на любовь Старцева. Но это уже не прежний юноша, который мог прийти ночью на свидание на кладбище. Он слишком обленился духовно и нравственно, чтобы любить и иметь семью. Он только думает: "А хорошо, что я тогда не женился".

Кадры из фильма "В городе С." по рассказу А. П. Чехова "Ионыч". Кадры из фильма "В городе С." по рассказу А. П. Чехова "Ионыч".

Главным развлечением доктора, в "которое он втянулся незаметно, мало - помалу", было по вечерам вынимать из карманов бумажки, а потом, когда денег стало слишком много, осматривать дома, предназначенные к торгам. Жадность одолела его. Но он и сам не смог бы объяснить, зачем ему одному столько денег, если даже театров и концертов он лишает себя.

Старцев и сам знает, что "стареет, полнеет, опускается", но ни желания, ни воли к борьбе у него нет. Доктора зовут теперь просто Ионычем.

Почему же Дмитрий Старцев из пылкого романтичного юноши превратился в ожиревшего, жадного и скучного Ионыча? Да, среда виновата - жизнь однообразна, скучна, "проходит тускло, без впечатлений, без мыслей". Но мне кажется, что прежде всего виноват сам доктор, который растерял все лучшее, что было в нём, променял живые мысли и чувства на сытое и самодовольное существование.

Образ доктора Старцева напоминает нам гоголевских персонажей из "Мёртвых душ". Он такой же неживой, как все эти Маниловы, Собакевичи, Плюшкины. Его жизнь пуста и бессмысленна, как и их жизнь.

В заключение можно вспомнить слова героя рассказа "Крыжовник" о том, что человеку нужно "не три аршина земли, а весь земной шар".

Читайте также: