Какие общечеловеческие ценности утверждает пастернак в своей лирике подтвердите свой ответ цитатами
Обновлено: 21.11.2024
Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (12.1—12.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).
Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.
Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).
Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.
Продумывайте композицию сочинения.
Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.
12.1. Какие общечеловеческие пороки воплощены в образе Хлестакова? (По пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор»)
12.2. Какое место в системе образов романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» занимает семья Мармеладовых?
12.3. Что позволяет говорить об исповедальности поэзии А. Т. Твардовского?
12.4. Мы живем, под собою не чуя страны. (по произведениям XX века).
Комментарии к сочинениям
C12.1. Какие общечеловеческие пороки воплощены в образе Хлестакова? (По пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор»)
Хлестаков — фигура общечеловеческая. Он глубоко недоволен своей жизнью, даже подсознательно презирает себя. Но пустота и глупость не позволяют ему осмыслить свои беды, попытаться изменить жизнь. Ему кажется, что представься лишь случай, и все изменится, он перенесется “из грязи в князи”. Это и позволяет Хлестакову так легко и непринужденно чувствовать себя лицом значительным, хотя на самом деле он откровенно глуп и лишен даже практической сметки. Хлестаков чистосердечен, неспособен к созидательной, продуманной лжи. Внутренняя пустота делает его поведение совершенно непредсказуемым: в каждый момент он ведет себя так, “как получается”. Образ Хлестакова явился гениальным художественным обобщением Гоголя. Объективный смысл и значение этого образа состоят в том, что он представляет собой нерасторжимое единство “значительности” и ничтожества, грандиозных претензий и внутренней пустоты. Хлестаков — это концентрация черт эпохи в одном человеке.
C12.2. Какое место в системе образов романа Ф. М. Достоевского «Пре-ступление и наказание» занимает семья Мармеладовых?
Тема «униженных и оскорбленных» - одна из основных тем творчества Ф.М. Достоевского. В романе «Преступление и наказание» изображение мира «униженных и оскорбленных» занимает ведущее место. Мармеладов страдает от своего «скотского» положения, однако изменить что-либо не в силах. Ему нужна поддержка – уважение и сострадание, однако в мире «униженных и оскорбленных», где царит равнодушие и злоба, это невиданная роскошь. Его единственный выход – это смерть. И этот герой, следуя логике своего характера, гибнет, пьяный, под копытами лошади.
Трагична и судьба жены Мармеладова. Катерина Ивановна – женщина благородного происхождения, образованная, гордая, тщеславная, она вы-нуждена погибать в нищете, видеть, как голодают ее дети, как унижает и унижается ее муж. В итоге Катерина Ивановна умирает от развившейся чахотки.
Дочь Мармеладова Соня вынуждена стать продажной женщиной, чтобы прокормить свою семью. Чистая и глубоко религиозная Соня страдает от своего положения, от той грязи, в которую ей приходится ежедневно по-гружаться, от того унижения, что она терпит.
На примере семьи Мармеладовых автор показывает, что в обществе царят равнодушие, всеобщее раздражение, разъединенность в отношениях людей. По Достоевскому, буржуазное общество бесчеловечно, оно толкает людей на преступления против самих себя, против своей души.
C12.3. Что позволяет говорить об исповедальности поэзии А. Т. Твардов-ского?
Лирика Твардовского наиболее ярко и отчетливо затронула нравственные темы, связанные с войной. Лирика Твардовского глубоко личностная и исповедальная, часто повествование в его произведениях ведется от 1 лица. Все это создает эффект наибольшего сопереживания. Примером для анализа могут стать такие стихотворения, как «Я убит подо Ржевом», «Есть имена и есть такие даты», «Я знаю, никакой моей вины», «Лежат они, глухие и немые…» В стихах звучит призыв к вечной памяти о погибших в черные годины войны.
Трудно найти такого поэта, в котором бы так трепетно ощущалось чувство вины за все, что произошло на войне. В стихах этого поэта – пафос вечной памяти и боли, а также ответственности живых перед погибшими.
12.4. Мы живем, под собою не чуя страны. (по произведениям XX века).
Размышляя о судьбах писателей, Герцен писал в 1851 году: «Ужасная, черная судьба выпадает у нас на долю всякого, кто осмелится поднять голову выше уровня, начертанного императорским скипетром. История нашей литературы — или мартиролог, или реестр каторги. »
Что же изменилось в XX веке? История повторяется: трагически складываются судьбы Цветаевой, Ахматовой, Платонова, Булгакова, Пастернака, Мандельштама.
Критерии проверки:ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена
ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки
Следующая цитата
По мнению Пастернака, вся жизнь человека — это постоянный выбор своей нравственной позиции. Лирический герой цикла прошел путь от Рождества до Воскресения («Я в гроб сойду и в третий день восстану. »). Здесь речь идет не только об Иисусе Христе, а о смысле существования каждого человека.
Идея воскресения становится центральной в цикле «Стихотворения Юрия Живаго», как и во всей поздней лирике Пастернака. Но путь к воскресению труден и противоречив. Об этом повествует стихотворение «На Страстной» (1946). Здесь описывается весна, время пробуждения природы. Основная тема произведения — изменения, которые совершаются в окружающем мире и в душе человека. В стихотворении показана напряженная борьба дня и ночи, зимы и весны, тьмы и света, что достигается средствами контраста (ночная мгла — рань на свете; земля голым-гола — колеблется земли уклад и др.). Обилие метафор и эпитетов создает впечатление бурных изменений, которые охватили всю вселенную (март разбрасывает снег; сады выходят из оград; вода буравит берега и вьет водовороты). Прием психологического параллелизма — главный принцип построения произведения. Пастернак показывает внешний мир параллельно внутреннему, поэтому напряженная борьба происходит не только в природе, но и в душе лирического героя. Перед читателем разворачивается символический пейзаж: деревья, сады, вода, лес, утро, март — все эти реалии принимают участие в библейском сюжете о Страстной неделе. Это некая аллегория, с помощью которой автор утверждает мысль о том, что истинная жизнь человека (как и жизнь природы) — всегда сложная борьба. Только это духовная борьба, борьба добра и зла, жизни и смерти. Страдания Иисуса, его распятие и воскресение должны напомнить каждому о его собственном выборе.
Но в полночь смолкнут тварь и плоть,
Заслышав слух весенний,
Что только-только распогодь —
Смерть можно будет побороть
Усильем воскресенья.
Стихотворение «На Страстной» содержит образы и мотивы, которые будут развиты в дальнейших стихотворениях цикла. Например, рассказ о смоковнице находим в стихотворении «Чудо», образ свечи — в «Зимней ночи» и «Дурных днях», образ святой ночи в Великий Четверг (то есть Белой ночи) — в стихотворении «Белая ночь», образ раскаявшейся блудницы — в «Магдалине». Так, с помощью библейских образов и мотивов, Пастернак показал незримое присутствие Христа, который ощущается везде как необходимый нравственный идеал. С другой стороны, тут создается аналогия человеческой жизни. Автор утверждает, что существование человека от его рождения до духовного воскресения — это тоже своеобразная «страстная неделя», которая длится всю жизнь, если человек ищет истину своего бытия, вступает в борьбу со злом и ориентируется на вечные ценности.
Символами великих изменений в мире и в душе лирического героя являются ветер («Ветер»), огонь («Бабье лето»), река, вода («Сказка»), метель, снег («Зимняя ночь», «Свидание»), дорога («Разлука») и др. Все эти образы словно открыты настежь, что создает эффект бесконечного пространства, земного и духовного, где начались важнейшие перемены.
Библейские мотивы в творчестве Пастернака не являются единичными или случайными. Они проходят сквозь всю лирику поэта, являются составной частью художественного мира писателя. Пастернак живо ощущал мир в единстве природного и исторического, действительного и мифического, сиюминутного и вечного. Он воспринимал жизнь через призму духовной культуры человечества разных времен и народов.
Следующая цитата
Всю свою творческую жизнь он посвятил раскрытию общечеловеческих, мировоззренческих проблем, решению важнейших философских вопросов,
поискам правды и смысла жизни.
Его всегда волновал человек, его душа, его нравственность, его
духовная жизнь. Стихотворения Бориса Пастернака – это всегда
размышления о времени, о жизни и смерти, о природе искусства,
о назначении творчества вообще и поэзии в частности,
о чуде человеческого существования.
Само мироздание он часто воспринимал как отражение духовного
мира человека:
И сады, и пруды, и ограды,
И кипящее белыми воплями
Мирозданье – лишь страсти разряды,
Человеческим сердцем накопленной.
Душа лирического героя Пастернака феноменальна в своем сострадании
ко всему живому и вообще – в жизнелюбии.
Остальные ответы
Вопреки времени, вопреки обстоятельствам Пастернак верен светлому восприятию мира, он убежден, что справедливость восторжествует и "придет пора-силу подлости и злобы одолеет дух добра."
быть знаменитым некрасиво.
Прежде всего Пастернак рассматривал в качестве высшей ценности то общество, которое взялись создать инициаторы и участники Великой Русской революции 1917 года. "Ты рядом, даль социализма. ", писал в те дни Борис Леонидович Пастернак.
Следующая цитата
Очень многообразна тематика поэзии Пастернака.
Одной из основных вопросов его творчества
является
тема поэта и поэзии: "Быть знаменитым некрасиво… ",
"Близнец в тучах","Поверх барьеров";цикл стихов
"Тема с вариациями"
И есть в творчестве Бориса Леонидовича
одно стихотворение, которое можно назвать
манифестом поэта. Я имею в виду стихотворение
"Во всем мне хочется дойти… ".
В каждой его строчке раскрывается лирический
герой, который условно может быть приравнен
к самому поэту.
Везде мы чувствуем стремление к жизни,
к познанию её тайн и загадок,
жажду деятельности и чувств:
. Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
Творчество поэта, по мнению Пастернака,
измеряется и оценивается категориями вечности,
только произведения настоящего мастера могут
быть бессмертны.
Такое понимание творчества будет характерно
для Пастернака на протяжении всего его
литературного и жизненного пути.
Центральное место в лирике Пастернака принадлежит
теме природы.
Содержание этих стихотворений значительно шире
обычных пейзажных зарисовок.
Рассказывая о веснах и зимах, о дождях и рассветах,
Пастернак повествует о природе самой жизни,
исповедует веру в нравственные основы жизни.
Пейзаж не просто изображается, а живет и действует.
Вся полнота жизни в разнообразии её проявлений
вмещается в кусочек природы, который, кажется,
способен чувствовать, мыслить и страдать.
(Стихотворения: "Сосны","Иней",
"Февраль. Достать чернил и плакать! ")
Пастернак много писал о любви.
(Стихотворения: "Любить иных тяжелый крест… ",
"Никого не будет в доме… ")
Тема России всегда волновала Пастернака
(ст-я: "На ранних поездах",цикл стихотворений
"Переделкино")
Смысл бытия, назначение человека, сущность мира-
вот вопросы, волновавшие Пастернака на
протяжении многих лет, в особенности в конце
жизненного пути, когда он, можно сказать,
полностью отдает свою лирику поискам основ,
разгадыванию конечных целей и первопричин.
В стихотворении "Гамлет", вошедшем в роман
"Доктор Живаго",
отразилась трагическая судьба русской интеллигенции,
которой, подобно шекспировскому герою, приходилось
решать, "быть или не быть", и выбирать,
кто будет определять её жизнь.
Пастернак нашел в Гамлете своего духовного брата -
ему он и доверил свою тревогу за новый век.
"Гамлет"-стихотворение о герое Шекспира принце
Датском, который поднялся на борьбу со всем
мировым злом и погиб в этой безнадежной борьбе;
о гениальном актере, играющем роль Гамлета в театре,
глубоко эту роль постигшем;
об Иисусе Христе, Богочеловеке, Сыне Божием,
пришедшим на землю, чтобы пройти путь страданий
и своими страданиями искупить все грехи человечества;
о герое романа Юрия Живаго;
наконец, об авторе романа Борисе Пастернаке.
Если вслушаться, вдуматься в стихотворение,
то можно услышать в нём гармоничное единство пяти
голосов.
Читайте также: