Какие направления целеполагания были упомянуты в данной цитате

Обновлено: 06.11.2024

Недавно мы говорили о том, как важно правильно ставить цели , но обсуждали преимущественно цели частные. Но ведь такая же ситуация складывается и в бизнесе – вместо четкой постановки целей менеджеры часто оперируют понятиями «хорошо бы…» и «было бы прекрасно, если…». И, разумеется, это «если бы» не случается. Если компания не видит точки, к которой нужно идти, то не увидит и дороги к ней.

В бизнесе целеполагание важно, пожалуй, гораздо больше, чем в жизни каждого отдельного человека – ведь организация не может просто плыть по течению, это чревато банкротством.

Льюис Кэрролл Льюис Кэрролл

Про какую бы сферу жизни или бизнеса не шла речь, бесцельные действия результата не дадут. Ведь если цель не сформулировать, то и достичь ее невозможно.

Какие бывают цели? Немного о классификации

Цель – это конкретный результат, который организация планирует получить за заранее установленный отрезок времени. Цели могут быть абсолютно разными и существовать одновременно друг с другом – у каждого сотрудника, подразделения, компании в целом параллельно выполняется множество процессов и задач.

Как правило, цели классифицируют по ряду признаков: направленности, содержанию, измеримости, повторяемости, иерархии, периоду времени и т.д.

Лев Толстой Лев Толстой

Например, если говорить о содержании, то в компании могут параллельно ставиться различные цели – научные (новые разработки, исследования), финансовые (достижение необходимого уровня экономических показателей), социальные (поддержка работников, благотворительность), экологические, технические и многие другие.

Вывод

Цель - это место, куда вы хотите попасть. Чтобы поставить цели, нужно понимать себя, свои желания и интересы. Иначе, есть риск поставить себе не свои, "чужие" цели, которые не будут мотивировать вас добиваться их.

Я ставила себе очень много подобных навязанных или нереалистичных целей типа: заработать миллион в месяц (когда я получала 20.000) или купить крутую машину. Но после небольшой рефлексии и упражнения, о котором я писала в статье про феномен шкаф, я осознала, что вместо машины для меня важно часто путешествовать, а для комфортной жизни, пока мне достаточно суммы сильно поменьше миллиона. Соотвественно, я поставила себе совсем другие цели.

Хорошая новость в том, что постановка качественных целей - самый сложный и важный этап из всей ее реализации. То есть, нужно только научиться осознанности, понять себя, а дальше будет легче, ведь вы напишите себе стратегию достижения и сможете просто идти по этому плану.

А еще, это абсолютно нормально, когда какие-то глобальные цели теряют свою актуальность. Мы живем в постоянно меняющимся мире, поэтому и цели могут трансформироваться или исчезать, вообще. Важно - почаще размышлять о своих целях и уметь их гибко корректировать.

Одной цели мало, нужен план

Поставив цель (а точнее, сформировав систему целей на текущий момент времени), можно приступать к планированию. План – это последовательность действий, мероприятий, которые должны в заданный срок привести к достижению цели. После планирования действий можно приступать к постановке задач – конкретных заданий сотрудникам, отделам, подразделениям. При планировании в обязательном учитываются имеющие ресурсы, они распределяются по целям и задачам.

Оноре де Бальзак Оноре де Бальзак

Имея ясное понимание того, что нужно достичь (то есть цели) менеджер может составить порядок действий, как прийти в намеченную точку с наименьшими затратами времени, сил и ресурсов. Как правило, все планы делят на четыре группы:

  • Стратегические – самые продолжительные, они определяют прогнозы развития организации (5-10 лет).
  • Тактические планы конкретизируют стратегические и охватывают меньшие периоды времени (обычно тактические планы разбивают по годам).
  • Оперативные – это повседневные задачи, оптимизация имеющихся ресурсов. Они имеют четкие сроки исполнения.
  • Оперативно-календарные – это подробная детализация всех имеющихся планов, разбиение их на конкретные задачи (обычно со сроком исполнения не больше месяца).

Правильная постановка целей в бизнесе – задача не из легких. Именно поэтому так важны опыт, компетенции менеджера, который может сформировать из пожеланий собственников, имеющихся ресурсов, текущего положения дел и уровня развития организации стройную систему целей, а затем спланировать их достижение.

Понравилась публикация? Ставьте лайки и подписывайтесь (кнопка в шапке профиля), чтобы не пропустить новые материалы! И, конечно, оставляйте свои комментарии, нам очень важна обратная связь!

Следующая цитата

Сегодня, хочу написать о целях и методах их постановки.

Условно модели поведения людей можно разделить на приспособленческую и целеориентированную. Приспособленцы обычно подчиняются обстоятельствам, любят стабильность и подстраиваются к жизненным условиям, а целеустремленные люди предпочитают брать ответственность за свою жизнь, быть лидерами и прилагать усилия для достижения большего комфорта. Оба типа личности имеют плюсы и минусы, а для общества полезно их сотрудничество. Если вы считаете себя приспособленцем и хотите им оставаться - это здорово, и я считаю, нужно иметь смелость, чтобы признать это в нашем обществе, где постоянно пропагандируется, что лидеры лучше других людей (что совершенно не так: все одинаково хороши и полезны).

Цель — это будущий желаемый результат. Для всех людей полезно уметь ставить и добиваться целей, хотя бы бытовых. Целеполагание помогает структурировать, организовать и начать контролировать свою деятельность. И в целом, учит брать ответственность за свою жизнь. Из любых желаний можно сделать цели, но желания превратятся в цель в тот момент, когда они приобретут четкую форму и человек осознает их.

Обычно цели делятся на:

· долгосрочные (стратегические) - на период 5-10 и больше лет

Подразумевается, что ваши стратегические цели составляются на основе ваших ценностей и системы приоритетов или вообще являются ими, если вы не готовы формулировать четкие цели на долгий период жизни.

· тактические - на период от 1 года до 5 лет

Тактические цели, в свою очередь, должны опираться на стратегические и включать в себя большую часть промежуточных целей на пути к главным, так как за 5 лет вполне реально выполнить почти все, что обычный человек может придумать.

· краткосрочные - на период до года

Краткосрочные цели являются самыми понятными, а потому должны быть сформулированы максимально четко и подробно. Их в свою очередь можно разделить на кварталы или по месяцам.

Правильно поставив себе цель, вы становитесь очень "опасным", ведь при грамотном планировании и личной эффективности, о которых я много писала на канале, вы ее точно добьетесь. Но есть несколько рисков , из-за которых даже правильно поставленная цель может быть не эффективна и не зажигать вас:

· Ставя себе краткосрочные и тактические цели, вы игнорируете стратегические. Хотя именно от них следует исходить и постоянно сверяться с ними, т.к. они являются главными целями жизни.

· Цель сформулирована через отрицание - вы стремитесь уйти от какой-то проблемы, а не придти к решению причины этой проблемы. Например, вместо "уменьшение количества болезней" лучше написать "улучшение здоровья и самочувствия".

· Цель не откликается вам - она пришла к вам извне, и вы приняв ее за свою, поставили себе.

Самая популярная методика целеполагания - SMART

SMART - это хорошая методика как для небольших проектов, так и для личных краткосрочных целей. Для крупных стратегических целей она не очень подходит, так как обычно они более расплывчатые, и мы не можем конкретизировать их, а условия вокруг сильно меняются с течением времени.

По критериям SMART цель должна быть:

Цель должна быть чётко сформулирована. Иначе в конечном итоге может быть достигнут результат, отличающийся от запланированного.

Если у цели не будет каких-либо измеримых параметров, то будет невозможно определить, достигнут ли результат.

Цели используются в качестве стимула для решения каких-то задач и, таким образом, дальнейшего продвижения вперёд за счёт достижения успеха. Не нужно ставить такие цели, которые наоборот приводили бы к увеличению стрессов в вашей жизни. Стоит ставить достаточно сложные цели, предполагающие усилия и развитие, но при этом иметь ввиду, что они должны быть достижимыми.

Цели должны характеризоваться исходя из результата, а не проделываемой работы. Таким образом достигается эффективность. Можно поставить себе цель приходить на работу на час раньше, но если при этом не определить ожидаемый от этого результат, то этот час можно провести попивая кофе или просто болтая.

· ограниченной по времени (Time-limited)

Любая цель должна быть выполнима в определённом временном измерении.

Пример правильно поставленной цели: купить новую Tesla S в кредит под 5% годовых с первым взносом 30.000$ до 10 августа 2020 года.

Дополнение к SMART - SMARTER

Этот метод дополняет смарт еще двумя критериями: evaluate (оценивать) и re-do (корректировать). Согласно этим критериям, после каждого этапа достижения цели, нужно рефлексировать или собирать обратную связь (если в деле задействованы не только вы) и при необходимости корректировать цель, основываясь на обратной связи.

Этот метод может помочь в больших проектах или в долгосрочных целях, так как в течение длительного времени, по пути к цели, она может частично утратить свою актуальность, и потребуется ее откорректировать, основываясь на ваши новые желания и обстоятельства.

Метод с интеллект-картами

Этот метод заключается в брейншторме по каждому из проектов или сфер вашей жизни с помощью интеллект-карт. Правда, чтобы научиться их делать, нужно либо прочитать книгу, либо подождать пока я выложу на нее обзор. Интеллект карта целей состоит из четырех уровней:

· проект или сфера жизни

· направление - часть проекта

· промежуточная цель - точка, достижение которой сильно улучшает ситуацию в этом направлении

· самая мелкая цель - точка, достижение которой приближает к промежуточной цели

Для того, чтобы поставить себе цель и разбить ее на мелкие кусочки, нужно создать интеллект-карты для каждой сферы жизни или проекта. В карте должно быть представлено текущее видение и идеальный результат в этой сфере. Затем, разделите эти сферы на направления, а в каждом из направлении направлений поставьте одну промежуточную цель и только одну маленькую цель.

Если делать такие карты сфер жизни для постановки краткосрочных целей, то промежуточные цели будут раскиданы по кварталам или месяцам, а маленькие по неделям.

Вывод

Цель - это место, куда вы хотите попасть. Чтобы поставить цели, нужно понимать себя, свои желания и интересы. Иначе, есть риск поставить себе не свои, "чужие" цели, которые не будут мотивировать вас добиваться их.

Я ставила себе очень много подобных навязанных или нереалистичных целей типа: заработать миллион в месяц (когда я получала 20.000) или купить крутую машину. Но после небольшой рефлексии и упражнения, о котором я писала в статье про феномен шкаф, я осознала, что вместо машины для меня важно часто путешествовать, а для комфортной жизни, пока мне достаточно суммы сильно поменьше миллиона. Соотвественно, я поставила себе совсем другие цели.

Хорошая новость в том, что постановка качественных целей - самый сложный и важный этап из всей ее реализации. То есть, нужно только научиться осознанности, понять себя, а дальше будет легче, ведь вы напишите себе стратегию достижения и сможете просто идти по этому плану.

А еще, это абсолютно нормально, когда какие-то глобальные цели теряют свою актуальность. Мы живем в постоянно меняющимся мире, поэтому и цели могут трансформироваться или исчезать, вообще. Важно - почаще размышлять о своих целях и уметь их гибко корректировать.

Миссия организации – и вектор, и ориентир

Чтобы скоординировать все цели и задачи, которые стоят перед организацией, ее отделами, нужно видеть общее направление, в котором компания должна двигаться и развиваться. Это направление называют миссией организации.

Виктор Гюго Виктор Гюго

В миссии содержатся общая идеология и принципы деятельности, интересы организации, говорится о том, почему эта организация важна и значима для общества в целом, для чего существует и чем отличается от других организаций.

Миссия не имеет временных рамок и не зависит от текущего положения дел, и при этом с ней должна согласовываться вся система целей и задач. Если какие-то цели идут вразрез с миссией – их нужно исключить.

Как правильно поставить цель

Постановка цели – это формирование идеального состояния, которого нужно достичь, и разработка путей достижения этого состояния. Именно качественное целеполагание является залогом эффективного планирования, а впоследствии – и достижения цели как таковой.

Тони Роббинс Тони Роббинс

Один из самых популярных способов постановки цели – методика SMART ( мы подробно разбирали ее в материале о постановке личных целей ). Остановимся на основных параметрах, которым должна отвечать правильно поставленная цель:

S – Specific. Ясность, конкретность цели – главный критерий.

Задайте вопрос: что именно вы хотите улучшить, достичь или изменить? Не стоит ли разбить цель на разные цели, если для ее достижения нужно сразу несколько параллельных процессов?

M – Measurable. Измеримость цели. Выразите свою цель в цифрах.

Задайте вопрос: сколько и чего должно быть у вас в активе, чтобы вы обозначили цель как достигнутую?

А – Achievable. Достижимость. Цели должны быть амбициозными, но реальными для воплощения.

Задайте вопросы: возможно ли достичь эту цель, исходя из нынешнего положения дел? Не слишком ли она тяжелая или, наоборот, простая? Не стоит ли ее скорректировать? Какие есть ресурсы и ограничения, что подсказывает опыт организации?

R – Relevant. Важность цели, ее актуальность для вас. Любая цель должна быть согласована с имеющимися ресурсами и текущим положением дел.

Задайте себе вопрос: чтобы что? Для чего я это делаю, зачем мне это нужно? Не противоречит ли новая цель миссии организации?

T – Time bound. Определенность по срокам.

Задайте себе вопрос: когда должен быть получен результат? В какой срок нужно достичь плановых показателей?

Кроме всего перечисленного, цель должна быть гибкой – ведь организация работает в условиях меняющегося мира, и может оказаться так, что в какой-то момент времени потребуется изменение цели (или даже отказ от нее).

Дополнение к SMART - SMARTER

Этот метод дополняет смарт еще двумя критериями: evaluate (оценивать) и re-do (корректировать) . Согласно этим критериям, после каждого этапа достижения цели, нужно рефлексировать или собирать обратную связь (если в деле задействованы не только вы) и при необходимости корректировать цель, основываясь на обратной связи.

Этот метод может помочь в больших проектах или в долгосрочных целях , так как в течение длительного времени, по пути к цели, она может частично утратить свою актуальность, и потребуется ее откорректировать, основываясь на ваши новые желания и обстоятельства.

Следующая цитата

Самый популярный запрос, который прилетает в продуктовый консалтинг: мы придумали классную штуку, но она почему-то не взлетает. Помогите нам запустить наше приложение/лендинг/онбординг.

Values – conscious or unconscious – are the motivation for every decision made or action taken.

Richard Barrett Writer, Barrett Values Centre founder

Процесс продуктовой разработки — это постоянный поиск. Для организации постоянного поиска нужен налаженный процесс поиска и компетенции. Искать во всех источниках одновременно нельзя, нужно определенное направление, а для того, чтобы выбрать направление нужны компетенции и система. Компетенции и система должны отвечать целям. Для определения целей нужна система ценностей.

Ценности: Почему мы этим занимаемся
Цели: Чего мы хотим достичь
Стратегия: Как мы хотим достичь целей
Тактика: Что мы делаем прямо сейчас

Приложу сюда хорошую ссылку, которую давал в одной из предыдущих статей: Start with why.

Небольшое отступление: в статье я оперирую словом «ценности», при этом под ценностями понимаются разные вещи. Есть core values — это базовые ценности, например, честность. Список базовых ценностей ограничен семидесятью (хотя есть и расширенные списки до 160). В примерах ниже для простоты используется другой вид ценностей: «почему мы это делаем». Продолжая задавать вопрос «почему» можно выйти на базовые ценности, но для простоты на данном этапе мы не будем углубляться в эту цепочку.

Почему нельзя работать на уровне целей и стратегии?

Цели рождаются из ценностей. Если ценности не соответствуют целям, происходит ценностный разрыв. Каждый участник процесса не чувствует общего фундамента, не понимает, почему он занимается тем, чем занимается, и реализует собственные цели (подменяя их желаниями).

Зачем вообще нужны цели? Почему нельзя определять направление на уровне тактики, постоянно адаптируясь под рынок? Может ли быть какая-то стратегия в 2021 году?

Что будет конечным результатом действий? Зачем мы это делаем? Какие действия прямо сейчас принесут наибольшую пользу? На все эти вопросы невозможно ответить без определенных целей. То, что эти вопросы не возникают в процессе реализации текущих задач, не означает что целей нет — просто они скрыты. Даже если вы мыслите очень короткими промежутками, вы можете определять (и скорее всего определяете) цели в рамках этих промежутков.

Чтобы разбавить абстракции, приведу пример (все совпадения прошу считать случайными, а героев вымышленными):

Запрос: У нас низкий ARPU (средний доход с пользователя) в игре «Три в ряд». Помогите нам его поднять.

Почему именно сейчас важен ARPU? Потому что если мы поднимем ARPU, то поймем, что нам стоит продолжать заниматься играми, и нам дадут больше денег на маркетинг.

Почему вы занимаетесь играми? Потому что наш директор считает, что это перспективно и поможет диверсифицировать наш бизнес.

Какой у вас бизнес? Трубопроводная арматура.

Итого:

Тактика: Поднять ARPU.
Стратегия: Получить больше денег от инвестора.
Цели: Диверсифицировать бизнес.
Ценности: Директору это кажется прикольным.

Думаю, многим знакома эта цепочка появления инициатив в компании. Давайте пофантазируем, что надо сделать доблестным игроделам из примера выше, чтобы начать делать успешные игры.

Для начала честно переопределить цепочку:

Тактика: Делать что угодно, чтобы удовлетворить инвестора.
Стратегия: Реализовывать желания инвестора, чтобы получать ресурсы для реализации собственных желаний.
Цели:
Инвестора: гордиться новым бизнесом
Исполнителей: получить плюшки за реализацию желаний руководителя.
Ресурсы: программист 1C, фрилансеры, бюджет на маркетинг в $10000.
Ценности: Удовлетворить эго конкретного человека

Как вы заметили, здесь цели подменяются желаниями. Кажется ли вам возможным в таких условиях сделать успешный продукт? Мне — нет.

Думаю, вы также заметили, что в «честной цепочке» цели разделились. Когда ценностью является удовлетворение эгоистичных желаний (потому что я так хочу), ее трудно разделять участникам проекта, и в рамках его реализации они преследуют свои собственные цели.

С похожей ситуацией сталкиваются психологи, когда люди приходят с конкретным запросом, и через несколько сеансов становится понятно, что для реализации этого запроса нужно поменять весьма прочное основание личности.

Как выглядела бы «здоровая» цепочка:

Тактика: набор инициатив в рамках разработки игры построенных на основе исследований, гипотез и экспериментов.
Стратегия: сделать игру «Три в ряд» и игру-платформер как наиболее популярные игры в жанрах гипер-кэжуал.
Цель: Запустить один успешный игровой тайтл, который наберет 1 млн установок в течение года при инвестициях в 3 млн долларов.
Ценности: Мы разбираемся в мобильном маркетинге и любим игры. Мы хотим построить собственный бизнес в этой области, чтобы наиболее полно реализовать себя.

Возможно ли трансформировать «больную» цепочку в «здоровую»? При большом желании основных заинтересованных лиц — да. Есть нюанс: это желание обычно рождается из ценностей и если там нет ничего про игры кроме «Васян поднял кучу бабла, чем я хуже?», боюсь, ничего не получится и лучший вариант здесь — инвестировать в уже существующие игровые студии.

Как происходит трансформация из нездоровой цепочки в здоровую и возможна ли она?

Чаще всего заказчик не готов сильно углубляться, поэтому консалтинг начинается с проработки его основного запроса. В процессе проработки поднимается очень много нюансов (например: программист 1C не может спроектировать игровые механики).

Если после после первого этапа консультанту (в данном случае мне) продолжают платить, я предлагаю взглянуть чуть дальше.

  1. Работа с базовым запросом (на уровне тактики)
  2. Поможет ли выполнение текущих тактических целей выполнить стратегические?
  3. Как стратегия вообще соотносится с целями?
  4. Как цели соотносятся с ценностями?
  5. Можем ли мы соотнести цели с ценностями, или необходимо поменять ценности?

Ценности — фундамент на котором строятся цели. Фундамент позволяет ограничить цели: в случае нашей компании производителя трубопроводной арматуры фундамент не подойдет для строительства игровой студии (на нем стоит трубопроводная компания). Поэтому стоит либо расширить фундамент для небольшой пристройки, либо построить отдельное здание.

Если трубопроводная арматура приносит всю прибыль и этот бизнес работает, то ради разработки казуальных игр менять его основы совершенно не стоит. Но сделать на его базе компанию разработчика казуальных игр тоже невозможно. Идеальным вариантом в таких условиях — выделить разработку игр в обособленную компанию со своими ценностями и последующее формирование целей, стратегии и продуктового процесса.

Альтернативным вариантом может быть создание казуальной игры про трубопроводы, которая сможет удовлетворить амбиции заказчика-акционера и одновременно будет идти в ногу с основным бизнесом компании как сайд-проект IT-отдела, без высоких целей по окупаемости и трансформации бизнеса в IT-компанию разработчика игр.

Я приведу пример ценностей которые могут подходить для компаний-примеров.

Гипотетические ценности для производителя трубопроводной арматуры:

Безопасность

Мы заботимся о здоровье и безопасности всех кто с нами работаем. Мы используем самые совершенные инструменты и процедуры, чтобы быть уверенными в том, что наше производство безопасно и продукция, которая мы выпускаем, соответствует самым высоким отраслевым стандартам

Мы поддерживаем друг друга и работаем как единый коллектив. Мы поддерживаем наших клиентов в их бизнесе.

Ответственность

Мы отвечаем перед своими клиентами за результат. Мы отвечаем друг перед другом за свою работу. Мы отвечаем перед обществом за безопасность и экологичность нашей продукции.

Мы совершенствуем процессы и инструменты, чтобы гордиться качеством произведенной продукции и быть лучшими в своей индустрии.

Гипотетические ценности для компании разрабатывающей гипер-казуальные игры:

Креативность

Мы ищем и принимаем необычные решения для роста компании и создания уникальных игр

Мы быстро принимаем решения и вносим изменения в нашу жизнь, компанию, процессы и продукты которые мы делаем, чтобы обгонять рынок

Мы любим игры, мы любим играть и создавать, мы празднуем наши успехи.

Мы открыты к изменениям, мы делимся результатами работы и опытом, мы открыты с игроками и друг с другом.

Мы не боимся делать новое и ошибаться. Мы не боимся расти и делать что-то новое в индустрии. Мы не боимся новых испытаний и новых рынков.

Следующая цитата

Условно модели поведения людей можно разделить на приспособленческую и целеориентированную. Приспособленцы обычно подчиняются обстоятельствам, любят стабильность и подстраиваются к жизненным условиям, а целеустремленные люди предпочитают брать ответственность за свою жизнь, быть лидерами и прилагать усилия для достижения большего комфорта. Оба типа личности имеют плюсы и минусы, а для общества полезно их сотрудничество. Если вы считаете себя приспособленцем и хотите им оставаться - это здорово, и я считаю, нужно иметь смелость, чтобы признать это в нашем обществе, где постоянно пропагандируется, что лидеры лучше других людей (что совершенно не так: все одинаково хороши и полезны).

Цель — это будущий желаемый результат. Для всех людей полезно уметь ставить и добиваться целей, хотя бы бытовых. Целеполагание помогает структурировать, организовать и начать контролировать свою деятельность. И в целом, учит брать ответственность за свою жизнь. Из любых желаний можно сделать цели, но желания превратятся в цель в тот момент, когда они приобретут четкую форму и человек осознает их.

Виды целей и методики целеполагания

Целеполагание – важнейшая функция руководителя

Федерико Феллини Федерико Феллини

Стоит понимать, что единственно верной цели при управлении компанией нет и быть не может – направив все силы на увеличение прибыли любой ценой, менеджер одновременно рискует ухудшить качество товаров – так как оборудование устаревает, а капитальные затраты сокращены, потерять возможность расширить ассортимент, актуализировать его – если не вкладываются деньги в разработки и исследования. И бездумное достижение цели «увеличить прибыль» может привести к прямо противоположному результату.

При этом достижение одной цели вовсе не означает, что можно почивать на лаврах, плывя по течению. Управление организацией означает мобильность – мир вокруг динамичен, и чтобы сохранять свои достижения, нужно постоянно бежать вперед, пересматривать задачи и планы.

Обычно цели делятся на:

  • долгосрочные (стратегические) - на период 5-10 и больше лет

Подразумевается, что ваши стратегические цели составляются на основе ваших ценностей и системы приоритетов или вообще являются ими, если вы не готовы формулировать четкие цели на долгий период жизни.

  • тактические - на период от 1 года до 5 лет

Тактические цели, в свою очередь, должны опираться на стратегические и включать в себя большую часть промежуточных целей на пути к главным, так как за 5 лет вполне реально выполнить почти все, что обычный человек может придумать.

  • краткосрочные - на период до года

Краткосрочные цели являются самыми понятными, а потому должны быть сформулированы максимально четко и подробно. Их в свою очередь можно разделить на кварталы или по месяцам.

Правильно поставив себе цель, вы становитесь очень "опасным", ведь при грамотном планировании и личной эффективности, о которых я много писала на канале, вы ее точно добьетесь. Но есть несколько рисков , из-за которых даже правильно поставленная цель может быть не эффективна и не зажигать вас:

  • Ставя себе краткосрочные и тактические цели, вы игнорируете стратегические. Хотя именно от них следует исходить и постоянно сверяться с ними, т.к. они являются главными целями жизни.
  • Цель сформулирована через отрицание - вы стремитесь уйти от какой-то проблемы, а не придти к решению причины этой проблемы. Например, вместо "уменьшение количества болезней" лучше написать "улучшение здоровья и самочувствия".
  • Цель не откликается вам - она пришла к вам извне, и вы приняв ее за свою, поставили себе.

Самая популярная методика целеполагания - SMART

SMART - это хорошая методика как для небольших проектов, так и для личных краткосрочных целей . Для крупных стратегических целей она не очень подходит, так как обычно они более расплывчатые, и мы не можем конкретизировать их, а условия вокруг сильно меняются с течением времени.

По критериям SMART цель должна быть:

Цель должна быть чётко сформулирована. Иначе в конечном итоге может быть достигнут результат, отличающийся от запланированного.

Если у цели не будет каких-либо измеримых параметров, то будет невозможно определить, достигнут ли результат.

Цели используются в качестве стимула для решения каких-то задач и, таким образом, дальнейшего продвижения вперёд за счёт достижения успеха. Не нужно ставить такие цели, которые наоборот приводили бы к увеличению стрессов в вашей жизни. Стоит ставить достаточно сложные цели, предполагающие усилия и развитие, но при этом иметь ввиду, что они должны быть достижимыми.

  • реалистичной (Realistic)

Цели должны характеризоваться исходя из результата, а не проделываемой работы. Таким образом достигается эффективность. Можно поставить себе цель приходить на работу на час раньше, но если при этом не определить ожидаемый от этого результат, то этот час можно провести попивая кофе или просто болтая.

  • ограниченной по времени (Time-limited)

Любая цель должна быть выполнима в определённом временном измерении.

Пример правильно поставленной цели: купить новую Tesla S в кредит под 5% годовых с первым взносом 30.000$ до 10 августа 2020 года.

Метод с интеллект-картами

Этот метод заключается в брейншторме по каждому из проектов или сфер вашей жизни с помощью интеллект-карт. Правда, чтобы научиться их делать, нужно либо прочитать книгу , либо подождать пока я выложу на нее обзор. Интеллект карта целей состоит из четырех уровней:

  • проект или сфера жизни
  • направление - часть проекта
  • промежуточная цель - точка, достижение которой сильно улучшает ситуацию в этом направлении
  • самая мелкая цель - точка, достижение которой приближает к промежуточной цели

Для того, чтобы поставить себе цель и разбить ее на мелкие кусочки, нужно создать интеллект-карты для каждой сферы жизни или проекта. В карте должно быть представлено текущее видение и идеальный результат в этой сфере. Затем, разделите эти сферы на направления, а в каждом из направлении направлений поставьте одну промежуточную цель и только одну маленькую цель.

Если делать такие карты сфер жизни для постановки краткосрочных целей, то промежуточные цели будут раскиданы по кварталам или месяцам, а маленькие по неделям.

Читайте также: