Какие художественные приемы использованы поэтами в следующих цитатах природа мать

Обновлено: 19.09.2024

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в седьмой и восьмой строфах данного стихотворения. Укажите числа в порядке возрастания без пробелов и запятых.

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12 ; СЗ, С4.

Перевези меня на ту сторону,

— Ты откуда эту песню,

Мать, на старость запасла

Неоткуда — всё оттуда,

Где у матери росла.

Всё из той своей родимой

Там считалось, что прощалась

Навек с матерью родной,

Если замуж выходила

Девка на берег другой.

Перевези меня на ту сторону,

Давней молодости слёзы,

Не до тех девичьих слёз,

Как иные перевозы

В жизни видеть привелось.

Как с земли родного края

Вдаль спровадила пора.

Там текла река другая —

Шире нашего Днепра.

В том краю леса темнее,

Зимы дольше и лютей,

Даже снег визжал больнее

Под полозьями саней.

Но была, пускай не пета,

Песня в памяти жива.

Были эти на край света

Перевези меня на ту сторону,

А с кого какой же спрос?

Да уже неподалёку

И последний перевоз.

Перевези меня на ту сторону,

А. Т. Твардовский, 1965

Задание 8 № 1368

Тексту стихотворения предпослана цитата из народной песни. Как называется такая цитата?

Эпиграф — цитата, помещаемая непосредственно перед текстом и призванная раскрыть художественный замысел автора, дать авторскую оценку излагаемым событиям.

Ответ: эпиграф Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 2. Задание 10 № 1375

Какие чувства лирического героя нашли отражение в стихотворении «Памяти матери»?

Все стихи, посвященные матери Александра Трифоновича Твардовского, овеяны грустью, это его тоска о счастливом времени, когда жив был родной человек, и неотвратимость ухода, невозможность заново прожить то безмятежное, пусть и трудное время, и невозможность вернуться домой, в детство:

Перевези меня на ту сторону,

И хотя в чужой стороне все не такое, как в родном краю, все чужое, и хотя возвращение домой невозможно, песня матери всегда оставалась «в памяти жива» и она помогала жить. Стихотворение наполнено истинной любовью поэта к матери, к женщине-труженице вообще и безграничной благодарностью за этот мир, подаренный ему и тысячам таких же, как и он.

Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 2. Задание 11 № 1376

В творчестве Твардовского обращение к образу матери присутствует с самого начала и до конца пути. Стихотворение «Матери» 1927 года — это воспоминание-обращение к матери. Образ ее, начиная с этого стихотворения и до конца, соединен с образом его малой родины, природы. Реальную судьбу своей матери Твардовский описал в стихотворении 1935 года «С одной красой пришла ты в мужний дом…» История одной судьбы проходит на фоне истории вообще, сюжет частной жизни на фоне общей жизни страны.

Глубоко тема матери зазвучала в поэзии Некрасова. Замкнутый и сдержанный по натуре, Некрасов буквально не находил достаточно ярких слов и сильных выражений, чтобы оценить роль матери в своей жизни, но всегда с любовью и преклонением говорил о ней:

О, мать моя, подвигнут я тобою!

Во мне спасла живую душу ты!

(Из стихотворения «Мать»)

Образ женщины — матери ярко представлен Некрасовым во многих его произведениях, в том числе «В полном разгаре страда деревенская», «Орина, мать солдатская» и др.

Рядом с Некрасовым, воспевшим «слёзы бедных матерей», можно поставить и Есенина.

Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве,

Как не поднять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей.

В «Письме матери» Есенина — настоящий гимн терпению матерей.

Подытоживая сказанное, можно, прежде всего, выделить тему матери как особое литературное явление, изначально свойственное русской поэзии, прошедшее в своем развитии все этапы истории литературы и занимающее значительное место в древней, классической и современной поэзии.

Следующая цитата

1. Какой из указанных жанров не входит в устное народное творчество?

А) загадка; Б) закличка; В) басня; Г) прибаутка.

2. Завершить пословицу об учении: «кто хочет много знать, тому…» :

А) надо мало спать; Б) ученье- мать; В) лаптя не сплести; Г) хлеба не видать.

3. Что такое сказка?

А) занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях; Б) эпическое произведение об одном или нескольких событиях в жизни человека; В) рассказ о происхождении мира; Г) короткая поучительная история.

4. К какому типу русских народных сказок относится «Царевна-лягушка»?

А) бытовая сказка; Б) волшебная; В) о животных; Г) сатирическая.

5. Какое место в композиции сказки «Царевна-лягушка» занимают следующие строки: «И стали они жить дружно, в любви и согласии»?

А) присказка; Б) зачин; В) прибаутка; Г) концовка.

6. Какой тип сказки имеет чаще всего концовку, похожую на пословицу?

А) бытовая сказка; Б) фантастическая сказка; В) сказка о животных; Г) волшебная сказка.

7. Как называется самый древний памятник литературы, дошедший до наших дней?

А) «Сборник временных лет»; Б) «Повесть временных лет»; В) «Хождение за три моря»; Г) «Житие Александра Невского».

8. Какой период охватывает древнерусская литература?

А) с VIII по ХI век ; Б) с IХ по ХIII век ; В) с Х по ХVII век; Г) с ХI по ХVIII век.

9. Кто из русских писателей назвал М.В. Ломоносова «первым нашим университетом»?

А) А.С. Пушкин; Б) М.Ю. Лермонтов; В) И.А. Крылов; Г) Г.Р. Державин.

10. Кто является родоначальником жанра басни?

А) М.В. Ломоносов; Б) А.П. Сумароков; В) Эзоп; Г) И.А. Крылов.

11. Как называются заключительные строки басни с нравоучительным выводом?

А) зачин; Б) поучение; В) наставление; Г) мораль.

12. Какая басня И.А. Крылова является откликом на события войны 1812 года?

А) «Волк на псарне»; Б) «Свинья под Дубом»; В) «Ворона и Лисица»; Г) «Волк и Ягнёнок».

13. Какой художественный приём часто используется в баснях?

А) повторение; Б) аллегория; В) сравнение; Г) описание.

14. Кому принадлежат замечательные слова: «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина»?

А) М.Ю. Лермонтову; Б) Н.В. Гоголю; В) В.Г. Белинскому; Г) И.А. Крылову.

15. Укажите автора и название сказки по её отрывку:

Жил-был добрый царь Матвей; Жил с царицею своей Он в согласье много лет; А детей всё нет как нет.

А) В.А. Жуковский «Спящая царевна»; Б) А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; В) М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»; Г) А.С. Пушкин « Сказка о царе Салтане».

16. Как называется жанр художественной литературы, имеющий следующее определение: «Стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряжённым сюжетом»?

А) басня; Б) сказка; В) баллада; Г) песня.

17. Что лежит в основе баллады В.А. Жуковского «Кубок»?

А) французская легенда о любви; Б) немецкая легенда о пловце за сокровищами; В) английская легенда о пиратах; Г) русское предание о несметных богатствах.

18. Какой художественный приём использует В.А. Жуковский в заключительных строках баллады «Кубок»:

Приходит, уходит волна быстротечна - А юноши нет и не будет уж вечно…

А) олицетворение; Б) метафора; В) сравнение; Г) эпитет.

19. Где родился будущий поэт А.С. Пушкин?

А) в Санкт-Петербурге; Б) в Михайловском; В) в Москве; Г) в Захарово.

20. Кто познакомил юного А.С. Пушкина с устным народным творчеством?

А) старшая сестра Ольга; Б) мать Надежда Осиповна; В) няня Арина Родионовна; Г) дядя Василий Львович.

21. Прологом (вступлением) какого произведения является «У лукоморья дуб зелёный»?

А) «Спящая царевна»; Б) «Руслан и Людмила»; В) «Сказка о царе Салтане»; Г) « Сказка о рыбаке и рыбке».

22. Определите жанр произведения «Руслан и Людмила».

А) сказка; Б) поэма; В) легенда; Г) баллада.

23. Кто является создателем литературных сказок в начале ХIХ века?

А) В.А. Жуковский; Б) М.Ю. Лермонтов; В) А.С. Пушкин; Г) Н.В. Гоголь.

24. Чем отличается литературная сказка от народной?

А) есть любимые герои; Б) отсутствует вымысел; В) отражает реальный мир; Г) принадлежит конкретному автору.

25. Какое реальное историческое событие Х века отражено в шестой песне поэмы «Руслан и Людмила»:

Киевляне Толпятся на стене градской И видят: в утреннем тумане Шатры белеют за рекой, Щиты, как зарево блистают, В полях наездники мелькают…

А) взятие Киева монголо-татарами; Б) битва с половцами; В) осада Киева печенегами; Г) битва под Новгородом.

26.Как называется термин, обозначающий созвучие окончаний стихотворных строк?

А) строфа; Б) рифма; В) ритм; Г) размер.

27. Укажите способ рифмовки приведённых строк:

В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит; Там ступа с Бабою Ягой Идёт, бредёт сама собой…

А) парная; смежная; Б) кольцевая; В) перекрёстная; Г) опоясывающая.

28. Какой композиционный приём, характерный для народных сказок, использует А.С. Пушкин в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»?

А) авторская оценка героев; Б) обращения-заклинания к силам природы; В) реалистические картины жизни царского двора; Г) наличие сказочного зачина и концовка.

29. Какие сказки были написаны В.А. Жуковским и А.С. Пушкиным в результате шуточного поэтического состязания на лучшую обработку народной сказки?

А) «Спящая царевна» и «Сказка о золотом петушке»; Б) «Сказка о царе Берендее» и «Сказка о царе Салтане»; В) «Спящая царевна» и « Сказка о рыбаке и рыбке»; Г) « Сказка об Иване-царевиче и Сером Волке» и «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

30. Укажите постоянный эпитет из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» в следующих выражениях:

А) «царевна молодая»; Б) «молва трезвонить стала»; В) «в путь-дорогу снарядился»; Г) «Ветер, ветер! Ты могуч…».

31.Как называется термин, обозначающий «придуманное литературное имя, которым писатель подписывает свои произведения»?

А) автор; Б) фамилия; В) псевдоним; Г) прозаик.

32. Как зовут автора сказочной повести «Чёрная курица, или Подземные жители» Антония Погорельского?

А) Антоний Погорелов; Б) Алексей Антонович Погорельский; В) Антон Алексеевич Погорельский; Г) Алексей Алексеевич Перовский.

33. Кто является главным героем сказки А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»?

А) маленькие рыцари; Б) Алёша; В) содержатель мужского пансиона; Г подземные жители.

34. В чём главная мудрость сказки А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»?

А) прочно только то, что даётся трудом и прилежанием; Б) виновата Чернушка; В) необходимо держать язык за зубами; Г) нельзя предавать друзей.

35. Какие человеческие качества понравились Чернушке в Алёше?

А) умственные способности; Б) сила воли; В) скромность, доброта; Г) самолюбие.

36. Какие факты биографии В.М. Гаршина могли послужить причиной для создания сказки «Attalea princeps»?

А) был садовником; Б) любовь к пальме; В) увлечение ботаникой и стремление к независимости; Г) посадил пальму.

37. Какой художественный приём использует автор, сопоставляя красоту оранжереи и губительность существования в тесноте: «огромная оранжерея»- «им было в ней так тесно» ?

А) метафора; Б) антитеза; В) эпитет; Г) сравнение.

38. Кто является главным персонажем сказки «Attalea princeps»?

А) травка; Б) папоротник; В) кактус; Г) пальма.

39. Какова основная мысль сказки В.М. Гаршина «Attalea princeps»?

А) главное в жизни - наличие тепла и пищи; Б) каждый счастлив там, где родился; В) нужно довольствоваться тем, что есть; Г) необходимо обрести свободу любой ценой.

40. Где проходило детство М.Ю. Лермонтова?

А) на Кавказе; Б) в Москве; В) в усадьбе Тарханы; Г) в Петербурге.

41. Когда было написано стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»?

А) сразу после битвы; Б) спустя год после сражения; В) к 10-летию Бородинского сражения; Г) к 25-летию Бородинского сражения.

42. Что является главным в лирическом стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»?

А) изображение военных событий; Б) ход Бородинской битвы; В) мысли и чувства простых солдат; Г) размышления о цене победы.

43. Кто рассказывает в стихотворении о Бородинской битве?

А) автор; Б) полковник; В) солдат-участник сражения; Г) француз.

44.Какой художественный приём использован в выражениях: «звучал булат», «картечь визжала», «носились знамена» ?

А) сравнение; Б) олицетворение; В) метафора; Г) эпитет.

45. Какова идея произведения М.Ю. Лермонтова «Бородино»?

А) восхищение подвигом русских солдат; Б) изображение Бородинской битвы; В) страдания и печаль; Г) наслаждение «музыкой» сражения.

46. Какое произведение вошло в сборник Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»?

А) поэма «Мёртвые души»; Б) повесть «Шинель»; В) пьеса «Ревизор» ; Г) повесть «Заколдованное место».

47. Как ещё в повести называется «заколдованное место»?

А) тёмное место; Б) проклятое место; В) сатанинское место; Г) гнилое место.

48. Какой художественный приём позволяет достичь Н.В. Гоголю «искренней весёлости» в повести «Заколдованное место»?

А) юмор; Б) нечистая сила; В) повторяющиеся действия; Г) весёлый танец.

49. Как зовут рассказчика повести?

А) Максим; Б) Остап; В) Рудый Панько; Г) Стецько.

50. Какова основная мысль повести «Заколдованное место»?

А) клад оказался обманом; Б) встреча старика с нечистой силой; В) мечта о кладе вселяет надежду; Г) нечистым путём добытое богатство призрачно.

51. Какой жанр близок повести «Заколдованное место»?

А) рассказ; Б) сказка; В) легенда; Г) басня.

52. Где проходило детство Н.А. Некрасова?

А) в имении Грешнево; Б) в Немирове; В) в Петербурге; Г) в Москве.

53. Какова главная тема творчества Н.А. Некрасова?

А) тема природы; Б) тема страдания народа; В) тема любви; Г) тема воспитания.

54. Какой художественный приём лежит в основе построения стихотворения Н.А. Некрасова «На Волге»?

А) эпитет; Б) сравнение; В) метафора; Г) антитеза.

55. Назовите художественное средство выразительности в представленных словосочетаниях из стихотворения Н.А. Некрасова «На Волге»: «сумрачный бурлак», «суровая среда», «постылые слова».

А) метафора; Б) сравнение; В) антитеза; Г) эпитет.

56. Какую мысль стремится донести Н.А. Некрасов, соединяя в стихотворении «На Волге» «настоящее» и «прошлое»?

А) чужая боль также волнует автора; Б) ничего не меняется в жизни простого народа; В) бурлаки обрели счастливую жизнь; Г) автор подружился с бурлаками.

57. Укажите тему в поэме Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос».

А) тема природы; Б) тема войны; В) тема жизни крестьян; Г) тема свободы.

58. Кого характеризуют следующие строчки из поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос»:

Во всякой одежде красива, Ко всякой работе ловка…

А) барыню; Б) царицу; В) служанку; Г) русскую крестьянку.

59. Какое «вековое наследство» призывает хранить Н.А. Некрасов в стихотворении «Крестьянские дети»?

А) умение радоваться; Б) лучшие традиции русского народа; В) любовь к Волге; Г) любовь к охоте.

60. Как назывался первый сборник рассказов И.С. Тургенева, вышедший в 1852 году?

А) «Муму»; Б) «Бежин луг»; В) «Певцы»; Г) «Записки охотника».

61. Как звали главного героя рассказа И.С. Тургенева «Муму»?

А) Герасим; Б) Капитон; В) Татьяна; Г) Гаврила

62. Какой художественный приём содержит выражение: «работал за четверых» в характеристике Герасима?

А) антитеза; Б) эпитет; В) гипербола; Г) метафора.

63. Определите основную мысль рассказа И.С. Тургенева «Муму».

А) сумасбродство барыни; Б) любовь Герасима к Татьяне; В) осуждение жестокости и унижения человеческого достоинства; Г) любовь к животным.

64. С кем сравнивает автор Герасима, оказавшегося в Москве?

А) с гусаком; Б) с пойманным зверем; В) с собакой; Г) с петухом.

65. Что можно назвать символичным в рассказе И.С. Тургенева «Муму»?

А) описание жизни барыни; Б) бесправие крепостных крестьян; В) немоту Герасима; Г) жестокость барыни.

74. Определите способ рифмовки стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенние воды»:

Ещё в полях белеет снег, А воды уж весной шумят - Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят…

А) парная рифма; Б) кольцевая рифма; В) перекрёстная рифма; Г) опоясывающая.

Следующая цитата

Нажмите, чтобы узнать подробности

1) Какие состояния природы любит изображать Ф.Тютчев в своих стихотворениях?

2) С какой целью автор рассказывает историю строительства железной дороги именно мальчику Ване? ( по стихотворению Н. Некрасова «Железная дорога»)

Контрольная работа по творчеству Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова. Вариант 1

1.Оределите стихотворный размер: «Учись у них – у дуба, у берёзы»

2.Какие художественные приёмы использованы поэтами в следующих цитатах:

1)Неохотно и несмело 2) Природа-мать ему дала

Солнце смотрит на поля. Два мощных, два живых крыла -

А я здесь в поте и в пыли,

Я, царь земли, прирос к земле.

3.Укажите автора стихотворных строк

1) И в сиянье потонула

Вся смятенная земля

2)Но верь весне. Её промчится гений,

Опять теплом и жизнию дыша…

3)Добрый папаша! К чему в обаянии

Умного Ваню держать?

4.Дайте краткий письменный ответ (5-10 предложений) на один из проблемных вопросов:

1) Какие состояния природы любит изображать Ф.Тютчев в своих стихотворениях?

2) С какой целью автор рассказывает историю строительства железной дороги именно мальчику Ване? ( по стихотворению Н.Некрасова «Железная дорога»)

Контрольная работа по творчеству Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова. Вариант 2.

1.Оределите стихотворный размер: «Славная осень! Здоровый, ядрёный …»

2.Какие художественные приёмы использованы поэтами в следующих цитатах:

1) Их тощая зелень, как иглы ежа… 2) – Здорово, парнище!

- Ступай себе мимо!

- Уж больно ты грозен, как я погляжу!

- Из лесу, вестимо…

3.Укажите автора стихотворных строк

1) «Переболит скорбящая душа…»

2) «Эту привычку к труду благородную

Нам бы не худо с тобой перенять»

3) «Так что же нам даром висеть и желтеть?»

4.Дайте краткий письменный ответ (5-10 предложений) на один из проблемных вопросов:

1)Какие картины природы вызывают восхищение у лирического героя стихотворений А.Фета?

2) С какой целью автор рассказывает историю строительства железной дороги именно мальчику Ване? ( по стихотворению Н.Некрасова «Железная дорога»)

Контрольная работа по творчеству Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова. Вариант 2.

1.Оределите стихотворный размер: «Славная осень! Здоровый, ядрёный …»

2.Какие художественные приёмы использованы поэтами в следующих цитатах:

1) Их тощая зелень, как иглы ежа… 2) – Здорово, парнище!

- Ступай себе мимо!

- Уж больно ты грозен, как я погляжу!

- Из лесу, вестимо…

3.Укажите автора стихотворных строк

1) «Переболит скорбящая душа…»

2) «Эту привычку к труду благородную

Нам бы не худо с тобой перенять»

3) «Так что же нам даром висеть и желтеть?»

4.Дайте краткий письменный ответ (5-10 предложений) на один из проблемных вопросов:

1)Какие картины природы вызывают восхищение у лирического героя стихотворений А.Фета?

2) С какой целью автор рассказывает историю строительства железной дороги именно мальчику Ване? ( по стихотворению Н.Некрасова «Железная дорога»)

Следующая цитата

Укажите термин, которым в литературоведении называют художественный приём противопоставления, в данном стихотворении выявляющего конфликт в душе лирического героя (« веселье » – « печал ь», «умирать» – «жить»).

Какое чувство, упоминаемое в конце стихотворения, озаряло жизнь Пушкина, было той путеводной звездой, которая вела поэта на протяжении всего творческого пути?

Выпишите из данного стихотворения строку, которая как нельзя лучше выражает суть всего пушкинского творчества.

Дайте связный ответ на вопрос в объёме 5-8 предложений, опираясь на конкретный литературный материал.

Что лежит в основе стихотворения А.С.Пушкина: банальные сетования на жизнь или философские размышления (о чём)?

2. Назовите сходные темы и мотивы в лирике А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

Укажите место рождения и годы жизни Н.В.Гоголя.

1) Москва . 1809 – 1841

2) Миргородский уезд Полтавской губернии. 1809 – 1852

3) Киев. 1815 – 1860

4) Петербург. 1820 – 1862

Н.В.Гоголь вошёл в русскую литературу как писатель -

Укажите название литературного направления, связанного с критическим отношением к изображаемой действительности, основоположниками которого считаются Н.В.Гоголь и В.Г.Белинский.

3) «натуральная школа»

4) «реалистическая школа»

Герой какой повести Н.В.Гоголя пополнил галерею «маленьких людей» в русской литературе?

4) «Ночь перед Рождеством»

Главная мысль, которую хочет донести до читателя Гоголь: «маленький человек»

1) достоин уважения

2) достоин презрения

3) сам виноват в своей «малости»

4) является продуктом бесчеловечного государства

В каком варианте ответа указаны произведения, в которых предмет художественного изображения – Петербург?

Б) «Страшная месть»

Г) «Записки сумасшедшего»

1) А, Б, В 2) А, В, Г 3) Б, В, Г 4) А, Б ,Г

Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В7 – В12; С2.

О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нем, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется ! Вы думаете, что этот господин, который гуляет в отлично сшитом сюртуке, очень богат? – Ничуть не бывало: он весь состоит из своего сюртучка . Вы воображаете, что эти два толстяка, остановившиеся перед строящеюся церковью, судят об архитектуре её? Совсем нет, они говорят о том, как странно сели две вороны одна против другой…

Вы думает, что эти дамы… но дамам меньше всего верьте. Менее заглядывайте в окна магазинов: безделушки, в них выставленные, прекрасны, но пахнут страшным количеством ассигнаций. Но боже вас сохрани заглядывать дамам под шляпки! Как ни развевайся вдали плащ красавицы, я ни за что не пойду за нею любопытствовать. Далее, ради бога далее от фонаря! и скорее, сколько можно скорее проходите мимо. Это счастие ещё, если отделаетесь тем, что он зальёт щегольской сюртук ваш вонючим своим маслом. Но и кроме фонаря, всё дышит обманом. Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект…

Как называется повесть, из которой взят отрывок?

Напишите название цикла произведений, в который входит данная повесть.

Сколько произведений входит в названный цикл?

Какое лексическое средство использовано в предложении 3 данного фрагмента («Всё обман…».)?

Какое средство художественной выразительности использует автор, говоря о господине, гуляющем «в отлично сшитом сюртуке» ( «он весь состоит из своего сюртучка» )?

Какое изобразительно-выразительное средство использовано в последнем предложении текста?

Дайте развёрнутый ответ в объёме 5-8 предложений на один из предложенных вопросов.

В каких произведениях русской литературы Х I Х века (или других произведениях Н.В.Гоголя) выражено аналогичное отношение к Петербургу?

Как реализуется сочетание лиризма, юмора и сатиры в творчестве Н.В.Гоголя (на примере одной из «петербургских повестей»)?

Творчество М.Ю.Лермонтова принадлежит эпохе

1) вторая половина Х VIII века

2) первая половина Х I Х века

3) вторая половина Х I Х века

4) конец Х I Х – начало ХХ века

Какое литературное направление оказало влияние на поэтическое творчество М.Ю. Лермонтова?

В каком из названных стихотворений Лермонтова звучит тема изгнанничества ?

4) «И скучно и грустно…»

Укажите адресата любовной лирики М.Ю.Лермонтова.

1) А. Керн 3) Е.Сушкова

2) Е.Денисьева 4) А.Панаева

Определите лейтмотив лирики Лермонтова

1) поэт и поэзия

2) пейзажная лирика

4) мотив разочарования, одиночества

Укажите вид книжной лирики, стихотворение, проникнутое настроением задумчивости, мечтательности, грусти, скорби.

Прочитайте приведённый ниже фрагмент поэтического текста и выполните задания В1 – В5; С1.

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,

И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом…

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чём?

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы…

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

Про любовь мне сладкий голос пел,

Надо мной чтоб, вечно зеленея,

Тёмный дуб склонялся и шумел.

М.Ю. Лермонтов

Какой приём использует М.Ю.Лермонтов, размышляя об одиночестве человека и гармонии мира и природы?

Выпишите слово-образ, которое повторяется дважды в 1 строфе и выражает жизненные искания лирического героя.

Назовите стилистический приём, которым воспользовался автор в последней строфе стихотворения ( «всю ночь, весь день, вечно»)?

Какое синтаксическое средство выразительности неоднократно использовано во второй строфе стихотворения для отражения внутреннего конфликта лирического героя?

Назовите литературное направление, с которым в литературу пришло понятие «лирический герой».

Дайте развёрнутый ответ (в объёме 5-10 предложений) на один из предложенных вопросов, опираясь на конкретный литературный материал.

Какими чувствами проникнуто данное стихотворение?

Какие нравственные убеждения поэтов Х I Х века сохранили ценность до нашего времени?

Кто из поэтов-романтиков оказал наибольшее влияние на творчество А.С.Пушкина? Выберите правильный вариант ответа.

А, Б 2) А, В 3) Б, В 4) В, Г

А.С.Пушкин неоднократно обращался к образу царя-реформатора. Укажите название произведения (1829г.), в котором Пётр изображён как романтический герой, исключительная историческая личность?

3) «Вновь я посетил»

4) «Свободы сеятель пустынный»

Определите жанр поэмы «Медный всадник»» А.С.Пушкина.

1) романтическая поэма

2) философская поэма

3) социально-бытовая поэма

4) историческая повесть в стихах

Каким изображается Петербург в «Медном всаднике»?

1) Петербург – парадный город

2) Петербург – центр науки и культуры

3) Петербург – город «униженных и оскорблённых»

4) Петербург – фон разворачивающихся событий

Какую оценку даёт автор Петру в поэме «Медный всадник»?

1) великая личность

3) любимец простого народа

4) двойственная оценка: Пётр – Наполеон и Робеспьер

Чем завершается поэма «Медный всадник» А.С.Пушкина?

гибелью памятника в результате наводнения

Прочитаёте приведённый ниже фрагмент поэтического текста и выполните задания В6 – В12; С2.

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой её гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц и светла

И, не пуская тьму ночную

На золотые небеса,

Одна заря сменить другую

Спешит, дав ночи полчаса. А.С.Пушкин

Какая часть поэмы А. С.Пушкина «Медный всадник» содержит приведённый отрывок? Ответ запишите цифрой.

К какому литературному роду относится жанр поэмы?

Как называется стилистический приём, использованный в словосочетании « Петра творенье »?

Выпишите из предложенного текста 2-3 примера олицетворения.

Какая стилистическая фигура речи использована в строках 1-2, 5-6 данного отрывка?

В 1 1

Как называется образное определение, используемое в словосочетаниях ( «прозрачный сумрак», «блеск безлунный, «золотые небеса» )?

Как называется торжественный, возвышенный стиль, который используется поэтом в приведённом отрывке из поэмы?

Дайте связный ответ в объёме 5-10 предложений на один из предложенных вопросов, опираясь на конкретный литературный материал.

Что символизирует Медный всадник в поэме А.С.Пушкина?

Каково отношение автора к Петру первому в поэме «Медный всадник»? Сравните с трактовкой образа Петра в других произведениях А.С.Пушкина.

Читайте также: