Какая экспрессия какие эмоции цитата

Обновлено: 22.12.2024

Для того чтобы передать эмоции, у человека есть множество средств, которые называют экспрессивными или выразительными. Это мимика, пантомимика, выражение глаз, жесты, характер движений и поз. А наша речь наполнена нюансами интонаций, изменчивым ритмом, расцвечена средствами экстралингвистики – вздохами, фырканьем, хмыканьем, смехом, всхлипыванием и т. д.

Синонимы к слову «экспрессия»

А что в тексте?

Но это в реальности. А в тексте почти единственными выразительными средствами писателя являются слова. Ну, можно еще добавить стилистику и пунктуацию, которая в какой-то мере может имитировать интонацию. Но этого мало, очень мало! Ведь слов в языке намного меньше, чем оттенков чувств и настроений. Недаром поэты иногда завидуют художникам. Так, Н. Заболоцкий написал очень правильные, на мой взгляд, строки:

«Любите живопись, поэты,
Лишь ей единственной дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно».

Владение навыками литературного творчества и богатый словарный запас лишь частично компенсируют скудость письменной речи. Но все же, что есть, то есть, поэтому для писателя очень важно овладеть искусством передачи эмоции. Тогда читатель ему поверит, тогда почувствует переживания героев, проникнется трагизмом или комизмом повествования.

Однозначные слова экспрессивно-оценочного характера

Как правило, это слова с ярко выраженной эмоциональной окраской, значение которых не перепутаешь. Коннотация (оценочное значение) этих слов может быть как положительной, так и отрицательной. Но первыми в голову приходят слова именно с отрицательной коннотацией, точнее, обсценная лексика — вульгарные и похабные бранные слова. Употребляются такие слова с целью максимально грубо оскорбить собеседника. В тексте, как утверждают авторы, обсценная лексика используется с другой целью — для передачи сильных эмоций. Но фактически читателями тоже воспринимается как оскорбление, так как для этого она и существует в языке изначально.

Кстати, таких слов не слишком много. Например, тех самых табуированных (матерных) слов всего четыре: 1 глагол и 3 существительных. Всё остальное – производные от них. Поэтому отказ от их употребления вряд ли обеднит язык. Если, конечно, ваш словарный запас не на уровне Эллочки Людоедки. Тогда, да, потеря и четырёх слов для вас критична.

Отчаяние. Художник Гюстав Курбе Отчаяние. Художник Гюстав Курбе

С одной стороны, грубые, бранные слова хорошо передают эмоциональное состояние человека, а с другой стороны, экспрессия их примитивна, оттенков чувств и настроений с помощью них не передашь. К тому же подобная лексика однообразна, и она, скорее, обедняет язык, чем его обогащает. Попробуйте описать что-то, используя в основном эти слова, и через 2-3 предложения ваш текст утратит смысл.

К этой группе экспрессивной лексики относятся и слова с положительной коннотацией, такие как: «великолепно», «изумительный», «очаровательный», «счастье», «радость», «красавица» и т. д. Их, конечно, значительно больше, чем бранной лексики, даже если учитывать и слова, существующие в рамках литературных норм, такие как, например, «дрянь», «мерзость», «издевательство» и т. д. Но всё же эта группа более малочисленна, чем следующие две, и использование только этих слов не может передать всех оттенков эмоций.

Лингвистические средства

Самый простой способ передать эмоции – это описать их. Так, филологи подсчитали, что в произведениях Льва Толстого описано 97 различных оттенков улыбки и 85 выражений глаз. А вам слабо? Для описания можно использовать разные виды лексики.

  • Слова, обозначающие эмоциональные состояния и характеристики человека : радостный, грустный, зло, раздраженно, восторженно и т. д. Для усиления эффекта или придание оттенка чувствам можно добавлять определения: слегка восторженно, необычайно злобно, беспросветная грусть, неискренняя радость и т. д.
  • Слова, имеющие переносное значение и отражающие эмоциональное отношение: шляпа, тряпка, тюфяк, дубина и т. д.
  • Слова повышенной экспрессии : мерзавец, мразь, любимчик, красавчик и т. д. Они тоже хорошо передают эмоциональное отношение, к сожалению, у них почти исключительно негативная коннотация.
  • Метафоры не только передают эмоции, но и создают настроение, окрашивая им весь отрывок текста. «Он полз словно утомленная жизнью муха». «Облегченно выдохнув, она ощутила себя беззаботной бабочкой, только что выбравшейся из тесного кокона и радующейся наступившему лету».
  • Использования разных форм слов . Суффиксы и приставки позволяют придавать словам разный эмоциональный оттенок: уменьшительно-пренебрежительный (старикашка, парнишка, красавчик, девчонка, депутатишка), восторженно-преувеличенный (великанище, силища, наикрасивейший, наиумнейший, величайший); уменьшительно-ласкательный (дороженька, девонька, щеночек, тапочка, бедненький, красивенький).

Но словами можно эмоции описать. А хороший писатель создает образ, который должен быть объемен, предметен, красочен. То есть лучше этот образ не описать, а показать.

Художник Андрей Ферез Художник Андрей Ферез

О пользе психологии

Часто для передачи эмоций просто слов оказывается недостаточно. Например, если я напишу: «Узнав, что любимый изменил ей со школьной подругой, Маша расстроилась». Это будет убедительно? Вряд ли. Даже если напишу, что очень расстроилась, то нужного эмоционального эффекта не достигну. Для этого надо так описать состояние героини, что и без слов станут понятны ее очень непростые чувства. Ведь это не просто расстройство, здесь и обида, и злость, причем и на мужчину, и на подругу, и жажда мести, и отчаяние, и противоречивое желание послать изменщика лесом и вернуть его назад.

В этом случае очень хорошо помогает знание психологии эмоциональных состояний. Ведь любая эмоция отражается в поведении человека. Так, гнев проявляется в том, что движения становятся жестче, отрывистей, резче. Мышцы напрягаются и действия, требующие плавности и скоординированности, выполнять становится сложно. Когда разгневанный человек пишет, то ручка от сильного нажима даже рвет бумагу, рассерженную женщину на кухне слышно на всю квартиру, так она гремит кастрюлями и ложками. Желание ударить бывает в этом состоянии настолько сильно, что человек может пнуть стул, стукнуть кулаком по стене. Глаза сверкают негодованием, лицо может покраснеть или побледнеть – это индивидуально, голос становится или низким, рычащим или, напротив, визгливым, если гнев приправлен истерикой.

А если человеку грустно, то его движения утрачивают силу, становятся вялыми, он идет, опустив плечи и голову, шаркает ногами, и дыхание часто прерывистое, словно ему не хватает воздуха. Но вот плечи расправились, голова поднялась, походка стала упругой и решительной, а руки сжались в кулаки – все, хватить грустить, пора действовать.

Таких нюансов поведения великое множество, можно их подмечать, наблюдая за другими и за собой, можно, читать книги, например, Аллана Пиза «Язык телодвижений», но использовать это в тексте нужно. Недаром же говорят, что хороший писатель – это всегда психолог.

Дополнительно

Смотрите также

Значение слова «экспрессия»

ЭКСПРЕ́ССИЯ , -и, ж. Выразительность, сила выражения, проявления (каких-л. 753 чувств, переживаний и т. п.).

Предложения со словом «экспрессия»

В то же время эти микроорганизмы менялись и адаптировались к среде внутри человеческого организма, в определённой степени они оказывают влияние даже на процесс экспрессии генов в каждой клетке.

Фактор художественной экспрессии связан с выражением чувств, потребностей и мыслей клиента посредством различных изобразительных материалов и создания художественных образов.

Поэтому многие учёные считают главным каналом выражения и опознания эмоций лицевую экспрессию.

Следующая цитата

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: скептически — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Нейтральное Положительное Отрицательное Не знаю

Результат словообразования

Ещё больше экспрессивных слов можно создать самостоятельно с помощью суффиксов и приставок. В этом русский язык предоставляет авторам неограниченные возможности. Используя, например, разные суффиксы можно придать эмоциональную окраску практически любому слову:

стол — столик— столишка— столище;
река — речка — реченька — речушка — речонка — речища;
человек — человечек — человечишка — человечище;
земля — землишка — землища — зе́млюшка — земелька и т. д.

А к тем словам, что не имеют общеизвестных экспрессивных форм, можно такие формы придумать, используя общие для языка законы словообразования. Вот, Л. Толстой, например, чтобы подчеркнуть своё ласковое отношение к героине, называет Наташу Ростову «графинечкой». А у Бунина в рассказе «В Париже» есть такое определение персонажа: «Тоже был мальчишка, красавец гречонок, чрезвычайно богатый». «Гречонок» — уменьшительно-ласкательное от «грек», используется оно здесь в пренебрежительном значении.

С помощью суффиксов можно передать все оттенки эмоциональных оценок. Приставки в этом плане не столь эффективны. Однако, например, приставка «пре-» работает на увеличение, усиление эмоционального оттенка:

«хороший» — «прехороший», а добавьте суффикс, и будет «прехорошенький».
«злой» — «презлой», "презлющий";
«красивый» — «прекрасный», "прекраснейший";
«мерзкий» — «премерзкий», "премерзейший" и т. д.

Можно использовать для усиления экспрессии слов и так называемые книжные приставки. Например: «суперинтересный», «мегаинтересный» «суперкрасивый», «ультрамодный», «аморальный», «всесильный», «всевластный» и т. д. Перекочевав в художественный текст из научного стиля, эти приставки лишаются серьёзности и придают словам снисходительные, насмешливые, а нередко и презрительные оттенки.

Художница Dorina Costras. Как тут не вспомнить:"Любите живопись поэты, лишь ей единственной дано души изменчивой приметы переносить на полотно". (Н. Заболоцкий) Художница Dorina Costras. Как тут не вспомнить:"Любите живопись поэты, лишь ей единственной дано души изменчивой приметы переносить на полотно". (Н. Заболоцкий)

Так что экспрессивная лексика очень разнообразна, и позволяет автору передать самые тонкие оттенки чувств, настроений и оценок. И на фоне практически неограниченных возможностей русского языка в плане словообразования, совершенно теряются те несколько слов грубой, оскорбительной лексики. Как бы ни оправдывали себя авторы, а тексты всегда предназначены для читателей, значит, и грязные оскорбления направлены в их сторону. Это даже неосознанно чувствуется и оставляет неприятный осадок.

Значение слова «экспрессия»

ЭКСПРЕ́ССИЯ , -и, ж. Выразительность, сила выражения, проявления (каких-л. 753 чувств, переживаний и т. п.). (Малый академический словарь, МАС)

Следующая цитата

«Какая выразительность! Какая экспрессия!» — восклицает искушённый любитель живописи перед картиной знаменитого художника. А что у писателей? Как им удаётся передавать экспрессию и наполнять текст эмоциями? Для этого существует довольно разнообразная экспрессивная лексика. И это не только нецензурные ругательства.

Ассоциации к слову «экспрессия»

Экспрессия и экспрессивные средства

Слово «экспрессия» можно перевести с латыни, как «выражение». Однако это не просто выражение, а передача эмоций, чувств, отношения с помощью разнообразных средств. Экспрессия важна в общении, где в качестве экспрессивных средств используются и возможности речи, то есть экспрессивные слова и выражения, и невербалика: интонация, мимика, жесты, позы и т. д. Причём невербальные средства в живом общении часто более эффективны и информативны, чем слова. Ведь сказать можно одно, а интонацией и взглядом сообщить совсем другое.

В разных видах искусства используют свои выразительные средства: в живописи — цвета, мазки и линии, в музыке — звуки, которые сродни интонации. А в литературе — только слова. Это и есть экспрессивная лексика.

К ней относятся слова, выражающие эмоции и имеющие определённую коннотацию, то есть, наряду с прямым, ещё и оценочное значение. Подробнее о коннотации можно почитать в другой статье.

Без выразительности невербальных средств в текстах приходится туго, ведь один взгляд может передать целую гамму чувств. Но слов, транслирующих эмоции героя и автора, тоже немало. И если умело ими пользоваться, то произведение наполнится яркими, сильными чувствами.

Предложения со словом «экспрессия»

  • В то же время эти микроорганизмы менялись и адаптировались к среде внутри человеческого организма, в определённой степени они оказывают влияние даже на процесс экспрессии генов в каждой клетке.

Виды экспрессивной лексики

Можно выделить четыре вида речевых средств, выражающих чувства и эмоциональные состояния людей. Три группы — это слова, а четвёртая — междометия. Они не имеют собственных значений, не связаны с какими-то объектами действительности. Единственной их функцией является экспрессия. Примеры таких междометий: «эх», «ох-охо», «ну и ну», ух, ты», «да уж» и т. д.

Страсть. Художник Виллем Хаенрайтс. "Танго" Страсть. Художник Виллем Хаенрайтс. "Танго"

В разговорной речи они используются активно, даже можно услышать небольшие диалоги, состоящие только из междометий.

— Эх, ты!
— Да уж!
— Ну и ну…
— Ой-ой-ой!

Однако без интонационной окраски, без дополнения мимикой и жестами, смысл такого диалога угадывается смутно. Поэтому в письменной речи экспрессивные междометия самостоятельной роли не играют, они только дополняют другие слова и выражения, усиливая их экспрессивность. Теперь, собственно, о словах.

Следующая цитата

Сладкие мечты
Носятся в груди,
Горечь томных уст — неподдельная…

Может, там, где ты,
Тоже льют дожди
И витает грусть беспредельная?

На окне дрожит
Отражение
И немой упрёк хмурых слякотей…

Между строк сквозит
Отчуждение,
… показать весь текст …

Нравится! 39 Сохранить 8 Опубликовала Galina Chekhuta 02 февраля 2021 Комментировать

Когда я раздраженно высказываюсь, нет ничего хуже для меня, чем услышать фразу: 'Мне так нравится твоя экспрессия!' Продолжать становится бессмысленно…

Полисемантичные (многозначные) экспрессивные слова

Это действительно богатый пласт экспрессивной лексики, к тому же таких слов становится всё больше из-за метафоричности языка, ведь именно метафоры являются источником появления новых значений понятий. Такие экспрессивно-оценочные слова не только ярче первой группы, но и более разнообразны в плане оттенков. Переносное значение слова может быть самым разным, достаточно человеческому сознанию хоть в чём-то уловить сходство. Например, прямое значение слова «дуб» - это порода дерева. А как часть экспрессивной лексики оно несёт значение негибкого в мышлении (именно в этом сходство), а значит тупого, плохо соображающего человека. «Липовый» — не только сделанный из липы, но и фальшивый, ненастоящий, так как в прошлом именно липу использовали для изготовления поддельных печатей.

Нежность. Художница Dorina Costras Нежность. Художница Dorina Costras

Экспрессивных слов этого типа настолько много, что сложно найти ту область нашей речи, где бы они ни обитали. Так человека с недостатками мышления можно назвать:

«тупой» — прямое значение: «плохо заточенный»;
«дуб» ;
«тормоз» ;
«пробка» ;
«дубина стоеросовая»;
«недалёкий»;
«фанерный» и т. д.

Все эти слова используются в переносном значении, и можно вспомнить ещё немало подобных. Кстати, ради развлечения и тренировки работы со словами можно продолжить этот список.

Или вот ещё пример. Практически каждое слово, обозначающее животное или птицу имеет дополнительное экспрессивное значение:

лиса — хитрая;
змея — коварная;
бегемот — неуклюжий;
корова — толстая и неуклюжая;
ласточка — милая;
кошка — ласковая;
сорока — болтливая и т. д.

Можете продолжить этот ряд. Очень интересное и полезное упражнение. Кстати, переносное экспрессивное значение могут иметь и глаголы – «тупить», «тормозить», «облаивать», «хрюкать», «каркать», «зазвездиться» и т. д.

Этот массив экспрессивной лексики активно используется в художественной литературе для передачи эмоциональной окраски и оценочных суждений. Не менее важна и третья группа слов.

Тихая радость. Художник Роман Федосенко Тихая радость. Художник Роман Федосенко

Цитаты из русской классики со словом «экспрессия»

  • — Эй, ты, свиное ухо! По какой причине раскричался? Вопрос звучал деловито, как будто вопрошавший допускал возможность существования какой-либо «причины», и даже название «свиное ухо» казалось просто необидным собственным именем. Еврей смягчал экспрессию, понижал тон и издавал рулады, выражавшие очевидную готовность к компромиссу.

Читайте также: