Как называют цитату предпосланную всему произведению или его части реквием

Обновлено: 22.12.2024

Вместе с Н. Гумилёвым, О.Мандельштамом А.Ахматова принадлежала к поэтическому течению – акмеизм , который генетически был связан с символизмом, но противостоял его крайностям. Акмеисты пытались заново открыть ценность человеческой жизни, ценность простого предметного мира, первоначальную ценность слова. Акмеисты выработали тон-кие способы передачи внутреннего мира лирического героя – через психологически значи-мый жест, движение, деталь. Манера «материализации» переживаний» была характерна прежде всего для творчества А.Ахматовой.

- зачаток сюжетности: в основе многих стихотворений лежит вполне узнаваемая жизнен-ная ситуация, очерчивается место действия и круг действующих лиц, косвенной речью пе-редаётся напряжённый диалог героини и её партнёра.

- лирическая героиня Ахматовой меняет маски, представая в облике героини той или иной истории

- Ахматова избегает называть чувство, передавая его во внешних проявлениях (жесте, ми-мике, поступке героини или героя)

- Ограниченный набор слов, передающих психологическое состояние человека («любовь», «ненависть», «волнение», «смятение» и т.п.), при неисчерпаемом богатстве оттенков ду-шевных переживаний человека, заставляет поэта искать косвенные средства передачи всех нюансов человеческих эмоций и состояний. Этому служит оксюморон , передающий от-тенки чувств героини, их противоречивость

- Лирике Ахматовой характерна прозаизация. Художественный мир поэта полон «непо-этических» деталей и подробностей, например, предметов домашней утвари и быта.

-Излюбленный ахматовский размер – дольник , имитирующий эмоциональную разговор-ную речь. Этой же цели служит и использование эллипса – пропуска слов, смысл которых восстанавливается из контекста, а также пропуска логических звеньев.

1912 сборник стихов «Вечер»

1914 сборник «Чётки»

1.Главная тема раннего творчества – любовь. Чувство это проявляется драматически. Любовь уже в ранних её сборниках – чувство абсолютно земное, лишенное мистической потусторонности.

1917 сборник «Белая стая»

1921 сборник «Подорожник»

1921 сборник «Anno Domini»

2.Лиричческие стихи последних десятилетий её жизни пронизаны высокой духовностью, философичностью , раздумьями над смыслом жизни

1940 «Когда человек умирает…»

1959 «И голос вечности зовёт…»

3.Тема поэта и поэзии.(Творчество, по Ахматовой, - явление того же порядка, что и жизнь. Стихи возникают из гущи самой жизни, простой и негромкой. Задача поэта – услышать их, уловить. Поэзия вырастает из «сора» земли, поднимая с собой человека, земное хочет быть услышанным – через поэта – и обрести бессмертие)

цикл «Тайны ремесла»

4.Тема Родины в лирике Ахматовой.(Точкой опоры для Ахматовой всегда оставалась род-ная земля, где она испытала страдания и муки, разделила боль с народом, голосом которо-го по праву стала)

стихотворение «Молитва» 1915

«Мне голос был. Он звал утешно…»1917

«Всё расхищено, продано, предано…» 1921

«Не с теми я, кто бросил землю…» 1922

5.Тема народного страдания и скорби в поэме «Реквием» (1935-1940 Поэма сложилась из отдельных стихотворений. Окончательно эти стихи были скомпонованы в единое произведение осенью 1962 г.)

(Реквием – заупокойная месса, католическое богослужение по умершему; обозначение траурного музыкального произведения)

Композиция: Эпиграф – Вместо предисловия – Посвящение – Вступление – 10 глав, три из которых имеют название («Приговор», «К смерти», двухчастное «Распятие», имею-щее свой эпиграф) – двухчастный «Эпилог»

1.Укажите тему, объединяющую стихотворения Ахматовой «Не с теми я, кто бросил зем-лю…», «Мужество», «Родная земля».

2.Укажите название произведения Ахматовой, в котором она говорит о том, каким видит свой памятник: это должен быть памятник не столько поэту, сколько матери и в её лице – народному страданию:

И пусть с неподвижных и бронзовых век,

Как слёзы, струится подтаявший снег.

И голубь тюремный пусть гулит вдали,

И тихо идут по Неве корабли.

3.У истоков какого поэтического течения стояла А.Ахматова?

4.Назовите поэтическое течение начала ХХ века, которое ознаменовало начало Серебряного века русской поэзии, но позже было вытеснено с поэтического олимпа акмеистами и футуристами.

5.Назовите вид тропа, использованный Ахматовой в стихотворении «Смятение»:

Пусть камнем надгробным ляжет

На жизни моей любовь.

6.Тексту поэму Ахматовой «Реквием» предпосланы строки из её стихотворения:

Нет, не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл,-

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

Как называют цитату, предпосланную всему произведению или его части?

7.Укажите фамилию русского поэта XIX века, которого цитирует Ахматова в поэме «Реквием»:

Но крепки тюремные затворы,

А за ними «каторжные норы»

И смертельная тоска.

ПЕСНЯ ПОСЛЕДНЕЙ ВСТРЕЧИ

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,

А я знала - их только три!

Между кленов шепот осенний

Попросил: "Со мною умри!

Я обманут моей унылой

Переменчивой, злой судьбой".

Я ответила: "Милый, милый -

И я тоже. Умру с тобой!"

Это песня последней встречи.

Я взглянула на темный дом.

Только в спальне горели свечи

8.Назовите художественный приём, помогающий Ахматовой передать состояние приро-ды, которая наделяется человеческими чувствами: «Между клёнов шёпот осенний попро-сил: «Со мною умри. »

9.Из первой строфы стихотворения выпишите предметную художественную деталь (в именительном падеже), передающую эмоциональное состояние лирической героини.

10.Какой художественный приём помогает Ахматовой «рассказать» о «смятении чувств» лирической героини: «я…надела», «я ответила», «я взглянула», «и я умру».

11.Какое средство художественной изобразительности использует поэтесса в последней строке стихотворения?

12.Обратитесь к первым трём строкам стихотворения и определите их стихотворный размер.

Бывает так: какая-то истома;

В ушах не умолкает бой часов;

Вдали раскат стихающего грома.

Неузнанных и пленных голосов

Мне чудятся и жалобы и стоны,

Сужается какой-то тайный круг,

Но в этой бездне шепотов и звонов

Встает один, все победивший звук.

Так вкруг него непоправимо тихо,

Что слышно, как в лесу растет трава,

Как по земле идет с котомкой лихо.

Но вот уже послышались слова

И легких рифм сигнальные звоночки,—

Тогда я начинаю понимать,

И просто продиктованные строчки

Ложатся в белоснежную тетрадь.

13.Укажите название изобразительного средства, которое использует Ахматова: «Вдали раскат стихающего грома. Неузнанных и пленных голосов мне чудятся и жалобы и стоны».

14.Укажите термин, которым в литературоведении называют изобразительно-выразитель-ное средство, использованное Ахматовой для «усиления» образа наступившей тишины:

Так вкруг него непоправимо тихо,

Что слышно, как в лесу растёт трава,

Как по земле идёт с котомкой лихо.

15.Как называется в литературоведении художественный приём, основанный на повторе-нии гласных звуков, который помогает Ахматовой передать протяжённость, неторопли-вость творческого процесса?

16.Какой художественный троп использован Ахматовой при создании образа «бездны шёпотов и звонов»?

Задания к стих. «Песня последней встречи»

1.Назовите литературное течение, к которому относится раннее творчество А.А.Ахматовой.

2.Из первой строфы выпишите предметную художественную деталь (в именительном падеже), передающую эмоциональное состояние лирической героини

3.Из последней строфы выпишите один из эпитетов (в именит. падеже)

4.Назовите художественный приём, помогающий А.А.Ахматовой передать состояние природы, которая наделяется человеческими чувствами: «Между клёнов шепот осенний попросил: «Со мною умри. »

5.Обратитесь к первым трём строкам стихотворения «Песня последней встречи» и определите их стихотворный размер

Задания с развёрнутым ответом ограниченного объёма

1.Каким настроением пронизано стихотворение «Песня последней встречи»?

2.Почему литературоведы называют это стихотворение А.А.Ахматовой «рассказом в стихах» и у каких известных вам поэтов есть подобные «рассказы в стихах» о любви?

1.Как называется цитата, предпосланная основному тексту произведения, в данном случае из стихотворения Ахматовой «Не с теми я, кто бросил землю…»: И в мире нет людей бесполезней, Надменнее и проще нас?

2.К какому приёму, обозначающему постепенное, последовательное нагнетание смысла, прибегает А.А.Ахматова в следующих строчках: «И мы мелем, и месим, и крошим Тот ни в чем не замешанный прах»?

3.Назовите термин, которым обозначают стилистический прием, заключающийся в одинаковом начале и употреблённый поэтом для придания большей патетики (« Не кажется обетованным раем. Не делаем её в душе своей…»; « Да, для нас это грязь на калошах, Да, для нас это хруст на зубах»)

4.Укажите термин, которым называют определения, помогающие поэту дать образную художественную характеристику предмету или явлению (« в заветных ладанках», « горький сон»).

5.Какой фонетический приём использует А.А.Ахматова для усиления выразительности образа в следующих строках: « О ней стихи навзрыд не с о чиняем, Наш г о рький с о н о на не бередит, Не кажется о бет о ванным раем»?

Задания с развёрнутым ответом ограниченного объёма

1.Какое чувство доминирует в стихотворении А.А.Ахматовой «Родная земля», определяя его общий эмоциональный настрой?

2.В творчестве каких русских поэтов тема родной земли занимает центральное место и чем их произведения созвучны стихотворению А.А.Ахматовой?

«Реквием» («Опять поминальный приблизился час»)

1.К какому литературному направлению относится «Реквием» А.А.Ахматовой?

2.Укажите жанр Произведения «Реквием»

3.Какая стилистическая фигура, основанная на повторении группы слов в начале стихотворных строк, использована А.А.Ахматовой для создания художественной выразительности в строках: И ту, что едва до окна довели, И ту, что не топчет родимой земли, И ту, что красивой тряхнув головой…»?

4.Назовите средство художественной изобразительности, основанное на соотнесении предметов и явлений: «И выла старуха, как раненый зверь».

5.Приведённый фрагмент условно делится на две взаимосвязанные части, на границе которых стоит союз «а» («А если когда-нибудь в этой стране…»). Как называется построение произведения, расположение и взаимосвязь его частей?

6. Во фрагменте употреблены образные определения «измученный рот», «у заветного пня», «в смерти блаженной» и др. Какой вид тропа использован в этих примерах?

7.Как называется сходное звучание концов стихотворных строк в двустишиях эпилога данного произведения?

Задание с развёрнутым ответом (сочинение)

1.Какой «приговор» эпохе выносится в эпилоге «Реквиема» А.А.Ахматовой?

2.В творчестве каких русских писателей звучит тема памяти и что позволяет сопоставить их произведения с эпилогом ахматовского «Реквиема»?

Задание с развёрнутым ответом (сочинение)

Почему А.А.Ахматова выбрала для своей поэмы название «Реквием»

Тема Родины в лирике Ахматовой.

Кровная связь с Ахматовой Россией особенно резко ощущалась в саиые тяжёлые времена, начиная с первой мировой войны. Трагическая судьба России пережита Ахматовой вместе с ней, она разделила участь своей родины. Уже в сборнике «Белая стая» в числе других находится стих-е «Молитва»

В стихотворении проявляется тревога за судьбу России. Это стих-е – молитва за Россию, готовность на любые жертвы ради того, «чтобы туча над тёмной Россией стала облаком в славе лучей»

«Мне голос был. Он звал утешно…» (1917)

В стихотворении Россия – «край глухой и грешный», потому что Ахматова не понимала смысла революции, осуждала гражданскую войну, которая велась людьми, принадлежащими одному отечеству. Стихотворение сразу же провело отчётливую линию между Ахматовой и эмигрантами, главным образом «внешними», т.е. действительно покинувшими Россию после Октября, а также некоторыми из тех, кого называли внутренними эмигрантами, т.е. по каким-либо причинам не уехавшими, но яростно враждебными по отношению к России. Главное, что отделяло Ахматову от эмигрантов, это чувство патриотизма, всегда бывшее очень сильным у неё. Это стихотворение – одно из ярких произведений периода революции. В нём нет её понимания и принятия, но в нём страстно и достойно прозвучал голос той интеллигенции, которая ходила по мукам, ошибалась, сомневалась, искала, отвергала, но сделала свой главный выбор: осталась вместе со своей страной, со своим народом. Тут сыграла роль и национальная привязанность к родной земле, убежать от которой – позор.

«Не с теми я, кто бросил землю…» (1922)

Чувство, пронизывающее предыдущее стихотворение, не только за 5 лет не поблекло и не исчезло, но, наоборот, окрепло до степени окончательной уверенности и правоты. Поскольку тема серьёзная, стихотворение выдержано в высоком стиле: используются старославянизмы «не внемлю», «растерзанье», «изгнанник». Для Ахматовой не было выбора – уехать из России или остаться. Она считала бегство преступлением. Здесь противопоставляются не только уехавшие и оставшиеся. «Бросившие землю» и «изгнанники» - разные люди. Можно предположить, что изгнанники – это литераторы и философы, высланные из Советской России в 1922 году в качестве враждебного элемента. Отношение к этим категориям людеу разное. К Бросившим землю сочувствия нет. «Но вечно жалок мне изгнанник, Как заключённый, как больной». Судьба оставшихся, жалеющих тех, кто изгнан, не лучше: «Мы ни единого удара Не отклонили от себя». Политический протест против высылки цвета русской интеллигенции сочетается с величественным приятием собственного жребия. Исторически «оправдан будет каждый час» мученической жизни.

«Всё расхищено, предано, продано…» (1921)

1921 год – время разрухи, голода, самый конец гражданской войны, из которой страна выходила с неимоверным напряжением сил. Старый мир был разрушен, новый только ещё начинал жить. И всё же внутренняя сила жизни заставила её посреди обломков старого и неизвестности нового произнести слова, благословляющие вечную в своей прелести и мудрую новизну жизни. Стихотворение по своей сути оптимистично, оно излучает свет и радость, в нём есть предвкушение жизни, которая словно бы начинается сначала. Ахматова заявляет о себе не как «я», а как «мы», выступая от имени своего поколения.

В годы Великой Отечественной войны Ахматова видит свое предназначение в том, чтобы стать голосом мужества и скорби, разделить судьбу своей страны. Ахматова знала блокаду, она видела первые жестокие удары, нанесённые столько раз воспетому ею городу. Уже в июле появляется знаменитая «Клятва».

В её голосе – твёрдость и мужество, спокойствие и уверенность: «Вражье знамя растает, как дым». Причина этого мужества и спокойствия – в ощущении единства с жизнью народа, в сознании того, «что она сейчас душой вместе со всеми»

В произведениях Ахматовой нет прямых описаний войны – она её не видела. Но её произведения дороги тем, что они выражали чувства сострадания, любви и скорби, шедшие тогда к Ленинграду со всех концов страны. Характерно, что в её военной лирике главенствует широкое и счастливое «мы»

Родина в этом стихотворении отождествляется с русской речью, с родным словом, с самым дорогим, за что стоит бороться, что надо мужественно отстаивать. Ахматова говорит «мы» - это голос всего народа, объединённого Словом.

Точкой опоры для Ахматовой всегда оставалась родная земля. Всей жизнью она была связана с Петербургом, с родиной. Здесь она испытала страдания и муки, разделила боль с народом, голосом которого по праву стала.

Следующая цитата

1. К какому лите ратурному те чению пр инадлежало тво рчество А. Ахматовой?

А) акмеизму б ) символизму в) има жинизму г) ф утуризму

2. Как называется в ыразительн ая подробн ость, с помощь ю которой А. Ахматова,

например, в при веденн ых ст роках стихотворения «Песня последней встречи» создает

художественны й образ?

Я на правую руку надела

Перчатку с ле вой руки.

3. Какой художественны й прием дважды использ ован в первой строфе

стихотворения «Приморс кий сонет» для усиления смысловой выразитель ности

текста?

Здесь всё меня переживет,

Всё , даже ветх ие скворешни

И этот воздух , возд ух вешний,

Морской сверш ивший перел ет.

4. Как называю тся обр азные опреде лени я, придающие п оэтической р ечи ос обую

выразительность : «воздух вешний », «чаща изум рудная »?

5. Тексту поэмы «Реквием » предшеству ют строки:

Нет, и не под ч уждым неб осводом,

И не под защ итой чуждых к рыл, -

Я была тогда с моим народо м,

Там, где мой на род, к несчас тью, был.

Как называют цит ату , предпосланн ую всему произвед ению или его ч асти?

6. В поэме «Реквием» звучит тема памят ника. Ко му хочет «установить» памятник А .

Ахматова и поч ему? Дайте развё рнутый связный ответ (3 - 4 предложен ия).

7. Первая часть п оэмы «Реквием » - " Вместо предисловия " - написано прозой. К ак вы

думаете, зачем Ахматова вводит в текст эту автобиографическую подробность ? Дайте

развёрнутый связ ный ответ ( 3 - 4 предложения).

8. А.И. Солженицын написал А. Ахмат овой о поэме «Реквием» так: « Это не Вы

говорите, это Россия говорит ». В чём смысл этой фразы? Дайте развёрнутый

Следующая цитата

вначале книги или газетной статьи авторы иногда приводят цитаты из литературных произведений или стихи других авторов. Как называется эта цитата и как её правильно оформить?

Лучший ответ

Это эпиграф.
При ссылке на источник обычно ставят инициалы и фамилию автора или то же и заглавие произведения, отбрасывая прочие данные, чтобы не загромождать страницу.
В кавычки не заключается, исключение — когда в эпиграфе сочетается текст цитирующего с цитатой. Заглавие источника эпиграфа тоже не заключается в кавычки.
Эпиграф набирают на суженный формат, выключая обычно вправо. Ссылку на автора (и источник) чаще всего выделяют светлым курсивом. Её не надо заключать в скобки — она и так выделена шрифтом.
После текста эпиграфа ставится необходимый знак препинания, после ссылки на источник точка не нужна.

Подробнее см. : Мильчин А. , Чельцова Л. Справочник издателя и автора: редакционно-издательское оформление издания. 3-е изд. , испр. и доп. М. : Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2009. С. 303–305. Или: М. : Олимп: АСТ, 1999. С. 234–236; 2-е изд. , испр. и доп. М. : Олма-Пресс, 2003 (подраздел "Дополнительные виды текста" раздела "Особые виды текста" части "Элементы и особые виды текста").

Следующая цитата

1) Можно ли считать эту поэму поэтическим документом эпохи? Почему? Докажите.

2) Могут ли стихотворения-главки «Реквиема» существовать не как части единого целого, а как самостоятельное произведение? Обоснуйте свой ответ.

Лучший ответ

Поэма "Реквием" - это потрясающий, основанный на фактах собственной биографии, документ эпохи, свидетельство того, через какие испытания
прошел наш народ. Репрессии 30-х годов, обрушившиеся на друзей и единомышленников А. Ахматовой, разрушили и ее семейный очаг:
вначале был арестован и сослан сын, а затем муж.
А. Ахматова выполнила свой долг жены, матери, поэта, рассказав в поэме
о трагических страницах нашей истории.
"Реквием" стала памятником безвинным жертвам и тем, кто страдал вместе
с ними.

Хотя поэма "Реквием" состоит из отдельных стихотворений, написанных в разные годы и в начале существовала как цикл стихотворений, со временем
А. Ахматова соеденила всё в целостный сюжет.
Он состоит из десяти стихотворений-главок и обрамления -
"Вместо посвящения","Вступления", двухчастного Эпилога.
Четыре вступительных отрывка - это экспозиция, в которой обрисованы время и место действия - Ленинград, годы "ежовшины".
Горе проникает в город, являющийся носителем великой культуры .
Горе убивает людей, убивает весь мир:
Перед этим горем гнутся горы,
Не течет великая река.
Причина горя в том, что весь мир превратился в тюрьму, а живое-
лишь в привесок к ней.
На таком фоне начинается развитие сюжета.
Основная часть поэмы состоит из 10 главок.
В главках развивается лирический сюжет, который наряду с эпическими элементами позволяет говорить о "Реквиеме" как о поэме.
Три главки, имеющие названия, являются кульминационными в
развитии этого сюжета: Приговор, К. смерти, Распятие.
В обрамлении сильнее эпический элемент, на первый план выступает
не личное, а общее.
Главки воспринимаются как вскрики, причитания, и каждый эпизод-
отражение общей трагедии, понятной и близкой всем.
Завершается поэма эпилогом, в котором проясняется, какое
воскрешение ждет ее героев - вечная жизнь в творчестве.

Читайте также: