Как написать комментарий к цитате
Обновлено: 21.11.2024
Комментарий к проблеме, друзья мои, - это не только самая объёмная, самая сложная, но и самая "ценная" часть сочинения. За правильно написанный комментарий вы получаете сразу 5 первичных баллов. Как это сделать? Будем разбираться.
Проверяющий хочет увидеть в вашем комментарии 5 пунктов , за которые и даст вам пять баллов: первый пример из доставшегося вам текста, важный для понимания проблемы, + пояснение к нему; второй пример из доставшегося вам текста, важный для понимания проблемы, + пояснение к нему; связь между примерами.
Примеры-иллюстрации из текста должны убедить вас и эксперта, что сформулированная вами в первом абзаце проблема действительно есть в исходном тексте. Эти примеры могут быть введены в виде цитат или краткого пересказа, но обязательно должны сопровождаться действиями автора. Рекомендую "дежурные" фразы, с которых можно начать комментарий:
- Размышляя над проблемой, автор вспоминает . (знакомит нас с . акцентирует внимание читателя на том, что . ставит своего героя перед сложным выбором . )
- Размышляя над этими вопросами, автор подробно описывает . (с горечью замечает, что . утверждает, что . заостряет внимание на том, что . )
Далее необходимо написать пояснение к каждому примеру. Говоря просто, вы должны немного "расшифровать" свой пример, то есть ответить на вопросы: зачем писатель знакомит нас с героем? зачем он подробно останавливается на его внешнем виде или самочувствии? зачем на чём-то заостряет внимание?
И последнее: необходимо указать, как связаны между собой оба примера. Варианты связи: примеры могут дополнять друг друга, быть противопоставлены друг другу, один пример может быть причиной или следствием другого и т.д
Попробую показать на примере текста В.Солоухина о паводке и выхухоли, как может выглядеть комментарий к проблеме материнского самопожертвования.
Размышляя над проблемой, автор подробно описывает ситуацию летнего паводка: "По каждому оврагу, по каждой канаве наперегонки, перепрыгивая через корни деревьев, через камни, мчались ручьи, словно у них была единственная задача – как можно быстрее домчаться до речки и принять посильное участие в её разгуле". Сначала герой- рассказчик ни о чём не задумывается, он только любуется "воистину необыкновенным зрелищем". Описывая разгул стихии, автор хочет донести до читателя одну простую истину: то, что вызывает восторг у человека, может быть настоящим бедствием для животного мира.
Далее В. Солоухин акцентирует наше внимание на описании крошечных, беспомощных детёнышей выхухоли и поведении их матери, которая при виде человека не уплыла, а пыталась остаться на одном месте, борясь с сильным течением, так как "невидимая связь с коровьим копытцем держала её, как на нитке" . С помощью этой метафоры писатель показывает силу материнской любви, не позволяющей бросить детёнышей в опасности.
Оба примера, дополняя друг друга, позволяют лучше понять позицию автора.
Как вы заметили, комментарий я разделила на 3 абзаца: 1 - первый пример + пояснение; 2 - второй пример + пояснение, 3 - связь между примерами.
О том, как сформулировать позицию автора , постараюсь написать в ближайшее время.
Если вы учитесь писать сочинение в формате ЕГЭ, прочитайте статьи об основных частях сочинения и о способах формулировки проблемы . Если что-то непонятно, задавайте вопросы в комментариях.
Под многими моими статьями коллеги дискутируют по поводу формулировок: допустима ли фраза "автор ПОДНИМАЕТ проблему", "автор РАЗМЫШЛЯЕТ над ней"? Или он только СТАВИТ её (иначе расстрел)? Своё мнение я изложила в статье "Откуда ноги растут у формулировки "автор ставит проблему" и является ли она единственно верной?"
Следующая цитата
Соавтор(ы): Richard Perkins. Ричард Перкинс — преподаватель писательского мастерства, координатор учебных программ по английскому языку и основатель образовательного центра PLC. Имеет более 24 лет педагогического опыта, обеспечивает учителей инструментарием для преподавания писательского мастерства и работает с учащимися всех уровней, от начальной школы до университета, помогая им научиться писать умело и уверенно. Является членом Национального писательского проекта. В качестве одного из лидеров и консультантов Всемирного образовательного проекта Университета штата Калифорния в Лонг-Бич создает и проводит семинары для учителей, нацеленные на интегрирование 17 целей устойчивого развития, разработанных ООН, в школьную программу. Получил степень бакалавра по специальности «Коммуникации и телевидение» в Южно-Калифорнийском университете и магистра педагогики в Универитете штата Калифорния в Домингес-Хиллз.
Следующая цитата
В создании этой статьи участвовала наша опытная команда редакторов и исследователей, которые проверили ее на точность и полноту.
Команда контент-менеджеров wikiHow тщательно следит за работой редакторов, чтобы гарантировать соответствие каждой статьи нашим высоким стандартам качества.
Количество источников, использованных в этой статье: 14. Вы найдете их список внизу страницы.
В этой статье:Использование прямых цитат в эссе – это отличный способ подкрепить свои идеи конкретными доказательствами и оживить свои аргументы. Однако если вы хотите, чтобы ваше эссе выглядело профессионально, тогда вы должны знать, как правильно приводить цитаты, независимо от того, какой стиль вы используете – MLA или APA. И помните: если вы используете цитату, но не указываете первого автора, это считается плагиатом. В дополнение к цитатам, приведенным в эссе, вам придется сделать ссылочную страницу в конце своего эссе. Если вы хотите узнать, как вставить цитаты в свое эссе, перейдите к пункту 1, чтобы начать ознакомление.
Часть 1 из 2: приводить цитаты, используя стиль MLAСогласно стилю MLA (Ассоциации современных языков), при использовании цитат в эссе вы должны указать имя автора и номер страницы. Если вы цитируете стихи, тогда вам придется делать ссылки на строки стихов вместо номеров страниц. В отличие от стиля APA вам не придется указывать год, в котором была написана цитата в основном тексте вашего эссе, хотя вам придется указать его на подробной ссылочной странице в самом конце эссе.
- Здесь приводится пример абзаца, содержащего длинную блок-цитату:
- Новелла «Вещи, которые они несли», описывает вещи, которые несли солдаты, воевавшие во Вьетнаме для того, чтобы раскрыть их характер и заставить читателя почувствовать тяжесть ноши, которую они несли:В основном они несли вещи, определенные необходимостью. Среди вещей первой и почти первой необходимости были консервные ножи P-38, карманные ножи, шашки твердого топлива, наручные часы, «собачьи жетоны», средство от москитов, жвачка, сладкие сигареты, соляные таблетки, пакетики с растворимым порошком, зажигалки, спички, наборы принадлежностей для починки обмундирования, сертификаты денежного довольствия, «пайки С», а также две или три фляжки с водой. (О'Брайен, 2)
- Говард Немеров описывает свои страдания от потерянной любви в своей поэме «Ставни»:День, полный одиноких воспоминанийИ мечты, смытые зимним дождем(Невыразимая словами пропасть, поселившаяся в сознании!)Уходит прочь через распахнутые окна. (14-18)
- Используйте квадратные скобки ([ and ]), чтобы «вставить» свою информацию – это поможет читателям при ознакомлении с цитатой:
- Мэри Ходж, писатель-реалист двадцатого века, автор коротких рассказов, однажды написала: «Многим женщинам [которые пишут истории), кажется, что они стоят ниже новеллистов, но не стоит так думать» (88).
- Смит считает, что многие студенты университетов Лиги плюща «думают, что быть учителем не столь престижно…как банкиром»(90).
- В результате многих исследований было обнаружено, что программы MFA «являются единственной крупной движущей силой, которая помогает начинающим писателям опубликовать свои работы»(Кларк, Оуэн и Камю 56).
- Один кинокритик написал в интернете, что Вера был одним из самых позорных фильмов, снятых в Канаде за последнее десятилетие»(Дженкинс, «Позор Канаде!»).
- Свадебная гуру Рэйчел Ситон сказала в своем известном блоге, что «Каждая женщина в душе – капризная невеста» (2012 г., «Годзилла в смокинге»).
Согласно стилю APA (Американской филологической ассоциации) при цитировании вы должны указать фамилию автора и номер страницы точно так же, как это делается в формате MLA, но вам к тому же придется указать год. В формате APA вам также придется использовать «стр.» перед номерами страниц при цитировании.
Следующая цитата
Комментарий - это важнейшая часть сочинения ЕГЭ, его сердце. Он должен представлять собой анализ предложенного текста в соответствии с проблемой, выбранной вами. За него дают целых 6 первичных баллов, которые равны почти 11% из 100. Потерять их, согласитесь, очень обидно, поэтому давайте поговорим о том, на чем можно споткнуться при написании комментария.
Коротко о главном. Коротко о главном.1. Объем комментария равен 9-10 предложениям. Это самая большая часть сочинения ЕГЭ по русскому языку.
Как они набегают? В первых двух предложениях нужно кратко сказать, о чем текст. Затем вы переходите к первой цитате, которую надо проанализировать. Это еще минимум 3 предложения. Следом можно указать на взаимосвязь между уже приведенной цитатой и планируемой или сразу вводить 2 доказательство (цитату). Это по вашему желанию. Вторую цитату также следует проанализировать в нескольких предложениях. Итого уже получается 2+3+3=8. В конце комментария должен быть микровывод, выраженный в 1-2 предложениях. Если взаимосвязь вы не показали в середине комментария, это необходимо сделать в конце, связав примеры между собой.
2. Никогда не пересказывайте весь текст в комментарии.
За чистый пересказ максимально снижают баллы до 2 или 1 из 6 возможных. Ведь в приведенном для анализа отрывке может быть несколько проблем, поэтому нужно выделять только те его части, которые иллюстрируют нужную вам. Разберем на конкретном примере. Для анализа возьмем текст из сборника типовых экзаменационных вариантов ЕГЭ 2021 под редакцией И.П. Цыбулько (вариант 5).
Отрывок текста В.П. Катаева Отрывок текста В.П. КатаеваПроанализируем текст. В нем можно выделить 3 основные проблемы: проблему истинного героизма, проблему самоопределения, проблему достижения мастерства в своем деле. Какую бы из них вы ни взяли, не нужно пересказывать отрывок сначала, потому что там говорится не о главном герое Ковалеве, поступки которого надо анализировать, а о молодом солдате Ване. Если вы начнете анализ с него, то уйдете в сторону от выделенной проблемы, а значит, потеряете баллы.
3. Перед тем, как писать комментарий, четко определите проблему и не уходите от нее.
Выбирайте ту проблему, о которой вам легче всего будет говорить. Лучше брать основную, тогда вы точно найдете нужную аргументацию (цитаты) в предложенном отрывке. Если вы испытываете затруднения с определением проблемы, задайте себе вопрос: "Что хотел сказать этим текстом автор?". Ответ и будет выходом на проблему. Подробнее об этом читайте в моем материале: "Как определять проблему для сочинения ЕГЭ по русскому языку. Пошаговая инструкция". Вот ссылка:
4. Обязательно используйте 2 цитаты из текста для доказательства своих мыслей.
Цитаты следует выбирать уже на стадии определения проблемы. Прочитайте текст и подчеркните те фразы, которые лучше всего проиллюстрируют проблему, докажут, что она есть в тексте. Они не должны быть слишком большими. Если предложение подходит, но оно очень длинное, можно взять только его часть, "отрезав" лишнее и поставив многоточие. Избегайте излишней цитации: 3, 4 цитаты - это явный перебор. Также цитаты лучше брать из разных абзацев, чтобы показать развитие, ход мысли автора.
Пример:
Если выделять проблему достижения мастерства в своем деле, то цитатами, подходящими для анализа в тексте Катаева, будут: 1. "Однако в первом же бою он показал себя таким знатоком своего дела, таким виртуозом, что всякое недоверие кончилось раз и навсегда". 2. "И, в конце концов, для пользы службы лучше иметь выдающегося наводчика, чем посредственного командира взвода". Остальные мысли, например, где автор говорит о его гениальности, вы можете передать своими словами в анализе.
5. Не вводите 2 цитаты подряд без объяснений.
Как я уже говорила в первом пункте, каждое доказательство, то есть цитата, требуют объяснения, анализа. Он-то и показывает, насколько хорошо вы поняли текст и как вы умеете рассуждать. Именно на ваши пояснения и обращают внимание проверяющие. Чем глубже вы их проанализируете, раскрутите мысль, тем больше шансов на получение максимального балла.
Подсказка: если перед вами текст-рассуждение, можно своими словами передавать мысли автора, подводя к цитатам и интерпретируя их.
Примеры универсальных связок, которые можно использовать в комментарии. Вместо указания на произведение говорить о предложенном тексте. Примеры универсальных связок, которые можно использовать в комментарии. Вместо указания на произведение говорить о предложенном тексте.6. Не используйте более 2 речевых клише в комментарии.
Речевое клише - это готовая фраза, помогающая вам структурировать и формулировать мысли. Использовать их можно, но в меру. Большое количество шаблонных фраз докажет проверяющим, что вы не в силах рассуждать самостоятельно. За такой комментарий не ставят максимальный балл.
Примеры речевых клише. Примеры речевых клише.7. Не допускайте фактических и этических ошибок!
Фактическая ошибка - это искажение информации, данной в тексте: ошибка в имени, фамилии автора или героев, понимании событий и т.д. За нее вычитают 1 балл по отдельному критерию. Кроме того, могут снять баллы за сам комментарий, если ошибка будет грубой и затруднит правильный анализ текста.
Этическая ошибка - это неуважение по отношению к автору, героям, ярко негативная оценка описываемых событий. Самая простая и частая ее разновидность - при первом упоминании фамилия автора дается без инициалов.
Читайте также: