Как изображается война в повести сашка цитаты

Обновлено: 21.12.2024

В течение четырех лет войны не было ни одного хоть сколько-нибудь значительного события, которое не находило бы немедленного отражения в литерату­ре. Произведения тех лет на военную тему создава­лись буквально по горячим следам. Эту прозу называ­ют «лейтенантской», что многое говорит о ее авторах.

Вячеслав Кондратьев — фронтовик, свидетель и участник описываемых им событий. Его первая же повесть «Сашка» оказалась удачной. «История «Саш­ки» — это история человека, оказавшегося в самом трудном месте и на самой трудной должности — сол­датской»,— так сказал о повести Кондратьева К. Си­монов.

Герой повести — Сашка, простой деревенский па­рень двадцати двух-двадцати трех лет. Его молодость выпала на нелегкое для страны время. Прежнее пред­ставление Сашки о войне резко отличается от того, чем война в действительности оказалась. Проводя своего героя через многие испытания, автор раскры­вает читателю его характер. Показателен в этом отно­шении эпизод с валенками. Рискуя собственной жиз­нью, Сашка решает достать валенки для ротного. Ротного ему жалко. «Для себя ни за что бы не полез»,— замечает герой. Писатель подчеркивает добродушие и бескорыстие Сашки, его любовь к ближнему.

Сообразительным, смелым, ловким показывает себя герой, когда неожиданно появляются немцы. Сначала у него перехватывает дыхание, затем он при­ходит в себя, начинает быстро соображать и предпри­нимает решительное действие: «резанул длинной оче­редью по немцам». Мужественно выглядит герой на фоне «битой-перебитой» роты, которая, едва получив приказ, с удовольствием ретируется за овраг. Сашка же бросается на помощь ротному. Идя с ним в атаку и заметив, что у того расстрелян диск, Сашка отдает ротному свой, не думая о своей жизни. У него одно же­лание: «настичь немцев и обязательно перестрелять их».

Кульминационным моментом повести является схватка героя с немцем и то, что последовало дальше. С горячей ненавистью бросается герой на врага и, не­смотря на разницу сил, побеждает его. Однако после захвата немца Сашка вдруг замечает, что пленник — его ровесник, такой же молодой, такой же, наверное, жизнелюбивый, да и «на вид он прямо русский». Со­чувствие проникает в сердце Сашки. В обращении с немцем герой ведет себя гуманно, замечая, что «не та­кой он, чтоб над пленным и безоружным издеваться». Сашка не только сам не применяет насилия, он против того, чтобы другие пользовались своей «страшной властью». Подробно Кондратьев описывает Сашкины мытарства, которые он переносит ради одного — со­хранения жизни врагу. «Много, очень много видал Сашка смертей за это время — проживи до ста лет, столько не увидишь,— но цена человеческой жизни не умалялась от этого в его сознании». И это опреде­ляющая черта в образе Сашки — умение в нечеловече­ских условиях сохранить в себе человеческое, «есть у него в душе заслон какой или преграда, преступить которую он не в силах». «Ну, Сашок. Ты человек. » — говорят о нем товарищи.

Человечен Сашка и к своим, и к чужим. Снова рискуя собственной жизнью, он приводит к раненому солдату, которому он дал слово помочь, санитаров. Не может обмануть человека Сашка, крепко держит свое слово, дорожит человеческий жизнью.

Сложно складываются взаимоотношения героя с Зиной. После первой же встречи привязавшись к ней, Сашка надеется и с ее стороны увидеть любовь и преданность. Снова повстречав Зину, герой обнаруживает, что она любит другого. Сашка находит в себе муже­ство простить ей все, потому что он ее понимает: Зина молодая, ей надо как-то устраивать свою жизнь, и ни­какой уверенности в том, что Сашка с войны вернет­ся, у нее нет. «Неосудима Зина. Просто война. » — делает заключение герой.

Понимание свойственно Сашке и в других эпизо­дах. Предельно корректно ведет он себя с местным на­селением по пути своего следования, зная: осуждать их за негостеприимство нельзя — война. Герой умеет найти к человеку подход, знает, как не обидеть его.

Когда в госпитале происходит конфликт из-за ка­чества пищи, он обнаруживает необыкновенную сме­лость, беря на себя чужую вину. Сашка понимает, что друг его, Володька очень горяч нравом и может наделать глупостей, а он, Сашка, «благоразумнее», а пото­му попытается как-то сгладить сложившуюся ситуа­цию. О наказании за содеянное герой не думает, глав­ное для него — спасти друга.

Когда очарованный красотой подснежника Жора подрывается на мине, Сашка, ни минуты не раздумы­вая, бросается за отброшенной в сторону его шапкой. Не собственная жизнь волнует его в этот момент, а осознание долга перед товарищем: накрыть его лицо и отдать таким образом последнюю дань уважения. Сашка снова не думает о себе, проявляет способность к самопожертвованию.

На вокзале герой знакомится с двумя девушками, отправляющимися на фронт. Им жаль израненного, измученного Сашку, а Сашке — их. Он отлично по­нимает, что ждет этих юных, не нюхавших пороху девчат там, на передовой, и проявляет огромное со­чувствие.

Наплыв патриотических чувств вызывает у Сашки Москва. Он вдруг понимает всю важность и нужность того дела, которое он делал «там».

В повести «Сашка» Кондратьев нарисовал образ че­стного, смелого, мужественного, доброго и отзывчи­вого человека.

Писатель развернул перед читателем объективную картину войны, беспощадной и смертоносной.

Следующая цитата

Выявить специфику изображения войны и характера рядового бойца в прозе Кондратьева.

Развивать умение анализировать текст, разбираться в характерах литературных героев.

Воспитывать чувство патриотизма, дать учащимся возможность прикоснуться сердцем к нравственным истокам изображения войны, примерить на себя и героизм и трагизм тех дней, постараться поставить себя на место Кондратьевского героя.

Оборудование урока:

Текст Кондратьев “Сашка”.

Иллюстрации к произведению.

Ход занятия

Всем воевавшим подо Ржевом –
живым и мертвым – посвящена эта повесть…
(Эпиграф на доске)

К военной теме на уроках литературы мы обращались не раз. Тема войны является ведущей в литературе на современном этапе. Такие писатели как Кондратьев, Воробьев, Юрий Бондарев, Евгений Носов, Вячеслав Кондратьев по-новому осветили военную тему, показали войну не глазами генералов и офицеров, а глазами рядового солдата.

О войне прочитали много произведений. …Какие из них особенно запомнились?

(Ответы учащихся.)

Вячеслав Леонидович Кондратьев (1921–1993) по профессии художник-оформитель, а по призванию он большой писатель. В 1939 году с первого курса вуза ушел в армию, служил на Дальнем Востоке. В декабре 1941 г. После многочисленных рапортов он в числе 50 младших командиров отправляется на фронт. На переломе от зимы к весне 1942 года Кондратьев подо Ржевом. О тяжести доставшихся там бойцам боев мы можем судить по тому, что всего только в первую неделю он был помощником командира взвода, командиром взвода принял роту убитого командира, а после пополнения – снова командиром взвода. Потом новые бои, тягостные, неудачные, такие, о которых с перехваченным горлом вспоминают фронтовики, когда читают или слушают “Я убит подо Ржевом” Александра Твардовского (ученик читает стихотворение).

Отпуск после Ржева, после отпуска снова дорога, служба в железнодорожных войсках, в разведке. В конце 1943 – тяжелое ранение, полгода в госпитале – ограниченная годность, инвалидность…

В немолодые уже годы взялся за повести о войне. “Видимо подошли лета, пришла зрелость, а с нею и ясное понимание, что война-то – это самое главное, что было у меня в жизни. Начали мучить воспоминания, даже запах войны ощущал, не забыл, хотя шли уже 60-е годы. Начали приходить в сны ребята, покуривали самокрутки поглядывали на небо, ожидая бомбардировщика. Жадно читая прозу о войне, тщетно искал и не находил в ней своей войны, хотя война была одна. Понял, что о своей войне рассказать могу только я сам” – пишет Кондратьев.

На всех молодых героев Вячеслав Кондратьев смотрит как бы из 1942 года, сквозь призму стона, боли, крика души глазами того юного поэта, каким был он сам на Ржевском пятачке.

… И умирает на поле не воин,
Не страшный для врага солдат,
А мальчик маленький, который,
Корчась в боли,
В последнем стоне кличет мать…

“ Покушение”, “Селижаровский тракт”, “Встречи на сретенке”, “Красные ворота”, “Привет с фронта”, “Искупить кровью”, “Бои местного значения”…вот далеко не полный список того, что вышло из-под пера Кондратьева.

Повесть “Сашка” – это повесть, посвященная всем воевавшим подо Ржевом – живым и мертвым… она принесла автору широкую известность, поставила его в первый ряд литературы. Появилась в журнале “Дружба народов” в 1979 г. (с предисловием К. Симонова).

“ История Сашки – это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте, на самой трудной должности – солдатской”– пишет К.Симонов.

– О чем эта повесть?

– О жизни на войне, о жизни, которая естественно включает в себя бои; о неимоверно трудном повседневном быте войны; писатель в повести выразил то, что можно было бы назвать глубочайшим сущностным трагическим прозаизмом войны.

– Итак, два месяца Сашка на передовой. Как об этом пишет Кондратьев? (Текст.)

– “ Всплескивали ракеты в небо, как обычно…”

– Рисуется страшная картина, а оказывается как обычно.

– Как вы думаете, 2 месяца – много это или мало?

(Ответы учащихся.)

– Война есть война, и несет она только смерть. Как в тексте рисуется война? (Текст.)

– “ Деревни, которые они брали, стояли будто мертвые…”

– Война – это не просто военные действия и быт солдат. Что говорит Кондратьев о жизни на войне?

– С хлебом плохо. Навару никакого. Ощущение пустоты в желудке, которое прихватывало их всех по нескольку раз в день. Нет курева. Нет боеприпасов. Грязь. Вши и битая-перебитая рота. Почти совсем не осталось однополчан-дальневосточников, один-два. Из 150 человек в роте осталось 16. Бригаду-то почти всю повыбило. Ржавая, набухшая кровью земля. За два месяца из каждых десяти погибли 9.

– О многом говорит заведенный на передовой порядок. Ранило – отдай автомат, а сам бери родную трехлинейку образца 1891… (Текст, ответы учащихся.)

Помнит Сашка все время о том, скольким товарищам не видать пути назад. “Все поля в наших..” – один из главных мотивов повести.

– Какие события выбрал автор из двухмесячной Сашкиной фронтовой жизни?

Добывает валенки для ротного. “Для себя бы ни за что не полез, пропади пропадом эти валенки! Но ротного жалко. Его пимы насквозь водой пропитались, и за лето не просушишь…”

Под огнем возвращается проститься с ребятами и отдать автомат (стыдно уйти не попрощавшись).

Ведет санитаров к раненому, не полагаясь, что они сами разыщут его. (“Знает он этих санвзводовских, на передок арканом не затащишь. Вернутся и скажут – не нашли, дескать, или помер уже раненый. Кто их проверять будет? А ведь он слово дал. Умирающему слово. )

Берет в плен немца и отказывается его расстрелять. (Текст.)

Встреча с Зиной. (Текст.)

Выручает лейтенанта Володьку. (Текст.)

– Как вы думаете, почему именно к этим эпизодам привлек наше внимание Кондратьев?

– Именно в этих эпизодах раскрывается образ Сашки наиболее полно.

– Кондратьев показывает в повести бесчеловечность войны, но война не смогла обесчеловечить Сашку. Писатель провел своего героя через испытания властью, любовью, дружбой. Давайте проследим по тексту, как Сашка проходит эти испытания. Кратко перескажите эпизод, в котором берет немца в плен.

– … Напоролась рота на немецкую разведку…”

– Чем вызывает симпатии к себе Сашка в этом эпизоде?

– Добротой, участливостью, гуманностью, у него на все свое мнение…

– Почему Сашка не может расстрелять плененного им немца?

– Ведь написано было в листовке: обеспечена жизнь и возвращение на родину после войны. И он, Сашка, ведь обещал немцу жизнь. Да, тех, кто спалил деревню…вот поджигателей этих стрелял бы Сашка, безжалостно, если б попались, а как в безоружного стрелять? Как?

– Очень много видел Сашка смертей за это время – проживи до ста лет, столько не увидишь – но цена человеческой жизни не умалилась от этого в его сознании…

– Что поражает его в пленнике?

– Такой же как он молодой, похож на Сашкиного деревенского дружка…

– В повести есть одно очень важное место – “есть у него в душе заслон какой или преграда, переступить которую он не в силах”. Почему может рухнуть эта преграда и к чему приводит, когда ее переступают?

– Человек идет на предательство, измену (“Сотников” В.Быкова).

– Автор в повести пишет: “Впервые за всю службу в армии, за месяцы фронта столкнулись у Сашки в отчаянном противоречии привычка подчиняться беспрекословно и страшное сомнение в справедливости и нужности того, что ему приказали…” Как вы понимаете эти слова?

(Ответы учащихся.)

– Почему комбат сначала приказал расстрелять немца, а затем все-таки отменил свой приказ? Как это характеризует капитана?

(Ответы учащихся.)

Вывод. Итак, Сашка выдержал испытание властью. В эпизоде с пленным немцем проявляются такие духовные качества Сашки, как гуманизм, правда, нравственный выбор, ценность жизни; власть как право и власть как ответственность. (“И тут только Сашка понял, какая у него сейчас страшная власть над немцем. Ведь тот от каждого его жеста то обмирает, то в надежду входит”.)

– Встреча с Зиной – испытание любовью (краткий пересказ эпизода, беседа по тексту).

– Что значит Зина в Сашкиной жизни?

– Спас жизнь, это его первая любовь, ждет встречи, но ожидания прерываются постоянной тревогой о родной роте. (“Невозможно жить по иным законам, кроме законов передовой”.) Вечеринка вызывает гнев “веселиться нельзя, когда все поля в наших”, узнает, что она танцует с лейтенантом, горько, больно, но поняв, что ее отношение к нему всего лишь жалость да к тому же, узнав, что есть у нее другой, Сашка, не поправившись, уходит из госпиталя.

“ И опять перебрав все, что у него с Зиной за тот день и вечер было, припомнив опять разговоры их все и представив ее жизнь тут за эти месяцы, пришел он к тому – неподсудна Зина…Просто война. И нету у него зла на нее”.

Потом он расскажет обо всем деревенской женщине Паше, и та скажет ему: “Хорошо, что Зину не хулишь. Справедливый значит. Вошел в ее женское положение, понял”.

Сашка совершает благородный поступок. Он сумел понять и простить Зину, думает не о себе, а о ней.

Вывод. Итак, Сашка остается Сашкой. Справедливость и доброта взяли верх. Он уверен, что у Зины с лейтенантом любовь. А раз любовь, какое он имеет право мешать ей. Уходит, не причиняя боли Зине лишними разговорами. Он бы по-другому не смог. Настоящая любовь, которая дает возможность понять и простить любимого и не дает ему сделать больно.

– Испытание дружбой (история крепкой фронтовой дружбой с лейтенантом Володькой).

– “ И полетела в майора тарелка, брошенная рукой разъяренного Володи…”

– Каковы мотивы Сашкиного заступничества за лейтенанта Володьку?

– Сашка вину на себя взял, рассудил, что лейтенанту эта выходка не пройдет даром, а его, рядового, быть может, и не накажут строго, а если и накажут, то дальше передка не пошлют, а ему не привыкать …

– Осуждаем ли мы Сашку за этот поступок или оправдываем его?

В бесчеловечной, кровавой войне человек остается человеком, а люди людьми. Это для писателя главное. Об этом и написана повесть о страшной войне, о сохраненной человечности.

Герои Кондратьева, особенно Сашка, привлекательны тем, что думают не о себе и действуют сверх надобного.

– Что главное для Кондратьевского героя?

– Не быть охваченным смертью, зараженным вирусом одичания, жестокости, властолюбия. (Ответы учащихся.)

Американский журналист Хенрик Смит писал: “Люди Запада подчас знают о некоторых исторических событиях в Советском Союзе больше, чем русская молодежь. Такая историческая глухота привела к развитию поколения молодых, не знающих ни злодеев, ни героев и поклоняющихся разве что звездам западной рок-музыки. Среди книг, способных взволновать молодежь, вызвать глубокие переживания и размышления не только о герое, об авторе, но и о себе, повесть В. Кондратьева “Сашка”.

Так давайте не будем Иванами, не помнящими родства…

Домашнее задание: написать отзыв на произведение Кондратьева “Сашка”.

Следующая цитата

В отечественной литературе немало достойных произведений, посвященных Великой Отечественной войне. К ним относится и повесть Вячеслава Леонидовича Кондратьева «Сашка». Предлагаем ознакомиться с анализом произведения по плану, который будет полезен ученикам 11 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

Год написания – 1979 год.

История создания – Повесть «Сашка» во многом автобиографична, поскольку автор сам принимал участие в тяжелых боях под Ржевом. Эти воспоминания долгие годы не давали ему покоя, и в зрелом возрасте вылились в повесть, в которой раскрывалась проблематика войны.

Тема – Центральная тема произведения – проблема нравственного выбора в условиях войны.

Композиция – Композиция повести имеет мозаичную структуру и состоит из микросюжетов, с помощью которых в полной мере раскрывается сущность главного героя. Для произведения характерен неспешный темп повествования, что позволяет лучше понять внутренний мир Сашки, мотивы его поступков.

Жанр – Повесть.

Направление – Реализм.

Анализ произведения «Сашка» В.Л.Кондратьев

1. Вячеслав Леонидович Кондратьев

3. Для 11 класса

5. Произведение было написано в середине 20 века, но опубликовано было только в 1979 году. Именно в этот год для советских войск начала новая война — в Афганистане против террористов и жестокости, которая угрожала всему миру. Удивительно, что в таких ситуациях во имя справедливости отдают жизни только люди Советского Союза, ныне России, будто всего остального мира и вовсе не существует.

6. Действие произведение происходит подо Ржевом в период Второй мировой войны, а конкретнее в 1941 году. Тем временем СССР правил Сталин и всеми силами старался защитить нашу Родину от врага…

защитить посредством жертв обычных мальчишек, которые только-только окончили школу и пошли воевать.

7. Главным героем повести является Сашка. Он отличается от многих солдат тем, что в нём война не притупила самое важное качество — человечность. Он является мужественным солдатом, готовым рисковать за своих товарищей, но тем не менее он остаётся по-доброму настроен к пленённым. Потому что он искренне считал, что убивать пленённых и безоружных нельзя. Мне хотелось бы быть похожей на главного героя, так он обладает рядом положительных качеств, которые возвеличивают русский народ, показывают его лучшие стороны даже в самые тёмные времена.

Краткий сюжет Однажды Сашка берёт в плен немца. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Сашка специально показывает ему листовку, где написано, что к тем, кто окажется в плену, будут относиться уважительно и по-человечески. Но придя к комбату, он приказывает Сашке убить немца, так как никакой ценной информации у того не было. Сашка не мог выполнить приказ из-за своих принципов, но и ослушаться не мог. И он решил провести его в штаб бригады, хотя за это Сашку могли посчитать дезертиром — далеко ведь идти. Комбат догоняет их и встречает настойчивый взгляд Сашки, после чего отменяет свой приказ и говорит отвести немца в штаб. Так закончилась столь неприятная ситуация. Потом Сашку отпустили домой, но, увидев спокойную Москву, где люди неспешно прогуливались по улочкам, Сашка понимает, что его место на фронте.

Мое мнение Книга о том, как важно следовать своим принципам. Конечно, Сашке очень повезло. Но тем не менее он остался верен принципам и не прогадал. Не знаю, стоит ли читать — если вы поклонник военной литературы, то конечно. А если нет, то вы мало найдёте для себя интересного. Только ещё одна история с войны.

Полезный материал по теме:

История создания

Вячеслав Леонидович отправился на фронт, когда ему едва исполнился 21 год. В составе стрелковой бригады он отчаянно сражался за город Ржев, получил ранение, был награжден медалью «За отвагу».

Воспоминания о военном лихолетье не оставляли Кондратьева на протяжении всей жизни: они терзали его, не давали радоваться настоящему. По признанию писателя, он перечитал много художественной литературы о Великой Отечественной войне, но ни одно произведение не смогло по-настоящему зацепить его, ни в одном из них он не находил описания «своей» войны.

И тогда, на пороге своего 60-летия, Кондратьев решил поделиться миром тем, что на протяжении многих лет не отпускало его душу, рассказать о «своей» войне, чтобы воспоминания не канули в лету, а остались жить на бумаге. Толчком к написанию повести послужил и тот факт, что Кондратьеву так и не удалось отыскать ни одного из своих ржевских однополчан. Писателя охватил страх: он мог остаться единственным выжившим свидетелем тех страшных событий, о которых должен узнать мир.

Повесть Вячеслава Леонидовича «Сашка» была опубликована в 1979 году в журнале «Дружба народов».

Анализ повести В. Кондратьева “Сашка”

Повесть Вячеслава Кондратьева “Сашка” рассказывает о молодом русском пареньке, который волею судьбы оказался на фронте. Война изменила жизнь целых поколений, отняла мирный быт, возможность жить, работать.

Однако человеческие представления о чести, совести, добре и зле невозможно искоренить в человеке. Сашка удивительно добр, ему свойственно милосердие и сострадание к ближнему. Сашке удается взять в плен молодого немца. Если бы им суждено было встретиться в бою, не было бы никаких сомнений, как поступить. А теперь пленник совершенно

Комбат приказывает Сашке расстрелять пленного. Этот приказ вызывает у парня сильнейшее сопротивление. Мысль о том, что он должен расстрелять беззащитного человека, кажется Сашке чудовищной. Капитан догадывается о состоянии Сашки, поэтому приказывает другому бойцу проверить исполнение приказа.

В сознании каждого человека заложена уверенность, что жизнь человеческая священна. Сашка не может убить беззащитного пленного немца. Он не случайно находит в пленном немце сходство со своим хорошим знакомым. В довершение ко всему он не может забыть листовку, которую показывал немцу. В листовке

была обещана жизнь, и Сашка не может понять, как же можно нарушить это обещание.

Ценность человеческой жизни – важный фактор. И пусть Сашка слишком прост, чтобы обратиться к теориям великих философов и гуманистов, в душе он четко осознает свою правоту. И именно это заставляет его медлить с выполнением приказа.

Даже в условиях войны Сашка не ожесточился, общечеловеческие ценности для него не потеряли свой смысл. Не случайно уже после того, как комбат отменил приказ, Сашка понял: “…коли живой останется, то из всего, им на передке пережитого, будет для него случай этот самым памятным, самым незабывным…”.

Встреча с Зиной оказалась не столь волнующей, как ожидалось. Не сразу, но узнает Сашка об ее измене.

И становится ему горько и тоскливо. Поначалу возникло у него желание “завтра же утром на передок податься, пусть добивают”. Но потом понял Сашка, что у него есть мама и сестра, и не может он так безрассудно распоряжаться своей жизнью.

Сашка открыт и искренен, он весь как на ладони, он не скрывает ничего. Это тип простого русского человека, который, в общем-то, и выиграл войну. Сколько таких Сашек, молодых, искренних, добрых и чистых душой, погибло в Великую Отечественную войну!

Повесть заканчивается размышлениями Сашки, которые возникают у него при взгляде на спокойную, почти мирную Москву. И Сашка понимает: “…чем разительней отличалась эта спокойная, почти мирная Москва от того, что было там, тем яснее и ощутимее становилась для него связь между тем, что делал он там, и тем, что увидел здесь, тем значительней виделось ему его дело там…”.

Каждое произведение о войне стремится донести до последующих поколений всю трагедию, с которой вынуждены были столкнуться советские люди в период с сорок первого по сорок пятый. Чем больше времени отделяет нас от того страшного периода, тем меньше остается живых людей, помнящих ту кровавую мясорубку. И именно поэтому произведения о войне необходимо читать и перечитывать, чтобы иметь достоверное понятие о сложной судьбе России.

В повести, описывающей все реалии Великой Отечественной войны, Кондратьев мастерски раскрывает центральную тему произведения – проблему нравственного выбора в экстремальных условиях. На долю главного героя выпадает немало жизненных испытаний, способных как нельзя более точно отобразить истинную сущность человека.

Одним из наиболее острых и эмоционально сильных эпизодов является пленение Сашкой немца. В пылу борьбы солдатом движет лишь желание одолеть врага, но затем в пленном немце он видит обычного человека. Он достойно проходит испытание властью, не причинив вреда безоружному человеку и пообещав ему сохранение жизни. Не в силах выполнить приказ комбата и расстрелять беззащитного юношу, Сашка сам подставляет себя под удар.

Весьма показательной является сцена, в которой Сашка вступается за своего нового знакомого, и берет его вину на себя. Его благородный поступок невольно вызывает чувство восхищения, поскольку герой ставит интересы товарища выше собственных.

Достойно проходит Сашка и испытание фронтовой любовью. Узнав, что избранница Зина разлюбила его, герой с достоинством принимает ее измену. Несмотря на глубокое разочарование, он находит в себе силы, чтобы понять ее и отпустить без слов упрека.

По сути, Сашка стал тем собирательным образом, в котором нашли свое отражение сотни тысяч простых ребят, оказавшихся один на один с ужасами войны. В своем произведении автор выделил простую и старую, как мир, идею – нужно оставаться человеком при любых обстоятельствах, не убивать в себе то доброе и светлое начало, заложенное в каждом человеке при рождении. Мир может спасти только доброта, милосердие, сострадание.

Сочинение по повести Кондратьева «Сашка»

Автор этой повести — бывший фронтовик. Он открывает нам правду о войне, пропахшей потом и кровью. Действие повести разворачивается подо Ржевом в 1941 году. Мы первый раз застаем Сашку, когда ночью он задумал достать валенки для ротного. Война есть война, и несет она только смерть. И такая война с первых страниц повести: «Деревни, которые они брали, стояли, будто мертвые. Только летели оттуда стаи противно воющих мин, шелестящих снарядов. Из живого видели они лишь танки. » Читаешь и видишь танки — махины, которые прут на маленьких людей, а

им негде спрятаться на белом от снега поле. О многом говорит заведенный на передовой порядок: «Ранило: отдай автомат оставшемуся, а сам бери трехлинейку». И это не ирония автора. Из воспоминаний маршала Жукова мы узнаем, что в период наступления подо Ржевом устанавливалась норма расхода боеприпасов — один-два выстрела в сутки на орудие в связи с тем, что были огромные потери и войска переутомлены и ослаблены.

Сашка жалел, что не знал немецкого. Он спросил бы у пленного, как у них с кормежкой, и сколько сигарет в день получают, и почему перебоев с минами нет. Про свое житье-бытье Сашка, разумеется, рассказывать бы

не стал, хвалиться нечем. И с едой было туго, и с боеприпасами. Не было сил хоронить ребят. Даже себе, живым, не было сил вырыть окоп. Ни окопов, ни землянок не было у первой роты, они ютились в шалашах. Только у ротного был маленький блиндажик. Не было сил, не было надежды, что завтра сюда не придет враг. Все подчеркивало ненадежность положения. За два месяца из каждых десяти солдат погибли девять.

Сашка вызывает симпатию, уважение к себе своей добротой, участливостью, гуманностью. Война не обезличила, не обесцветила Сашкин характер. Он любознателен и пытлив. На все события имеет свою точку зрения.

Писатель показывает, что душа мирного человека, став душой солдата, не потеряла ничего от коренных устоев человеческой нравственности, И не случайно высшей точкой, кульминацией повести, стала сцена, когда даже под угрозой угодить под трибунал Сашка не хочет выполнить приказ комбата — расстрелять пленного немца. Пожалуй, само это столкновение Сашки с комбатом продиктовано в значительной мере не реальностью боев подо Ржевом, а нашими сегодняшними переживаниями. Но тем-то и оказалась интересной повесть, что она обостренно представила то духовное здоровье, которое не позволяет убить безоружного или нарушить слово, данное в листовке от имени народа.

Сашке не по себе от почти неограниченной власти над другим человеком, он понял, какой страшной может стать эта власть над жизнью и смертью. В Сашке есть огромное чувство ответственности за все. Даже за то, за что отвечать он не мог. Ему стыдно перед немцем за никудышную оборону, за ребят, которых не похоронили. Он старался вести пленного так, чтобы тот не видел наших убитых и не захороненных еще бойцов, а когда все-таки натыкались они на них, стыдно было Сашке, словно он в чем-то виноват.

Встретил Сашка на фронте и свою первую любовь — Зину. Но, увидев ее с другим, уходит, не причиняя Зине боли лишними разговорами. Он бы по-другому не мог.

История Сашки — это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте на самой трудной должности — солдатской.

Книга В. Кондратьева «Сашка» — правдивая, душевная, психологически точная. Она помогает читателю заглянуть в себя. Читая «Сашку», по-другому представляешь себе войну. Правда о ней не забывается.

Композиция

Проводя в повести «Сашка» анализ произведения, следует отметить, что для него характерна мозаичная композиция при отсутствии единого сюжета. Повесть состоит из крошечных сюжетов, призванных максимально точно и емко раскрыть характер главного героя.

Композиция повести построена таким образом, что раскрытие душевных качеств Сашки, его жизненных приоритетов происходит постепенно, чему способствует замедленный темп повествования. С продвижением героя от линии фронта вглубь страны читатель погружается и в его внутренний мир.

Для названия повести автор намеренно выбрал самое распространенное мужское имя, придав ему сниженно-бытовую форму. Благодаря этому ходу герой с первых страниц становится близким и понятным читателю.

Читайте также: