Кабаниха и тихон цитаты

Обновлено: 22.12.2024

Знаменитый писатель Александр Островский родился в 1823 году. Основные произведения, написанные автором, относились к жанру реализма. «Гроза» – известная пьеса, написанная в 1859 году. Она привела в восторг отечественных драматургов своим глубинным смыслом, простотой написания. Повесть основывается на разборе главного конфликта социально-исторического типа. Это отношения Кабанихи и Тихона, невестки Катерины.

Тихон Кабанов – робкий, неспособный возразить матери молодой человек. Властная женщина Марфа могла на его глазах материть Катерину, он не возражал, будучи полностью подавленным. Островский создал произведение под влиянием эмоций, вызванных путешествием по реке Волга. Творческому человеку нравилось записывать интересные сцены, бытовое общение людей. Особенно интересными ему казались провинциалы из Поволжья.

В пьесе редко упоминается, как звали мужа Кабанихи. Дикой погиб, оставив Марфу с двумя детьми, поэтому автор практически не вспоминает данное действующее лицо.

Характеристика семьи Кабановых – краткое содержание «Грозы»

Чтобы рассмотреть отношение Кабанихи к сыну, необходимо познакомиться с основными действующими лицами пьесы:

  1. Марфа Игнатьевна – Кабаниха. Жизненные принципы Кабанихи строятся на деспотичности, властности, зависимости от общественного мнения. При людях женщина ведет себя, как радушная хозяйка, идеальная мать и свекровь. Когда семья остается наедине, Марфа изводит детей.
  2. Тихон. Сын Марфы Игнатьевны. Он всегда слушает речь матери, выполняет ее приказания, не спорит, не повышает голоса. Мужчина не может вступиться за свою жену, потому что боится спорить с мамой.
  3. Варвара. Сестра Тихона. Ее главное задание – скрывать от матери все. В тайне она действует по собственному желанию, не слушаясь властную женщину. Она с детства мечтает покинуть отчий дом. При очередной попытке матери подчинить Варвару она все же уходит из дома.
  4. Катерина. Жена Тихона. Постоянно страдает от нападок свекрови. Искренняя девушка, не умеющая врать, притворяться. Старается угодить Марфе.

Кабаниха и Тихон – взаимоотношения в семье

Какая-то часть Тихона испытывает негодование от постоянной власти матери, но он не решается с ней спорить. По этой причине мужчина находится под давлением, беспрекословно слушается Марфу Игнатьевну. Переломным моментом в отношениях станет самоубийство Катерины. Сын переборет себя, повысив голос на деспотичную женщину при людях, обвинив ее в гибели жены.

Тест некоторых реплик Кабанихи указывает на ее доброе отношение к сыну. Она утверждает, что строгость – признак материнской любви. Образ героини воспринимается двояко. С одной стороны, она заботится о Тихоне, ругает его, чтоб уберечь от ошибок, держит в строгости, потому что любит. С другой стороны, она не дает молодому человеку нормально жить, изводит его жену, бранит.

Катерина и Борис – жизненный урок

Семейный деспотизм, издевательства свекрови привели Катерину к измене. Ей требовалась опора, помощь в борьбе с Марфой Игнатьевной. Девушка встречает Бориса, влюбляется в него, надеется на его защиту. Однако Борис был безвольным, слабым человеком. Он не может защитить девушку от деспотичных нападок.

Катерина не выдерживает поведения свекрови, ее ранит предательство любовника. Женщина прыгает в Волгу, покончив жизнь самоубийством. Истинной причиной трагедии стало безразличное отношение Тихона к сложившейся ситуации.

Следующая цитата

Одним из главных героев пьесы А. Н. Островского «Гроза» является Тихон Кабанов — супруг Катерины и сын Марфы Кабановой по прозвищу Кабаниха. Это тихий, слабый, безвольный человек, сломленный деспотичной матерью. Он не способен бороться за своё счастье, и в этом заключается его главная трагедия. Характеристика Тихона необходима для более полного раскрытия пороков «тёмного царства», в условиях которого происходило становление личности героя. Все самые лучшие качества и порывы Тихона были подавлены окружающей его жестокостью, грубостью, невежеством.

Кулигин

Кулигин считает, что Кабанова — лицемерная женщина, которая пытается создать образ доброй, милосердной женщины, но сама при этом постоянно изводит своих близких.

«Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем».

Источник: Действие первое, явление 3

Кулигин прекрасно знает, какой крутой нрав у Кабанихи.

«Кулигин. Маменька-то у вас больно крута».

Источник: Действие пятое, явление 1

Катерина

Катерина подтверждает, что и она сама, и Тихон с почтением относятся к Кабановой, как она того и требует от своих детей.

«Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит».

Источник: Действие первое, явление 5

Катерине тяжело живётся с грубой Кабановой, которой ничего не стоит обидеть, унизить человека.

«Катерина. Да хоть и к слову, за что ж ты меня обижаешь?

Кабанова. Эка важная птица! Уж и обиделась сейчас.

Катерина. Напраслину-то терпеть кому ж приятно!»

Источник: Действие первое, явление 5

Жёсткий, властный, деспотичный норов Кабанихи становится причиной того, что Катерина морально подавлена.

Источник: Действие второе, явление 10

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Гроза.

Полное имя — Тихон Кабанов.

Возраст — не указан, молодой мужчина до 30 лет.

Род занятий — купец.

Семья — жена Катерина, мать Марфа Игнатьевна, сестра Варвара.

Социальное положение — купец.

Происхождение — родом из купеческого семейства.

Воспитание — воспитан в патриархальном духе.

Образование — недостаточное, малограмотный человек.

Внешность — молодой мужчина.

Характер — слабовольный, добрый, мягкий, нерешительный, трусливый, зависимый, инфантильный.

Положительные черты — добрый, любящий, жалостливый.

Отрицательные черты — трусливый, слабый, бесхарактерный, очень сильно зависим от матери.

Произведение — «Гроза».

Автор — А. Н. Островский.

Цитатная характеристика

Описание Тихона с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.

Черты характера и поступки

Кабанова — лицемерная женщина, которая под видом благочестия способна на самые безнравственные поступки, особенно по отношению к членам своей семьи.

«Шапкин. Хороша тоже и Кабаниха.

Источник: Действие первое, явление 1

«Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем».

Источник: Действие первое, явление 3

В доме Кабанихи так устроено, что без обмана и лицемерия невозможно спокойно прожить.

Источник: Действие второе, явление 2

Кабанова привыкла держать детей в страхе и полном подчинении. Особую власть она имеет над старшим сыном Тихоном.

«Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!»

Источник: Действие первое, явление 5

«Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг».

Источник: Действие первое, явление 5

«Кабанова (строго). Ломаться-то нечего! Должен исполнять, что мать говорит. (С улыбкой.) Оно все лучше, как приказано-то».

Источник: Действие второе, явление 3

«Кабанов (подходя к матери). Прощайте, маменька!

Кабанова (жестом показывая в землю). В ноги, в ноги!

Кабанов кланяется в ноги, потом целуется с матерью».

Источник: Действие второе, явление 5

«У нее сердце все изноет, что он на своей воле гуляет. Вот она ему теперь надает приказов, один другого грозней, да потом к образу побожиться заставит, что все так точно он и сделает, как приказано».

Источник: Действие второе, явление 2

Кабанова держит всех домочадцев в ежовых рукавицах, делая их глубоко несчастными людьми.

«Кулигин. Маменька-то у вас больно крута.

Кабанов. Ну да. Она-то всему и причина».

Источник: Действие пятое, явление 1

Кабанова упрекает сына в том, что тот много времени уделяет молодой жене. Она боится потерять власть над Тихоном и ловко манипулирует им.

«Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу».

Источник: Действие первое, явление 5

Кабановой ничего не стоит обидеть человека. Она не видит в этом ничего предосудительного.

«Катерина. Да хоть и к слову, за что ж ты меня обижаешь?

Кабанова. Эка важная птица! Уж и обиделась сейчас.

Катерина. Напраслину-то терпеть кому ж приятно!»

Источник: Действие первое, явление 5

Кабаниха демонстративно религиозна, однако её набожность никак не влияет на тяжёлый, деспотичный характер.

«Ну, я богу молиться пойду, не мешайте мне».

Источник: Действие второе, явление 7

Кабанова не готова отказываться от власти над детьми. Она уверена, что поступает правильно, как испокон веков поступали все предки.

«Знаю я, знаю, что вам не по нутру мои слова, да что ж делать-то, я вам не чужая, у меня об вас сердце болит. Я давно вижу, что вам воли хочется. Ну что ж, дождетесь, поживете и на воле, когда меня не будет. Вот уж тогда делайте что хотите, не будет над вами старших».

Источник: Действие первое, явление 5

Кабанова не сомневается, что в браке жена должна бояться мужа. В противном случае в доме не будет порядка.

«Кабанова. Что ты сиротой-то прикидываешься? Что ты нюни-то распустил? Ну какой ты муж? Посмотри ты на себя! Станет ли тебя жена бояться после этого?

Кабанов. Да зачем же ей бояться? С меня и того довольно, что она меня любит.

Кабанова. Как зачем бояться! Как зачем бояться! Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет? Ведь ты, чай, с ней в законе живешь. Али, по-вашему, закон ничего не значит?»

Источник: Действие первое, явление 5

При виде Катерины, которая обняла Тихона перед разлукой, Кабаниху одолевает ярость. Она считает, что верная жена должна демонстрировать не любовь и нежность, а полную покорность главе дома.

«Что на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником прощаешься! Он тебе муж — глава! Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!»

Источник: Действие второе, явление 5

«Кабанова. Ты вот похвалялась, что мужа очень любишь; вижу я теперь твою любовь-то. Другая хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце; а тебе, видно, ничего.

Катерина. Не к чему! Да и не умею. Что народ-то смешить!

Кабанова. Хитрость-то невеликая. Кабы любила, так бы выучилась. Коли порядком не умеешь, ты хоть бы пример-то этот сделала; все-таки пристойнее; а то, видно, на словах только».

Источник: Действие второе, явление 7

Силу и опору общества Кабанова видит в стариках, которые могут научить молодёжь давно заведенным порядкам. Без них, по мнению героини, быстро наступит хаос.

«Молодость-то что значит! Смешно смотреть-то даже на них! Кабы не свои, насмеялась бы досыта: ничего-то не знают, никакого порядка. Проститься-то путем не умеют. Хорошо еще, у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы. А ведь тоже, глупые, на свою волю хотят; а выйдут на волю-то, так и путаются на покор да смех добрым людям… Так-то вот старина-то и выводится. В другой дом и взойти-то не хочется. А и взойдешь-то, так плюнешь, да вон скорее. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего».

Источник: Действие второе, явление 6

«Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть. Старый человек на ветер слова не скажет».

Источник: Действие четвертое, явление 5

Кабанова — безжалостная женщина. Ей совсем не жаль Катерину, которая покончила жизнь самоубийством. Всё, чем заняты её мысли, — не ударить в грязь лицом перед людьми.

«Кабанова. Без тебя есть кому. Прокляну, коли пойдешь!

Кабанов (падая на колени). Хоть взглянуть-то мне на нее!

Кабанова. Вытащат — взглянешь».

Источник: Действие пятое, явление 6

Кабанова. Не пущу, и не думай! Из-за нее да себя губить, стоит ли она того! Мало она нам страму-то наделала, еще что затеяла!»

Источник: Действие пятое, явление 6

Кудряш

Кудряш соглашается, что Кабаниха отличается тяжёлым и деспотичным характером, но совершает плохие поступки под видом благочестия.

«Шапкин. Хороша тоже и Кабаниха.

Источник: Действие первое, явление 1

Характеристика Тихона другими героями

Варвара

Варвара упрекает брака в слабоволии, подчинении воли матери, которая постоянно измывается над Катериной.

«Так нешто она виновата? Мать на нее нападает, и ты тоже. А еще говоришь, что любишь жену».

Источник: Действие первое, явление 6

Варвара, как никто другой, знает, как тяжело Тихону живётся с матерью.

«Точит она его теперь, как ржа железо».

Источник: Действие второе, явление 2

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику Тихона вместе!

Биография

Тихон Кабанов — молодой человек родом из богатого купеческого семейства. После смерти отца воспитанием Тихона и его младшей сестрой Варварой занялась деспотичная и властная мать, Марфа Игнатьевна.

Под влиянием матери Тихон женился на Катерине — молодой красивой девушке из приличной семьи. Молодые могли бы жить в любви и уважении друг к другу, если бы не постоянное грубое вмешательство Марфы Игнатьевны в их частную жизнь.

Когда Тихон в очередной раз уехал в командировку на две недели, Катерина, угнетённая тяжёлой атмосферой в доме мужа, от отчаяния бросилась в объятия другого мужчины. Однако угрызения совести были столь сильны, что Катерина призналась в измене мужу и его матери.

Мягкий, добродушный Тихон был готов простить Катерину, которая сама очень страдала из-за совершённого греха. Вот только Марфа Игнатьевна не собиралась давать ей спуску, делая жизнь невестки невыносимой. В итоге Катерина покончила жизнь самоубийством. Для Тихона её смерть стала сильным потрясением. Он принялся во всём обвинять мать, однако полностью вырваться из-под её влияния он так и не смог.

Портрет

Тихон — старший сын богатой купчихи Марфы Кабановой и сам является купцом.

«Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), богатая купчиха, вдова.

Тихон Иваныч Кабанов, ее сын».

Источник: Действующие лица

Тихон — семейный человек, его жена — молодая красивая женщина по имени Катерина.

«До меня ли тебе: у тебя жена молодая».

Источник: Действие первое, явление 5

У Тихона и Катерины нет детей.

Источник: Катерина, Действие второе, явление 8

Образ Тихона

Судьба Тихона Кабанова сложилась незавидно. С ранних лет он находился под сильнейшим влиянием деспотичной, грубой, невежественной матери, которая бесконечно донимает его своими придирками и нравоучениями. Кабаниха ловко манипулирует сыном, заставляя поступать его так, как она считает нужным. Однако Тихон не вызывает особой жалости, поскольку в его слабохарактерности виноват только он сам. Оправданием не могут послужить и условия жизни, так как при таких же обстоятельствах его родная сестра Варвара находит разные способы противостоять материнской деспотичности.

Ситуация еще более накаляется после женитьбы Тихона. Теперь мать ревнует его к невестке, постоянно донимает супругов своими упреками. В силу своего мягкого, незлобивого характера Тихон смог бы создать с Катериной крепкую, дружную семью, однако он не в состоянии дать отпор матери, которая постоянно вмешивается в их семейную жизнь.

Личность Тихона настолько подавлена матерью, что он совершенно не способен жить своим умом и даже не совершает попыток начать самостоятельную жизнь. Он привык, что все решения принимает за него мать, и кардинальные перемены пугают его. Всё, на что способен Тихон, — в момент смерти Катерины прилюдно обвинить мать в случившемся.

Следующая цитата

Кабаниха – одна из центральных героинь драмы А. Н. Островского «Гроза». Чтобы наиболее точно понять ее характер, нужно проанализировать цитаты Кабанихи.

Традиции

А. Н. Островский с помощью образа Кабанихи и ее приказов сыну демонстрирует те традиции, которыми жили многие люди: «Скажи, чтоб не грубила свекрови», «Чтоб почитала свекровь, как родную мать!», «Чтоб сложа ручки не сидела, как барыня!», «Чтоб в окна глаз не пялила!», «Чтоб на молодых парней не заглядывалась без тебя!».

Кабанова уверена в том, что отношения в браке должны строиться на приказах: «Оно все лучше, как приказано-то».

Кабаниха живет показной жизнью, для нее традиции – главное в жизни. Когда Тихон уезжает из дома, Кабанихе важно, чтобы прощание с ним было в соответствии с традициями. Так она обращается к Катерине: «Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!».

Кабанова упрекает Катерину в том, что она не плачется по отъезду мужа: «Другая хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце; а тебе, видно, ничего».

Конфликт «отцов и детей»

Многие цитаты Кабановой из «Грозы» связаны с делением людей на старшее и младшее поколение. Героиня подчеркивает, что старшее поколение умно и следует традициям: «У старых людей на все приметы есть. Старый человек на ветер слова не скажет», «Хорошо еще, у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы».

В то же время Кабаниха утверждает, что младшее поколение ничего не умеет: «Ничего-то не знают, никакого порядка», «Молодость-то что значит!

Смешно смотреть-то даже на них!».

Героиня уверена в том, что младшее поколение неуважительно относится к старшим, поэтому не переносят на себя их традиции: «Не очень-то нынче старших уважают», «Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю».

Варвара

Варвара знает, как матери тяжело отпускать от себя Тихона, оставить полностью без своего жесткого контроля.

«У нее сердце все изноет, что он на своей воле гуляет. Вот она ему теперь надает приказов, один другого грозней, да потом к образу побожиться заставит, что все так точно он и сделает, как приказано».

Источник: Действие второе, явление 2

Варвара вынуждена подчиняться неписаным правилам, которые установила Кабаниха в своём доме, и постоянно лгать и изворачиваться.

Источник: Действие второе, явление 2

Варвару раздражает, что мать к месту и не к месту читает наставления.

«Варвара (про себя). Нашла место наставления читать».

Источник: Действие первое, явление 5

Проблема воспитания

Свой гневный характер Кабаниха из пьесы «Гроза» объясняет любовью к Тихону и Варваре: «Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить».

Кабанова воспитывает сына Тихона так, чтобы мать всегда оставалась для него роднее всех: «Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу», «Может быть, ты и любил мать, пока был холостой. До меня ли тебе, у тебя жена молодая».

Свою истинную сущность приличной женщины в обществе и тирана дома Кабаниха показывает следующей фразой: «Ну, я с тобой дома поговорю. Спасибо вам, люди добрые, за вашу услугу!». Кабаниха сначала обращается к сыну, который обвиняет ее в гибели Катерины, а затем обращается ко всей толпе.

Портрет

Полное имя Кабанихи — Марфа Петровна Кабанова. Это богатая купчиха, вдова.

«Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), богатая купчиха, вдова».

Источник: Действующие лица

Кабанова — близкая подруга и кума купца Дикого.

«Что это ты, кум, бродишь так поздно?»

Источник: Действие третье, явление 2

Следующая цитата

Одной из главных героинь пьесы А. Н. Островского «Гроза» является Марфа Кабанова, олицетворяющая собой русское купечество. Деспотичная, грубая, невежественная, она принадлежит к отрицательным персонажам пьесы, возглавляя когорту «тёмного царства». Характеристика Кабанихи имеет большое значение, поскольку наглядно демонстрирует всю лживость и лицемерие прогнивших патриархальных устоев, заглушающих в человеке всё живое, настоящее.

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Гроза.

Полное имя — Марфа Игнатьевна Кабанова.

Возраст — не указан, женщина средних лет.

Род занятий — без определённого рода деятельности.

Семья — сын Тихон, дочь Варвара, невестка Катерина.

Социальное положение — купчиха.

Происхождение — родом из купеческого семейства.

Воспитание — воспитана в духе патриархальных устоев.

Образование — отсутствует.

Внешность — немолодая женщина.

Характер — сварливая, деспотичная, властная, холодная, самоуверенная, жадная, религиозная, защитница патриархальных устоев.

Положительные черты — отсутствуют.

Отрицательные черты — властная, злая, лицемерная, безжалостная, деспотичная.

Произведение — «Гроза».

Автор — А. Н. Островский.

Цитатная характеристика

Описание Кабанихи с цитатами позволит раскрыть её образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.

Кабаниха

Кабанову раздражает мягкий характер Тихона, его желание жить в любви с молодой женой.

«Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу».

Источник: Действие первое, явление 5

Кабанова презирает сына за его слабохарактерность. Она считает, что муж должен держать в постоянном страхе свою супругу.

«Кабанова. Что ты сиротой-то прикидываешься? Что ты нюни-то распустил? Ну какой ты муж? Посмотри ты на себя! Станет ли тебя жена бояться после этого?

Кабанов. Да зачем же ей бояться? С меня и того довольно, что она меня любит».

Источник: Действие первое, явление 5

Марфа Кабанова считает своего сына откровенно глупым, недалёким человеком.

«Кабанова (совершенно хладнокровно). Дурак! (Вздыхает.) Что с дураком и говорить!»

Источник: Действие первое, явление 5

Кабанов

Тихон привык во всём и всегда слушаться свою мать.

«Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!»

Источник: Действие первое, явление 5

«Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг».

Источник: Действие первое, явление 5

Тихон считает, что в смерти Катерины виновата его мать, которая буквально заела невестку вечными упреками и руганью.

«Кабанов. Маменька, вы ее погубили, вы, вы, вы…

Кабанова. Что ты? Аль себя не помнишь? Забыл, с кем говоришь?

Кабанов. Вы ее погубили! Вы! Вы!»

Источник: Действие пятое, явление 7

Характеристика Кабанихи другими героями

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику Кабанихи вместе!

Черты характера и поступки

Кабанов привык во всем слушаться властную и деспотичную мать.

«Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!»

Источник: Действие первое, явление 5

«Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг».

Источник: Действие первое, явление 5

Тихон — безвольная личность, он морально сломлен своей матерью.

«Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!»

Источник: Действие первое, явление 5

Жизнь с матерью, привыкшей постоянно упрекать и читать нотации, является невыносимой для Тихона.

«Вот видишь ты, вот всегда мне за тебя достается от маменьки!

Вот жизнь-то моя какая!»

Источник: Действие первое, явление 6

«Точит она его теперь, как ржа железо».

Источник: Действие второе, явление 2

Тихон испытывает нежные чувства к своей жене Катерине, чем сильно раздражает свою мать.

«Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу».

Источник: Действие первое, явление 5

«То все приставала: «Женись да женись, я хоть бы поглядела на тебя на женатого». А теперь поедом ест, проходу не дает — все за тебя».

Источник: Действие первое, явление 6

Тихон привык постоянно находить компромиссы с властной матерью. Он убеждает её, что любовь к Катерине никак не мешает ему быть любящим сыном.

«Кабанов. Одно другому не мешает-с: жена само по себе, а к родительнице я само по себе почтение имею.

Кабанова. Так променяешь ты жену на мать? Ни в жизнь я этому не поверю.

Кабанов. Да для чего ж мне менять-с? Я обеих люблю».

Источник: Действие первое, явление 5

Тихону очень тяжело живется под одной крышей с вечно всем недовольной и требовательной матерью.

Источник: Действие первое, явление 5

Тихон — мягкий, чувствительный человек, способный расплакаться в минуту сильного душевного волнения.

«А ты уж испугался, расплакался!»

Источник: Действие пятое, явление 5

«Что ты нюни-то распустил? Ну, какой ты муж? Посмотри ты на себя!»

Источник: Действие первое, явление 5

Тихон не согласен с матерью в том, что жена обязательно должна бояться мужа. Он считает, что в семье должна царить любовь.

«Да зачем же ей бояться? С меня и того довольно, что она меня любит».

Источник: Действие первое, явление 5

При каждом удобном случае Тихон стремиться покинуть дом. Вдали от неусыпного материнского контроля он уходит в запой. Подобные командировки он воспринимает как глоток свободы.

«Катерина. И на воле-то он словно связанный.

Варвара. Да, как же, связанный! Он как выедет, так запьет. Он теперь слушает, а сам думает, как бы ему вырваться-то поскорей».

Источник: Действие второе, явление 2

Источник: Действие второе, явление 4

«На дорогу-то маменька читала, читала мне наставления-то, а я как выехал, так загулял. Уж очень рад, что на волю-то вырвался. И всю дорогу пил, и в Москве все пил, так это кучу, что на-поди! Так, чтобы уж на целый год отгуляться. Ни разу про дом-то и не вспомнил».

Источник: Действие пятое, явление 1

Спокойная, свободная жизнь без материнского надзора так высоко ценится Тихоном, что он ни в какую не хочет брать с собой Катерину.

«Куда как весело с тобой ехать! Вы меня уж заездили здесь совсем! Я не чаю, как вырваться-то; а ты еще навязываешься со мной».

Источник: Действие второе, явление 4

«Да не разлюбил, а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь! Ты подумай то: какой ни на есть, я все-таки мужчина; всю жизнь вот этак жить, как ты видишь, так убежишь и от жены. Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?»

Источник: Действие второе, явление 4

Причину всех своих бед Тихон видит в матери, её бесконечном грубом вмешательстве в частную жизнь.

«Кулигин. Маменька-то у вас больно крута.

Кабанов. Ну да. Она-то всему и причина. А я за что погибаю, скажи ты мне на милость?»

Источник: Действие пятое, явление 1

Тихон, несмотря на советы и требования матери, смог простить свою жену-изменницу. В его сердце живет любовь и жалость по отношению к ней.

Источник: Действие пятое, явление 1

Тихон не в силах противостоять деспотичной матери и жить собственным умом. Будучи слабовольным, ведомым человеком, он выбирает наихудший способ сопротивления и топит свою боль в вине.

Кулигин. Пора бы уж вам, сударь, своим умом жить.

Кабанов. Что ж мне, разорваться, что ли! Нет, говорят, своего-то ума. И, значит, живи век чужим. Я вот возьму да последний-то, какой есть, пропью; пусть маменька тогда со мной, как с дураком, и нянчится».

Источник: Действие пятое, явление 1

Тяжёлая, безрадостная жизнь с матерью вгоняет Тихона в глухую депрессию.

«Дом мне опостылел, людей совестно, за дело возмусь — руки отваливаются. Вот теперь домой иду: на радость, что ль, иду?»

Источник: Действие пятое, явление 1

Тихон предчувствует, что Катерина способна сделать с собой что-то страшное, и пытается предотвратить беду.

«Я, брат, знаешь, чего боюсь? Как бы она с тоски-то на себя руки не наложила! Уж так тоскует, так тоскует, что ах! На нее-то глядя, сердце рвется».

Источник: Действие пятое, явление 1

Узнав, что Катерина бросилась в реку, Тихон хочет броситься к ней, так как более не видит смысла своей жизни

Источник: Действие пятое, явление 6

В смерти Катерины Тихон обвиняет мать.

Кабанова. Что ты? Аль себя не помнишь? Забыл, с кем говоришь?

Кабанов. Вы ее погубили! Вы! Вы!»

Источник: Действие пятое, явление 7

Тихон завидует Катерине, её уходу из этой унылой, безрадостной жизни. В себе же Тихон не находит силы, чтобы как-то изменить её и обречённо готов нести свой крест.

«Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться! (Падает на труп жены)».

Источник: Действие пятое, явление 7

Биография

Марфа Игнатьевна Кабанова — богатая купчиха, живущая в провинциальном городе Калинове. После смерти супруга в одиночку занималась воспитанием двух детей, старшего сына Тихона и младшей дочери Варвары.

После женитьбы Тихона в большом доме Кабановых поселилась его супруга, Катерина. Кабаниха сразу невзлюбила невестку, к которой испытывала сильную ревность и ничем не прикрытую ненависть. Старания Катерины понравиться свекрови не приносили положительных результатов.

Конфликт между Кабанихой и Катериной обострился с отъездом Тихона. По мнению Кабановой, невестка не проявляла должного почтения и уважения к мужу, а тот, в свою очередь, был слишком слабым и мягким.

После отъезда Тихона Кабаниха с удвоенным вниманием принялась следить за Катериной, и от неё не скрылось тяжёлое душевное состояние женщины. Катерина, не выдержав тяжелой атмосферы дома, призналась Тихону и его матери в совершенной измене. Эта новость стала для Кабанихи поводом для ещё большей тирании по отношению к невестке.

В итоге Катерина покончила жизнь самоубийством, но даже столь трагическая развязка не изменила Кабаниху. Она не отпустила сына на поиски супруги, а при обнаружении тела не дала сыну проститься с женой.

Образ Кабанихи

Марфа Кабанова — это абсолютно отрицательный персонаж в пьесе А. Н. Островского «Гроза», в котором нет ни одного положительного качества. С первых строк женщина предстает лицемерной ханжой, привыкшей к полному подчинению и почитанию. Демонстративно помогая страждущим, она всячески измывается над своими близкими. Крутой нрав Кабанихи отмечают не только члены её семьи, но даже совершенно посторонние люди.

Кабаниха является ярой защитницей патриархальных устоев. Она не приемлет ничего нового и считает, что нужно жить по правилам, по закону, то есть во всём слушаться старших, подчиняться им, даже если их видение жизни не соответствует твоему.

Для Кабанихи очень важно впечатление, которое производит она и члены её семьи на окружающих. Именно потому в доме царит лицемерие, ложь, страх, ненависть. Искреннее проявление чувств для неё совершенно неприемлемо, она считает это чем-то неприличным.

Марфа Кабанова не сомневается, что крепкая семья должна быть построена на страхе. Она постоянно внушает сыну, что Катерина должна бояться его, всячески выказывать почтение. Кабанова не в состоянии понять, что отношения между мужем и женой могут строиться на любви и взаимном уважении и потому всячески мешает окрепнуть союзу Тихона и Катерины.

Кабаниха — религиозная женщина, однако её вера только напоказ. Она много и усердно молится, регулярно посещает церковь, раздаёт милостыню, однако в её душе нет Бога. Кабановой ничего не стоит обидеть человека, нагрубить ему, проявить жестокость и равнодушие.

Циничность и бессердечность Кабанихи особенно остро проявляется в последнем действии пьесы, когда она не пускает Тихона взглянуть на тело погибшей Катерины и не даёт попрощаться с ней, угрожая материнским проклятием.

Речевая характеристика Кабанихи

Кабанова способна оскорблять даже самых близких людей, не особенно выбирая выражения: «Дурак! (Вздыхает.) Что с дураком и говорить! Только грех один!» , «Что ты нюни-то распустил? Ну какой ты муж?»

Кабаниха — религиозная женщина, и в её речи часто проскальзывают выражения церковно-житейского характера: «Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то!», «Полно, полно, не божись! Грех!»

Читайте также: