Святитель спиридон тримифунтский цитаты

Обновлено: 03.05.2024

Впервые по 12 городам России с 24 августа по 15 октября 2018 года проносится десница (правая рука) святителя Спиридона Тримифунтского, доставленная из Греции. До 15 октября к ней можно будет приложиться в Москве, в храме Христа Спасителя. Мы спросили священников, зачем идти к святителю Спиридону и о чем его по-настоящему стоит просить.

Идти к святому, чтобы просто стать ближе к нему

Когда к нам привозят святые мощи великого угодника Божия, то можно идти к нему с тем, что наболело

– Обычно мы распределяем святых по выполняемым ими функциям: этот – покровитель в лечении, этот – в учебе, этот – в приобретении жилья. Наверное, так проще человеческому сознанию, чтобы определиться, какие молитвы, когда и кому произносить. Но ведь святые предстоят на Небесах пред Богом, Который исполнит любую просьбу, если она исходит от сердца и не противоречит Божией воле. Когда к нам привозят святые мощи великого угодника Божия, то можно идти к нему с любой просьбой, с тем, что наболело в душе, что кажется безысходным и неразрешимым.

И всё же вспомним про главное. Мы привыкли всё время что-то выклянчивать у святых, выпрашивать, вымаливать разрешения наших сиюминутных земных проблем. Не видим главного, о чем говорят нам святые, о чем они свидетельствуют самой жизнью своей – о теснейшем единении души с Богом. Каждый святой своим житием дает нам подсказку, чего нам искать, к чему стремиться, о чем просить в своих скромных молитвах.

Идти к святому не чтобы выклянчить, а чтобы вверить свою судьбу в руки Божии

Святой Спиридон отличался удивительным милосердием, доброй и простой жизнью. Почему Господь исполнял просьбы самого святого Спиридона? Да потому, что святой Спиридон всегда следовал воле Божией, исполнял Божии заповеди и сторонился греха, он победил в себе свое «я» и откликался болью на чужую боль. В этом ключ к исполнению любой молитвы. Приходя к святителю Спиридону, попросим его: «Даруй и нам сердце доброе, милостивое, открытое навстречу Богу и людям. И, если Богу угодно, помоги нам решить наши земные проблемы».

Священник Валерий Духанин

Священник Валерий Духанин

Вообще, огромное счастье – быть поближе к святым, просто молиться им от самого сердца, может быть, и не прося лично ничего для себя, а внимательно прочитать житие, обратиться к святому посредством акафиста, канона, молитв, внимательно помолиться на молебне. Идти к святому не ради того, чтобы выклянчить, а чтобы просто стать ближе к святому и вверить свою судьбу в руки Божии. Неужели же святой не увидит, что нужно лично для нас, в чем нам помочь? Главное, чтобы сердце было чистым, открытым для той помощи, которую любой святой угодник нам готов оказать.

Если просьба будет искренней и постоянной, святитель обязательно поможет

– Мы знаем, что принято просить у святителя Спиридона решения жилищных вопросов. И эта традиция не сложилась бы, если бы множество людей по молитвам святого не получили просимое. Но главное, что нам нужно просить у любого святого – это единство, согласие с Богом в Духе Святом, потому что это то, что составляет цель нашей жизни и что объединяет всех нас, православных христиан, в Единую Церковь.

Вся жизнь земная нам только для того и дана, чтобы мы искали и обрели Бога

Притом важно чтобы мы действительно просили этого от души, а не с такими мыслями, что, мол, попрошу «для приличия» чего-нибудь правильного и духовного, а там уже можно и о «главном» попросить, то есть о квартире, например. Вот если так думать, то лучше и не молиться, честное слово. Потому что, думаю, такая молитва огорчает святых тем, что она свидетельствует о непонимании нами цели и значения духовной жизни, свидетельствует о «перевороте» сознания, когда мы думаем, что Бог нам нужен для того, чтобы решать какие-то свои земные дела, а на деле вся жизнь земная нам только для того и дана, чтобы мы искали и обрели Бога.

Священник Димитрий Шишкин

Священник Димитрий Шишкин

Всё сказанное не значит, конечно, что у святителя Спиридона нельзя просить разрешения «жилищного вопроса», но это значит только, что главным в нашей жизни должно быть духовное единство с Богом и Его святыми. А если такого расположения нет, то, значит, в первую очередь и нужно просить о том, чтобы святитель Спиридон помог прийти в правильное духовное устроение. Просить об этом от всей души. И я верю, что если эта просьба будет искренней и постоянной, то святитель обязательно поможет навести порядок в доме, который нам уже дан: страшно сказать – в доме Духа Святого, то есть в нас самих. А остальное – приложится.

Первое, о чем надо молить святых – о помощи в борьбе со своими грехами и страстями

– Велико искушение относиться к каждому святому утилитарно. Святителя Николая Чудотворца просить о помощи в путешествии, молиться святому Иоанну Предтече при головных болях, ну, а святителя Спиридона почитать как великого помощника в вопросах, связанных с недвижимостью.

Священник Сергий Бегиян

Священник Сергий Бегиян

Только боюсь, что такое отношение ко святым попахивает не православным почитанием, а каким-то шаманством.

Первое, о чем надо молить святых – о помощи в борьбе со своими грехами и страстями. Часто ли мы об этом молимся святым? А ведь такая молитва и Богу угодна, и святым приятна. Так и нужно подходить к мощам святых – с просьбой об избавлении от гневливости и раздражения, пустословия и осуждения, блудных помыслов и объедения и проч. А там и остальное приложится.

Следующая цитата

! ОГРОМНЕЙШАЯ просьба. Друзья, если вы размещаете историю в ленте, оставьте после текста ссылку, откуда вы это взяли. Статью написать - большой труд, поэтому давайте уважать авторов материала и создателей веб-проектов.

!! Пост, состоящий лишь из ссылки и анонса, будет удаляться: размещайте текст полностью.

. Посты с просьбой о помощи будут удаляться, в Елицах есть правила размещения таких постов.

. Эта группа - для текстовых историй. Цитаты, картинки и видео размещайте в других сообществах, пожалуйста.


Волшебник святитель Спиридон Тримифунтский.

Соседи по двору звали Леночку сиротой, но она себя сиротой не считала. Потому что жила с бабушкой Аней.

Девочка бабушку очень любила, старалась ей во всем помогать и главное не огорчать. У бабушки Ани было больное сердце. Училась Леночка в гимназии, рядом с домом, на одни пятерки. Кто-то скажет – подумаешь, в третьем классе учиться легко; но Леночке эти пятерки с трудом давались. Она не очень способная была к учебе. Зато трудолюбивая и пол подметала, и пыль вытирала, и посуду мыла и мусор выносила.

Жили старушка с внучкой в маленькой квартирке на первом этаже. Жили бедно, на бабушкину пенсию, зато в центре города. Все деньги тратили на еду, лекарства для сердца, и плату за квартиру; Одежду им знакомые отдавали, иногда совсем плохенькую; Но дареному коню в зубы не смотрят, - бабушка радовалась любой помощи.

Бабушка Аня была верующая и часто ходила в церковь. Дома у нее были три старинных иконы - Спаситель, Богородица и святитель Спиридон Тримифунтский, которому бабушка молилась о житейских нуждах, хотя и стеснялась тревожить великого святого своими просьбами.

Как-то бабушка рассказала Леночке житие святителя Спиридона. Особенно девочку поразила история, как святитель Спиридон обратил змею в кучу золота.

Леночка давно заметила – попросит бабушка Аня святого Спиридона помочь с теплой одеждой для внучки - на следующий день кто-нибудь принесет пуховичок Леночкиного размера. И так во всем.

Бабушка Аня всегда за все благодарила Бога, а вместе с ней и внучка. «Молитва – это разговор с Богом», - говорила бабушка. Леночка любила разговаривать с Богом. Рассказывала Ему горести и радости, как родному любимому Отцу.

В этом году город начал готовиться к празднованию Нового года и Христова Рождества неожиданно рано. Уже в ноябре на улицах установили елки и развесили поздравительные гирлянды. Ярко украшенные витрины магазинов навязчиво зазывали горожанам за подарками.

Идя из школы домой, Леночка в одной из витрин, заметила пуховый белый платок – именно о таком платке давно мечтала бабушка. Стоил он сто пятьдесят рублей. С одной стороны недорого, а с другой – у девочки и таких денег не было.

Раз у меня появилась житейская нужда, значит, я могу попросить святителя Спиридона помочь мне купить подарок для бабушки, решила девочка. Вечером, она встала на коленки и шепотом, что бы бабушка не услышала, рассказала святому о платке.

У Леночки была игрушечная змейка, и девочка была уверена, что именно ее святой Спиридон превратит в деньги.

Она спрятала игрушку под подушку, что бы бабушка не нашла деньги раньше; Но время шло, а змея так и оставалась змеею. «Наверное, святитель Спиридон меня не услышал. Не смогу я порадовать бабушку платком», расстроилась девочка, как вдруг услышала разговор одноклассниц:

- Я сегодня шла мимо дворца, где люди женятся, и видела целую кучу монет, лежащих на асфальте, - сказала одна девочка.

- Да кому нужны эти монеты. Там одни копейки. Их только нищие собирают, - ответила другая.

«Мне! Мне нужны эти монеты!», сердце Леночки от радости забилось сильнее. «И как я раньше не догадалась собирать там деньги?! Я же видела, как их бросают под ноги жениху и невесте!».

После школы Леночка помчалась собирать монетки. Их было множество, но в основном это была мелочь. За один раз девочка собрала несколько рублей. Каждый раз, нагибаясь, Леночка говорила про себя – «Спасибо, Господи». Она собирала деньги долго, но совсем не устала.

За три дня до Христова Рождества Леночка собрала нужную сумму.

Вечером, она ненадолго отпросилась у бабушки, и побежала к заветному магазину, крепко сжимая в руке тяжелый мешочек, набитый мелочью. Пуховый кружевной платок по-прежнему красовался в витрине, а рядом с ним появилась голубая вязаная шапочка с вышитыми серебряными снежинками. Леночке очень захотелось ее купить и тут же надеть. Стоила шапочка, как и платок сто пятьдесят рублей.

На девочку вдруг накинулись мысли о том, что бабушке на платок можно насобирать монеток в другой раз, в конце-концов, жила же бабушка без платка и еще поживет, а шапочка так подойдет к Леночкиным голубым глазам. «Купи себе шапочку, купи», вкрадчиво уговаривал девочку внутренний голос. «Господи, помоги мне. Что мне делать?!», подумала Леночка, и голос тут же исчез вместе с мыслями о шапочке. Девочка уверенно зашла в магазин и весело сказала продавщице:

- Я хочу купить белый пуховый платок с витрины!

- С тебя тысяча пятьсот рублей, - равнодушно сказала продавщица.

Леночка не поверила своим ушам.

- Там же написано сто пятьдесят рублей. Вот. У меня ровно столько. Она протянула продавщице свой мешочек.

- Учиться надо лучше, девочка. Ты что нули считать не умеешь? Да и как такой платок может стоить сто пятьдесят рублей! Ты что с луны свалилась. Не знаешь сегодняшних цен? Или ты из деревни приехала?

Продавщица разошлась не на шутку, но Леночка ее не слышала. Сдерживая слезы, она вышла на улицу и горько разрыдалась. Прохожие не обращали внимания на плачущую, бедно одетую девочку. Неожиданно рядом с Леночкой появился старик в длинном парчовом платье. На голове у него переливалась драгоценными камнями необычная шапка. Люди, видевшие его не удивлялись – по улицам ходило много дедов Морозов в разных костюмах.

- Леночка, не плачь. Слезами горю не поможешь, - ласково сказал старик и погладил девочку по голове. От его ласки Леночкины слезы мгновенно высохли, а горе исчезло.

- Давай мне твой мешочек с поклончиками.

Леночка протянула старику мешочек. И он на глазах у девочки превратился в большой, расшитый звездами и крестами, бархатный мешок.

- Это тебе и бабушке. Старик вручил его Леночке, благословил ее и исчез.

Прижимая к груди подарок, девочка мчалась домой, пытаясь вспомнить, где она видела доброго старичка - волшебника.

Бабушка Аня спала. Леночка достала из мешка белый пуховый платок и голубую шапочку с серебряными снежинками. «Слава Богу за все», сказала она, как учила бабушка, и подошла к иконам. С одной из икон на девочку с улыбкой смотрел добрый старик – волшебник святитель Спиридон Тримифунтский.

Следующая цитата

Молитва третья
О преблаженне святителю Спиридоне! Умоли благосердие Человеколюбца Бога, да не осудит нас по беззаконием нашим, но да сотворит с нами по милости Своей. Испроси нам, рабам Божиим (имена), у Христа Бога нашего мирное и безмятежное житие, здравие душевное и телесное. Избави нас от всяких бед душевных и телесных, от всех томлений и диавольских наветов. Поминай нас у престола Вседержителя и умоли Господа, да подаст многих наших грехов прощение, безбедное и мирное житие, да дарует нам кончины же живота непостыдныя и мирныя и блаженства вечнаго в будущем веце сподобит нас, да непрестанно возсылаем славу и благодарение Отцу и Сыну и Духу Святому, ныне и присно и во веки веков.

Следующая цитата

25 декабря – память святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, чудотворца

Святитель Спиридон Тримифунтский – современник святителя Николая Мирликийского Чудотворца, и, кажется, не менее почитаем в православном народе. И это почитание со временем всё более возрастает.

Святой сам приходит ко всем, почитающим его


Святые мощи его в силу различных исторических обстоятельств перемещаются: вначале из-за набега варваров с Кипра – в Константинополь, затем, в период крестовых походов, – в Сербию и снова в Грецию. В Четьих-Минеях святителя Димитрия Ростовского сообщается: «В первой половине XVIII века русский паломник Барский видел их на острове Керкира (греч. название о.Корфу), в городе того же имени в храме святого Спиридона; мощи были в полном составе». А в наши дни благодаря развитому паломничеству тысячи верующих имеют возможность приложиться к его нетленным мощам. Хотя, конечно, далеко не все, потому что не у всех есть средства для этого паломничества. Мы помним, как недавно в Москве стояли многочасовые очереди к храму Христа Спасителя, куда был привезён ковчег с частицей мощей святителя. Сам святой прибыл ко всем почитающим его. Один хорошо знакомый мне священник рассказывал, что он был в паломнической поездке на о.Корфу, участвовал во многих молебнах, в Божественной литургии у мощей святителя, поэтому не собирался идти в храм Христа Спасителя к привезённым мощам. Тем не менее, по долгу службы он должен был совершать там молебен. К его изумлению ему было дано глубокое благодатное утешение, какое бывает редко даже на Пасху. Он понял, что это было не ради него самого, а ради того, чтобы он как пастырь понял: святые всегда, прежде всего, близ нищеты и смирения.

Пастух и пастырь

Жизнь святого Спиридона Тримифунтского исполнена необыкновенной высоты и красоты. Мы вспоминаем многие её подробности в день его памяти из года в год. От юности, когда он был простым пастухом и вступил в христианский брак, до вдовства и монашества, до святительского служения, когда его избрали архипастырем за любовь ко Христу и к людям – пастухом стада Христова. Мы знаем, как он исцелил безнадёжно больного Императора Констанция, как напутствовал свою умершую дочь Ирину, наставляя её в посмертном шествии ко Господу, когда душа её уже разлучилась с телом. Как воскресил младенца, а затем и его мать, которая умерла от радости при виде ожившего ребёнка. Как приказал вышедшему из берегов потоку остановиться, чтобы успеть придти на помощь приговоренному к незаслуженной казни. Как превратил змею в золото, чтобы спасти от голодной смерти нищего земледельца, а в скором времени то же золото в змею, чтобы посрамить корыстолюбивого богача. Ибо «Господь творит все, что хочет» (Пс. 134, 6). Всем этим удивительным чудесам нет числа. Но, наверное, самое поразительное и самое поучительное в жизни великого чудотворца – его простота и смирение. Будучи пастырем словесных овец, он продолжал быть пастухом овец бессловесных. Незадолго до смерти «он вышел вместе со жнецами на поле и работал сам, не гордясь высотою своего сана». Разумеется, это сочетание пастырства и пастушества – уникальное явление, которому странно было бы слепо подражать. Тем более, что времена теперь иные. Но здесь для нас поучение-притча. Устремляясь к благодатной вечности, не ставим ли мы порой ни во что временные нужды? Да, мы уже воскресли со Христом, как говорит апостол, но одновременно необходимо со всей силой подчеркнуть, что мы ещё не воскресли. Мы не стали ещё совершенно одухотворёнными, мы в условиях земного человеческого существования, у которого есть своё служение, свои требования, свои законы. Мы телесны.

В одном из Отечников есть рассказ об авве Силуане Сигнайском. Некто прибывший к нему в монастырь удивился, увидев монахов, занятых разного рода работой. «Почему вы так много трудитесь для тленной пищи? Разве Мария не избрала лучшую часть?» Авва поселил его в келье, дал книги для молитв и чтения и не дал никакой пищи. Наступило время трапезы, прошло ещё несколько часов – гость не выдержал и попросил есть. Авва Силуан выразил удивление: «Разве ты не духовный человек, избравший лучшую часть? Зачем тебе тленная пища? Мы же состоим из плоти и крови и не можем обойтись без пищи. И это заставляет нас трудиться». Когда смущённый посетитель стал просить прощения, авва добавил: «Теперь ты понял, что как Мария не может обойтись без Марфы, так Марфа причастна похвалам Господа, обращенным к Марии». И апостол Павел напоминает фессалоникийцам эту элементарную истину: «Кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2Фес. 5, 10). (Любопытно, что эти слова были вставлены Сталиным – память о семинарии? – в Конституцию Советского Союза). Включённый в систему производства, экономики, культуры, цивилизации, христианин не может избежать этого закона. Пища – первое благо природы. Но человек, чтобы быть действительно человеком, не может удовлетворяться одними своими непосредственными потребностями. Он питается не только хлебом земным, но и ценностями другого порядка – хлебом небесным. Если это верно по отношению к монаху, живущему одинокой созерцательной жизнью, по отношению к епископу, всего себя посвящающему служению Богу и людям, то что сказать о простом христианине, занимающем определённое место в обществе, связанном земным служением? Он может страдать от этой погружённости в земное, не всегда столь приятное, как пребывание среди цветочков с овечками, порой слишком тяжёлое, особенно во времена гонений или в наших постиндустриальных обществах, единых с процессом обезчеловечивания. Это часть нашего креста. И только смиренным принятием нашего креста открывается наше главное упование: «Маранафа!» – «Господь грядет!»

Исповедание Символа веры

За своё смирение и простоту святитель Спиридон сподобился стать причастным высшему чуду – дару Духа Святого. Однажды по его молитве наполнились лампады, в которых закончился елей, а в храме, где не было молящихся, зазвучало ангельское пение. О прибытии святого на корабле в Александрию узнали по тому, что единственный идол в этом городе, которого не могла сокрушить соборная молитва многих епископов и священников, вдруг рухнул. А на Первом Вселенском Соборе в 325 году, где святитель Николай заушил нечестивого еретика Ария, называвшего Сына Божия тварью, а не Творцом, святитель Спиридон явил в необыкновенной простоте и силе самые главные тайны Божий. Он взял в руки кирпич и, сжав его, сказал: «Посмотрите на то, что невозможно постигнуть никаким умом». Из камня вырвался вверх огонь, вниз – пролилась вода, а в руках святителя осталась глина. Это был образ – своего рода икона единства Божества во Святой Троице.

С соизволения императора на этом Соборе присутствовали не только богословы, но также философы и учёные, большинство из которых были на стороне Ария. Отцы Собора, зная, что святитель Спиридон человек простой, совершенно незнакомый с греческой мудростью, опасались допустить его к состязаниям с ними. Что же святитель Спиридон? Уклонившись от ненужных состязаний, он исповедал своими словами то, что мы называем сейчас Символом веры, произнося его каждый день во время наших утренних молитв и за Божественной литургией. Он сказал: «Един Бог, сотворивший все Словом Своим и Духом. Веруем, что Сын Божий, Превечное Слово, после того как люди отпали от Бога, подчинившись греху и смерти, стал человеком, воплотился от Духа Святого и Марии Девы, принял Крестные страдания и смерть и воскресил Своим Воскресением весь род человеческий. И ныне в Святой Своей Церкви Господь даёт силу новой жизни всем, с верою приходящим к Нему». Затем, обратившись к греческому философу, выступавшему на Соборе в поддержку нечестивого Ария, святитель Спиридон добавил: «Мы не исследуем тайны Бога любопытствующим разумом, ибо они превышают человеческое знание». Философ долго молчал, а потом сказал: «Я знаю, что в искусстве спорить одно искусное доказательство всегда можно отразить другим, еще более искусным. Но когда говорил этот человек, из уст его изошла некая непостижимая сила. Человек не может противиться Богу, потому – кто может мыслить, как я, да последует мне и примет веру во Христа Бога». Это и есть жизнь Церкви Христовой. И только так, силой благодати Божией, Церковь может передать миру то, чем она обладает.

Многие православные богословы минувшего века (особенно из разделенной тогда с нами Русской Зарубежной Церкви) не напрасно предупреждали, что последнее испытание нашей веры будет касаться тайны Церкви. Веруем во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь. Веруем, что только Православная Церковь хранит истину в полноте и неповреждённости. Помним слово святителя Феофана Затворника о том, что только Православная Церковь дышит Божественной жизнью обоими лёгкими, а у католиков осталось одно лёгкое, у протестантов – четверть лёгкого. Сегодня, как известно, все чаще звучат заявления псевдоревнителей «единства» о том, что они тоже веруют во Единого Бога. Идёт неутомимая работа в попытке объединить не только христиан различных конфессий, но и, в конце концов, все религии. Чтобы соединить Церкви, нас по существу призывают встать на внецерковную точку зрения. Оказывается, чтобы преодолеть то, что мешает объединению, надо своим умом судить то, чем обладает Церковь. Таким образом, безблагодатный человеческий ум, исполненный гордыни, ставит себя выше ума Христова. «Ибо мы имеем ум Христов», – говорит апостол Павел о Церкви. Замечательно сказал один богослов о том, что, где человеческий ум дерзает судить разум Церкви, там речь идёт не о соединении Церквей, а об их упразднении. А то, что мешает соединению с другими верами, становится ненужным – неким предрассудком.

Но Церковь потому только Церковь, что считает себя непогрешимой. Она обладает даром безошибочного суда только потому, что Глава этой Церкви – Христос, и в ней всегда присутствует Дух Святой. Это не какая-то случайная черта, это – самое существенное свойство Церкви, свидетельствуют все святые Отцы. Без этого она перестаёт быть Церковью. Если кто-то, находящийся в расколе или разделении, хочет соединиться с Церковью, он должен, прежде всего, осознать своё заблуждение. И тогда Церковь примет этого человека, обличив его и призвав к покаянию. Но сама Церковь не может быть судима никем. Самое главное для христианина – научиться смирению и послушанию Церкви. Потому что послушание Церкви – это любовь ко Христу. И только смиренным Бог даёт благодать, без которой невозможно подлинное исповедание веры и, значит, вечное спасение.

Святитель Спиридон против обновленцев

Очень важным представляется для нас и то, как ревностно стоял святитель Спиридон на страже духовных сокровищ Церкви. По свидетельству историков Никифора и Созомена, он чрезвычайно заботился о строгом соблюдении церковного чина и сохранении во всей неприкосновенности до последнего слова книг Священного Писания. В наши дни, когда «неообновленцы» все настойчивей говорят о возможности критического отношения к богодухновенным книгам и требуют «русификации богослужения», поучительно звучит его обличение некоего Трифиллия, человека весьма изощрённого в красноречии и книжной премудрости. Во время проповеди о расслабленном тот заменил евангельские слова Спасителя: «востани и возми одр твой» (Мк. 2, 12) на «востани и возми ложе твое». Не вынося изменений слов Писания, святитель сказал Трифиллию: «Неужели ты лучше сказавшего «одр», что стыдишься этого слова?» «Все, что приняла святая Церковь, должно быть любезно сердцу христианина», – говорит преподобный Серафим Саровский. И все святые Отцы заповедуют нам: «Золото принял, золото и передай».

Царственное священство

В необыкновенном соединении у святителя Спиридона, одновременно пастыря и пастуха, можно увидеть ещё одну тайну Церкви. В наше время безусловно необходимая полемика с сектантами и антипротестантская апологетика о царственном священстве верных приводит порой к другого рода искажениям. Как если бы «священство верных» представляло опасность для священства иерархического и сакраментального. Но то и другое относится к Великому Первосвященнику, Ходатаю Нового Завета, Который раз и навсегда со Своею Кровию вошел в Небесное Святилище и приобрел для нас вечное искупление (Евр. 9, 12). Он – Источник всякой благодати. Вся совокупность членов Церкви участвует в священстве Христа в той мере, в какой каждый соединяется со Христом. В Церкви – Теле Христовом – Глава и члены составляют одно, осуществляя полноту Христа. Церковь – всецелый Христос, говорят святые Отцы. Апокалипсис ясно утверждает эту тайну: «Он содеял нас царями и священниками Богу и Отцу Своему» (Откр. 1, 6; 5, 10). Так исполняется торжественное пророчество Писания: «А вы будете священниками Господа, служителями Бога нашего будут именовать вас» (Ис. 61, 6). «Вы избранный народ» (Ис. 43, 20), «вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исх. 19, 6; Втор. 7, 6), «возлюбленный… которого Я избрал» (Ис. 44, 1). И, как букет цветов, собранный со всех полей, как пучок лучей, из всех обетований звучит слово апостола Петра: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет»(1 Пет. 2, 9).

Святитель Спиридон вместе со всеми святыми Отцами показал, что только в этой перспективе следует понимать знаменитую 20-ю главу Апокалипсиса о первом воскресении, где праведники царствуют со Христом тысячу лет, – таинственный текст, в толковании которого было столько опасных мечтаний и заблуждений, вплоть до большевистской революции прошлого века и материалистических утопий наших дней.

Читайте также: