Из какого произведения цитата по его виду никак нельзя было сказать что это ребенок потерявшийся
Обновлено: 21.11.2024
© Copyright: Хасай, 2015
Свидетельство о публикации №115071004401
Рецензии
Спасибо за удовольствие от прочтения!
555:-)
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Следующая цитата
Тема: «Виды предложений по цели высказывания».
Тип урока по содержанию: синтаксис.
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада приветствовать вас на уроке русского языка.
Откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа.
Повторение изученного материала
Посмотрите, пожалуйста, на раздаточный материал. Упражнение №1.
Всё время держалась настоящая весенняя погода.
Держалась, настоящая, время, погода, всё, весенняя.
Скажите, под каким номером в упражнении №1 записано предложение?
(Предложение записано под номером 1).
Запишите его себе в тетради.
Докажите, что под номером 1 записано именно предложение, а не словосочетание.
(«Всё время держалась настоящая весенняя погода», - является предложением, потому что выражает законченную мысль и оформлено интонационно и синтаксически.)
Правильно. Таким образом «Предложение – это…» закончите мою мысль.
(… - это одно или несколько слов, выражающих законченную мысль и оформленных интонационно и синтаксически. Начало предложения пишется с большой буквы, в конце ставится соответствующий знак препинания).
Все слова в предложении связанны грамматически. Выделите в предложении основу и докажите, что все слова в предложении связаны грамматически, задав от главных слов вопросы. Одного ученика я попрошу это сделать на доске.
Как долго? Какая?
Всё время держалась настоящая весенняя погода.
Молодцы. Сейчас мы с вами вспомнили, что же такое предложение. А сейчас я вам предлагаю вспомнить что же такое текст.
Подготовка к восприятию нового
Работа с текстом.
Посмотрите, пожалуйста, на упражнение №2. Прочитайте отрывок по ролями скажите, можно ли назвать это текстом, почему?
Итак, в первый вечер я уснул на песке в пустыне, где на тысячи миль вокруг не было человеческого жилья. Вообразите же мое удивление, когда на рассвете я услышал:
– Пожалуйста… нарисуй мне барашка.
– Нарисуй мне барашка, барашка…
Я вскочил, точно передо мною грянул гром. Протер глаза. Стал всматриваться. Я увидел необычного маленького человечка, который серьезно меня разглядывал. Ничуть не похоже было, чтобы этот малыш заблудился или до смерти устал, или напуган, или умирает от голода и жажды. По его виду никак нельзя было сказать, Что это ребенок, потерявшийся в необитаемой пустыне, вдалеке от всякого жилья. Наконец ко мне вернулся дар речи, и я сказал:
– Но… что ты здесь делаешь?
Мне нужен барашек.
- Нарисуй барашка, пожалуйста…
- Но я не умею рисовать.
- Это ничего. Нарисуй, пожалуйста.
(Да, этот отрывок можно назвать текстом, так как здесь предложения связаны между собой по смыслу и расположены в определённой последовательности. Последовательность предложений соответствует последовательности событий, которые описаны в тексте).
Правильно. Может быть, кто-нибудь вспомнил, откуда взят этот отрывок?
(Отрывок из сказки Антуана Сент-Экзюпери “Маленький принц”)
Обратите внимание на то, какие здесь разные предложения: одни сообщают что-то, другие спрашивают, в третьих содержится просьба.
Давайте найдем предложения, которые содержат информацию.
(«Несколько лет тому назад пришлось мне сделать вынужденную посадку в Сахаре».
«Что-то сломалось в моторе моего самолета».
«Со мной не было ни механика, ни пассажиров, и я решил, что попробую все починить сам, хоть это было очень трудно».
«Итак, в первый вечер я уснул на песке в пустыне, где на тысячи миль вокруг не было человеческого жилья».
«Я вскочил, точно передо мною грянул гром».
«Протер глаза. Стал всматриваться».
«Я увидел необычного маленького человечка, который серьезно меня разглядывал».
«Ничуть не похоже было, чтобы этот малыш заблудился или до смерти устал, или напуган, или умирает от голода и жажды».
«По его виду никак нельзя было сказать»,
«Что это ребенок, потерявшийся в необитаемой пустыне, вдалеке от всякого жилья».)
Найдите предложение, содержащее вопрос.
(«Но… что ты здесь делаешь?»
В каких предложениях содержится просьба?
(«Пожалуйста… нарисуй мне барашка».
«Нарисуй барашка, пожалуйста…»
«Нарисуй, пожалуйста».
«Нарисуй мне барашка, барашка…»)
Вы видите, что каждое предложение произносится с определенной целью, т. е. эти предложения разные по цели высказывания.
Вспомните, какие бывают предложения по цели высказывания?
(Повествовательное, вопросительное, побудительное)
В ЭТО ВРЕМЯ, КОГДА УЧЕНИКИ НАЗЫВАЮТ ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫВЕШИВАЕТ НА ДОСКУ НАГЛЯДНОСТЬ.
Виды предложений по цели высказывания.
Итак, тема нашего сегодняшнего урока: «Виды предложений по цели высказывания».
Запишите тему урока себе в тетрадь.
И цель нашего урока: изучить виды предложений различные по цели высказывания.
Объяснение нового материала
Работа с раздвижной таблицей.
Скажите, какое из этих предложений будет сообщать нам о чём-либо?
УЧИТЕЛЬ ВЫВЕШИВАЕТ ТАБЛИЧКУ «ПРЕДЛОЖЕНИЕ, В КОТОРОМ МЫ СООБЩАЕМ О ЧЁМ-ЛИБО» ПОД ТАБЛИЧКОЙ «ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЕ»
Скажите, какое предложение будет содержать вопрос?
УЧИТЕЛЬ ВЫВЕШИВАЕТ ТАБЛИЧКУ «ПРЕДЛОЖЕНИЕ, КОТОРОЕ СОДЕРЖИТ ВОПРОС» ПОД ТАБЛИЧКОЙ «ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ»
Скажите, в каком предложении мы побуждаем кого-либо к действию, призываем, просим?
УЧИТЕЛЬ ВЫВЕШИВАЕТ ТАБЛИЧКУ «ПРЕДЛОЖЕНИЕ, В КОТОРОМ МЫ ПОБУЖДАЕМ К КАКОМУ-ЛИБО ДЕЙСТВИЮ, ПРИЗЫВАЕМ, ПРОСИМ» ПОД ТАБЛИЧКОЙ «ПОБУДИТЕЛЬНОЕ»
А сейчас давайте снова обратимся к тексту и выпишем себе в тетрадь по одному примеру на каждый вид.
Первичное закрепление материала
А сейчас давайте закрепим полученные знания, выполнив упражнение №3.
Знаете ли вы историю происхождения чисел?(1) А когда появились?(2) Тогда слушайте!(3)
Древние люди, занимавшиеся собирательством и охотой, считали так: один, два, три и много.(4) Других чисел у них не было.(5) Потом им понадобился более точный счёт.(6) В 1202 году Фибоначчи предложил индийскую систему счёта: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0.(7)
Как называется по-арабски ноль?(8) Сифр!(9) От этого слова произошло название цифра.(10) Какие числа можно передать этими цифрами?(11) Единицы, десятки, сотни, тысячи, миллионы.(12)
Что обозначало на Руси слово тьма?(13) Не знаете?(14)Тьма – это десять тысяч.(15) Отсюда и выражение тьма народу.(16)
Скажите, что мы узнали, прочитав этот текст?
(Прочитав этот текст, мы узнали об истории чисел.)
А как можно его озаглавить?
(Из истории чисел)
А сейчас я вам предлагаю из этого текста под номером 1 выписать номера повествовательных предложений, под номером 2 выписать номера побудительных предложений, под номером 3 выписать номера вопросительных предложений.
(Дети выполняют задание учителя)
Давайте проверим, что у вас получилось.
1 – 4, 5, 6, 7, 9, 10, 12, 15, 16
3 – 1, 2, 8, 11, 13, 14
Преподаватель выписывает под диктовку учеников ответы на доску, если есть ошибки, комментирует.
Выборочный диктант
А сейчас, сами придумайте свои предложения, так, чтобы одно было повествовательное, одно побудительное и одно вопросительное на тему «Золотая осень». А затем один человек будет читать своё предложения, а мы будем говорить, какое оно по цели высказывания.
(Дети выполняют задание учителя)
Подведение итогов урока
Давайте подведём итоги нашего урока.
Работа с раздвижной таблицей.
Для этого я предлагаю вам восстановить таблицу на доске и прокомментировать её.
(преподаватель перемешивает наглядный материал, а один ученик у доски восстанавливает таблицу и комментирует её).
Объяснение Д/з.
Эскиз оформления доски
Пятое октября.
Классная работа.
Как долго? Какая?
Всё время держалась настоящая весенняя погода.
Виды предложений по цели высказывания.
Предложение, в котором мы сообщаем о чём-либо
Предложение, которое содержит вопрос
Предложение, в котором мы побуждаем к какому-либо действию, призываем, просим
1 – 4, 5, 6, 7, 9, 10, 12, 15, 16
3 – 1, 2, 8, 11, 13, 14
Эскиз оформления тетрадей учащихся.
Пятое октября.
Классная работа.
Как долго? Какая?
Всё время держалась настоящая весенняя погода.
Виды предложений по цели высказывания.
Повествовательное
Несколько лет тому назад пришлось мне сделать вынужденную посадку в Сахаре.
Следующая цитата
А) произведение, созданное народной фантазией, где сочетаются реальное и фантастическое.
Б) сказание, передающее представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и героях.
В) краткий иносказательный рассказ поучительного характера.
Г) стихотворный рассказ на легендарную или историческую тему.
7. Кто автор «Илиады»:
8. А. де Сент-Экзюпери был …
А) английским писателем
Б) русским писателем
В) немецким писателем
Г) французским писателем
9. Чем отличаются рассказы В.М. Шукшина?
А) его интересует «тихая» лирика,
Б) он рисует героев – чудиков,
В) в его произведениях отражаются трудности военного времени,
Г) он показывает городской быт.
10. Какой художественный приём использует автор: Неохотно и несмело Солнце СМОТРИТ на поля…..(Ф.И.Тютчев)
11. Как звали учительницу из рассказа «Уроки французского»?
А) Анна Валентиновна
Б) Анастасия Прокопьевна
В) Ольга Ивановна
Г) Лидия Михайловна.
12. Почему герой этого произведения стал играть в «чику»:
А)Нужны были деньги на учебу
Б) Нужны были деньги на еду
В) Нужно было отдать денежный долг
Г) Хотел помочь матери в деревне
13. «Маленький принц» Экзюпери - это:
А) Философская сказка
Б) Приключенческая повесть
В) Фантастический рассказ
Г) Историческая повесть.
14. Соотнеси произведение и отрывок из него:
А) Авгий согласился. Он считал, что невозможно выполнить такую работу в один день.
Б) В первую очередь выковал щит он огромный и крепкий..
В) «Благодарности вашей не надобно мне!»
3.«Шестой подвиг Геракла»
Г)-Фортунато! Встать у того большого камня!
Исполнив его приказание, Фортунато упал у большого камня
1. Найдите соответствия между автором и названием произведения:
1) П. Мериме а) «Чудесный доктор»
2) В.Г. Распутин б) «Уроки французского»
3) А.И.Куприн в) «Дон Кихот Ламанчский»
4) М.де Сервантес Сааведра г) «Маттео Фальконе»
2. Найдите соответствия между литературным героем и названием произведения:
1) Ахилл а) «Уроки французского»
2) Грэй б) «Тринадцатый подвиг Геракла»
3) Харлампий Диогенович в) «Алые паруса»
4) Лидия Михайловна г) « Илиада»
3. Кто автор рассказа «Конь с розовой гривой»?
4. К какому жанру относится «Чудесный доктор»?
А) библейская притча
Б) святочный рассказ
В) юмористический рассказ
5. Каким размером переведены «Одиссея» и «Илиада»?
6. Легенда – это…
А) сказание, передающее представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и героях.
Б) небольшое лирическое произведение
В) произведение, созданное народной фантазией, где сочетаются реальное и фантастические
Г) краткий иносказательный рассказ поучительного характера.
7. Кто автор «Одиссеи»?
8. Какое из произведений рассказывает о ходе Троянской войны?
А) «Легенда об Арионе»;
Б) «12-й подвиг Геракла»;
9. Где родился А.И.Куприн?
А) Алтайский край
Б) г. Наровчат Пензенской губернии
В ) Москва
10. Из какого произведения цитата: « По его виду никак нельзя было сказать, что это ребенок, потерявшийся в необитаемой пустыне, вдалеке от всякого жилья»?
А) «Маттео Фальконе»
Б) « Дон Кихот Ламанчский»
В) «Маленький принц»
Г) «Конь с розовой гривой»
11. . Какой художественный приём использует автор: Лёд неокрепший на речке студёной Словно как тающий сахар лежит. (Н.А. Некрасов)
А. Это большое по объему произведение;
Б. В новелле много описаний;
В. Новелла отличается остротой сюжета.
13. Название произведения В.Г. Распутина "Уроки французского" говорит о том, что перед нами…
А) история дополнительных занятий по французскому языку;
Б) рассказ об уроках нравственности и доброты;
В) рассказ юного героя о любимых уроках французского языка
14. Напиши, к каким произведениям могут относиться данные иллюстрации:
Следующая цитата
© Агентство ФТМ, Лтд., 2019
Леону Верту
Прошу детей простить меня за то, что я посвятил эту книжку взрослому. Скажу в оправдание: этот взрослый – мой самый лучший друг. И еще: он понимает все на свете, даже детские книжки. И, наконец, он живет во Франции, а там сейчас голодно и холодно. И он очень нуждается в утешении. Если же все это меня не оправдывает, я посвящу эту книжку тому мальчику, каким был когда-то мой взрослый друг. Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит. Итак, я исправляю посвящение:
Леону Верту, когда он был маленьким
Когда мне было шесть лет, в книге под названием «Правдивые истории», где рассказывалось про девственные леса, я увидел однажды удивительную картинку. На картинке огромная змея – удав – глотала хищного зверя. Вот как это было нарисовано:
В книге говорилось: «Удав заглатывает свою жертву целиком, не жуя. После этого он уже не может шевельнуться и спит полгода подряд, пока не переварит пищу».
Я много раздумывал о полной приключений жизни джунглей и тоже нарисовал цветным карандашом свою первую картинку. Это был мой рисунок № 1. Вот что я нарисовал:
Я показал мое творение взрослым и спросил, не страшно ли им.
– Разве шляпа страшная? – возразили мне.
А это была совсем не шляпа. Это был удав, который проглотил слона. Тогда я нарисовал удава изнутри, чтобы взрослым было понятнее. Им ведь всегда нужно все объяснять. Это мой рисунок № 2:
Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием. Вот как случилось, что шести лет я отказался от блестящей карьеры художника. Потерпев неудачу с рисунками № 1 и № 2, я утратил веру в себя. Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать.
Итак, мне пришлось выбирать другую профессию, и я выучился на летчика. Облетел я чуть ли не весь свет. И география, по правде сказать, мне очень пригодилась. Я умел с первого взгляда отличить Китай от Аризоны. Это очень полезно, если ночью собьешься с пути.
На своем веку я много встречал разных серьезных людей. Я долго жил среди взрослых. Я видел их совсем близко. И от этого, признаться, не стал думать о них лучше.
Когда я встречал взрослого, который казался мне разумней и понятливей других, я показывал ему свой рисунок № 1 – я его сохранил и всегда носил с собою. Я хотел знать, вправду ли этот человек что-то понимает. Но все они отвечали мне: «Это шляпа». И я уже не говорил с ними ни об удавах, ни о джунглях, ни о звездах. Я применялся к их понятиям. Я говорил с ними об игре в бридж и гольф, о политике и о галстуках. И взрослые были очень довольны, что познакомились с таким здравомыслящим человеком.
Итак, в первый вечер я уснул на песке в пустыне, где на тысячи миль вокруг не было никакого жилья. Человек, потерпевший кораблекрушение и затерянный на плоту посреди океана, – и тот был бы не так одинок. Вообразите же мое удивление, когда на рассвете меня разбудил чей-то тоненький голосок. Он сказал:
– Пожалуйста… нарисуй мне барашка!
– Нарисуй мне барашка…
Я вскочил, точно надо мною грянул гром. Протер глаза. Стал осматриваться. И увидел забавного маленького человечка, который серьезно меня разглядывал. Вот самый лучший его портрет, какой мне после удалось нарисовать. Но на моем рисунке он, конечно, далеко не так хорош, как был на самом деле. Это не моя вина. Когда мне было шесть лет, взрослые убедили меня, что художник из меня не выйдет, и я ничего не научился рисовать, кроме удавов – снаружи и изнутри.
Итак, я во все глаза смотрел на это необычайное явление. Не забудьте, я находился за тысячи миль от человеческого жилья. А между тем ничуть не похоже было, чтобы этот малыш заблудился, или до смерти устал и напуган, или умирает от голода и жажды. По его виду никак нельзя было сказать, что это ребенок, потерявшийся в необитаемой пустыне, вдалеке от всякого жилья. Наконец ко мне вернулся дар речи, и я спросил:
– Но… что ты здесь делаешь?
И он опять попросил тихо и очень серьезно:
– Пожалуйста… нарисуй барашка…
Все это было так таинственно и непостижимо, что я не посмел отказаться. Как ни нелепо это было здесь, в пустыне, на волосок от смерти, я все-таки достал из кармана лист бумаги и вечное перо. Но тут же вспомнил, что учился-то я больше географии, истории, арифметике и правописанию, и сказал малышу (немножко даже сердито сказал), что не умею рисовать. Он ответил:
– Все равно. Нарисуй барашка.
Так как я никогда в жизни не рисовал баранов, я повторил для него одну из двух старых картинок, которые я только и умею рисовать – удава снаружи. И очень изумился, когда малыш воскликнул:
– Нет, нет! Мне не надо слона в удаве! Удав слишком опасен, а слон слишком большой. У меня дома все очень маленькое. Мне нужен барашек. Нарисуй барашка.
Он внимательно посмотрел на мой рисунок и сказал:
– Нет, этот барашек уже совсем хилый. Нарисуй другого.
Мой новый друг мягко, снисходительно улыбнулся.
– Ты же сам видишь, – сказал он, – это не барашек. Это большой баран. У него рога…
Я опять нарисовал по-другому. Но он и от этого рисунка отказался:
– Этот слишком старый. Мне нужен такой барашек, чтобы жил долго.
Тут я потерял терпение – ведь мне надо было поскорей разобрать мотор – и нацарапал ящик.
И сказал малышу:
– Вот тебе ящик. А в нем сидит такой барашек, какого тебе хочется.
Но как же я удивился, когда мой строгий судья вдруг просиял:
– Вот это хорошо! Как ты думаешь, много этому барашку надо травы?
– Ведь у меня дома всего очень мало…
– Ему хватит. Я тебе даю совсем маленького барашка.
– Не такой уж он маленький… – сказал он, наклонив голову и разглядывая рисунок. – Смотри-ка! Он уснул…
Так я познакомился с Маленьким принцем.
– Что это за штука?
– Это не штука. Это самолет. Мой самолет. Он летает.
И я с гордостью объяснил ему, что умею летать. Тогда он воскликнул:
– Как! Ты упал с неба?
– Да, – скромно ответил я.
И Маленький принц звонко засмеялся, так что меня взяла досада: я люблю, чтобы к моим злоключениям относились серьезно. Потом он прибавил:
– Значит, ты тоже явился с неба. А с какой планеты?
«Так вот разгадка его таинственного появления здесь, в пустыне!» – подумал я и спросил напрямик:
– Стало быть, ты попал сюда с другой планеты?
Но он не ответил. Он тихо покачал головой, разглядывая мой самолет:
– Ну, на этом ты не мог прилететь издалека…
И надолго задумался о чем-то. Потом вынул из кармана моего барашка и погрузился в созерцание этого сокровища.
Можете себе представить, как разгорелось мое любопытство от этого полупризнания о «других планетах». И я попытался разузнать побольше:
– Откуда же ты прилетел, малыш? Где твой дом? Куда ты хочешь унести моего барашка?
Читайте также: