Иван яковлевич билибин цитаты

Обновлено: 21.11.2024

Иван с успехом окончил юридический курс Петербургского университета. Однако вскоре понял , что его настоящее призвание совсем в другой области. Ещ ё учась в старших классах 1-й п етербургской гимназии, Билибин брал уроки у известных художников, а потом на шесть лет стал учеником И льи Репина.

Современник Билибина , художник Владимир Левитский вспоминал в книге «Молодые годы И.Я. Билибина и русской графики», использованной при издании исторического календаря Президентской библиотеки «Иван Билибин — певец русской жизни» (вышел к 140-летию художника):

«Среди массы учащихся я увидел молодого, жизнерадостного черноватого, с большой бородой для его лет, студентика с курьё зной подпрыгивающей походкой, назывался он чаще всего “ Иван Яколич ” . Вначале я отн ё сся к нему как-то недоброжелательно, потому что, когда Репина не было в мастерской, то одним из первых зас трельщиков по части острот, весё лых разговоров и общих песенок за рисованием бывал часто Иван Яковлевич, но потом увидел, что это был милейший человек, очень вес ё лый, общительный, а главное, работающий так, как будто бы рисование у него между прочим, а результаты же были неплохи в рисунке … В то время уже ясно сказывалась в его работах графичность. Билибин славился ещ ё и тем, что соч инял удивительно забавные и весё лые оды по случаю каких-нибудь происшествий».

Он не боялся быть смешным, скоморошествовал себе и другим в удовольствие. С этим неординарным человеком никогда не было скучно. Мемуары современников сохранили изрядный перечень его экстравагантных выходок.

Кстати, основной массив материалов для календаря Президентской библиотеке предоставил Ивангородский музей — филиал Государственного бюджетного учреждения культуры Ленинградской области «Музейное агентство». Музей располагается в том самом здании, где некогда проживало семейство Билибиных .

Иван Яковлевич смолоду насыщал свой фамильный дом в Ивангороде предметами искусства — картинами , гобеленами, старинным фарфором . П ереданная городу семейная коллекция Билибиных и положила начало музейной экспозиции. Сегодня с обрание музея насчитывает более 100 произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства самого И вана Билибина и его жены-художницы. Родственники Ивана Яковлевича и теперь продолжают пополня ть музей . Н едавно в его экспозици и по явились акварели тончайшей билибинской проработки из цикла «Кр ымские пейзажи» …

В молодости н а Билибина произвела неизгладимое впечатление выставка работ В иктора Васнецова , развёрнутая в залах Академии художеств в 1898 году . «Сам не свой, ошеломлённый ходил я после этой выставки. Я увидел у Васнецова то, к чему смутно рвалась и о чём тосковала моя душа», — вспомина л художник в одном из пис ем , опубликованн ых в книге Сергея Голынца «Иван Яковлевич Билибин : Статьи. Письма. Воспоминания о художнике» ( 1970 ).

Билибину было 23 года, когда он, приехав в деревн ю Егны Тверской губернии , увидел там непроходимые густые леса — настоящее Берендеево царство. Тут и родились первые иллюстрации в знаменитом впоследствии билибинском стиле. В начале нового века художник ездил в Вологодскую, Олонецкую , Архангельскую губернии, куда его командир овал этнографический отдел Музея Александра III для изучения деревянной архитектуры. Он впервые у вид ел ансамбль Кижей и был восхищ ён , о ч ё м напи сал по возвращении статье «Народное творчество русского Севера» ( «Мир искусства», 1904, №11 ).

После знакомства с русским Севером Билибин созд ал свой эстетический манифест , который был опубликован в том же «Мир е искусства», 1904, №11 : «Только совершенно недавно, точно Америку, открыли старую художественную Русь, вандальски искалеченную, покрытую пылью и плесенью. Но и под пылью она была прекрасна, так прекрасна, что вполне понятен первый минутный порыв открывших ее: вернуть! вернуть!».

Там же в статье «Народное творчество русского Севера» , с которой можно познакомиться в электронном читальном зале Президентской библиотеки , художник писал:

«Народ русский, придавленный безотрадной серой действительностью, искал утешения в сказочных мечтах о далёких неведомых царствах с их необычайными деревьями, птицами и зверьми, и прежде, когда простому народу не было видно никакого выхода в лучшую жизнь, он всецело предавался народному творчеству, как душевному отдыху, а потом, когда мелькнула заря возможного улучшения, перед ним вознёсся мираж города и «пава-птица» отлетела далеко и безвозвратно» .

На портале Президентской библиотеки представлены самые известные работы художника из серии, включающей в себя шест ь сказок, среди которых «Сказка о царе Салтане » и «Сказка о золотом петушке» . Газеты начала прошлого века писали, что Билибин создал детскую книгу как произведение искусства . Е го книги похожи на расписные шкатулки, которые хочется долго рассматривать . Т ут не только сюжет, но и придуманные мастером декоративные элементы, орнаменты, усложнённые шрифты с завитушками…

В электронном фонде Президентской библиотеки можно ознакомиться также с другими оформленными Билибиным изданиями . В их числе по-настоящему уникальные книги, например, «Летописный и лицевой изборник Дома Романовых» , подготовленный в честь празднования 300-летия царствования династии. Сегодня это издание признают шедевром типографского искусства: страницы «Изборника» украшают цветные заставки, концовки, цветные фотоцинкографии. Не менее ценимы знатоками и такие раритеты, как оформленные при участии Билибина «Онежские былины, записанные А. Ф. Гильфердингом летом 1871 года» , «Картины по русской истории, изданные под общей редакцией [и с объяснительным текстом] С.А. Князькова » , а также другие редкие издания.

Национально-романтическое направление в тогдашней живописи захватило его как сторонника и продолжателя « контурной линии » , насыщаемой затем тончайшей выделки акварелью . О ни стали фирменным знаком художника. Билибинские «пряничные» композиции пронизаны лукавой иронией, идущей от лубка .

В 1936 году, несмотря на вполне благополучную парижскую жизнь, Иван Яковлевич вернулся домой, на берега Невы. Когда однажды его спросили, а стоило ли возвращаться из сытой Европы в бедную, придавленную сталинским режимом Россию, ответил, не колеблясь:

— Лучше умереть на родине, чем роскошно скитаться на чужбине.

Умереть в Советском Союзе второй половины тридцатых можно было ни за п о нюшку табаку, а уж за контакты с иностранцами просто наверняка. Иван Яковлевич в эмиграции с кем только ни был в знакомстве и дружбе: в Александрии оформлял балетные спектакли для труппы Анны Павловой, в Буэнос-Айресе — для балета Игоря Стравинского «Жар-птица», в Париже делал декорации к операм, в которых пел Фёдор Шаляпин. Не говоря уж о приятельстве с «отпетыми антисоветчиками» среди царских офицеров, журналистов, юристов, экс-политиков … Н о как бы там ни было, а репатрианта Билибина встретили на социалистической родине хорошо : дали место профессора в ленинградском Институте живописи, скульптуры и архитектуры, предоставили возможность заниматься любимым делом — иллюстрировать книги и оформлять спектакли, а вскорости даже возвели в академическое звание. Вот только к реальным делам Академии близко не подпускали.

… Иван Билибин умер на койке ленинградской академической больницы в ночь на 7 февраля 1942 года. Иссохший от блокадного голода, страшный старик.

За пол года до того сам нарком просвещения предлагал ему эвакуироваться в глубокий тыл. Но Иван Яковлевич наотрез отказался:

— Из осаждённой крепости не бегут, её защищают!

Так утверждалось в тщательно отцензурованных советских писаниях . Но по свидетельствам очевидцев, на самом деле Билибин , хоть и был русским патриотом, никакой патриотической напыщенности не терпел, а потому на предложение уехать ответил чисто по-интеллигентски:

— Без книг — никуда!

Книги у него и вправду были уникальные, тем более для советской России, наглухо изолирован ной от Европы.

Раскаивался ли Иван Яковлевич в последние свои дни, что остался в осаждённом Ленинграде? Об этом сегодня уже не узнать . Одно ясно: если и жалел Билибин о сво ё м опрометчивом поступке, никому бы в том не признался. Потому что всегда был горд, независим и убеждённо сам творил свою судьбу.

5. Театральный художник

Первый опыт Билибина в сценографии – оформление оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» для национального театра в Праге. Следующие его работы – эскизы костюмов и декораций для опер «Золотой петушок», «Садко», «Руслан и Людмила», «Борис Годунов» и других. И после эмиграции в Париж в 1925 году Билибин продолжает работать с театрами: готовит блистательные декорации к постановкам русских опер, оформляет балет Стравинского «Жар-птица» в Буэнос-Айресе и оперы в Брно и Праге. Билибин широко использовал старую гравюру, лубок, народное искусство. Билибин был истинным знатоком старинных костюмов разных народов, он интересовался вышивкой, тесьмой, техниками ткачества, орнаментом и всем, что создавала национальный колорит народа.

Следующая цитата

Он был учеником Ильи Репина. Отрабатывал рисунок с усердием, самоотверженно – по пятнадцати часов кряду. Стал одним из одержимых участников объединения «Мир искусства», разрабатывал философию и стиль мирискусников. Сильный характер и обаяние в любой плеяде превращали Билибина в лидера. И он нашел свой стиль, который не без самоиронии окрестил «облагороженным лубком».

Первую из своих классических работ он создал в 1899-м – оформил книгу «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке». Она переиздается до сих пор, и это вечный процесс. Это настоящий Билибин, узнаваемый мгновенно и столь же мгновенно покоряющий. После «Ивана-царевича» его, как мастера русской темы, наперебой приглашают издатели и театры.

И снова и снова выходили сказки с иллюстрациями Билибина, с билибинскими буквицами… За первой удачей последовали «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна», «Царевна-лягушка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Белая уточка», «Перышко Финиста». Затем – былины. А чуть позже – четыре сказки Пушкина, начиная с царя Салтана.

То были, возможно, лучшие годы русского искусства – и Билибин снискал славу первого графика России. Давным-давно билибинские сказочные видения воспринимаются как нечто постоянное, привычное в своем совершенстве. Но он, развивая находки Васнецова, находил новое, никого не повторял. Он открыл свою, билибинскую, сказку – страшную и прекрасную.

Иван – Железная Рука

Четкий контур рисунка, любовь к сказочной Руси, понимание фольклорной мистики – сказочные иллюстрации Билибина невозможно перелистнуть, на них надолго останавливается взгляд. Кто-то пустил о нем: «Иван – Железная Рука». Самому художнику такое прозвище понравилось. Оно соответствовало творческой манере.

Как и вся (за редким исключением) интеллигенция, февральскую революцию он встретил сочувственно. Именно Билибин создал эскиз «республиканского» двуглавого орла, который считался гербом России от марта до октября 1917-го. Но октябрьский вихрь Билибина не вдохновил. Он когда-то купил клочок земли в Крыму. Туда он постарался сбежать от революционной неразберихи и Гражданской войны, но не тут-то было. После разгрома белых армий художник, вместе с тысячами других отверженных, отбыл из Новороссийска на пароходе «Саратов» – как в рассказе Бунина.

Дальше – странствия, хождение за тридевять земель. Случайные заказы восточных купцов. Египет с его древностями. Билибин – один из немногих, кто редко терял самообладание, не впадал в уныние. Находил в себе силы, чтобы поддерживать обнищавших коллег не только добрым словом, но и деньгами. Суетливый удел беженца не помешал ему создать очередной сказочный цикл – иллюстрации к книге «Пойди туда – не знаю куда», виртуозные. Но после петербургской славы он чувствовал себя в экзотических странах бесприютно.

3. Художник-рекламист

Печать Временного правительства 1917 года

Возвращение к жизни

Иван Билибин, иллюстрация к роману Алексея Толстого «Петр Первый»

По-настоящему Билибин вернулся к жизни только в 1925 году, когда переехал в Париж и нашел себя в театральной жизни. Русскую оперу ставили и в Европе, и в Америке – и Билибин был востребован. Выходили новые книги, в том числе и на французском языке – например, сказки «Тысячи и одной ночи». Он создавал стиль русской оперы по всему миру. В эмиграции Билибин не бедствовал, но его мало что интересовало, кроме России, кроме бабушкиных сказок и старинных былин… И, когда до него дошли слухи о том, что СССР – не черная дыра, что там в почете литература и театр, что там помнят и ценят его графику – Билибин стал подумывать о возвращении.

В середине тридцатых Билибин создает панно (да не какое-нибудь, а про Микулу Селяниновича!) для советского посольства в Париже. Пришло время возвращаться на Родину… Приняли его в Ленинграде радушно. Он приехал на родную землю не умирать, а работать. К счастью, ему не вспоминали «белогвардейского» прошлого. Он снова нарасхват. Переиздаются классические «билибинские» сказки, признанные «золотым фондом». Он профессорствует в Академии художеств, сотрудничает с Александринкой и Мариинкой. Правда, в те годы эти театры назывались иначе – Пушкинский и Кировский.

Становится доктором искусствоведения. Иллюстрирует роман другого возвращенца – «Петр Первый» Алексея Толстого. Правда, Алексей Николаевич прожил на чужбине всего лишь несколько лет. Просто переждал грозу. А Билибин все-таки почти прижился в Париже, а родных берегов не видал полтора десятилетия.

Иллюстрация к былине «Вольга»

В 1941-м Билибин отказался от эвакуации: ему не хотелось снова превращаться в странника, как в Гражданскую. Он ответил наркому просвещения Потёмкину: «Из осажденной крепости не убегают. Ее защищают». И работал в Ленинграде до окончательного изнеможения.

Искусствовед Иосиф Бродский вспоминал: «Теперь черные глаза Ивана Яковлевича как-то особенно выделялись на осунувшемся, потемневшем и всегда грустном лице. Он по-прежнему следил за собой; одетый в ватник, неизменно был «при галстуке». «Это нужно, уверяю вас, это помогает», – шутя говорил он».

Но за ним прискакал Черный всадник – как в самой страшной сказке.

Иван Яковлевич не сумел пережить первую блокадную зиму. Для него не хватило теплого бульона. Обессиленного, его перенесли от рабочего места в больничную палату, устроенную в академии художеств.

На Смоленском кладбище есть братская могила профессоров академии художеств, погибших в блокаду. Скромный и величественный камень. Имя Билибина значится там первым – по алфавиту. Есть чем утешиться: без книг с рисунками Билибина и через 75 лет после гибели художника не обходится ни одна библиотека. А в богатой русской школе художников книги билибинское направление остается одним из самых любимых.

Следующая цитата

Иван Яковлевич Билибин собирался стать юристом, прилежно учился на юридическом факультете Петербургского университета и успешно окончил полный курс в 1900 году. Но параллельно с этим он учился живописи в рисовальной школе Общества поощрения художников, потом в Мюнхене у художника А. Ашбе, а после, еще 6 лет, был учеником И.Е. Репина. В 1898 году Билибин видит «Богатырей» Васнецова на выставке молодых художников. После этого он уезжает в деревню, изучает русскую старину и находит свой неповторимый стиль, в котором будет работать до конца жизни. За отточенность этого стиля, энергичность работы и безукоризненную твердость линии художника коллеги называли его «Иваном-железной рукой».

2. Художник-сказочник

Почти каждый русский человек знает иллюстрации Билибина по книгам сказок, которые ему читали на ночь в детстве. А между тем, этим иллюстрациям больше ста лет. С 1899 по 1902 Иван Билибин создаёт серию из шести «Сказок», изданных Экспедицией заготовления государственных бумаг. После в том же издательстве выходят сказки Пушкина о царе Салтане и о Золотом петушке и чуть менее известная былина «Вольга» с иллюстрациями Билибина.

Интересно, что известнейшая иллюстрация к «Сказке о царе Салтане…» с плывущей по морю бочкой напоминает знаменитую «Большую волну» японского художника Кацусики Хокусая.

Процесс выполнения И. Я. Билибиным графического рисунка был похож на труд гравёра. Сначала он набрасывал эскиз на бумаге, уточнял композицию во всех деталях на кальке, а затем переводил на ватман. После этого колонковой кистью с обрезанным концом, уподобляя её резцу, проводил по карандашному рисунку четкий проволочный контур тушью.

Книжки Билибина похожи на расписные шкатулки. Именно этот художник впервые увидел детскую книгу как целостный художественно оформленный организм. Его книги похожи на старинные рукописи, ведь художник продумывает не только рисунки, но и все декоративные элементы: шрифты, орнаменты, украшения, инициалы и все остальное.

Следующая цитата

С детства мы знакомимся с творчеством Ивана Билибина, вступая в красочный мир сказок, который был создан художественным воображением Мастера. Многие из его произведений настолько глубоко вошли в нашу жизнь, что их происхождение кажется воистину народным, уходящим в глубь веков.

Он выполнил иллюстрации к русским народным сказкам "Царевна-лягушка", "Перышко Финиста-Ясна Сокола", "Василиса Прекрасная", "Марья Моревна", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Белая уточка", к сказкам А. С. Пушкина - "Сказка о царе Салтане"(1904-1905), "Сказка о золотом петушке"(1906-1907), "Сказка о рыбаке и рыбке"(1939) и многим другим.

Сын военно-морского врача, потомок древнего рода, И. Я. Билибин предполагал стать юристом и закончил полный курс юридического факультета Петербургского университета (1896-1900). Но одновременно самозабвенно изучал рисунок, графику, живопись, будучи вольнослушателем в мастерской И. Е. Репина в Академии Художеств. И вскоре стал известен широкой общественности как прекрасный иллюстратор русских народных сказок, былин, произведений А.С. Пушкина. За Иваном Билибиным утвердилась слава первого на Руси художника книги.

Увлечение Билибина старинным русским искусством получило отражение в иллюстрациях к пушкинским сказкам, которые он создал после поездки по Северу в 1905–1908 гг. Работе над сказками предшествовало создание декораций и костюмов к операм Римского-Корсакова «Сказка о золотом петушке» и «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина. Роскошные царские палаты сплошь покрыты узорами, росписью, украшениями. Здесь орнамент настолько обильно покрывает пол, потолок, стены, одежду царя и бояр, что все превращается в некое зыбкое видение, существующее в особом иллюзорном мире и готовое вот-вот исчезнуть.

«Сказку о царе Салтане» И.Билибин иллюстрировал первой. Вот страница, где царь Салтан подслушивает разговор трех девиц. На дворе ночь, месяц светит, царь спешит к крыльцу, проваливаясь в снег. В этой сцене нет ничего сказочного. И все-таки дух сказки присутствует. Изба самая настоящая, крестьянская, с маленькими окошками, нарядным крыльцом. А вдали церковь шатровая. В XVII в. по всей Руси строили такие церкви. И шуба у царя настоящая. Такие шубы в давние времена шили из бархата и парчи, привезенных из Греции, Турции, Ирана, Италии.

А вот рисунок, где царь принимает корабельщиков. На переднем плане царь восседает на троне, а перед ним склонились в поклоне гости. Мы можем их всех разглядеть. Сцены приема гостей, пира очень декоративны и насыщены мотивами русского орнамента.

Лист с плывущей по морю бочкой напоминает знаменитую "Волну" Хокусаи.


"Волна" в исполнении Хокусаи

«Сказка о золотом петушке» наиболее удалась художнику. Билибин объединил сатирическое содержание сказки с русским лубком в единое целое.

Огромный успех имели пушкинские сказки. Русский музей Александра III купил иллюстрации к «Сказке о царе Салтане», а весь иллюстрированный цикл «Сказки о золотом петушке» приобрела Третьяковская галерея.

И сказочника Билибина следует благодарить за то, что двуглавый орел, изображенный на гербе ЦБ РФ, на рублевых монетах и бумажных купюрах – выглядит не как зловещая имперская птица, а как сказочное, волшебное существо. А в картинной галерее бумажных денег современной России на десятирублевой «красноярской» купюре четко прослеживается билибинская традиция: вертикальная узорчатая дорожка с лесным орнаментом – такие рамки окантовывали рисунки Билибина на темы русских народных сказок. Кстати сказать, сотрудничая с финансовыми органами царской России, Билибин передал фабрике «Госзнак» авторские права на многие свои графические разработки.

В Петербурге, на Охте, стоит известный завод минеральной воды "Полюстрово". А когда-то на его месте было другое производство. Называлось оно "Акционерное общество пиво-мёдоваренного завода "Новая Бавария". Была в Питере ещё и просто "Бавария", да и вообще много пивоваренных заводов. А вот этот - мёдо-пивоваренный. И рекламные картинки, как оказалось, делал для них не кто-нибудь, а Иван Яковлевич Билибин.

«Только совершенно недавно, точно Америку, открыли старую художественную Русь, вандальски искалеченную, покрытую пылью и плесенью. Но и под пылью она была прекрасна, так прекрасна, что вполне понятен первый минутный порыв открывших ее: вернуть! вернуть!» - писал Иван Билибин. Патриархальный крестьянский быт, предметы утвари, будто бы сохранившиеся со времен древней Руси, дали ему богатейший материал для раздумий и для дальнейшего использования в художественной практике. Новый художественный стиль - стиль русской старины не только обогатил искусство яркими образами, но и способствовал развитию оформления книг и театральной декорации.

В 1904 году Иван Билибин заговорил о себе как о высокоодаренном театральном художнике, оформив для Национального театра в Праге оперу Снегурочка Н.А. Римского-Корсакова. Позже Билибин нарисовав эскизы русских костюмов к опере Мусорского Борис Годунов, он создал эскизы костюмов и декораций к знаменитой постановке опер Римского-Корсакова Золотой петушок и Царь Салтан. В его жизни нашлось место не только для театра и сказок. Иван Билибин был и графиком, и сценографом, и автором журнальных статей.

В 1920 году И.Я. Билибин временно поселился в Египте. Там же вновь возвращается к оформлению спектаклей - работает с балетной труппой Анны Павловой. С 1925 года в Париже оформляет замечательнейшие русские балеты и оперы (среди них - "Сказка о царе Салтане" Н.А. Римского-Корсакова, "Князь Игорь" А.П. Бородина, "Борис Годунов" М.П. Мусоргского).

Возвращаться - дурная примета. Тоска по родине перевешивает интересную работу в Париже - в 1936 году он возвращается из эмиграции в Россию (теперь уже СССР), в Ленинград. Здесь И.Я. Билибин интенсивно работает пять лет и умирает от голода в первую блокадную зиму.

4. Двуглавый орел

Тот самый двуглавый орел, который используется сейчас на монетах «Банка России», принадлежит кисти знатока геральдики Билибина. Художник нарисовал его после Февральской революции в качестве герба для Временного правительства, и с 1992 года этот орёл вновь стал официальным русским символом. Птица выглядит сказочной, а не зловещей, ведь рисовал ее известный иллюстратор русских былин и сказок. Двуглавый орел изображен без царских регалий и с опущенными крыльями, по кругу сделана надпись «Российское Временное правительство» и характерный «лесной» билибинский орнамент. Авторские права на герб и некоторые другие графические разработки Билибин передал фабрике «Гознак».

6. Художник и церковь

Читайте также: