История государства российского карамзин цитаты
Обновлено: 06.11.2024
Карамзин Николай Михайлович (1766 – 1826) — русский историк и литератор. Автор «Истории государства Российского».
В ратях гибнут Цари и Герои
С этими словами Мстислав Владимирович, Князь Новогородский обратился к князю Олегу.
Ваша распря губит народ; смирите врагов и тогда уже думайте о своих несогласиях
С этими словами бояре обратились к русским князьям, с призывом объединиться против общего врага половцев.
Где нет любви, нет и души
Из "История государства Российского (в 12 томах)" (1803-1826 гг.).
Главная цель общежития есть личная безопасность и неотъемлемость собственности
О сборнике законов Русская правда Ярослава Мудрого.
Зло общее бывает иногда частною выгодою
Из "История государства Российского (в 12 томах)" (1803-1826 гг.).
Злодейство есть несчастье
Из "История государства Российского (в 12 томах)" (1803-1826 гг.).
История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего
Из "История государства Российского (в 12 томах)" (1803-1826 гг.).
И в рубище почтенна добродетель
Слова Карамзина Н.М.
История не роман, и мир не сад, где все должно быть приятно: она изображает действительный мир
Из "История государства Российского (в 12 томах)" (1803-1826 гг.).
Кто сам себя не уважает, того и другие уважать не будут
Из "О любви к отечеству и народной гордости" (1802 г.).
Мертвое богатство есть ничто в сравнении с мужеством и великодушием
Слова, сказанные императорскими послами князю Святославу, который кичился своим богатством (1067 - 1068 гг.).
Миролюбие есть должность Христианина
Слова любимца Владимира Всеволодовича Мономаха.
Не подражай Тациту, но пиши, как писал бы он на твоем месте!
Из "История государства Российского (в 12 томах)" (1803-1826 гг.).
Ничто не вечно под луной
Из «Опытная Соломонова мудрость, или Выбранные мысли из Екклезиаста» (1797 г.).
Смеяться, право, не грешно над всем, что кажется смешно
Из «Послание к Александру Алексеевичу Плещееву» (1796 г.).
Хищники не внидут в Царствие Небесное, ежели не возвратят похищенного
Слова папы Римского Григория VII, обращенные к польскому правителю Болеславу (1075 г.).
Следующая цитата
в странах мирных и веселых, где бури и страсти неизвестны; где смертные питаются соком цветов и росою, блаженствуют несколько веков и, насытясь жизнию, бросаются в волны морские.
Славяне же Богемские, Иллирические и Российские не имели никакой азбуки до 863 года, когда Философ Константин, названный в монашестве Кириллом, и Мефодий, брат его, жители Фессалоники, будучи отправлены Греческим Императором Михаилом в Моравию к тамошним Христианским Князьям Ростиславу, Святополку и Коцелу для перевода церковных книг с Греческого языка, изобрели Славянский особенный алфавит, образованный по греческому, с прибавлением новых букв: Б. Ж. Ц. Ш. Щ. Ъ. Ы. Ѣ. Ю. Я. Ѧ.
По введении идолопоклонства надлежало укрыть обожаемые кумиры от дождя и снега: защитили их кровлею, и сие простое здание было первым храмом.
Впрочем, Ладо мог быть и древним Славянским божеством: жители Молдавии и Валахии в некоторых суеверных обрядах доныне твердят имя Лада.
Бог веселия, любви, согласия и всякого благополучия именовался в России Ладо: ему жертвовали вступающие в союз брачный, с усердием воспевая имя его, которое слышим и ныне в старинных припевах
В России, до введения Христианской Веры, первую степень между идолами занимали Перун, бог молнии, которому Славяне еще в VI веке поклонялись, обожая в нем верховного Мироправителя. Кумир его стоял в Киеве на холме, вне двора Владимирова, и в Новегороде над рекою Волховом: был деревянный, с серебряною головою и с золотыми устами. Летописец именует еще идолов Хорса, Дажебога, Стрибога, Самаргла и Мокоша, не объявляя, какие свойства и действия приписывались им в язычестве. В договоре Олега с Греками упоминается еще о Волосе, которого именем и Перуновым клялись россияне в верности, имев к нему особенное уважение: ибо он считался покровителем скота, главного их богатства.
что мы ни в мире, ни в Истории не находим народа, совершенно лишенного понятий о Божестве. Люди и народы, чувствуя зависимость или слабость свою, укрепляются, так сказать, мыслию о Силе Вышней, которая может спасти их от ударов рока, не отвратимых никакою мудростию человеческою, – хранить добрых и наказывать тайные злодейства. Сверх того Вера производит еще теснейшую связь между согражданами. Чтя одного Бога и служа Ему единообразно, они сближаются сердцами и духом.
Наблюдая течение года, они, подобно Римлянам, делили его на 12 месяцев, и каждому из них дали название согласно с временными явлениями или действиями природы: январю Просинец (вероятно, от синеты неба), февралю Сечень, марту Сухий, Апрелю Березозол (думаю, от золы березовой), Маию Травный, июню Изок (так называлась у Славян какая-то певчая птица), июлю Червен (не от красных ли плодов или ягод?), августу Зарев (от зари или зарницы), сентябрю Рюен (или Ревун, как толкуют: от рева зверей), октябрю Листопад, ноябрю Груден (от груд снега или мерзлой грязи?), Декабрю Студеный. Столетие называлось веком, то есть жизнию человеческою, во свидетельство, сколь предки наши обыкновенно долгоденствовали, одаренные крепким сложением и здравые физическою деятельностию.
К описанию общего характера Славян прибавим, что Нестор особенно говорит о нравах Славян Российских. Поляне были образованнее других, кротки и тихи обычаем; стыдливость украшала их жен; брак издревле считался святою обязанностию между ними; мир и целомудрие господствовали в семействах. Древляне же имели обычаи дикие, подобно зверям, с коими они жили среди лесов темных, питаясь всякою нечистотою; в распрях и ссорах убивали друг друга: не знали браков, основанных на взаимном согласии родителей и супругов, но уводили или похищали девиц. – Северяне, Радимичи и Вятичи уподоблялись нравами Древлянам; также не ведали ни целомудрия, ни союзов брачных; но молодые люди обоего пола сходились на игрища между селениями: женихи выбирали невест и без всяких обрядов соглашались жить с ними вместе; многоженство было у них в обыкновении.
Следующая цитата
Чрез два года (в 864 г.), по кончине Синеуса и Трувора, старший брат, присоединив области их к своему Княжеству, основал Монархию Российскую.
Нестор пишет, что Славяне Новогородские, Кривичи, Весь и Чудь отправили Посольство за море, к Варягам-Руси, сказать им: Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами. Слова простые, краткие и сильные! Братья, именем Рюрик, Синеус и Трувор, знаменитые или родом или делами, согласились принять власть над людьми, которые, умев сражаться за вольность, не умели ею пользоваться.
Нестор в повествовании своем основывается единственно на изустных сказаниях: отдаленный многими веками от случаев, здесь описанных, мог ли он ручаться за истину предания, всегда обманчивого, всегда неверного в подробностях Может быть, что Кий и братья его никогда в самом деле не существовали и что вымысел народный обратил названия мест, неизвестно от чего происшедшие, в названия людей. Имя Киева, горы Щековицы – ныне Скавицы – Хоривицы, уже забытой, и речки Лыбеди, впадающей в Днепр недалеко от новой Киевской крепости, могли подать мысль к сочинению басни о трех братьях и сестре их: чему находим многие примеры в Греческих и Северных повествователях, которые, желая питать народное любопытство, во времена невежества и легковерия, из географических названий составляли целые Истории и Биографии.
умеренность есть добродетель власти,
Русское особенное наречие сохранилось в употреблении, и с того времени мы имели два языка, книжный и народный.
Но времена Владимировы были началом истинного народного просвещения в России.
Память Рюрика, как первого Самодержца Российского, осталась бессмертною в нашей Истории и главным действием его княжения было твердое присоединение некоторых Финских племен к народу Славянскому в России, так что Весь, Меря, Мурома наконец обратились в Славян, приняв их обычаи, язык и Веру.
С другой стороны выходят на феатр истории славяне, под сим именем, достойным людей воинственных и храбрых, ибо его можно производить от славы, – и народ, коего бытие мы едва знали, с VI века занимает великую часть Европы, от моря Балтийского до реки Эльбы, Тисы и Черного моря. Вероятно, что некоторые из славян, подвластных Эрманариху и Аттиле, служили в их войске; вероятно, что они, испытав под начальством сих завоевателей храбрость свою и приятность добычи в богатых областях империи, возбудили в соотечественниках желание приближиться к Греции и вообще распространить их владение.
«Братья Кий, Щек и Хорив, с сестрою Лыбедью, жили между Полянами на трех горах, из коих две слывут по имени двух меньших братьев,
Следующая цитата
"История государства Российского" [ 1 ] в 12 томах написана знаменитым историком и литератором Карамзиным Николаем Михайловичем (1766 – 1826) в период с 1803 по 1826 гг.
В ратях гибнут Цари и Герои
Князь Новогородский Мстислав Владимирович к князю Олегу.
Ваша распря губит народ; смирите врагов и тогда уже думайте о своих несогласиях
Бояре обратились с призывом к русским князьям объединиться против общего врага половцев.
Где нет любви, нет и души
Главная цель общежития есть личная безопасность и неотъемлемость собственности
О сборнике законов Русская правда Ярослава Мудрого.
Зло общее бывает иногда частною выгодою
О событиях на Руси 1161 года.
Злодейство есть несчастье
О Святославе (11 век).
Злоупотребление уничтожает право
Слова из русской летописи.
История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего
Первая фраза Предисловия.
История не роман, и мир не сад, где все должно быть приятно: она изображает действительный мир
Мертвое богатство есть ничто в сравнении с мужеством и великодушием
Слова, сказанные императорскими послами князю Святославу, который кичился своим богатством.
Миролюбие есть должность Христианина
Слова Григория, Игумена Андреевской Обители.
Миролюбие, которое спасает виновного от казни, бывает вреднее самой жестокости
О том, как князь Мстислав проявил милосердие к предателю Всеволоду.
Не подражай Тациту, но пиши, как писал бы он на твоем месте!
Хищники не внидут в Царствие Небесное, ежели не возвратят похищенного
Слова папы Римского Григория VII, обращенные к польскому правителю Болеславу.
Примечания
↑ 1) Карамзин описывает российскую историю с древнейших времён до правления Ивана Грозного и Смутного времени. Карамзин задумывал описать историю России до начала правления дома Романовых, но не успел из-за своей смерти. Текст рукописи 12 тома обрывается на главе «Междоцарствие 1611 – 1612».
Читайте также: