Жюльен офре де ламетри цитаты
Обновлено: 06.11.2024
Пусть другие бросаются в толпу, чтобы не познать или, вернее, чтобы возненавидеть себя; мудрец избегает большого света и ищет уединения. Почему хорошо ему только с самим собой или с себе подобными? Потому, что его душа — верное зеркало, в которое не страшно заглянуть истинно добродетельному человеку: ему нечего бояться самопознания, в худшем случае есть приятная опасность самовлюбления.
Следующая цитата
Ум притупляется в обществе тех, кто его лишён, вследствие отсутствия упражнения: во время игры в мяч плохо отбивается тот мяч, который плохо подаётся. Я предпочитаю умного человека, лишённого всякого воспитания, лишь бы он был достаточно молод, тому, который получил дурное. Плохо воспитанный ум подобен актёру, которого испортила провинция.
Добавил(а) Аноним 20.05.13- Скопировать
- Сообщить об ошибке
Пусть другие бросаются в толпу, чтобы не познать или, вернее, чтобы возненавидеть себя; мудрец избегает большого света и ищет уединения. Почему хорошо ему только с самим собой или с себе подобными? Потому, что его душа — верное зеркало, в которое не страшно заглянуть истинно добродетельному человеку: ему нечего бояться самопознания, в худшем случае есть приятная опасность самовлюбления.
Пояснение к цитате:Обращение к господину Альбрехту фон Галлеру, профессору медицины в Геттингене.
Добавил(а) Аноним 22.05.13- Скопировать
- Сообщить об ошибке
Превосходство разума зависит не от громкого слова, лишённого смысла, но от его силы, обширности или проницательности. Поэтому следует, очевидно, предпочесть душу, сделанную из грязи, но способную сразу раскрыть взаимоотношения и последовательность бесконечного множества с трудом постигаемых идей, душе глупой и тупой, хотя бы и сделанной из самых драгоценных элементов.
Добавил(а) Аноним 20.05.13- Скопировать
- Сообщить об ошибке
Плохой философ тот, кто вместе с Плинием краснеет по поводу низменности нашего происхождения.
Добавил(а) Аноним 20.05.13- Скопировать
- Сообщить об ошибке
. писателем становятся так же, как носильщиком.
Добавил(а) Аноним 20.05.13- Скопировать
- Сообщить об ошибке
Пусть только признают вместе со мной, что организованная материя наделена началом движения, которое одно только и отличает её от неорганизованной 1' (а разве можно опровергнуть это бесспорное наблюдение?), и что все различия животных, как это я уже достаточно доказал, зависят от разнообразия их организации,— и этого будет достаточно для разрешения загадки различных субстанций и человека. Очевидно, во Вселенной существует всего одна только субстанция и человек является самым совершенным её проявлением. Он относится к обезьяне и к другим умственно развитым животным, как планетные часы Гюйгенса к часам императора Юлиана 2'. Если для отметки движения планет понадобилось больше инструментов, колес и пружин, чем для отметки или указания времени на часах, если Вокансону потребовалось больше искусства для создания своего «флейтиста», чем для своей «утки», то его потребовалось бы ещё больше для создания «говорящей машины» 3' ; теперь уже нельзя более считать эту идею невыполнимой, в особенности для рук какого-нибудь нового Прометея.
Пояснение к цитате:1' Здесь Ламетри выражает свою позицию не совсем точно: в данном случае он имеет в виду не всякое движение, а лишь движения, свойственные живым телам. Началом движения вообще, как неоднократно утверждал Ламетри, наделено всякое материальное тело, независимо от той или иной его организации.
2' Во времена императора Юлиана известны были только солнечные и песочные часы. Гюйгенс же изобрел маятниковые. Позднее Гюйгенс на основе разработки новой математической теории (непрерывных дробей) и отыскания новых конструктивных решений создал «планетную машину» — прообраз современного планетария.
3' Это предсказание создания фонографа и других «говорящих машин» опирается у Ламетри на вышеизложенные факты его времени.
Следующая цитата
Жюлье́н Офре́ де Ламетри́ (Julien Offray de La Mettrie; Lamettrie; 25 декабря 1709 — 11 ноября 1751) — французский врач и философ-материалист. Его наиболее известное сочинение — «Человек-машина» 1747 года.
Содержание
Разве у самых низших насекомых не столько же приблизительно ума, сколько у тех людей, которые ребячески проводят свою жизнь в педантичном изучении этих насекомых? И разве в самых бесполезных, ядовитых и диких животных, от которых следовало бы очистить Землю, не сверкает некий луч сознания? — XXIX
Подобно тому как медицина чаще всего является просто наукой о лекарствах с удивительными названиями, так и философия не более как наука красивых слов. Двойная удача, когда лекарства излечивают и красивые слова имеют какой-нибудь смысл. — XLII
Коса! Поэтический вымысел! Смерть вооружена вовсе не острым оружием. Скорее — насколько я мог судить о ней по её приближениям — можно сказать, что она затягивает на шее умирающих мягкую петлю, которая не столько давит, сколько действует как приятный наркотик, это — своего рода смертельный опий: вся кровь пьянеет, чувства притупляются; кажется, что умираешь, подобно тому как испытываешь ощущение, что засыпаешь или падаешь в обморок, ощущая при этом своего рода наслаждение. — LXVII
Довольно безразлично, при помощи какого стимула побудить людей к добродетели. Религия необходима только для тех, кто не способен испытывать чувство гуманности. Опыт и наблюдение наглядно показывают, что она бесполезна в отношениях честных людей. Но только возвышенные души способны понять эту великую истину. — LXXVI
- См. Категория:Произведения Жюльена Ламетри
… aussi à Rome des hommes pervers qu'on se plaisait à associer aux philosophes en général <…>. Ce fait me rappelle l'auteur de "Anti-Sénêque" et la constante affectation des ennemis de la philosophie à le citer parmi les hommes sages et i-clairés <…>. Si ces calomniateurs des gens de bien n'étaient pas étrangers à tout sentiment honnête, ils rougiraient de placer ce nom justement décrié, à côté des noms les plus respectables et les plus respectés.
… самый отъявленный из всех атеистов, выпущенных медицинскими факультетами Европы, однако человек весёлый, остроумный, рассеянный, образованный по части теории, как никто из его собратьев, но в смысле практики самый плохой врач на свете: да, впрочем, он, слава Богу, и не практиковал. В Париже он поднял на смех весь факультет, а в письменных выступлениях допустил даже и личные выпады против кое-кого из врачей, которые не простили ему этого и добились указа о взятии его под стражу. Из-за этого Ла Метри и сбежал в Берлин, где порядком забавлял всех своей весёлостью, сочиняя к тому же и печатая невообразимо бесстыдные рассуждения о нравственности. Его книги понравились королю, который взял его к себе, — правда, не в лейб-медики, а в чтецы.
Следующая цитата
Люди, которых мир считает сильнейшими умами, никогда не взвешивали выгод, доставляемых двумя противоположными мнениями.
Никакая философия не может представлять опасности нравам, так как все её писания являются лишь сказками для черни и пошлыми рассуждениями для тех, кто не подготовлен к восприятию её сущности. Прямота и проницательность ума подготовленных защищают их от всяких дерзостей.
Свобода высказывания мнений ограничена не тем, что вредно для общества, а тем, что люди считают таковым.
Существует мода в области мнений, которые в разные века то хорошо, то плохо принимаются.
Все предметы и всё, что происходит во вселенной, мы видим так, как если бы это была прекрасная оперная декорация, за которой мы не замечаем её верёвок и противовесов.
Философия есть не более как наука красивых слов. Двойная удача, когда красивые слова имеют какой то смысл.
Самые необоснованные системы метафизики и морали приносят пользу, лишь бы они были обдуманы и лишь бы длинная цепь правильно сделанных выводов хотя бы из ложных и химерических принципов давала опытному уму возможность охватить впоследствии большее количество предметов.
Ограниченные умы, занимаясь наукой, обременяют свою бедную память таким бесчисленным множеством фактов, что это отнимает у них всякую способность суждения.
Невозможно подстрекать к мятежу народ, который хорошо управляется.
Погибшее семя для природы не имеет никакого значения.
Запрещение высказываний против господствующих взглядов может вселить в сознание народа мысль, что его обманывают.
Дух, подобно телу, знает свои эпидемические болезни и свою цингу.
Все различие между дурными и хорошими людьми состоит в том, что у первых частный интерес преобладает над общим, тогда как вторые жертвуют своим собственным благом ради друга или ради общества.
Когда мы уже более не в состоянии вкушать наслаждения, мы начинаем их порочить.
Не будем бояться ненависти людей, будем только остерегаться заслужить ее.
Ничто лучше не доказывает существования счастья, вытекающего из темперамента, чем то, что все мы знаем счастливых дураков, тогда как столько умных людей несчастны.
Религия необходима только для тех, кто не способен испытывать чувства гуманности. Опыт и наблюдения наглядно показывают, что она бесполезна в отношениях честных людей.
Счастье увеличивается оттого, что им делишься с другими.
То, что связано с законом, дает право. Но само по себе это право не является ни правом разума, ни правом справедливости; это право силы.
Читайте также: