Истина в библии цитаты

Обновлено: 24.11.2024

Эти люди сказали ей: душа наша вместо вас да будет предана смерти, если вы не откроете сего дела нашего; когда же Господь предаст нам землю, мы окажем тебе милость и истину.

Пс 14:2

Тот, кто ходит непорочно, и делает правду, и говорит истину в сердце своем;

Пс 24:5

Направь меня на истину Твою и научи меня, ибо Ты Бог спасения моего; на Тебя надеюсь всякий день.

Пс 29:10

«что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу? будет ли прах славить Тебя? будет ли возвещать истину Твою?

Пс 36:3

Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину.

Пс 42:3

Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои.

Пс 50:8

Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость.

Пс 56:4

Он пошлет с небес и спасет меня; посрамит ищущего поглотить меня; пошлет Бог милость Свою и истину Свою.

Пс 70:22

И я буду славить Тебя на псалтири, Твою истину, Боже мой; буду воспевать Тебя на гуслях, Святой Израилев!

Пс 88:2

Милости Твои, Господи, буду петь вечно, в род и род возвещать истину Твою устами моими.

Пс 88:3

Ибо говорю: навек основана милость, на небесах утвердил Ты истину Твою, когда сказал:

Пс 88:6

И небеса прославят чудные дела Твои, Господи, и истину Твою в собрании святых.

Пс 91:3

возвещать утром милость Твою и истину Твою в ночи,

Пс 137:2

Поклоняюсь пред святым храмом Твоим и славлю имя Твое за милость Твою и за истину Твою, ибо Ты возвеличил слово Твое превыше всякого имени Твоего.

Притч 8:7

ибо истину произнесет язык мой, и нечестие — мерзость для уст моих;

Притч 12:22

Мерзость пред Господом — уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему.

Притч 16:13

Приятны царю уста правдивые, и говорящего истину он любит.

Притч 23:23

Купи истину и не продавай мудрости и учения и разума.

Ис 26:2

Отворите ворота; да войдет народ праведный, хранящий истину.

Ис 33:15

Тот, кто ходит в правде и говорит истину; кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла;

Ис 38:18

Ибо не преисподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою.

Ис 38:19

Живой, только живой прославит Тебя, как я ныне: отец возвестит детям истину Твою.

Ис 45:19

Не тайно Я говорил, не в темном месте земли; не говорил Я племени Иакова: «напрасно ищете Меня». Я Господь, изрекающий правду, открывающий истину.

Ис 59:4

Никто не возвышает голоса за правду, и никто не вступается за истину; надеются на пустое и говорят ложь, зачинают зло и рождают злодейство;

Дан 8:12

И воинство предано вместе с ежедневною жертвою за нечестие, и он, повергая истину на землю, действовал и успевал.

Дан 9:13

Как написано в законе Моисея, так все это бедствие постигло нас; но мы не умоляли Господа Бога нашего, чтобы нам обратиться от беззаконий наших и уразуметь истину Твою.

Дан 11:2

Теперь возвещу тебе истину: вот, еще три царя восстанут в Персии; потом четвертый превзойдет всех великим богатством, и когда усилится богатством своим, то поднимет всех против царства Греческого.

Зах 8:16

Вот дела, которые вы должны делать: говорите истину друг другу; по истине и миролюбно судите у ворот ваших.

Зах 8:19

так говорит Господь Саваоф: пост четвертого месяца и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством; только любите истину и мир.

Мк 5:33

Женщина в страхе и трепете, зная, что с нею произошло, подошла, пала пред Ним и сказала Ему всю истину.

Мк 12:32

Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его;

Ин 8:32

и познаете истину, и истина сделает вас свободными.

Ин 8:40

А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал.

Ин 8:45

А как Я истину говорю, то не верите Мне.

Ин 8:46

Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне?

Ин 16:7

Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам,

Ин 16:13

Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.

Ин 19:35

И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.

Иак 3:14

Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину.

2Ин 1:1

Старец — избранной госпоже и детям ее, которых я люблю по истине, и не только я, но и все, познавшие истину,

Рим 1:18

Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою.

Рим 1:25

Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен вовеки, аминь.

Рим 9:1

Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,

2Кор 4:2

но, отвергнув скрытные, постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом.

2Кор 7:14

Итак, я не остался в стыде, если чем-либо о вас похвалился перед ним, но как вам мы говорили все истину, так и перед Титом похвала наша оказалась истинною;

2Кор 12:6

Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня.

2Кор 13:8

Ибо мы не сильны против истины, но сильны за истину.

Гал 4:16

Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?

Еф 4:25

Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.

1Тим 2:7

для которого я поставлен проповедником и Апостолом, — истину говорю во Христе, не лгу, — учителем язычников в вере и истине.

1Тим 4:3

запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением.

Иудф 5:5

Ахиор, предводитель всех сынов Аммона, сказал ему: выслушай, господин мой, слово из уст раба твоего; я скажу тебе истину об этом народе, живущем близ тебя в этой нагорной стране, и не выйдет лжи из уст раба твоего.

Прем 3:9

Надеющиеся на Него познают истину, и верные в любви пребудут у Него; ибо благодать и милость со святыми Его и промышление об избранных Его.

Сир 4:32

Подвизайся за истину до смерти, и Господь Бог поборет за тебя.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Слова содержащие «истину»

Библия онлайн — сайт для тех, кто хочет всегда иметь под рукой простой и удобный вариант Библии. Кроме классического синодального текста Священного Писания здесь вы найдете современные переводы, а также комментарии и толкования, которые помогут вам изучать Слово Божье. И конечно же — симфонию, которая позволяет быстро найти все встречающиеся в Библии слова. Будем благодарны, если вы захотите поддержать наше служение и поставьте на своем сайте, блоге или страничке в социальной сети ссылку на наш сайт.

II. ИСТИНА, ЯВЛЕННАЯ В ИИСУСЕ ХРИСТЕ

Иисус Христос есть Истина, потому что Он, как истинный Бог и истинный человек, всей Своей сущностью, Своим словом и Своим подвигом искупления открыл совершенную И. и осуществил ее ( Ин. 1:14,17 ). В Иисусе все Божье спасение и вся Божья И. были явлены нам во плоти ( Ин. 8:40 ; Ин. 14:6.9 ). В Нем исполнена и подтверждена божеств. И. всех Божьих обетований спасения ( 2Кор. 1:20 ). В Иисусе И. проявляется прежде всего как светлая, возвыш., небесная, божеств. реальность, делающая Божье откровение в Сыне доступным познанию верующих. Божеств. царству И. и ⇒ света противостоит бесовское царство ⇒ тьмы и ⇒ лжи ( Лк. 11:17–20 ; Кол. 1:13 ), связанное с властными сферами этого мира ( Еф. 2:2 ). С особой полнотой понятие И. раскрывается в сочинениях Иоанна. Иисус, как царств. Свидетель божеств. истины, открывается посреди безбожного, призрачного и лживого мира дьявола ( Ин. 8:44 ; Ин. 18:36 ), и Его крестная смерть – это победа И. над ложью. Воскресший трактует итог Своего искупительного подвига как точное исполнение всего того, о чем Бог прежде говорил в ВЗ ( Лк. 24:25–27 ). Так И., явленная в Иисусе, осуществляет и подтверждает обетов. в ВЗ Божью истину Отца.

I. ИСТИНА ­­ РЕАЛЬНОСТЬ БОГА

Бог в Своем слове и Своих деяниях, в исполнении Своего однажды данного обещания всегда верен и надежен. Между Божьей сущностью, с одной стороны, и Божьим словом и делом – с другой, существует совершенное согласие ( 2Кор. 1:20 ). Бог не может солгать ( 2Цар. 7:28 ; 3Цар. 17:24 ; Пс. 18:10 ; Пс. 110:8 ; Пс. 118:86.151.160 ; Мал. 2:6 ). Свои обетования, как и угрозы, Он обязат. исполняет ( Быт. 24:27 ; Пс. 32:4 ; Пс. 88:3 ; Пс. 91:3 ; Пс. 99:5 ; Пс. 116:2 ; Пс. 118:90 ; Дан. 4:34 ; Рим. 15:8 ). Верующий при всех обстоятельствах может рассчитывать на Божью И. и верность, в этом – основа его спасения ( Пс. 35:6 ; Пс. 39:11 ; Пс. 90:4 ). Примечат. частое сочетание Божьей И. (эмэт) с Божьей милостью (хэсэд); доверяющий Его И. познает великую милость Господа ( Пс 39 и след.; Пс. 56:4.11 ; Пс. 60:8 ; Пс. 85:15 ; Пс. 137:2 ).

Следующая цитата

В Библии нет споров об И., подобных тем, которые ведут философы. Вопрос Пилата: «Что есть истина?» – сразу разоблачается в своей глубокой неистинности как фактическое бегство от И., которая как раз и предстает перед прокуратором в образе Иисуса ( Ин. 18:36–38 ). Библию не занимают и свойственные любой науке логические построения, в которых отсутствуют противоречия в чисто умозрит. аспекте. И. в Библии познается, открывается, переживается, совершается. Ветхозаветное понятие эмэт означает реальность, которая считается действит. и обязат., а потому и является И. Слову эмэт родственно слово эмуна; оба они означают также ⇒ веру и ⇒ верность, которые, в свою очередь, состоят в тесной связи с ⇒ милостью, ⇒ миром и праведностью (⇒ Справедливость, праведность). В греч. яз. НЗ понятие И. (алэтейя), как и эмет, означает нечто твердо установл. и действит. существующее; кроме того, это справедливость, правдивость, надежность, верность, искренность, честность, фактическая суть дела, соотв. И. высказывание, праведное учение, праведная вера, но прежде всего божеств. реальность. Важнейшая библ. И. – это реальность существования Бога, Иисуса Христа, Св. Духа и Евангелия.

III. СВЯТОЙ ДУХ КАК ДУХ ИСТИНЫ

Преображенный Господь продолжает Свое дело спасения на земле через «Духа истины» ( Ин. 14:17 ; 1Ин. 4:6 ; 1Ин. 5:6 ), Который наставляет верующих во всякой И. ( Ин. 16:13 ). Своим введением во всякую И., т.е. в благовестие об Иисусе Христе, мы обязаны и апостольским посланиям, в которых на все времена ясно изложена новозаветная весть о спасении. Поскольку лишь Св. Дух, как Дух И., может сделать доступным для людей Божье спасение во Христе, Иисус объявляет «хуление Святого Духа» (⇒ Хула, III,4) такой виной, которой нет прощения ( Мф. 12:31.32 ; Мк. 3:29 ; Лк. 12:10 ; ср. Евр. 10:29 ), ибо она представляет собой полное отречение от И. и виновный безвозвратно предается царству тьмы и лжи.

V. ИСТИНА ­­ ПРАВДИВОСТЬ

Наряду с истолкованием центр. библ. понятия И. как И. Божьей, Христовой, Св. Духа и Евангелия мы обнаруживаем, что это понятие неоднократно употребляется в общепринятом значении. И. означает здесь правдивость, искренность, надежность в помыслах и делах ( Ин. 8:17 ; 1Кор. 5:8 ; 2Кор. 7:14 ), а также то, что некое высказывание верно и соответствует действительности ( Руф. 3:12 ; 4Цар. 19:17 ; Притч. 8:7 ; Мк. 5:33 ; Рим. 9:1 ; Еф. 4:25 ; Тит. 1:13 ).

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Следующая цитата

Христос и самарянка. Двусторонняя икона-таблетка. Вторая четверть XV в.

В большинстве случаев из множества смыслов библейской цитаты мы останавливаемся на каком-нибудь одном, наиболее нам понятном, и этим удовлетворяемся. Именно так обыкновенно происходит и с тем местом Евангелия от Иоанна, где Господь наш Иисус Христос в беседе с самарянкой говорит о поклонении «Отцу в духе и истине»: «Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин. 4, 23).

Поскольку самарянка рассуждает о месте, «где должно поклоняться» (Ин. 4, 20), а Господь необходимость поклонения Богу «в духе и истине» обосновывает тем, что «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4, 23), то наибольшее распространение получило следующее толкование этого места.

«В духе» – духовное почитание Бога на всяком месте. «В истине» – поклонение Богу не «в образе и тени», а в истинах веры, открывшихся нам через Боговоплощение.

Но надо сказать, что это толкование, как, впрочем, и толкование множества других мест Священного Писания, – не единственное. Поэтому, останавливаясь на нем, мы упускаем широкий спектр святоотеческой мысли, многообразно раскрывающей смысл выражения «в духе и истине».

Путь Евангельских добродетелей и Божественных догматов

Святитель Кирилл Александрийский понимает поклонение «в духе» как следование христианина путем евангельских добродетелей, в то время как поклонение «в истине» совершается опять же «правотой Божественных догматов» [2] .

Деятельность и созерцание

Блаженный Феофилакт Болгарский, кроме упомянутого выше толкования, объясняет выражение «в духе и истине» в аскетических терминах – как «деятельность и созерцание». Это толкование практически тождественно с приведенным объяснением свт. Кирилла, поскольку деятельность здесь обозначает добродетели, а созерцание, по мысли архиепископа Болгарского, «занимается истиною догматического учения» [3] .

Дух закона, а не буква. В истине – Боговоплощение

Кроме того, блаженный Феофилакт разъясняет поклонение «в духе» в противовес иудейскому почитанию Бога по букве закона: «ибо в нас действует уже закон не буквы, а духа, потому что буква убивает, а дух животворит (2 Кор. 3, 6)». Поклонение «в истине» в этом случае блаженный связывает с Боговоплощением: «Для отличия от образа и тени употреблено слово в истине. Настанет, говорит, время, и настало уже – время явления Моего во плоти» [4] .

И это толкование блаженного Феофилакта является как бы переходом от объяснений, приведенных выше, к толкованиям преподобного Анастасия Синаита и святителя Григория Паламы, которые можно назвать триадологическими, поскольку, по мысли этих святых отцов, Господь Иисус Христос в беседе с самарянской женщиной говорит о Пресвятой Троице.

Толкование это выглядит особенно уместным, если вспомнить, что чуть ранее Господь говорит о «воде живой», где «водою живою называет животворное дарование Духа» [5] . В этом случае поклонение «в Духе» будет означать поклонение в Божественной Ипостаси Святого Духа, т.е. – в благодати, которая нам подается Святым Духом. Под Истиной же в этом случае следует понимать воплотившегося Сына Божия, Который Сам о Себе свидетельствовал: «Я есмь… истина» (Ин. 14, 6).

Поклонение Пресвятой Троице

Вот что пишет об этом святитель Григорий Палама: «Потому что Высочайший и Поклоняемый Отец, Отец Самой Истины, то есть – Единородного Сына, и Духа Истины имеет – Духа Святаго, и поклоняющиеся Ему в Нем это именно те, которые таким образом веруют и Ими бывают движимы. Ибо – ‟Дух есть, – говорит Апостол, чрез Кого мы кланяемся и чрез Кого молимся”; и ‟Никто же приидет к Отцу, токмо Мною” (Ин. 14, 6), – говорит Единородный Сын Божий» [6] .

Преподобный Анастасий Синаит учит о том же, но более подробно: «Ведь такой человек внутри себя имеет Отца, внутри имеет Сына – Архиерея, внутри имеет Духа – истинного Огня, внутри имеет истинную жертву дух сокрушен (Пс. 50, 19), внутри имеет жертвенник – чистую совесть, внутри имеет жертву умилостивления – духовные слезы, внутри имеет горний Иерусалим – радующуюся душу. Наконец, он как духовный, духовными очами приносит жертвы. Ибо Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» [7] .

Поклонение в Церкви

При этом попытку представить последние два толкования в смысле возможности индивидуального пути спасения и обожения вне Церкви следует признать грубым заблуждением, поскольку святые отцы и учителя Церкви согласно толкуют поклонение Богу в «Духе и Истине» как поклонение именно церковное.

Святые отцы и учителя Церкви толкуют поклонение Богу в «Духе и Истине» как поклонение именно церковное

«Говорит же Он здесь о Церкви, потому что ей свойственно истинное и достойное Бога поклонение Богу» [8] , – утверждает святой Иоанн Златоуст. Ему вторит Евфимий Зигабен: «Истинными поклонниками Иисус Христос называет верующих в Него, принадлежащих к Церкви» [9] .

Мало того, мы можем сделать вывод, что, говоря о поклонении Богу «в Духе и Истине», Господь раскрывает учение о новозаветной Церкви, которая обладает двуединым существованием – во Христе и в Святом Духе. В богословии это называется христологическим и пневматологическим аспектами существования Церкви.

Единство Церкви во Христе получает свою полноту в Евхаристии. Поэтому и поклонение христиан Отцу Небесному в Истине – воплотившемся Сыне Божием – исполняется совершенным образом в Причастии верных Телу и Крови Христовых. По этой причине и сама Церковь называется Телом Христовым.

Вот что говорит об этом святитель Кирилл Александрийский: «Единородный определил некоторый, изысканный, подобающий Ему премудростию и советом Отца, способ к тому, чтобы и сами мы сходились и смешивались в единство с Богом и друг с другом, хотя и отделяясь каждый от другого душами и телами в особую личность, – именно (такой способ): в одном теле, очевидно, Своем собственном, благословляя верующих в Него посредством таинственного Причастия (Евхаристии), – делает их сотелесными как Ему Самому, так и друг другу» [10] .

Поклонение «в Духе» есть также поклонение церковное и основано на единстве Церкви в Святом Духе. «Что душа в теле, то Дух Святый в Церкви, Церковь – не только единое тело, но и Единый Дух», – писал о церковном двуединстве священномученик Иларион (Троицкий) [11] .

Упомянутый Александрийский святитель разъяснял эту мысль следующим образом: «Как сила святой Плоти делает сотелесными тех, в ком она будет, таким точно, думаю, образом единый во всех нераздельно живущий Дух Божий приводит всех к единству духовному. Поэтому опять божественный Павел провозглашал нам: ‟Относясь друг к другу с любовью, стараясь хранить единство духа в союзе мира: одно тело и один дух, как и призваны были вы в одной надежде звания вашего: один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, сущий над всеми и чрез всех и во всех” (Еф. 4, 2–6). Таким образом, при обитании в нас одного Духа, один Отец всех в нас будет Бог чрез Сына, содержащий все причастное Духу в единстве друг с другом и с Собою» [12] .

Таинства и богослужение

Начало поклонения Богу в Духе Святом полагается в таинстве Миропомазания и продолжается во всей жизни христианина, целью которой, по слову преподобного Серафима Саровского, является стяжание Святого Духа.

Таким образом, поклонение «в духе и истине» непосредственным образом связано с церковными таинствами, а, следовательно – с богослужением. Поэтому вполне логично выглядит вывод, к которому пришел епископ Михаил (Лузин): «Идея христианского богослужения сим, очевидно, не уничтожается, поскольку оно есть выражение поклонения Богу в духе и истине; это духовное поклонение должно иметь свои внешние формы, как воплощение духа, но не в формах здесь сущность».

Поклонение «в духе и истине» связано с церковными таинствами, а, следовательно – с богослужением

Краткий обзор приведенных здесь толкований позволяет увидеть их неразрывную связь. Поклонение Богу Отцу «в духе и истине» есть поклонение в Святом Духе и в воплотившемся Сыне Божием. Оно совершается в Церкви посредством церковных таинств и богослужения, прежде всего – в таинствах Миропомазания и Причастия, которые невозможны без таинства Крещения. Поклонение это выражается в следовании христианина путем добродетелей и догматов, т.е. – в деятельности и созерцании, в верности духу, а не букве евангельского закона, в поклонении Богу в душе на всякое время и во всяком месте, в следовании не «образу и тени», но истинам веры, открывшимся через Боговоплощение.

Следующая цитата

В Евангелии от Иоанна нет описаний страданий Господа в Гефсимании. Хотя незадолго до них, Господь, взволнованный приходом язычников, желающих видеть Его, охвачен переживаниями предстоящей Ему Крестной смерти: «Пришел час прославиться Сыну Человеческому… Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел» (Ин. 12, 23, 27).

Теперь Его час пришел. Господь принимает его. «Грядый Господь на вольную Страсть», — исповедуем мы на Страстной седмице. «Кого ищете?» — спрашивает их Господь. Ему отвечают: «Иисуса Назорея». Господь говорит им: «Это Я». Мы знаем, какой смысл придает Евангелие этим словам Спасителя. «Это Я», «Аз есмь» — чаще обозначает Божественную Личность и Божественное служение Господа. «Аз есмь, от начала Сущий» (Ин. 8, 25), «Аз есмь путь, и истина, и жизнь» (Ин. 14, 6), «Аз есмь пастырь добрый» (Ин. 10, 11), «Аз есмь лоза истинная» (Ин. 15, 1). Иногда Господь употребляет эти слова в абсолютном значении: «Прежде даже Авраам не бысть, Аз есмь» (Ин. 8, 58). Теми же словами Бог открывает Себя Моисею: «Аз есмь Сущий» (Исх. 3, 14).

Услышав имя Божие, враги Господа отступили назад и пали на землю. В этом предваряющем Страсти Христовы событии Побежденный является Победителем. Это есть знамение Его Воскресения. Господь вольно предает Себя, но Он один идет к Своей смерти. «Оставьте их, пусть идут», — говорит Он о Своих учениках. Он не называет их учениками, чтобы не дать повода обвинить их. Он только показывает на них рукой и заставляет врагов повиноваться Ему. Иисус Христос — Тот, Кто спасает. И это есть также знамение Его.

Однако Петр, исполненный гнева, забыв о всякой осторожности, пытается защитить своего Господа. Он извлек меч и ударил раба первосвященника, и отсек ему правое ухо. Все четыре Евангелия повествуют об этом событии, но только Евангелие от Иоанна сообщает имя того, кто это сделал, — Петр, и только здесь дается имя раба первосвященника — Малх. Вероятно, он был специально послан первосвященником, чтобы следить за исполнением операции по захвату Христа.

Господь обращается к Петру со словом, которое напоминает нам также о Гефсимании, но которое в Евангелии от Иоанна звучит в этот момент: «Вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?» Господь хочет, чтобы ученики поняли, что всякое сопротивление бесполезно, что Он исполняет волю Отца.

Только в Евангелии от Иоанна упоминается о суде Господа прежним первосвященником и тестем Каиафы Анной. Анна был первосвященником с 6 по 15 годы по Р.Х., один из его сыновей наследовал ему в течение краткого периода (с 15 по 18 годы), затем его сменил Каиафа, пребывавший в этой должности до 37 года. Далее первосвященниками были последовательно четыре сына Анны, а также один из его внуков. Сохранилось множество свидетельств о близких родственных связях многих первосвященнических семей. Они держали в своих руках не только религиозную, но и политическую власть, а также несметные богатства. Ирод Великий очень ревниво относился к влиянию первосвященников — нередко даже он убивал их и членов их семей. Вероятно, Каиафа приказал привести Христа вначале к своему тестю, чтобы засвидетельствовать ему свое почтение и утвердить его авторитет.

Христа спрашивают о Его учении. С величайшим достоинством Господь отсылает их к достоверным свидетельствам, которые могли бы быть здесь представлены, чтобы состоялся подлинный суд, а не зловещая пародия на него, где все решено заранее. Впечатление, что говоря: «Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда иудеи сходятся» (Ин. 18, 20), Господь обращается к свидетельству истории, ко всем в роде человеческом, кто услышит Его благовестие.

Далее в немногих словах упоминается о суде Каиафы. Евангелие от Иоанна не сообщает о собрании синедриона, но дает подробное описание суда Пилата. Перед нами — страшная парадоксальность этой ситуации. Лицом к лицу встречаются две власти — власть, которую представляет Пилат, то есть римская империя, и власть, которой обладает Христос, пришедший свыше, и без которой Пилат — ничто. Две власти и две справедливости: одна колеблющаяся и, в конце концов, несправедливая — римского прокуратора и другая, державная — Господа, Который читает в умах и сердцах и судит Своего судию: «Более греха на том, кто предал Меня тебе». И, наконец, лицом к лицу встречается истина и ложь. Господь утверждает Себя провозвестником истины, Тем, Кто являет откровение истины. Он Сам — истина, та, которая у Бога.

Вопрос Пилата: «Что есть истина?» исполнен тревоги и смятения. Пилат не настолько глуп. Он убежден в невиновности Христа. Он открыто говорит об этом. Но как убедить в этом орущую толпу и обвинителей из синедриона? Римскому прокуратору не хватает мужества, чтобы идти до конца в свидетельстве об истине. (Заметим, что Господь говорит не о тех, кто обладает истиной, а о тех, кто от истины, ибо истина — благо, превосходящее все и всех). Но иудеи со своей стороны продолжают наступать на Христа с наглой ложью: «Если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе». «Если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю».

И ложь побеждает: «Нет у нас царя, кроме кесаря». На самом деле они думают совершенно противоположное, они лелеют одну надежду — что явится среди них вождь, который освободит их от римского ига. Если бы Христос был таким соблазнителем, революционером, зовущим к политическому освобождению Израиля, они никогда не предали бы Его Пилату! Но верхом лицемерия членов синедриона, уже прежде суда, было, когда они отказались войти внутрь дворца Пилата, чтобы быть чистыми перед вкушением пасхального агнца. В то время как Христос, войдя в дом необрезанного, становится для них «нечистым». Так совершающие самое страшное из всех преступлений в истории человечества называют себя неоскверненными.

В течение всего допроса Господь хранит полное спокойствие. Пилат, напротив, охвачен тревогой и нервозностью — трижды выходит он из претория к синедриону и толпе, и трижды возвращается ко Христу, пытаясь проникнуть в тайну Его Личности. Центральная тема диалога, как и в синоптических Евангелиях, — политическая: называл ли Себя Обвиняемый царем? Пилат может осудить Его только в случае если ответ будет положительным. Господь говорит: «Царство Мое не от мира сего». Такое Царство не может соперничать с Римской империей. Пилат удовлетворен. Но обезумевшая толпа понимает все по-своему и требует смерти Господа и освобождения Вараввы.

Пилат подвергает Господа бичеванию — то ли с целью устрашения Его, то ли для того, чтобы вызвать жалость у иудеев. Бичевание, увенчание терновым венцом, одевание в багряницу, глумление воинов — все это в Евангелии от Иоанна происходит во время суда. Вопрос, не является ли Христос царем, — первое обвинение, предъявленное Ему, — завершается представлением шутовского царя с венцом из терний, от которых кровь струится по Его лицу. И красное одеяние Христа — знамение Его победы.

«Се, человек», — говорит Пилат. Евангелие от Иоанна — раскрытие тайны Воплощения. С ужасающей правдивостью свидетельствует оно о предельном смирении Бога, ставшего человеком. Но этим скорбным путем Сын Человеческий восходит к славе.

Однако первосвященники не знают жалости: «Распни, распни Его!» И поскольку обвинения в посягательстве Христа на царство оказывается недостаточным, чтобы поколебать прокуратора, они бросают свое собственное обвинение — единственное слово правды, которое звучит здесь из их уст: «Мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим». На этот раз Пилат по-настоящему встревожен. Он испытывает род религиозного страха. Он спрашивает Христа: «Откуда Ты?» «Но Иисус не дал ему ответа». С этого времени Пилат искал отпустить Его. Он предпринимает еще одну попытку. Он выводит Христа перед народом на каменный помост и, сев на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа, говорит иудеям: «Се, Царь ваш!» В ответ ему раздаются только злобные крики и угрозы обратиться с жалобой к кесарю, и Пилат в бессилии уступает, боясь доноса в Рим.

«Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый». Нам дается точное указание времени. Иудейская Пасха начинается в вечер Крестной смерти Христа (счет дней велся от захода солнца). После шести часов, то есть после полудня, Господь восходит на Голгофу. Он испустил дух на Кресте в час, когда пасхальный агнец был принесен в жертву в Храме. Он — Агнец новой Пасхи, закланный за спасение всех.

Три подробности выделяются в Евангелии от Иоанна в повествовании о распятии и смерти Господа: упоминание о нешвенном хитоне, слова Господа, обращенные к Его Матери, и удар копием римского воина. Апостол Иоанн Богослов торжественно утверждает свидетельство своего Евангелия: он видел воду и кровь, истекшие из прободенного копием ребра Спасителя. Конечно же, не просто физическое явление, а богословское значение его интересует евангелиста. Этот высший дар Христа — последнее Его благовестие. Вода — символ жизни. И точно так же кровь. В ней — жизненное начало. Господь умер, чтобы дать жизнь. Отныне Божественная жизнь будет с избытком изливаться через таинства Церкви, прежде всего через Крещение и Евхаристию. Мы помним, как в своем Первом Соборном Послании апостол Иоанн Богослов говорит о «трех свидетелях» — о крови, воде и духе. Кроме того, вода на языке Священного Писания — символ Духа Святого и духовной жизни.

Воины нанесли удар копием в ребро Христа, чтобы удостовериться в Его смерти. Они не сокрушили Его костей. Евангелие напоминает слово пророчества о пасхальном агнце: «Кость его да не сокрушится» (Числ. 9, 12). Христос — пасхальный Агнец. Он питает нас Собою в евхаристическом даре, предваряющем Его вольное заклание. Чтобы мы были всегда едины с Источником жизни нашей.

Одежды казненного, согласно закону, могли быть разделены между палачами. Их было четверо. И они разделили одежды Господа на четыре части, каждому воину по части. «Хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху». Евангелие от Иоанна упоминает об этом, потому что ношение нешвенного хитона было отличием первосвященника за богослужением ветхозаветного праздника, прообразующего оставление грехов всего народа. Кроме Послания к Евреям, это — единственное место Нового Завета, где так ясно обозначено превечное первосвященническое служение Господа.

Прежде исхода Господь обращается к Своей Матери. «Жено! Се, сын Твой!» — говорит Он, указывая на ученика, которого Он любил. Как в Кане Галилейской, Господь говорит Своей Матери: «Жено!» «Потом говорит ученику: се, Матерь твоя!» Господь вверяет Свою Матерь Иоанну. Его взор устремлен дальше — к Его Церкви. Он говорит Своей Матери: «Жено» как в Кане Галилейской, потому что призывает Ее к служению, превосходящему Ее человеческое материнство — то, что уже было явлено в Кане Галилейской.

Святой апостол Иоанн Богослов — единственный из учеников, кто был верен Господу до конца. Он — тот, кто Верный, он — Церковь. Божией Матери вверяется бескрайнее духовное Материнство. Вот почему Господь начинает Свое служение с участием Своей Матери. И в конце пути, в Сыновней скорби Он передает Ее возлюбленному ученику. Чтобы каждый из нас мог обращаться к Ней как к Своей Матери.

IV. ЕВАНГЕЛИЕ ОБ ИИСУСЕ ХРИСТЕ КАК СЛОВО ИСТИНЫ

Павел и Иоанн нередко характеризовали Евангелие как итоговое выражение всего того, что Христос даровал миру. Они называли его «истиной» ( Рим. 1:18 ), «истиной Христовой» ( 2Кор. 11:10 ), «словом истины» ( 2Кор. 6:7 ; Еф. 1:13 ; Кол. 1:5 ; 2Тим. 2:15 ), «истиной Евангельской» ( Гал. 2:14 ), «всякой истиной» ( Ин. 16:13 ). Слово Божье есть И. Мысль о том, что Евангелие является И. во всей полноте, закреплена, кроме того, в след. выражениях: «покориться истине» ( Гал. 5:7 ); «верить истине» ( 2Фес. 2:12 ); «через веру истине»; «ходить в истине» ( 2Ин. 1:4 ; 3Ин 1 и след.); «препоясать чресла истиною» ( Еф. 6:14 ); «освяти их истиною Твоею» ( Ин. 17:17 ). Из этого следует, что И. в этом значении немыслима без своего практического выражения в праведности и святости ( Еф 4 и след.). Поэтому противоположностью И. является «неправда» ( 1Кор. 13:6 ; ср. Рим. 1:18 ), кто упорствует в неправде, тот не покоряется И. ( Рим. 2:8 ), соотв. в Иак.5 говорится об уклонении от И., а в 2Тим.3 о том, что люди противятся И. Божья И. проявляется только там, где есть люди «от истины» ( Ин. 18:37 ), т.е. там, где человек добровольно открывается И. и признает ее. Т.о., «познать истину» ( 1Тим. 4:3 ; Тит. 1:1 ) не означает только усвоить ее разумом, это значит быть открытым и послушным ей ( Ин. 3:21 ; 2Тим 2 и след.). Живущий в грехе не может прийти к познанию И., даже если он «всегда учится» ( 2Тим. 3:6–8 ). Даже тот, кто воспринял И. веры как дар Божий, должен «ходить в истине» ( Гал. 2:5 ; 3Ин. 1:3 ), иначе он может вновь утратить ее и обречь себя на гибель ( Евр. 10:26 ). Но утвердившийся в И. Евангелия познает, что И. становится определяющей силой его жизни. Он уже ничего не может делать вопреки И. ( 2Кор. 13:8 ), и она приносит праведность и святость ( Ин. 17:17 ; Еф 4 и след.), делает человека свободным ( Ин. 8:32 ) и честным в послушании И., а в результате этого – способным к нелицемерному братолюбию ( 1Петр. 1:22 ; ср. 2Ин. 1:1 ; 3Ин. 1:1 ). Новая жизнь от Бога во всех отношениях есть жизнь «в истине» ( 3Ин. 1:4 ; ср. Гал. 2:14 ; 2Петр. 2:2 ), которая освобождает верующего от всякой показной праведности ( 1Ин. 2:21 ; 1Ин. 3:18 ) и наделяет его способностью поклоняться Богу ( Ин 4 и след.) и служить ( Еф. 6:14 ) в Церкви, которая есть утверждение И. ( 1Тим. 3:15 ).

Читайте также: