Интерьер дома матрены цитаты

Обновлено: 06.11.2024

Солженицин в своем произведении "Матренин двор" зацикливает внимание читателя на нескольких центральных элементах, которые играют весомую роль в целостности сюжета. Одним из них является дом главной героини Матрены. Ветхой лачужке отведено столько внимания, что по сути ее можно считать чуть ли не одним из героев рассказа. Описание здания дается довольно подробно, с мельчайшими деталями. Читатель может с легкостью узнать, как оно выглядит и внутри и снаружи. Так как Матрена не гналась за материальным благополучием, то и хоромами ее жилье назвать было нельзя.

Построенная довольно давно деревянная конструкция уже успела местами подгнить. Поэтому не удивительным было и наличие в ней большого количества тараканов, мышей. Комнаты были обставлены цивильно и очень скромно, без излишеств. Это вполне устроило неприхотливого квартиранта, который с радостью поселился у старушки. Дряхлая на вид изба казалась совсем старой и непригодной для жилья. Но к большому удивлению она отлично укрывала домочадцев от морозов и сильных ветров.

Большой ажиотаж вокруг несчастного, повидавшего многое, дома, начинается, когда Матрена хочет передать его в наследство приемной дочке Кире. Но у бессердечного Фадея имелись свои планы на этот счет. Мужчине не терпится испепелить домишку, которым так дорожит главная героиня. И он без всяких душевных терзаний решает сжечь дом. Матрена терзала себя переживаниями и долго страдала по этому поводу. Но ее мнение не играло никакой роли в дальнейшем судьбе дома. Дело было сделано очень быстро, без доли сожаления. Во время страшного пожара, героиня пыталась спасти не что иное, как фикусы, которые многие годы украшали потемневшие от старости окна. Фадей поглумившись над чужим имуществом не подозревал, что его деяния имеют более масштабные последствия.

Дом был связан невидимыми узами со своей хозяйкой. За столько лет они пережили вместе много горя и радости, слез и переживаний. Матрена не смогла пережить то, что ее единственную драгоценность зверски уничтожили. Поэтому вовремя переезда она умирает от страшного горя. Сгорел не дом, сгорела жизнь бедной женщины. Истлели все те воспоминания, которые у нее были. Остались только горшки с фикусами, которые Матрена так отчаянно пыталась спасти от огня.

Исходя из того, что дом был одним целым с его хозяйкой, то с уверенностью можно сказать, что он является одним из главных героев рассказа.

Обстановка

В рассказе «Матренин двор» Александр Солженицын рассматривает одну из важнейших тем современной литературы - праведничество и его представители в нашей жизни. Словарь дает нам краткое пояснение этого слова. Праведник – человек, правильно живущий. Матрена – героиня рассказа - праведница, вся ее жизнь направлена на служение людям. О себе и своем благосостоянии – в последнюю очередь. Живет она в доме - огромном, с четырьмя оконцами на холодную сторону, крытым щепою, в два ската и в восемнадцать венцов. История дома и судьба Матрены крепко связаны. Его прошлое состояние и состояние сегодняшнее – прекрасная иллюстрация ее праведнической жизни.

Когда – то, когда Матрена была совсем молодой, в доме кипела жизнь. Взрослые и дети – одна большая семья. Он и рассчитан на это, на полнокровную жизнь и большую семью. Ей было семнадцать, когда к ней посватался Фаддей, но жить ей пришлось с его братом Ефимом, поскольку первый пропал в первую мировую. Но счастья замужество Матрене не принесло, шестерых детей пришлось ей похоронить, да и сам Ефим пропал без вести, но уже во вторую мировую. А Фаддей вернулся, но женился на другой. И осталась Матрена в этом огромном доме одна.

Нет, не одна. В комнате или в избе на почетном месте, где много света, расположились фикусы. Их много, для Матрены Васильевны они живые. Есть в избе и еще живность: кошка, мыши и тараканы. Казалось бы, такая жизнь, полная обид, должна ожесточить героиню, превратить ее в злую старуху, но, нет, не скрутила, не испортила характер Матрены, нет у нее обид не на сестер, не на других родственников. Рада каждому дню, прожитому в непростых условиях. Скорее это даже не жизнь, а выживание. Даже положенной пенсии новый закон ее лишил. Но характер у героини закаленной, к трудностям она привыкла и преодолевает их с мягким юмором.

Стареет Матрена, а вместе с ней и старится ее дом: гниет щепа, сереют бревна, все требует ремонта. Ей уже за шестьдесят, пора подводить итоги. Что нажито? Что припасено? Увы, Матрена Васильевна, как выясняет ее квартирант Игнатич, никогда такого вопроса себе не задавала. Другие вопросы, совершенно другие интересы: помочь родственникам, выйти на работу в колхоз, обеспечить себя торфом на зиму, а козе запасти сена. В этом распорядке жизни нет места для таких вопросов, не до них. Все только людям, себе самая малость.

Постарела Матрена, состарился и дом, но он ее судьба: жива Матрена, жив и дом. Однако вновь все не так, как у людей. Кире, воспитаннице, для обустройства в городе, нужна часть дома. Когда Ефим сообщает ей об этом, Матрена не спит две ночи, размышляет о своей судьбе и о доме. Понимает, что не будет его, не будет и ее. Но отказать и поступить по – другому Матрена Васильевна не может. Мало того, она активно участвует в разборке части дома, предназначенного Кире. А потом и вовсе отправляется проводить тракторную повозку, на которой увозят часть ее дома и часть ее жизни.

На железнодорожном переезде героиню поджидает нелепая смерть, она попадет под товарняк. Закончилась жизнь праведницы, завершилась история старого дома.

Также читают:

Картинка к сочинению Дом Матрены в рассказе Матренин двор

Популярные сегодня темы

Главной героиней повести «Прощание с Матёрой» является Дарья Пинигина. Это высокая и поджарая старушка, возраст которой точно не известен.

Мой рабочий день начинается в 6 часов утра. В это время звенит будильник. Я специально выбрал мелодию звонка в виде легкой классической музыки, чтобы пробуждение от сна было не резким, а постепенным.

Молодая девушка из небогатых дворян рано осталась без родителей и находится под опекой дальних родственников Простаковых. Пребывает она в этой семье в очень бесправном положении

Дубровский может быть назван разбойником благородного вида, однако, стоит более подробно описать данное понятие, и что под ним понимается. Здесь имеется ввиду то, что благородство человека, который переходит закон

Карамзин является одним из самых известных писателей России. Именно он впервые выпустил произведение жанра сентиментализм. Его творение Бедная Лиза было поистине революционным

Следующая цитата

Роль описания дома для понимания характера Матрены.
Что можно сказать о Матрене по описанию ее дома?

Лучший ответ

Дом Матрены не светился от чистоты и не был добротно сделан: "Дом Матрены с четырьмя оконцами в ряд на холодную некрасную сторону, крытый щепою, на два ската и с украшенным под теремок чердачным окошком. Дом не низенький – восемнадцать венцов. Однако изгнивала
щепа, посерели от старости бревна сруба и ворота, когда-то могучие, и проредилась их обвершка".
Автор подробно описал Матренин дом, показав нищету крестьянской
жизни. "Просторная изба и особенно лучшая приоконная ее часть была уставлена по табуреткам и лавкам горшками и кадками с фикусами. Они заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой.
"Кроме Матрены и меня, жили в избе еще: кошка, мыши и тараканы".
Но Матрёнин дом. Двор Матрёны. Это христианский островок среди
мира злобы, равнодушия, жадности, зависти, корысти, эгоизма,
душевной слепоты людей, лжи, неискренности.
Матрёнин двор-символ особого устройства, “лада”, где есть труд и честность, доброта и терпение, согласие с самим собой и
сопричастность всему сущему.
Матрёна живёт по канонам, завещанным предками, по правилам,
которые считает незыблемыми.

Мудрая, рассудительная, умеющая ценить добро и красоту, Матрена
сумела противостоять злу и насилию, сохранив свой “двор”.
Но сломали её дом, её храм, смысл её жизни и одним таким
решением подписали для Матрены Васильевны смертный приговор.
"Умерла Матрена, а вместе с нею ее Бог, которому она никогда не
молилась, но который жил у нее в душе и, наверное, помогал ей в
жизни". Горький вывод делает автор рассказа: "Все мы жили рядом с
ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша".
Смерть героини - это некий рубеж, это обрыв еще державшихся при Матрене нравственных связей. Возможно, это начало распада, гибели нравственных устоев, которые крепила своей жизнью Матрена.

Остальные ответы

Простая сельская труженица, потерявшая здоровье и силы в колхозе, с обычной внешностью и мозолистыми руками-это портрет Матрёны.
Морщины изрезали её лицо, солнце и ветер высушили кожу, морозы застудили спину, а остальное надорвал непосильный труд. Нетронутыми остались лишь глаза, в которых светилась доброта и отзывчивость
,которые излучали свет и тепло души. Всю жизнь Матрёна помогает другим, не отказывая в помощи никому. Работая в колхозе, делая самую тяжелую работу для других, Мартёна ничего не просит для себя. На таких простых труженицах держится вся страна, но отношение к ним неоднозначно, люди не понимают бескорыстия и доброты Матрёны. Дом для Матрёны-это всё,символ жизни и семьи, без которой она осталась. Автор восхищается своей героиней, постепенно узнавая её судьбу, он ошеломлён особой миссией Матрёны, которую до него никто не замечал. Для Солженицына Матрёна-это воплощение моральных и духовных христианских ценностей, на которых держится земля русская. Автор называет Матрёну "праведником, на котором село держится".

Следующая цитата

Солженицин в своем произведении "Матренин двор" зацикливает внимание читателя на нескольких центральных элементах, которые играют весомую роль в целостности сюжета. Одним из них является дом главной героини Матрены. Ветхой лачужке отведено столько внимания, что по сути ее можно считать чуть ли не одним из героев рассказа. Описание здания дается довольно подробно, с мельчайшими деталями. Читатель может с легкостью узнать, как оно выглядит и внутри и снаружи. Так как Матрена не гналась за материальным благополучием, то и хоромами ее жилье назвать было нельзя.

Комната обклеена зелеными рифлеными обоями, под которыми шуршали тараканы. Хозяйка спала на русской печи или на кровати подле нее. Украшали избу треснувшее зеркало, да два ярких рублевых плаката. В морозы печное тепло к утру выдувало, было зябко, крыша не текла. Жила Матрена одна, "жили в избе еще - кошка, мыши и тараканы".
Исходя из того, что дом был одним целым с его хозяйкой, то с уверенностью можно сказать, что он является одним из главных героев рассказа.

Образ Матрены очень светлый и одновременно трагичный. Она всегда жила больше для других, чем для себя. Несмотря на болезненность, Матрена не чуждалась тяжелой работы на благо общества. Тем ни менее, рассказчик отмечает, что женщина долго не получала пенсию.

Героиня носит «неопределенное темное тряпье» и «старческие слинявшие платочки», выглядит больной и замученной. У Матрены кругловатое морщинистое лицо нездорового желтого цвета и мутные блекло-голубые глаза.
Солженицын не даёт развёрнутого портрета Матрёны. Из главы в главу повторяется чаще всего лишь одна деталь – улыбка: «лучезарная улыбка», «улыбка её кругловатого лица», «улыбалась чему-то», «извиняющаяся полуулыбка». Автором важно изобразить не столько внешнюю красоту простой русской крестьянки, сколько внутренний свет, струящийся из её глаз, и тем яснее подчеркнуть свою мысль, высказанную прямо: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью».

Важным средством создания образа Матрены является так­же речевая характеристика. Автор насыщает реплики герои­ни диалектными словами (например, «летось»), просторечия­ми («теперича», «сколища»). В целом эти лексические сред­ства придают речи Матрены образность, поэтичность, выра­зительность. Слова «дуель», «картовъ», «любота», звучащие из уст простой русской женщины, обретают особый смысл. Такое словотворчество свидетельствует о таланте героини, о ее близости к фольклорным традициям, к народной жизни.

. Матрена - суеверная и, вероятно, верующая женщина, однако героиню никогда не видели молящейся или крестящейся на публике. Героиня испытывает непонятный страх перед поездами, а также боится пожаров и молний. В Бога верила, но не истово, хотя всякое дело начинала - «С Богом!».

Матрена - настоящая труженица. Вся ее жизнь наполне­на хлопотами, трудами. Героиня ни минуты не сидит без дела, несмотря на старческую немощность, болезни. В труде она находит утешение: копает картофель, собирает ягоды. И тем самым возвращает себе доброе расположение духа. Автор­ская характеристика Матрены включает глаголы со значени­ем движения («шла», «возвращалась», «копала»).

Матрена никогда не отказывала в помощи соседям. Но ее бескорыстные поступки, простодушие вызывали больше непонимание с боку односельчан, чем признательность. Все испытания женщина переносила стойко, не стала озлобившимся человеком. О таких людях говорят, что они имеют внутренний стержень.

Следующая цитата

Как проходит обычный день у Матрены?
Топила печь, доила козу, ходила за водой, варила,
ходила за торфом,
за ягодами, копала картофель, заготовляла сено для козы;
шла помогать колхозу, не получая, ничего за работу.
Да и любой дальней родственнице или соседке не
отказывала в помощи.
Никогда не была ей работа в тягость, "ни труда,
ни добра своего не жалела Матрена никогда".

Дом Матрены не светился от чистоты и не был
добротно сделан: "Дом Матрены с четырьмя оконцами
в ряд на холодную некрасную сторону, крытый щепою,
на два ската и с украшенным под теремок чердачным
окошком. Дом не низенький – восемнадцать венцов.
Однако изгнивала щепа, посерели от старости бревна
сруба и ворота, когда-то могучие, и проредилась их
обвершка".
Автор подробно описал Матренин дом, показав нищету
крестьянской жизни.
"Просторная изба и особенно лучшая приоконная ее
часть была уставлена по табуреткам и лавкам
горшками и кадками с фикусами.
Они заполнили одиночество хозяйки безмолвной,
но живой толпой.
"Кроме Матрены и меня, жили в избе еще: кошка,
мыши и тараканы".
Родные почти не появлялись в её доме, опасаясь,
по-видимому, что Матрена будет просить у них помощи.
Все хором осуждали Матрену, что смешная она и
глупая, на других бесплатно работающая.
Золовка, признававшая за Матреной простоту и
сердечность, говорила об этом “с презрительным
сожалением”.
Нещадно пользовались все Матрениной добротой и
простодушием - и дружно осуждали её за это.

Матрена Васильевна, кроме своей доброты и совести,
не накопила других богатств.
Она привыкла жить по законам человечности,
уважения и честности.
Она, единственная в деревне, живет в своём мире:
устраивает свою жизнь трудом, честностью, добротой и
терпением, сохранив свою душу и внутреннюю свободу.
По-народному мудрая, рассудительная, умеющая ценить
добро и красоту, Матрена сумела противостоять злу
и насилию, сохранив свой “двор”

Читайте также: