Иешуа га ноцри характеристика с цитатами

Обновлено: 06.11.2024


Иешуа Га-Ноцри — персонаж ершалаимских глав романа «Мастер и Маргарита», написанного Михаилом Афанасьевичем Булгаковым на закате своей жизни. Сам роман, как и его персонажи, очень сложен и многогранен. В нём сочетаются элементы реализма, мистики, сатиры и философии.

В его структуре — две абсолютно разные сюжетные линии. Первая история разворачивается в Москве начала двадцатого века, где описывается история Мастера и Маргариты. Во второй истории читатель окунается в Ершалаим, где знакомится с библейскими персонажами: Иешуа Га-Ноцри и Понтием Пилатом.

Действия этих сюжетов происходят одновременно, и объединяет их общая тема борьбы добра со злом. Характеристика образа Иешуа Га-Ноцри представляет немалый интерес, поскольку прообразом героя является один из самых известных библейских персонажей — Иисус Христос.

Иешуа и его учение

Иешуа Га-Ноцри (в переводе «спаситель из Назарета») в произведении — бедняк-философ. Внешности героя не придаётся особенного значения. Известно лишь, что ему около двадцати семи лет. На его лице ссадины и синяки, а его одежда очень скромна: изорванный голубой хитон, белая повязка на голове, а на ногах — старые изношенные сандалии.

Иешуа одинок, у него нет семьи, своих родителей он не знал. Но всё это его не смущает. У героя есть цель. Он странствует по земле, проповедуя учение о добре, терпимости, человечности, и верит, что все люди от природы добры и милосердны. Любого встречающегося ему на пути человека он называет добрым, даже Пилата или Крысобоя. Он не считает таких людей злыми, они несчастны в силу жизненных обстоятельств.

Иешуа проповедует обуздание своих страстей, смирение и стойкость, а также говорит, что трусость — один из самых страшных человеческих пороков. Он верит, что любая власть — это насилие над человеком. Настанет день, когда «в мире истины и справедливости не будет нужна никакая власть».

Понтий Пилат

Прокуратор Иудеи, правитель жестокий и властный.

Понимая, что приведенный на допрос Иешуа ни в чем не виноват, проникается симпатией к нему. Но, несмотря на высокое положение, прокуратор не мог противостоять решению о казни, смалодушничал, опасаясь потерять власть.

Слова Га-Ноцри о том, что «в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость», игемон принимает на свой счет. Мучаясь раскаянием, проводит в горах «двенадцать тысяч лун». Отпущен на свободу Мастером, написавшим о нем роман.

Иешуа и Пилат

За эти речи по ложному доносу Иешуа был схвачен и доставлен к Понтию Пилату, прокуратору Иудеи, на суд. Его идеи сочли призывом к свержению власти. Прокуратор быстро понял, что бедняк не представляет угрозы. Он даже сочувствует Иешуа. Этот бедняк смог покорить властного и жестокого тирана своей искренностью, добротой и участием. Но как бы ни старался, Пилат не смог спасти преступника от казни. Он слишком сильно боялся пойти против воли кесаря и потерять должность.

Философ принял свою участь спокойно и смиренно, даже в такой безнадежной ситуации он «не винит никого за то, что у него отняли жизнь». После казни Га-Ноцри как воплощение доброты и сострадания, становится бессмертным. Он видит, как Пилат, терзаемый совестью, жаждет прощения, поэтому просит Воланда помиловать прокуратора. Князь Тьмы исполняет просьбу Иешуа.

Азазелло

Демон, помощник Воланда. Внешность «с торчащим изо рта клыком, безобразящим и без того невиданно мерзкую физиономию», с бельмом на правом глазу, отталкивающая. Его основные обязанности связаны с применением силы: «надавать администратору по морде, или выставить дядю из дому, или подстрелить кого-нибудь, или какой-нибудь еще пустяк в этом роде». Покидая землю, Азазелло принимает настоящий облик – облик демона-убийцы с пустыми глазами и холодным лицом.

Прототип персонажа

Как было сказано выше, прототипом Иешуа Га-Ноцри послужил Иисус Христос. Эти герои имеют между собой определенные сходства.

Внешнее сходство характеров. Основные личные качества Иешуа и Иисуса совпадают: исключительная доброта, терпимость, человеколюбие, образованность, смирение и стойкость.

Одинаковые судьбы. Оба персонажа пришли в этот мир как спасители людских душ. Они проповедовали одни ценности, пережили предательство и заплатили жизнью за стойкость в выражении собственных взглядов.

Несмотря на схожесть героев, автор ставил своей целью изменение традиционных представлений о Спасителе. Михаил Афанасьевич не был очень набожным человеком, но и не считал себя атеистом. Одно можно сказать с уверенностью: он хорошо знал Священное писание, а значит, все расхождения в образах были допущены не случайно. Сделано это было для того, чтобы изобразить Сына Божьего более человечным, приземлённым, таким, как другие люди.

Можно отметить несколько основных существенных различий:

  1. Иисусу на момент смерти было тридцать три года. Иешуа немного младше, ему около двадцати семи лет.
  2. По словам Иешуа, он родом из Гамалы, и по слухам его отец — сириец. Иисус же родился в Вифлееме и был евреем.
  3. У Иисуса было двенадцать учеников — апостолов, у Иешуа — только один, Левий Матвей, но и его философ не считал учеником, так как сборщик податей искажал смысл его слов.
  4. В традиционных библейских текстах Иисус учит тому, что в сердце человека есть и добро и зло. Иешуа Булгакова полностью отвергает саму идею существования зла в людях. Он говорит, что злых людей на свете нет.

Иуда из Кириафа

Молодой красавец, за тридцать тетрадрахм спровоцировавший Иешуа при тайных свидетелях высказаться о государственной власти. Убит по тайному приказу Понтия Пилата.
Каифа. Иудейский первосвященник, возглавляющий Синедрион. Его обвиняет Понтий Пилат в казни Иешуа Га-Ноцри.

Вывод

Образ Иешуа Га-Ноцри в романе Михаила Булгакова воплощает желание автора показать Спасителя реальным человеком. По мнению А. Н. Варламова, автор любил в Иешуа его положительные качества: человечность, доброту, великодушие, сострадание. Но он не принимал его божественного происхождения и искупительного смысла его деяний. Он искренне считал этого персонажа реальным человеком и не хотел лгать о его происхождении в своем романе.

Характеристика образа Иешуа Га-Ноцри может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Мастер

Бывший историк, отрекшийся от своего имени, написавший гениальный роман о Понтии Пилате. Не выдержав травли критиков, оказывается в психиатрической лечебнице. Маргарита, возлюбленная Мастера, просит Сатану спасти любимого. Воланд выполняет и просьбу Иешуа, прочитавшего роман – дать Мастеру покой.

«Прощание свершилось, счета оплачены», и Мастер с Маргаритой обретают покой и «вечный дом».

Кот Бегемот

Улетая в свите Воланда прочь от Земли, Бегемот оказывается «худеньким юношей, демоном-пажом, лучшим шутом, какой существовал когда-либо в мире».
Гелла. Служанка Воланда, ведьма-вампир.

Следующая цитата

Место в системе образов.

Является героем романа о Понтии Пилате, написанного Мастером. В романе "Мастер и Маргарита" Иешуа Га-Ноцри оказывается существом необыкновенным - бесконечно добрым, всепрощающим и милосердным.

Прототип – Иисус Христос.

Отличия. Например, в романе Иешуа умирает в возрасте 27 лет, а Иисус Христос был казнен в возрасте 33 лет. В романе у Иешуа есть всего один ученик - Левий Матвей. У Иисуса Христа было 12 учеников. Несмотря на эти и другие различия, Иисус Христос, без сомнения, является прообразом Иешуа - но в булгаковской интерпретации.

Носит прозвище Га-Ноцри: ". – Прозвище есть? – Га Ноцри. "

Род занятий - бродячий философ.

Дом. У нет постоянного жилища. Он путешествует по городам со своей проповедью: ". рядом с ним шел бродячий философ. " ". послал на смерть философа с его мирною проповедью. " ". У меня нет постоянного жилища, – застенчиво ответил арестант, – я путешествую из города в го-род. " ". короче, одним словом – бродяга. "

Возраст - около 27 лет (Иисусу Христу было 33 года, когда его казнили): ". человека лет два-дцати семи. "

Внешность: ". Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым гла-зом у человека был большой синяк, в углу рта – ссадина с запекшейся кровью. " ". к стоптанным сандалиям Иешуа. " ". голову в размотавшейся чалме. " ". молодой человек в разорванном хито-не и с обезображенным лицом. " ". арестант с обезображенным побоями лицом. " ". потирая из-мятую и опухшую багровую кисть руки. "

Одежда. Иешуа носит оборванную одежду: ". оборванный философ бродяга. " ". нищего из Эн Сарида. "

Глаза: ". Глаза его, обычно ясные, теперь были мутноваты. "

Манера двигаться. Бесшумная походка: ". связанный пошел за ним бесшумно. "

Улыбка: ". И в этом ты ошибаешься, – светло улыбаясь и заслоняясь рукой от солнца, возра-зил арестант. "

Происхождение и семья. Выходец из Галилеи: ". Подследственный из Галилеи. " Иешуа ро-дом из города Гамалы (по другой версии - из Эн-Сарида). Булгаков не завершил роман, поэтому в тексте присутствуют обе версии одновременно: ". – Откуда ты родом? – Из города Гамалы, – от-ветил арестант, головой показывая, что там, где то далеко, направо от него, на севере, есть город Гамала. " ". нищего из Эн Сарида. " Иешуа - сирота. Он не знает, кто его родители. У него вооб-ще нет родных: ". Меня – подкидыша, сына неизвестных родителей. " ". я не помню моих роди-телей. Мне говорили, что мой отец был сириец. " ". – Родные есть? – Нет никого. Я один в ми-ре. "

Одинокий, холостой. У него нет жены: "..Жены нет? – почему то тоскливо спросил Пилат, не понимая, что с ним происходит. – Нет, я один. "

Умный: ". Не притворяйся более глупым, чем ты есть. " ". Неужели вы, при вашем уме, до-пускаете мысль, что. "

Наблюдательный, проницательный. Он видит то, что скрыто от глаз других людей: ". Это очень просто, – ответил арестант по латыни, – ты водил рукой по воздуху, – арестант повторил жест Пилата, – как будто хотел погладить, и губы. " ". Истина прежде всего в том, что у тебя бо-лит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. "

Способен предчувствовать события: ". У меня, игемон, есть предчувствие, что с ним слу-чится несчастье, и мне его очень жаль. ". я вижу, что меня хотят убить. "

Способен лечить людей, но при этом он не врач. Каким-то чудом Иешуа снимает головную боль Понтия Пилата: ". Нет, прокуратор, я не врач, – ответил арестант. " ". мучения твои сейчас кончатся, голова пройдет. ". поверь мне, я не врач. "

Добрый. Он никому не причиняет зла: ". тот жестоким не был. " ". Иешуа, не сделавший ни-кому в жизни ни малейшего зла. " ". сейчас я невольно являюсь твоим палачом, что меня огорча-ет. "

Считает всех людей добрыми: ". ответил арестант, – злых людей нет на свете. " ". философ, выдумавший столь невероятно нелепую вещь вроде того, что все люди добрые. " ". Добрый чело-век! Поверь мне. "

Застенчивый: ". застенчиво ответил арестант. "

Речь. Умеет интересно говорить так, что люди ходят за ним по пятам: ". теперь я не сомнева-юсь в том, что праздные зеваки в Ершалаиме ходили за тобою по пятам. Не знаю, кто подвесил твой язык, но подвешен он хорошо. "

Грамотный: ". – Знаешь ли грамоту? – Да. "

Знает языки: арамейский, греческий и латинский: ". – Знаешь ли какой либо язык, кроме арамейского? – Знаю. Греческий. " ". – ты, может быть, знаешь и латинский язык? – Да, знаю, – ответил арестант. "

Трудолюбивый. Оказавшись в гостях у огородника он, помогает ему с огородом: ". Позавчера днем Иешуа и Левий находились в Вифании под Ершалаимом, где гостили у одного огородника, которому чрезвычайно понравились проповеди Иешуа. Все утро оба гостя проработали на огороде, помогая хозяину. "

Милосердный. Даже во время своей казни он заботится о других преступниках: ". Иешуа оторвался от губки и. хрипло попросил палача. " – Дай попить ему. "

Отношение к трусости. Считает трусость одним из главных пороков людей: ". он сказал, это, что в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость. "; "трусость, несомненно, один из самых страшных пороков. Так говорил Иешуа Га Ноцри. "

Безобидный человек, которого не за что казнить. Тем не менее, его казнят, как опасного пре-ступника: ". совершенно ужасно было бы даже помыслить о том, что такого человека можно каз-нить. " ". спасти от казни решительно ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача. "

Прощает людям их грехи. Так, Иешуа никого не винит в своей казни: ". Он сказал. что благодарит и не винит за то, что у него отняли жизнь. " ". он перед смертью сказал, что он никого не винит. "

Ученики. Есть единственный ученик - Левий Матвей (у Иисуса Христа было 12 учеников - это одно из отличий персонажа Иешуа от Иисуса Христа): ". ответил Левий Матвей, – я его уче-ник. " ". Ты, я знаю, считаешь себя учеником Иешуа. "

Всемогущий, бессмертный. Он - воплощение добра и света в противоположность князю тьмы Воланду: ". А что же вы не берете его к себе, в свет? (о мастере) – Он не заслужил света, он заслужил покой, – печальным голосом проговорил Левий. "

Маргарита

Красивая и умная женщина, жена «очень крупного специалиста», ни в чем не нуждавшаяся, не была счастлива. Все изменилось в момент встречи с Мастером. Полюбив, Маргарита становится его «тайной женой», другом и единомышленником. Она вдохновляет Мастера на роман, побуждает бороться за него.

Заключив сделку с Сатаной, исполняет роль хозяйки у него на балу. Милосердие Маргариты, просящей пощадить Фриду вместо просьбы для себя, защита Латунского, участие в судьбе Пилата смягчают Воланда.

Стараниями Маргариты Мастер спасен, оба покидают Землю со свитой Воланда.

Следующая цитата

С момента первого издания не иссякает притягательность романа Михаила Булгакова, обращаются к нему представители разных поколений, разного миропонимания. Причин тому – множество.

Главные герои «Мастера и Маргариты»

Произведение Булгакова представляет собой «роман в романе», и главные герои «Мастера и Маргариты» Булгакова в части, повествующей о пребывании Сатаны в Москве – Воланд, Мастер и Маргарита, Иван Бездомный.

Свита Воланда

Персонажи романа Мастера

Герои московского мира

Характеристика героев романа «Мастер и Маргарита» будет неполной без описания персонажей литературной и художественной Москвы, современной автору.

Алоизий Могарыч. Новый знакомый Мастера, представившийся журналистом. Написал донос на Мастера, чтобы занять его квартиру.

Барон Майгель. Работник зрелищной комиссии, в обязанности которого входило знакомство иностранцев с достопримечательностями столицы. «Наушник и шпион», по определению Воланда.

Бенгальский Жорж. Конферансье театра Варьете, известный всему городу. Человек ограниченный и невежественный.

Берлиоз. Литератор, председатель правления МАССОЛИТа, крупного московского литературного объединения, редактор большого художественного журнала. В разговорах «обнаруживал солидную эрудицию». Отрицал существование Иисуса Христа, и утверждал, что человек не может быть «внезапно смертен». Не поверив предсказанию Воланда о неожиданной своей смерти, гибнет, попав под трамвай.

Босой Никанор Иванович. «Деловой и осторожный» председатель жилищного товарищества дома, в котором находилась «нехорошая квартира».

Варенуха. «Известный всей решительно Москве знаменитый театральный администратор».

Лиходеев Степан. Директор Театра Варьете, сильно пьющий и не выполняющий своих обязанностей.

Семплеяров Аркадий Аполлонович. Председатель акустической комиссии московских театров, настаивающий во время сеанса черной магии в Варьете на разоблачении «техники фокусов».

Соков Андрей Фокич. Маленький человечек, буфетчик театра Варьете, жулик-сквалыга, не умеющий получать радость от жизни, зарабатывающий нетрудовые деньги на осетрине «второй свежести».

Краткое описание героев понадобится для того, чтобы легче разобраться в событиях краткого содержания романа «Мастер и Маргарита» и не теряться в вопросе «кто есть кто».

Воланд

Сатана, Дьявол, «дух зла и повелитель теней», могущественный «князь тьмы». Посетил Москву в роли «профессора черной магии». Воланд изучает людей, разными способами стараясь проявить их суть. Посмотрев на москвичей в театре-варьете, делает вывод о том, что они «обыкновенные люди, в общем, напоминают прежних, квартирный вопрос только испортил их». Давая свой «великий бал», вносит беспокойство и смятение в жизнь горожан. Бескорыстно принимает участие в судьбе Мастера и Маргариты, возрождает сожженный роман Мастера, позволяет автору романа сообщить Пилату, что тот прощен.

Настоящее обличье Воланд принимает, оставляя Москву.

Левий Матвей

Бывший сборщик налогов, считающий себя учеником Иешуа. Записывает все, что произносит Га-Ноцри, излагая услышанное в силу своего понимания. Предан своему учителю, снимает его с креста, чтобы похоронить, собирается убить Иуду из Кариафа.

Следующая цитата

Роман Мастера, главного героя произведения Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита», повествует о временах Ершалаима. В этой истории особое место занимает образ Иешуа Га-Ноцри, философа-бродяги, которого можно назвать идеальным персонажем.

Место героя в романе

Иешуа Га-Ноцри есть почти во всех сюжетных линиях романа «Мастер и Маргарита». Этот образ появляется в самом начале повествования и действует на протяжении всего сюжета, в том числе – в финале романа. После того как Иешуа фактически заканчивает свое существование, герой получает вечную жизнь, которую может проводить, беседуя с Понтием Пилатом.

Все произведение М. А. Булгакова построено на принципе двойничества. Ершалаимский мир идет параллельно с московским обществом. В двух мирах выделяются образы Иешуа и Мастера, которые имеют и своих последователей, и своих предателей. Левий Матвей – ученик Иешуа, а Иван Бездомный – ученик Мастера. Га-Ноцри предает Иуда из Кириафа, а Мастера – Алоизий Могарыч. Для полного раскрытия произведения, необходимо понимать, что оба мира тесно переплетены друг с другом.

В то же время образ Иешуа Га-Ноцри интересен в сюжетной линии, связанной со столкновением взглядов данного героя с взглядами Понтия Пилата. Несмотря на то что этих персонажей можно назвать антиподами с различными точками зрения на жизнь, друг в друге они нашли интересных собеседников. И их беседы наполнены философскими мыслями, интересными для всего повествования.

Бездомный Иван

Пролетарский поэт, написавший по заданию редактора антирелигиозную поэму об Иисусе Христе. В начале романа –, «человек невежественный», недалекий, считает, что «сам человек и управляет» своей жизнью, не может поверит в существование Дьявола и Иисуса. Не справившись с эмоциональным напряжением от встречи с Воландом, оказывается в клинике для душевнобольных.
После встречи с Мастером начинает понимать, что стихи его «чудовищны», обещает никогда больше не писать стихов. Мастер называет его своим учеником.

Список героев романа велик, все, кто появляется на страницах произведения, углубляют и раскрывают его смысл. Остановимся на наиболее значительных для раскрытия замысла автора персонажах «Мастера и Маргариты» Булгакова.

Характеристика образа

Характеристика Иешуа Га-Ноцри в наибольшей степени дается при помощи цитат. Портретная характеристика дана довольно скупо, потому что автор хотел, чтобы читатель обратил внимание на мировоззрение персонажа, на его мысли и взгляды на жизнь, а не на внешность. Иешуа – это человек, «не сделавший никому в жизни ни малейшего зла».

Несмотря на жизненные трудности и невзгоды, герой добр по своей природе. Он считает всех людей такими же добрыми: «Злых людей нет на свете». Добрым человеком герой называет даже Крысобоя. По мнению Иешуа, в мире нет злых людей, «есть только люди несчастливые».

Иешуа Га-Ноцри, хотя и является безобидным и ни в чем не виноватым человеком, никого не винит в предстоящей ему казне. Прощение – вот главный принцип Иешуа. Он прощает даже трусость Понтия Пилата, несмотря на то что считал самым главным людским пороком именно трусость. Иешуа умирает, ни разу за свою жизнь не предав собственные убеждения. Он чист перед самим собой.

Фагот-Коровьев

Старший подручный в свите Воланда, ему поручаются самые ответственные дела. В общении с москвичами Коровьев представляется секретарем и переводчиком иностранца Воланда, но непонятно, кто он в действительности: «маг, регент, чародей, переводчик или черт его знает кто». Он постоянно в действии, и, что бы ни делал, с кем бы ни общался, кривляется и паясничает, кричит и «орет».

Манеры и речь Фагота резко меняются, когда он говорит с теми, кто заслуживает уважения. С Воландом разговаривает почтительно, чистым и звучным голосом, Маргарите помогает распоряжаться на балу, ухаживает за Мастером.

Лишь при последнем появлении на страницах романа Фагот предстает в истинном образе: рядом с Воландом скакал на коне рыцарь «с мрачнейшим и никогда не улыбающимся лицом». Когда-то наказанный за неудачный каламбур на тему света и тьмы ролью шута на долгие века, теперь он «свой счет оплатил и закрыл».

Иешуа Га-Ноцри

Путешествующий из города в город философ. Он одинок, ничего не знает о своих родителях, считает, что по природе своей все люди добры, и придет время, когда «рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины» и никакая власть не будет нужна. Он говорит об этом с людьми, но за свои слова обвинен в покушении на власть и авторитет кесаря и казнен. Перед казнью он прощает своих палачей.

В заключительной части романа Булгакова Иешуа, прочитавший роман Мастера, просит Воланда наградить Мастера и Маргариту покоем, встречается вновь с Пилатом, и они идут, разговаривая, по лунной дороге.

Значение образа

Иешуа Га-Ноцри – своеобразный Иисус Христос в булгаковской версии. Существует множество точек зрения по поводу такого отождествления. Многие исследователи до сих пор спорят, является ли Иисус прототипом героя, почему герой назван именно так и с какой целью это сделал М. А. Булгаков.

Вероятнее всего, писатель не называет героя именем Иисуса, чтобы показать его человеческое начало. Отличается и возраст Иисуса Христоса и героя романа М. А. Булгакова. Иешуа не обожествлен, он простой человек, который страдает, боится, чувствует боль и радуется любому проявлению жизни. Га-Ноцри – образ человеческой любви к ближним, который в произведении выступает как доброе начало, противопоставленное злым началам (Воланд и его свита).

Перед писателем не было цели описать образ Христа, он показал простого человека, прототипом которого был сам Иисус.

Несмотря на то что образ Иешуа не имеет божественного начала, он идеален, показывает каждому читателю необходимость добра в мире. Только благодаря добрым поступкам человек может управлять целым миром. Не зря автор показывает то, что другие люди за ним «ходили по пятам». Даже то, что Иешуа смог избавить прокуратора от головной боли, говорит о силе этого человека.

Иешуа является человеком, философские мысли которого затрагивают душу каждого. Именно данный герой учит, что на свете не существует злых людей. Однако Иешуа не пытается распространить свое учение, он высказывает свои мысли в надежде, что они смогут быть поняты каждым человеком.

Читайте также: