И в каргель цитаты
Обновлено: 06.11.2024
Толкователь Откровения Святого Иоанна Богослова
© Издательство «Сатисъ», оригинал-макет, оформление, 2006
Не дивитесь сему: ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения
(Ин. 5, 28–29)Книга Откровения написана Апостолом Иоанном во время пребывания его на острове Патмосе в ссылке за свидетельство об Иисусе Христе. Иоанну было тогда около девяноста двух – девяносто трех лет.
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ ОТКРОВЕНИЯ ОТКРОВЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА (Откр. 1, 1–5)Откр. 1, 1–3. «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну, который свидетельствовал Слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел. Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающий написанное в нем, ибо время близко».
В первых трех стихах сказывается название и назначение этой книги, которую мы избрали предметом нашего исследования и изучения. Эту книгу мы не можем назвать Откровением Иоанна, так как Иоанн является только как бы секретарем, записавшим виденное и слышанное. Первый стих говорит, что это Откровение Иисуса Христа. Он открыл нам через Иоанна всю тайну будущего. С книгой Откровения связаны великие события, страшные видения, заключающие в себе пророческие тайны.
Для какой цели написано Откровение? А для того, чтобы мы более научились знать Христа, открывающегося в этой книге. Но разве Христос недостаточно ясно открыт для нас и в Ветхозаветных книгах, говорящих о Нем, когда Его еще не было на земле, и в четырех Евангелиях? Да, везде совершенно ясно описан Он нам как Богочеловек. В посланиях же глубоко и основательно описана вся Его Божественность и все Его учение. Во всех Новозаветных книгах рисуются земные моменты Его жизни. Откровение же постепенно показывает Его в той обстановке, в которой Он находится с Отцом на небесах до второго пришествия на землю. Тысячелетнее Царство и, наконец, вечность. Откровение Иисуса Христа исходит от Бога-Отца, но передано Сыну. Но не странно ли, что Отец дает Откровение Сыну, ведь Он тоже Бог! С тех пор, как Христос, явившись на землю, принял на Себя название Сына Человеческого, Он остается Им и теперь, вознесшись на небо. Им же Он остается и сидя на престоле одесную Отца. И Сыном Человеческим Он придет назад судить всех жителей земли. Отец предусматривает, предопределяет и предназначает по изволению воли Своей. Сын же с точностью исполняет все предписания Отца, с покорностью претерпев надругание и мучения. Отец дал Сыну этот драгоценный дар Откровения с определенным намерением показать рабам Своим славу величия Божьего, силу Его и мудрость. В этом показывается безграничная любовь Отца к рабам Его. Мы должны открыть очи, посмотреть и увидеть, как мы счастливы, ибо мы являемся рабами Господа, нам Он открывает тайну Свою и завет. Пс. 24, 14: «Тайна Господня – боящимся Его, и Завет Свой Он открывает им». Другим же, не рабам Его, в этой книге ничего нет, им нечего там искать. Она потому закрыта толкователям не возрожденным, что она не для них. Она нам указывает на начало исполнения, должного наступить вскоре после того, как Иоанн записал виденное и слышанное от Свидетеля Божьего.
Есть люди, которые, превращая истинный смысл прямого назначения книги Откровения, толкуют ее различно и превратно. Нам передано Откровение чудным и дивным образом: Бог дал Откровение Сыну, а Сын передал его Ангелу, Ангел же Иоанну, а Иоанн записал для нас. Таким образом, и мы включены в этот славный род, знающий тайны Божие.
Откр. 1, 2. Благодатный вестник, свидетель чудесного и славного Откровения Иоанна, представляется с трех сторон:
1. Как свидетель Слова Божия. В то время Слово Божие означало Ветхозаветные книги. Библия – Ветхий Завет – является камнем, основанием, на котором построено Евангелие.
2. Как свидетель Иисуса Христа, передавший то, что ему говорил и показывал Ангел – свидетель всех непосредственно славных дел Божиих.
3. Свидетельство «чему надлежит быть вскоре». Обетование, первый раз встречающееся в Откровении, заключается в блаженстве тех, кто придет ко Христу.
Мы становимся ответственными, если не читаем и не слушаем Откровений Божиих и не приближаемся к познанию Бога.
«Блажен читающий и слушающий слова пророчества». Этими словами сразу определяется содержание в характере всей книги, говорящей, что пророчества начинаются с первых же глав. Ложные толкователи говорят, что пророчества начинаются в Откровении только с 6-й главы. Но это неверно: повторение этого стиха мы встречаем и в последней главе Откровения. Там в седьмом стихе сказано: «Се, гряду скоро: блажен соблюдающий слова пророчества книги сей». Все заключенное между этими стихами, с первого до последнего, мы принимаем как пророчества. Однако одно слушание и чтение само по себе обещанного блаженства не принесет. «Блаженны соблюдающие» – под этими словами подразумевается святое хождение в свете этой книги, освещающей нас, наши поступки, ожидание Господа как скоро грядущего. «Время близко». Если тогда, когда Иоанн писал, время было близко, то насколько теперь, по прошествии девятнадцати веков, оно стало близко! Соблюдайте в точности слова пророчества, Господь при дверях! Мысли о том, что книга непонятна – неправильны. Наоборот, она и есть книга Откровения.
Откр. 1, 4. «Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был, и грядет и от семи духов, находящихся перед престолом Его».
Это приветствие Иоанна к церквям в Азии. Он с начала своего послания ставит собственное имя. В древнее время первым делом писали, кто пишет. Это имело важное значение. Получающий, прежде чем читать присланное, мог определить, кто пишет ему – его личность, характер. Все это имеет для читающего особое значение, известный вес. Так и Иоанн: после своего имени пишет имя получателя. В данном случае получателями являются семь церквей. В лице этих семи церквей послано Откровение всей Вселенской Церкви, всем детям Божиим, верующим, которые были, есть и будут.
В Азии тогда были сотни церквей, но Господь берет только семь, которые могли изобразить Вселенскую Церковь от Пятидесятницы до пришествия Христа.
Число «семь» в Откровении и в пророчествах – святая цифра, означающая полноту Божию и человеческую. Число «три» – Божественное, число «четыре» – человеческое. В Откровении много раз встречается и повторяется число «семь». Семь, без сомнения, пророческое слово. После обозначения адресата следует приветствие: «Благодать и мир от Бога». «Благодать и мир» – два блага, всегда желаемые Церквям Христовым. Под благодатью здесь подразумевается не тот первый дар, который получает грешник от Христа, когда приходит к Нему. Благодать значит: по благости давать, великое благорасположение Бога к Своим детям, через которые мы идем к Нему, как в широкую дверь Небесного Царства, чтобы получить все благословения. Благодать подводит нас к полноте Христа, которую мы должны брать для восполнения всякой нашей нужды. Нужно испытать, сколько мы имеем благодати.
В Послании Римлянам говорится об обилии благодати: «Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа» (Рим. 5, 17).
Благодать изменяет человека, и совершает в нем желаемое Богом совершенство, и укрепляет его. Апостол Павел пишет: «Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом» (2 Тим. 2, 1 и Евр. 13, 9). «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нам, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит. 2, 11–13). «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Пет. 4, 10). Еще сказано: «…возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Пет. 3, 18). «Благодать и мир». Мир первый – примирения, а второй – внутренний. Мир с Богом, приобретенный Христом на Голгофе для примирения людей с Богом. Этот мир остается и впоследствии таким. Не может ни умножиться, ни увеличиться. «Мир Божий» не создан, а находится в Боге и Христе от начала веков. Вот этот мир Иоанн желает и церквям, этот мир может быть в нас сильным или слабым. Он зависит от нашего отношения к Богу. Малейший, незначительный проступок – и мир Божий удаляется. Первый, мир спасения, остается. Христос говорит: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин. 14, 27). «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28).
Следующая цитата
Главная / Статьи / Церковь / Новые сведения о Каргеле РекламаРезультаты архивных исследований
06.01.2016Совсем недавно увидела свет книга Грегори Л. Николса «Каргель: развитие русской евангельской духовности» (СПб: Библия для всех, 2015). Впервые этот труд был издан на английском языке в 2011 году. Хочется поблагодарить автора и всех, кто приложил руку к переводу и изданию этой книги на русском языке. Евангельские верующие остро нуждаются в глубоких историко-богословских исследованиях.
Личность Ивана Вениаминовича Каргеля представляет для нас первостепенный интерес, поскольку он внес выдающийся вклад в формирование русского евангельского богословия. Немец по происхождению, он навсегда соединил свою жизнь с Россией, со служением русскому народу. Масштаб личности Каргеля таков, что к его жизни и богословскому наследию мы возвращаемся вновь и вновь. В нашей стране М.С. Каретникова бережно собрала и издала его труды, а также выступила составителем «Альманаха по истории русского баптизма» (выпуск 4), целиком посвященного Каргелю (СПб: Библия для всех, 2009).
Нужно сказать, что, несмотря на большой интерес и множество публикаций о нем в России и за рубежом, до сих пор не издана полная биография Каргеля, которая была бы непротиворечивой, очищенной от мифов и необоснованных догадок. Его жизнь по-прежнему вызывает у историков массу вопросов, а отдельные ее периоды почти неизвестны.
В предлагаемой статье делается попытка пролить свет на некоторые «белые пятна» в биографии Каргеля. Читатель познакомится с новыми сведениями, почерпнутыми из архивов.
Полное имя Каргеля
Свою книгу Г. Николс начинает словами: «Иоганн Г. Каргель (1849-1937) был одним из самых влиятельных руководителей русскоязычного евангельского мира, в котором его знали как Ивана Вениаминовича Каргеля. Он писал и учил на немецком и русском, используя оба вышеупомянутых имени в зависимости от того, с каким языком он работал» (С.17). Николс отмечает, что никому, включая потомков этой фамилии, сегодня неизвестно, что скрывает инициал «Г.» в его немецком имени.
Однако недавно на этот непростой вопрос все же был найден ответ. В Российском государственном историческом архиве (Ф. 821, оп. 133, д. 198, л. 60) содержатся сведения, что одним из проповедников Второй общины евангельских христиан г. Петрограда был мещанин этого города Иван (Иоганн) Готлиб Каргель, шестидесяти четырех лет. Таким образом, за таинственным инициалом «Г.» стоит второе имя Каргеля – Готлиб. В переводе на русский язык оно означает «любящий Бога», что как нельзя лучше отражает христианский характер Ивана Вениаминовича.
Указанные анкетные данные относятся к 1913 году. Они содержат и адрес, по которому в то время проживал Каргель со своими дочерьми: дом № 47 по 4-й линии Васильевского острова. Следует заметить, что ни одна из его дочерей не вышла замуж. Они все были глубоко преданы Богу и привязаны к отцу, в служении которого принимали самое деятельное участие.
Обращение к Богу
В другом петербургском архиве имеется дело, из которого мы узнаем, что в 1910 году Каргель Иван Вениаминович проживал по адресу: ул. Морская, 43 (особняк Н.Ф.Ливен); «турецкий подданный; в речах своих подчеркивает, что он уже 41 год, как познал Господа, обратившись в г. Глазго» (ЦГИА СПб. Ф. 19, оп. 102, д. 35, л. 627-628). Таким образом, информация об обращении Каргеля к Богу относится к 1869 году, что точно соответствует результатам исследования, проделанного Николсом (С.40).
О месте его обращения существуют две точки зрения. Николс пишет, что это произошло на пароходе во время плавания из Севастополя в Батум (Батуми). Он ссылается на письмо Каргеля Пашкову от 12 мая 1886 года.
Согласно же указанному нами архивному источнику, Каргель лично свидетельствовал, что его обращение произошло в г. Глазго (Шотландия). Впрочем, оба источника могут быть достоверны, если обращение произошло не мгновенно, а состояло из цепи событий. Однако этот вопрос требует дальнейшего изучения.
Начало служения Каргеля в Санкт-Петербурге
Николс пишет, что Каргель переехал жить в Санкт-Петербург из Сорочина (Волынь) в 1875 году, чтобы возглавить труд в местной немецкой общине баптистов, который им и совершался до 1880 года. Этому периоду в книге посвящена целая глава, которая содержит очень интересные и совершенно неизвестные широкому читателю подробности (С.65-98).
В дополнение к книге Николса будет интересно привести еще один практически неизвестный первоисточник. Это статья «Религиозные кружки в Петербурге», которая была напечатана в газете «Русский мир» за 20 января 1878 года. В ней говорится о различных группах верующих, собирающихся для проведения богослужений в столице, и среди прочего написано, что «баптисты, приютившиеся в Малой Подъяческой, признают крещение младенцев недействительным, а потому людей всех других религий почитают за язычников и заботятся об обращении их ко Христу. Одно время они подвергались преследованию полиции, но теперь это преследование брошено. Глава и представитель их перед нашим правительством – г. Карелль. Ежегодно за Малою Охтою совершают они крещение 30-летних «пробужденных» и «испытанных», погружая их на заре в Неву. У них нет священства и нет никаких церковных форм и обрядов. Собрания их происходят в Малой Подъяческой раза три в неделю; обыкновенно господин Каррель читает главу св.писания; затем наступает пауза, и то тот, то другой из присутствующих начинает толковать прочитанное, по вдохновению и согласно личному пониманию» (газета, назвав фамилию руководителя дважды, написала ее по-разному).
Позднее о тех же собраниях рассказал Н.Н. Животов в книге «Церковный раскол Петербурга» (СПб.: 1891). Написанное им содержит расширенную версию того, что ранее сообщала упомянутая газета. Животов пишет, что с разрешения г. Карелля, он был допущен «в молельню баптистов, на Малой Подъяческой улице». Собрание было переполнено прихожанами, к которым Карелль обращался на немецком языке, причем из русских там не было ни одного человека.
Животов пишет о нем: «Главным представителем баптистов много лет состоял доктор философии берлинского университета Карелль. Я познакомился с ним в семидесятых годах и был очень поражен огромною его начитанностью, обширными знаниями и блестящими ораторскими способностями. Карелль человек средних лет, красивой, представительной наружности».
Вероятнее всего, и газета «Русский мир», и Н.Н. Животов писали о Каргеле, поскольку именно он возглавлял в то время немецкую общину баптистов в Петербурге. Однако некоторое смущение вызывает фраза о наличии докторской степени у господина Карелля. Чтобы разрешить этот вопрос, мы вместе с историком К.А. Прохоровым из Омска в августе 2015 года сделали официальный запрос в Берлинский университет им. Гумбольдта. Проверка была осуществлена сотрудником университетского архива по следующим вариантам предложенной фамилии: Karell, Carell, Kargel… Она дала отрицательный результат: человек с такой фамилией в XIX веке в Берлинском университете докторскую степень не получал.
Исходя из полученных данных, мы считаем, что г. Карелль – это пастор Каргель, а неточное написание его имени и приписанная ему докторская степень пусть останутся на совести журналистов.
Еще в одном петербургском архиве содержатся сведения: «Каргель Иоганн Вениаминович, германский миссионер, долгое время работавший в России, турецкий подданный, возбудивший в 1910 году ходатайство о принятии его в русское подданство. 62 лет /1910 г./. Васильевский остров, 4 линия, д. 47, кв. 26. Дочери – Елизавета 22 лет, Мария 23 лет, Елена 27 лет, Анна 28 лет» (ЦГА СПб. Ф. 9620, оп. 1, д. 9, л.62).
Сопоставление этих анкетных данных с теми, что были приведены выше, говорит о том, что Каргель сменил турецкое подданство на русское и был приписан к мещанскому сословию г. Петрограда. Очевидно, это произошло в ноябре 1911 года, когда, согласно Проханову, один из членов Второй общины евангельских христиан должен был принять присягу по случаю его перехода в русское подданство (Проханов И.С. Записка о правовом положении евангельских христиан, а также баптистов и сродных им христиан в России, СПб.: изд. ВСЕХ, 1913, с.24).
Известно, что в период «победоносцевских» гонений турецкий паспорт хорошо защищал Каргеля от преследований и облегчал ему труд благовестника. Однако после 1905 года, в условиях пожалованной царем свободы вероисповеданий, пасторское служение было легче осуществлять, будучи русским подданным.
Еще одна загадка семьи Каргеля связана с его дочерью Анной. Была ли она старшей или младшей дочерью? О том, что Анна была младшей, пишет биограф Каргеля Д.Я. Турчанинов (Альманах. Вып. 4, с.64) и ряд других источников.
Но это утверждение не выдерживает проверки. Приведенная выше цитата из архивного документа свидетельствует, что Анна была старшей дочерью. Кроме того, этот архивный факт хорошо согласуется с результатами Николса (С.93-94), который дает рождение дочерей в следующей последовательности: Наташа (1882), Елена (1883), Мария (1886) и Елизавета (1887).
Правда, Николс называет старшую дочь Наташей. Откуда это имя? Оно взято Николсом из личных писем Каргеля и его жены Анны Александровны, адресованных Пашкову. Так 14 ноября 1884 года Анна Каргель пишет:
«Дорогой наш Господь мало того, что дал мне опять для Него работать, но вместе дал и силу исполнять ее. Хвала Ему и благодарение. Он вернул мне здоровье даже с избытком прежнего и дал это по молитве маленькой Наточки. Несколько времени тому назад, когда мне было почти невыносимо тяжело, так что едва могла ходить дома, она молилась и встав с колен просто-напросто заявила, что Иисус исцелил меня и что у меня больше ничего не болит; и вот с тех пор уже третий месяц я совершенно вполне здорова. И в детях Господь дает нам радость. Обе девочки растут здоровые. Наточка любит Иисуса. Любит о Нем говорить и слушать. Она уже поет некоторые любимые песни, чаще всего «Отчизна моя в небесах»» (Архив Пашкова, 2/13/031).
Дискутируя с Николсом, можно сказать, что по уменьшительному имени не всегда можно ясно судить о настоящем имени человека. Ласкательно ребенка могут называть и другим, «домашним», именем, тем более, когда имена матери и дочери совпадают, как это было у Каргелей. Каретникова разделяет взгляд, что первенца звали Анной (Альманах. Вып. 4, с. 22). Однако вопрос, почему в семье Анну называли Натой, требует дальнейшего выяснения.
Преждевременная смерть жены и дочери
Считалось, что жена Каргеля (ее имя и девичья фамилия - Анна Александровна Семенова) рано ушла из жизни, оставив мужа с четырьмя несовершеннолетними дочерьми. Она родилась 11 октября 1852 г. в Санкт-Петербурге, получила воспитание в Екатерининском институте, имела диплом домашней учительницы (Архив Пашкова, 2/13/100). Она принадлежала к кругу петербургских евангельских верующих, где с ней и познакомился Каргель.
О времени ее смерти существовали весьма разноречивые сведения. Так Каретникова относила это событие предположительно к 1888 или 1889 году (Альманах. Вып. 4, с.25). Согласно Николсу, она умерла между 1898 и 1901 годами (С.97). Точной информацией он не располагал, а изучение переписки Каргеля и Пашкова помогло лишь несколько локализовать возможное время смерти.
Между тем издававшийся Прохановым "Братский листок" сохранил точную дату смерти Анны Александровны Каргель (Некролог//Братский листок, май 1907, с.25-26). Она умерла от дифтерии 17 мая 1907 года, не дожив несколько месяцев до 55 лет. Таким образом, жизнь ее была более продолжительной, чем считалось до сих пор в кругу историков, и все ее дочери выросли и достигли совершеннолетия при живой матери.
Значительные расхождения существуют в оценке времени смерти старшей дочери Каргеля. Согласно приблизительной датировке Каретниковой, она умерла в 19-летнем возрасте около 1900 года (Альманах. Вып. 4, с.41).
Но такое утверждение входит в противоречие с архивным документом, выписка из которого была приведена выше, согласно которому в 1910 году Анна была жива и на тот момент ей было 28 лет. Зададимся вопросом: возможно ли примирить эту архивную информацию с существующим преданием о том, что старшая дочь Анна умерла достаточно рано? Если да, то, когда и при каких обстоятельствах она ушла из жизни?
Ответ мы находим через знакомство с воспоминаниями Софьи Ливен об И.В. Каргеле (журнал «Евангельская вера», №1, март 1940 г.). Ливен пишет: «Когда, в последние годы войны и в начале революции, наступил голод в городах, а в частности, и в Петербурге, тетя моя, княгиня Вера Федоровна Гагарина, пригласила Ивана Вениаминовича и его дочерей к себе в имение, в Тульскую губернию. Вместе с ними мы переживали тяжелые дни октябрьской революции и всякие волнения тех дней. Когда, благодаря сложившимся обстоятельствам, и тут стало невозможно жить, Иван Вениаминович с двумя дочерьми последовали зову одной из общин евангельских христиан в Курской губернии. Переезжая из общины в общину, он оказался в Сумах, где скончалась в больших страданиях его старшая дочь, Анна Ивановна».
Мы видим, что Софья Ливен подтверждает, что старшую дочь звали Анной, а не Наташей. Известно, что в Сумскую область Украины семья Каргелей прибыла в августе 1921 года (Воспоминания А.С.Коплика//Архив Российского Союза ЕХБ). Согласно Софье Ливен, в это время и отошла в вечность старшая дочь Анна. Ей не было и сорока.
Итак, благодаря новым архивным сведениям мы стали знать о Каргеле и его семье немного больше. Но успокаиваться рано. Наши представления о жизни Каргеля до сих пор содержат, с одной стороны, множество белых пятен, а с другой, немало мифов и внутренних противоречий, а, значит, необходимы дальнейшие и самые широкие исследования.
Можно не сомневаться, что архивы и крупнейшие библиотеки хранят для нас много новых открытий. Их результатом могло бы стать издание полной биографии И.В. Каргеля, которая детально и максимально достоверно осветила бы все периоды его жизненного пути. Такая книга была бы исключительно полезной, поскольку жизнь Ивана Вениаминовича была олицетворением полного посвящения Христу, примером глубокой духовности, подлинной мудрости, личной скромности и бескорыстия.
Следующая цитата
И. В. Каргель в 30-е годы.
Большое благословение испытывала церковь, принявшая Каргеля. Под влиянием наставлений старца жизнь многих детей Божьих обновилась. Обращались к Господу и люди из мира. По предложению Ивана Вениаминовича в церкви были организованы полуторамесячные библейские курсы. Много курсантов было также и из других церквей. Елена Ивановна, дочь Каргеля, проводила одновременно занятия с малограмотными, чему они были особенно рады. Нужно отметить, что все дочери Каргеля были глубоко духовными, полностью посвятившими себя Господу, и по примеру отца также были ревностны в служении.
В таком усердном труде прошло десять лет. Служение семьи Каргель сильно беспокоило силы ада, и вот пришло испытание. В церкви нашлись негодные люди из влиятельной среды, которые стали претендовать на дом Каргеля, затем продали его под снос. Старец смиренно уступил, сказав, что Отец Небесный не оставит его. Любящие братья помогли семье Каргель переехать в другое селение — Бережки (ныне Токари). По расположению детей Божьих Иван Вениаминович с двумя дочерьми (старшая Елена Ивановна возвратилась в Петербург) поселился в домике возле прекрасного соснового леса на берегу речушки Псел, в сорока километрах от города Лебедин.
Однако и здесь располагающая к покою тишина окружающей природы отступила. Во дворе домика, где жил Каргель, всегда можно было видеть посетителей. Приехавшие крестьяне любопытно заглядывали в окна, чтобы видеть Каргеля. День в семье Каргеля начинался утренней молитвой, перед которой отец проповедовал так, будто перед ним была огромная аудитория. После молитвы был легкий завтрак — пили чай. Затем два часа проходили в беседах с гостями, которых всегда было много. Мария и Елизавета продолжали беседовать с посетителями, а Иван Вениаминович с Библией уходил в лес.
Каргель дерзновенно призывал народ Божий к освящению. Он говорил, что христианин до тех пор будет порабощен греховными привычками и многими недостатками, пока не возжаждет исполнения Духом Святым. Только Дух Святой сможет привести христианина к обновленной жизни.
Каргель возгревал в народе Божьем жажду святости и полноты христианской жизни. Полагаем, что его призывы, как устные, так и письменные, удержали многих от осквернения и отступления в тяжелые времена испытаний.
Зрение его не притупилось
1932 год выдался голодным. Семья Каргель также испытывала нужду. Верующие были расположены им помочь, однако сами терпели недостатки. Тут из Ленинградской общины старейшему участнику евангельского движения — Каргелю — передали деньги. Сопровождала средства записка от служителей церкви, в которой были обозначены некоторые условия, после исполнения которых старец мог воспользоваться помощью. Нужно было заполнить анкеты с вопросами: об отношении к правительству; к военному вопросу; к резолюциям 9, 10 съездов Союза евангельских христиан и т. д.
Цена верности
Еще проходили богослужения, совершалось крещение, намечались миссионерские поездки, однако, черная туча гонений неумолимо надвигалась на церковь. Как и прежде, Каргель организовывал библейские курсы. Вот что рассказывал об этом старец Иван Васильевич Хобот, лично знавший Каргеля: «Ему было 82 года, когда он организовал библейские курсы и сам их проводил. Курсантов было человек 30. Они приезжали зимой на подводах из соседних сел и в период обучения жили в нашей деревне в домах верующих. В 1932 году молитвенный дом был закрыт, курсы прекращены, только в доме Каргеля проходили молитвенные собрания. Каждое утро в 9 часов в нем проходил час молитвы. Богобоязненные верующие приходили тайно, чтобы почитать Слово Божье и помолиться. Это были небольшие группы по 5—7 человек. Верующие тогда боялись общаться друг с другом, тем более приглашать в свой дом. Двери же дома Каргеля были открыты».
Верность Господу дорого обходится Его рабам в этом мире. На верных диавол ополчает все злые силы. Большую цену платил и Каргель, а также вся его семья. В августе 1936 года были арестованы обе дочери верного служителя, Елизавета и Мария.
«Когда арестовали дочерей Каргеля, он остался один и пожелал переехать в город Лебедин, — рассказывал Иван Васильевич Хобот. — Я погрузил сундуки с книгами на подводу (у него была богатая библиотека духовных книг) и рано утром, пока люди спят, лесом перевез его вещи в домик, стоящий на опушке».
Утешаясь, утешал
В этом домике жил неверующий старик. Дружески беседуя, они выяснили, что являются ровесниками. Старик похвалился приветливому жильцу новым гробом. Каргель же, показывая рукой на небо, спросил: «А там есть у тебя дом для твоей души?»
Каждый день он уходил в лес и там, опираясь на палочку, часами читал Библию под полюбившейся ему сосной и размышлял.
Сумская тюрьма
Через несколько дней после моего ареста арестовали больного Ивана Вениаминовича. Ему уже было 88 лет.
Из Лебединской тюрьмы в кузове грузовой машины нас отвезли в Сумскую. Посадили в подвальные камеры: пол цементный, полумрак. Я был во второй камере, а брат Каргель — в седьмой. С ним были еще пять братьев. Всем он свидетельствовал о Господе во всякое время.
Братья очень любили Ивана Вениаминовича и с жаждой слушали его наставления и слова ободрения. Они снимали с себя одежду и постилали на цементный пол вместо постели своему больному наставнику.
Во время ареста И. В. Каргеля сотрудники НКВД арестовали его ценную библиотеку духовной литературы. Опечатали кладовую со всеми его личными вещами, а спустя неделю сундуки с книгами увезли. Екатерина Ивановна Василец, член Лебединской общины, успела взять лишь Евангелие. «Заховай» (т. е. спрячь), — шепнула она верующей сестре и протянула драгоценную Книгу. Слово Божье в то время было дороже хлеба.
Отшествие
После тюрьмы Иван Вениаминович был настолько слаб, что поднимался с постели, держась за веревочку, привязанную к спинке кровати, и каждый день молился: «Ей, гряди, Господи!» С любовью служила ему вдова Екатерина Ивановна Василец. Ее мужа Михаила расстреляли в Новосибирском лагере. Эта сестра сделала для служителя Божьего все, что могла. Рискуя свободой, она приготовила его к погребению. В эти мрачные дни Бог был близок к Своему рабу до последнего его вздоха и открыл ему день отшествия.
В ночь с 21 на 22 ноября 1937 года не стало на земле великого мужа веры. Со светлой улыбкой перешел он к своему Господу, Которого так ожидал.
Там, на небе, встреча была иной, чем проводы на земле. Брат И. В. Каргель не нуждался в пышных похоронах, — его вход во врата рая приветствовал торжествующий сонм праведников и Тот, Которому он посвятил всю свою земную жизнь.
Сегодня его статьи печатают в брошюрах и журналах, книги издают тысячами экземпляров, но тогда, в день похорон, у его гроба собралась только горстка богобоязненных друзей, а три его дочери находились в узах.
Вслед за агнцем
Незадолго до смерти Ивана Вениаминовича приехала из Ленинграда его старшая дочь, Елена Ивановна, ухаживать за больным отцом. Однако это оказалось невозможным, так как за ней была установлена слежка и ей пришлось скрываться у друзей.
В обвинительном заключении было указано, что Е. И. Каргель якобы проводила контрреволюционную агитацию среди посещавших собрание верующих, в результате чего имели место провокации против организации колхозов. Дело передали на рассмотрение особой «тройки» УНКВД Харьковской области, постановлением которой от 9 декабря 1937 года Елена Ивановна Каргель была приговорена к высшей мере наказания — расстрелу. Приговор приведен в исполнение в полночь 16 января 1938 года в городе Сумы. Тело захоронено там же, на центральном городском кладбище. (В 1989 году Елена Ивановна реабилитирована посмертно.)
К чему призывал И. В. Каргель?
К чему призывал служитель народ Божий? — К освящению и неизменной верности Господу. «Из опыта мы знаем, — писал он, — что христианину недостаточно одного только имени и чистого учения. Чтобы быть христианином, надо быть оправданным и очищенным».
Записанные стенографистами 43 лекции Каргеля, прочитанные им на библейских курсах в Ленинграде, широко разошлись в среде верующих. Когда 28 марта 1938 года решением совета Ленинградской общины евангельских христиан последний молитвенный дом был закрыт, рассеянные верующие небольшими группками собирались по квартирам и с наслаждением читали «Толкование Откровения» И. В. Каргеля. Тогда лекции были в рукописях, и искренние христиане ими очень дорожили. Это был неоценимый клад духовных истин.
В книге «Христос — освящение наше» автор призывает всех искупленных детей Божьих к очищению и освящению, чтобы Дух Святой мог пребывать в нас и открыть нам неиссякаемый источник духовных сил.
Узники сибирских лагерей
Дочери Каргеля, арестованные в 1936 г., отбывали заключение в разных лагерях Сибири. В 1947 г. Елизавета Ивановна после десятилетнего срока тайно приезжала в г. Лебедин посетить могилу отца. Мария Ивановна отбывала 10 лет заключения (по некоторым сведениям больше) в г. Минусинске. Нужно сказать, что долгие годы их изгнаннической жизни в Сибири прошли в больших страданиях и нуждах, хотя их долю во многом старались облегчить и местные верующие, и все та же Екатерина Ивановна Василец, время от времени высылавшая им посылки с продуктами и одеждой.
Освободившись из уз и поселившись в Яшкино Кемеровской области, дочери Каргеля продолжили, насколько позволяли обстоятельства, переписку со многими верующими. Беседовали с посещавшими их друзьями.
Читайте также: