Хрущев о выставке авангардистов цитаты

Обновлено: 22.12.2024

История еще не знала столь резонансного события, которое произошло в 1962 году. Никогда еще Первый секретарь ЦК КПСС своим гневом и возмущением не рекламировал выставку советских художников. Не очень популярные в Советском Союзе, они в одночасье стали известными на весь мир. А все благодаря Никите Сергеевичу.

Никита Хрущев в 1960 году. Фото взято из открытых источников. Никита Хрущев в 1960 году. Фото взято из открытых источников.

Сегодня мы поговорим об одном из культовых случаев “Оттепели” – о выставке художников-авангардистов, которую посетил Хрущев.

Немного предыстории

Вообще, организация выставки, посвященной авангардизму, – необычное событие для культурной жизни страны. Советские люди не очень были знакомы с таким направлением художественной мысли. Наверное, они бы и не обратились к ней, если бы не Хрущев.

До прихода к власти Никиты Сергеевича в искусстве был провозглашен один художественный метод – социалистический реализм. Не будем вдаваться в его тонкости. Если хотите получить общее представление о нем, то просто вспомните книги Фадеева, Островского, Горького, Фурманова и Симонова. Или картины Герасимова и Дейнеки.

Картина Герасимова "И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле" – типичное произведение социалистического реализма. Изображение взято из открытых источников. Картина Герасимова "И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле" – типичное произведение социалистического реализма. Изображение взято из открытых источников.

Партия подчинила этому методу все сферы искусства – живопись, музыку, литературу, кино и скульптуру. Произведения, которые не соответствовали соц. реализму, не допускались до обычного советского человека: такие книги не печатали, а фильмы не показывали в кинотеатрах.

Но хрущевская “Оттепель” ослабила партийный контроль над искусством. Это привело к многообразию художественного представления. Поэтому организация авангардистской выставки стала возможной.

Культурный поход Хрущева

Несмотря на оживление культурной жизни страны после смерти Сталина, для советских людей некоторые направления искусства были необычными. Хрущев – не исключение. Он – простой советский человек, привыкший к соц. реализму.

Перед самой выставкой Первый секретарь был не в духе. Все еще помнили Карибский кризис, который сильно ударил по популярности Хрущева. К этому добавилось недовольство партийных художников – тех, кто состоял в Союзе художников СССР. Они давили на авангардизм, называя его “буржуазным изобразительным искусством”.

Автопортрет Бориса Жутовского – одного из художников выставки. Изображение взято из открытых источников. Автопортрет Бориса Жутовского – одного из художников выставки. Изображение взято из открытых источников.

В 1962 году он посещает ту самую выставку в Манеже, которая вызвала огромный интерес у жителей столицы: её посетили около 100 тысяч человек. Сопровождала его также партийная элита. Хрущев обошел выставку, все посмотрел, задал вопросы художникам, даже уточняя их происхождение. А потом он перестал сдерживаться.

"Что это за безобразие, что за уроды? Где автор? Что это за лица? Вы что, рисовать не умеете? Мой внук и то лучше нарисует."
Цитата Никиты Хрущева. Взята из открытых источников.

Хрущев полностью раскритиковал выставку. Это было удивлением не только для художников, но и для партийных деятелей.

"Ваше искусство похоже вот на что: вот если бы человека забрался в уборную, залез бы внутрь стульчака и оттуда, из стульчака, взирал бы на то, что над ним, ежели на стульчак кто-то сядет. Вот что такое ваше искусство. И вот ваша позиция, товарищ Неизвестный, вы в стульчаке сидите."
Цитата Никиты Хрущева. Взята из открытых источников.

Интересно, что этот самый Эрнст Неизвестный потом станет скульптором памятника Хрущеву на Новодевичьем кладбище после его смерти.

Никита Сергеевич сказал намного больше на выставке. Но, думаю, вы уже примерно поняли, что именно. Таким он запомнился интеллигенции Москвы.

Понравилась статья – ставьте лайки и подписывайтесь на канал.

Если у вас есть пожелания по темам будущих статей, то оставляйте соответствующие комментарии.

Следующая цитата

Выставка 1962 года в московском Манеже вошла в историю. Тогда, на волне оттепели, как ростки по весне, стали пробиваться из небытия художники-авангардисты. И дошло даже до того, что была организована выставка в самом центре Москвы.

Никита Хрущев кричит на художника Элия Белютина на выставке в московском Манеже. 1962 г. Никита Хрущев кричит на художника Элия Белютина на выставке в московском Манеже. 1962 г.

Накануне

После смерти Сталина в 1953 году большинству было очевидно, что кулак, в котором страна находилась столько лет, сжался уже так сильно, что кровь потекла. Необходимо было обновление и ослабление режима. В стране начинается оттепель.

Название этот период получил по одноименной повести Ильи Эренбурга, вышедшей в 1954 году. А в 1956, на ХХ съезде КПСС о новом этапе в жизни страны было объявлено с трибун. Никита Хрущев прочитал свой знаменитый доклад "О культе личности Сталина и его последствиях", возложив на бывшего "вождя народов" ответственность за преступления режима. Начинается десталинизация и эпоха невиданной для того времени свободы.

Ф. Шурпин. Утро нашей родины, кое. 1940-х гг. Вот это "классика" соцреализма. Ф. Шурпин. Утро нашей родины, кое. 1940-х гг. Вот это "классика" соцреализма.

Если говорить об искусстве, то сталинский соцреализм, единственное разрешенное искусство, был уже настолько закостенел и далек от реальности, что стал распадаться. Ослабла цензура , и у деятелей культуры появилось больше свободы для творческого поиска и экспериментов. Легче стало дышать неофициальному искусству. Оно стало более менее легальным.

К тому времени можно было выделить несколько направлений, на которые разделилось изобразительное искусство. Первое - переосмысление русских авангардистов начала 20 века, использование опыта западных мастеров.

На выставке работ Пабло Пикассо в ГМИИ им. Пушкина в Москве. 1956 г. На выставке работ Пабло Пикассо в ГМИИ им. Пушкина в Москве. 1956 г.

Огромным событием в этом смысле стала выставка Пабло Пикассо , которая прошла в 1956 г. сначала в московском ГМИИ, а затем в ленинградском Эрмитаже. Советское общество тогда всколыхнулось, люди ничего не понимали, но были в восторге. А художники увидели то, к чему многие из них стремились годами, но не могли встретить в условиях сталинского режима. Кстати, сама выставка была возможна, только потому что Пикассо был коммунистом.

А в 1959 году на Американской национальной выставке зрители увидели Поллока и Ротко, испытав не меньший шок.

Художник Леонид Рабичев вспоминал:

"Тогда почти каждого из нас сдерживала инерция тридцатых, сороковых годов, порожденная страхом репрессий, гибелью кумиров и родственников, деятельностью НКВД—КГБ, шепотом на кухне. В то же время в воздухе носились идеи — ну что-то наподобие “пражской весны”. Уже ходил по рукам и героический самиздат, в искусстве множились и расцветали в виде полунамеков идеи о самовыражении и свободе личности".

Второе направление - переосмысление соцреализма, отход от идеализации, изображение реальной жизни советского народа, так называемый "новый реализм" или "суровый стиль" (Г. Коржев, Т. Салахов, В. Попков).

Конечно, среди авангардистов было множество направлений, школ, самым ярким была студия «Новая реальность», основанная художником и педагогом Элием Белютиным . В основном она собрала художников-авангардистов, которые стремились через обобщение форм достигнуть внутреннего равновесия, разрушенного влиянием внешней агрессивной среды. Белютину и поступило предложение о том, чтобы собрать современных художников на выставке.

Выставка и разгром

До сих пор нет единого мнения, как такая выставка смогла состояться: была это провокация, ошибка, случайность. Искусство хоть и не было запрещенным, но и признанным назвать его было сложно. События перед выставкой развивались так стремительно, что " в моменте" осознать происходящее было непросто.

Началось все с того, что в ноябре 1962 года Элий Белютин впервые организовал выставку своих учеников в зале Доме учителя на Большой Коммунистической улице (на Таганке). На этой выставке побывали западные журналисты и остались в восторге от современных русских авангардистов. Многочисленные статьи, отзывы и даже небольшой фильм появились в западной прессе.

Элий Белютин. Элий Белютин.

Видимо, это обратило внимание и партийного руководства, которое захотело видеть таких художников на приближающейся выставке "30 лет МОСХа" , приуроченную к 30-летию московского отделения Союза художников СССР.

Э. Белютину позвонили буквально накануне и настойчиво предложили участвовать в грядущей выставке. А может это была провокация? Может это искусство хотели выставить, чтобы иметь возможность его заклеймить, показав, что запад как всегда неправ и не на то искусство обратил внимание? Неизвестно.

Никита Хрущев на выставке в Манеже, 1962 год. Никита Хрущев на выставке в Манеже, 1962 год.

И вот 1 декабря 1962 года выставка открылась. Работы авангардистов разместились в залах на втором этаже Манежа. Прибыла делегация с Хрущевым. Его сопровождали член Политбюро по идеологическим вопросам Михаил Суслов, секретарь Союза художников Владимир Серов и другие члены правительства и художники соцреализма.

Сначала Хрущева повели смотреть советских классиков, среди которых был Дейнека, Герасимов, Греков. Все было хорошо. Но на работах Роберта Фалька первый секретарь начал закипать.

Р. Фальк. Обнаженная. 1916 г. Хрущев сравнил обнаженную женщину с вареной картошкой. Р. Фальк. Обнаженная. 1916 г. Хрущев сравнил обнаженную женщину с вареной картошкой.

Помогли и сопровождающие, называвшие картины "мазней", а также космические суммы, за которые были куплены работы (а цены, кстати, были по старому курсу и на самом деле были мизерными). Хрущев предложил выехать умершему 4 года назад Фальку заграницу, заявив, что "такое искусство советскому народу не нужно".

П. Никонов. Геологи. П. Никонов. Геологи.

— Надо навести порядок. Что мы вот с этой мазней пойдем в коммунизм? Вот это является мобилизующим духовные силы народа на подвиг? Вот это? Картина должна вдохновлять человека, она должна его возвышать, вдохновлять на подвиг ратный, трудовой. А это что? Вот тянет осел осла, тянется как во времена старые обреченный на казнь, — возмущался Хрущев у картины Павла Никонова.

К художникам "Новой реальности" глава государства шел уже разгоряченный. Напряженно ожидавших его живописцев он встретил словами: "Ну, идите, показывайте мне свою мазню, так мне представили ваше искусство. Я тоже так думаю по тому, что я видел".

Элий Белютин вспоминал, спустя годы:

"Хрущев три раза обежал довольно большой зал, где были представлены 60 художников нашей группы. Его движения были очень резки. Он то стремительно двигался от одной картины к другой, то возвращался назад, и все окружавшие его люди тут же услужливо пятились, наступая друг другу на ноги. Со стороны это выглядело, как в комедийных фильмах Чаплина и Гарольда Ллойда. Первый раз Хрущев задержался на портрете девушки".
А. Россаль-Воронов. Портрет девушки. А. Россаль-Воронов. Портрет девушки.

— Что это? Почему нет одного глаза? Это же морфинистка какая-то!" - возмущался Хрущев. — Вот я хотел бы спросить, женаты они или не женаты; а если женаты, то хотел бы спросить, с женой они живут или нет? Это извращение, это ненормально.

Художник Леонид Рабичев вспоминал:

"Я внимательно следил за мимикой лица Никиты Сергеевича — оно было подобно то лицу ребенка, то мужика-простолюдина, то расплывалось в улыбке, то вдруг на нем обозначалась обида, то оно становилось жестоким, нарочито грубым, глубокие складки то прорезывали лоб, то исчезали, глаза сужались и расширялись".

13 художников стояли у своих картин и слушали ругань первого секретаря партии. Одновременно начали кричать и сопровождавшие его члены правительства. Раздавались возгласы "Арестовать их! Уничтожить! Расстрелять!". Суслов поднял кулаки и кричал: "Задушить их!". "Происходило то, что невозможно описать словами", — делился впоследствии Рабичев.

Л. Грибков. Поссорились. Л. Грибков. Поссорились.

Никита Сергеевич сначала напряженно пытался понять, что он видит, на какое то время замолкал, а затем громко, с ненавистью закричал: “Говно!”. И, подумав, добавил: “П*дерасты!”.

Л. Рабичев. Детство. Л. Рабичев. Детство.

— А это что?! Это картина?! Вот это «новое» в живописи! Мы имеем право послать вас на лесоразработки и чтобы вы там лес рубили и отработали затраты, которые государство затратило на вас, и это будет справедливо. Отработать должны народу, — возмущался первый секретарь перед работой Рабичева.

Белютин пытался объяснить Хрущеву смысл изображенного:

— Эти художники, которых вы видите, — начал я, взбешенный поведением премьера и решив не называть его по имени-отчеству, — много ездят по стране, любят ее и стремятся передать не только по зрительным впечатлениям, но и сердцем.
— Где сердце, там и глаза, — сказал Хрущев.
— Поэтому их картины передают не копию природы, а ее преображенный их чувствами и отношениями образ, — продолжал я, не реагируя на хрущевскую реплику. — Вот взять, например, эту картину Николая Крылова "Спасские ворота".
Н. Крылов. Спасские ворота. Н. Крылов. Спасские ворота.

— Какой это Кремль?! Оденьте очки, посмотрите! Что вы! Ущипните себя! И он действительно верит, что это Кремль. Да что вы говорите, какой это Кремль! Это издевательство. Где тут зубцы на стенах – почему их не видно? — не унимался первый секретарь.

Б. Жутовский. Автопортрет. Б. Жутовский. Автопортрет.
— Что это? спросил Хрущев, указывая на работу Жутовского
— Это мой автопортрет, — ответил Борис.
— Как же ты, такой красивый молодой человек, мог написать такое говно?
Борис Жутовский пожал плечами, в смысле — написал.
— На два года на лесозаготовки, — приказал кому-то Хрущев.

Творчество художников Б. Жутовского, Ю. Соостера, В. Янкилевского вызвало у Хрущева особенное негодование. Он потребовал запрета деятельности этих мастеров: "Запретить! Все запретить! Прекратить это безобразие! …И на радио, и на телевидении, и в печати всех поклонников этого выкорчевать!"

— Что это за лица? Вы что, рисовать не умеете? Мой внук и то лучше нарисует! Что это такое? Вы что мужики или п*дерасты проклятые, как вы можете так писать? Есть у вас совесть? Хрущев весь покраснел и брызгал слюной.

В. Преображенская. Васильсурск, город яблок.jpg В. Преображенская. Васильсурск, город яблок.jpg

К некоторым художникам он обратился лично. Почему то больше всего его волновал вопрос об отцах: "Вы помните своего отца? Вы его уважаете?" — пытал он мастеров. Видимо, считал такое искусство неуважением к своим корням.

Завершился обзор выставки знакомством со скульптурами Эрнста Неизвестного.

Неизвестный смело и решительно вышел навстречу Хрущеву и защищал свои работы, которые считал делом жизни. По словам скульптора, когда Хрущев подошел к его работам, начался "настоящий шабаш":

"Он кричал как резаный, что я проедаю народные деньги. Все вокруг тряслись от страха. Успокоившись, на прощание протянул мне руку: "Мне такие люди нравятся. В вас сидят ангел и дьявол. Имейте в виду, если победит дьявол, мы вас уничтожим!""

Хрущев, утомившись, обратился к секретарю ЦК Л. Ильичеву:

— Зачем вы меня сюда привезли? Почему не разобрались в этом вопросе сами?
— Вопрос получил международную огласку, о них пишут за границей, мы не знаем, что с ними делать, -растерянно ответил Ильичев.
— Всех членов партии — исключить из партии, — сказал Хрущев, — всех членов союза — из союза, — и направился к выходу.

Что было дальше

После такого шока художники долго не могли разойтись: стояли у Манежа и ждали арестов. Жили в страхе и некоторое время после выставки. А арестов не было. Времена изменились.

Но художники оказались вне рамок официального, разрешенного искусства и были загнаны в подполье. Там начал формироваться русский андеграунд.

А на следующий после разгрома день в газете "Правда" вышла обличительная статья по поводу художников-авангардистов. Толпы москвичей тогда бросились в Манеж, чтобы увидеть повод "высочайшей ярости", но не нашли и следа экспозиции. Не смогут они увидеть такой живописи вплоть до 90-х годов.

Борис Жутовский рассказывал, что общался с Хрущевым уже после его отставки. И якобы бывший генсек перед ним извинился, сказав:

"Ты на меня не сердись, зла-то не держи. Я ведь как попал в Манеж, не помню. Кто-то меня туда завез. Я ж не должен был туда ехать. Я же глава партии. А кто-то меня завез. И ходим мы внизу, и вдруг кто-то из больших художников говорит мне: "Сталина на них нет". Я на него так разозлился! А стал кричать на вас. А потом люди этим и воспользовались".

Павел Никонов тоже рассказывал, что уже после отставки Хрущев встретился с разгромленными им художниками:

"Он пошёл в Манеж, ребят, которые участвовали в обеих выставках, предупредили. Хрущёв опять встретился с теми, кого тогда раскритиковал, и сказал, что не совсем разобрался. Очень интересная была беседа, трогательная. Он отходчивый был, между прочим, мужик".

Но тем не менее, с художественной свободой было покончено 1 декабря 1962 года, и "оттепель" для "современной" живописи продолжалась всего лишь 6-8 лет.

Кстати, символично и даже парадоксально, что надгробный памятник Хрущеву соорудил тот самый Эрнст Неизвестный.

Что ж, вот такая забавная, да не очень история. Кажется, кто-то даже согласится с Хрущевым, учитывая отношение большинства к современному искусству. Я же воздержусь от личных высказываний. Выставка многое изменила в русской художественной жизни, и это факт. Она породила концептуальное искусство и андеграунд, о котором мы еще поговорим. Так что подписывайтесь и делитесь мнением!

Следующая цитата

Никита Сергеевич Хрущев был Первым секретарем ЦК КПСС, и почти все идеи, которые он воплощал в жизнь, сопровождал эмоциональными высказываниями. Они превратились в афоризмы, разлетевшиеся по стране тех – советских – времен. Они иллюстрировали события, происходящие в Советском Союзе.

Никита Сергеевич за словом карман никогда не лез!
«Мы покажем вам Кузькину мать!» – слова Хрущева, произнесенные 24 июня 1959-го в Сокольниках на выставке и показавшиеся странными иностранцам, были адресованы президенту Соединенных Штатов Ричарду Никсону. В устах некомпетентного переводчика на английском языке идиома прозвучала дословно: «Мы еще покажем вам мать Кузьмы!». Население Америки оказалось в замешательстве – какое-то время обычные американцы даже думали, что он имел в виду новое ракетное оружие.
Очередная фраза Никиты Сергеевича была адресована уже своим: «Нынешнее поколение людей будет жить при коммунизме». Он провозгласил это на 22 съезде компартии в 1961-м. И это сказал персонаж истории, который не мог накормить страну хлебом, зато накормил кукурузой – кормовой культурой по сей день засеяно полстраны.
А некоторые слова Хрущева, впоследствии ставшие афоризмами, звучали угрожающе. Например: «Мы вас закопаем!». Так глава государства интерпретировал тезис Карла Маркса, заявившего, что могильщиком капитализма станет социализм. Никита Сергеевич решил, что от теоретических заявлений пора переходить к делу.
Как-то раз Никита Сергеевич свел знакомство с рядовым представителем Сената США. На вопрос нашего главы государства – откуда он родом, американский чиновник, избранный народом, ответил, что он из Миннесоты из города Миннеаполис. Наш советский человек подошел к карте и обвел на ней населенный пункт, пояснив: «Это чтобы я не забыл, что этот город должен уцелеть, когда полетят наши ракеты».
Некоторые высказывания Хрущева звучали, как бред. К примеру, «Если вы начнете бросать ежей под меня, я брошу пару дикобразов под вас». А как должны были воспринять окружающие такой перл как: «Мы никогда не примем Аденауэра как представителя Германии. Если снять с него штаны и посмотреть на его задницу, то можно убедиться, что Германия разделена. А если взглянуть на него спереди, то можно убедиться в том, что Германия никогда не поднимется»?
И этот персонаж ругал авангардистов! Все же некоторые речи Н.С.Хрущева пронизывала и самоирония – «Политики везде одинаковы: они обещают построить мост там, где и реки нет».

Сказанные Хрущевым по случаю, к месту слова – охарактеризовали ту эпоху. Его высказывания, ставшие со временем афоризмами, настоящий скелет истории тех лет.
«Американская свинья и советская, я убеждён, что они могут вместе сосуществовать» (28 августа 1959 года) — Хрущёв рассуждает на тему мирного сосуществования после того, как сотрудник университета Айовы подарил ему символическую статуэтку свиньи.
«Обратно пекёть!» — ремарка по поводу жаркой погоды в Москве по возвращении из Индии.
«Ботинок Хрущёва» — широко распространён миф о том, что 12 октября 1960 года, во время заседания 15-й ассамблеи ООН, первый секретарь ЦК КПСС стал стучать ботинком по столу. В тот день шло обсуждение «венгерского вопроса», и Хрущёв, вместе с другими членами советской делегации, всячески пытался его сорвать. По свидетельствам современников Хрущёва, Анастаса Микояна и личного переводчика Хрущёва (лично присутствовавшего на том совещании), дело происходило следующим образом: у Хрущёва был не ботинок, а открытые туфли (наподобие современных сандалий). В момент выступления докладчика Хрущёв снял туфлю и принялся нарочито долго её рассматривать и трясти, подняв на уровне головы, а также несколько раз слегка стукнул ей по столу, как бы пытаясь выбить камешек, который якобы туда закатился. Этими действиями Хрущёв демонстрировал, что доклад ему не интересен.
На том же заседании Хрущёв назвал филиппинского докладчика «прихвостнем и холуём американского империализма», поставив в тупик переводчиков. Сын Хрущёва — Сергей, присутствовавший на том заседании ООН, рассказал, что туфля с Хрущёва слетела в толпе, а затем ему её принесла охрана. И он в знак несогласия с выступлением стал постукивать ей по столу. Фотография же с ботинком была признана Сергеем Хрущёвым современным фотомонтажом.
В массовом сознании сохранилось приписываемое Хрущёву обещание показать последнего попа по телевизору в 1980 году.

Следующая цитата

1 декабря 1962 года случилось событие, повергшее в шок советскую интеллигенцию, - посещение Никитой Сергеевичем Хрущевым выставки студии профессора Элия Белютина «Новая реальность» Московского отделения Союза художников СССР (МОСХ) и жесточайшая выволочка, которую он устроил художникам-авангардистам в выставочном зале «Манеж». Говорят, что вспышка Хрущева была искусно подстроена идеологом ЦК КПСС Сусловым и его сторонниками в Союзе художников.

Так, наверное, и было. Но все равно событие обросло легендами не меньше, чем якобы стучание Хрущевым ботинком по трибуне ООН (которого, кстати, в действительности не было). Одни участники встречи с Хрущевым уверяют, что он матерился и грозил им урановыми рудниками, другие - что лидер партии и правительства СССР в ярости срывал картины со стен. Но все смакуют, как он обзывал их «педерасами». И сходятся в одном - Хрущев продемонстрировал свое абсолютное бескультурье и показал себя тупым, ограниченным человеком всему миру. Никита Сергеевич действительно несколько раз употребил слова «педерасты» и «го. о» (кстати, свидетели говорят, что Хрущев буквально говорил «педерасы», но, видимо, грамотная стеногрфистка использовала правильный термин. - Прим. ред.). Но место нашлось не только им, но и концепциям.

Что говорил Хрущев на самом деле.

О ТВОРЧЕСТВЕ АВАНГАРДИСТОВ

- Я бы, например, сказал тем людям, которые увлекаются всякого рода мазней, не рисуют, не создают картины, а буквально мажут их: вы, господа, говорите, что мы, видимо, не доросли до понимания вашего искусства. Нет, мы, наш народ понимаем, что хорошо, а что плохо. И если эти, с позволения сказать «художники», которые не хотят трудиться для народа и вместе с народом, выразят желание поехать за границу к своим идейным собратьям, то пусть они попросят разрешения на выезд, в тот же день получат паспорта.

- Некоторые, видимо, стали стыдиться, что мы действительно, может быть, не доросли? Пошли к чертовой матери! Не доросли, что делать! Пусть судит нас история, а покамест нас история выдвинула, поэтому мы будем творить то, что полезно для нашего народа и для развития искусства. Сколько есть еще педерастов; так это же отклонение от нормы. Так вот это - педерасты в искусстве.

О ПРЕДНАЗНАЧЕНИИ СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА

- Картина должна вдохновлять человека, она должна его возвышать, вдохновлять на подвиг ратный, трудовой. А это что.

- Когда-то, в годы войны и после войны, я поддерживал очень дружеские отношения со скульптором Меркуловым (в действительности речь идет о скульпторе Меркурове, умершем в 1952 г. - Прим. ред.). Это хороший был человек. Когда я приезжал в Москву, он всегда звонил мне и приглашал к себе. Это был настоящий мужчина. Как-то раз он мне говорит: приходите в музей изящных искусств (на выставку картин, спасенных из Дрезденской галереи. - Прим. ред.). Это немножко будет и критикой звучать в адрес художников, здесь присутствующих. Он говорит: вот смотрите, вот это работа голландского художника - он назвал художника. Так вот, если наши художники нарисуют, говорит, надо дальше отходить; а здесь так нарисовано, что можно смотреть и в лупу; посмотрите, как он нарисовал - все поры видно. Вот это голландцы рисовали. И действительно, вы можете близко подойти, вы можете дальше отойти, у вас все равно представление не меняется, и вы можете долго стоять, смотреть и наслаждаться.

Ведь искусство не должно отталкивать, пугать. Он говорит: я страшно нарисую. Так вы должны страшным вызвать гнев - это одна цель, и другое - вызвать страх. И если крайность допустить, что ваше произведение начнет работать в одном направлении - вызовет только страх, это - капитуляция. А что вы преследуете?

- Вот художественное произведение литературы, вот ведь написал Солженицын об ужасных вещах (речь идет о повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», опубликованной в журнале «Новый мир» за несколько дней до выставки. - Прим. ред.), но он написал с позиций, зовущих к жизни. Вы говорите, я вижу тут море, воздух, то, что вы видите, это только вы видите. А этого недостаточно. Произведение тогда, когда другие видят.

«Обнаженная» Роберта Фалька стала отправной точкой для «закипания» Хрущева.

О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ВЛАСТИ, ОБЩЕСТВА И ХУДОЖНИКОВ

- Правительство не имеет права быть аморфным, оно должно проводить определенную политику в интересах народа. Эти скажут, что неправильно судят. Но не нам судить. Покамест народ нас держит, мы будем проводить ту политику, которую народ поддерживает. Нельзя играть в нейтралитет, вот о чем идет спор, а не о том, сколько чего. Дерьмо, хотя и маленькое, но оно аромат разносит и отравляет атмосферу.

- Вы обкрадываете общество. Человек, который не ворует, но не трудится с пользой для общества, а питается его благами, - вор. Вы тоже вор, потому что вы своим трудом полезного вклада в общее дело не делаете, а из общего котла вы берете, и это все - паразитизм. Вы живете в квартире: люди сделали цемент, люди сделали стекло, сделали квартиру. Какое вы имеете право жить в этой квартире, если вы ничего не делаете для общества?!

- Вы дайте нам списки, мы вам дадим на дорогу за границу, бесплатно довезем и скажем счастливого пути. Может быть, станете когда-нибудь полезными, пройдете школу капитализма, и вот тогда вы узнаете, что такое жизнь и что такое кусок хлеба, как за него надо бороться и мобилизовывать людей.

КАК СЛОЖИЛИСЬ СУДЬБЫ ХУДОЖНИКОВ ПОСЛЕ РАЗГРОМА

Элий Белютин, руководитель студии, после выставки построил свою мастерскую на дачном участке в Абрамцеве. В 60 - 70-х годах участвовал в выставках во Франции, Италии, Германии, США, Бельгии, Великобритании. В середине февраля 2012-го ему вернули его арестованную на той выставке картину «Не рыдай надо мной, мама», а 27 февраля он скончался в Москве на 87-м году жизни.

Борис Жутовский живет и работает в Москве. Начиная с 1964 г. его картины участвовали в выставках в самых разных странах мира, в том числе и в США. Вступил в Союз художников СССР (СХ) в 1969 году.

Эрнст Неизвестный, член СХ с 1955 года, до 1976 г. занимался художественной деятельностью в СССР, потом эмигрировал. Живет и работает в США, бывает в Москве.

Леонид Рабичев, член СХ с 1960 года и Союза писателей Москвы с 1993-го. Занимается книжной графикой, участвует в выставках, пишет стихи.

Владимир Янкилевский после выставки работал в книжных издательствах Москвы как художник-дизайнер. С 1975 года провел более 40 персональных и свыше 170 групповых выставок по всей планете. Живет и работает в Нью-Йорке, Москве и Париже.

На урановые рудники и лесозаготовки никто после выставки не попал.

Хрущев и Эрнст Неизвестный

Отдельная дискуссия у Хрущева случилась со скульптором Неизвестным.

Хрущев - Неизвестному:

- Вы интересный человек, вы на меня производите впечатление раздвоенного характера творческого: у вас и черт есть, и где-то есть и ангел. Вот сейчас идет борьба, кто из них победит. Я бы хотел, чтобы ангел победил.

- Вы хотите прикрыться именами крупных ученых. Я расскажу анекдот народный на эту тему. Вы физиолога Павлова знаете? Так вот рассказывают такой анекдот: идет он однажды по Невскому, проходит перед Казанским собором, снял шляпу и начал класть поклоны и крестить себя. А в это время улицу подметал дворник. Он оперся на метлу и говорит: советская власть, а сколько еще темных людей.

Потом Неизвестный вспоминал полемику в Манеже так:

- Интереснее всего то, что, когда я говорил честно, прямо, открыто и то, что я думаю, - я его загонял в тупик. Но стоило мне начать хоть чуть-чуть лицемерить, он это тотчас чувствовал и сразу брал верх. Я сказал: «Никита Сергеевич, вы меня ругаете как коммунист, вместе с тем есть же коммунисты, которые и поддерживают мое творчество, например, Пикассо, Ренато Гуттузо». Он хитро прищурился и сказал: «А вас лично это волнует, что они коммунисты?» И я соврал: «Да!». Словно почувствовав все это, он продолжал: «Ах, вас это волнует! Тогда все ясно, пусть вас это не волнует, мне ваши работы не нравятся, а я в мире коммунист номер один!»

Кстати, именно Неизвестный сделал памятник на могилу Хрущева. И взялся за него даже после того, как ему пообещали лишить его не только выгодных заказов, но и выдвижения на Государственную премию.

При подготовке материала использована «Стенограмма присутствия Н. С. Хрущева на выставке художников-авангардистов в Манеже».

Возрастная категория сайта 18 +

Читайте также: