Христос воскресе цитаты святых

Обновлено: 21.11.2024

За время, прошедшее с прошлой Пасхи, каждый из нас осознал, как хрупок окружающий мир, как быстро может разрушиться все, что еще вчера казалось таким привычным и незыблемым. И при этом всем нам был дан шанс по-настоящему ощутить, как неоценимо велик дар, принесенный всем нам распятым и воскресшим Христом. Дар знать: что бы ни случилось с нами и нашими ближними, Он рядом; что каким бы глубоким ни было отчаяние, ничто не может разлучить нас с Ним, а через Него и с нашими любимыми — ни здесь, в этом мире, ни в вечности. И в день Светлого Христова Воскресения мы можем только пожелать и вам, дорогие наши братья и сестры, и самим себе готовности этот безмерный дар принять.

Следующая цитата

свя­ти­тель Афа­на­сий Вели­кий:
Когда и нече­сти­вые толпою сте­ка­ются, чтобы празд­но­вать Пасху в обще­стве святых, и во время празд­не­ства славят Бога, Бог откло­няет (сла­во­сло­вие) их, говоря греш­нику: «Что ты про­по­ве­ду­ешь уставы Мои» ( Пс.49:16 )? и Дух Святый кротко отстра­няет их, говоря: «Непри­ятна похвала в устах греш­ника» ( Сир.15:9 ).

Похвально удер­жи­ваться от лукав­ства и без­за­кон­ных деяний для того, чтобы воз­можно было отпразд­но­вать Пасху при­ли­че­ству­ю­щим обра­зом; ибо тот, кто осквер­няет себя мер­зо­стями без­бож­ных, тот не может при­не­сти пас­халь­ную жертву Гос­поду Богу нашему.

…Что иное (пред­став­ляет) пас­халь­ное празд­не­ство, как не посто­ян­ное покло­не­ние Богу, как не позна­ние бла­го­че­стия и от сердца, без при­нуж­де­ния, исхо­дя­щая еди­но­душ­ная молитва?

Если мы, воз­люб­лен­ные, будем питаться этою спа­си­тель­ною пищею [ Мф.26:26-28 ], то будем совер­шать истин­ную Пасху.

Наш долг – не себе, но Гос­поду празд­но­вать Пасху, лико­вать не в себе, но в Гос­поде.

Наше же звание (кото­рым при­над­ле­жит и Пасха) свыше, и житель­ство наше на небе­сах, по словам Павла: «Ибо не имеем здесь посто­ян­ного града, но ищем буду­щего» ( Евр.13:14 ), и туда направ­ляя взоры наши, мы совер­шаем празд­не­ство над­ле­жа­щим обра­зом.

свя­ти­тель Фила­рет (Дроз­дов), мит­ро­по­лит Мос­ков­ский:
Вос­кре­се­ние Гос­пода нашего Иисуса Христа служит дока­за­тель­ством Боже­ства Иисуса Христа и нача­лом нашего вос­кре­се­ния.

До Вос­кре­се­ния Хри­стова многие из людей знали только землю, на кото­рой они явля­ются на крат­кое время и вскоре скры­ва­ются, неиз­вестно куда… Теперь, когда Хри­стос вос­крес и когда Ему, как Бого­че­ло­веку, дана «всякая власть на небе и на земле», не только небо сде­ла­лось дости­жи­мым, но даже соеди­ни­лось с землей так, что трудно найти между ними предел и раз­ли­чие, ибо и на земле явля­ется Боже­ство, и на небе чело­ве­че­ство.

пре­по­доб­ный Симеон Новый Бого­слов:
Слав­ное Вос­кре­се­ние Хри­стово есть соб­ствен­ное наше вос­кре­се­ние, кото­рое мыс­ленно совер­ша­ется и про­яв­ля­ется в нас, умерщ­влен­ных грехом, через Вос­кре­се­ние Хри­стово.

свя­ти­тель Нико­лай Серб­ский:
Победа Хри­стова есть един­ствен­ная победа, коей могут радо­ваться все чело­ве­че­ские суще­ства от пер­во­здан­ного и до послед­него. Всякая другая победа на земле раз­де­ляла и раз­де­ляет людей… Нет на земле побед­ной радо­сти, что не отрав­лена зло­рад­ством: обыч­ный побе­ди­тель земной раду­ется сколько своему смеху, столько и слезам побеж­ден­ного про­тив­ника…

Вос­кре­се­нием Своим Хри­стос побе­дил грех и смерть, сокру­шил мрач­ное цар­ство сатаны, осво­бо­дил пора­бо­щен­ный род чело­ве­че­ский и снял печать с вели­чай­ших тайн Бога и чело­века.

свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст:
Вос­крес Хри­стос, и ты [ад] низ­вер­жен! Вос­крес Хри­стос, и пали демоны! Вос­крес Хри­стос, и раду­ются ангелы! Вос­крес Хри­стос, и тор­же­ствует жизнь! Вос­крес Хри­стос, и никто не мертв во гробе! Ибо Хри­стос, вос­став из Гроба, — пер­ве­нец из умер­ших. Ему слава и дер­жава во веки веков!

День Вос­кре­се­ния Гос­пода нашего Иисуса Христа – осно­ва­ние мира, начало при­ми­ре­ния, пре­кра­ще­ние вражды, раз­ру­ше­ние смерти, пора­же­ние диа­вола.

Иудеи празд­нуют пасху земную, отверг­нув небес­ную, мы же, празд­нуя пасху небес­ную, оста­вили земную.

Пасха по пере­воду значит про­хож­де­ние, – когда губи­тель, изби­вая пер­вен­цев, про­хо­дил (мимо) дома евреев. Мимо нас губи­тель дей­стви­тельно прошел, так как он совер­шенно навсе­гда оста­вил нас, воз­дви­га­е­мых Хри­стом к вечной жизни.

пре­по­доб­ный Нико­дим Свя­то­го­рец:
По спра­вед­ли­во­сти нам, пра­во­слав­ным, сле­дует про­све­титься сего­дня и празд­но­вать Пасху, поскольку Вла­дыка Хри­стос пере­вел нас не из земли в землю, то есть из земли Еги­пет­ской в землю обе­то­ва­ния и из насе­лен­ного места в пустыню Синай­скую, как пере­вел Он древ­ний Изра­иль, но пере­вел нас от смерти к жизни и от земли и зем­ного пере­вел нас к Небу и небес­ному.

свя­ти­тель Лука (Войно-Ясе­нец­кий):
Безумно сомне­ваться в истин­но­сти Вос­кре­се­ния Хри­стова, ибо если мы не верим в то, что Гос­подь Иисус Хри­стос вос­крес и вос­крес­нем все мы, значит, мы отвер­гаем все учение Его, все дела Его, все, что Он явил миру… Тот, кто отвер­гает чудо Вос­кре­се­ния Христа, низко падает в нрав­ствен­ном досто­ин­стве, ибо не верит в без­услов­ное добро, в святую истину.

Потому именно так велик для нас, такой радо­стью напол­няет сердца наши празд­ник Вос­кре­се­ния Хри­стова, что Хри­стос Своим вос­кре­се­нием удо­сто­ве­ряет, что будет и все­об­щее вос­кре­се­ние, ибо Он был первым из вос­крес­ших. Пер­ве­нец Хри­стос, потом Хри­стовы в при­ше­ствие Его. Такова наша вера. Этим объ­яс­ня­ется и свет­лая радость наша в вели­кий день Вос­кре­се­ния Хри­стова.

свя­ти­тель Гри­го­рий Бого­слов:
…Вели­кая и свя­щен­ная Пасха, и очи­ще­ние всего мира! – буду бесе­до­вать с тобой, как с чем-то оду­шев­лен­ным. Слово Божие, и свет, и жизнь, и муд­рость, и сила! – все твои наиме­но­ва­ния меня радуют.

Пасха! Она у нас празд­ни­ков празд­ник и тор­же­ство тор­жеств; настолько пре­вос­хо­дит все тор­же­ства, не только чело­ве­че­ские и земные, но даже Хри­стовы и для Христа совер­ша­е­мые, насколько солнце пре­вос­хо­дит звезды.

В этот Вели­кий день Хри­стос при­зван из мерт­ве­цов, кото­рым упо­до­бился. В этот день Он отра­зил жало смерти, сокру­шил мрач­ные затворы ада, даро­вал сво­боду душам. В этот день, вос­став от гроба, Он явился людям, для кото­рых родился, умер и про­буж­ден из мерт­вых, чтобы мы, воз­рож­ден­ные и избе­жав­шие смерти, вос­кресли с Ним, вос­крес­шим.

свя­ти­тель Амфи­ло­хий Ико­ний­ский:
Ныне суро­вость диа­воль­ской зимы изгнана и радость небес­ного луга вновь вос­си­яла, ныне печаль умер­ших отсту­пила, потому что пришел свет вос­кре­се­ния.

пре­по­доб­ный Исихий Иеру­са­лим­ский:
Сего­дняш­нее тор­же­ство – в честь победы, братия, победы Все­царя, Сына Божия. Ибо ныне диавол терпит пора­же­ние бла­го­даря Рас­пя­тому, а наш род раду­ется бла­го­даря Вос­крес­шему.

Этот день бла­го­вест­вует радость, ибо в этот день вос­крес Гос­подь, вос­кре­сив с Собою сонм Адамов: Он полу­чил рож­де­ние через чело­века и вос­крес в чело­веке.

Ныне бла­го­даря Вос­крес­шему рай отверст, Адам ожи­во­тво­ря­ется и Ева уте­ша­ется, число избран­ных умно­жа­ется и Цар­ствие уго­тов­ля­ется, чело­век спа­са­ется и Хри­стос при­ем­лет покло­не­ние.

святи­тель Кирилл Туров­ский:
Поис­тине велик день сей не потому, чтобы он имел больше часов, но ради вели­ких чудес, совер­шен­ных Спа­си­те­лем нашим Иису­сом Хри­стом. Ныне Ангелы с людьми ликуют и люди освя­ща­ются Гос­по­дом, при­емля Духа Свя­того.

свя­ти­тель Епи­фа­ний Кипр­ский:
Ныне пре­кра­щен плач смерт­ных и вос­сиял свет Вос­кре­се­ния – знак высшей Божией любви к нам. Ныне смерть, кото­рой должен был под­верг­нуться чело­век, Хри­стос раз­ру­шил Своей смер­тью, пред­ста­вив в цену искуп­ле­ния: за душу – душу Свою, за тело – Тело Свое, за чело­века – Чело­века, за смерть – смерть.

свя­ти­тель Амвро­сий Медио­лан­ский:
Сего­дня Вос­кре­се­нием Хри­сто­вым открыта пре­ис­под­няя, земля обнов­ля­ется кре­ще­нием огла­шен­ных, небо отвер­за­ется Духом Святым. Откры­тая пре­ис­под­няя воз­вра­щает мерт­вых, обнов­лен­ная земля про­из­ра­щает вос­кре­ша­е­мых, отвер­стое небо при­ем­лет вос­хо­дя­щих. Пре­ис­под­няя воз­вра­щает узни­ков к гор­нему, земля шлет погре­бен­ных на небо, небо им вос­при­я­тых пред­став­ляет Гос­поду.
Поелику Хри­стос, приняв чело­ве­че­ское тело, для того и посвя­тил себя, в таин­стве Пасхи, на стра­да­ние, чтобы всякий, полу­чив­ший чрез веру уча­стие в сем даре, по спра­вед­ли­во­сти мог почесться достой­ным уча­стия и в бла­жен­стве Гос­пода.

свя­ти­тель Мака­рий, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский:
Пасха – празд­ник все­мир­ный и вели­чай­ший… Ибо Вос­кре­се­ние Хри­стово корен­ным обра­зом изме­нило и землю, и ад, и Небо…

пре­по­доб­ный авва Доро­фей:
Пасху совер­шает душа, исхо­дя­щая из мыс­лен­ного Египта, т.е. греха. Ибо когда душа пере­хо­дит от греха к доб­ро­де­тели, тогда совер­шает она Пасху Гос­поду: Пасха Гос­подня есть пере­ход от зла к добру.

пре­по­доб­ный Феодор Студит:
Вот и насту­пило Святое Вос­кре­се­ние. Будем вни­ма­тельны, чтобы нам про­ве­сти этот празд­ник светло и бого­лепно, потому что это Пасха – первый и вели­чай­ший дар Божьего домо­стро­и­тель­ства. С помо­щью бла­го­го­ве­ния обуз­даем свое тело так, чтобы, хотя и пере­ме­нится пища, не изме­ни­лось наше духов­ное состо­я­ние. Душа раду­ется при­ходу Пасхи, потому что она несет ей покой и облег­че­ние от мно­же­ства трудов.

свя­щен­но­му­че­ник Сера­фим (Чича­гов):
Вос­кре­се­ние Христа в нас, в наших серд­цах, дока­зы­ва­ется … не одним отве­том: воис­тину вос­кресе! Оно под­твер­жда­ется радо­стью о Гос­поде и дока­зы­ва­ется любо­вью ко Христу.

Следующая цитата

М ы прощены, мы спасены и искуплены – Христос воскресе! В этих двух словах все сказано. На них основана наша вера, наша надежда, любовь, христианская жизнь, вся наша премудрость, просвещение, Святая Церковь, сердечная молитва и вся наша будущность. Двумя этими словами уничтожены все бедствия человеческие, смерть, зло и дарованы жизнь, блаженство и свобода! Какая чудодейственная сила! Можно ли устать повторять: Христос воскресе! Может ли надоесть нам слушать: Христос воскресе!

Но все ли мы понимаем истинное значение этих двух слов: Христос воскресе! Что значит: Христос воскресе? Ведь Христос воскрес не сегодня, не вчера, а много, много веков тому назад. Кто же в наше время может сомневаться, что Христос действительно воскрес на третий день по смерти? Никто! А потому, что же мы свидетельствуем, отвечая на привет «Христос воскресе!» словами «Воистину воскресе»? Свидетельствуем ли мы только нашу веру или еще другое?

Христиане должны участвовать в самом Воскресении Христа. «Аще же Христос не воста, суетна вера наша» (1 Кор. 15, 17) – говорит святой апостол, и, следовательно, мы празднуем величайший христианский праздник – всех праздников праздник, ибо на Воскресении Христовом основано само христианство. Но должно ли состоять это празднование лишь в соблюдении церковного устава и в одном нашем присутствии в храмах? Где же внутренний, духовный смысл праздника? Одно воспоминание о великом мировом событии, Воскресении Христовом, может ли принести нам спасение? Нет, христиане должны участвовать в самом Воскресении Христа! Как участвовать? Таинством покаяния и причащения Святаго Тела и животворящей Крови Спасителя, дабы соединиться с Ним – воскресшим Искупителем. В дни Великого поста, в дни покаяния, очищения и возрождения мы должны обновить свои сердца, дабы воскрес в них Христос. Поэтому, кто не участвовал в самом Воскресении Христовом, тот не разумеет и не вмещает в себя истинное значение этих слов «Христос воскресе!» и ответа «Воистину воскресе!»

Воскресение Христа в нас, в наших сердцах доказывается также не одним ответом «Воистину воскресе!» Оно подтверждается радостью о Господе и доказывается любовию ко Христу. Кто любит, тот понимает любовь Божию и не сомневается в ней. Но вспомните, возлюбленные братья и сестры, нашу недавнюю исповедь, как вы каялись в том, что иногда ропщете на Бога, сомневаясь в Его милосердии, как вы обвиняли Господа в своих незаслуженных скорбях и непосильных страданиях, даже в нежелании услышать ваши молитвы! Вспомните, как, живя в грехе, вы были склонны считать Господа немилосердным, глухим и слепым к вашему горю и нуждам! Но теперь, воссоединившись со Христом, сознали ли вы, что Он – Бог Любви, Бог милующий, а не наказующий? Если вы действительно сознали эту истину, то, несомненно, поняли Бога в Его помышлении, полюбили Господа от чистого сердца, Христос воскрес в вас, и можете теперь сознательно ответить на радостный привет христианский «Христос воскресе!» – словами «Воистину воскресе!» Аминь.

Следующая цитата

Понять смысл и значение главного православного праздника важно для каждого верующего человека. Для помощи в этом мы подобрали слова Отцов Церкви, старцев, духовных писателей и проповедников Православной Церкви о Христовом Воскресении.

1

Святитель Григорий Богослов

Пасха! Она у нас праздников праздник и торжество торжеств; настолько превосходит все торжества, не только человеческие и земные, но даже Христовы и для Христа совершаемые, насколько солнце превосходит звезды.

2

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Христос есть Жизнь! Он много раз говорил о Себе именно как о носителе жизни и воскресения, как источнике жизни вечной, нескончаемой для тех, кто будет верить в Него. Христос воскрес! — и да возрадуется душа наша о Господе. Христос воскрес! — и исчезает страх перед смертью. Христос воскрес! — и наши сердца наполняются радостной верой, что вслед за Ним воскреснем и мы.

3

Святитель Иоанн Златоуст

Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?! Воскрес Христос, и ты низвержен! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе! Ибо Христос, восстав из Гроба, — первенец из умерших. Ему слава и держава во веки веков! Аминь».

4

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

Потому именно так велик для нас, такой радостью наполняет сердца наши праздник Воскресения Христова, что Христос Своим воскресением удостоверяет, что будет и всеобщее воскресение, ибо Он был первым из воскресших. Первенец Христос, потом Христовы в пришествие Его. Такова наша вера. Этим объясняется и светлая радость наша в великий день Воскресения Христова.

5

Митрополит Сурожский Антоний (Блум)

Воскресение Христово — это победа любви; оно нам говорит, о том что, любовь, которая принимает смерть, тем самым делается бессмертной, делается сильнее смерти.

6

Протоиерей Александр Шмеман

Христос воскрес, и Его воскресение мы будем праздновать в пасхальную ночь. Но для нас, в этом мире живущих, наступила с Христом и как бы сквозь всю нашу жизнь продолжается Великая Суббота. Она продолжается и для усопших.

Мы ждем Воскресения мертвых и жизни будущего века. Мы знаем и верим, что смертью Христовой «жало смерти» разрушено, и смерть перестала быть безнадежным концом, распадом и разлукой навсегда.

От воскресшего Христа, от Его жизни, воссиявшей из гроба, мы все время «наполняемся бесконечной Его жизнью, нас­лаждаемся неистощимой Его пищей.

7

Архимандрит Иоанн Крестьянкин

Пасха, двери райские нам от­верзающая», — поем мы в Пасхальном каноне. Не бывает, дорогие мои, радости светлее, чем наша пасхальная радость. Ибо мы радуемся тому, что в Воскресении открылась наша вечная жизнь.

Наша радость пасхальная — это радость о преображении (изменении) всей нашей жизни в жизнь нетленную, в стремлении нашем к неумирающему добру, к нетленной красоте.

8

Протоиерей Георгий Флоровский

Пасха — день вселенской радости и мира. Торжествует и радуется весь мир, всякое дыхание и вся тварь. Ибо Господь победил и разрушил смерть, упразднил «державу смертную» — власть смерти. И с Воскресением Христовым надо всем творением уже занялась и загорелась заря грядущего всеобщего Воскресения, — его же чаем: «и жизни будущего века».

Пасхальная радость беспредельна, в ней растворяется всякая скорбь и сомнения. Забываются обиды и огорчения: «и нена­видящим нас простим вся воскресением». Ни облачка грусти и темных воспомина­ний не должно затенять све­тозарное небо светоносной пасхальной ночи.

Христос воскрес!

9

Каждая минута жизни истинного христианина должна быть наполнена Пасхальной радостью. Я есмь воскресение и жизнь, сказал Господь, верующий в Меня, если и умрет, оживет.

Воскресение Христово даровало нам подлинную свободу и наполнило бытие человека смыслом и надеждой. Самое же главное — оно открыло путь в Жизнь Вечную всякому верующему во Христа и пребывающему в Церкви.

Поэтому нет причин для отчаяния, уныния, страха у тех, кто любит Христа и следует за Ним во всех обстоятельствах своего земного пути, ибо Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших.

10

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

Святая Мария Магдалина была самой ревностной проповедницей Евангелия Христова. Ее сердце пылало такой безмерной отвагой в этом великом деле, что не побоялась она в день Пасхи предстать пред лицом самого императора римского Тиверия; она поднесла ему красное яичко и приветствовала: «Христос воскресе!» Она проповедовала императору о Христе, и ее проповедь была так сильна, что он уверовал во Христа.

Проповедями вы блистать не можете, но проповедовать о Христе жизнью своей и хотя бы слабыми словами своими вы все можете. Подражайте же все святым женам-мироносицам.

11

Святитель Лука Войно-Ясенецкий

Во что бы мы тогда верили, если бы не воскрес Христос? Как могли бы веровать в вечную правду, в Божию абсолютную справедливость? Если бы Христос не воскрес, то вся проповедь апостолов о Христе не имела бы силы. Вера наша в Него была бы тщетной, безнадежной, ибо «если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес».

Если не верить воскресению мертвых, то и Христа Бог не мог бы воскресить, поэтому умершие во Христе погибли бы.

Читайте также: